Алла Ирменовна Янкус - музыковед кандидат искусствоведения, доцент, декан музыковедческого факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
(Санкт-Петербург, Россия), alla_jankus@mail.ru
Alla I. Yankus - musicologist, Ph.D. in History of Arts, Associate Professor, Dean of the Faculty of Musicology of the Rimsky-Korsakov St. Petersburg State Conservatory
(Saint Petersburg, Russia), allajankus@mail.ru
УДК 781.42
DOI 10.61908/2413-0486.2022.32.4.91-106
УЧЕБНЫЕ ФУГИ А. К. ГЛАЗУНОВА В ОТДЕЛЕ РУКОПИСЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ1
FUGUES WRITTEN FOR EDUCATIONAL PURPOSES BY ALEXANDER K. GLAZUNOV IN THE MANUSCRIPTS DEPARTMENT OF THE RUSSIAN NATIONAL LIBRARY
Аннотация
В статье впервые описан хранящийся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки автограф учебных работ, выполненных А. К. Глазуновым в процессе освоения фуги (фонд Глазунова - Ф. 187, № 642). Рукопись относится к июню-июлю 1881 года и содержит работы разных видов: запись тем и материала для фуги, транспонированная в Des-dur экспозиция третьей фуги первого тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, фрагменты и целые сочинения на собственные и заимствованные темы. Комплекс заданий весьма полно репрезентирует специфический этап освоения юным музыкантом техники композиции. В статье уточняются датировка обучения Глазуновым фуге, источники, используемые композитором, в том
1 Настоящая статья включает материалы доклада, прочитанного автором на конференции «Музыкальное искусство и наука в контексте традиций и новаторства. К 55-летию Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова» (Петрозаводск, 24-27 сентября 2022 года).
числе «Учебник фуги» Э. Ф. Рихтера, а также детали истории обработки рукописи в Российской национальной библиотеке.
Abstract
The article presents for the first time the autograph of the educational works, composed by Alexander K. Glazunov in the process of mastering the fugue, stored in the Department of Manuscripts of the Russian National Library (Glazunov fund -F. 187, No. 642). The manuscript dates back to June-July 1881 and contains a number of works of various kinds: the recording of subjects and other material for fugal composing, an exposition of Fugue No. 3 from the first book of the Well-Tempered Clavier by J. S. Bach transposed to Des-dur, as well as fragments and entire compositions on his own and borrowed musical themes. The set of tasks quite fully represents a specific stage in the development of the composition technique by a young musician. The article clarifies the dating of Glazunov's fugue mastering, the sources used by the composer, including E. F. Richter's A Treatise on Fugue, as well as details of the history of processing the manuscript in the National Library of Russia.
Ключевые слова: Александр Константинович Глазунов, учебные фуги, рукописи учебных работ
Keywords: Alexander Konstantinovich Glazunov, fugues written for practice, manuscripts of educational works
Крупнейшие собрания автографов А. К. Глазунова с конца 30-х годов XX века содержатся в Отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и в фонде Глазунова Российской национальной библиотеки2; мюнхенский архив композитора с 2002 года хранится в Санкт-Петербургском Музее театрального и музыкального искусства. Однако и по сегодняшний день степень изученности автографов Глазунова представляется недостаточной.
2 Далее используются следующие сокращения: Отдел рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова - ОР НМБ СПбГК, Российская национальная библиотека - РНБ, Отдел рукописей Российской национальной библиотеки - ОР РНБ.
92
Если консерваторский архив его нотных рукописей подробно проанализирован в диссертации и публикациях Э. А. Фатыховой (ван Домбург) [11], то собрание, хранящееся в ОР РНБ, описано лишь отчасти.
Систематизация фонда А. К. Глазунова РНБ выполнялась в середине XX века Анастасией Сергеевной Ляпуновой. Обзор этого собрания вышел в 1955 году [4]. Весьма полные сведения о нотных материалах фонда содержатся в «Хронографе сочинений А. К. Глазунова» Эльзы Эдуардовны Язовицкой [13], но здесь учтены далеко не все источники.
В настоящей статье вводятся в научный обиход работы, выполнявшиеся Глазуновым в процессе освоения фуги (Ф. 187, № 642) - важного этапа обучения технике композиции, а также предпринята попытка определить порядок описания частей рукописи при каталогизации в РНБ.
