Научная статья на тему 'Анализ возможностей интеграции ресурсов Интернета в процесс формирования профессиональных компетенций'

Анализ возможностей интеграции ресурсов Интернета в процесс формирования профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРС / ИНТЕРНЕТ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКА / НАВЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Г.В.

Важной задачей подготовки специалистов в области финансов является формирование практических навыков решения актуальных проблем. Интеграция профессиональных и аналитических сайтов в процесс обучения позволяет активизировать деятельность студентов и повысить их мотивацию, формирует навык работы с информацией, дает возможность расширения спектра инструментов и методов, применяемых в практической деятельности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей интеграции ресурсов Интернета в процесс формирования профессиональных компетенций»

УДК 336.763.378.004

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА В ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Г. В. СОКОЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента E-mail: gvs06@yandex.ru Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Важной задачей подготовки специалистов в области финансов является формирование практических навыков решения актуальных проблем. Интеграция профессиональных и аналитических сайтов в процесс обучения позволяет активизировать деятельность студентов и повысить их мотивацию, формирует навык работы с информацией, дает возможность расширения спектра инструментов и методов, применяемых в практической деятельности преподавателя.

Ключевые слова:ресурс, Интернет, формирование, обучение, практика, навык.

Методика преподавания профессиональных дисциплин, ориентированная на максимальное усвоение материала, описана многими авторами. Не вдаваясь в теоретические дискуссии, воспользуемся опубликованной классификацией информации [12]. В общем виде система обучения может формировать:

- декларативные знания (формулировки законов, терминологическая осведомленность, факты);

- понимание концепций, позволяющих получать цельное представление об исследуемых объектах, в том числе по критериальным показателям, выявляющим отличия или совпадение различных объектов или их компонентов;

- знания процедур и процессов, последовательность действий, обеспечивающих определенный результат;

- познавательные навыки — способность самостоятельно находить, анализировать информацию, использовать ее в практической деятельности.

Наибольшую проблему в реализации задач обучения представляет формирование практических навыков, направленных на решение проблем. Именно эта задача может считаться приоритетной в рамках компетентностного подхода, реализуемого в стандартах образования третьего поколения.

Автором предпринята попытка в некотором приближении компенсировать пробелы в методическом обеспечении современных дисциплин экономического профиля. Не умаляя достоинств традиционных методов обучения и контроля усвоения знаний (собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен, тест, контрольная, курсовая, выпускная квалификационная работы и др.), сделаем акцент на инструментах, которые можно с известной степенью условности назвать инновационными. Применение этих инструментов обусловлено рядом факторов: растущими возможностями интегрирования учебного процесса в интернет-пространство, появлением порталов, формирующих адекватную запросам высшей школы информационную среду, повышением технической оснащенности вузов, позиционированием компьютерной грамотности в ряду ключевых компетенций преподавателей. Но главным мотивационным условием внедрения активных методов обучения, опирающихся на

возможности компьютерной техники и Интернет-технологий, является смещение акцентов в деятельности вузов в сторону менеджмента качества. При этом традиционные средства должны быть переосмыслены в русле компетентностного подхода, а инновационные средства постепенно выведены из стадии эксперимента и адаптированы для повсеместного применения в российской вузовской практике [14]. В данной идеологии в диалектическом единстве находится и сам процесс обучения, и средства контроля его эффективности. Контроль становится обучающим, повышающим степень усвоения материала, усиливающим ориентацию учебного процесса на формирование профессиональных компетенций и практических навыков студента.

Дополнительным аргументом в пользу интеграции информационных технологий, виртуального пространства в учебный процесс является необходимость адекватного соответствия стилистике существования современного поколения студентов, использования привычных для него форм получения и восприятия информации. Говорить на одном языке, существовать в одинаковых системах координат, значит, преодолеть в существенной мере коммуникативные проблемы, минимизировать расхождение в приоритетных формах трансляции и восприятии знаний.

Рассмотрим некоторые наиболее интересные с точки зрения доступности и эффективности методы и инструменты обучения на примере учебно-методического дополнения курса «Рынок ценных бумаг», фигурирующего в качестве специальной дисциплины или дисциплины специализации во всех образовательных программах экономического профиля. Последовательно обратим внимание на освоение теоретических разделов, использование механизма тестирования, создание обучающих кейсов, имитационных моделей и комплексную оценку эффективности обучения.

