Научная статья на тему 'Востребованные профессии в сфере массмедиа: методика быстрого прогнозирования'

Востребованные профессии в сфере массмедиа: методика быстрого прогнозирования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2981
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ-СЕССИЯ / ПРОФЕССИЯ ЖУРНАЛИСТ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / СЕЛЕКТОР КОНТЕНТА / FORSAYT-SESSION / PROFESSION JOURNALIST / CONVERGENCE / CONTENT SELECTOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич, Коханая Ольга Евгеньевна

На экспертной форсайт-сессии «Востребованные компетенции в индустрии медиа-2030», организаторами которой являлись Московский центр управления «Сколково» и «Агентство стратегических инициатив», а участниками, в основном, работодатели сферы масс-медиа и индустрии развлечений, в сентябре 2014 года были высказаны идеи о том, что в современном мире в условиях новых технологических решений, развития новых информационно-коммуникационных технологий возникает необходимость в подготовке такого специалиста в области медийных технологий, который сможет работать и в цифровом варианте изображения, и с текстом, и со звуком, собирая, компилируя контент. По мнению организаторов и участников форсайт-сессии, подготовка специалистов, создающих оригинальные тексты, представляется неактуальной: предполагаются наиболее востребованными в ближайшей перспективе селекторы контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич, Коханая Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMANDED PROFESSIONS IN THE SPHERE OF MASS MEDIA: TECHNIQUE OF FAST FORECASTING

At expert forsayt-session “Demanded Competences of the Industry media-2030” which organizers were the Moscow control center “Skolkovo” and “Agency of strategic initiatives”, and participants employers of the sphere of mass media and show business, representatives of the sphere of professional education in September, 2014 were stated ideas that in the modern world in the conditions of new technological decisions, development of new information and communication technologies there is a need for training of such expert in the field of media technologies who will be able to work and in digital version of the image, both with the text, and with a sound, collecting, compiling content. According to organizers and participants of forsayt-session, training of some experts, for example, creating original texts is represented irrelevant: new professions are assumed the most demanded in the short term: selector of content, mediator for people machine systems, developers of media robots, media and police officer, game-master, engineer-historian, info-stilist, leader of opinions. Also “cards of the future” of the industry of media were constructed; new working tasks, arising in branch are defined; the list of recommendations about updating of programs of vocational training is created.

Текст научной работы на тему «Востребованные профессии в сфере массмедиа: методика быстрого прогнозирования»

U.Girusov, E. V. and Platonov, G. V. (1996). "Mir v poiskakh kontseptsii ustoychivogo razvitiya" [=World in search of sustainable development], in: VestnikMGU[=Journalof Moscow State University]. Seriya 7. "Filosofiy" [=Series 7. "Philosophy"]. № 1. P. 3-14 (in Russ.).

12.Istiny I tsennosti na rubezhe XX-XXI vekov: m-ly simpoziuma [=Truth and values at the turn of XX-XXI centuries: proceedings of the symposium] (1992). Publishing missing, Moscow, 248 p. (in Russ).

13.Sovremennaya kartina mira. Formirovanie novoy paradigm: sb. statey [=Modern picture of the world. Formation of a new paradigm: articles] (1997). In-t mikroekonomiki [=Institute of Microeconomics], Moscow, 172 p. (in Russ.).

14.Solganik, G. Ya. (2006). Prakticheskaya stilistika russkogo yazyka: ucheb. posobie [=Practical stylistics of the Russian language: tutorial]. Izdatel'skiy tsentr "Akademiya" [=Publishing center "Academy"], Moscow, 304 p. (in Russ.).

15.Ushakova, E. V. (1998). Sistemnaya filosofiya I sistemno-filosofskaya nauchnaya kartina mira na rubezhe tret'ego tysyacheletiya [=System philosophy and philosophical system-scientific picture of the world at the turn of the third millennium]. Izd-vo Altayskogo un-ta [=Publishing House of the Altai University], Barnaul, Part 1, 265 p. (in Russ.).

16. Yazyk i modelirovanie sotsial'nogo vzaimodeystviya: sb. statey [=Language and modeling of social interaction: articles] (1987). Progress, Moscow, 462 p. (in Russ.).

