Научная статья на тему 'Организационно-методические основы подготовки и проведения учебно-тренировочного похода'

Организационно-методические основы подготовки и проведения учебно-тренировочного похода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Анна Александровна, Федотов Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические основы подготовки и проведения учебно-тренировочного похода»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПОХОДА

А.А. Федотова, Ю.Н. Федотов

Подготовка к походу

Кульминацией учебного процесса является учебно-тренировочный поход, который позволяет на практике применить ранее изученные основы туристской техники и тактики.

Учебно-тренировочный поход имеет существенные отличия от спортивного похода. Обычно в учебно-тренировочном походе уменьшена протяженность маршрута и число естественных препятствий, сокращена его продолжительность. Резко изменяется характер деятельности руководителей и участников таких походов. Вместо напряженного графика движения на спортивном маршруте - напряженная учебная работа. Препятствия, в том числе и сложные, становятся учебными полигонами, на которых слушатели семинаров изучают технику и тактику туризма, методы страховки и организацию спасательных работ, ориентирование и организацию бивака, а также сами постигают методы обучения.

Вместе с планом-графиком движения составляют план учебных занятий в походе и план воспитательной работы. Учебные занятия могут составлять до 60-80 процентов общего времени похода. Тактика учебно-тренировочного похода также отличается от тактики спортивных походов. Выбор маршрута предопределяется целями похода, которые могут быть следующими:

• отработка техники и тактики передвижения по разным формам рельефа;

• приобретение опыта руководства (ежедневная смена руководителя);

• обучение анализу действий группы в сложных ситуациях;

• приобретение опыта прохождения похода с малосхоженной или незнакомой группой;

• проведение учебно-тренировочных занятий;

• воспитательная работа.

Маршрут может быть линейным, кольцевым, радиальным или смешанным. Для учебно-тренировочного похода больше всего подходят радиальные и радиально-кольцевые маршруты. Пример оптимального варианта: первое кольцо (акклиматизационное) - 25 процентов маршрута, второе - остальная часть маршрута с одним радиальным выходом - заброской. Возвращение на исходную точку удобно тем, что можно ввести коррективы в маршрут, исходя из спортивной формы участников, снять с маршрута неподготовленных или заболевших. Маршрут учебно-тренировочного похода должен быть насыщенным разными формами рельефа, типичными для данного района; давать возможность контакта с другими группами семинара на маршруте и иметь общее место сбора; иметь неутомительные подходы, возможность забросок и короткие выходы при эвакуации в случае аварии.

В соответствии с программой готовят нитки учебных маршрутов для каждой учебной группы, схемы взаимодействия между ними, расписание занятий. Например, в горном походе должны быть проведены практические занятия по таким темам: движение по травянистым склонам, движение по осыпям и моренам, движение по скалам, движение по снегу и фирну, льду, а также приемы страховки и самостраховки, организация переправ через реки, подготовка к ночлегу в условиях высокогорья, спасательные работы в разных условиях погоды, оказание первой доврачебной помощи. Составляя график движения, предусматривают запас времени на проведение учебных занятий, ухудшение погоды, период акклиматизации, готовят запасные и аварийные варианты маршрута. Продумывают организацию движения: скорость, ритм,

сочетание переходов с питанием и отдыхом, тактику движения на различных формах рельефа и на ключевых участках маршрута.

План учебно-тренировочного похода и графики учебных занятий составляют вместе с планом подготовительных мероприятий, который включает в себя предпоходные тренировки и соревнования, подготовку снаряжения. Кроме того, в него входят подготовка маршрутной документации, разработка режима питания, подбор продуктов питания и их упаковка, составление медицинской аптечки и ремонтного набора. План учебно-тренировочного похода каждого отделения обсуждает и утверждает инструкторский совет с приглашением представителей поисково-спасательной службы района и маршрутно-квалификационной комиссии.

Ответственность за организацию, качество учебных занятий и безопасность учебно-тренировочного похода несет инструктор-преподаватель отделения. Основная его задача - привить слушателям творческий подход к выбору тактических решений и их техническому воплощению.

Планом прохождения учебно-тренировочного похода предусматривается, что участники поочередно выполняют роль ведущего, приобретая таким образом опыт хождения первым в группе. Все слушатели поочередно исполняют также роли руководителя группы или инструктора, проводящего занятие. Во время этого этапа обучения инструктор-преподаватель составляет окончательное мнение о технической, тактической, психологической и методической подготовке слушателей, готовит характеристику каждого. После окончания похода проводится итоговый разбор, задача которого - нацелить участников на исправление недостатков и указать каждому пути методического и спортивного совершенствования.