Совершенствование источников и составных частей теоретического обучения. Это направление связано с необходимостью насыщения курса материалами, ориентированными на формирование современного взгляда на процессы и практические навыки. Не секрет, что опора на учебники любой степени свежести, особенно по дисциплинам экономического профиля, страдает естественным запаздыванием реакции на изменение бизнес-среды. В большинстве учебных пособий, являющихся базовыми для изучения, ставится задача изложения фундаментальных концепций, способствующих

пониманию сущности предмета, за рамками изложения остается львиная доля информации, связанная с практической деятельностью1. Восполнение преподавателем дефицита актуальных сведений имеет сильное мотивационное воздействие на студентов в процессе обучения.

Среди основных источников информации, формирующих знание и понимание терминов, взаимосвязей, концепций, необходимых для освоения дисциплины, помимо рекомендуемых учебников и учебных пособий выделим некоторые дополнительные возможности, предоставляемые интернет-средой:

- портал «Финансовые науки» Миркин. ру — единая финансовая электронная библиотека, содержащая книги, диссертации, дипломные проекты, статьи аналитические материалы [22];

- теоретические материалы, предоставляемые порталом обучения центра дистанционных образовательных технологий Московского института экономики, менеджмента и права [2];

- портал Федеральной службы по финансовым рынкам [26];

- информационный портал группы компаний РосБизнесКонсалтинг, в том числе подразделения фондовых рынков [30].

В контексте подготовки к конкретным темам будут указаны и другие источники, однако названные ресурсы закрывают минимум обеспечения теоретических, законодательных основ курса и формирования актуальных практических навыков.

Рассмотрим возможности, предоставляемые всемирной паутиной для проведения лекционного занятия. В настоящее время многие финансовые компании, позиционирующие себя как открытые, социально ответственные, в том числе за финансовую грамотность населения, имеют насыщенные корпоративные сайты, которые можно использовать для иллюстрации теоретического материала. Например, в курсе «Рынок ценных бумаг» может быть использована виртуальная экскурсия по музею ММВБ или фильм об истории развития отечественной биржевой деятельности [16].

Конкурентные преимущества современного университета (более узко — отдельного преподавателя) во многом связаны с возможностью интеграции традиционных методов обучения с возможностями компьютерных технологий. Компетентный и ответственный преподаватель не может позволить себе служить только «говорящей

1 Бессмысленность конкретизации материала, например, отмечает В. А. Галанов [9].

головой», интерпретатором учебного пособия. Даже в рамках лекционного курса необходимо думать о максимальном использовании возможностей оживить теоретические основы дисциплины примерами из текущей бизнес-практики. В этом может помочь обращение к любому аналитическому порталу, который по запросу преподавателя может сформировать иллюстрации к материалу лекции, обогатить презентацию интерактивными графиками. Это могут быть:

- текущие макроиндикаторы, включая характеристики инвестиций, денежного обращения, биржевые индексы, показатели рынка недвижимости и т. д., которые предоставляет портал Эксперт [18];

- котировки акций эмитентов в динамике портала ФИНАМ [27];

- проекты Cbonds, содержащие текущую информацию по услугам для частного инвестора, ПИ-Фам, управляющим компаниям, пенсионным фондам и др. [11].

Возможности интеграции тестирования в среду электронного обучения. Оставив за рамками статьи описание преимуществ традиционного использования тестов для контроля усвоения дисциплины, выделим аспекты, не имеющие в настоящее время широкого применения.

Тесты, поддерживающие интерес к изучаемому предмету. Разнообразить аудиторные занятия, переключить или сконцентрировать внимание могут помочь такие нехитрые приемы, как он- и оффлайн тестирование. Серьезной образовательной задачи не следует ставить, используя этот прием, но можно создать определенную ауру, подготавливающую к восприятию темы занятия. Примером может служить тест «Какой из вас инвестор» [24], обеспечивающий вхождение студентов в терминологический минимум, подключающий эмоциональную компоненту к освоению дисциплины. Блиц-опросы в графическом оформлении [21] позволяют продемонстрировать настроения общественности, близкой к финансовым рынкам, поучаствовать в формировании итогов мониторинга этого настроения, а для преподавателя могут предоставить иллюстративный материал для презентации по отдельным темам.

