Научная статья на тему 'Социальные механизмы и способы управленческого воздействия на социальную и духовную сферы общества средствами физической культуры и спорта'

Социальные механизмы и способы управленческого воздействия на социальную и духовную сферы общества средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
229
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ СФЕРА / PHYSICAL EDUCATION / SPORTS / YOUTH / SOCIAL AND SPIRITUAL SPHERES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калашников А. Ф.

Рассматривается роль физической культуры и спорта в процессе социализации молодежи. Раскрываются вопросы разнообразного воздействия на физическое, но духовное развитие человека, характер взаимодействия индивидуума со всей совокупностью социальных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to role of physical education and sport in the socialization process of young people. Author considers The problems of various influences on physical and spiritual development of man, the nature of the interaction of the individual with the totality of social phenomena.

Текст научной работы на тему «Социальные механизмы и способы управленческого воздействия на социальную и духовную сферы общества средствами физической культуры и спорта»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И ИСКУССТВА. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНУЮ И ДУХОВНУЮ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Калашников А.Ф.

А н н о т а ц и я. Рассматривается роль физической культуры и спорта в процессе социализации молодежи. Раскрываются вопросы разнообразного воздействия на физическое, но духовное развитие человека, характер взаимодействия индивидуума со всей совокупностью социальных явлений.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, молодежь, социальная и духовная сфера

Российская социологическая энциклопедия определяет, что «к о сновным функциям физической культуры и спорта относятся физическое совершенствование человека, оздоровительная, воспитательная, производственная, рекреационная, досуговая, соревновательная, социализирующая и другие функции. Они решают задачи полной реализации гуманистического потенциала социальной деятельности в жизни каждого человека».

Объясняется такое значение физической культуры и спорта тем, что, как фактор комплексного воздействия на природную сферу человека, она охватывает социальные, физиологические, психофизиологические и биомеханические процессы и аспекты жизни человека. Это обусловливает управление различными формами. К ним относятся такие формы, как государственная, социальная, медицинская, педагогическая и др.

Как отмечают Саймон Г. и другие авторы «Управление в самом широком смысле слова может быть определено как деятельность групп людей, соединяющих свои усилия для достижения общих целей». Государственная форма управления физической культурой и спортом осуществляется принятием Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации Законов, Постановлений, указаний, директив, распоряжений и других документов, регламентирующих управление физической культурой и спортом в стране.

Социализация личности определяется, как «процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе». В ходе процесса социализации личности происходит взаимодействие индивидуума со всей совокупностью социальных явлений, в результате чего он становится актив-

{

59

}

4:

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИ И ИСКУССТВА, ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ным участником в общественной жизни.

А.Н. Леонтьев (1968) определил три вида приобретения социального опыта человеком. Первый вид социального опыта наследуется в форме инстинктов, второй - передается от поколения к поколению через сферу духовной и материальной культуры, третий - приобретается в процессе индивидуальной жизни.

Значение социализации личности состоит в том, что социализированная личность обладает способностью участвовать в согласованных действиях в составе коллектива. Процесс социализации осуществляется через специальные учреждения общественного воспитания, культурные и производственные учреждения, семью, спортивную команду, окружения друзей и др. По данным Е.С. Кузьмина (1967) механизмами социализации являются внушение, подражание, сознательное следование образцам, конформизм, влияние массовых средств информации. Н.И. Пономарев (1974) определил, что социализация личности осуществляется под влиянием таких факторов, как социальные, экономические, практические, духовные, культурные и др. Но в то же время, сам человек является не только продуктом общественных отношений, но их творцом.

