Список использованной литературы:
1. Львова С. И. Русский язык. Уроки словесности. 5 - 9 классы. - М.:Дрофа, 2001.
2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. Ч.2. - М.: Просвещение,2012. 143с.
3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение,2014. 159с.
©Мережко Е.Г., 2015
УДК.37
Л.Д.Миронова , А.Е.Тарасов
Магистрант гр. СОТ, доцент, к.пед.н.
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет
им. М.К. Аммосова», Якутск, Россия
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ С
ПРИМЕНЕНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Аннотация
В статье рассматривается вопросы о взаимосвязи учебно-тренировочного процесса по спортивному ориентированию с использованием подвижных игр на местности для повышения спортивного мастерства спортсменов-ориентировщиков.
Ключевые слова
Спортивное ориентирование, подвижные игры, учебно-тренировочный процесс, игры на местности.
Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков.
Учебно-тренировочный процесс по спортивному ориентированию проводятся в разных группах, которые могут быть сформированы как по возрастному принципу, так и по уровню мастерства участников. Сложность дистанции, её длина определяются по возрастной группе и сложности местности проведения. При этом дистанция (маршрут) должна сочетать в себе сложности, которые спортсмен может преодолеть, имея умение ориентироваться и хорошую физическую подготовленность [2].
Спортивные и подвижные игры способствуют укреплению здоровья и правильному физическому развитию ребят, содействуют формированию у юных ориентировщиков жизненно важных двигательных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. С помощью игр успешно развиваются скоростно-силовые качества, быстрота, ловкость, выносливость занимающихся спортивным ориентированием. В связи с этим, во время учебно-тренировочного процесса мы применили следующие подвижные игры, характерны для спортивного ориентирования:
«Булавы» по кругу;
«Кто дальше»;
«С кочки на кочку»;
«Переправа через болото»;
«Кто быстрей»;
«Удочка»;
«Эстафета со сменой передвижения»;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
«Уложи рюкзак»;
«Попади в корзинку»;
«Коснись мяча рукой»;
«Салки в ограниченном коридоре»;
«Вверх по откосу»;
«Воздушная переправа на параллельно натянутых веревках».
В процессе игр решаются такие задачи физического воспитания как укрепление здоровья детей и подростков, развитие и совершенствование физических и волевых качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, смелости, решительности, настойчивости, быстроты ориентирования, дисциплинированности. Только та игра на местности пройдет успешно, которая доступна, понятна детям и увлекательна по замыслу.
Необходимо учитывать, что для ребят младшего возраста (10-12 лет) характерна повышенная подвижность, стремление к беганию, лазанию, прыганию. Для них доступны игры с применением карты, компаса, с преодолением сложных препятствий. У детей-подростков (12-15 лет) укрепляется мускулатура, сердце и легкие, усиливается кровообращение и обмен веществ. Хорошо развивается память, внимание. Они способны к более быстрым и продолжительным движениям. Возможность проведения той или иной игры зависит не только от возраста, но и от количества играющих детей.
Лучше игру проводить на незнакомой местности, это вызывает большой интерес, предусмотрев, чтобы не было неожиданностей. Для большинства игр нужно выбирать участки, покрытые кустарником, лесом, с неровным рельефом, оврагами, канавками, небольшими реками, но избегать трясин, глубоких ям, осыпающихся обрывов и т.д. Особое внимание обращать на обозначение границ районов игры. Умелое руководство тренера коллективом, поддержание строгой дисциплины в ходе игры является решающим условием для успешного ее проведения. Во-первых, надо, чтобы игра началась в точно назначенное (определенное) время. Если предусмотрен не однодневный выход играющих, то это время должно быть точно рассчитано и выдержано. Во-вторых, игра должна проводиться в точно назначенном районе, в ходе игры надо поддерживать инициативу, смелость ребят, стремление к победе, но строго пресекать (вплоть до удаления из игры) малейшую недисциплинированность. При определении победителя можно (и важно!) подчеркнуть, что именно одних привело к победе, а для других послужило причиной поражения, указывать положительные стороны и недостатки не только в действиях команды, но и в действиях отдельных ребят. Следует предусмотреть и медико-санитарное обеспечение, гигиену игр на местности [1].
