УДК 373.3/.5+378+37.0
Ахметов Нурлан Каркенович
Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой химии Казахского национального педагогического университета имени Абая, [email protected], Алматы
Нурахметова Айгуль Радылкановна
Кандидат химических наук, доцент кафедры химии Казахского национального педагогического университета имени Абая, [email protected], Алматы
Тапалова Ольга Бисеновна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Казахского национального педагогического университета имени Абая, olya.mag @ mail.ru, Алматы
УЧЕБНЫЕ ИГРЫ: АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИя
Аннотация В данной статье рассматривается новый взгляд на использование игрового обучения в учебном процессе. В связи с этим возникает необходимость классификации игр и моделирование игровых ситуаций. Целью настоящего исследования является поиск основных критериев и признаков, ставших основой для общей классификации игр. В процессе исследования проведен тщательный анализ отечественной и зарубежной литературы, систематизация всех существующих учебных игр, указаны их приемущества и недостатки. Уникальность настоящего исследования состоит в том, что доказана возможность использования игрового обучения при изучении дисциплин естественного цикла. Результаты исследования: получена новая классификация игр, которая дает более целостное представление об игровой деятельности человека.
Ключевые слова: игровое обучение, классификация игр, игровая деятельность, имитационные игры, моделирования, естественные игры, искусственные игры, академические игры.
Akhmetov Nurlan Karkenovich
Doctor of education, head of the department of chemistry of the Kazakh national pedagogical university named after Abay, [email protected], Almaty
Nurahmetova Aigul Radylkanovna
Ph. D., associate professor of chemistry, Kazakh national pedagogical university named after Abai, [email protected], Almaty
Tapalova Olga Bisenovna
Ph. D., assistant professor of biology of the Kazakh national pedagogical university named after Abai, olya.mag@ mail.ru, Almaty
CLASSIFICATION OF EDUCATIONAL GAMES AND MODELLINGS
Abstract. This article discusses a new perspective on learning to use the game in the learning process. The aim of this study is to find the basic criteria and symptoms, which became the basis for the general games classification. The study carried a thorough analysis of national and foreign literature, systematization of the existing educational games and determination of their advantages and disadvantages. The uniqueness of this study consists in the fact that it proves principle possibility of creation and use of educational game in the study of cycle of natural disciplines such as chemistry, physics and biology. Results of research: A new classification of games, which gives a more holistic view on the person’s game activity.
Keywords: game learning, classification of games, game activities, simulations, modeling, natural game, man games, academic games.
В настоящее время в мире широкое рас- рований и игр настолько велик, что невоз-
пространение получило так называемое можно уследить за всеми новыми разработ-
игровое обучение. Поток учебных модели- ками и публикациями в этой области тем
более, что все они разбросаны по многочисленным журналам, что, естественно, затрудняет знакомство с ними широкого круга преподавателей и исследователей.
Целью настоящей работы является поиск решения вопроса классификации игр и моделирований. Проблема классификации игр, как она сложилась в настоящее время, представляет большой интерес для понимания игровой деятельности человека, в том числе и при использовании игр в процессе его обучения. Ранее предложены различные классификации игр, основанные на ряде общих признаков или оснований, позволяющих проводить соответствующее деление на виды и типы игр. Но большинство из этих общих признаков позволяют разделять игры чаще всего с односторонних позиций, не решая общей задачи. Так, в начальной школе игры классифицируют по основным признакам учебного предмета формирующим представления ученика об общих понятиях предмета, таких как счет, форма, цвет и т.п. В средней школе разделение игр чаще всего производится по учебным дисциплинам или по дидактическим задачам, стоящим перед учителем. При этом в различной степени возможны и некоторые комбинации в пределах существующих признаков и классификаций. Наиболее часто выделяются словесные, строительные, подвижные, конструктивные, сюжетно-ролевые и другие виды игр.
Система повышения квалификации, высшая и средняя специальная школа также предлагают различные виды имитационных игр и моделирований (ролевые, управленческие, экономические и т.п.), основанных на условно выбранном, характерном для соответствующих игр общем признаке или признаках. Подбор таких признаков представляет собой самостоятельную проблему, которую исследователю необходимо решить, при определении к какому типу игр отнести игру, используемую при обучении или при определении подходов к созданию классификации игр.
М. В. Клариным [1] для подобных случаев предлагается схема описания игры, включающая следующие основные компоненты:
1. Название. 2. Предметная область знаний и умений. 3. Уровень обучения, возраст играющих, их количество. 4. Игровое оборудование, место проведения и временные рамки
игры. 5. Игровые действия, правила игры, краткая характеристика ее хода (сценарий), включая подготовку.
