Научная статья на тему 'Учебные кейсы и деловые игры в ходе научно-педагогической практики магистров'

Учебные кейсы и деловые игры в ходе научно-педагогической практики магистров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1585
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
магистерская программа / учебный кейс / деловая игра / инвестиционный портфель / финансовый рынок

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дынина Наталия Владимировна, Матинова Татьяна Александровна, Тамберг Ольга Александровна

Ряд зарубежных и российских экономических школ предлагают слушателям магистерских программ составить отчет о научно-педагогической практике в виде учебных кейсов, которые включают в себя одну из форм обучения деловые игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дынина Наталия Владимировна, Матинова Татьяна Александровна, Тамберг Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебные кейсы и деловые игры в ходе научно-педагогической практики магистров»

УДК 378.2 ББК 3-74

УЧЕБНЫЕ КЕЙСЫ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ХОДЕ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРОВ

%

Н.В. Дынина, Т.А. Матинова, О.А. Тамберг

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!

Конфуций. «Весна и Осень»

Научно-педагогическая практика магистров имеет своей целью формирование у слушателей магистерской программы умения определить цели, задачи и особенности преподаваемой дисциплины, максимально полно и доступно изложить их содержание, исходя из различных требований и особенностей аудитории - профессиональных, возрастных и т.д. Научнопедагогическая практика магистров призвана подготовить их к будущей профессиональной деятельности, которая часто связана с работой на управленческих должностях, а значит, и с обучением персонала. В связи с этим, в рамках магистерской подготовки, необходимо сформировать у будущих магистров умения и навыки подготовки учебных материалов, планирования программ обучения, проведения семинаров.

Содержание практики определяется программой, подготавливаемой преподавателями кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» СПбГУСЭ. Индивидуальная программа научно-педагогической практики каждого магистранта рассматривается и утверждается на заседании кафедры, а ее сроки определяются учебным планом. Организация научно-педагогической практики должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности освоения слушателями образовательной программы магистерской подготовки. При выборе и рассмотрении индивидуальной

* Дынина Наталия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент; тел.: + 79112845756; e-mail: dynina@inbox.ru; Матинова Татьяна Александровна, магистрант; тел.: +79602835978, e-mail: matinova@inbox.ru; Тамберг Ольга Александровна,

магистрант; тел.: +790451 772 77, e-mail: olga_tamberg@mail.ru

программы прохождения научно-педагогической практики магистров учитываются следующие моменты, обеспечивающие неформальный подход к прохождению магистрантами данного вида практики:

• актуальность - обеспечивается посредством выбора дисциплины, которая на момент рассмотрения и утверждения индивидуального плана требует творческого пересмотра методов подачи материала или по которой произошли значительные изменения в законодательстве;

• заинтересованность - достигается изучением научного интереса магистрантов к исследованию тех или иных экономических вопросов, рассматриваемых в ходе изучения разных дисциплин;

• рациональность - заключается в проведении занятий по дисциплинам, предполагающим теоретическое изучение некоторых вопросов, лежащих в русле исследования в магистерской диссертации, как объекта научно-педагогической практики.

Результаты прохождения магистрантами научно-педагогической практики традиционно обобщаются и представляются в виде отчета. Ряд зарубежных и российских экономических школ предлагают слушателям магистерских программ составить отчет о научно-педагогической практике в виде учебных кейсов. Подготовка кейсов, предусматривающая известный элемент творчества, вызывает особый интерес у магистрантов. Под учебным кейсом мы понимаем описание конкретной деловой ситуации, которая содержит определенную учебную проблему. Материалом при составлении учебных кейсов служат публикации в бизнес-изданиях, различные проекты, которые магистранты могут выполнять во время обучения, или определенные практические ситуации, которые оказываются актуальными при освоении той или иной дисциплины.

Учебный кейс представляется на бумажном и электронном носителях в виде отчета о научно-педагогической практике.

В 2008-2009 учебном году магистранты второго курса выбрали формирование учебного кейса в качестве отчета по научно -педагогической практике.

Магистранты самостоятельно обосновывают выбор темы кейса, ее актуальность и методику составления.

Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получивших широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры.

Деловая игра - имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет определенную роль, выполняет

действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом правил игры. Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, служат средством изучения норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений.

Деловая игра, наряду с другими методами обучения, служит накоплению специального опыта, наиболее близкого к реальному. Во-первых, игра достаточно точно имитирует существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, интенсивно побуждает к решению намеченных целей.