В качестве обособленной группы автографов А. С. Ляпунова выделила учебные материалы - работы по гармонии, контрапункту, фуге и инструментовке [4, с. 114]. В классификации Э. ван Домбург учебные работы определены как «автографы учебных заданий, упражнений, отражающие процесс обучения самого композитора или предназначенные для обучения других» [3, с. 58].
В учебных рукописях Глазунова запечатлено одно из важнейших направлений деятельности музыканта на пути становления профессионализма, а именно - освоение школы, формирование комплекса базовых умений, вырабатываемых в процессе выполнения контрапунктических упражнений в разрядах, имитаций и канонов разных видов, обработок хоралов и освоения фуги, - заданий, выполняемых в определённом порядке, при постепенном увеличении сложности. Параллельно с учёбой шла работа над множеством сочинений в разных жанрах: оперой «Рустем и Зораб», Первой симфонией и планировавшейся симфонией Es-dur, фортепианными пьесами, Первой «Греческой увертюрой», Первым квартетом. Приведённый список при всей его внушительности неполон.
Сохранившийся комплекс заданий отражает практиковавшуюся в XIX веке систему образования музыкантов, в том числе и метод, которого придерживался Н. А. Римский-Корсаков, явившийся руководителем Глазунова на этом пути. Обучение А. К. Глазунова у Н. А. Римского-Корсакова началось на рубеже 1879-1880 годов, о чём пишет Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни»3. Многочисленные фрагменты дневниковых заметок юного композитора, безыскусно фиксирующего процесс обучения, приведены в публикации В. М. Беляева (1922 год) [2]. Исследователь характеризует эти записи как «полные значения», «свидетельствующие о напряженной и планомерной работе сознательного музыканта, отдающего себе строгий отчёт в своей художественной деятельности» [там же, с. 34]. Упоминание разнообразных технических подробностей демонстрирует заинтересованность и целеустремлённость в движении музыканта по избранному пути. Обращает на себя внимание, например, описание рабочего процесса от 18 июня 1881 года: «Сегодня я сочинил D-мольную трёхголосную фугу и сочинил хорал, сопровождаемый каноном. Это трудно, но не невозможно. Притом же я нашёл ключ к их сочинению: следует выбирать мелодии, в которых одна нота от другой отстояла бы на секунду, или на кварту, (квинту)» [там же, с. 33].
Среди учебных работ в которых зафиксирован процесс освоения фуги, центральной, вероятно, является рукопись фонда Глазунова (Ф. 187) под № 642 ОР РНБ. Автограф состоит из собранных в две тетради двойных нотных листов плотной желтоватой бумаги вертикального формата размером 260 мм на 390 мм, на каждой странице по 12 нотных строк. Вторая тетрадь прошита, её первый лист отделён. Отметим, что на нём присутствуют следы на месте прошивки. Это позволяет предположить, что оторван был именно последний лист, в результате чего первый отделился от сшитой тетради. Всего в первой тетради четыре двойных листа, вложенных друг в друга, то есть листы с 1 по 8
3 См.: Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. 1844-1906 / ред. Н. Н. Римской-Корсаковой. СПб: Типография Глазунова, 1909. С. 201-202.
94
и их обороты, во второй - отдельно лист 9 с оборотом и пять двойных, прошитых белой ниткой листов (соответственно с 10-го по 19-й с оборотами). Нумерация страниц начата в верхнем внешнем углу, но пронумерованы только три первых страницы. ввозная пагинация (на каждом листе внизу по центру карандашом) проходит через обе части рукописи. Все записи в автографе произведены карандашом, большая часть заданий подписана, многие пронумерованы.
Внизу на последней странице каждой части рукописи (обороты 8-го и 19-го листов) стоит подпись рукой А. С. Ляпуновой, чернилами с фиксацией объёмов: в конце первой тетради зачёркнутая запись - «В этой рукописи восемь (8) листов, из них один (1) чистый. А. Ляпунова»; в конце второй тетради также зачёркнутая - «В этой рукописи одиннадцать (11) листов. А. Ляпунова». Указанное число листов соответствуют двум отдельным тетрадям, однако, в самом конце рукописи на обороте листа 19 ниже зачёркнутой сделана ещё одна подпись, информация которой верна для рукописи в целом и появиться она должна была после объединения тетрадей в общее собрание: «В этой рукописи 19 (девятнадцать) листов, из них 1 (один) чистый. 25 апр. 1949. А. Ляпунова». Думается, что дата отражает время объединения тетрадей под общим номером.