На международном симпозиуме под девизом «Социализация и спорт», прошедшем в 1971 году в Канаде, бала отмечена важная роль физической культуры и спорта в социализации личности. Было показано, что эта роль выражается разнообразным воздействием не только на физическое, но и на духовное развитие человека. Так, например, еще в 1969 году В.П. Стакио-нене определил, что от двигательной активности человека зависит его участие в труде, познание окружающего, общение. Двигательная потребность способствует удовлетворению других

потребностей личности. Практика показывает, что для достижения желаемого результата в воспитании подрастающего поколения процесс социализации должен осуществляться через социальное управление. В сфере физической культуры и спорта социальное управление представляет собой управляющее воздействие на организации физической культуры и спорта различных уровней с целью их совершенствования и развития. Как отмечает Ю.Е. Булыгин, эффективность социального управления определяется степенью использования имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели и она оценивается системой факторов. В.И. Иванов (2000) определяет факторы управления, как причины, определяющие условие управления. По мнению этих ученых решающим здесь является человеческий фактор. Он весьма разнообразен и содержит такие элементы, как воздействие на личные качества сотрудников, их ценностные ориентации, нравственные принципы, нормы поведения в сфере труда, досуга, жизненных планов, уровня знаний, характера трудовых и социальных навыков и т.п. Обусловлено это тем, что социология управления рассматривает проблемы взаимосвязи формальной и неформальной структур коллектива, отношения между руководством и персоналом, соединение личных интересов каждого члена персонала с интересами группы и организации, участие персонала в выработке решений и др.

На роль физической культуры и спорта в процессе социализации молодежи обратил внимание С.А. Миль-штейн (1969). Им отмечено, что в ходе занятий физическими упражнениями создаются благоприятные предпосылки не только для биологической зрелости, но и для ее социального созревания. Это обусловлено тем, что сами занятия физической культурой и

{

60

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

спортом являются одной из форм социальной активности личности. Исследования, проведенные П.А. Виноградовым, В.Я. Мятиш, В.А. Сургучевым и др. (1999) показали, что физическая культура и спорт способствуют сплочению персонала.

Медицинская форма управления физической культурой обусловлена тем, что естественнонаучные аспекты физической культуры связаны с познанием закономерностей и оптимизацией развития и функционирования всех систем организма человека, с совершенствованием прирожденных свойств, способностей и качеств индивида.

В материалах конференции «Спорт — науке, наука — спорту» (Новосибирск, 1984) известный сибирский ученый К.П. Бутейко определил в обобщенном виде значение физической культуры. Он отметил, что, исходя из общебиологических позиций и важнейшего закона биосферы, определившего прогрессивную эволюцию живого вещества, физическая культура и спорт служат цели совершенствования живой материи, оптимальному осуществлению жизненных функций организма. Все они испытывают благотворное влияние физической культуры.

Медико-биологические, психофизические и социальные аспекты физической культуры достаточно подробно изучены отечественными учеными. Большой вклад в изучение и определение роли физической культуры внесли А.Н. Крестовников, Н. В. Зимкин, B.C. Фарфель, Н.Д. Граевская, А.Г. Дембо, Р.Д. Дибнер, П.В. Бундзен, Н.Н. Алфимов, В.Л. Карпман, А.А.Виру, А.Г, Шадрина и другие отечественные ученые.

Значительный вклад в теорию и практику научного и обеспечения физической культуры и спортивной тренировки сделан учеными Всесоюзного

научно-исследовательского института физической культуры (ВНИИФК).

Так, например, ими разработаны вопросы врачебного контроля. В институте зародилась, окрепла, получила всесоюзное и международное признание отечественная школа современной спортивной медицины. Исследованы актуальные проблемы влияния занятий физической культурой и спортом на здоровье людей. Разработаны основы спортивной физиологии. Осуществлено научно-методическое обеспечение подготовки советских спортсменов к крупнейшим международным соревнованиям, и в первую очередь, к Олимпийским играм. Основан кабинет психологии спорта, созданы первые комплексные научноисследовательские бригады по отдельным видам спорта. Главным направлением в их работе было научнометодическое обеспечение подготовки членов сборных команд. Его основу составлял комплексный контроль над различными сторонами деятельности спортсменов.

В институте проводились исследования в области нового научного направления в изучении резервных возможностей человека — антропомак-симологии (АМЛ). Цель исследования было выявление резервных возможностей здорового человека и установление универсальных общечеловеческих закономерностей их оптимальной реализации для всех уровней индивидуального развития и подготовленности.

