Научная статья на тему 'УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕЁ АКТИВНОСТИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЛЕКЦИОННОГО ТИПА'

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕЁ АКТИВНОСТИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЛЕКЦИОННОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UCHEBNO-COGNITIVE STUDENT ACTIVITY / EXPLANATORY-ILLUSTRATIVE (TRADITIONAL) TEACHING / DEVELOPING TRAINING / ACTIVIZATION / METHOD / RECEPTION / WAY. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОЕ (ТРАДИЦИОННОЕ) ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ / МЕТОД / ПРИЁМ / СПОСОБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Студеникин Сергей Иванович, Рублёв Александр Иванович, Лядова Любовь Алексеевна, Медведева Ольга Александровна

В статье представлена проблема активизации учебно-познавательной деятельности (УПД) обучающихся в образовательном учреждении на учебных занятиях лекционного типа. Проанализированы различные информационные источники, обобщены, систематизированы и объединены воедино в рамках статьи современные, наиболее эффективные и действенные научные подходы, принципы, методы, приёмы и способы, правила и рекомендации (далее обобщённо - методы) повышения активности УПД обучающихся (студентов вуза). Выработаны практические рекомендации по применению методов активизации УПД на учебных занятиях лекционного типа. Произведено сопоставление (сравнение) современного научного обоснования предлагаемых методов с воззрениями и взглядами на рассматриваемую проблему выдающихся мыслителей, философов, общественных и политических деятелей, учёных, дидактов, психологов, педагогов, начиная от древности и до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Студеникин Сергей Иванович, Рублёв Александр Иванович, Лядова Любовь Алексеевна, Медведева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT UCHEBNO-INFORMATIVE ACTIVITY IN EDUCATIONAL INSTITUTION: SCIENTIFIC APPROACHES OF INCREASE OF ITS ACTIVITY ON STUDIES OF LECTURE TYPE

The article presents the problem of activization of student uchebno-informative activity in educational institution on studies of lecture type. Various information sources are analysed, as well as modern, most effective scientific approaches and ways (further - methods) of increase of student activity are generalised, systematised and united together. Practical recommendations about using methods of activization of uchebno-informative activity on studies of lecture type are developed. The article also presents comparison of a modern scientific explanation of offered methods to views of outstanding thinkers, philosophers, politicians, scientists, psychologists, teachers, from ancient time up to now.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕЁ АКТИВНОСТИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЛЕКЦИОННОГО ТИПА»

Studenikin Sergey Ivanovich

Candidate of Technical Science, senior lecturer, senior lecturer of chair physical training and sports Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian

Federation (Odintsovo branch) Rublyov Alexander Ivanovich Candidate of pedagogical sciences managing chair Physical training and sports Moscow State Institute of the International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian

Federation (Odintsovo branch) Ljadova Ljubov Alekseevna Senior lecturer of chair ofphysical training and sports Moscow State Institute of the International Relations (University)Ministry of Foreign Affairs of the Russian

Federation (Odintsovo branch) Medvedeva Olga Aleksandrovna Senior teacher of chair ofphysical training and sports Moscow State Institute of the International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian

Federation (Odintsovo branch)

Студеникин Сергей Иванович

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (Одинцовский филиал) Рублёв Александр Иванович кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (Одинцовский филиал) Лядова Любовь Алексеевна доцент кафедры физического воспитания и спорта Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (Одинцовский филиал) Медведева Ольга Александровна старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (Одинцовский филиал)

STUDENT UCHEBNO-INFORMATIVE ACTIVITY IN EDUCATIONAL INSTITUTION: SCIENTIFIC APPROACHES OF INCREASE OF ITS ACTIVITY ON STUDIES OF LECTURE TYPE УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕЁ АКТИВНОСТИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЛЕКЦИОННОГО ТИПА

Summary. The article presents the problem of activization of student uchebno-informative activity in educational institution on studies of lecture type. Various information sources are analysed, as well as modern, most effective scientific approaches and ways (further - methods) of increase of student activity are generalised, systematised and united together. Practical recommendations about using methods of activization of uchebno-in-formative activity on studies of lecture type are developed. The article also presents comparison of a modern scientific explanation of offered methods to views of outstanding thinkers, philosophers, politicians, scientists, psychologists, teachers, from ancient time up to now.

Аннотация. В статье представлена проблема активизации учебно-познавательной деятельности (УПД) обучающихся в образовательном учреждении на учебных занятиях лекционного типа. Проанализированы различные информационные источники, обобщены, систематизированы и объединены воедино в рамках статьи современные, наиболее эффективные и действенные научные подходы, принципы, методы, приёмы и способы, правила и рекомендации (далее обобщённо - методы) повышения активности УПД обучающихся (студентов вуза). Выработаны практические рекомендации по применению методов активизации УПД на учебных занятиях лекционного типа. Произведено сопоставление (сравнение) современного научного обоснования предлагаемых методов с воззрениями и взглядами на рассматриваемую проблему выдающихся мыслителей, философов, общественных и политических деятелей, учёных, дидактов, психологов, педагогов, начиная от древности и до наших дней.

Keywords: uchebno-cognitive student activity, explanatory-illustrative (traditional) teaching, developing training, activization, method, reception, way.

Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность обучающихся, объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение, развивающее обучение, активизация, метод, приём, способ.

Главное в обучении детей состоит не в том, что им сообщается, а в том, как им сообщается изучаемое

Н. Пирогов

Постановка проблемы. Анализ последних исследований и публикаций. Успешность достижения цели обучения зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения и т.д.

Объяснительно -иллюстративное (традиционное) обучение не в полной мере обеспечивает эффективное развитие мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности. Кроме того, оно недостаточно эффективно способствует формированию мотивации достижения успеха. Акцент при изучении учебных дисциплин переносится на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самих обучающихся.