Ещё одним свидетельством, подтверждающим позднейшее объединение частей рукописи, является обложка, в которой находится автограф. Внешняя её часть содержит информацию, соответствующую описанию в каталоге: «Глазунов Александр Константинович / [Фуга]. Темы, примеры, задачи. / 1881 июнь 7-23 / Черновик, карандаш / 1 док. / 19 л. (1 чис.)», в условном колонтитуле надпись: «Архив А. К. Глазунова», ниже номер - 642. Но текст на внутренней стороне свидетельствует, что сначала это была обложка второй тетради, перечёркнутая при объединении, новая обложка писалась на обороте старой. Перечёркнутый вариант даёт представление о содержании этой части рукописи (2-й тетради) до объединения: «Глазунов Александр Константинович / [Фуга]. Задачи. / 1881 VI. 15-23 / Чистовой автограф. / Карандаш, сшитая
тетрадь; / л. 1 оторван от общей тетради / 1 док. / 11 л.», также в верхней части надпись: «Архив А. К. Глазунова», ниже номер - 360.
Объединение двух тетрадей обусловлено в первую очередь их материалом - это практические работы по освоению фуги, к тому же они имеют сквозную датировку: первая дата появляется после фуги на обороте листа 6 -«07 июня», последняя - на лицевой стороне 19-го листа в конце последней фуги - «23 июля». Даты и типы заданий в обсуждаемой рукописи соответствуют упомянутым выше дневниковым записям, которые приводит В. М. Беляев [2]. Исправления требует дата завершения работ, поскольку на обложке ошибочно указан июнь 1881 года. Опираясь на подписи заданий в рукописи, можно утверждать, что освоение фуги длилось полтора месяца - с 7 июня по 23 июля.
Два варианта обложек содержат разные определения типа рукописей: в каталоге для пары тетрадей использовано обозначение черновик, а в начальном варианте вторая часть классифицирована как чистовик. Важным представляется то, что учебные работы Глазунова (автограф № 642 среди аналогичных рукописей - не исключение) лишь изредка имеют вид законченных сочинений, которые к тому же могут быть оценены как чистовик; чаще выполнение заданий содержит правки и неполную запись (как на листе 1, № 642 - см. ил. 1), что свидетельствует об эскизности, фрагментарности работ, и такой автограф скорее может быть определён как черновик.
Обратим внимание на состав тетрадей № 642. Первая включает работу над элементами фуги: темами, ответом и противосложением к нему, а также восемь «сжатых ведений» - 81твИо, которые оформлены как законченные кадансом эскизы. Также в неё вошли четыре фуги - пара двухголосных и пара трёхголосных. Вторая же тетрадь содержит группу из семи трёхголосных фуг и две четырёхголосных композиции, то есть практически только полные сочинения. Лишь на обороте последнего, 19-го, листа появляется эскиз соединений в сложном контрапункте и имитационный фрагмент в строгом
стиле4. В основном аккуратно записанные целые фуговые композиции этой части рукописи действительно при описании могли быть расценены как чистовик. Объединение тетрадей тем более актуально, что в фугах второй половины рукописи используются темы, на которые в первой тетради пишутся ответ и противосложение, а также сочиняются стретты.
Каков состав автографа, какого рода работа проводится Глазуновым в процессе освоения фуги, каков круг затрагиваемых источников? Попробуем ответить на эти вопросы.
Рукопись № 642 не имеет своего титульного листа. Информация общего характера содержится на первом листе (ил. 1): по верхнему краю расположен заголовок - «Изученге фуги», с правой стороны - ориентированная по верху листа своего рода роспись автора - «А. Глазунов». Подзаголовок выделяет первый блок заданий: «Изобретете темы,] спутника и / упражненге в противусложении». Следующие далее на этой странице три из шести записанных тем имеют свой подзаголовок: «Темы для фуги».
Материалы к изучению фуги в автографе Ф. 187, № 642 ОР РНБ:
Расположение на страницах рукописи Материал, задания
Обе стороны 1 -го листа, первая страница 2-го листа Шесть пронумерованных комплектов тем и ответов (вожди и спутники) с противосложением к ответу (первая тема содержит ответ с двумя последовательно записанными вариантами противосложений, в остальных случаях записан один ответ с контрапунктом).
Оборот листа 2 Экспозиция фуги С18-ёиг ХТК-1 Баха (BWV 848), транспонированная в Des-dur.
3 лист не заполнен.
Обе стороны листа 4 и титульная сторона листа 5 Сжатое ведение ^геПо) на собственные темы и темы из учебника (№ 1-8).