Инструктор-преподаватель во время учебно-тренировочного похода должен иметь следующие документы:

• маршрутную книжку установленного образца;

• инструкции по проведению учебно-тренировочного похода с краткой характеристикой похода, его целями и задачами;

• карту или схему района учебно-тренировочного похода с нанесенными на нее нитками основного и запасных вариантов маршрута, а также нитками маршрутов других отделений, с которыми планируется взаимодействие. На карте-схеме указываются места проведения учебных занятий, а также техническое описание основного и запасных маршрутов с фотографиями и схемами сложных и ключевых участков;

• график движения и взаимодействия с другими группами;

• график проведения учебных и практических занятий во время похода (обучение технике, тактике, ориентированию, преодолению препятствий, методике проведения спасательных и транспортировочных работ, методике оказания первой медицинской помощи, организации ночлегов и привалов, сбору и оформлению путевой информации и т. д.);

• записную книжку разбора похода (для записи замечаний, предложений, качества работы слушателей и проведения учебных занятий).

Учебно-тренировочный поход должен быть спланирован так, чтобы группы при полной самостоятельности были взаимосвязаны контрольными сроками и местами встреч. Это важно для отработки взаимодействия на маршруте и обеспечения безопасности. После завершения похода слушатели под руководством инструктора выполняют задания маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) или составляют отчет.

Приобретение опыта руководства

Во время учебно-тренировочного похода проводится ежедневная смена руководителя группы.

Еще во время подготовки к походу инструктор выделяет каждому участнику сложный участок маршрута, который тот должен подготовить и защитить при разборе нитки маршрута в учебном отделении. Если дежурный руководитель совершает ошибки, инструктор при всех указывает на них. Более детальный анализ и оценка действий руководителя или участника делаются на вечернем разборе. Оставляя за собой право изменить решение дежурного руководителя, инструктор использует его в исключительных случаях, когда ошибка может привести к аварии. В остальных случаях нужно тактично предложить варианты выхода из создавшегося положения или отложить замечания до разбора.

При решении сложных тактических задач (определение способа подъема на перевал, выбор места и способа переправы и т. д.) инструктор или дежурный руководитель может предложить каждому участнику дать свой вариант, а затем объясняет, какие варианты предпочтительнее. На разборе инструктор снова возвращается к технике и тактике преодоления препятствия и указывает на ошибки участников похода.

Одной из форм анализа результатов дня является вечерний разбор действий группы и дежурного руководителя. На нем каждый участник высказывает свои замечания и предложения дежурному инструктору и своим товарищам по походу. Итог дня подводит инструктор-руководитель. Разбор, проведенный в доброжелательной атмосфере, имеет большое воспитательное значение, позволяет руководителю эффективнее управлять группой.

В конце похода проводят итоговый разбор, на котором выводятся оценки действий группы и каждого участника, выявляются общие ошибки, подводятся итоги учебной работы на маршруте.

Организация движения в учебном походе

Движение группы обучающихся зависит от тактического плана, плана учебных занятий, времени года и погоды, рельефа и сложности пути, веса рюкзаков, подготовленности и физического состояния участников и т. д. Учебные занятия могут быть перенесены на утро, можно изменить и их продолжительность в зависимости от темы и плана. Время перед ужином удобно для проведения вечерних разборов. В это же время обычно передают функции дежурного инструктора и обязанности дежурных по кухне другим слушателям.

В приведенном распорядке дня утреннее бивачное время можно сократить, если приготовить завтрак с вечера и утром только разогреть его или использовать современное кухонное оборудование (автоклавы, теплоизоляторы и т. п.). После подъема все участники похода приступают к утреннему туалету, а затем к сборам, причем в первую очередь выполняются общие бивачные работы. Сборы прерываются только для завтрака, который лучше закончить за 30-40 минут до выхода. После завтрака сборы завершаются, причем свободные участники похода помогают собраться дежурному.

Протяженность однодневного перехода по тропам, горным долинам и ледникам (в зависимости от сложности пути) составляет 10-25 км. Руководитель учебного похода должен помнить, что для нормального функционирования организма человека, проходящего большие расстояния в течение длительного времени, необходима посильная равномерная нагрузка, чередующаяся с отдыхом. Нагрузку регулируют изменением скорости движения, а ее постоянство проверяется по пульсу. У хорошо тренированного человека пульс должен восстанавливаться через 5-6 мин, у менее тренированного - через 8-10 мин.

Время прохождения пути на подъеме определяется как сумма времени, требуемого для подъема по вертикали и для движения по горизонтали, вычисленных независимо. Время, требуемое для спуска по тропам, долинам и ледникам, составляет 50-70 процентов времени подъема по тому же пути. Время преодоления переправ, перевалов, технически сложных участков устанавливается в каждом конкретном случае инструктором учебного похода и зависит от опыта и подготовленности группы и технической сложности пути.

Целесообразно использовать для движения утренние часы, особенно в зоне глубокого снежного покрова. Ранний выход на маршрут и ранняя остановка на ночлег позволяют значительно снизить затраты сил, в удобное время преодолеть камнепадоопасные участки и осуществить переправы по малой воде и, кроме того, способствуют экономному расходованию топлива и электроэнергии.