Методология антропомаксимоло-гического подхода явилась основой для организации обучения и динамической адаптации человека к целенаправленной результативной деятельности. Исследования проводились на молекулярном, клеточном и системном уровнях.

Учеными института впервые была сформулирована научная концепции

{

61

}

4:

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИ И ИСКУССТВА, ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

комплексного контроля. Он осуществлялся на основе создания и внедрения исследовательских тренажерных комплексов. Они могли применяться в ходе исследования влияния различных видов спорта на организм спортсменов.

Наиболее важным достижением ученых института можно назвать разработку теоретической концепции «искусственная управляющая среда». Согласно ее положениям можно конструировать движения с требуемыми свойствами и желательной результативностью. Этим открывается принципиально новый путь для прогнозирования способностей и возможностей занимающихся. Применение «искусственной среды» при восстановлении двигательной функции, обеспечивая на искусственной основе возможности многократного воспроизведения двигательной терапии, создает предпосылки как бы для приближения травмированных занимающихся к состояниям их «здорового двигательного прошлого».

В институте была создана группа, которая затем трансформировалась в лабораторию комплексных методов профилактики и лечения спортивных травм. В результате многолетней и целенаправленной работы ученых возникла теория выносливости.

Созданные лаборатории координации движений и высшей нервной деятельности, физиологии вегетативных функций, биоэнергетики, психологии спорта, сектор возрастных основ физиологии мышечной деятельности изучали влияние физических упражнений на организм человека.

В секторе физической культуры инвалидов изучались возможности создания межотраслевой службы социальной реабилитации больных и инвалидов, проблемы их профилактики, профессиональной ориентации,

психосоциальной адаптации, освоения ими двигательных и других навыков.

Ученые института успешно решали задачи, совершенствуя научно обоснованную систему физического воспитания. Они охватывали все возрастные группы населения. Их направленностью было всестороннее гармоничное развитие человека, обеспечение высокого уровня его умственной и физической работоспособности, устойчивости к заболеваниям и неблагоприятным влиянием внешней среды, достижение творческого долголетия, наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей и сил в различных условиях деятельности, в том числе спортивной.

Практическое использование полученных открытий учеными института позволило с новых теоретических позиций подойти к построению тренировочных и соревновательных программ спортсменов различных возрастных групп и квалификаций, включая спорт высших достижений.

Вышеизложенный материал дает основание определить, что влияние занятий физическими упражнениями на организм человека всесторонне изучался учеными научно-

исследовательского института физической культуры. На основании результатов своих исследований они давали рекомендации тренерам и спортсменам.

Педагогическая форма управления физической культурой осуществлялась реализацией рекомендаций на местах. На основе разработанных рекомендаций преподавателями физического воспитания образовательных учреждений и тренерами-

преподавателями детских спортивных школ, школ высшего спортивного мастерства, спортивных клубов и других спортивных организациях государственной и общественной форм

{

62

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

организации работы по физической культуре и спорту организовывались и проводились учебные занятия.

Таким образом, представленный материал дает основание определить, что социальными механизмами воздействия физической культуры и спорта на членов спортивного общества являются общественные и государственные спортивные организации и учреждения. Способами управленческого воздействия на социальную и духовную сферы общества являются воздействия на нормы поведения, ценностные ориентации, организацию труда и организованного досуга и т.п. По результатам своего влияния на формирование личности физическая культура и спорт имеют социальное значение. Это обуславливает необходимость осуществления

целенаправленного управленческого воздействия в сфере физической культуры и спорта. В то же время, следует отметить, что управленческое воздействие, решая задачи, стоящие перед физической культурой и спортом, оставило вне поля своей сферы вопросы обеспечения социальной защищенности занимающихся в спортивных организациях и учреждениях, их интеллектуального развития.

Литература:

1. Булыгин, Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории) [Текст]. Словарь-справочник /Ю.Е. Булыгин Под общ. ред. И.Г.Безуглова. - М., «Контур», 1999 - 254 с.