Обучающие и контролирующие тесты. Этот класс инструментов крайне важен в современных средствах обеспечения эффективности учебного процесса. Дополнительный смысл в развитии тестирования средствами интернет-технологий придает сложившаяся практика оценки работы вуза

при процедуре аккредитации. Проверка выполнения требований государственных образовательных стандартов проводится в форме компьютерного тестирования студентов и связана с формированием единых требований к оценке качества подготовки специалистов. Тестирование позволяет не только дать оценку усвоения, но и выработать спокойное отношение к тестированию через любой портал. Формирование навыка дистанционного тестирования позволяет снять дополнительную тревожность студентов, обусловленную не только необходимостью соответствовать уровню знаний, но и демонстрировать этот уровень современными средствами. Репетиционные тесты по смежным дисциплинам (финансы, деньги, кредит, банки) можно пройти на сайте Национального аккредита-ционного агентства в сфере образования [17].

Непосредственно по рынку ценных бумаг доступны тесты Международного финансового центра, консалтинговой компании Юникон [1, 13] и др. На сайте Юникона размещен и тестовый тренажер с большим спектром сервисов для самоподготовки и контроля на базе вопросов экзамена ФСФР, возможно бесплатное пользование демо-версией тренажера

Тесты, обеспечивающие сертификацию, предлагает сайт холдинга ФИНАМ [19]. Этот сайт имеет помимо информационных и аналитических разделов организованные дистанционно курсы и онлайн семинары по различным модулям дисциплины, многие их которых бесплатны для посетителей сайта. Курсы имеют хорошую методическую поддержку: предоставляются теоретические материалы, тесты для самопроверки и оценочные тесты, позволяющие переходить к следующей теме. Сопровождение обучающихся идет в соответствии с индивидуальным учебным планом, сбалансированным по сложности и времени изучения. Пример учебного плана дистанционного курса представлен на рис. 1.

Несомненным преимуществом этого ресурса и дополнительным аргументом для студентов является именной сертификат, выдаваемый по итогам успешного прохождения обучения на портале. Подробно о возможностях обучения на портале можно узнать в интервью Ю. Афанасьевой [18].

Использование кейс-метода с привлечением возможностей Интернета. Ни у кого не вызывает сомнения значение кейс-метода в обеспечении практической направленности обучения и формировании профессиональных компетенций. Источниками для разработки классических кейсов могут

Название раздела Количество Рекомендуемая дата Фактическая дата

дней для изучения Начала Окончания Начала Окончания

Биржевая ^ торговля 25.04.2010 26.04.2010 25.04.2010 26.04.2010

Российский фондовый рынок 10 26.04.2010 06.05.2010 26.04.2010 06.05.2010

Анализ биржевых ^ цен 06.05.2010 08.05.2010 06.05.2010 08.05.2010

Интернет -трейдинг 1 08.05.2010 09.05.2010 08.05.2010 0Э.05.2010

Рис. 1. Индивидуальный учебный план дистанционного учебного курса

служить уже указанные ранее информационно-аналитические порталы, а также материалы сайта медиахолдинга «Эксперт» и его журнала D' [10], в котором освещается конъюнктура финансовых рынков: основные тенденции, анализ ситуации, а также публикуются материалы об инфраструктуре рынка ценных бумаг. Журнал пишет о механизме формирования дохода, знакомит с идеями инвестиционных компаний и банков, дает прогнозы, проводит интервью с успешными трейдерами.

Если позволяют технические условия, то традиционный кейс, основанный на описании практической ситуации, статьи или аналитического обзора, можно дополнить трансляцией видеосюжетов с последующим обсуждением по схеме классического сценария. Например, при изучении темы «Облигации» в занятие была включена запись «Российский рынок облигаций продолжает удивлять инвесторов», доступная через портал «Эксперт-ТВ» [23].

