Научная статья на тему 'Учебно-тренировочные марши в формировании ценностных ориентиров военного специалиста'

Учебно-тренировочные марши в формировании ценностных ориентиров военного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменев С. В., Елисеев Д. В., Солоницин Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-тренировочные марши в формировании ценностных ориентиров военного специалиста»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАРШИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

С.В. Каменев, Д.В. Елисеев, Р.А. Солоницин

Согласно концепции модернизации российского образования, можно говорить о заказе развивающегося общества на образованных, нравственных, предприимчивых, могущих самостоятельно принимать ответственные решения, способных к сотрудничеству, мобильных, динамичных, конструктивных, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны, людях. Профильное обучение может стать одним из средств выполнения такого социального заказа, формируя будущую военно-профессиональную и культурную элиту. В данном контексте особую значимость имеют составляющие профессиональной культуры военного специалиста: физическая культура и культура безопасности жизнедеятельности. Область, образованная взаимопроникновением и взаимообусловленностью этих культур, способна стать важнейшей частью единого социокультурного пространства профильного общеобразовательного учреждения в системе непрерывного образования «школа - военный вуз». Здесь физическая культура и культура безопасности жизнедеятельности становятся одним из системообразующих факторов в формировании ценностных ориентиров военного специалиста.

Опыт организации такой деятельности удалось выработать в лицее милиции при ГУВД Пермской области имени Г ероя России Ф. Кузьмина. В лицее милиции разработан ряд образовательных технологий по формированию военно-профессиональной культуры военного специалиста. Применительно к физической культуре и культуре безопасности жизнедеятельности используется инновационная технология формирования ценностных ориентиров военного специалиста через учебно-тренировочные марши.

Учебно-тренировочный марш (УТМ) как вид практического занятия подразумевает под собой игровую деятельность, как метод обучения, в которую вовлечено большое количество детей и взрослых (преподавателей - воспитателей). Для УТМ свойственны следующие функции: побуждение интереса, одушевление образовательного процесса и будущей военной специальности; коммуникативная: общение на уровне ребенок - ребенок, ребенок - взрослый; самореализации; терапевтическая, как способ преодоления разного рода трудностей, в том числе излишнего страха и неуверенности; диагностическая, как способ самопознания в процессе игры; коррекции структуры личностных показателей; ценностная, как усвоение социокультурных ценностей военного специалиста; социализации, как способ включения в систему человеческих отношений в среде воинского коллектива.

Учебно-воспитательными целями УТМ являются:

1. Воспитание у учащихся лицея милиции высоких моральных, волевых качеств, физической выносливости, психической устойчивости при действии в экстремальных условиях.

2. Привитие специальных навыков по преодолению препятствий на маршруте движения, оказанию первой медицинской помощи пострадавшему, в овладении индивидуальным оружием и средствами индивидуальной защиты, туристско-спасательным снаряжением.

3. Привитие навыков взаимодействия в воинском коллективе (в составе группы, отделения, взвода, роты).

4. Формирование профессиональной компетентности личности будущего военного специалиста на начальной ступени непрерывной системы военного образования.

Классификация УТМ, как педагогической игры, возможна по следующим направлениям:

- по области деятельности: физическая, социальная;

Современные подходы в образовании и воспитании

- по характеру педагогического процесса: обобщающая, воспитательная, профориентационная;

- по игровой методике: предметно-имитационная;

- по предметной области: военно-прикладная, туристская, физкультурная;

- по игровой среде: на местности.

Особенностью УТМ является возрастная дифференциация учащихся с учетом уровня сложности и содержания заданий на маршруте. Это продиктовано возрастными особенностями участников марша: подросткам свойственны стремление к взрослости, бурные фантазии и воображение, стихийность, а ребятам старшего школьного возраста - стремление самоутвердиться в обществе и склонность к юмористической оценке событий.

Технология УТМ состоит их следующих этапов:

Этап подготовки. Подготовка начинается с разработки плана проведения учебнотренировочного марша. В плане отображается учебная цель занятия, поставленная задача с ее обоснованием, непосредственно план игры, общее описание маршрута и учебных мест. В процессе подготовки обязательно учитываются мнения и пожелания детей, преподавателей и специалистов обеспечивающих служб. Далее происходит ввод в игру посредством зачитывания приказа о проведении УТМ в лицее милиции, в котором отражены условно сложившаяся ситуация и общая задача для всех участников.

Последующий процесс подготовки к совершению УТМ складывается следующим образом: учащиеся совместно с командирами-воспитателями получают и подготавливают снаряжение, готовят полевое обмундирование, осуществляют планирование взаимодействия в составе своего коллектива (условного подразделения: отделение, взвод, рота) по ходу маршрута движения. В данном случае большая роль отводится командиру-воспитателю, его умению правильно организовать не только процесс подготовки снаряжения, но и психологический настрой подростка. Основой здесь становятся общепедагогические методы совместной деятельности воспитателя и ребенка.

