Научная статья на тему 'Социальные механизмы воздействия на общество средствами физической культуры и спорта'

Социальные механизмы воздействия на общество средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
190
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные механизмы воздействия на общество средствами физической культуры и спорта»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, САМОУПРАВЛЕНИЯ, САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВО СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

А.Ф. Калашников

Российская социологическая энциклопедия определяет, что «к основным функциям физической культуры и спорта относятся физическое совершенствование человека, оздоровительная, воспитательная, производственная, рекреационная, досуговая, соревновательная, социализирующая и другие функции. Они решают задачи полной реализации гуманистического потенциала социальной деятельности в жизни каждого человека».

Объясняется такое значение физической культуры и спорта тем, что, как фактор комплексного воздействия на природную сферу человека, она охватывает социальные, физиологические, психофизиологические и биомеханические процессы и аспекты жизни человека. Это обусловливает управление различными формами. К ним относятся такие формы, как государственная, социальная, медицинская, педагогическая и др.

Как отмечают Саймон Г. и другие авторы «Управление в самом широком смысле слова может быть определено как деятельность групп людей, соединяющих свои усилия для достижения общих целей». Государственная форма управления физической культурой и спортом осуществляется принятием Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации Законов, Постановлений, указаний, директив, распоряжений и других документов, регламентирующих управление физической культурой и спортом в стране.

Социализация личности определяется, как «процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе». В ходе процесса социализации личности происходит взаимодействие индивидуума со всей совокупностью социальных явлений, в результате чего он становится активным участником в общественной жизни.

А.Н. Леонтьев (1968) определил три вида приобретения социального опыта человеком. Первый вид социального опыта наследуется в форме инстинктов, второй - передается от поколения к поколению через сферу духовной и материальной культуры, третий - приобретается в процессе индивидуальной жизни.

Значение социализации личности состоит в том, что социализированная личность обладает способностью участвовать в согласованных действиях в составе коллектива. Процесс социализации осуществляется через специальные учреждения общественного воспитания, культурные и производственные учреждения, семью, спортивную команду, окружения друзей и др. По данным Е.С. Кузьмина (1967) механизмами социализации являются внушение, подражание, сознательное следование образцам, конформизм, влияние массовых средств информации. Н.И. Пономарев (1974) определил, что социализация личности осуществляется под влиянием таких факторов, как социальные, экономические, практические, духовные, культурные и др. Но в то же время, сам человек является не только продуктом общественных отношений, но их творцом.

На международном симпозиуме под девизом «Социализация и спорт», прошедшем в 1971 году в Канаде, бала отмечена важная роль физической культуры и спорта в социализации личности. Было показано, что эта роль выражается разнообразным воздействием не только на физическое, но и на духовное развитие человека. Так, например, еще в 1969 году В.П. Стакионене определил, что от двигательной активности человека зависит его участие в труде, познание окружающего, общение. Двигательная потребность способствует удовлетворе-

Автономия личности - 2010 - №1(1)

41

нию других потребностей личности. Практика показывает, что для достижения желаемого результата в воспитании подрастающего поколения процесс социализации должен осуществляться через социальное управление. В сфере физической культуры и спорта социальное управление представляет собой управляющее воздействие на организации физической культуры и спорта различных уровней с целью их совершенствования и развития. Как отмечает Ю.Е. Булыгин, эффективность социального управления определяется степенью использования имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели и она оценивается системой факторов. В.И. Иванов (2000) определяет факторы управления, как причины, определяющие условие управления. По мнению этих ученых решающим здесь является человеческий фактор. Он весьма разнообразен и содержит такие элементы, как воздействие на личные качества сотрудников, их ценностные ориентации, нравственные принципы, нормы поведения в сфере труда, досуга, жизненных планов, уровня знаний, характера трудовых и социальных навыков и т.п. Обусловлено это тем, что социология управления рассматривает проблемы взаимосвязи формальной и неформальной структур коллектива, отношения между руководством и персоналом, соединение личных интересов каждого члена персонала с интересами группы и организации, участие персонала в выработке решений и др.

На роль физической культуры и спорта в процессе социализации молодежи обратил внимание С.А. Мильштейн (1969). Им отмечено, что в ходе занятий физическими упражнениями создаются благоприятные предпосылки не только для биологической зрелости, но и для ее социального созревания. Это обусловлено тем, что сами занятия физической культурой и спортом являются одной из форм социальной активности личности. Исследования, проведенные П.А. Виноградовым, В.Я. Мятиш, В.А. Сургучевым и др. (1999) показали, что физическая культура и спорт способствуют сплочению персонала.

Медицинская форма управления физической культурой обусловлена тем, что естественнонаучные аспекты физической культуры связаны с познанием закономерностей и оптимизацией развития и функционирования всех систем организма человека, с совершенствованием прирожденных свойств, способностей и качеств индивида.

В материалах конференции «Спорт - науке, наука - спорту» (Новосибирск, 1984) известный сибирский ученый К.П. Бутейко определил в обобщенном виде значение физической культуры. Он отметил, что, исходя из общебиологических позиций и важнейшего закона биосферы, определившего прогрессивную эволюцию живого вещества, физическая культура и спорт служат цели совершенствования живой материи, оптимальному осуществлению жизненных функций организма. Все они испытывают благотворное влияние физической культуры.