17.Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Great Dictionary of the Russian Language] (2000). Norint, St. Petersburg, 1536 p. (in Russ.).

18.Ozhegov, S. I. and Shvedova, N. Yu. (1999). Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy [=Dictionary of Russian language: 80000 words and idiomatic expressions]. Azbukovnik, Moscow, 944 p. (in Russ.).

19.Slovar'po etike [=Dictionary of Ethics] (1989). Politizdat, Moscow, 447 p. (in Russ.).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 365-371.

УДК 070, ББК 73

Ю. А. Головин, О. Е. Коханая

востребованные профессии в сфере МАССМЕдИА: методика быстрого прогнозирования

На экспертной форсайт-сессии «Востребованные компетенции в индустрии медиа-2030», организаторами которой являлись Московский центр управления «Сколково» и «Агентство стратегических инициатив», а участниками, в основном, работодатели сферы масс-медиа и индустрии развлечений, в сентябре 2014 года были высказаны идеи о том, что в современном мире в условиях новых технологических решений, развития новых информационно-коммуникационных технологий возникает необходимость в подготовке такого специалиста в области медийных технологий, который сможет работать и в цифровом варианте изображения, и с текстом, и со звуком, собирая, компилируя контент. По мнению организаторов и участников форсайт-сессии, подготовка специалистов, создающих оригинальные тексты, представляется неактуальной: предполагаются наиболее востребованными в ближайшей перспективе селекторы контента.

Ключевые слова: форсайт-сессия; профессия журналист; конвергенция; селектор контен-

Современные вызовы времени заключаются в том, что в условиях стремительного развития новых технологий в области массовых коммуникаций и информации, когда компьютер включает в себя в едином цифровом формате видео- и телевизионную программу и радиопередачу, газетные и журнальные публикации, литературно-художественные и научные изыскания, возникает

насущная потребность общества в универсальном (конвергентном) специалисте, одинаково хорошо владеющим, наряду с традиционными, и новыми масс-медийными технологиями, и новейшими методиками в области межкультурных коммуникаций [8].

Если говорить о сегодняшнем времени, то в ближайшие 3-5 лет функцию воспитания и образования подобных специалистов может взять на себя, так называемый, НЬЮСРУМ (буквально, комната новостей) - современная мультимедийная площадка открытого типа, в которой студенты, преподаватели, технические сотрудники работают в тесном кругу и всегда доступны. Здесь рационально должны быть расположены комфортабельные учебные и рабочие места. В соответствии с концепцией открытого пространства оборудованы залы, аудитории, организованы радары - зоны производства новостей. Центром НЬЮСРУМА является конвергентная редакция, то есть производственно-творческая структура, производящая медиа-продукт для различных СМИ, входящих в одно медиа-объединение (интернет, радио, телевидение, печатные СМИ, рекламные и PR-агентства, дирекции фестивалей), в котором осуществляется обмен информации анонсами, ссылками на материалы, рекламными площадями.

Но если говорить о перспективе, тем более, хотя бы о некотором научном прогнозе, то очевидно, что НЬЮСРУМ и близкие к нему методики явно не решают всех проблем обучения специалиста современной медиа-индустрии, всё более технологически емкой [7].

В частности, интересно проанализировать итоги недавней экспертной форсайт-сессии «Востребованные компетенции в индустрии ме-диа-2030», которая была проведена в Москве, в сентябре 2014 года по инициативе Московского центра управления «Сколково», «Агентства стратегических инициатив» и Международной группы «RFgroup». В качестве экспертов были приглашены работодатели индустрии масс-медиа, представители сферы профессионального образования, в том числе руководители и преподаватели кафедры журналистики Московского гуманитарного университета.

После установочной лекции по ознакомлению присутствующих с оригинальной методикой работы на форсайт-сессии Павла Лукши (руководителя проекта «Атлас новых профессий», профессора практики Московской школы управления СКОЛКОВО, одного

из авторов методики быстрого прогнозирования RapidForesight, соавтора форсайта «Образование 2030» и форсайта «Компетенции 2030», методика которого была апробирована Международной организацией труда) была организована работа в группах по методике рапид-форсайт [4]. В инициативных группах выявлялись тенденции развития индустрии медиа, новых технологий и управленческих практик внутри отрасли. Коллективно в группах были построены «карты будущего» индустрии медиа; определены новые рабочие задачи, возникающих в отрасли; сформирован перечень новых профессий, рекомендаций по обновлению программ подготовки и разработка предложений мер господдержки.