Оборот листа 5 и обе стороны листа 6 Две двухголосные фуги (на собственную тему и тему из учебника).
От оборота листа 6 до первой стороны листа 8 Трёхголосные фуги (две фуги на собственные темы).
Оборот листа 8 Новые темы для фуг.
4 Отметим, что последние задания по контрапункту, имитации и канону, относящиеся к предшествующему этапу обучения (см., например, «Работы по контрапункту» (№ 1496), ОР НМБ СПбГК), также датируются началом июня, то есть фактически совпадают по времени выполнения с началом освоения фуги в автографе № 642.
Лист 9 до оборота листа 15 Трёхголосные фуги (семь фуг, в том числе на собственные темы и темы из учебника, на тему из сборника русских народных песен Н. А. Римского-Корсакова «У ворот сосна раскачалася», на тему «Sascha»).
От начала листа 16 до первой стороны листа 19 Четырёхголосные фуги (три фуги на темы из учебника).
Оборот листа 19 Материал для сложной фуги (подписан «Булочная фуга») и имитационный набросок в строгом стиле.
Фуги и предваряющие их задания пишутся как на собственные, так и на заимствованные темы. Уточняя использование «тем из учебника», В. М. Беляев [2, а 32] и Э. Э. Язовицкая [13, с. 496] указывают на «Учебник простого и
двойного контрапункта» лейпцигского теоретика, композитора и педагога Э. Ф. Рихтера. Проверка указываемых Глазуновым координат, - страниц и номеров примеров из названного учебника, - обнаруживает ошибку источника, указанного Беляевым и Язовицкой. В действительности при освоении фуги использован «Учебник фуги» Э. Ф. Рихтера в русском переводе - весьма редкое в настоящее время издание (вышло в свет в 1873 году) [6]5. Ряд фуговых тем, которые лежат в основе выполняемых Глазуновым заданий, предлагаются для сочинения в «Учебнике фуги». Представляя немецкую традицию, этот труд выступает как руководство по композиции - данные в нём рекомендации
5 Э. Ф. Рихтер (1808-1879) - немецкий композитор, теоретик, органист, профессор гармонии и контрапункта в Лейпцигской консерватории (с 1843), в начале 1868 года сменяет знаменитого М. Хауптмана на посту кантора школы св. Фомы. Учебники Рихтера были чрезвычайно востребованы в практике обучения музыкантов: они выдержали множество переизданий и переводов на разные европейские языки. На русском языке многие из них издавались в переводе А. С. Фаминцына, обучавшегося ранее в Лейпцигской консерватории. О русскоязычных изданиях и деятельности Фаминцына см.: [12].
Труды Э. Ф. Рихтера охватывают разные области теории музыки: Richter, E. F. Die Grundzüge der musikalischen Formen und ihre Analyse[...]. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1852; Lehrbuch der Harmonie. Praktische Anleitung zu dem Studium in derselben[...]. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1853; Lehrbuch der Fuge. Anleitung zur Komposition derselben und zu den sie vorbereitenden Studien in den Nachahmungen und in dem Canon. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1859; Lehrbuch des einfachen und doppelten Kontrapunkts. Praktische Anleitung zu dem Studium desselben[...]. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1872. На русском языке издания выходили с конца 60-х годов: Рихтер Э. Ф. Учебник гармонии. Практическое руководство к ее изучению[...] / пер. А. Фаминцына. СПб.: К. Риккер, 1868; Элементарная теория музыки / пер. А. Фаминцына. СПб.; Лейпциг: М. Бернгард, 1870; Учебник фуги. Руководство к сочинению фуги и к подготовительным упражнениям в подражаниях и каноне[...] / пер. А. Фаминцына. СПб.: А. Битнер, 1873; Учебник простого и двойного контрапункта. Практическое руководство к его изучению[...] / пер. А. С. Фаминцына. М.; СПб.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1874.
существенны для детального и нюансированного освоения полифонической техники, для понимания формы и процедуры её становления, выработки (по Рихтеру) устойчивых навыков, действий поэтапных, стадиальных6.