Другой тип обучения (развивающее обучение в его различных вариациях) делает упор в обучении на развитии личностных качеств, в частности, интенсивной мыслительной (интеллектуальной) деятельности. С этой целью педагоги применяют концепции, принципы, методы, технологии активного обучения. Многие современные авторы считают, что при использовании педагогами методов активного обучения (МАО) нет необходимости принудительно активизировать внимание и мышление, сам процесс учебной познавательной деятельности (УПД) обучающихся. Считается, что сами, так называемые, МАО удерживают внимание, познавательный интерес к обучению на достаточно высоком уровне. С этим утверждением трудно не согласиться. А вот при применении традиционных, объяснительно-иллюстративных методов необходимы специальные приёмы, способы, даже целые методы поддержания интереса и внимания к процессу обучения. Да, такая проблема существует, о ней говорится и пишется уже давно, проводится много педагогических и психологических экспериментов, и дидакты при классификации методов обучения даже выделяют методы активизации УПД в отдельную группу [2,3].

Однако преимущества традиционного обучения и, в особенности, необходимость усвоения в короткие сроки большого объёма информации (что в современном стремительно развивающемся

мире становится жизненно необходимым), и отсутствие таких возможностей у других видов обучения не позволяет обходиться без него в современном образовательном процессе.

Оптимальным, даже в век всеобщей компьютеризации, является сочетание различных видов и методов обучения в зависимости от целей и содержания обучения на каждом конкретном этапе развития общества и учебного процесса.

Но бросающаяся в глаза «пассивность» традиционного обучения заставляет заниматься поиском методов, способов и приёмов активизации, стимулирования познавательной деятельности обучающихся, развития их самостоятельности, мотивирования интереса к обучению.

Для усиления, интенсификации УПД очень важно повышение уровня мотивации учения, стимулов к отличной успеваемости, формирование у обучающихся интереса к УПД, создание культа учёбы. Русский физик и педагог Н.А. Умов, будучи профессором Московского университета, придавал огромное значение познавательным потребностям человека и роли педагога в их развитии: «Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению» [4]. Выдающийся американский педагог и подвижник просвещения Х. Манн неустанно в своих теоретических работах по педагогике и практической деятельности неустанно подчёркивал: «Учитель, пытающийся преподавать без того, чтобы внушить ученику желание учиться, куёт холодное железо» [4].

Кроме того, необходимо, чтобы содержание, организационные формы, методы и средства обучения оказали особенно сильное стимулирующее влияние на обучающихся, интенсифицировали их умственную (интеллектуальную) работу.

Для этого обучение должно опираться на принципы и методы обучения, существенно повышающие активность УПД обучающихся [3].

Можно выделить следующие отличительные особенности активного обучения [3]:

- принудительная активизация внимания и мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания;

- достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс (поддержание внимания в течение длительного времени), поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (то есть в течение всего занятия);

- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Напомним, что основным источником интереса к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание, методы, средства и формы его доведения до обучающихся. Учебный материал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность обучающихся. К ним относятся: новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся представлений, глубокое проникновение в сущность явлений и т.д.

Важным моментом стимуляции мышления является создание и укрепление мотивации. При этом содержание мотива может быть весьма разнообразным, начиная от жизненной необходимости и кончая желанием получить интеллектуальное, психоэмоциональное или физическое удовольствие. Поэтому, помимо специальных методов формирования мотивации учения, на каждом учебном занятии необходимо применять отдельные приёмы мотивации и стимулирования УПД. Путь к цели успешен лишь при высокой мотивации деятельности.

Помимо перечисленных путей повышения активности, необходимо также в процессе устного изложения знаний применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность обучающихся и способствующие поддержанию их внимания. Методы, способы, приёмы активизации могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки для осуществления процесса обучения, так и в сочетании с традиционными методами обучения, но уже со специальной целью -активизации УПД обучающихся.

Выделение нерешённых ранее частей общей проблемы. Кажется, что в современном мире ничего нового в области обучения, образования, воспитания придумать невозможно («всё давно придумано и известно»), и на это не однажды указывали признанные авторитеты в различных областях знания и деятельности.

Приведём лишь некоторые высказывания отдельных учёных, исследователей, писателей в отношении образовательной деятельности.

Французский писатель, мыслитель, литературный критик Анатоль Франс так сравнивал творчество и искусство и характеризовал их: «В придании старым мыслям новой формы состоит всё искусство и всё творчество» [4].

Ему же принадлежит мысль относительно оригинальности и новизны в области преподавания: «Оригинальность встречается, быть может, всего реже и даётся всего труднее в области преподавания, нежели где бы то ни было» [4].

Ещё одна цитата. Так В.Л. Гинзбург, советский и российский физик-теоретик, академик АН СССР и РАН, доктор физико-математических наук, лауреат Нобелевской премии по физике 2003 года говорил, имея в виду образовательный процесс: «Я не

боюсь обвинений в консерватизме: существующие методы - продукт длительного опыта, а человек, как объект обучения, в целом не изменился и за столетья» [4].

Что же касается нерешённых частей исследуемой проблемы активизации УПД обучающихся, то необходимо отметить, что методы активизации УПД представленные в разрозненных источниках, представляют собой выборочное, ограниченное количество направлений применения (либо организационной, либо содержательной, либо методической направленности). При этом многие методы классифицированы (типизированы) вне группы методов активизации УПД. Авторами статьи была предпринята попытка представить в статье методы разнообразной направленности и объединить их в рамках одного признака классификации - признака повышения активности УПД. То есть перед коллективом авторов была поставлена задача выделить из многообразия общедидактических, общепедагогических методов таких, которые бы специально были направлены и выполняли функцию активизации УПД вне зависимости от того, есть ли у обучающихся устойчивые и сильные внутренние мотивы учения.