Ситуации, разыгрываемые в деловой игре, развивают способности студентов, выступающих в роли руководителей и аналитиков, оперативно осмысливать возникающие вопросы и реагировать на них, принимать правильные, эффективные решения, действуя путем проб и ошибок, которые в игре (в отличие от реальной жизни) достаточно легко могут быть исправлены.

Создание деловой игры связано с разработкой методического обеспечения игры и представляет собой сложную научно-техническую задачу. Проведение игры требует от организатора научного исследования для ее подготовки.

В основе деловой игры лежит имитационный эксперимент. Отличие имитационного эксперимента от эксперимента реального состоит в том, что при имитации используется модель реального процесса, а не сам процесс.

Эксперимент, считающийся важнейшим инструментом исследований в физике, биологии и других естественных науках, становится возможным и при исследовании экономических явлений [1].

Исходным моментом развития всех игр (в том числе, деловых), которые можно рассматривать как модель сотрудничества и конфликта, является ролевая игра. Шахматы - наверное, первый пример ролевой игры. Затем возникли салонные, а позднее военные игры, которые в качестве прототипа имели шахматы. В конце XVIII века военные игры проводились на карте, где фиксировались передвижение военных отрядов, а правила описывались математическими формулами. Со временем игры становились более реалистичными и свободными. Перед второй мировой войной в Германии, США, Японии начали проводить военно-политические игры. Позже стали разрабатываться игры, моделирующие перераспределение ресурсов в международных отношениях. По характеру они являлись чисто инструментальными. Но позже и они стали корректироваться с учетом человеческого фактора. Вводятся такие понятия, как, например, «широта решений», зависящая от «силы власти», «удовлетворенности подданных». Для оценки последствий альтернативных решений в таких играх применяется математический аппарат теории игр. Впервые применение игр в

хозяйственной сфере было осуществлено в СССР в 1932 году на Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции.

Первая машинная игра была создана в 1955 году в США. Она имитировала снабжение баз ВВС. В 1955 г. Американская ассоциация управления разработала игру «Имитация решений в высшем управленческом звене» и испытала ее на ежегодном семинаре в Саранак Лейк Сити в 1957 г. Там впервые появился термин «деловая игра». А уже через 10 лет деловые игры применялись почти во всех школах бизнеса. Первые деловые игры не отражали процесс принятия решения, основное внимание уделялось выбору из альтернатив. Большая часть из них - рыночные игры. Они, как правило, моделировали деятельность нескольких субъектов, производящих какой-либо продукт и сбывающих его на рынке. Каждую компанию представляла команда игроков, которая принимала решения по нескольким управляемым параметрам. Решения рассчитывались по некоторой математической модели, и игроки информировались о результатах своих действий.

Затем широкое распространение получили внутрифирменные игры, включающие более выраженный драматический компонент. В них участники получали возможность развивать управленческие навыки, обучаться принятию решений в сложных ситуациях с учетом многих факторов.

В СССР игры снова стали применяться в 60-е годы. Было разработано около 800 игр, однако применялось очень малое их количество. Вероятно, такое положение можно объяснить, во-первых, академичностью советского образования, а во-вторых, отсутствием хорошей психологической школы, занимающейся именно деловыми играми, т.к. включенные в учебные каталоги деловые игры были сконструированы в подавляющем большинстве без учета психологических закономерностей поведения их участников [1].

В настоящее время количество деловых игр измеряется тысячами. Они различаются по масштабности имитируемых объектов, функциональному профилю (управленческие, рыночные, производственные и др.), особенностям строения.

Само возникновение активных групповых методов обучения связано с определенной образовательной парадигмой. В рамках этой парадигмы лежит идея децентрации, высказанная Ж. Пиаже и переосмысленная Л.С. Выготским. И хотя авторы не связывали децентрацию с активными методами обучения, но косвенно показали механизм, лежащий в основе этих методов.

У истоков изучения процесса принятия группового решения стояли исследования школы К. Левина, показавшие эффективность групповой деятельности в изменении социальных установок, в повышении учебной мотивации и эго-вовлеченности. Теоретические разработки в области активных групповых методов уточнили положения теории установки Д.Н. Узнадзе, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, указывающие на закономерности переноса знаний и умений, полученных в игре, в реальную действительность [2].

Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять различия детской игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем. Кроме того, неутилитарный характер детской игры не согласуется с деловой игрой. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющим «дело» и «игру». Следует обратить внимание на характер взаимодействия их атрибутов (данные представлены в табл.1).

Таблица 1. Взаимодействие атрибутов детской и деловой игр

Деловая Детская

Необходимость Возможность

Безусловность Условность

Утилитарность Неутилитарность

Ограниченность Неограниченность

Действительность Мнимость

Когда действие («дело») определяется как условное, оно осуществляется по логике возможного. Таким образом, игра становится средством моделирования новых условий профессиональной действительности (включая экстремальные) методом поиска новых способов выполнения деятельности. И, что самое важное, это происходит как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Поскольку игра самодостаточна, соединение понятий «игра» и «имитация» также заключает противоречие. При имитации знаковым материалом помимо прочего являются люди. Такая модель не может быть строгой, но она предполагает большую свободу и, следовательно, открывает новые возможности. Трудно согласовать также понятия «игра» и «управление». Однако они взаимосвязаны: чем лучше осуществляется управление, тем более выражен игровой компонент.

В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решения практических задач (сущность деловой игры представлена на схеме 1).

Преобразует

пространственно

-временные

характеристики

моделируемой

деятельности

Схема 1. Сущность деловой игры

Более полное и конкретное представление можно получить на основе знакомства с типологией деловых игр и рассмотрения отдельных игр, иллюстрирующих эту типологию. Одномерные классификации следует провести по следующим критериям (данные представлены на схеме 2).

общие управленческие функциональные

интерактивные

неинтерактивные

сложные

жесткие

нежесткие

детерминированные стохастичные

Схема 2. Критерии одномерной классификации

Существует трехмерная классификация, в которой учтены основные параметры деловых игр. Первая ось представляет собой континуум от реальной производственной деятельности до учебного занятия (отсутствует распределение ролей, команды независимы). Вторая ось отражает степень наличия взаимодействия. Крайние ее проявления - луночная игра и совещание в кулуарах. Третья ось отражает характер отклика (обратной связи). На ней могут быть варианты от оценки в баллах до оценки системой показателей, присущих моделируемой системе.

Деловые игры могут применяться для обучения, диагностики индивидуальных особенностей их участников, организации процесса принятия решений, в исследовательских целях. Можно обратить внимание на то, что данный метод синтезирует в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов. В настоящее время наиболее широко деловые игры применяются при подготовке студентов и школьников, особенно в системе экономического образования. Их преимущество перед традиционными методами обучения на наш взгляд таково:

- цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежностью разным дисциплинам;

- метод деловой игры позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания;

- игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению;

- игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых, не дает, что называется, «отсидеться на галерке»;

- деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах;

- в игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка;

- традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, а в игре проявляется вся личность;

- данным метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Во-вторых, информация, которой пользуется человек в реальности, не может считаться исчерпывающей и абсолютно достоверной, а в игре ему предоставляется хотя и ограниченная, но именно в силу этого точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе [2].

«Учет ценных бумаг» - курс сложный и мало понятный даже для студентов-экономистов старших курсов, в связи с тем что представляет собой совокупность макро- и микроэкономических, финансовых и юридических категорий и объединяет знания по разным дисциплинам. При изучении

данной дисциплины студентам необходимо не просто научиться отражать операции с ценными бумагами на счетах предприятия (это, как раз, и не вызывает особых затруднений), но и получить достоверное представление о фондовом рынке как наиболее динамичном и имеющем на сегодняшний день (особенно в условиях глобального экономического кризиса) решающее влияние на мировую экономику и политику.

Подавляющее большинство студентов о фондовом рынке, акциях и облигациях знают только по теле- и интернет-новостям, никогда не были на бирже и совершенно не представляют, что такое ценная бумага и для чего она нужна. Поэтому было принято решение завершить процесс обучения на курсе «Учет ценных бумаг» проведением деловой игры под названием «Формирование инвестиционного портфеля предприятия», которая стала бы итогом совместно проделанной работы преподавателей и студентов.

Деловая игра, формирующая учебный кейс, была разработана в рамках проведения научно-педагогической практики магистрантов 2-го курса по специальности «Учет, анализ, аудит».