Ил. 1. А. К. Глазунов. Первый лист учебных работ по освоению фуги (ОР РНБ. Ф. 187, № 642)7
6 О влиянии немецкой теории на Римского-Корсакова пишет Р. Тарускин в статье «Римский-Корсаков догоняет» [8]. Обсуждая специфику гармонического языка главы русской композиторской школы, автор выявляет общие элементы между гармонической теорией М. Хауптмана и работами Римского-Корсакова, его сочинениями и его же «Учебником гармонии». Обнаруживая связи между немецким теоретиком и профессорами Санкт-Петербургской консерватории Ю. Иогансеном и А. Лядовым, Тарускин протягивает нити к Н. А. Римскому-Корсакову - композитору и теоретику.
7 Копии рукописей выполнены согласно договору БЯ22-06945. Автор благодарит научных сотрудников отдела рукописей РНБ за содействие в работе.
В числе существовавших в то время русскоязычных музыкально-теоретических трудов это издание неизменно рекомендовалось к освоению при обучении теоретическим предметам. Н. А. Римский-Корсаков также пользовался рихтеровскими материалами при изучении фуги; темы, предлагаемые Рихтером для учебных композиций, в работах Римского -Корсакова и Глазунова отчасти совпадают8.
Помимо «тем из учебника», Глазунов использует «собственные темы». Кроме того, источником музыкального материала для одной из фуг № 642 выступает сборник русских народных песен Н. А. Римского-Корсакова - в качестве темы фуги использована часть песни «У ворот сосна раскачалася» [5, с. 40]. Наконец, ещё одна трёхголосная фуга написана на тему «Sascha». Эта фуга имеет прямое отношение к Сюите для фортепиано на ту же тему, изданной впоследствии у Беляева как ор. 2. Именно эта фуга, единственная во всей рукописи, содержит правки чернилами, которые соответствуют чистовой копии данной композиции - фонд Н. А. Римского-Корсакова (Ф. 640) № 11869. В обоих источниках указана дата - «28 июня 1881».
В самом начале рукописи № 642 - на обороте листа 2 - записан фрагмент фуги И. С. Баха, которой предпослан заголовок: «Фуга № 3 из первой части Баха, переложеше Cis dur на Des dur». Для такого рода обращения к баховской композиции есть несколько возможных объяснений. Во-первых, фуга могла выступить образцом, который юный музыкант копирует, как копируют старых мастеров, приобретая школьные навыки. Такой метод пропагандирует и Э. Ф. Рихтер, критикуя учителей, разрешающих в процессе обучения
8 Фуги Н. А. Римского-Корсакова на темы Э. Ф. Рихтера приводятся в диссертации Ю. Л. Симатовой [7]. Материалы учебных работ Римского-Корсакова описаны М. Г. Утенковой в дипломной работе (1988 год), выполненной в Петрозаводской консерватории под руководством К. И. Южак [10].
9 Чистовая рукопись фуги «Sascha», обозначенной как «Fuga a 3 voci», хранилась в фонде Римского-Корсакова под номером 141. В отношении содержания этой рукописи Э. Язовицкая ошибочно указывает на «Булочную фугу» (материал которой расположен на обороте последнего листа № 642).
свободные сочинения: «Такое же отношение представлял бы напр[имер] приём, по которому начинающего изучать живопись заставляли бы, не ограничиваясь первоначально правильным рисованием отдельных фигур или частей их, прямо приступить к выполнению целого самостоятельного произведения, надеясь приобрести при этом надлежащую техническую ловкость, вместо того, чтобы начинать обучение с копирования художественных произведений, - занимать его преимущественно выполнением произведений его собственного изобретения, надеясь тем доставить ему необходимую техническую подготовку» [6, с. 1].
Трудно однозначно утверждать, что копирование баховской фуги в рукописи аналогично копированию художником или скульптором работы великого мастера, о чём пишет Рихтер. Но с точки зрения осознания и освоения насыщенного деталями музыкального текста польза такой работы несомненна. Транспонирование, в свою очередь, добавляет дидактическую ценность описанным действиям.
Цитирование или какие-либо другие виды использования сочинений И. С. Баха в наследии А. К. Глазунова крайне немногочисленны. Исключительным случаем работы над зашифровкой канона предстаёт запись двухголосного бесконечного канона «Quжrendo invenietis» из «Музыкального приношения» (BWV 1079:4^. Названная рукопись также хранится в фонде Глазунова РНБ (Ф. 187, № 569) [подробнее об этом автографе см.: 14].