В разных источниках и у различных авторов приводятся отдельные различные методы активизации УПД, при этом, авторы работ не претендуют на широкий охват, систематизацию и объединение их в рамках отдельной работы. Такая попытка (попытка проанализировать, упорядочить и систематизировать существующие методы (способы, приёмы, правила, рекомендации и т.д.) из богатейшего арсенала методов обучения, воспитания, активизации УПД) также была предпринята в рамках единой тематической работы и представлена в данной статье.

Помимо консолидации методов и выделения (селекции) из них возможно максимально эффективных и наиболее действенных, рекомендованные (предлагаемы) методы были апробированы авторами статьи в своей педагогической практике при проведении учебных занятий, обогащены опытом практического применения в педагогической деятельности, и подтвердили (доказали) свою действенность и эффективность.

Цель статьи. (Цель исследований). 1. Изучение и анализ информационных источников по исследуемой проблеме. 2. Обобщение, систематизация и объединение в рамках единой статьи сведений по проблеме активизации УПД обучающихся (студентов вуза) на учебных занятиях лекционного типа. 3. Сопоставление (соотнесение, сравнение) современных научных подходов к проблеме активизации УПД с воззрениями выдающихся мыслителей, философов, общественных и политических деятелей, учёных, дидактов, психологов, педагогов, начиная от древности, и до наших дней. 4. Выработка практических рекомендаций по применению методов активизации УПД на учебных занятиях лекционного типа с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Прежде чем перейти к изложению основного материала, необходимо напомнить основные понятия, имеющие непосредственное отношение к данной статье. Это понятия «метод», «способ», «приём», «правило», «рекомендация». Интересно также их соотношение друг с другом.

Метод (греч. ш&койо8 - путь исследования, путь к чему-либо) - это совокупность (система) определённых правил (требований), подходов, принципов, приемов, норм познания и действия, сформулированных на основе знания закономерностей исследуемой области с целью постижения истины, а также практических способов для достижения определённого результата (цели) в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности» [3].

Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. В свою очередь, прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий [3]. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Прием и метод соотносятся как часть и целое. С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть, приёмы подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных преподавателей может включать различные приемы. Методы и методические приемы тесно связаны между собой, могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы педагога и обучающихся, придают индивидуальный характер их деятельности.

Соотнесение понятий «прием» и «правило» приводит к следующему выводу. Правило - это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности. Правило поэтому выступает описательной, нормативной моделью приема, а система правил для решения определенного типа задач - это уже нормативно-описательная модель метода.

Способ - это действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь целенаправленной деятельности, при осуществлении чего-нибудь (как правило, это понятие

употребляется при достижении целей путём практических действий, в отличие, например, от умственных, мыслительных). Рекомендация - совет, наставление, пожелание, указание [3].

Педагогические приёмы, методы, правила активизации УПД обучающихся могут быть универсальными и применяться на всех (многих) видах учебных занятий, но существуют и такие, которые применимы лишь к некоторым видам учебных занятий, в соответствии с их спецификой. Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский так говорил по этому поводу: «Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» [4].

Сущностью активизации УПД обучающихся является следующее: заставить самостоятельно мыслить, действовать, проявлять инициативу, до всего доходить самому ценой напряжения внимания, мысли, чувств и воли.

Изложение основного материала. УПД - основной вид деятельности молодых людей (студентов), получающих ВПО (ВО) в образовательных учреждениях. От того, насколько эффективной будет эта деятельность, настолько успешным будет профессиональное становление будущего специалиста, его всестороннее развитие и личностный рост. Прослеживается прямая зависимость между уровнем познавательной активности обучающихся (студентов) в образовательном процессе вуза, эффективностью обучения и качеством получаемого образования.

При подготовке лекционного занятия необходимо четкое продумывание плана (схемы) ведения (изложения) лекции. В начале лекции надо сообщить слушателям этот план лекции, чтобы они чётко представили себе, чем будут заниматься в отведённое для занятия время. В ходе лекционного занятия лектор должен вести логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующему разделу.

При этом важны единство в терминологии учебной дисциплины, устоявшийся понятийный аппарат, отсутствие противоречий в понятиях и определениях, а также в утверждениях педагога, недопущение расплывчатого или двоякого толкования одних и тех же понятий. Древнегреческий философ и мыслитель Сократ так говорил о значении терминов и понятий в ходе выявления истины: «Если бы мы с самого начала диалога ясно и чётко определились с основными понятиями дискуссии, то половина возникших вопросов и проблем решились бы сами собой» [4].

Обеспечение доступного, ясного изложения учебного материала, понятное объяснение терминов, подбор интересных (занимательных) примеров

и иллюстраций, подбор зрелищных, красочных, информативных средств наглядности - важнейшее условие удержания устойчивого непроизвольного внимания слушателей (обучающихся) на содержании обучения. Л.Н. Толстой так выражался о простоте и ясности утверждений: «Самый верный признак истины - простота и ясность. Ложь всегда сложна, вычурна и многословна» [4].

Для устойчивой активной УПД обучающихся применяйте в обычной «традиционной» лекции элементы (приёмы) «нетрадиционных» лекций -лекции-визуализации, лекции-диалога, лекции с заранее запланированными ошибками. Эти виды лекций относятся к разновидностям методов активного обучения. Их активизирующие элементы-стимулы, несомненно, оживляют «мерно-монотонное» течение «традиционной» лекции, вносят эффект новизны, неожиданности, повышенного интереса к содержанию обучения.