Медико-биологические, психофизические и социальные аспекты физической культуры достаточно подробно изучены отечественными учеными. Большой вклад в изучение и определение роли физической культуры внесли А.Н. Крестовников, Н. В. Зимкин, B.C. Фарфель, Н.Д. Граевская, А.Г. Дембо, Р.Д. Дибнер, П.В. Бундзен, Н.Н. Алфимов, В.Л. Карпман, А.А.Виру, А.Г, Шадрина и другие отечественные ученые. Значительный вклад в теорию и практику научного и обеспечения физической культуры и спортивной тренировки сделан учеными Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры (ВНИ-ИФК).

Так, например, ими разработаны вопросы врачебного контроля. В институте зародилась, окрепла, получила всесоюзное и международное признание отечественная школа современной спортивной медицины. Исследованы актуальные проблемы влияния занятий физической культурой и спортом на здоровье людей. Разработаны основы спортивной физиологии. Осуществлено научно-методическое обеспечение подготовки советских спортсменов к крупнейшим международным соревнованиям, и в первую очередь, к Олимпийским играм. Основан кабинет психологии спорта, созданы первые комплексные научно-исследовательские бригады по отдельным видам спорта. Главным направлением в их работе было научнометодическое обеспечение подготовки членов сборных команд. Его основу составлял комплексный контроль над различными сторонами деятельности спортсменов.

42

Современные подходы в образовании и воспитании

В институте проводились исследования в области нового научного направления в изучении резервных возможностей человека - антропомаксимологии (АМЛ). Цель исследования было выявление резервных возможностей здорового человека и установление универсальных общечеловеческих закономерностей их оптимальной реализации для всех уровней индивидуального развития и подготовленности. Методология антропомаксимологического подхода явилась основой для организации обучения и динамической адаптации человека к целенаправленной результативной деятельности. Исследования проводились на молекулярном, клеточном и системном уровнях.

Учеными института впервые была сформулирована научная концепции комплексного контроля. Он осуществлялся на основе создания и внедрения исследовательских тренажерных комплексов. Они могли применяться в ходе исследования влияния различных видов спорта на организм спортсменов.

Наиболее важным достижением ученых института можно назвать разработку теоретической концепции «искусственная управляющая среда». Согласно ее положениям можно конструировать движения с требуемыми свойствами и желательной результативностью. Этим открывается принципиально новый путь для прогнозирования способностей и возможностей занимающихся. Применение «искусственной среды» при восстановлении двигательной функции, обеспечивая на искусственной основе возможности многократного воспроизведения двигательной терапии, создает предпосылки как бы для приближения травмированных занимающихся к состояниям их «здорового двигательного прошлого».

В институте была создана группа, которая затем трансформировалась в лабораторию комплексных методов профилактики и лечения спортивных травм. В результате многолетней и целенаправленной работы ученых возникла теория выносливости.

Созданные лаборатории координации движений и высшей нервной деятельности, физиологии вегетативных функций, биоэнергетики, психологии спорта, сектор возрастных основ физиологии мышечной деятельности изучали влияние физических упражнений на организм человека.

В секторе физической культуры инвалидов изучались возможности создания межотраслевой службы социальной реабилитации больных и инвалидов, проблемы их профилактики, профессиональной ориентации, психосоциальной адаптации, освоения ими двигательных и других навыков.

Ученые института успешно решали задачи, совершенствуя научно обоснованную систему физического воспитания. Они охватывали все возрастные группы населения. Их направленностью было всестороннее гармоничное развитие человека, обеспечение высокого уровня его умственной и физической работоспособности, устойчивости к заболеваниям и неблагоприятным влиянием внешней среды, достижение творческого долголетия, наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей и сил в различных условиях деятельности, в том числе спортивной.

Практическое использование полученных открытий учеными института позволило с новых теоретических позиций подойти к построению тренировочных и соревновательных программ спортсменов различных возрастных групп и квалификаций, включая спорт высших достижений.

Вышеизложенный материал дает основание определить, что влияние занятий физическими упражнениями на организм человека всесторонне изучался учеными научноисследовательского института физической культуры. На основании результатов своих исследований они давали рекомендации тренерам и спортсменам.

Педагогическая форма управления физической культурой осуществлялась реализацией рекомендаций на местах. На основе разработанных рекомендаций преподавателями физического воспитания образовательных учреждений и тренерами-преподавателями детских спортивных школ, школ высшего спортивного мастерства, спортивных клубов и других спортивных организациях государственной и общественной форм организации работы по физической культуре и спорту организовывались и проводились учебные занятия.

Автономия личности - 2010 - №1(1)

43

Таким образом, представленный материал дает основание определить, что социальными механизмами воздействия физической культуры и спорта на членов спортивного общества являются общественные и государственные спортивные организации и учреждения. Способами управленческого воздействия на социальную и духовную сферы общества являются воздействия на нормы поведения, ценностные ориентации, организацию труда и организованного досуга и т.п. По результатам своего влияния на формирование личности физическая культура и спорт имеют социальное значение. Это обуславливает необходимость осуществления целенаправленного управленческого воздействия в сфере физической культуры и спорта. В то же время, следует отметить, что управленческое воздействие, решая задачи, стоящие перед физической культурой и спортом, оставило вне поля своей сферы вопросы обеспечения социальной защищенности занимающихся в спортивных организациях и учреждениях, их интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.