Результаты работы форсайт-сессии будут опубликованы в очередном, втором, выпуске «Атласа новых профессий» в 2015 году [5]. Здесь же мы представляем некоторые выводы ее работы, сделанные экспертами кафедры журналистики МосГУ.

Анализируя современные тренды в сфере медиа в качестве основных тенденций, мы пришли к следующим выводам. На формирование будущего специалиста в сфере масс-медиа, очевидно, будут влиять следующие факторы (тренды):

1. Рост мобильности человека, то есть рост его требований к качеству услуг в досуговой сфере: рост повышения качества услуг в индустрии развлечения (человек хочет иметь полный спектр того, что есть интересного сейчас).

2. Рост использования новых форм взаимодействия читателя с контентом, которого раньше не было. Социализация любого контекста: медиа вынуждены осваивать инструменты социальных сетей и инструменты социального взаимодействия, которые люди любят использовать («расшарить», «твиттнуть», «лайкнуть», «положить в покет» и т. п.). Появление новых инструментов взаимодействия читателя с контентом [1].

3. Рост проникновения специализированной иностранной терминологии в медиа. Рост сложности общения в межгрупповой (профессионального сообщества), межпоколенческой и мультикультурной среде. К примеру, уже сегодня практически нет единых, принятых всеми, новых этических норм в качестве базовых, основополагающих правил, дающих основы для качественной коммуникации.

4. Рост доступности информации. Информация становится максимально доступ-

ной для всех и каждого. В частности, диверсификация средств доставки. Сайт однажды стал основным средством доставки контента. Социальные сети, смс-рассылка и т. п. способы получения контента постепенно вытесняют сайт как способ доставки. Формирование особого визуального нарратива в интернет-медиа. Благодаря визуальному контенту удается осветить событие более доступно, интересно и полно, чем только при помощи текста.

5. Активное включение медиа в процесс образования. В перспективе медиа может заменить и вытеснить традиционные институты образования в ряде сфер. Разворачивание развлекательных образовательных технологий -edutainment. Традиционные образовательные технологии могут активно смещаться в сторону развлекательных образовательных технологий - edutainment и ньюс медиа, объединяясь в ин-тертеймент. Новостные медиа, а также игровые техники, могут становиться частью образовательного процесса, что в итоге может превратиться в новый образовательный формат [9].

6. Рост автоматизации процессов сбора, обработки и распространения информации в ме-диасфере. Появление машинных сервисов по автоматическому переводу текстов, распознаванию речи, поиску, извлечению, сортировке и обработке данных (например, преобразование исходных данных в готовые новостные сводки, инфографику, текстовые заметки и т. д.) ведёт к растущей автоматизации медиасферы, многие рутинные операции переходят от человека к машине, что, очевидно, приведет к семантической фильтрации контента [10]. Причем не только человеком, но и роботом. На основе анализа предыдущих действий пользователя, его запросов, пожеланий и настроек робот формирует для индивидуума необходимый ему персональный инфопоток. Конечно, процесс роботизации находится только в начале пути, но уже, очевидно, что в ближайшие 5-10 лет формирование, а тем более, фильтрация контента будет полностью роботизирована.

7. Рост требований к качеству наполнения информационных каналов. В частности, увеличение внимания, уделяемого провайдерами и пользователями услуг, к вопросам безопасности данных в Сети [3]. Повышение сложности, количества настроек разграничения доступа к данным пользователей другими пользователями и сервисами (поисковые роботы, запросы на использование информации от других приложений и т. д.).

8. Сегодня очевиден обратный процесс: рост объема некачественного контента, что, в свою очередь, ведёт к общему росту объёмов информационного шума и снижению среднего качества медиасреды.