Читать лекцию необходимо, свободно излагая учебный материал темы занятия, используя план и тезисы лекции (например, прибегая изредка к помощи записи на карточках или с краткого конспекта). Ни в коем случае не читайте лекцию с учебника и не сидите все время за столом. Психологи доказали, что человек более доступно и успешно воспринимает разговорную речь, живой рассказ, беседу, нежели академически построенную фразу. Это с одной стороны. А с другой - преподаватель, уткнувшийся в книгу, не только не может следить за реакцией аудитории на свои слова, но и производит впечатление некомпетентного, незнающего, растерянного человека. Находящийся постоянно за собственным столом, преподаватель, отгораживается этим столом от студентов. Создается и визуальный барьер, и психологический.

Для активизации и привлечения внимания слушателей оптимальным будет перемещение преподавателя по аудитории во время объяснения темы, возможна попутная проверка успешности работы студентов (написание конспекта, зарисовка графиков, рисунков, составление таблиц).

Раскладывая во время объяснения раздаточный, наглядный материал, желательно проходить между рядами, уделяя внимание студентам. При ответе у доски докладчика (в ходе, например, семинара) можно присесть на свободное место за парту, став частью слушающей аудитории.

Огромное мотивирующее и стимулирующее влияние на обучающихся оказывает самостоятельность и оригинальность мысли и действий преподавателя; неравнодушное личное отношение к тому, о чём ведётся речь на занятии. Перед обучающимися оказывается нестандартная, нескучная, увлечённая и заинтересованная личность преподавателя, которая личным заразительным примером показывает обучающимся, как надо мыслить, вести себя и относиться к тому, чем ты занимаешься.

Активное применение вопросно-ответного метода, постановка информационных и активирующих вопросов, приводит к дискуссии, к диалогу, к аргументированию своего мнения и отстаивания своей точки зрения в обсуждаемом вопросе. Этот метод больше подходит для семинара, беседы, для активных методов обучения, чем для обычной «сообщающей», «объяснительно-иллюстративной» лекции. Однако, отдельные приёмы вопросно-ответного метода можно и нужно включать и в обычную лекцию для придания ей большей динамичности, активности и интереса.

Старайтесь даже в «сообщающей» лекции использовать метод создания проблемной ситуации. Конечно, включение этого метода или отдельных его приёмов в такую лекцию требует соответствующего представления учебного материала. Однако ожидаемый эффект того стоит. Американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи, автор «проектного», деятельностного подхода в обучении и образовании совершенно обоснованно утверждал: «Мы думаем только тогда, когда сталкиваемся с проблемой» [4].

Приём повышения информативной (информационной) ёмкости содержания занятия заставляет обучающихся, активизировать мыслительную деятельность. При этом не стоит забывать о приёме разрядки интеллектуального (умственного) напряжения и чередовать интервалы интенсивной мыслительной деятельности с интервалами отдыха головного мозга (смена поз и вида деятельности, юмор, шутка, забавная история, интересный случай из профессиональной практики и т.п.).

Эффективность усвоения учебного материала резко возрастает, если студент чётко осознаёт и понимает значимость и важность того, чему его учит педагог, наставник, преподаватель. Постоянная связь (подчёркивание важности) изучаемого учебного материала и учебной деятельности с практикой, с будущей профессиональной деятельностью, с жизнью; подчёркивание важности, актуальности и необходимости того, что изучается и осваивается для развития личности обучающегося, для его профессиональной и общей компетентности, для становления его как специалиста-профессионала - этот приём мотивации активной УПД весьма полезен и эффективен.

Будет также полезно, если преподаватель, применяя в своей деятельности тот или иной метод (приём, способ) познавательной деятельности, обратит внимание на то, как «работает» этот метод, обучит ему студентов. Такой педагогический приём (подчёркивание методов познавательной деятельности) позволяет обучающимся осваивать не только содержание изучаемой дисциплины, но и позволяет понимать, осознавать с помощью каких «инструментов» происходит процесс познания и учения, «учиться (обучаться) тому, как надо учиться», какие методы и приёмы можно эффективно практиковать в процессе самостоятельной

работы, в процессе самообразования, в ходе изучения (познания) явлений и процессов окружающей действительности. Древнегреческий драматург Менандр в своих пьесах не раз подчёркивал жизненное значение умения учиться: «Великое благо тому, кто научился учиться» [4].

Хорошо зарекомендовал себя в части активизации УПД обучающихся приём переключения внимания на иные предмет (например, стенды учебной аудитории, макет, слайд и т.п.), мысль, метод, состояние, вид деятельности. Применение различных форм организации деятельности студентов, чередование различных форм деятельности имеет научное объяснение. Экспериментальные исследования показывают, что произвольное внимание в таком возрасте аудитория может удерживать в течение 30-40 минут [1]. Потом, в силу напряжённой интеллектуальной работы, длительного сосредоточения произвольного внимания на объекте изучения, эмоциональной и психологической усталости студенты начинают отвлекаться. Задача преподавателя, не дожидаясь момента понижения внимания и наступления усталости от одной и той же учебной деятельности, сменить вид деятельности: предложить задание для самостоятельной работы, попросить студентов высказать свою точку зрения, переключить внимание на наглядно -иллюстративный материал и т.п.

Этот приём помогает разгрузить мозг, снять психоэмоциональное и физическое напряжение, стрессовое состояние от напряжённой мыслительной работы на занятии. Если переключить внимание на тематику смежной учебной дисциплины, то этот приём помогает установлению и систематизации межпредметных связей. При переключении внимания на другой объект или вид деятельности в коре головного мозга происходит перемещение зон возбуждения и торможения с одной области (участка) коры на другую, что позволяет чередовать интенсивную мыслительную деятельность и отдых одних и тех же нервных клеток (нейронов). Такое чередование даёт возможность поддерживать высокую работоспособность обучающихся длительное время.

