Научная статья на тему 'Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся (лекционные занятия - часть 1)'

Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся (лекционные занятия - часть 1) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Студеникин Сергей Иванович, Рублёв Александр Иванович, Лядова Любовь Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся (лекционные занятия - часть 1)»

- не перегружайте выступление слаидами, человек способен воспринять за 20 минут лишь 7 информативных слайдов;

- не дублируйте на слайде того, о чём вы говорите. Слайд только иллюстрирует ваши слова или закрепляет ключевые моменты;

- подберите освещение так, чтобы изображение на экране было чётким и без помех воспринимаемым;

- расставьте оборудование таким образом, чтобы демонстрационный экран и учебная доска были по левую руку от вас.

Многие приёмы, методы и способы, описанные в статье, могут и должны быть с успехом применены на иных, нежели лекции, учебных занятиях.

Информационные источники

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

2. Мотивация активности учебно-познавательной деятельности студентов. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.И. Студеникина. Т.2 - Одинцово: АНОО ВПО «ОГИ», 2013. - 280 с.: ил.

3. Студеникин С.И. Дидактика. Современные методы и средства обучения. Учебно-методическое пособие. - М.: Спутник+, 2011. - 463 с.

4. Хоруженко К.М. Педагогика: Словарь афоризмов и изречений. - М.: «Социальный проект», 2009. - 320 с.

5. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-pozn.html; сайт группы психологии развития познавательных процессов ПИ РАО.

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ - ЧАСТЬ 1)

Студеникин Сергей Иванович

Канд.техн.наук., доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта Одинцовского гуманитарного

университета (г. Одинцово Московской области) Рублёв Александр Иванович

Канд.пед.наук, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, Одинцовского гуманитарного университета (г. Одинцово Московской области) Лядова Любовь Алексеевна

доцент кафедры физического воспитания и спорта Одинцовского, гуманитарного университета

(г. Одинцово Московской области) Учитель, пытающийся преподавать без того, чтобы внушить ученику желание учиться,

куёт холодное железо, Х. Манн

Введение. Характеристика основных понятий

Успешность достижения цели обучения зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения и т.д.

Объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение не в полной мере обеспечивает эффективное развитие мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности. Кроме того, оно недостаточно эффективно способствует формированию мотивации достижения успеха. Акцент при изучении учебных дисциплин переносится на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самих обучающихся.

Другой тип обучения (развивающее обучение в его различных вариациях) делает упор в обучении на развитии личностных качеств, в частности, интенсивной мыслительной (интеллектуальной) деятельности. С этой целью педагоги применяют концепции, принципы, методы, технологии активного обучения. Многие современные авторы считают, что при использовании педагогами методов активного обучения (МАО) нет необходимости принудительно активизировать внимание и мышление, сам про-

цесс учебной познавательной деятельности (УПД) обучающихся. Считается, что сами, так называемые, МАО удерживают внимание, познавательный интерес к обучению на достаточно высоком уровне. С этим утверждением трудно не согласиться. А вот при применении традиционных, объяснительно-иллюстративных методов необходимы специальные приёмы, способы, даже целые методы поддержания интереса и внимания к процессу обучения. Да, такая проблема существует, о ней говорится и пишется уже давно, проводится много педагогических и психологических экспериментов, и дидакты при классификации методов обучения даже выделяют методы активизации УПД в отдельную группу [2,3].

Однако преимущества традиционного обучения и, в особенности, необходимость усвоения в короткие сроки большого объёма информации (что в современном стремительно развивающемся мире становится жизненно необходимым), и отсутствие таких возможностей у других видов обучения не позволяет обходиться без него в современном образовательном процессе.

Оптимальным, даже в век всеобщей компьютеризации, является сочетание различных видов и методов обучения в зависимости от целей и содержания обучения на каждом конкретном этапе развития общества и учебного процесса.

Но бросающаяся в глаза «пассивность» традиционного обучения заставляет заниматься поиском методов,

способов и приёмов активизации, стимулирования познавательной деятельности обучающихся, развития их самостоятельности, мотивирования интереса к обучению.

Для усиления, интенсификации УПД очень важно повышение уровня мотивации учения, стимулов к отличной успеваемости, формирование у обучающихся интереса к УПД, создание культа учёбы. Русский физик и педагог Н.А. Умов, будучи профессором Московского университета, придавал огромное значение познавательным потребностям человека и роли педагога в их развитии: «Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению»

[4].

Кроме того, необходимо, чтобы содержание, организационные формы, методы и средства обучения оказали особенно сильное стимулирующее влияние на обучающихся, интенсифицировали их умственную (интеллектуальную) работу.

