Научная статья на тему 'Методические аспекты разработки прогноза развития туризма в Калининградской области на основе использования форсайт-технологий'

Методические аспекты разработки прогноза развития туризма в Калининградской области на основе использования форсайт-технологий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
435
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / форсайт / Калининградская область / tourism / foresight / the Kaliningrad region

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Филиппов Юрий Юрьевич, Овечкина Ольга Петровна, Амурова Майя, Лутковская Полина Дмитриевна

В статье отражены результаты применения форсайт-технологий дляпостроения прогноза развития туризма в Калининградской области до 2035года. Подробно описаны этапы подготовки и проведения форсайт-сессии,предложены методические подходы к определению структуры участниковфорсайт-сессии на примере Калининградской области. Практический интересдля специалистов, занимающихся разработкой проектов в областирегионального туризма, может представлять материал по выявлениютекущих и долгосрочных трендов, а также их интерпретация в видевозможностей и угроз для различных групп, заинтересованных в развитиитуризма в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Филиппов Юрий Юрьевич, Овечкина Ольга Петровна, Амурова Майя, Лутковская Полина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the foresight technology application to the formation of the tourism development forecast in the Kaliningrad region till 2035. The stages of preparation and conduction of the foresight session are described in details. The methodical approaches to determining the structure of participants in the foresight session based on the example of the Kaliningrad region are suggested. The practical interest for those engaged in project development in the regional tourism area is the material to identify the current and long-term trends, as well as their interpretation in the form of opportunities and threats for the various groups interested in the development of tourism in regions.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты разработки прогноза развития туризма в Калининградской области на основе использования форсайт-технологий»

Методические аспекты разработки прогноза развития туризма в Калининградской области на основе использования форсайт-технологий.

Филиппов Ю.Ю., Овечкина О.П.,

Амурова М., Лутковская П.Д.

В статье отражены результаты применения форсайт-технологий для построения прогноза развития туризма в Калининградской области до 2035 года. Подробно описаны этапы подготовки и проведения форсайт-сессии, предложены методические подходы к определению структуры участников форсайт-сессии на примере Калининградской области. Практический интерес для специалистов, занимающихся разработкой проектов в области регионального туризма, может представлять материал по выявлению текущих и долгосрочных трендов, а также их интерпретация в виде возможностей и угроз для различных групп, заинтересованных в развитии туризма в регионах.

The article presents the results of the foresight technology application to the formation of the tourism development forecast in the Kaliningrad region till 2035. The stages of preparation and conduction of the foresight session are described in details. The methodical approaches to determining the structure of participants in the foresight session based on the example of the Kaliningrad region are suggested. The practical interest for those engaged in project development in the regional tourism area is the material to identify the current and long-term trends, as well as their interpretation in the form of opportunities and threats for the various groups interested in the development of tourism in regions.

Ключевые слова: туризм, форсайт, Калининградская область Keywords: tourism, foresight, the Kaliningrad region

76

Современные подходы к прогнозированию и моделированию развития туризма в регионах требуют учета всего многообразия факторов, которые оказывают влияние на региональный туризм.

Одной из относительно новых технологий прогнозирования, позволяющих учитывать разнообразные факторы, которые оказывают воздействие на развитие отраслей народного хозяйства, а также тренды и тенденции, которые только появляются на рынке, является технология Форсайта [6].

С помощью этой технологии разрабатываются различные прогнозы на достаточно длительный период. Из наиболее известных результатов использования технологии форсайтов в нашей стране и в образовании в частности является «Атлас новых профессий» [7]. Также по материалам форсайтов разрабатываются планы мероприятий («дорожные карты»), прорабатываются конкретные проекты по их реализации [3, 8, 9, 10, 11].

В журнале «Российские регионы: взгляд в будущее» уже рассматривались проблемы развития регионального туризма, в том числе в Калининградской области [4,5]. Вместе с тем, технология форсайта в них не исследовалась. Поэтому далее в статье представлены методические подходы к применению этой технологии и практические результаты применения технологии форсайта для построения прогноза развития туризма в Калининградской области.