Приём отступления от темы занятия является разновидностью приёма переключения внимания. В отступлении можно привести конкретные примеры из своей профессиональной деятельности, организации работы конкретных людей и учреждений; исторические факты; примеры поведения и деятельности известных исторических, литературных, научных и других персонажей в обстановке, схожей с рассматриваемой на занятии; связи темы лекции с будущей профессиональной деятельностью и т.п. Помимо достижения уже отмеченных целей, данный приём позволяет достигать также воспитательных целей при использовании в отступлении определённых воспитательных методов (убеждение, пример, создание воспитывающей ситуации и др.).

Используя невербальные средства (голосовая интонация, темп речи), а также вербальные (прямое указание на важность приводимой информации) чётко выделяйте то, что следует записать в конспект лекции. При необходимости надо повторить важные положения (законы, выводы, выдержки, цитаты и т.п.), чтобы облегчить записи; темп чтения лекции должен быть таким, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи в конспектах.

Для привлечения и удержания внимания аудитории в процессе занятия (лекции, а также иного вида занятия) используйте следующие приёмы [1,3]:

- постоянно поддерживайте зрительный (визуальный) контакт со всеми, сидящими в зале;

- время от времени задавайте слушателям вопросы, даже и не требующие ответа;

- делайте паузы в речи, меняйте темп речи и громкость звука голоса;

- не находитесь на одном месте, тем более, сидя за преподавательским столом, перемещайтесь вдоль учебной доски, демонстрационного экрана; жестикулируйте;

- время от времени предлагайте аудитории какое-либо действие (переключить внимание на боковые стенды в аудитории; зарисовать в тетради для конспектов рисунок, схему, диаграмму и др.);

- при длительном выступлении не реже одного раза в 20 минут меняйте характер деятельности аудитории: говорите, отвечайте на вопросы, показывайте слайды, передавайте раздаточный материал по рядам и т.п.;

- время от времени обращайтесь лично к кому-либо из находящихся в аудитории слушателей с вопросом, замечанием, просьбой;

- своевременно делайте перерывы и проветривайте помещение и т.д.

С целью активизации непроизвольного внимания обучающихся на относительно продолжительный отрезок времени можно задействовать метод создания на заднем плане (за спиной преподавателя, на проекционном экране, в некотором отдалении) медленно изменяющегося визуального фона абстрактного характера. Изменение с небольшой интенсивностью визуальной картинки неопределённой формы и содержания не даёт непроизвольному вниманию обучающихся отвлекаться на посторонние (внутренние и внешние) раздражители, сосредоточивая произвольное внимание на проявлениях учебного процесса. Данный приём активно применяется на учебном телевидении (например, канал «Культура», учебная программа «Академия») при чтении лекций лекторами по совершенно разным учебным дисциплинам.

Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был доступным, логически взаимосвязанным, правильно понятым, актуализированным. В этих целях лучше всего использовать яркие и точные формулировки, схемы, рисунки, примеры, сравнения с тем, что

знакомо. Материал целесообразно излагать в форме рассуждений, доказательств, постановки вопросов, побуждения обучающихся проводить аналитико-синтети-ческую работу в процессе занятий. Используйте приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации и обобщения.

В конце занятия обязательно оставляйте время для ответов на возможные вопросы студентов. Обязательно отвечайте на вопросы студентов и по ходу занятия, либо перенесите ответ в специально отведённое для этого время (окончание занятия - в конце основной части, перед заключительной частью).

Преподаватель, который может дать немедленный ответ на возникающие вопросы, показывает уровень своей профессиональной компетентности. Конечно, возможны и даже неизбежны ситуации, когда ответ сразу бывает дать затруднительно. В этом случае, если вы не готовы отвечать, - скажите об этом прямо: искренность ценится аудиторией выше компетентности. Надо записать вопрос и обязательно к нему вернуться в следующий раз, подготовив подробный и исчерпывающий ответ.

Поощряйте вопросную активность студентов, ведь студент, задающий вопрос, так проявляет свою заинтересованность в освоении учебного материала, что очень ценно. Студенческие вопросы свидетельствуют о мыслительной активности и заинтересованности слушателей. По меткому выражению американского литератора Т. Фуллера: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится» [4]. Без стеснения уточняйте, что имел в виду спрашивающий, если вам непонятен вопрос. Отвечая на вопрос, отвечайте всем, а не только задавшему его. Ответ на вопрос не должен становиться лекцией. Отвечайте кратко. Слушайте вопрос до конца, даже

если вы заранее знаете, что отвечать. Полезно, выслушав вопрос, немного подумать. Не начинайте ответ на вопрос со слов «нет» или «вы не правы».

При подготовке к занятию предположите, какие вопросы могут быть вам заданы, и подготовьте ответы на них. Если вы предполагаете, что вам будут задавать трудные вопросы, сами предложите, чтобы вопросы были острыми [1,2].

Если кто-то из обучающихся явно скучает на занятии, либо преподаватель чувствует снижение вовлечённости части аудитории в учебный процесс, он может использовать приём прямого обращения с вопросом, замечанием, требованием к конкретному обучающемуся активизировать внимание ввиду важности излагаемой (сообщаемой) информации. Этому обучающемуся в силу необходимости надо или «включить» мышление, или напрячь память, или задействовать речевой аппарат. Данный приём активизирует учебную деятельность других обучающихся хотя бы уже потому, что не исключается вероятность того, что следующим спросят тебя, и необходимо быть к этому готовым.

Используйте приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные); приёмы, способствующие прочности и надёжности запоминания и базирующиеся (основанные) на научных исследованиях экспериментальной и педагогической психологии. Приведём ещё одни очень важные для деятельности преподавателя данные. Учёными получены экспериментальные данные [5], которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90% (табл. 1).