Для формирования кейсов «Инвестиционные риски 2011», «Как продавать российские акции», «Успешные стратегии управления портфелем ценных бумаг», «Основные тенденции рынка ценных бумаг» были использованы видеосюжеты [3—5, 7].

К достоинствам интегрированного занятия, организованного с видеокомпонентами, относятся возможности поддержки обучения актуальными материалами, развитие аналитических способностей в реальной информационной среде, закрепление основных понятий, изучаемых в данном разделе курса. Контроль уровня терминологической осведомленности и степени усвоения пройденного материала осуществляется в устных и (или) письменных ответах студентов на поставленные преподавателем вопросы.

Дополнительным эффектом включения в дискуссию видеоматериала является развитие коммуникативных навыков, тренинг формирования ассоциативных связей, контекстного восприятия информации, навыки интерпретации понятийного аппарата, что может служить поддержкой в формировании профессиональных компетенций.

Еще одно неоспоримое преимущество использования видеоинтервью — возможность услышать неадаптированный учебному процессу материал. На лекции и семинаре преподаватель, ориентированный на раскрытие определенной темы или модуля, систематизирует информацию, излагает ее в определенном контексте. Аналитики и практики, приглашаемые в студии бизнес-каналов, рассматривают текущие изменения рынка в целом, как правило, комментируя общие экономические условия. В методическом плане трансляция таких интервью способствует закреплению межпредметных связей основных профессиональных дисциплин.

Работа в Интернете позволяет разрабатывать задание, активизирующие творческие, поисковые навыки студентов. Приведу пример небольшого упражнения, объединяющего в себе работу с несколькими интернет-ресурсами. Студентам предлагается представить в графическом виде структуру финансового рынка и рынка капиталов по материалам сайтов Минэкономразвития России, Росстата, Банка России [20, 28, 29]. Задание выполняется в самом начале изучения курса, и основная цель его заключается в формировании целостного взгляда на систему финансовых отношений, структуру фи -нансового рынка, место рынка ценных бумаг в этой структуре и интерпретацию этих понятий в системе различных ведомств Российской Федерации

Участие в вебинарах — очень интересный, перспективный вид обучения. Это презентации, лекции, семинары, организованные при помощи веб-технологий в режиме реального времени. В качестве примера можно привести веб-семинары, проведенные марте 2011 г. на портале РТС [15]: «Информационные системы для активного трейдинга», «Основы риск-менеджмента», «Арбитражные возможности на рынках РТС», цикл из четырех

веб-семинаров «Теория и практика опционной торговли на российском фондовом рынке»

Участники вебинара находятся у своих компьютеров, а связь между ними поддерживается через Интернет. Главная особенность вебинаров — интерактивность, возможность демонстрировать, принимать и обсуждать информацию [8]. Главная проблема — сложно привязать вебинар к учебному процессу, так как учебная программа имеет четкие сроки изучения дисциплины, не совпадающие со временем проведения интернет-семинара. Однако если преподаватель сможет органично вписать этот вид деятельности в процесс изучения дисциплины, например, дать задание просмотреть видеозапись вебинара или стать его участником с последующим контролем в виде эссе или мини-теста, то эффективность в виде формирования общепрофессиональных коммуникационных компетенций в инновационном формате будет наградой за координационные усилия.

Имитационное моделирование в Интернете. При изучении любого курса существуют темы, в которых очень сложно опираться только на теоретические аспекты. Примером может служить освоение вопросов управления портфелем ценных бумаг. В этом разделе представление об инвестиционных целях и предпочтениях, корреляции доходности и риска, критериальных показателях должно обязательно подкрепляться возможностями ознакомления с технологией портфельного управления, тренингом самостоятельного анализа информации, использования ее в практической деятельности.

Оптимальным вариантом, по мнению автора, является вовлечение студентов в виртуальную модель портфельного инвестирования, например, через ресурс портала РосБизнесКонсалтинга — тре-нинговую систему [25], позволяющую научиться играть на бирже на примере реальных котировок ценных бумаг, попробовать свои силы в создании виртуальных инвестиционных портфелей, в режиме реального времени «покупать» и «продавать» на биржах РТС, МФБ и ММВБ акции российских компаний и государственные ценные бумаги, пользоваться всей необходимой для игры на бирже информацией. Студент имеет возможность получить первоначальные знания о портфельном анализе, сформировать индивидуальные портфели с разной стратегией управления.