Наиболее удобная форма движения туристской группы - в колонне по одному. Возглавляет ее дежурный инструктор или назначенный им участник похода. Последним идет замыкающий, который наравне с направляющим отвечает за сохранение принятого порядка и темпа движения и оказывает физическую и техническую помощь всем нуждающимся. Роли направляющих и замыкающих в учебном походе выполняют поочередно все участники. Нормальный интервал между участниками от 1 до 5 м. Попытки без разрешения искать другой путь, самовольно отходить в сторону для фото и киносъемок должны немедленно пресекаться инструктором отделения, так как подобное поведение участников нарушает темп движения, а иногда просто опасно. Хождение в одиночку по ледникам и склонам (даже простейшим) вне пределов видимости совершенно недопустимо.

Первые минуты после привала двигаться следует в замедленном темпе, доводя его до нормального через 5-6 мин. Через 20 мин. хода в начале дня рекомендуется сделать 10-15-минутный привал для приведения в порядок обуви и одежды, рюкзаков. При интенсивном наборе высоты останавливаются на 1-2 мин для отдыха стоя, не снимая рюкзаков. На высотах более 2 500 м остановки на 2-3 мин делают с целью восстановления дыхания и нормальной работы сердца. Рюкзак в этом случае обычно снимают, но только если его можно положить на удобный камень или выступ, чтобы не тратить силы для подъема его с земли. При тяжелом подъеме целесообразно на остановках, особенно в начале пути, проверить пульс. Участников с ненормально учащенным пульсом ставят в колонне сразу за направляющим, а иногда освобождают от части груза.

Группе с плохо физически подготовленными участникам при движении следует придерживаться правила - равнение по темпу слабейшего. Хорошо подготовленной группе можно рекомендовать правило - движение в темпе, нормальном для большинства участников. Более слабые в течение нескольких дней испытывают перегрузку, в этот период они втягиваются в принятый темп, а затем идут наравне с остальными. Иногда нужно перераспределять груз между участниками, временно перегружая более сильных.

Группа должна стремиться идти в максимально быстром (посильном) темпе, так как сокращение времени пребывания участников под грузом уменьшает общую затрату энергии. Кроме того, создаются запасы времени, позволяющие наилучшим образом пройти маршрут, уделить больше внимания учебным занятиям, фото- и киносъемке, выполнению какой-либо общественной работы.

На малых привалах через 2-3 ходовых часа следует принимать в небольших количествах сахар, глюкозу, конфеты и т. п., которые раздаются на весь день каждому участнику. Пить при этом не рекомендуется: вода быстро выводится из организма с потом, унося необходимые ему соли, кроме того, происходит перегрузка сердца. В крайнем случае, можно ограничиться одним-двумя глотками из фляги, наполненной с

утра чаем или кофе, или полосканием рта водой. Хорошо утоляют жажду леденцы, чернослив, курага.

Некоторые группы делают 3-4 небольших перекуса, сокращая время на большой обеденный привал. Если такой привал длится 1-1,5 часа, горячую пищу, как правило, не готовят, ограничиваясь чаем, кофе или холодным питьем - разведенным сухим молоком, водой, подкисленной клюквенным экстрактом или лимонной кислотой. На привалах продолжительностью более 1,5 часов целесообразно приготовить горячую пищу. Для более полного восстановления сил полезно вымыть ноги до колен холодной водой, хорошо просушить носки и стельки на солнце и спокойно полежать 20-30 мин с приподнятыми ногами и головой. Естественно, что все это осуществимо только при хорошей погоде.

Вечернее ходовое время обычно короче утреннего в 1,5-2 раза. Погода и видимость в горах во второй половине дня часто ухудшаются, в реках и ручьях повышается уровень воды (на 60-90 см по сравнению с утром), передвижение по раскисшим фирновым полям и закрытым ледникам становится малопродуктивным, а порой и опасным. На действиях группы сказывается усталость. В этих случаях, продлив на 1-2 часа утреннее ходовое время, группа становится на ночлег в 14-15 часов. Вторая половина дня посвящается учебной работе, отработке маршрута, разведке, фото- и киносъемке, хозяйственным работам и более основательному отдыху. Ранняя остановка на ночлег целесообразна и перед прохождением высокого перевала, особенно если требуется ночной выход для преодоления фирновых полей и закрытых ледников.

Участки маршрута, не просматриваемые с подходов или допускающие несколько вариантов пути, а также технически сложные (в том числе и известные группе по описанию) следует проходить с предварительной разведкой. Разведка в пределах видимости основной группы осуществляется одной связкой-двойкой (без рюкзаков, но с необходимым снаряжением). Разведка, уходящая за пределы видимости, с преодолением закрытых ледников и технически сложных участков выполняется связкой-тройкой или двумя связками по два человека. Уходящая на разведку связка должна иметь связь с группой (сигнализация светом, жестами или предметами, радиосвязь) и контрольный срок возвращения. В необходимых случаях за работой разведывательной связки ведется наблюдение.