Табл.1. Увеличение объёма усваиваемой информации в зависимости _от применяемых методов обучения

Метод обучения Лекционная подача материала Самостоятельная работа с литературой Проговари-вание Личное участие в изучаемой деятельности

Объём усваиваемой учебной информации < 20-30% До 50% До 70% До 90%

Применение логического приёма выделения главных и наиболее существенных положений в излагаемом материале весьма и весьма важен. Также это относится и к выделению тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться обучающимся. Почему это важно? Во-первых, потому, что намного проще уяснить и припомнить самое основное, нежели всё, что сказано, целиком. Не следует перегружать память подробностями и деталями. При необходимости вокруг главного нетрудно будет добавить уточняющий материал. Во-вторых, поняв самое главное в сказанном, будет легко представить содержание темы в целом. В-третьих, если обучающийся настроен на выбор самого главного

(целевая установка), оно будет более хорошо понято и усвоено. Выдающийся чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы Ян Амос Коменский говорил про главное при чтении книги (учебника): «Один важный плод чтения - усвоение читаемого, выбор главного. И только это поддерживает ваш ум в постоянном напряжении, усваивает увиденное в вашей памяти и ослепляет его очень ярким светом. Не выбрать из книги ничего, означает пропустить все» [4].

Практически все тексты избыточны и насыщены несущественной информацией, словами и

предложениями, которые являются второстепенными и неважными. То же самое можно отнести и к устному изложению учебного материала. Чтобы научиться выделять из текста или из сказанного главное, необходимо знать ряд правил и выработать на основании этого знания навык работы с текстом (с конспектом лекции) по выделению главного. Подробно о правилах, навыках работы по выделению главного описано в источнике [3].

Способность выделять главное (основное, важное), отделять его от второстепенного является одним из главных навыков, важных и необходимых не только для успешного учения, но и для разрешения многих жизненных (житейских) ситуаций. По образному выражению русского писателя, прозаика и драматурга М. Горького, «Кто не умеет различать главное от второстепенного, тот жарит курицу с перьями» [4].

Важно на каждом учебном занятии систематически и настойчиво, сквозь каждый раздел учебной программы, сквозь каждую тему, учить обучающихся одной из основных мыслительных операций и, в то же время, одному из основных логических методов - выделению главного и отбрасыванию второстепенного, отказу от ненужного.

Применение логического приёма сравнения (сопоставления) - незаменимо в педагогической деятельности. Сравнение имеет исключительное значение, особенно когда сравнения подобраны удачно, что придает выступлению исключительную яркость и большую силу внушения. К.Д. Ушинский указывал на огромную роль сравнения в активизации УПД обучающихся и считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение» [4]. Психологический механизм воздействия сравнения на мыслительную деятельность человека пытался в свое время раскрыть еще Гельвеций, французский писатель, философ и мыслитель: «Всякое сравнение предметов между собой, - писал он, - предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие -побуждение, заставляющее сделать это» [4].

Ключевым является также применение логического метода (приёма) обобщения (формулирования выводов, составления заключений, резюмирования). Работа над новой темой (разделом) при устном изложении учебного материала, как правило, должна заканчиваться кратким обобщением, формулированием теоретических выводов, закономерностей и итогов (промежуточных и конечных). Это утверждение относится к разным словесным (вербальным) методам: лекции, рассказу, объяснению, беседе, диалогу, дискуссии и др. Можно с блеском вести аргументацию, но все же не достигнуть желаемой цели, если, в конечном итоге, мы не сумеем обобщить предлагаемые факты и сведения. Поэтому, чтобы добиться как можно большей убедительности, мы обязательно должны сами сде-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лать выводы и предложить их собеседнику (обучающемуся), потому что факты никогда не говорят сами за себя.

В ходе доведения учебного материала до обучающихся не следует сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его более глубоким по содержанию, дополняя его новыми деталями и интересными примерами. Надобно также уметь придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным; необходима занимательная, выразительная и эмоциональная форма ведения занятия, изложения учебного материала; нестандартность, нешаблонность ведения учебного занятия.

Преподаватель не должен читать слово в слово (то ли со слайда, то ли с текста на листе) то, что написано и высвечено на слайде. Слайд необходим, чтобы представить «картинку» (рисунок, фотоизображение, график, схему) для иллюстрации того, о чём говорится. Когда текст высвечен на экране, и он же зачитывается вслух слово в слово лектором (докладчиком), с точки зрения психологии, происходит следующее. Считывание информации по зрительному каналу происходит много быстрее, чем по слуховому. Восприятию и осмыслению обучающимся текста на слайде препятствует проговаривание лектором того же текста, но с меньшей скоростью, с отставанием. Это мешает концентрации внимания и создаёт помехи работе мышления: невозможно сосредоточиться на смысле текста. Такое «наложение со сдвигом» одной и той же информации по разным каналам восприятия создаёт вредное умственной (интеллектуальное), психоэмоциональное напряжение, дискомфорт, вызывает раздражение обучающихся и наносит ощутимый вред процессу обучения: способствует развитию утомления, усталости, уменьшение работоспособности. Это «наложение со сдвигом» обусловлено различной скоростью прохождения информации по зрительному и слуховому каналам.

Ещё учителями древности было замечено, что новое, ранее неизвестное заметно активизирует процесс познания и обучения. Древнегреческий философ, мыслитель и учёный Аристотель придавал первостепенное значение эмоции удивления, изумления в развитии познавательной потребности «Познание начинается с удивления» [4]. Создание ситуации новизны, актуальности, важности, современности; приближения содержания обучения к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни - важный приём активизации УПД. Русский писатель, прозаик и поэт Александр Грин писал по поводу человеческой потребности в необычайном: «Потребность необычайного, - может быть, самая сильная после сна, голода и любви» [4].