Учебный кейс, как форма научно-педагогической практики, был выбран по следующим причинам. Во-первых, учебный кейс позволяет глубоко проникнуть не только в суть изучаемой дисциплины, но и дает определенные педагогические навыки составителю кейса. Во-вторых, способствует тесной деловой взаимосвязи «преподаватель-студент». В-третьих, создание учебного кейса, по сравнению с чтением лекций и проведением семинарских занятий, процесс неординарный и более творческий.

Первый шаг для проведения игры - ее создание.

Разработка деловой игры состоит из нескольких этапов. Первый этап -изучение теории деловых игр, включающее в себя анализ специальной экономической и психологической литературы, а так же интернет-источников [1,2,3]. Второй этап - разработка презентации-обобщения, в которую входит теория изучаемой дисциплины и наглядные приложения (вид акции, облигации, структура биржи, порядок проведения торгов и пр.). На следующем этапе создания игры необходимо провести опрос среди преподавателей дисциплины о сложных и проблемных моментах при ее изучении. Далее были собраны, проанализированы и обобщены статистические материалы о проведении деловых игр в различных высших учебных заведениях: Санкт-Петербургском государственном университете [4], Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова [5], Казанском государственном университете [6]. После создания теоретической базы определяется название, цель игры, принцип распределения ролей среди

участников в соответствии с выбранной дисциплиной и формируется раздаточный материал. Формирование раздаточного материала включает в себя выбор типа предприятия и его условное название, по обобщенным данным различных предприятий формируется финансовая отчетность условной компании. В рамках выбранной игры проводится анализ рынка ценных бумаг [7], котировок акций и индексов [8,9], составляется пакет ценных бумаг и статистика индексов деловой активности. Все это оформляется на бумажном носителе для представления участникам игры.

После проведения этих мероприятий было определено, что игра будет состоять из восьми этапов (данные представлены на схеме 3).

Остановимся на каждом этапе подробно.

I этап

Проведение наглядной презентации-обобщения изученного по отдельным видам ценных бумаг в рамках основных категорий, история их возникновения и развития, а так же обзор фондового рынка в прошлом, настоящем и прогнозируемом будущем. Особое внимание уделено наиболее распространенным и значимым видам ценных бумаг - акциям и облигациям. Даются характеристики этих видов ценных бумаг, их классификация по различным признакам, а так же особенности бухгалтерского учета ценных бумаг, прогнозируется динамика курсов рассматриваемых ценных бумаг, оценены ставки дисконтирования, прогнозируемые величины дивидендов, купонных и иных доходов, краткий обзор экономических рисков.

II этап

Для выяснения остаточных знаний студентов проводится краткое тестирование по основным вопросам дисциплины, в результате которого выявляются сильные и слабые стороны участников, а так же разъясняются наиболее сложные вопросы.

III этап

1 .Ведущий, как руководитель игры, разъясняет принципы игры, ставит цель и задачи, подробно описывает роли, нормы и правила поведения. В рассматриваемом случае целью игры является формирование оптимального инвестиционного портфеля предприятия. В качестве объекта игровой ситуации было выбрано закрытое акционерное общество «Сервис Инжиниринг»; время возникновения ситуации - I квартал текущего года, конкретная ситуация - общее собрание акционеров по итогам финансового года.

2.Следующий шаг в подготовке к собственно игре - распределение ролей среди участников. При распределении ролей ни в коем случае не стоит руководствоваться принципом «разбавления более сильных более слабыми»,

чтобы не создать дополнительный дискомфорт в группе. Важно поддержать определенный уровень положительной мотивации среди участников игры с тем, чтобы она стимулировала активность, а не провоцировала самопрезентацию. До начала деловой игры при комплектовании команд необходимо учитывать межличностные отношения, сложившиеся в группе. Для достижения сотрудничества лучше, чтобы в команде наблюдались позитивные межличностные отношения. Но при этом следует предотвратить процесс превращения деловой группы в дружескую компанию. Американский социальный психолог Дженнингс описал феномен, который он назвал превращением социальной группы в «психологическую». В «психологической» группе все члены связаны взаимной симпатией, чувствуют свою защищенность, испытывают психологический комфорт и главное внимание уделяют совместному пребыванию в группе, а не решению проблемы. Поэтому такая группа нацелена на достижение согласия, а не получение результата. Решения недостаточно продумываются и обсуждаются. Часто некритически принимаются предложения высокостатусных участников игры. У лидеров наблюдается превышение лидерских притязаний. Поэтому нам было важно сконструировать игру так, чтобы влияние разных игроков на решение приближалось к равному. Важной особенностью большинства игр является наличие ролевого взаимодействия. Роли структурируют группу. Это означает закрепление за каждым участником игры определенной позиции в группе, предписанных функций. Как правило, роль понимается не только как сумма функций, но и образцов поведения. Участники игры формируют у себя некоторую систему ожиданий от носителя определенной роли. Желательно, чтобы эти ожидания совпадали у всех игроков. В этих целях игрокам были подробно описаны в инструкции их функции и нормы поведения. В конечном итоге, это организовало взаимодействие в группе, упорядочило и отрегулировало межличностные отношения и уменьшило вероятность возникновения конфликтов.