Этот ресурс предполагает достаточно длительное участие студентов в процессе (как правило, в течение нескольких месяцев при семестровом курсе). Чтобы поддерживать интерес к работе в виртуальной среде, можно ввести на семинарах краткие

отчеты-доклады о тенденциях рынка и прогнозах изменения конъюнктуры, назначить (или выявить инициативно) экспертов по отдельным секторам рынка, докладывающих о существенных фактах, имеющих значение для повышения эффективности управления, еженедельно обновлять рейтинг инвестиционных портфелей. Победители в соревновании прироста стоимости портфеля могут быть награждены досрочной аттестацией по дисциплине. Информация о формировании портфеля ценных бумаг и о его закрытии с детализацией по составу, стоимости, проведенным операциям легко идентифицируется на портале, и отчеты (с краткой аналитикой) сдаются преподавателю как обязательный вид зачетной работы в течение семестра.

Участие в конкурсах. Кульминацией усилий преподавателя может стать участие студентов в конкурсах, организуемых профессиональными участниками финансового рынка или информационно-аналитическими порталами в Интернете. В частности, такие конкурсы организует уже упоминавшийся портал ФИНАМ, который делает очень серьезные шаги в развитии финансовой грамотности населения.

Понимая относительность обучающей компоненты в этих конкурсах, отметим эмоциональные дивиденды, получаемые участниками, прошедшими в высшие строки рейтинга. Для преподавателей курса активность слушателей может служить реальным подтверждением интереса к деятельности в рамках дисциплины, а также определенного уровня усвоения материала, который может выражаться не только хорошими результатами, но и демонстрацией уверенности в своих силах участников конкурса.

Метод портфолио. Этот метод может служить не только комплексной оценкой усвоения материала, но и инструментом формирования самостоятельности студента в выборе методов изучения дисциплины. Он предполагает развитие навыков организации самообучения. Для реализации этого принципа необходимо предоставить некоторый спектр оцениваемых видов деятельности в учебном процессе, среди которых могут быть обязательные виды работ (например, контрольные тесты) и деятельность, отчетность по которой предоставляется по желанию студента в соответствии с системой собственных приоритетов и возможностей.

Так в семестровом курсе «Рынок ценных бумаг» в комплексной оценке, формирующей рейтинг студентов и дающей право на получение зачета по дисциплине, были реализованы следующие виды деятельности (обязательный характер исполнения отмечен «*»):

- три промежуточных аттестации в виде тестов по основным темам*;

- посещение не менее 50 % лекционных и 80 % семинарских занятий*;

- подготовка презентаций по предлагаемым темам;

- подготовка докладов к семинарам;

- формирование портфеля ценных бумаг в виртуальной среде*;

- отчет об управлении портфелем ценных бумаг в виде его оценки на момент закрытия в определенную для всех студентов дату*;

- участие в чемпионате по интернет-трейдингу учебного центра ФИ-НАМ;

- обучение на портале учебного центра ФИНАМ с успешным завершением избранных курсов и получением аттестационных сертификатов;

- подготовка эссе по итогам вебинара;

- подготовка эссе по информационно-аналитическому видео-кейсу*;

- регулярные сообщения о состоянии рынка ценных бумаг.

Преподаватель заранее определяет весомость оценки в баллах, и студенты имеют возможность участвовать в рейтинге успеха по избранным видам деятельности.

Рассмотрим основные показатели обучения по трем дисциплинам: «Рынок ценных бумаг», «Маркетинг», «Ценообразование» (рис. 2).