Применение приёма регулярного непрерывного обновления методов, средств, форм обучения - верный признак высокой профессиональной компетентности преподавателя. Информативность

учебного процесса, то есть насыщенность новым, неизвестным, привлекает и обостряет внимание обучающихся, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и приемами учебной деятельности. Но по мере усвоения знаний обостренность их восприятия постепенно начинает снижаться. Обучающиеся привыкают к тем или иным методам, формам, средствам, теряют к ним интерес. Для того чтобы этого не произошло, педагогу необходимо разнообразить методы, способы, приёмы обучения, используемые технологии и средства обучения. Правильно подобранные преподавателем электронные и другие учебные средства дают возможность формировать познавательный интерес обучающихся. Этому способствует подчёркивание новизны уже усвоенных знаний; возможность взглянуть на ранее изученное с другой стороны; раскрытие научной и практической значимости знаний; обеспечение внутрипредмет-ных и межпредметных связей; демонстрация достижений современной науки, техники, возможностей человека и пр. Все это способствует созданию у обучающихся новых впечатлений, вызывает удивление, побуждает их мыслить, вызывает интерес к изучаемому.

В образовательном процессе педагогическая психология рекомендует всемерное применение принципа наглядности (с использованием разнообразных средств наглядности): предъявление учебного материала; демонстрация (показ) картин, схем, диаграмм, таблиц, рисунков, фотоизображений; электронных слайдов (статических и анимационных); кинофильмов и видеофильмов; кино- и видеофрагментов; стендов, плакатов, чертежей; приборов, макетов, моделей, реальных образцов изучаемой техники, устройств, оборудования; показ действий, приёмов, отдельных двигательных действий, а также демонстрация опытов, экспериментов; иллюстрации звукового и текстового учебного материала и т.п. Наглядные методы обучения можно классифицировать на методы предметной, изобразительной и словесной наглядности.

Помимо предметной и изобразительной наглядности, большое значение и влияние имеет наглядность словесная. Живое слово преподавателя, яркая, образная, впечатляющая речь буквально приковывает внимание обучающихся.

Словесная наглядность имеет силу выразительности не меньшую, если не большую, чем наглядность визуальная - наивыразительнейшая из всех видов наглядности: яркая, образная, захватывающая, увлекающая, приковывающая внимание, рисующая образ, захватывающий тебя целиком и полностью. «Заставляющая осязать кожей прикосновение любимого человека, слышать шелест трав и лёгкое дуновение ветра, обонять аромат цветущих лугов, чувствовать вкус и упругие формы сорванного и надкушенного яблока» [3].

Мрачная до дрожи словесная наглядность, бросающая «в средневековье, в тёмные зловещие подвалы пыток инквизиции, освещённые лишь

мерцающим светом чадящих факелов» [3]. Словесная образная наглядность, рисующая «тяжёлый красный бархат нескончаемых вычурных анфилад Колизея с вакханалиями и пиршествами патрициев Римской империи» [3]. Наглядность словесная, уносящая «в вязкие, тёмные, маслянистые воды венецианских каналов, отсвечивающих жидкими фонарями, окружённые удушливыми, тесными комнатами, куда тайком пробирался Казанова на встречу со своей новой всепожирающей страстью» [3].

Наглядные средства используются не только для создания у обучающихся образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одного из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания.

Еще Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило» обучения: «Всё, что можно - предоставлять для восприятия чувствам...» [4].

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах швейцарского педагога, одного из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII -начала XIX века, внёсшего значительный вклад в развитие педагогической теории и практики, И. Пе-сталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что «органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у обучающихся понятия» [4].

В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [4].

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным (тактильным), обонятельным, вкусовым, моторным (двигательным, вестибулярным) и др.). Исследователями доказано, что до 80-90% окружающей информации человек воспринимает через зрительный анализатор [1]. Поэтому необходимо максимально эффективно задействовать этот канал восприятия. Однако есть ряд правил и рекомендаций, регламентирующих правильное и максимально эффективное применение этого важнейшего принципа обучения с использованием средств наглядности [1]:

- не предъявлять все средства наглядности сразу, наглядность следует вводить на занятии постепенно, в нужный момент, по мере необходимости;

- максимальная визуализация учебного материала;

- разнообразие средств наглядности;

- последовательность показа (демонстрации), иллюстрации должна быть синхронизирована в соответствии с последовательностью устного изложения учебного материала;

- удачное словесное сопровождение средств наглядности (следует детально продумывать пояснения в ходе демонстрации);

- чёткость, освещённость и соразмерность с учебным классом наглядных пособий (чтобы все обучающиеся могли хорошо видеть объект, модель, изображение на экране, демонстрацию опыта, показ приёма, действия и т.п.);

- отображение главной и существенной информации в содержании визуального кадра, красочность оформления демонстрационных картинок (слайдов), анимация демонстрации;

При изготовлении и применении средств наглядности важно и необходимо всячески использовать современные возможности мультимедийных компьютерных средств: 3D-графика, звуковое (музыка и аудиотекст) и текстовое (письменный текст на экране различными шрифтами, выделениями, размером, бегущей строкой) сопровождение, гиперссылки, анимация, звуковые и цветовые эффекты (мигание, смена цвета), изменение масштаба, размеров элементов изображения (крупный - средний - мелкий план) и ракурса демонстрации (сверху - снизу - сбоку - спереди -сзади - изнутри).

В методическом арсенале использования средств наглядности преподавателя ценно сочетание приёмов статического и динамического способа предъявления информации. Такая методика позволяет принудительно удерживать непроизвольное внимание на объекте внимания (вспомните часто меняющиеся телевизионные кадры рекламных и «клиповых» роликов и ваш безотрывный взгляд на экран с безмолвным вопрошанием «Что там будет дальше?»).

Если преподаватель использует для записей и начертания изображений учебную доску, флип-чарт, экран и другие подобные средства, то небрежности в его действиях быть не должно. Перед обучающимися должны предстать чёткая, аккуратная запись и аккуратный, наглядный рисунок на доске; правильное, ненагромождённое, взаимосвязанное расположение учебного материала.