Этап проведения игры. Начало осуществляется с построения всех участников марша на плацу по сигналу «Сбор». Согласно установленным правилам, все участники должны прибыть к месту построения в походном снаряжении в кратчайшее время. Далее до всего личного состава доводится игровая оперативная информация в форме «боевого приказа». Уточнение задач для групп участников осуществляется посредством получения пакетов с указанием маршрута движения и заданий по ходу его прохождения. Таким образом моделируется реальный процесс зачитывания боевого приказа и постановки задач перед воинскими подразделениями, что вносит ценность в процесс воспитания военного специалиста в системе непрерывного военного образования.

После доведения приказа начинается основное действие игры: многокилометровый марш с меняющимся темпом движения через ряд учебных мест-станций с вводными заданиями на участках маршрута между учебными местами. Учащиеся на всем пути действуют в составе условной группы и руководствуются статьями «Строевого устава» ВС РФ. Вводные задания представляют собой ситуации, действия по решению которых достаточно просты в техническом исполнении, но несут практическую значимость как в мирное, так и в военное время, например:

- транспортировка пострадавших;

- преодоление зараженного отравляющими веществами участка местности. Команда «Газы!»;

- авианалет противника. Команда «Воздух!»;

- действия при внезапном нападении противника на колонну. Команда «Противник справа (слева, с тыла, с фронта)» и др.

Учебные места-станции представляют собой площадки на местности с адекватным возрасту учащихся уровнем трудности заданий. Их выполнение требует от учащихся практического применения приобретенных ими на уроках ОБЖ специальных знаний, умений и навыков. Задания имеют определенную направленность, которые условно можно разделить на

Автономия личности - 2010 - №1(1)

5

следующие группы: военно-прикладные, туристско-спасательные, медицинские. Эффективность деятельности детей при их выполнении зависит от умения и возможности кооперироваться в группы, что развивает навыки взаимодействия в составе воинского коллектива и формирует взаимовыручку, качества военного специалиста, как лидера, способного управлять своими подчиненными и нести за них ответственность.

В качестве экспертов и инструкторов на учебных местах выступают подготовленные преподаватели, которые дают оценку действиям каждого учащегося в отдельности и группе в целом. Особенностью здесь является участие в роли инструкторов на учебных местах туристско-спасательной направленности учащихся, прошедших годичный курс обучения на факультативе ОБЖ. Факультатив-клуб участвует в решении образовательной задачи по обучению и воспитанию детей, имеющих повышенный интерес к изучаемым разделам и темам курса ОБЖ, включающие в себя вопросы туристской подготовки и выживания в условиях автономного существования, спасательного дела. Для рефлексии в рамках факультатива проводятся однодневные полевые выходы, многодневные походы, а также участие воспитанников в соревнованиях по технике пешеходного туризма и конкурсах «Школа безопасности». Особое внимание уделяется каждому ученику как при работе в группе, так и индивидуально. Ребята сами определяют критерии слаженности своей группы и личной подготовленности каждого участника группы. Преподаватель принимает участие во всех мероприятиях факультатива наравне с детьми, включаясь лишь в случае особой необходимости. Ребята, прошедшие годичный факультативный курс обучения, участвуют при проведении учебнотренировочных маршей и эпизодически на учебно-полевых сборах в качестве младших инструкторов на сложных в техническом отношении этапах дистанции и учебных местах.

Участие в роли инструкторов подготовленных лицеистов позволяет включать в учебновоспитательный процесс занятия, механизмы, ориентирующие учащегося на зону его возможного ближайшего развития. Создание ситуации успеха, когда подросток преодолевает свой страх, нерешительность и неуверенность сам или при помощи товарищей, возможно благодаря включению в задание, например, элементов туристской полосы препятствий.

Поддержанию атмосферы экстремальности природных условий во время привала способствует обучение приему пищи в полевых условиях с использованием полевых кухонь. Атмосфера, образовавшаяся в таких условиях, позволяет подростку особенно четко обозначить для себя ценности воинского коллектива.

Заключительный этап. Здесь происходит анализ, обсуждение и оценка происшедших в ходе УТМ событий. В данном случае вновь особую важность приобретает роль командира-воспитателя, направляющего эмоциональные выплески детей в русло совместного обсуждения и анализа. При этом дается оценка каждому учащемуся по сумме набранных баллов и по сложившимся впечатлениям со стороны окружающих, обсуждаются наиболее сложные задания и возможности наиболее рационального их выполнения. На общем построении объявляются итоги УТМ с указанием мест по учебным параллелям, занятых детскими коллективами, а также с объявлением наиболее отличившихся учащихся.

Получение оценки за это занятие является стимулирующим моментом, ориентирующим на большую успешность в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.