Предфорсайтный этап

Для того чтобы результаты применения технологии форсайта были валидными, важно правильно подготовиться к проведению форсайт-сессии. Для этого в соответствии с требовании технологий форсайта [12] важно определить:

77

- какие именно проблемы в развитии регионального туризма имеют наибольшее значение в текущем периоде и как они могут измениться в отдаленном будущем;

- какие источники информации могут быть использованы при более глубоком изучении выявленных проблем;

- каких специалистов и экспертов следует привлечь на форсайт-сессию, для того чтобы получить наиболее объективную оценку и грамотно построить прогноз развития туризма в регионе.

Поэтому на первом этапе следует разработать и заполнить таблицу следующего вида.

Таблица 1.

Список потенциальных участников форсайт-сессии

№ Г руппы участников форсайт-сессии ФИО, контактные данные

1 Руководители туристических предприятий региона

2 Представители системы подготовки кадров для индустрии туризма в регионе

3 Руководители предприятий индустрии гостеприимства и общественного питания региона

4 Представители органов государственной власти, имеющие отношение к управлению и координации деятельности индустрии туризма

5 Представители и члены ассоциаций, союзов, объединений работодателей индустрии туризма региона

6 Независимые эксперты по исследованию индустрии туризма

Представляется целесообразным, чтобы общая численность таких экспертов составляла бы не менее 35 - 50 человек. Авторами статьи был сформирован список из 36 экспертов, структура которых выглядит следующим образом (рис. 1.)

78

Руководители туристских предприятий Калининградской области

Представители системы подготовки кадров для туризма в Калининградской области

Руководители предприятий сферы гостеприимства и общественного питания

Калпнширадской области Представители органов государственной

власти, имеющие отношение к туризму

Представители и члены ассоциаций, союзов Калининградской области

Т уристско-пнформацпонные центры Калининградской области

Рис .1. Структура экспертов, привлеченных к участию в форсайт-сессии по построению прогноза развития туризма в Калининградской области

На основе анализа существующих работ по развитию индустрии туризма и гостеприимства, в том числе в Калининградской области [1,2], и собственных исследований также в рамках предфорсайтной подготовки были выявлены основные проблемные зоны развития туризма в Калининградской области:

1. Обеспечение транспортной доступности регионального туризма для российских туристов.

2. Отсутствие крупных инвесторов, заинтересованных в создании крупных объектов внутреннего показа.

3. Отсутствие единой программы продвижения регионального туризма для российских и иностранных туристов.

4. Отсутствие финансовой поддержки туристического бизнеса региональным бюджетом.

Именно эти проблемные зоны стали предметом обсуждения в процессе проведения форсайт-сессии.

Разработка «карты будущего» развития туризма в

Калининградской области

79

В начале проведения форсайт-сессии важно определить рабочие группы, сформулировав их особенности, после чего все участники имеют возможность выбрать, в составе какой группы они хотят в дальнейшем участвовать.

В результате проведения «мозговых штурмов» в рамках каждой рабочей группы и экспертных панелей каждая группа должна была выявить основные тренды в развитии туризма Калининградской области. Рассмотрим выявленные тренды на примере двух рабочих групп: «Бизнес и власть» и «Региональный турпродукт и бизнес» (таблица 2.)

Таблица 2.

Основные тренды в развитии туризма в Калининградской области.

Рабочая группа Современное состояние Среднесрочный период до 2025 года Долгосрочный период до 2035 года

Бизнес и власть Повышение интереса со стороны органов региональной государственной власти к развитию туризма в Калининградской области как к стабильному источнику налоговых поступлений Увеличение количества иностранных туристов до 30 % Вхождение Калининградского региона в единое Европейское турпространство

Взаимное упрощение визового режима, визовые и таможенные льготы Частичная передача полномочий управления и регулирования туристской бизнес среде (саморегулирующий орган управления)

Региональ ный продукт и бизнес Увеличение количества российских туристов в Калининградской области из-за введенных ограничений на выезд россиян за рубеж. Появление крупных якорных объектов в Калининградской области Формирование Калининградской области как туристской дестинации

Улучшение уровня туристической инфраструктуры региона Создание узнаваемого уникального янтарного туристического бренда на основе развития янтарной промышленности

Далее каждый их выявленных трендов рассматривался с позиции того, какие он открывает возможности для развития туризма и может ли это представлять угрозу для него. Рассмотрим с этих двух сторон тренд, который

80

можно наблюдать последние 2 года: «Увеличение количества российских туристов в Калининградской области из-за введенных ограничений на выезд россиян за рубеж» (таблица 3).