При задействовании принципа наглядности обучения немалую роль играет метод применения основных научных (экспериментальных) положений педагогической и экспериментальной психологии по закономерностям протекания познавательных (когнитивных) процессов. Так, например, не все преподаватели знают, что, педагогически целесообразно и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных - на 25%, совместное использование аудиовизуальных средств обеспечивает усвоение информации до 65% (табл. 2) [5].

Табл. 2. Увеличение объёма усваиваемой информации в зависимости

Применяемый вид технического средства обучения Аудиосредства Визуальные средства Аудиовизуальные средства

Объём усваиваемой учебной информации На 15% На 25% До 65%

Одним из эффективных методов активизации УПД является метод применения структурно-логических схем (СЛС). Логические структурные схемы - оригинальный эффективный инструментарий для активизации всех познавательных способностей студента, к которым, в первую очередь, относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление. Графические СЛС позволяют на уровне образного мышления в доступной форме довести до сознания студента суть понятия, показать его основные особенности, отличия, выявить характерные признаки.

Представление учебной информации в форме структурно-логических схем (СЛС) - это одна из форм изобразительной наглядности. Изучаемый материал представляется в конкретной и структурированной форме, отражая содержание отдельных вопросов темы или раздела, в виде графиков, чертежей, схем, формул, уравнений. Каждая схема имеет опорный сигнал - символ, точнее обобщенный образ восприятия, который, с одной стороны, объединяет вопросы, представленные на

СЛС, а с другой - помогает обучающимся увидеть особенности отдельных вопросов, тем или разделов изучаемого курса.

Применение СЛС при работе со студентами позволяет преподавателю: а) реализовать принцип крупноблочного представления информации, сократить время на изложение теоретического материала; б) установить более тесный контакт с аудиторией и активизировать работу студентов.

Проведенные исследования показали, что применение СЛС в учебном процессе способствует активизации психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, а также самостоятельной познавательной деятельности студентов, значительно повышает ее эффективность [1,5].

Для изготовления удерживающей внимание и вызывающей интерес презентации, либо отдельных учебно-наглядных пособий с использованием электронных слайдов (например, в редакторе Power Point) необходимо руководствоваться следующими правилами и рекомендациями [2]:

- используйте не более трёх цветов на одном слайде;

- используйте не более трёх шрифтов на одном слайде;

- оформляйте все слайды в одном стиле;

- в одном слайде должно быть не более 40 слов;

- всю информацию, которую можно отобразить образами или символами, отобразите образами или символами;

- не используйте шрифтов с засечками, они плохо воспринимаются;

- не перегружайте выступление слайдами, человек способен воспринять за 20 минут лишь 7 информативных слайдов;

- не дублируйте на слайде того, о чём вы говорите. Слайд только иллюстрирует ваши слова или закрепляет ключевые моменты;

- подберите освещение так, чтобы изображение на экране было чётким и без помех воспринимаемым;

- расставьте оборудование таким образом, чтобы демонстрационный экран и учебная доска были по левую руку от вас.

Помимо представленных в статье методов активизации УПД обучающихся более широкую и подробную информацию об этой группы методов

Информационные источники

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / - 3-е издание, Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 448 с.

2. Студеникин С.И. Мотивация активности учебно-познавательной деятельности студентов. Учебно-методическое пособие / Т.2 - Одинцово: АНОО ВПО «ОГИ», 2013. - 280 с.: ил.

3. Студеникин С.И. Дидактика. Современные методы и средства обучения. Учебно-методическое пособие. - М.: Спутник+, 2011. - 463 с.

4. Хоруженко К.М. Педагогика: Словарь афоризмов и изречений. - М.: «Социальный проект», 2009. - 320 с.

5. http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/g-pozn.html; сайт группы психологии развития познавательных процессов ПИ РАО.

можно получить из информационных источников [2,3,5].

Выводы и предложения. Таким образом, в процессе реализации концепции объяснительно-иллюстративного (традиционного) обучения для повышения качества и эффективности образовательного процесса важно применение методов повышения активности УПД обучающихся.

Выработана и предложена система правил, требований, условий, методов (способов, приёмов), рекомендаций организационного, методического, теоретического, практического характера, которые могли бы помочь, при соответствующих усилиях, решить рассматриваемую проблему.

Произведено соотнесение (сравнение) существующих современных научных подходов к проблеме активизации УПД обучающихся в образовательном процессе с воззрениями и взглядами на эту проблему выдающихся мыслителей и деятелей своего времени.

Многие рекомендованные приёмы, методы и способы, описанные в статье, могут и должны быть с успехом применены при подготовке и проведении других форм учебных занятий, в частности, на занятиях семинарского типа.

Tinatin Aliyeva

PhD in pedagogy, assistant professor, ASPU

Baku, Azerbaijan

THE METHOD OF ORGANIZATION OF SEMINARS ON THE IMPLEMENTATION OF THE INTERDISCIPLINARY RELATIONS

Abstract

The article deals with the method of organization of seminars on the implementation of the interdisciplinary relations for preparing math teachers in higher pedagogical institutions who meet modern requirements. Finding out logical structural schemes of relations between students' cognitive activity during student years and developing independent cognitive activity habits have been shown in the three-stage schemes. Also the table on different types of interdisciplinary relations, cognitive issues about interdisciplinary relations has been given as an example so as to use generalized interdisciplinary skills.

Keywords: professional training for math teachers, interdisciplinary relations, integration of subjects, cognitive issues, cognitive interest, learning process, implementation of interdisciplinary relations in trainings.

Introduction

A comprehensive approach to the learning process is carried out in different ways and for different purposes. One of such approaches is trainings devoted to the interdisciplinary relations. Such trainings have a

significant impact on the overall development of students: their mind becomes active, scientific outlook is broadened, knowledge about their future profession enriches, and they develop as a person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.