По сценарию игры участники разделяются на 4 группы:

- совет директоров;

- финансово-аналитический отдел во главе с руководителем;

- бухгалтерия во главе с главным бухгалтером;

- акционеры общества, в свою очередь разделенные на три группы (физические лица - резиденты РФ, физические лица - нерезиденты РФ, юридическое лицо - резидент РФ).

На этом же этапе участникам предоставляется следующий раздаточный материал:

- годовая финансовая отчетность ЗАО «Сервис Инжиниринг»;

- обзор котировок акций и стоимость купонных и бескупонных облигаций (как государственных, так и корпоративных) за предыдущие 6 месяцев;

- краткий обзор основных индексов деловой активности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игрокам предоставляется время на изучение материала, ведущий обрисовывает и разъясняет игровую ситуацию, отвечает на вопросы участников. Все участники согласились с ролью ведущего как стороннего независимого эксперта-консультанта.

IV этап

1.Председатель совета директоров открывает общее собрание акционеров, оглашает повестку собрания и предоставляет слово главному бухгалтеру.

На основании проанализированных бухгалтерией данных финансовой отчетности главный бухгалтер сообщает собранию о получении финансового результата - прибыли в определенной денежном выражении, а также сообщает о размере начисленных дивидендов по привилегированным акциям.

Согласно сценарию, председатель совета директоров ставит на повестку дня вопрос о выплате дивиденда по обыкновенным акциям ЗАО «Сервис Инжиниринг». После дискуссии участники приходят к решению о начислении дивидендов по обыкновенным акциям. Совет директоров рекомендует размер дивидендов. Данное решение утверждается общим собранием акционеров.

2.Участники игры, которым определена роль бухгалтерии, наглядно показывают отражение данной операции на счетах бухгалтерского учета с учетом правильности начисления налогов на доходы различных акционеров.

3.Далее слово предоставляется начальнику финансово-аналитического отдела, который, после анализа предоставленной отчетности, предлагает акционерам компании инвестировать свободные денежные средства в ценные бумаги. Исходя из данных, предоставленных участникам в виде раздаточного материала, начальник ФАО предлагает акционерам компании сформировать инвестиционный портфель предприятия.

4.Следующим шагом в игре является собственно формирование портфеля ценных бумаг, который включает определение конкретных активов

для вложения средств, а так же пропорции распределения инвестируемого капитала между активами.

Ведущий, как независимый эксперт-консультант, разъясняет участникам, что составление плана формирования наилучшего портфеля начинается с определения целей инвестора и горизонтов прогнозирования, рассказывает о возможности применения как активных, так и пассивных портфельных стратегий. Классификация и принципы формирования портфелей были даны в презентации.

Следует отметить, что российский фондовый рынок начал бурно развиваться в начале 90-х годов, и получилось так, что теория не всегда поспевала за практикой. Поэтому на сегодняшний день, большинство студентов экономических вузов, изучая дисциплины, связанные с фондовым рынком, имеют очень ограниченное представление о рисках, связанных с инвестированием в ценные бумаги.

Рассматривая сущность и содержание риска, сейчас нет необходимости доказывать, что успех предпринимателя в значительной степени зависит от его отношения к риску.

Предполагается, что студенты знают, что риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности ситуации неизбежного выбора, в процессе которого имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели [10].

В результате переговоров и консультаций между собой и с ведущим участники определяют, что формируемый ими инвестиционный портфель должен оптимальным образом объединять рискованные и безрисковые активы.

Следует отметить, что игроки оказались хорошо информированы о кризисной ситуации на мировых финансовых рынках, в связи с чем все участники склонились к тому, что самым безрисковым вложением будет инвестирование в государственные ценные бумаги - облигации федерального займа РФ (ОФЗ РФ).

