Научная статья на тему 'Учебное моделирование биологической реальности в средней общеобразовательной школе'

Учебное моделирование биологической реальности в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / ФУНКЦИЯ / ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Шамина Ольга Юрьевна

Выделены особенности учебного системно структурно функционального моделирования объектов, процессов и явлений биологической действительности, проектируемого и реализуемого учителем вместе с учащимися средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Шамина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное моделирование биологической реальности в средней общеобразовательной школе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическая и регулярная постановка и решение учебных задач методом математического моделирования действительности в инструментальной среде компьютерной системы MathCAD позволяет значительно повысить уровень интеллектуального и творческого потенциалов выпускников средних общеобразовательных школ.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.

3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

4. Каримов М.Ф., Бельтюкова Н.П. Математическое моделирование действительности с элементами проблемного обучения // Символ науки. - 2016. - № 4-2 (16). - С. 109 - 111.

© Каримов М.Ф., Исакаев А.С., 2017

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Шамина Ольга Юрьевна учитель биологии лицея г.Бирска г. Бирск, РФ

УЧЕБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Выделены особенности учебного системно - структурно - функционального моделирования объектов, процессов и явлений биологической действительности, проектируемого и реализуемого учителем вместе с учащимися средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова Моделирование, система, структура, функция, живой организм

Биология как наука о проявлениях и закономерностях развития живых существ в окружающем нас мире имеет собственную методологию и методику исследования соответствующих объектов, процессов и явлений.

Одним из основных методов изучения биологической действительности выделяется информационное моделирование объектов, процессов и явлений, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].

В учебном моделировании биологической действительности, проектируемом и реализуемом в средних общеобразовательных школах, ведущее место занимает системно-структурно-функциональное моделирование объектов, процессов м явлений фрагментов окружающего нас мира [2].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Основные свойства живых организмов, описываемых с помощью учебного системно - структурно -функционального моделирования объектов, процессов и явлений [3], заключаются в нижеследующем.

1. Любой живой организм представляет собой сложную высокоорганизованную систему, состоящую из простых и сложных молекул неорганических и органических соединений с преобладанием четырех химических элементов - углерода, кислорода, азота и водорода.

2. Каждая микроскопическая или макроскопическая составная часть живого организма, взаимодействующая с другими его частями, имеет собственное назначение и выполняет функцию, ориентированную на рост и развитие выделенного структурно - функционального единства.

3. Все живые организмы используют внешние источники энергии в виде пищи из органических питательных веществ или светового солнечного излучения для подержания собственной целостности и осуществления различных функций роста и развития.

4. В органическом мире живых организмов реализован с помощью дезоксирибонуклеиновых кислот уникальный механизм хранения и передачи наследственной информации из поколения в поколение, обеспечивающий их способность к самовоспроизведению или к размножению.

5. Все многообразие живых организмов возникло благодаря их способности к историческому развитию или эволюционному изменению от простого к сложному посредством приобретения новых признаков под действием внешней и внутренней среды.

Старшеклассники средней общеобразовательной школы, освоившие на учебных занятиях основы элементарной и начала высшей математики, проявляют познавательный интерес к методологии и методике перехода: биологическое моделирование - химическое моделирование - физическое моделирование -математическое моделирование действительности [4]. Некоторые из этих учащихся знают о том, что благодаря математическому моделированию объектов, процессов и явлений удается настоящим и будущим исследователям действительности выполнить наивысшую функцию науки - предсказательную, наряду с описательной и объяснительной.

Учитывая, что основным инструментарием математической биологии служат теория дифференциальных уравнений и теория вероятностей, нами устанавливаются на уровне учебного математического моделирования фрагментов биологической действительности междисциплинарные связи в средней общеобразовательной школе между математикой, физикой, химией и биологией.

Наш дидактический опыт показывает, что выпускники средних общеобразовательных школ, освоившие междисциплинарные связи между биологией, химией, физикой и математикой, успешно продолжают обучение на различных естественно - математических и технических факультетах высших учебных заведений, одновременно занимаясь плодотворно научно - исследовательской деятельностью.

Анализируя и обобщая изложенный краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что учебное моделирование биологических объектов, процессов и явлений на основе междисциплинарных связей способно внести значительный вклад в теоретическую и практическую подготовку будущих исследователей и преобразователей природной действительности.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 125 - 133.

3. Каримов М.Ф., Латыпов А.Б., Аскарова А.А. Биолого-химико-физико-математическое моделирование фрагментов действительности студентами высшей школы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9-1. - С. 123 - 130..

4. Каримов М.Ф., Бельтюкова Н.П. Математическое моделирование действительности с элементами проблемного обучения // Символ науки. - 2016. - № 4-2 (16). - С. 109 - 111.

© Каримов М.Ф., Шамина О.Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.