2. Виноградов, П.А. Органы управления развитием физической культуры и спорта [Текст] / П.А. Виноградов, А.П. Душанин // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 1. - С. 42-45.

3. Виноградов, П.А., Физическая культура и спорт в России в преддверии XXI века (проблемы и опыт) [Текст] / П.А. Виноградов, И.И. Столов, А.П. Душанин. -Красноярск, 1999 - 202 с.: ил.

4. Иванов, В.В. Комплексный контроль в системе подготовки спортсменов / В.В. Иванов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.

5. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии: Вопросы философии, 1972. - №11. - С. 95-108.

6. Пономарев, Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта [Текст] / Н.И. Пономарев. - М., «Физкультура и спорт», 1974. - 310 с.

7. Саймон, Г. и др. Менеджмент в организациях [Текст].: Сокр. пер. с англ. с 15-го изд. / Г. Саймон, Д. Смитбург, В. Томпсон: Общ. ред. А.М. Емельянова и В.В. Петрова. - М.: Экономика, 1995. - 335 с. - (Государственное и административное управление).

8. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком и чешском языках [Текст] / Ред. Г.В. Осипов. - М.: Издательская группа ИНФРА-НОРМА, 1998. - 488 с.

9. Стакионене, В.П. Двигательные потребности как одно из условий проявления активности личности [Текст] / В.П. Станкионе // Конференция по психологии и социологии спорта. ТГУ, 1969. С. 7-9. - 156 с.

-------------------------------( 63 )--------------------------------

4:

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИ И ИСКУССТВА, ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ЧЕРЕЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАРШИ

Каменев С.В., Елисеев Д.В., Солоницин Р.А.

А н н о т а ц и я. В статье рассматриваются учебно-воспитательные цели учебно-тренировочных маршей: развитие специальных навыков по преодолению препятствий на маршруте движения, оказание первой медицинской помощи пострадавшему, овладение индивидуальным оружием и средствами индивидуальной защиты, туристско-спасательным снаряжением; привитие навыков взаимодействия в воинском коллективе.

Ключевые слова: ценностные ориентиры, военный специалист, физическая культура, учебно-тренировочный марш

Согласно концепции модернизации российского образования, м ожно говорить о заказе развивающегося общества на образованных, нравственных, предприимчивых, могущих самостоятельно принимать ответственные решения, способных к сотрудничеству, мобильных, динамичных, конструктивных, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны, людях. Профильное обучение может стать одним из средств выполнения такого социального заказа, формируя будущую военно-профессиональную и культурную элиту. В данном контексте особую значимость имеют составляющие профессиональной культуры военного специалиста: физическая культура и культура безопасности жизнедеятельности. Область, образованная взаимопроникновением и взаимообусловленностью этих культур, способна стать важнейшей частью единого социокультурного пространства профильного общеобразовательного учреждения в системе непрерывного образования «школа - военный вуз». Здесь физическая культура и культура безопасности жизнедеятельности становятся одним из системообразующих факторов в формировании

ценностных ориентиров военного специалиста.

Опыт организации такой деятельности удалось выработать в лицее милиции при ГУВД Пермской области имени Героя России Ф. Кузьмина. В лицее милиции разработан ряд образовательных технологий по формированию военно-профессиональной культуры военного специалиста. Применительно к физической культуре и культуре безопасности жизнедеятельности используется инновационная технология формирования ценностных ориентиров военного специалиста через учебно-тренировочные марши.

Учебно-тренировочный марш (УТМ) как вид практического занятия подразумевает под собой игровую деятельность, как метод обучения, в которую вовлечено большое количество детей и взрослых (преподавателей - воспитателей). Для УТМ свойственны следующие функции: побуждение интереса, одушевление образовательного процесса и будущей военной специальности; коммуникативная: общение на уровне ребенок - ребенок, ребенок - взрослый; самореализации; терапевтическая, как способ преодоления разного рода трудностей, в том

{

64

}

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.