Для обеспечения сопоставимости анализ проводился в одних и тех же группах студентов, обучающихся у одного преподавателя по сопоставимой методике. Единственным отличием было активное использование Интернета в курсе «Рынок ценных бумаг». Можно считать, что именно это качество позволило обеспечить более высокую степень заинтересованности и вовлеченности студентов в освоение дисциплины и лучшие результаты в контроле остаточных знаний. Активно управляли портфелем ценных бумаг 43 % студентов. При общем падении

Участие студентов в практических работах

Посещаемость курса

Успешность освоения дисциплины (контроль остаточных знаний)

—_И

J66

_|65

_|68

J76

Рынок ценных бумаг Л Маркетинг Ценообразование

Рис. 2. Оценка отдельных параметров обучения к общему количеству студентов, %

фондовых индексов за сопоставимый период на 10 % многие «переиграли» рынок, а отдельные студенты добились спекулятивной доходности на уровне 25—30 %. Около 30 человек приняли участие в чемпионате ФИНАМ по управлению виртуальным портфелем, что также является показателем заинтересованности и подготовленности студентов.

Основные преимущества, предоставляемые обучением с применением интерактивных методов, виртуальных имитационных моделей и информационно-аналитической среды Интернет:

- реализация практически-ориентированного, развивающего профессиональные компетенции подхода к освоению образовательного модуля;

- активизация деятельности студентов и повышение их мотивации; формирование навыка работы с информацией (включая ее поиск, анализ и оценку);

- возможность создания разнообразного по видам обучающей деятельности курса;

- реализация дифференцированного подхода к оценке творческих усилий студентов;

- возможность дальнейшего расширения спектра инструментов и методов, применяемых в практической деятельности преподавателя.

Список литературы

1. Бесплатное онлайн тестирование // Консалтинговый центр Юникон. URL: http://www.exam-rcb. ra/on_Hne.html.

2. Бродунов А. Н. Рынок ценных бумаг: учебный курс. URL: http://e-college.ru/xbooks/xbook097/book/ index/index.html.

3. Видео. Власть // Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/video/68_868.

4. Видео. Власть // Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/video/78_878.

5. Видео. Капитал // Эксперт. URL: http://expert.ru/2010/12/17/kap_171210.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Видео. Капитал // Эксперт. URL: http://expert.ru/2011/02/4/kapital-4-fevralya-2011.

7. Видео. Капитал // Эксперт. URL: http://expert.ru/2011/03/18/kapital-ot-18-marta.

8. Все о вебинарах — http://www.all-webinars.com.

9. Галанов В. А. Рынок ценных бумаг: учебник. М.: ИНФРА-М., 2010.

10. Журнал D' // Эксперт. URL: http://expert.ru/printissues/d.

11. Информационное агентство Cbonds — http://www.cbonds.info/ru.

12. Колоденский А. Четыре «кита» педагогического дизайна // E-learning World. 2008. № 2.

13. Компьютерное тестирование // Международный финансовый центр. URL: http://www.educenter. ru/test.

14. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. URL: http://www.umo.msu. ru/docs/projects/Valuation.pdf.

15. Мероприятия и семинары // РТС биржа. URL: http://www.rts.ru/ru/events.

16. Музей Московской межбанковской валютной биржи. URL: http://museum.micex.ru/museum/collect/ video.

17. Национальное аккредитационное агентство в сфере образования — http://www.fepo.ru.

18. Новости, анализ, прогнозы // Эксперт. URL: http://expert.ru/macro.

19. Обучение // ФИНАМ. URL: http://www. finam. ru/investor/Welcome/default.asp.

20. Общая характеристика российского финансового рынка // Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/analytics/fin_r/fin_mark_01-2010.pdf.

21. Опросы // 2 stocks. ru. Все о ценных бумагах для частного инвестора. URL: http://www.2stocks.ru/ main/community/opros.

22. Портал «Финансовые науки» Миркин. ру — http://www.mirkin.ru.

23. Российский рынок облигаций продолжает удивлять инвесторов // Эксперт. URL: http://expert. ru/2010/02/5/rws_050210.

24. Тест «Какой из вас инвестор?» // SmartMoney. URL: http://www.smoney.ru/tests.

25. Тренинговая система «Портфель» // РосБизнесКонсалтинг. URL: http://portfolio.rbc.ru.

26. Федеральная служба по финансовым рынкам — http://www.fcsm.ru.

27. 26ФИНАМ - http://www.finam.ru.

28. Финансовые рынки // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/finances/finmarket.

29. Финансы России // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b10_51/Main.htm.

30. Quote // РосБизнесКонсалтинг. URL: http://quote.rbc.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.