Понятие «игры на местности» охватывает игры самых разных типов - от военно-спортивных и военно-тактических до строительных и познавательных игр («В стране дремучих трав», «Следопыты» и др.). Нас интересуют в данном случае преимущественно подвижные игры на местности. Они имеют существенные отличия от подвижных игр, проводимых на площадке или в зале. Проходя на территории значительной площади и протяженности (от нескольких сот метров до нескольких километров), игры на местности создают повышенную физическую нагрузку, требуют от участников выносливости. Местность обычно используется пересеченная, частично поросшая лесом или кустарником. В этих условиях необходимо умение ориентироваться; четко соблюдать при передвижении распоряжения организаторов игры. В противном случае часть играющих может потерять связь с остальными участниками игры и даже заблудиться. Игры на местности нравятся ребятам потому, что дают возможность проверить себя в условиях полной мобилизации сил и способностей. Но перед организаторами таких игр встают некоторые дополнительные трудности, связанные с обеспечением успешности игры и безопасности участников. Необходимо заранее хорошо изучить место проведения предстоящей игры и выбрать участок с четко обозначенными границами: дороги, просеки, реки или овраг и т.п. Надо обозначить границу хорошо заметными знаками, например, флажками или яркими ленточками бумаги на ветках деревьев. Знаки не должны наносить вред природе (нельзя, например, вырезать знаки на коре деревьев), а после окончания игры они должны быть убраны. Группам участников игры нужно вручить схемы (карты) местности и компасы. Все должны хорошо знать сигнал и время окончания игры (звуки горна, свистка и др.) и место сбора. Нужно выделить достаточное число судей и посредников, хорошо знающих местность, которые смогут быть в зоне игры на всем ее протяжении.
Посторонние люди могут помешать игре, поэтому еще до игры хорошо было бы проконсультироваться у представителей местной власти о наиболее удобном времени проведения игры. Очень важно знание и точное соблюдение всеми участниками порядка и правил игры. Список использованной литературы:
1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: ФиС, 1983.
2. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. - М.: ФиС, 1978.
© Миронова Л.Д., 2015
УДК 364.65
М. А. Мирюкова, к.с.н., доцент Кафедра социальной работы, психологии и педагогики Сибирский государственный индустриальный университет г. Новокузнецк, Российская Федерация В. Ф. Соколова, к.ф.н., доцент Кафедра экономики, менеджмента и сервиса Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы г. Калининград, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ
Аннотация
В статье рассматривается проблема семейного насилия над детьми, описаны результаты социологического исследования, посвященного изучению причин и степени распространения семейного насилия, изучена роль социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в оказании помощи детям, подвергшимся насилию.
Ключевые слова
Насилие над ребенком, основные виды насилия, жестокое обращение с детьми, физическое насилие,
сексуальное насилие, психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение нуждами ребенка.
Насилие в семье - огромная социальная и социально-психологическая проблема. К сожалению, это явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения. Домашние тираны и деспоты - это принадлежность любых классов и сословий, они есть среди людей с самым разным уровнем образования и любой национальности.
Безусловно, причины макросоциального характера, т.е. кризисные явления в социально -экономической сфере непосредственно влияют на семью и ее микроклимат [1, 254].
Падение жизненного уровня и качества жизни у многих семей приводят к стрессам, общественной изоляции, алкоголизму и наркомании, а также изначальной подверженности насилию, особенно в отношении детей. Провоцируют и стимулируют семейные конфликты пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость в отношении между супругами и в их отношении к детям.
В целях изучения причин, степени распространения и в целом отношения родителей и детей к проблеме насилия авторами было проведено социологическое исследование. В результате были получены следующие данные. Основная масса опрашиваемых женщин любят свою семью и ощущают себя счастливыми в ней (71%). У мужчин картина более пессимистичная - каждый 14 мужчина не любит свою семью или не знает, какие чувства он к ней испытывает. Да и уровень семейного счастья у мужчин значительно ниже, то есть, даже любя свою семью, они менее счастливы в ней, чем женщины (на 63%).