Знание этих компонентов, естественно, может позволить найти место в соответствующей классификации для каждой конкретной игры. Такой же, только более подробный анализ основных компонентов игры, процесса обучения и сведение их между собой в виде «многомерной классификационной матрицы» предлагается В. Г. Семеновым [2], в виде динамической классификационной модели игр. Им выделены 14 оснований для классификации, варьируя которые можно теоретически достичь 314 (4,8*106) подвидов игр. Наличие такого количества подвидов игр (пусть даже и теоретического) затрудняет принятие единой и удобной для всех классификации, так как большое количество оснований или признаков для классификаций делают вероятным и большое различие во мнениях, какие из оснований брать в качестве главных для определенного вида игры. В то же время следует отметить, что достаточная разработанность оснований для классификации игр несет в себе и большой положительный момент, позволяющий увеличить область исследований при разработке этой проблемы и создания удобной, удовлетворяющей всех общей системы игр. Поэтому основной задачей настоящей работы будет являться не детализация видов игр, а создание общей классификации игр.
Если рассматривать систематизации игр, предложенные отдельными авторами, то можно отметить, что в большинстве из них указывается на протекание игровой деятельности человека в двух основных типах: естественной и искусственной игры. К естественному типу игр относятся такие, в создании которых человек не принимает никакого участия, а искусственный тип игр является результатом творчества людей. В. Г. Семеновым выделяется также и гибридный тип игр, но в нашей системе классификации мы делим игры только на искусственные и естественные, считая гибридные, что отчасти видно из их названия, частью искусственных. т. к. естественные игры не являются предметом настоящего исследования, то далее будут рассматриваться игры только искусственного типа. Многими авторами предлагаются некоторые варианты
и подходы к систематизации искусственных игр. Например, профессор Пидкасистый и его ученики в своей работе «Проблемно-модельное-обучение: вопросы теории и технология» [3] предлагают разделить искусственные игры на результативные, детские, моторные, сенсорные, исследовательские, дидактические и т.д. Такое деление, на наш взгляд, не совсем удачно. Более удобно для наших целей использовать систематизацию искусственных игр, предложенную американскими исследователями игрового обучения Д. Крикшэнком и Р. Тэльфером [4]. Согласно ей, их можно разделить на так называемые «неакадемические игры», предназначенные для развлечения и «академические игры», предназначенные в первую очередь для обучения различным учебным предметам. К виду «неакадемических игр» относятся такие игры как хоккей, теннис, бейсбол и т.д. Вид «академических игр» авторы делят на группы «неимитационных» и «имитационных» игр. В предлагаемой нами классификации, «академические игры» носят также общее название обучающих игр, т. к. по нашему мнению, такое название более соответствует этому виду игр. Дальнейшее деление американскими авторами «академических игр» связано с технологией их создания и использования. Если при использовании игры моделируется какой-либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такие игры относятся к подгруппе «имитационных игр». К «неимитационным играм» (учебным) относят игры, в которых используются принципы изучаемого предмета и решаются связанные с ними проблемы. Подобное деление «академических игр» или обучающих) имеет большое сходство с классификацией «методов активного обучения», предложенной группой авторов в работе [5] под редакцией профессора В. М. Рыбальского (см. табл.), где «методы активного обучения» также делятся на две подгруппы - «неимитационные» и «имитационные методы». Но в этой классификации систематизируются методы активного обучения и подгруппа «неимитационных методов», основанная на традиционных формах проведения занятий, не может входить в классификацию игрового обучения. Поэтому «имитационные методы» в классификации В. М. Рыбальского необходимо, по
нашему мнению, в случае анализа сопоставлять с «академическими играми». При этом «академические игры отличаются от «имитационных методов» наличием подгруппы «неимитационных игр», возможность создания которых в фундаментальных науках была показана в работах Н. К. Ахметова [6].
Отсутствие такого рода игр в классификации «методов активного обучения» объясняется тем, что, по-видимому, они были опубликованы несколько позднее первых.
Из сопоставления этих двух классификаций, а также из других работ видно, что общепризнанным является наличие имитационного типа игр, для которых разработан целый ряд классификаций. Так, авторы классификации «методов активного обучения» (таблица 1) считают, что к типу имитационных игр можно отнести деловые игры, разыгрывание ролей и игровое проектирование. Несколько особняком стоят у них анализ конкретных ситуации и имитационные упражнения.
Соглашаясь с предложенной систематизацией «имитационных методов активного обучения» под которой авторы [5] подразумевают игры и включая ее в качестве составляющей нашей классификации, заметим, что добавление в классификацию еще и «неимитационных игр», позволяет существенно расширить возможности нашей классификации, для нахождения своего места и другим видам игр. Вид «неимитационные игры» получил у нас также условное название «учебные игры».
Большой интерес с точки зрения теории и практики игрового обучения в высшей школе имеет на наш взгляд предложенная американским исследователем С. Тиагарайаном «диаграмма определений» [7], показанная и подтверждающая наш подход к систематизации игр. Используя ее можно сравнительно легко определять место соответствующих игр в предлагаемой классификации по местам пересечения трех окружностей, обозначающих соответствующие основные составляющие рассматриваемого вопроса: изучаемый учебный материал - «У»; моделирование- «М»; игру - «И» и если эти три окружности не взаимодействуют друг с другом, то какая-либо реализация их протекает традиционными способами. В то же время на стыке их границ в различных видах ре-
ализуется форма [7] обучения, рассматриваемая нами и представленная там четырьмя областями: «УМ» - учебное моделирование; «УИ» - учебная игра; «ИИ»- имитационная игра; «УИИ» - учебная имитационная игра. Из этих областей нами достаточно подробно рассмотрены две - «УИИ» и «УМ». Область «ИИ» нами не рассматривалась, т. к. исследование простой игры без усвоения учебного материала не стоит задачей настоящей работы. Область «УИ» /учебных игр/, по нашему мнению, принадлежит к наименее исследованной и разработанной в игровой форме обучения. Связано это с трудностью создания учебных игр, которые должны одновременно быть увлекательными и познавательными, Особенно это касается фундаментальных наук, таких как математика, физика, химия и т.д.