На основе вышеизложенного вырисовывается и совершенно новый образ будущего ме-диаотрасли. Скорее всего, потребление информации будет происходить через каналы двух типов:

Private Channel - "идеальный" личный канал информации пользователя, собранный на основе соцсетей, подписок, рекомендаций друзей, на основе личного опыта, истории действий и реакций. Редактором канала является сам пользователь и в какой-то мере контролируемые им роботы-агрегаторы информации (надо понимать, что работа подобных роботов не всегда прозрачна, например, выдача ленты новостей в Facebook образца 2014 года по принципу наибольшей релевантности вызывает у пользователей множество вопросов, связанных с прозрачностью работы сервиса).

VideoCannel - миллионный/миллиардный мегаканал распространения информации, когда огромные массы потребляют один и тот же поток, отказываясь от личного влияния на то, что они получают. Как правило, это не глобальный планетарный поток информации, а национальный, отредактированный (вплоть до цензуры) национальными медиаагентствами (например, при трансляции Олимпиады в Сочи разные страны видели разную картинку, подачу и комментарии - вплоть до изменения исходных смыслов). Одно шоу демонстрируется на всю планету с локальными комментариями или живым переводом в реальном времени. Одни актёры на всю планету, одна съемочная площадка, одна идея и реализация, множество вариантов подачи одной и той же информации через национальные медиа, миллиарды аплодисментов разом. Пользователь является лишь потребителем, редакторские функции исполняют третьи лица.

Остальные варианты работы медиа - это промежуточные версии между первым и вторым типом (и/или их комбинации).

Разумеется, будет существовать возможность переключения между каналами и отдельный класс тех, кто это активно делает, -«свитчеров» - тех, кто переключается между личными и масс-каналами.

В дальнейшем, в перспективе на 10-15 лет, видятся следующие тренды в развитии «карты отрасли»:

1. Появятся глобальные игроки на базе развлекательных идей, форматов (для примера -Cirque du Soleil присвоил себе цирковое шоу как направление, не устраняя и не поглощая цирк и цирковое искусство как таковое, а используя его в качестве питательной базы, делая надстройку над ним).

2. Произойдёт массовое внедрение новых технологий воздействия на органы восприятия человека (обоняние, тактильные ощущения, вкус, чувство силы притяжения) - новые каналы доставки, трансляции информации позволят выйти индустриям медиа и развлечений на ещё более близкий и реальный контакт с потребителем. Революцию произведёт появление нейроинтерфейсов - интерфейсов «человек-компьютер», «человек-человек» для прямого обмена информацией.

3. Аттрактивность как обязательная черта нового мира - «всё есть аттракцион», всё в сфере медиа и развлечений обладает развлекательным функционалом.

4. Появятся медиа-роботы - поисковики, сортировщики и преобразователи информации для дальнейшего предложения индивидуальных информационных пакетов потребителям.

Вероятно, всё больше будет усугубляться инфантилизация социальных навыков человека в состоянии офлайн (в реальной жизни вне Сети) вместе с ростом онлайн активности.

Как ответ на это - широкое распространение ждут игры живого действия, результатом которых станет появление у игроков новых навыков и компетенций. Игра станет неотъемлемой частью жизни. Произойдёт постепенное становление игры как одного из основных источников совместных впечатлений для всех слоёв и возрастных групп населения, что приведёт к дальнейшей геймификации всё большего количества отраслей и жизни человека в принципе. Важным и спорным представляется предположение, что игры без содержательного компонента (например, обучающего) утратят актуальность.

В будущем, скорее всего, получит широкое распространение вторичная экономика в виртуальных мирах (уже есть примеры многомиллионных сделок в виртуальной реальности, где предметом сделки является объект из этого виртуального мира, при этом платежи выполняются в валюте реального мира - покупка/продажа персонажей и предметов в онлайн играх типа World оf Warcraft; Second Life; инструменты персонификации «аватарок»), которая будет оказывать влияние на экономику ре-

ального мира вследствие того, что множество людей фактически перейдёт на работу и станет жить в виртуальных мирах (активная социальная жизнь без учёта обеспечения физиологических потребностей организма) [2].

Каждый индивид сможет получать информацию, неким образом обрабатывать («лай-кать», комментировать, сокращать, соединять с другой информацией, «переупаковывать», трансформировать и т. д.) и транслировать своим «подписчикам», для которых он является информационным каналом.