Второй причиной обращения в рукописи № 642 к баховским сочинениям, а в особенности к фугам «Хорошо темперированного клавира», является специфика материала фуг Глазунова (и образцов Э. Ф. Рихтера), пронизанных разнообразными ассоциациями с музыкой И. С. Баха - в мелодическом и ритмическом строении тем и контрапунктических соединений, комбинаций элементов (по горизонтали и по вертикали) и их конструктивных
особенностей10. Так, в отношении первой из трёхголосных фуг Глазунов указывает на ритмоинтонационное сходство тем - собственной (№ 6 из начальной группы) и баховской из «Хорошо темперированного клавира»: «Тема напоминает G-dur тему Баха ^.О. I)» (оборот листа 6, cм. ил. 2):
Кроме того, фуга в-то!! из первого тома ХТК, принимаемая ещё теоретиками XVIII века за образец двухголосной фуги, упомянута как основа двухголосной композиции на собственную тему на листе 6: «Подражание Е-то!-ной фуге Баха» (см. ил. 3). Важно, что в этой фуге используется удержанное противосложение, помечаемое автором на протяжении всего сочинения -контрапунктическое средство, типичное для двухголосной фуги как специфической разновидности формы, тогда как для большинства фуг автографа Ф. 187, № 642 удержанные противосложения нехарактерны.
Ил. 3. А. К. Глазунов. Лист 6. Двухголосная фуга (ОР РНБ. Ф. 187, № 642)
10 В статье Т. Твердовской, посвящённой шести фугам ор. 17 Н. А. Римского-Корсакова и полемике об этих сочинениях, развернувшейся на страницах журнала «Музыка» в 1914 году, вскрывается ещё один аспект коммуникации с баховскими фугами: отвечая на вопрос, как анализируют Баха В. Беляев и Б. Сабанеев, в чём для них - современников Римского-Корсакова и Глазунова, - состоит родство и сходство между баховскими сочинениями и фугами ор. 17, автор приходит к определению специфики тематического материала и организации обсуждаемых фуг: «Усерднейшим образом занимаясь контрапунктом, композитор сумел "добраться" до тематических и композиционных основ фуги, усвоив баховские принципы работы с материалом» [9, с. 36].
Ил. 2. А. К. Глазунов. Фрагмент оборота листа 6. Начало первой трёхголосной фуги (ОР РНБ. Ф. 187, № 642)
I
|
Думается, обращение к баховским сочинениям в этот период недостаточно квалифицировать просто как увлечение Глазунова музыкой И. С. Баха. Такой интенсивный диалог с фугами, в первую очередь с фугами из «Хорошо темперированного клавира», можно определить как системный образовательный посыл, причём именно в конкретной части освоения теоретического курса - в работе над фугой.
Изучение комплекса учебных работ по фуге (Ф. 187, № 642, ОР РНБ) включает в научный обиход упражнения и полифонические композиции юного Глазунова, которые до настоящего времени не были описаны, а лишь упоминались в Хронографе Э. Э. Язовицкой. Их совокупность образует важнейший этап единой сквозной линии учебных работ композитора: от упражнений в контрапункте, имитации и каноне до материалов по фуге. Естественным образом в заданиях по фуге Ф. 187, № 642 соединяются навыки всех этапов обучения, выстраивающиеся в имитационно-контрапунктическую систему обработки темы, в том числе на основе заимствованных тематических источников (например, хоралов). Группы однотипных заданий раскрывают методичную работу по совершенствованию техники сочинения фуги; здесь, в отличие от предшествующих упражнений, отсутствуют замечания учителя -Римского-Корсакова. Вероятно, причиной этому является самостоятельное освоение Глазуновым фуги, что подтверждают и сведения «из первых рук» - в «Автобиографии» композитор пишет11: «Занятия с Р[имским]. Корсаковым продолжались 1 У года, в течение которых Глазунов прошёл гармонию, контрапункт до фуги, которою занялся впоследствии <...> самостоятельно» [1, л. 2].
Рукопись Ф. 187, № 642 демонстрирует следование рекомендациям, данным в «Учебнике фуги» Э. Ф. Рихтера, а также уверенное знание
11 Автобиография охватывает жизнь и творчество Глазунова в промежутке с 1865 по 1887 год; в этом документе Глазунов пишет о себе в третьем лице.
Глазуновым баховских фуг «Хорошо темперированного клавира», избираемых образцами для собственных сочинений.
Литература
1. [Глазунов Александр Константинович] Автобиография [1865-1887]. ОР РНБ. Ф. 187, № 676, л. 4.
2. Беляев В. М. Александр Константинович Глазунов: Материалы к его биографии. Т. 1. Жизнь. Ч. 1. Пг.: Гос. филармония, 1922. 148 с.