Таблица 3.

Описание возможностей и угроз развития регионального туризма в Калининградской области в условиях введенных ограничений на выезд россиян за рубеж.

ВОЗМОЖНОСТЬ

Название Развития индустрии туризма и смежных отраслей, увеличение доходов регионального бюджета, обеспечение занятости населения

Описание Увеличение количества туристов в Калининградской области приведет к появлению мультипликационного эффекта, что в свою очередь будет способствовать увеличению доходов бизнеса, а также решению социально-экономических проблем местного населения

Вероятность Более 90 % 50-90% Менее 50 %

Г оризонт Ближний Средний Дальний

Возникает для индустрии туризма и сервиса

УГРОЗА

Название Снижение удовлетворенности туристов отдыхом в Калининградской области в связи с неготовностью региона к существенному увеличению количества туристов

Описание Имеющаяся в регионе инфраструктура индустрии туризма не готова к существенному увеличению притока туристов, что хорошо видно на примере нерешённых проблем транспортного обеспечения во время проведения фестиваля КиВиНа в Светлогорске. В результате туристы могут уехать из Калининградской области неудовлетворенными и транслировать эту информацию в регионах своего постоянного проживания.

Вероятность Более 90 % 50-90% Менее 50 %

Г оризонт Ближний Средний Дальний

Возникает для туроператоров

Как видно из данных таблицы 3, несмотря на явные плюсы для туристического бизнеса и региона в целом, от увеличения количества туристов существуют и определенные угрозы. Они связаны с наличием нерешенных инфраструктурных проблем, негативно влияющих на развитие туризма. Вместе с тем, часть из этих проблем может быть решена и без

81

существенных финансовых затрат при создании эффективной системы управления и координации развития туризма в регионе.

В среднесрочном периоде прогнозирования рабочей группой «Региональный турпродукт и бизнес» были проанализованы возможности и угрозы тренда «Появление крупных якорных объектов в Калининградской области» (таблица 4).

Таблица 4.

Описание возможностей и угроз развития регионального туризма в условиях появления крупных якорных объектов в Калининградской области.

ВОЗМОЖНОСТЬ

Название Увеличит известности Калининградской области на российском туристском рынке из-за появления крупных якорных объектов туристской направленности

Описание Появление в регионе крупных якорных объектов приведет к изменению брендовой идентификации региона на российском рынке, увеличит популярность, турпотоки и соответственно -доходность в индустрии туризма

Вероятность Более 90 % 50-90% Менее 50 %

Г оризонт Ближний Средний Дальний

Возникает для государственной власти и турбизнеса

УГРОЗА

Название Ужесточение конкуренции для существующих объектов индустрии туризма из-за появления новых якорных объектов

Описание Новые якорные объекты могут иметь долгие сроки окупаемости, при этом не набрать должного уровня популярности среди туристов, в связи с этим не обеспечить должно уровня доходности. Плюс ко всему, новые крупные проекты могут вызвать спад спроса на сопутствующие услуги и другие туробъекты, с последующим их упадком

Вероятность Более 90 % 50-90% Менее 50 %

Г оризонт Ближний Средний Дальний

Возникает для местного мелкого и среднего бизнеса в индустрии туризма региона

В Постановлении Правительства Калининградской области от 24 декабря 2013 года № 993 «О государственной программе Калининградской области «Туризм», рассчитанной на период до 2020 года, много говорится о

82

необходимости создания таких объектов. Например, указано, что «в соответствии со стратегией социально-экономического развития

Калининградской области на долгосрочную перспективу планируется создание в Калининградской области крупного туристского центра, основанного на тематическом парке международного значения, способного привлечь до 7 миллионов посетителей к 2020 году, обеспечить до 110 миллиардов рублей валового регионального продукта в ценах 2020 года и до 70 тысяч прямых рабочих мест к 2020 году» [стратегия]. Однако наличие такого крупного туристского центра может привести к тому, что без соответствующей поддержки со стороны органов государственной власти разорятся многие мелкие и средние предприятия индустрии туризма, которым сложно будет с ним конкурировать.

Последний пример анализа возможностей и угрозы для развития туризма в Калининградской области в самой отдаленной перспективе (прогноз до 2035 года) представлен в таблице 5.

Таблица 5.