Вероятно, появятся:

- реальная возможность передачи информации всему миру и каждому человеку в нем, благодаря появлению средств автоматического распознавания речи и её перевода в реальном времени;

- технологии фильтрации и селекции информации по заданным смысловым параметрам как следствие развития технологий семантического анализа данных;

- новые механизмы обратной связи и рефлексии в медиа-среде (одним из зачатков этих механизмов эксперты считают селфи).

Журналист как профессия может умереть, на смену появится модератор и сборщик контента, т. е. потребитель и производитель информации в одном лице: сам себе журналист. При этом важно понимать, что их контент будет полностью лишен оценочности как таковой (это своего рода «антипублицистика»). Будет осуществлен как бы перевод «с русского на русский» информации - для себя и автоматически для «своей» аудитории. Сейчас этим занимаются копирайтеры, пишущие тексты под четко определенную целевую аудиторию. И уже сейчас лучший копирайтер - не рекламист, а хорошо пишущий представитель средств массовой информации.

Вероятно, в связи со столь кардинальными изменениями представлений о профессии журналиста исчезнет объективность как характеристика информации и произойдет уничтожение экспертности текста как таковой. Оценка становится по сути своей объективной за счет персонализации информации: ты сам умеешь быть журналистом; человек обладает всеми необходимыми навыками работы с информацией; базовая, основополагающая экспертность у всех одна. «Сам себе учитель»: человек сам умеет учиться, формировать образовательную программу под свои задачи и наделен желанием непрерывно развиваться.

Серьезные изменения произойдут с понятием авторского права. Оно либо исчезнет, либо, наоборот, станет повсеместным: каждый будет и автором, и потребителем авторского продукта одновременно.

Исходя из вышеприведенного анализа, можно предположить и возникновение новых профессий. Участниками форсайт-сессии были предложены условные их названия:

- Селектор контента. Управляет каналами информации, формирует их форму и содержание, подбирая необходимые под запросы требования, ожидания пользователей контента путём настройки роботов-поисковиков, агре-гаторов и обработчиков информации (под роботами понимаются специализированные программные продукты для автоматизированной работы с информацией в Сети). Происходит от современного редактора. При этом, по мнению организаторов и участников форсайт-сессии, подготовка специалистов, создающих оригинальные тексты, представляется неактуальной. С этим ни в коей мере не согласна наша экспертная группа. Мы считаем, что в основе профессии журналист или как бы она потом не называлась, лежит умение создавать текст [6]. Как «в начале было Слово», так и в основе профессиональных медиа есть и будет лежать качественный текст.

- Медиа-онтолог. Отвечает за формируемую у реципиента картину мира, в соответствие с которой будут строиться подвластные ему медиа-потоки. Управляет селекторами контента, которые формируют медиа-потоки для пользователей в рамках заданной онтологии. Осуществляет высокоуровневую настройку медиа-роботов. Происходит от главного редактора.

- Разработчики медиа-роботов. Это совместная работа программистов, психологов, лингвистов, инженеров. Создают инструменты для поиска, обработки и распространения информации в Сети (поисковики, семантические анализаторы, агрегаторы, роботы, пишущие новости и формирующие инфопотоки). Среднее профессиональное, высшее образование.

- Медиа-полицейский. Страж порядка в медиа-сфере. Ищет нарушения законодательства в конкретной отрасли путём мониторинга сети лично и/или с помощью роботов. С большой вероятностью является государственным служащим.

- Медиатор для человек-машинных систем. Появляется с возникновением необходимости транслировать информацию из одной парадиг-

мы в другую, например, между двумя сложными псевдо-искусственными интеллектами, между человеком и искусственным интеллектом и наоборот - в период становления и развития подобных систем. Дополнительное образование.

- Игропрактик, игротехник, игромастер, игрокоуч, игрогид, игрофикатор. Организатор, создатель и ведущий, проводник в игровых мирах и вселенных в реальном и виртуальном пространствах.

- Инженер-историк. Большей частью техник, владеющий технологиями согласования личных исторических траекторий (личное восприятие исторических событий), согласования индивидуальных смыслов при совмещении единых для всех фактов (есть объективный факт и множество истинных историй: все правы, у каждого своя правда, продиктованная системой ценностей и особенностями восприятия, структурой личности).