По условиям графика движения наиболее удобны для разведки вечерние часы -от установки бивака до ужина. Однако в горах во второй половине дня ухудшается погода, и наиболее благоприятны ранние утренние часы. Поэтому для определения времени разведки необходимо учитывать данные наблюдений за погодой.

Практические занятия

При составлении плана-графика похода планируются практические занятия. На них предусматривают выполнение тех заданий, которые трудно или невозможно выполнить на месте основного обучения. В первую очередь это отработка прохождения ледового и горного рельефа, иногда скального, переправы через горные реки, движение по травянистым и осыпным склонам.

Зная характеристики будущих препятствий, участники похода иногда проводят тренировочные занятия по преодолению таких препятствий по месту жительства или перед походом. Занятия в горах перед началом похода - это и хорошая акклиматизация к среднегорью и высокогорью.

Цель практических занятий в учебно-тренировочном исходе состоит в том, чтобы научить участников похода правильно преодолевать препятствия, применять приемы техники туризма, пользоваться туристским снаряжением. Место занятий должно соответствовать задаче обучения. Желательно, чтобы оно находилось недалеко от

бивака. При этом надо учесть расположение склона и возможности схода камней, лавин, обрушивания льда, резкого подъема воды на реке и т. д.

Перед выходом на занятия назначают ответственных за подготовку снаряжения и дежурных, ответственных за подготовку питания. Участники должны знать, какое личное снаряжение им брать с собой, и заблаговременно подготовить его к переноске и к работе. Нестандартное снаряжение (карабины, системы, кошки и т. д.) должно быть предъявлено инструктору. Заранее объявляется форма одежды, в которой участники следуют к месту занятий и в которой занимаются. Хорошо взять с собой комплект теплой одежды на случай внезапного похолодания и накидки от дождя. Участники должны знать, какое групповое снаряжение они берут с собой, кто его несет. Инструктор должен проверить его годность к работе. Если группа не возвращается на бивак к обеду, следует подумать, как организовать горячее питание на месте занятия.

При определении цели учебного занятия инструктору следует отчетливо представлять себе, какие знания и умения должна получить учебная группа, а также в какой последовательности вести занятия, какими средствами и приемами добиться усвоения участниками похода учебной программы.

Постановка задачи включает в себя объяснение темы, цели занятия, значения и сущности изучаемого материала, порядка действий; определение времени разучивания тех или иных приемов, общего времени занятий, режима работы и отдыха; инструктаж о мерах безопасности на занятиях.

После постановки задачи начинается изучение учебного материала. Вначале демонстрируется технический прием (группа приемов), которым надо овладеть. Это обычно делает кто-то из участников похода, владеющий приемом, или сам инструктор. Желательно, чтобы он использовал при этом такое же по качеству снаряжение, каким пользуется группа. Во всех случаях туристы должны хорошо видеть демонстрацию и понимать ее суть. В ходе показа инструктор доходчиво объясняет порядок выполнения приемов. Затем приступает к упражнениям по отработке и закреплению приема участниками занятий. Инструктор обращает внимание занимающихся на то, почему данный прием выполняется тем или иным способом. Выделяются характерные ошибки, чтобы предостеречь от их повторения или чтобы нагляднее раскрыть сущность приема. Например, при преодолении крутого ледового участка турист не вбивает "кошку" ударом ноги, а, нажимая, ставит. Это приводит к соскальзыванию, срыву ноги при опоре на нее. Подчеркнув эту ошибку, тут же надо показать, как правильно выполнить прием, и дать время на его повторение и закрепление.

Участники разучивают упражнения одновременно или поочередно. К примеру, на снежном рельефе такие упражнения, как ходьба вверх, вниз, траверсом, выполняются всеми одновременно. А падения с самозадержанием (кувырком через голову) после набора скорости, лежа на спине головой вниз следует делать поочередно. В этом случае инструктор не может держать под контролем всю группу, а повторять это упражнение более 2-3 раз нежелательно, так как оно требует много сил.

Иногда инструктор дает участникам занятий задачу самостоятельно за определенное время пройти в связке ледовый участок, организовать транспортировку пострадавшего и т. д. Затем инструктор оценивает действия выполнявших. Если по истечении срока поставленная цель не достигнута, инструктор дает возможность закончить упражнение или прекратить его. При этом надо стремиться к тому, чтобы задание выполняли все участники похода, а не только наиболее подготовленная их часть. Не стоит практиковать и так называемую специализацию, когда одни отрабатывают одну группу приемов, а другие участники - другую. Целесообразнее поступить так: на одном участке работает один-два туриста, а другие занимаются отработкой других приемов, а затем они меняются.

По завершении отработки технического приема инструктор может предложить выполнить контрольное упражнение.

При планировании и проведении занятий необходимо следовать принципам постепенности, перехода от простого к сложному, и от одного этапа к другому лишь после основательного усвоения предыдущего.

