МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическая и регулярная постановка и решение учебных задач методом математического моделирования действительности в инструментальной среде компьютерной системы MathCAD позволяет значительно повысить уровень интеллектуального и творческого потенциалов выпускников средних общеобразовательных школ.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.
3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
4. Каримов М.Ф., Бельтюкова Н.П. Математическое моделирование действительности с элементами проблемного обучения // Символ науки. - 2016. - № 4-2 (16). - С. 109 - 111.
© Каримов М.Ф., Исакаев А.С., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Шамина Ольга Юрьевна учитель биологии лицея г.Бирска г. Бирск, РФ
УЧЕБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделены особенности учебного системно - структурно - функционального моделирования объектов, процессов и явлений биологической действительности, проектируемого и реализуемого учителем вместе с учащимися средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова Моделирование, система, структура, функция, живой организм
Биология как наука о проявлениях и закономерностях развития живых существ в окружающем нас мире имеет собственную методологию и методику исследования соответствующих объектов, процессов и явлений.
Одним из основных методов изучения биологической действительности выделяется информационное моделирование объектов, процессов и явлений, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
В учебном моделировании биологической действительности, проектируемом и реализуемом в средних общеобразовательных школах, ведущее место занимает системно-структурно-функциональное моделирование объектов, процессов м явлений фрагментов окружающего нас мира [2].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Основные свойства живых организмов, описываемых с помощью учебного системно - структурно -функционального моделирования объектов, процессов и явлений [3], заключаются в нижеследующем.
1. Любой живой организм представляет собой сложную высокоорганизованную систему, состоящую из простых и сложных молекул неорганических и органических соединений с преобладанием четырех химических элементов - углерода, кислорода, азота и водорода.
2. Каждая микроскопическая или макроскопическая составная часть живого организма, взаимодействующая с другими его частями, имеет собственное назначение и выполняет функцию, ориентированную на рост и развитие выделенного структурно - функционального единства.
3. Все живые организмы используют внешние источники энергии в виде пищи из органических питательных веществ или светового солнечного излучения для подержания собственной целостности и осуществления различных функций роста и развития.
4. В органическом мире живых организмов реализован с помощью дезоксирибонуклеиновых кислот уникальный механизм хранения и передачи наследственной информации из поколения в поколение, обеспечивающий их способность к самовоспроизведению или к размножению.
5. Все многообразие живых организмов возникло благодаря их способности к историческому развитию или эволюционному изменению от простого к сложному посредством приобретения новых признаков под действием внешней и внутренней среды.
Старшеклассники средней общеобразовательной школы, освоившие на учебных занятиях основы элементарной и начала высшей математики, проявляют познавательный интерес к методологии и методике перехода: биологическое моделирование - химическое моделирование - физическое моделирование -математическое моделирование действительности [4]. Некоторые из этих учащихся знают о том, что благодаря математическому моделированию объектов, процессов и явлений удается настоящим и будущим исследователям действительности выполнить наивысшую функцию науки - предсказательную, наряду с описательной и объяснительной.
Учитывая, что основным инструментарием математической биологии служат теория дифференциальных уравнений и теория вероятностей, нами устанавливаются на уровне учебного математического моделирования фрагментов биологической действительности междисциплинарные связи в средней общеобразовательной школе между математикой, физикой, химией и биологией.
Наш дидактический опыт показывает, что выпускники средних общеобразовательных школ, освоившие междисциплинарные связи между биологией, химией, физикой и математикой, успешно продолжают обучение на различных естественно - математических и технических факультетах высших учебных заведений, одновременно занимаясь плодотворно научно - исследовательской деятельностью.
Анализируя и обобщая изложенный краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что учебное моделирование биологических объектов, процессов и явлений на основе междисциплинарных связей способно внести значительный вклад в теоретическую и практическую подготовку будущих исследователей и преобразователей природной действительности.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Системно-структурно-функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 125 - 133.
3. Каримов М.Ф., Латыпов А.Б., Аскарова А.А. Биолого-химико-физико-математическое моделирование фрагментов действительности студентами высшей школы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9-1. - С. 123 - 130..
4. Каримов М.Ф., Бельтюкова Н.П. Математическое моделирование действительности с элементами проблемного обучения // Символ науки. - 2016. - № 4-2 (16). - С. 109 - 111.
© Каримов М.Ф., Шамина О.Ю., 2017