- Инфостилист. Специалист, подбирающий информацию и ее стиль под конкретную личность. То, что есть сейчас: некий поток контента предлагается человеку, например, пользователю соцсети или жителю области (геотаргеттинг) - в виде выборки рекомендованных информационных продуктов. Это делается сейчас, в основном, извне; алгоритмом, который кем-то создан под свои цели. Далее желание человека формировать подобный поток для себя, вне чьего-либо влияния, породит спрос на аналогичные алгоритмы, которые он будет или писать под себя сам, или делать на них индивидуальный заказ специалистам. Человек сам себе редактор, дозатор и компоновщик инфопотока.

- Лидер мнений (ближайший пример - популярные авторы блогов). Умение быть понятным и приятным для широких масс (универсальность, коммуникабельность), умение слышать аудиторию, выделять ее ключевые смыслы и транслировать их в доступной для аудитории форме.

В заключение в ходе форсайт-сессии была осуществлена попытка выделить те профессии в индустрии медиа, которые уже в ближайшее десятилетие могут в принципе исчезнуть или настолько видоизмениться, что будут составлять другое содержание, в том числе, в связи с интенсивным развитием информационных технологий. Среди них:

- Репортер - на фоне того, что каждый владелец мобильного устройства может зафиксировать и продать контент скупщикам новостей.

- Журналист - под давлением блогеров.

- Корректор - заменят автоматические системы проверки текстов.

- Прорисовщик, фазовщик в анимации -цифровой подход к созданию анимации делает ненужными многие производственные операции прошлого.

- Монтировщик декораций - замена декораций на зеленый фон и виртуальные декорации.

- Профессии, обеспечивающие работу печатных СМИ, типографии - уходят вслед за печатными СМИ.

- Критик - поскольку экспертность становится одного уровня у всех.

Использование технологии форсайта заключается в прогнозировании и, следовательно, формировании будущего. В традиционных «больших» форсайтах участвуют тысячи экспертов, а их разработка занимает несколько лет. Методика RapidForesight (RF) - разновидность форсайтов, позволяющая получать сопоставимые по точности прогнозы за гораздо более короткий срок. Анализ и прогнозирование тенденций, событий, фактов позволяет деятельно подходить к строительству будущего. Конечно, выводы, сделанные нашими экспертами на основе результатов форсайт-сессии, -это лишь прогноз, один из вариантов развития медиа-образования. С ним можно соглашаться или не соглашаться. Важно другое: использование технологий форсайта поможет нам определить стратегию развития, сэкономит время и средства, а возможно, и убережет от целого ряда ошибок. Как говорится, предупрежден, значит, вооружен.

Список литературы

1. Авшалумова, Р. Стартап - мама вместо почтальона / Р. Авшалумова // Ведомости. 2013. № 146. 14 авг.

2. Авшалумова, Р. Какие профессии умрут, а какие - появятся / Р. Авшалумова // Ведомости. 2013. № 147. 20 авг.

3. Акопов, Г. Л. Кибервойска как основа информационной безопасности современного государства / Г. Л. Акопов // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы междунар. науч.-практ. конф. (18-19 сент. 2014 г.) / редкол.: А. Н. Гуда и др. Ростов н/Д: РГУПС, 2014. С. 59-67.

4. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/.

5. Видеопрезентация проекта «Атлас новых профессий» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.youtube.com/watch?v=RDBQkWe8G5E.

6. Головин, Ю. А. Региональный литературно-художественный журнал в российской медиасистеме / Ю. А. Головин // Вопр. теории и практики журналистики. 2014. № 4 (8). С.98-114.

7. Коханая, О. Е. Медиаобразование как фактор информационной безопасности общества / О. Е. Коханая // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. № 3. С. 182-188.

8. Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин / под ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой. М.: МедиаМир, 2010. 320 с.

9. Черных, А. Рынку труда нужны те, кого нет: АСИ представило список востребованных профессий / А. Черных // Коммерсант. 2014. № 27. 18 февр. С. 5.

10. 6 самых необычных профессий будущего [Электронный ресурс] // Big Picture. 20 августа 2013. URL: http://bigpicture.ru/.