После отрабатывания определенного цикла приемов во время перерывов или после завершения занятий проводят их разбор. Он нужен для того, чтобы определить степень выполнения задания, уровень усвоения технических приемов, выявить пробелы и принять меры к их устранению, систематизировать полученные навыки, более ответственно относиться к занятиям. Каждый участник анализирует свои действия, обращая внимание на успехи и неудачи, взаимодействие с партнерами, высказывает свои замечания и делает вывод о выполнении данной задачи. Затем разбор занятия проводит инструктор. Он оценивает качество усвоения заданных приемов каждым участником, подробно оценивает их действия и действия группы в целом. Разбор должен быть проведен так, чтобы у слушателей не оставалось невыясненных вопросов.

Для того чтобы занятия прошли успешно, необходимо вовремя и тщательно подготовиться к ним, верно распределить обязанности и четко придерживаться плана работы. В то же время план — не догма. Пользуясь им, нужно учитывать конкретные условия, индивидуальные особенности учащихся.

Психологический климат в учебной группе

Для нормального хода учебно-тренировочного процесса важно создать в коллективе здоровый психологический климат.

Особенно часто сложные вопросы психологического плана приходится решать в учебно-тренировочном походе. Ведь учебное мероприятие собирает мало знакомых между собой туристов, а предпоходного времени, насыщенного занятиями, явно не хватает, чтобы ближе узнать друг друга. В таком тонком и важном, не терпящем промахов деле, как налаживание взаимоотношений людей, явно недостаточно опираться лишь на житейский опыт. Инструктору полезно знать основы коллективной и индивидуальной психологии.

Известный писатель Михаил Пришвин однажды заметил, что высшая нравственность - это жертва своей личностью в интересах коллектива, а высшая безнравственность - когда коллектив жертвует личностью в свою пользу.

Определяя индивидуальные особенности человека, инструктор принимает во внимание в основном четыре источника информации: его поступки, словесное общение с ним, мнение о нем окружающих, накопленные опытом инструктора аналоги.

Рекомендуется составить психологическую характеристику или психологическую карту каждого участника семинара. Один из основных разделов карты - особенности нервной системы человека, поскольку они во многом определяют его поведение, характер и деятельность. Наиболее точно получить такие данные можно с помощью психолога. Однако психологическую характеристику может составить и сам инструктор, пользуясь систематизированным материалом педагогических наблюдений и специальными разработками психологических характеристик спортсменов. Педагогические наблюдения помогут охарактеризовать такие проявления свойств нервной системы, как сила-слабость, уравновешенность, неуравновешенность, подвижность-инертность. Сила нервной системы, как правило, характеризуется высокой работоспособностью, двигательной устойчивостью, способностью сдерживать свои чувства, устойчивостью к утомлению, уверенностью в своих силах и т. д. Противоположные проявления характеризуют относительную слабость нервной системы. Учитывать особенности силы-слабости нервной системы в учебно-тренировочном процессе чрезвычайно важно. Туристы со слабой нервной системой

нуждаются в большей опеке инструктора или товарищей по группе. Они тяжелее и длительнее переживают свои неудачи, болезненно относятся к замечаниям, медленно приобщаются к коллективу, проявляют меньшую инициативу. Таких туристов следует активнее привлекать к общественной деятельности, к коллективным играм, чаще поручать задания, выполнение которых окажет какую-либо помощь группе, с ними нужно чаще проводить беседы, внушать им уверенность в своих силах.

Уравновешенность характеризуется спокойным поведением в ситуации ожидания, объективным отношением к окружающим, отсутствием импульсивных (непроизвольных) реакций, устойчивостью эмоциональных состояний, сдержанностью. Туристов с неуравновешенной нервной системой инструктор обязан сдерживать, на занятиях им чаще следует создавать более сложные условия для работы, в какой-то мере неожиданные. В воспитательной работе с такими туристами нужно быть осторожным и тактичным.

Подвижность нервной системы характеризуется быстротой и легкостью приспособления к новым условиям, переходом от одного эмоционального состояния к другому, сменой интересов, быстротой исправления ошибок. Противоположный признак - инертность.

Не менее важен в психологической карте раздел, который определяет характеристику туриста - моральные черты личности, волевые черты личности, эмоциональную стабильность. Данные этого раздела вносятся в психологическую карту на основании инструкторских наблюдений.

Для выявления моральных черт личности следует анализировать общие и частные проявления черт характера на занятиях и в походе. К общим проявлениям относятся целенаправленность, коллективизм, чувство ответственности и другие. Все эти черты проявляются в занятиях туризмом. Особенно следует выделить такие из них, как отношение туриста к повышению уровня своей подготовки, его увлеченность, трудолюбие, способность к самоанализу. Важно обратить внимание на черты, характеризующие отношение туриста к своей группе (секции), общительность, доброжелательность, требовательность к себе и другим и т. д.