По предложение одного из игроков - акционера - юридического лица, участники приняли решение приобрести еще и привилегированные акции крупной сырьевой компании, а также обыкновенные акции динамично развивающейся высокотехнологичной компании, что позволяет оценивать сформированный ими портфель как оптимальный (процесс формирования инвестиционного портфеля представлен на схеме 3).

Оценка эффективности портфеля

Схема 3. Процесс формирования инвестиционного портфеля предприятия

5.Завершающий этап игры - оценка эффективности созданного инвестиционного портфеля. Игроки произвели вычисление реализованной доходности портфеля и сопоставили полученный результат с выбранным базисным показателем. Базисным показателем в данном случае послужила некоторая количественная характеристика поведения заранее выбранного набора ценных бумаг. В качестве базисного показателя может был выбран один из общеизвестных фондовых индексов и один облигационный индекс, публикуемые ведущими консалтинговыми компаниями. При этом на завершающем этапе деловой игры особое внимание студентов было обращено на то, что инвестиционный процесс является непрерывным, постоянно возобновляющимся, инвесторы могут производить пересмотр своих портфелей через определенные интервалы времени, например, раз в месяц (при оплате счетов) или раз в год (при заполнении налоговой декларации), а некоторые, вложившие значительные суммы в акции и облигации, даже ежедневно [10].

V этап

После того, как инвестиционный портфель сформирован, наступает этап, связанный с операциями по бухгалтерскому учету «приобретенных» ценных бумаг в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 19/02 «Учет финансовых вложений».

Студенты, выполняющие роль бухгалтерии, (не без активного участия остальных игроков) наглядно демонстрируют отражение операций, связанных с приобретением ценных бумаг, на счетах бухгалтерского учета.

VI этап

Подведение итогов игры. Участник, которому досталась роль председателя совета директоров, подводит итоги общего собрания акционеров. Ведущий объявляет об окончании игры.

VII этап

Игра окончена. Завершающий этап должен показать, достигнута ли главная цель организаторов игры - ощутили ли игроки себя реальными акционерами и управляющими условной компании?

Выяснилось, что все игроки смогли прочувствовать ответственность момента, но в разной степени. «Слабым звеном» в смоделированной игре студенты посчитали недостаточную вовлеченность участников, играющих роли акционеров компании, так как их функции были минимальными. В целом участники оценили ситуацию и процесс положительно, были

высказаны небольшие замечания, которые организаторы приняли к сведению для доработки и исключения подобных просчетов в будущем. Участники также отметили, что после игры, по выражению одного из них, «все встало на свои места».

VIII этап

Для оценки психологического комфорта игроков было предложено каждому игроку самостоятельно определить свое состояние по шкале «от -5 до +5». Приятным оказалось то, что в отрицательной зоне не увидел себя ни один участник. Средняя оценка психологического комфорта в игре - твердая четверка.

Таким образом, подводя итоги, можно констатировать, что одним из важнейших принципов обучения действительно является связь теории с практикой. Этот принцип реализуется в методах, увязывающих теорию и практику, подтверждая значение изучаемых явлений. В деловых играх, используемых в учебном процессе, эта связь обуславливается проблемным подходом к усвоению учебного материала, экспериментированием и конкретностью рассматриваемых ситуаций.

Наличие обратной связи в имитационной системе (в данном конкретном случае - в деловой игре), благодаря неоднократному проигрыванию различных ситуаций, позволяет играющим, анализируя результаты, накапливать опыт обучаться и на каждом последующем этапе обучения принимать более эффективные решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Плешакова, М.В. Деловые игры в экономике. Методология и практика/М.В.Плешакова, Н.В.Чигиринская, Л.С.Шахновская. - М.: КноРус, 2008.

2. Корнейчук, Б.В. Микроэкономика: Деловые игры/Б.В.Корнейчук.- СПб.: Питер, 2003.

3. Трайнев, В.А.Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии/В.А.Трайнев.- М.: Владос, 2005.

4. http://www.rea.ru/

5. http://www.spbu.ru/

6. http://www.ksu.ru/

7. http://www.minfin.ru/

8. http://www.rts.ru/

9. http://www.rbs.ru/

10. Шапкин, А.С. Управление портфелем инвестиций ценных бумаг/А.С.Шапкин, В.А. Шапкин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.