Головин Юрий Алексеевич - кандидат филологических наук, доктор культурологи, профессор, проректор по учебно-методической деятельности Московского государственного института культуры.

ygolovin51@gmail.com

Golovin Y. A. Moscow State Institute of Culture. ygolovin51@gmail.com

Коханая Ольга Евгеньевна - кандидат философских наук, доктор культурологии, профессор кафедры журналистики Московского гуманитарного университета.

kokhanaya@mail.ru

Kokhanaya O. E. Moscow HumanitarianUniversity. kokhanaya@mail.ru

DEMANDED Professions IN THE sPHERE

of mass media: technique of fast forecasting

At expert forsayt-session "Demanded Competences of the Industry media-2030" which organizers were the Moscow control center "Skolkovo" and "Agency of strategic initiatives", and participants -employers of the sphere of mass media and show business, representatives of the sphere of professional education in September, 2014 were stated ideas that in the modern world in the conditions of new technological decisions, development of new information and communication technologies there is a need for training of such expert in the field of media technologies who will be able to work and in digital version of the image, both with the text, and with a sound, collecting, compiling content. According to organizers and participants of forsayt-session, training of some experts, for example, creating original texts is represented irrelevant: new professions are assumed the most demanded in the short term: selector of content, mediator for people - machine systems, developers of media robots, media and police officer, game-master, engineer-historian, info-stilist, leader of opinions. Also "cards of the future" of the industry of media were constructed; new working tasks, arising in branch are defined; the list of recommendations about updating of programs of vocational training is created.

Keywords: forsayt-session; profession journalist; convergence; content selector.

References

1. Avshalumova, R. (2013) "Startap - mama vmesto pochtal'ona" [=The startup is a mother instead of postman], in: Vedomosti [=The Sheets], №146, 14 avgusta 2013 (in Russ.).

2. Avshalumova, R. (2013) "Kakie professii umrut, a kakie — pojavjatsja" [=The What professions will die, and what - will appear], in: Vedomosti [=The Sheets], № 147, 20 avgusta 2013 (in Russ.).

3. Akopov, G. L. (2014) "Kibervojska kak osnova informacionnoj bezopasnosti sovremennogo gosudarstva" [=The Kibervojska as basis of informative safety of the modern state], in: Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju: tradicii i innovacii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (18-19 sentjabrja 2014 g.) [=Advertisement and public relations: traditions and innovations: materials of international research and practice conference (on September, 18-19 2014)], redkol.: A. N. Guda (pred.) i dr., RGUPS, Rostov-na-Donu, pp. 59-67 (in Russ.).

4. Atlas novyh professij [=The Atlas of new professions], available at: http://atlas100.ru/, accessed 18.01.2015 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Video prezentacija proekta «Atlas novyh professij» [=The Video is presentation of project "Atlas of new professions"], available at: http://www.youtube.com/watch?v=RDBQkWe8G5E, accessed 18.01.2015 (in Russ.).

6. Golovin, Ju. A. (2014) "Regional'nyj literaturno-hudozhestvennyj zhurnal v rossijskoj mediasisteme" [=The regional literaturno-hudozhestvennyj magazine is in the Russian mediasystem], in: Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [=The Questions of theory and practice of journalism], № 4(8), Bajkal'skij gos. Universitet jekonomiki i prava, Fakul'tet zhurnalistiki MGU, Moscow, pp. 98-114. (in Russ.).

7. Kohanaja, O. E. (2011) "Mediaobrazovanie kak faktor informacionnoj bezopasnosti obshhestva" [=The Mediaeducation as factor of informative safety of society], in: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [=The Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], №3, Moscow, pp. 182-188 (in Russ.).

8. Mediaobrazovanie v shkole: sbornik programm prepodavanija disciplin [=The Mediaeducation is at school: collection of the programs of teaching of disciplines], pod red. E. L. Vartanovoj, O. V. Smirnovoj, MediaMir, Moscow, 2010, 320 p. (in Russ.).

9. Chernyh, A. (2014) "Rynku truda nuzhny te, kogo net: ASI predstavilo spisok vostrebovannyh professij" [=The labour-market need those, who is not present : ACH presented the list of the highly sought professions], in: Kommersant [=The Businessman], № 27, 18 fevralja 2014, p.5.

10. "6 samyh neobychnyh professij budushhego" [=6 most unusual professions of the future], in: Big Picture, 20 avgusta 2013, available at: http://bigpicture.ru/(in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.