Волевые черты личности туриста оцениваются по таким признакам, как активность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, решительность.

Эмоциональная стабильность - это способность человека к сохранению повышенной психической работоспособности. Туристов с высокой эмоциональной стабильностью отличают выдержка, постоянство интересов и целей. Туристы с низкой эмоциональной устойчивостью характеризуются резким падением психической и физической работоспособности в сложных или экстремальных условиях. Даже при стрессах сравнительно небольшой интенсивности у них появляются симптомы невроза. Нервно-психологические срывы иногда происходят не только у туристов с неуравновешенной нервной системой, но и у устойчивых, волевых и достаточно опытных путешественников.

Приведем ряд рекомендаций, которые могут облегчить руководителю выбор такого способа воздействия на другого человека, который обеспечивает наибольший желаемый эффект.

1. Первое и весьма действенное средство - бездействие, т. е. способность воздержаться от поступка, от высказывания, умение слушать не перебивая. Это позволяет уменьшить накал эмоций, обостряющих конфликт, затрудняющих взаимопонимание (даже вне конфликта). Однако молчать, когда хочется говорить, не очень-то легко. К тому же собственные мысли, возражения, уточнения надо не просто сдерживать, а фиксировать в памяти для ответного слова и одновременно следить за ходом чужой мысли, чтобы не потерять предмет спора. Большим подспорьем в подобных обстоятельствах могут стать лист бумаги и карандаш в руках.

2. Пользоваться в полемике только безупречными аргументами. Иногда бывает соблазнительно к таковым присоединить для пущей убедительности еще один или несколько, и в ход идут не вполне надежные. Однако "добавление" нередко оборачивается поражением в споре, поскольку слабый аргумент немедленно становится мишенью для возражений, а опровержение хотя бы одного аргумента часто выглядит как опровержение всего доказательства.

3. Никакие заслуги не следует оставлять незамеченными. Даже те, что воспринимаются как должное. Однако оценки надо выносить разные: одного участника похвалить, другого - поблагодарить, третьему - сообщить, что о его поступке известно.

4. Не превращать похвалу в наказание: никогда не противопоставлять того, кого отмечаешь, другим, дабы их не сталкивать.

5. Чтобы добиться чего-либо от человека, надо стараться вызвать у него соответствующее побуждение, действуя по формуле: "Человек должен сам захотеть поступить так, как мне нужно".

6. Выражая недовольство, делая замечания, не затрагивать личное достоинство человека - осуждать только поступки. К примеру, чтобы высказать человеку упрек, но не обострять с ним отношений, не следует говорить: "Ты эгоист!" Лучше сказать: "Ты ведешь себя, как эгоист". Такая фраза не только выражает недовольство поведением человека, но и дает ему понять, что оно не вяжется с более высоким представлением о нем. Это создает стимул к изменению поведения, то есть человек стремится не только исправить поступок, бросающий на него тень, но и поддержать хорошее мнение о себе.

Объединению группы способствует сознательное, творческое отношение людей к происходящему. Нужно, чтобы турист в походе не просто шел за инструктором или руководителем, перенося груз с одной стоянки на другую, попутно любуясь красотами и преодолевая встречающиеся трудности, как ему укажут. Участники должны знать, где они находятся, какая перед группой стоит сегодня задача, каковы возможные способы ее решения, что ждет группу. Однако не снизит ли такое предварительное знание впечатления от похода? Ведь при этом как будто исчезает фактор неожиданности. А неожиданность - обязательное условие эмоционального воздействия. Опасения эти напрасны. Допустим, туристам предстоит в середине дня серьезная переправа, о которой они заранее не предупреждены. Какое впечатление произведет на них этот сюрприз? На более сильных и опытных, вероятно, положительное. А вот у слабых, неуверенных в своих силах неожиданный выход к препятствию может вызвать растерянность, замешательство, а быть может, и несогласие (хотя бы внутреннее) с указаниями руководителя и действиями остальных участников. Это уже почва для разного рода неприятных происшествий.

Иное дело, когда участники похода заранее знают о переправе, настраиваются на нее. При этом лишь сам факт переправы перестает быть неожиданным. Конкретные условия, детали переправы (если она действительно серьезная) по-прежнему таят в себе достаточно неожиданностей. В то же время предварительная информация о переправе повышает готовность, делает действия туриста более ответственными, целесообразными и согласованными (возможно, даже заранее!) с действиями товарищей. Чтобы обеспечить слаженность действий участников похода, руководитель обязательно привлекает к обсуждению непредвиденных ситуаций всех членов группы или хотя бы тех, кто проявляет заинтересованность в этом. Обсуждение возможно большего числа тактических вариантов дает неоспоримые преимущества по сравнению с единоличным принятием решения. Не говоря уже о том, что это интересно само по себе и способствует росту квалификации туристов, такое обсуждение обеспечивает понимание правильности и необходимости избранного маневра, который, возможно, и не соответствует первоначальным желаниям кого-то из туристов. Кроме того, у участников обсуждения повышается чувство моральной ответственности за принятое

коллективом решение, которое выполняется с большим энтузиазмом, чем указание руководителя. Наконец доверие, оказанное руководителем группе, в свою очередь, располагает к нему участников, повышает его авторитет.