3. Домбург Э. А. ван. Текстология в отечественном музыкознании: история, теория, практика: учеб. пособие. СПб.: Астерион, 2011. 95 с.
4. Ляпунова А. С. Рукописное наследие А. К. Глазунова: Обзор // Сборник государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Л.: [Б. и.], 1955. Вып. 3. С. 103-121.
5. [Римский-Корсаков Н. А.] Сборник русских народных песен, составленный Н. А. Римским-Корсаковым. СПб.: В. Бессель и Ко, 1877. 80 с.
6. Рихтер Э. Ф. Учебник фуги: Руководство к сочинению фуги и к подготовительным упражнениям в подражаниях и каноне: Составил для Лейпцигской музыкальной консерватории Эрнст Фридрих Рихтер, капельмейстер при Лейпцигском университете / пер. с нем. [и предисл.] А. Фаминцын. СПб.: А. Битнер, 1873. 202 с.
7. Симатова Ю. Л. Фортепианное творчество Н. А. Римского-Корсакова (проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения): дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2006. 318 с.
8. Тарускин Р. Римский-Корсаков догоняет // Год за годом. Римский-Корсаков - 175: материалы междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 18-21 марта 2019 г. СПб.: СПбГБУК СПбГМТиМИ, 2019. С. 3-20. URL: https://theatremuseum.ru/upl/ naukpubl/files/Taruskin.pdf (28.09.2022).
9. Твердовская Т. И. «Дойти до самой сути»: баховские композиционные элементы в шести фугах ор. 17 Н. А. Римского-Корсакова // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2022. № 3 (31). С. 26-38. URL: http://muznord.ru/images/issue/31/31_Tverdovskaja.pdf (28.09.2022).
10. Утенкова М. Г. Контрапунктические упражнения Н. А. Римского-Корсакова и их значение для его творчества (по материалам нескольких автографов). Приложение. Часть первая. Контрапунктические упражнения и имитации. Часть вторая. Фуги. Вариации и гармонизованные хоралы: дипломная работа. Петрозаводск, 1988. (Рукопись).
11. Фатыхова Э. А. Нотные рукописи А. К. Глазунова: Опыт текстологического исследования: автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб., 2004. 22 с.
12. Цветкова А. С. Фаминцын Александр Сергеевич / Энциклопедический словарь «Санкт-Петербургская консерватория». URL: https://www.conservatory.ru/esweb/ famincyn-al eksandr-sergeevich-1841-1896 (06.09.2022).
13. Язовицкая Э. Э. Хронограф сочинений А. К. Глазунова // Глазунов: Исследования, материалы, публикации, письма: в 2 т. Л.: Музгиз, 1960. Т. 2. C. 465-537.
14. Янкус А. И. Канон Баха BWV 1079/4i в автографе А. К. Глазунова // Opera musicologica. 2022. Т. 14, № 3. С. 64-88. URL: https://doi.org/10.26156/OM. 2022.14.3.004 (26.09.2022).
References
1. [Glazunov Alexander Konstantinovich] Avtobiografija [1865-1887]. [(Glazunov Alexander Konstantinovich) Autobiography (1865-1887)]. OR RNB. F. 187, No. 676, sh. 4.
2. Beljaev V. M. Aleksandr Konstantinovich Glazunov: Materialy k ego biografii. T. 1. Zhizn'. Ch. 1. [Alexander Konstantinovich Glazunov: Materials for His Biography. Volume 1. The Life. Part 1]. Petrograd: Gos. filarmonija, 1922. 148 p.
3. Domburg Je. A. van. Tekstologija v otechestvennom muzykoznanii: istorija, teorija, praktika: ucheb. posobie [Textology in Russian Musicology: History, Theory, Practice: Study Guide]. St. Petersburg: Asterion, 2011. 95 p.
4. Ljapunova A. S. Rukopisnoe nasledie A. K. Glazunova: Obzor [Manuscript Legacy of A. K. Glazunov: Overview]. Sbornik gosudarstvennoj publichnoj biblioteki im. M. E. Saltykova-Shhedrina [Digest of the State Public Library Named After M. E. Saltykov-Shchedrin]. Leningrad: [S. n.], 1955. Issue 3, pp. 103-121.
5. [Rimskij-Korsakov N. A.] Sbornik russkih narodnyh pesen, sostavlennyj N. A. Rimskim-Korsakovym [Collection of Russian Folk Songs Compiled by N. A. Rimsky-Korsakov]. St. Petersburg: V. Bessel' I Ko, 1877. 80 p.