Описание возможностей и угроз для развития регионального туризма после вхождения Калининградской области в единое Европейское туристическое пространство.

ВОЗМОЖНОСТЬ

Название Увеличение доходов туристического бизнеса в связи с вхождением Калининградской области в единое Европейское турпространство

Описание Проникновение калининградских туроператоров на европейский туристский рынок будет способствовать формированию европейского турпродукта, поможет повысить узнаваемость и улучшить имидж региона как туристской дестинации

Вероятность Более 90 % 50-90% Менее 50 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г оризонт Ближний Средний Дальний

Возникает для туристского бизнеса региона

УГРОЗА

Название Высокая конкурентоспособность европейских турфирм и лоббирование правительством стран Европы национальных интересов может негативно отразиться на бизнесе российских турфирм

Описание Под угрозой может оказаться как сам процесс вхождения в

83

европейское турпространство, так и финансовая устойчивость турфирм Калининградской области, которые, не имея необходимого объема ресурсов, могут не выдержать конкуренции с европейским турбизнесом.

Вероятность Более 90 % 50-90% Менее 50 %

Г оризонт Ближний Средний Дальний

Возникает для туристического бизнеса региона

После того как в рамках форсайт-сессии были проанализированы возможности и угрозы по всем трендам, описанным участниками рабочих групп, им было предложено разработать проектные инициативы - описать меры по тому, как использовать открывающиеся возможности, учитывая имеющиеся угрозы.

Далее на основе всестороннего изучения существующих и потенциальных трендов, а также их влияния на различные группы бизнеса и власти, были разработаны проектные инициативы по развитию туризма в Калининградской области. В каждой проектной инициативе следовало описать:

- сущность проекта, дать ему название;

- определить, какие у данного проекта есть конкурентные преимущества и какие могут возникнуть риски;

- указать перечень участников проекта;

- сформулировать, какие источники финансирования могут быть привлечены в проект;

- как в течение периода, на который проект рассчитан, он будет реализовываться;

- в чем состоит социально-экономическая эффективность проекта для его участников и развития туризма в Калининградской области в целом.

В завершении статьи следует отметить, что описанная процедура разработки прогноза развития туризма в Калининградской области на основе

84

использования форсайт-технологий показывает практическую ценность форсайт-технологий для целей разработки как стратегии развития туризма в регионе в целом, так и отдельных инвестиционных проектов по формированию и продвижению регионального турпродукта.

Литература

1. Dzhandzhugazova E.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Pervunin S.N. The russian hotel market: condition and development under the crisis. Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 6, No 3, 2015, P. 289-297, DOI 10.590/mjss2015.v6.n3s5p289

2. Kropinova E.G., Zaitseva N.A., Moroz M. Approaches to the assessment of the contribution of tourism into the regional surplus product: case of the Kaliningrad region. Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 6, No 3, 2015, P. 275-282. DOI 10.590/mjss2015.v6.n3s5p275

3. План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации № 722-р от 30.04.2014 г.

4. Деркаченко Е.С., Филиппов Ю.Ю. Использование современных технологий обучения в оценке культурно-исторического туристского пространства регионов. Журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». № 1, 2014, с. 128-142

5. Житиневич Д.Ю. Формирование профессиональных компетенций студентов (на примере программ магистратуры по направлению «Туризм»). Журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». № 1, 2014, с. 143-156

6. Зайцева Н.А. Методические основы использования форсайт-технологий для построения долгосрочного прогноза развития системы

85

подготовки кадров для сферы услуг. Журнал «Образование и наука в современных условиях», № 3, 2015, с. 283-284

7. http://issuu.com/36724/docs/atlas-2-blok 2/19?e=0/12371108 - атлас новых профессий. Версия 2.0. (2014).

8. http://lshml.ru/files/foresight/dorodgnyiye kartyi analitichyeskiy obz or (6-11-07).doc - Дорожные карты. Аналитический обзор.

9. http://www.slideshare.net/asi mp/2013-26930931?related=2 -

прогноз российского образования 2030

10. http://www.slideshare.net/asi mp/2013-26930943?related=1 -

форсайт компетенций - флот 2015

11. http://www.slideshare.net/MetaverMedia/2030-8031807?related=2 -форсайт образование 2011

12. http://www.slideshare.net/yuliagudach/20-30949080 - Губач Ю. МетодологияRapid Foresight.

86

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.