Безопасность учебных мероприятий

Полная безопасность - обязательное правило организации учебных мероприятий. Наибольшей заботы с этой точки зрения требуют, естественно, занятия, проводимые на местности. При выборе места для них, для привала или бивака необходимо помнить об опасности, которую могут представлять, например, стремнина, оползневый берег или край оврага, наклоненные или надломленные деревья и т. д. Таких мест следует избегать. При учебных выходах на местность инструктор предварительно проверяет исправность всего снаряжения, которое будет использовано в ходе предстоящих занятий, при посадке в поезд распределяет группы по вагонам, делает расчет присутствующих перед выходом на маршрут, в разведку и по возвращении, перед купанием и после него; тщательно следит за тем, чтобы все слушатели выполняли установленные правила действий на местности.

Хорошо, когда всех слушателей и инструкторов снабжают специальными памятками о безопасности при занятиях на местности. В памятках указывают такие общеизвестные правила, как обязанность сразу же докладывать инструктору о замеченной опасности, о травмах, признаках заболевания, утомлении и др. Перечисляют определенные, связанные с обеспечением безопасности запреты, например, носить без чехла колющие, режущие предметы (топор, пилу), приводить на занятия посторонних, стоять под деревьями при рубке сухих сучьев, разжигать костры огнеопасными средствами (бензином, керосином), оставлять горящий костер без присмотра, приносить спиртные напитки, купаться без разрешения инструктора и т. д.

Включают в памятку и другие напоминания: каждый обязан выполнять все правила самостраховки и страховки; при передвижении по чаще или густому кустарнику соблюдать безопасный интервал, оберегать товарищей, идущих сзади, от веток, предупреждать их о всяком участке пути, требующем осторожности; на биваке ставить ведра с горячей пищей и кипятком только рядом с костром либо в специально отведенном для этого месте и т. д.

Все эти детали никак нельзя считать излишними: там, где речь идет о безопасности, о здоровье людей, нет мелочей, которыми можно пренебречь.

Руководители обучения и инструкторы-преподаватели обязаны не только сами всегда заботиться о полнейшей безопасности занятий, но и воспитывать такое же отношение у обучаемых, настойчиво прививая им чувство ответственности за здоровье и жизнь товарищей. Для этого нужны и личный пример, и постоянные напоминания, особенно тем слушателям, кто еще не приучился к сдержанности, осторожности, кто еще "болен" лихачеством. Для слушателей должно стать нормой, привычкой самое серьезное внимание ко всему, что связано с безопасностью, и не только на учебных занятиях, но и во всех проводимых ими походах выходного дня и длительных путешествиях.

Слушатели должны уяснить основные причины травматизма и несчастных случаев при проведении занятий и в учебных походах:

• плохая подготовка и хранение снаряжения и обуви;

• отсутствие бахил, штормовых костюмов, теплых свитеров и курток; несоблюдение правил движения по дорогам с интенсивным потоком машин;

• нарушение элементарных правил безопасности во время бивачных работ;

• недостаточный контроль инструкторов и самоконтроль со стороны слушателей при резком похолодании и ухудшении погоды, при движении в метель и при сильном ветре;

• отсутствие навыков оказания первой помощи при заболевании, травме, отморожении;

• неподчинение указаниям инструктора или отсутствие организованного управления;

• недостаточная физическая и техническая подготовка слушателей и несоответствие их опыта особенностям прохождения сложных участков маршрута;

• слабое знание инструкторами района путешествия, что приводит к неправильному планированию маршрута;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• несоблюдение техники безопасности при преодолении сложных участков маршрута.

Учебный поход следует проводить в районе, предварительно хорошо изученном инструкторами. Недопустимо включение в маршрут неизвестных участков и даже отдельных элементов первопрохождения. Маршрут учебного похода выбирается так, чтобы в течение 1-2 дней группа смогла доставить заболевшего (пострадавшего) участника в ближайший населенный пункт.

Несчастье может произойти не от прямой опасности, а вследствие паники, замешательства. Дружное взаимодействие группы помогает не только в аварийной ситуации. Внимательное наблюдение, всесторонняя ориентировка, чувство локтя - вот качества, вырабатываемые на простых маршрутах.

Велика роль руководителя-инструктора в предупреждении и ликвидации аварийной ситуации. Он должен держать в поле зрения всю группу, поэтому часто его место на тропе или реке - сзади или в центре группы. От воли, авторитета, решимости руководителя-инструктора иногда зависит все. Руководить в походе должен быть один. Дискуссии и споры на подходе к препятствию недопустимы. Однако вера в руководителя не должна быть слепой, надежда на товарищей не должна демобилизовывать. Всегда нужно уметь критически оценить свои действия, действия руководителя и группы.