6. Richter E. F. Uchebnik fugi: Rukovodstvo k sochineniju fugi i k podgotovitel'nym uprazhnenijam v podrazhanijah i kanone: Sostavil dlja Lejpcigskoj muzykal'noj konservatorii Jernst Fridrih Rihter, kapel'mejster pri Lejpcigskom universitete [A Guide to Fugue Composition and Preparatory Exercises in Imitation and Canon: Compiled for the Leipzig Conservatory of Music by Ernst Friedrich Richter, Kapellmeister at the University of Leipzig]. Translation from the 2nd German edition and preface by Aleksander Famintsyn. St. Petersburg: A. Bitner, 1873. 202 p.
7. Simatova Ju. L. Fortepiannoe tvorchestvo N. A. Rimskogo-Korsakova (problemy zhanra, stilja, tekstologii, ispolnenija: dis. ... kand. Iskusstvovedenija [The Piano Oeuvre by N. A. Rimsky-Korsakov (the Issues of Genre, Style, Textual Studies, and Performance): Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2006. 318 p.
8. Taruskin R. Rimskij-Korsakov dogonjaet [Rimsky-Korsakov Catches up]. God za godom. Rimskij-Korsakov - 175: materialy mezhdunar. nauch. konf. Sankt-Peterburg, 18-21 marta 2019 g. [Year After Year. Rimsky-Korsakov - 175: Proceedings of the International Scientific Conference. St. Petersburg, March 18-21, 2019]. St. Petersburg: SPbGBUK SPbGMTiMI, 2019, pp. 3-20. URL: https://theatremuseum.ru/upl/naukpubl/files/ Taruskin.pdf (28.09.2022).
9. Tverdovskaja T. I. "Dojti do samoj suti": bahovskie kompozicionnye jelementy v shesti fugah op. 17 N. A. Rimskogo-Korsakova [Reaching the Very Essence: J. S. Bach's Composition Elements in Six Fugues Op. 17 by N. A. Rimsky-Korsakov]. Muzykal'nyj zhurnalEvropejskogo Severa [Music Journal of Northern Europe]. 2022. No. 3 (31), pp. 2638. URL: http://muznord.ru/images/issue/31/31_Tverdovskaja.pdf (28.09.2022).
10. Utenkova M. G. Kontrapunkticheskie uprazhnenija N. A. Rimskogo-Korsakova i ih znachenie dlja ego tvorchestva (po materialam neskol'kih avtografov). Prilozhenie. Chast'
pervaja. Kontrapunkticheskie uprazhnenija i imitacii. Chast' vtoraja. Fugi. Variacii i garmonizovannye horaly: diplomnaja rabota [N. A. Rimsky-Korsakov's Contrapuntal Exercises and Their Significance for His Work (A Case Study of Several Autographs). Appendix. Part One: Contrapuntal Exercises and Imitations. Part Two: Fugues. Variations and Harmonised Chorales: Graduation Work]. Petrozavodsk, 1988. (Manuscript).
11. Fatyhova Je. A. Notnye rukopisi A. K. Glazunova: Opyt tekstologicheskogo issledovanija: avtoref. dis. ... kand. Iskusstvovedenija [Music Manuscripts by A. K. Glazunov: Experience of Textual Research: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2004. 22 p.
12. Cvetkova A. S. Famincyn Aleksandr Sergeevich [Famintsyn Alexander Sergeyevich] Jenciklopedicheskij slovar' "Sankt-Peterburgskaja konservatorija" [The Encyclopedic Dictionary St. Petersburg Conservatory]. URL: https://www.conservatory.ru/esweb/ famincyn-al eksandr-sergeevich-1841-1896 (06.09.2022).
13. Jazovickaja Je. Je. Hronograf sochinenij A. K. Glazunova [Chronograph of Alexander Glazunov's Works]. Glazunov: Issledovanija, materialy, publikacii, pis'ma: v 21. [Glazunov: Research, Materials, Publications, Letters: in 2 volumes. Vol. 2]. Leningrad: Muzgiz, 1960, pp. 465-537.
14. Jankus A. I. Kanon Baha BWV 1079/4i v avtografe A. K. Glazunova [Bach's Canon BWV 1079/4i in the Autograph of A. K. Glazunov]. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, No. 3, pp. 64-88. URL: https://doi.org/10.26156/0M. 2022.14.3.004 (26.09.2022).