В настоящее время доказана принципиальная возможность создания подобных игр на примере такой учебной дисциплины как химия (см. табл.) [6].
Заканчивая обсуждение «диаграммы определений», следует отметить, что для наших целей более удобным может оказаться предлагаемое нами ее упрощение за счет отбрасывания области «ИИ». С этой целью необходимо перестроить так, чтобы окружности «М» - моделирование и «И» - игра накладывались на окружность «У» - учебный материал без соприкосновения друг с другом в свободном состоянии Подобная диаграмма
Методы активного
является более простой в обращении, т. к. ясно показывает какими путями можно активизировать изучение учебного материала, используя в учебном процессе игру и моделирование.
Таким образом, нами предлагаются следующие основные направления классификации учебных игр. Все игры делятся на искусственные и естественные. В свою очередь искусственные игры делятся на академические (обучающие) и неакадемические (футбол, хоккей и т.п.). Неакадемические игры составляют области «И» и «М» модифицированной диаграммы определений. Академические игры включают в себя три основные интересующие нас области «диаграммы определений» - «УИ», «УИИ», «УМ». Область «УИ» соответствует неимитационным (учебным) играм, а область «УИИ» и «УМ» -имитационным играм. При этом внутри предлагаемого нами для классификации вида имитационных игр возможно дальнейшее разделение на подгруппы, учитывающее классификацию «методов активного обучения», предложенную в работе группы авторов под редакцией В. И. Рыбальского [5] и «диаграмму определений» американского исследователя игрового обучения Тиагарайана [6]. Так, область «УИИ» «диаграммы определений» соответствует в классификации «методов активного обучения» следующим группам: разыгрывание ролей; игровое проектирование; деловые игры
Таблица
обучения в вузе и ИПК
Методы активного обучения
Неимитационные Имитационные
Традиционные формы занятий Неигровые Игровые
1. Проблемная лекция 1. Анализ конкретных ситуаций 1. Деловая игра
2. Практическое занятие Лабораторная работа
3. Семинар и тематическая дискуссия
4. Дипломный или курсовой проект 2. Имитационные упражнения 2. Разыгрывание ролей
5. Курсовая или выпускная работа
6. Производственная практика или стажировка
7. Использование обучающих программ и машин
8. Олимпиада или научно - практическая конференция 3. Игровое проектирование
9. НИРС
10. Групповая консультация
[там же]. А область «УМ» соответственно: анализу конкретных ситуаций и имитационным упражнениям (табл.). Неимитационные игры в свою очередь можно разделить на условно называемые символические игры и учебные кроссворды, ребусы и т.д. Необходимость рассмотрения вопроса, классификации игр была обусловлена сложившимся в научно-педагогической литературе по игровому обучению положением, когда различными авторами предлагались самые разные классификации. Общий недостаток этих классификаций заключается в том, что разделение игр проводится в них с односторонних позиций, на основе каких-либо общих признаков или оснований. Однако, при этом общая задача классификации игр не решалась.
Проанализировав и сопоставив соответствующие работы исследователей игры мы попытались дать новую классификацию игр, которая, на наш взгляд, позволяет получить более целостное представление об игровой деятельности человека. Не претендуя на то, что предложенная нами классификация является единственно верной, мы надеемся, что она может послужить основой для дальнейшего исследования проблемы игровой деятельности человека, даст возможность четко видеть место каждого типа игры в общей системе игровой деятельности, углублять их исследование. Классификация могла бы помочь унифицировать термины, употребляемые разными исследователями, избежать той ошибки, когда не только непрофессионалами, но и на страницах научно-методической печати все подряд игры называются «деловыми».
Библиографический список
1. Кларин М. В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. - 1985. - № 6. - С. 57-61.
2. Семенов В. Г. Динамическая классификационная модель игр. - Киев, 1984.
3. Пидкасистый П. И. и др. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. - Алма-Ата: Мектеп, 1980. - 204 с.
4. Cr-u^sha^ D., Telfer R. Classroom Games and Simulations // Theory into into Practice. -1980. - V. 19. - P. 75-80.
5. Методические рекомендации по классификации методов активного обучения. - Киев, 1983. - 14 с.
6. Ахметов Н. К. Теория и практика игрового обучения в подготовке учителя". - Алма-Ата. Минобр. и науки РК, РИК. 1995. - 28б с.
7. Thiagarain S. Game game II // Phi Delta Kappan, I974. - V. 55. - P. 474-477.