Важно научиться взвешивать свои возможности, быть осторожным, даже рискуя. Но, как правило, в походе жизнь должна быть спокойной, ритмичной. И чем размеренней, тем лучше: больше увидишь, сделаешь, больше получишь удовлетворения. На маршруте не должно быть приключений. Если они были, значит, что-то упущено. Опыт подскажет и допустимую долю риска. Возможность неудачи должна перекрываться избытком опыта, слаженностью группы. Достичь спокойной уверенности удается только учебой, в которой главным воспитателем служит сама природа.

Овладение техникой движения на маршруте, правильное применение снаряжения и одежды, продуманная тактика, физическая и психологическая подготовка - таковы основные меры безопасности в туризме.

Для устранения мелких неполадок в снаряжении, одежде, обуви служит, как уже говорилось, первая остановка вскоре после начала движения. Надо устранить причину неудобства, не ожидая, пока появится жжение или боль, выйдет из строя снаряжение. Общая профилактика - правильный подбор снаряжения и одежды, проверка и подготовка их до выхода на маршрут. Если они соответствуют погоде, темпу движения, хорошо подогнаны, не будет опрелостей, потертостей, пузырей.

Топоры, пилы, ножи носят зачехленными. На привалах острые орудия складывают в одном месте, на ночлеге кладут под палатку; пилой и топором работают в рукавицах; обрубая ветки лежащего дерева, нужно находиться по другую сторону ствола. Не нужно втыкать острые предметы в деревья (тем более на высоте человеческого роста).

Дежурные у костра должны быть одеты и обуты, иметь рукавицы; костровые рогульки, перекладина или тросик для подвески ведер должны быть надежными; посуду с горячей пищей и кипятком надо ставить туда, где на них не могут наступить и

где они не опрокинутся; при приготовлении пищи на костре пользуются поварешками с длинными ручками. Примусы и самодельные походные кухни ставят на лист-подставку.

Не следует собирать неизвестные, старые или требующие особой обработки грибы. При варке грибов первую воду после кипячения желательно слить и налить новую. Недоваренные, недожаренные, даже вторично разогретые грибы могут вызвать отравление.

Желательно знать опасные растения, которые могут встретиться в походе, ознакомиться с ними предварительно по определителю. В средней полосе страны к ним относятся вех ядовитый (цикута), волчьи ягоды, волчье лыко, бузина, марьин корень, белоголов пятнистый.

В пеших походах при движении по лесным зарослям, среди завалов, кочек тело защищают штормовкой. Идти нужно внимательно, чтобы не упасть и не повредить ногу, не получить травму головы, лица или глаз из-за сучьев, веток, стволов. При движении не держат руки в карманах.

Нужно обследовать места переправ или купания. Нельзя нырять в неизвестных местах, купаться сразу после перехода или еды.

Не нужно двигаться в темноте, особенно по лесу: можно легко повредить ноги,

глаза.

Во избежание теплового или солнечного удара не носят темную одежду, а также одежду, не пропускающую воздух и не впитывающую пот. Переходы в жаркое время года делают пораньше утром и ближе к вечеру, используют для передвижения теневые, обдуваемые места. Не следует плотно наедаться перед выходом, в сильную жару передвигаются медленно. Летом носят светлый головной убор с козырьком и солнцезащитные очки, применяют солнцезащитные кремы ("Щит" и др.), не загорают после еды, не спят на солнце.

В лесу при грозе не следует прятаться под высокие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие дуб, тополь, ель, сосна. В березу и клен молния ударяет редко. На открытом месте нужно сесть или лечь в сухую яму, канаву.

За безопасность группы ответственность несет прежде всего инструктор-преподаватель группы, но в ответе за себя и товарищей каждый участник похода.

При проведении учебных мероприятий из инструкторов и стажеров создается контрольно-спасательный отряд. Издается приказ по обеспечению безопасности с учетом вида туризма и местных условий учебно-тренировочного похода. С приказом знакомятся все участники и руководители учебного мероприятия.

Если в учебном отделении туристской группы во время похода или практических занятий произошел несчастный случай, то подаются сигналы бедствия (голосом, свистом, светом, флагом, ракетами и т. д.) 6 раз в минуту с интервалом 10 с. Через минуту сигнал повторяется. Получив сигнал "Вызов принят, помощь идет", который подается тем же способом, но три раза в минуту с интервалом 20 с, группа, терпящая бедствие, делает все возможное для своего обнаружения. Оказание немедленной помощи группе, от которой принят сигнал бедствия, является законом для всех туристов.

Таким образом, подготовка и проведение учебно-тренировочного похода -достаточно сложный и ответственный педагогический процесс, направленный на обучение и обеспечение безопасности в спортивно-оздоровительном туризме специфическими средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.