Для этого обучение должно опираться на принципы и методы обучения, существенно повышающие активность УПД обучающихся [3].

Можно выделить следующие отличительные особенности активного обучения [3]:

- принудительная активизация внимания и мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания;

- достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс (поддержание внимания в течение длительного времени), поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (то есть в течение всего занятия);

- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Напомним, что основным источником интереса к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание, методы, средства и формы его доведения до обучающихся. Учебный материал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность обучающихся. К ним относятся: новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся представлений, глубокое проникновение в сущность явлений и т.д.

Важным моментом стимуляции мышления является создание и укрепление мотивации. При этом содержание мотива может быть весьма разнообразным, начиная от жизненной необходимости и кончая желанием получить интеллектуальное, психоэмоциональное или физическое удовольствие. Поэтому, помимо специальных методов формирования мотивации учения, на каждом учебном занятии необходимо применять отдельные приёмы мотивации и стимулирования УПД. Путь к цели успешен лишь при высокой мотивации деятельности.

Помимо перечисленных путей повышения активности, необходимо также в процессе устного изложения знаний применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность обучающихся и способствующие поддержанию их внимания. Методы, способы, приёмы активизации могут использоваться как

самостоятельные педагогические разработки для осуществления процесса обучения, так и в сочетании с традиционными методами обучения, но уже со специальной целью - активизации УПД обучающихся.

Необходимо напомнить основные понятия, имеющие непосредственное отношение к данной статье. Это понятия «метод», «способ», «приём», «правило», «рекомендация». Интересно также их соотношение друг с другом.

Метод (греч. шеШо^Б - путь исследования, путь к чему-либо) - это совокупность (система) определённых правил (требований), подходов, принципов, приемов, норм познания и действия, сформулированных на основе знания закономерностей исследуемой области с целью постижения истины, а также практических способов для достижения определённого результата (цели) в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности» [3].

Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. В свою очередь, прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий [3]. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Прием и метод соотносятся как часть и целое. С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть, приёмы подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных преподавателей может включать различные приемы. Методы и методические приемы тесно связаны между собой, могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы педагога и обучающихся, придают индивидуальный характер их деятельности.

Соотнесение понятий «прием» и «правило» приводит к следующему выводу. Правило - это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности. Правило поэтому выступает описательной, нормативной моделью приема, а система правил для решения определенного типа задач - это уже нормативно-описательная модель метода.

Способ - это действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь целенаправленной деятельности, при осуществлении чего-нибудь (как правило, это понятие употребляется при достижении целей путём практических действий, в отличие, например, от умственных, мыслительных). Рекомендация - совет, наставление, пожелание, указание [3].

Педагогические приёмы, методы, правила активизации УПД обучающихся могут быть универсальными и применяться на всех (многих) видах учебных занятий, но

существуют и такие, которые применимы лишь к некоторым видам учебных занятий, в соответствии с их спецификой. К.Д. Ушинский так говорил по этому поводу: «Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» [4].

Сущностью активизации УПД обучающихся является следующее: заставить самостоятельно мыслить, действовать, проявлять инициативу, до всего доходить самому ценой напряжения внимания, мысли, чувств и воли.

Активизация УПД на лекционных занятиях (методы, приёмы, способы, правила, рекомендации)

При подготовке лекционного занятия необходимо четкое продумывание плана (схемы) ведения (изложения) лекции. В начале лекции надо сообщить слушателям этот план лекции, чтобы они чётко представили себе, чем будут заниматься в отведённое для занятия время. В ходе лекционного занятия лектор должен вести логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующему разделу.

При этом важны единство в терминологии учебной дисциплины, устоявшийся понятийный аппарат, отсутствие противоречий в понятиях и определениях, а также в утверждениях педагога, недопущение расплывчатого или двоякого толкования одних и тех же понятий. Древнегреческий философ и мыслитель Сократ так говорил о значении терминов и понятий в ходе выявления истины: «Если бы мы с самого начала диалога ясно и чётко определились с основными понятиями дискуссии, то половина возникших вопросов и проблем решились бы сами собой» [4].

Обеспечение доступного, ясного изложения учебного материала, понятное объяснение терминов, подбор интересных (занимательных) примеров и иллюстраций, подбор зрелищных, красочных, информативных средств наглядности - важнейшее условие удержания устойчивого непроизвольного внимания слушателей (обучающихся) на содержании обучения. Л.Н. Толстой так выражался о простоте и ясности утверждений: «Самый верный признак истины - простота и ясность. Ложь всегда сложна, вычурна и многословна» [4].

Для устойчивой активной УПД обучающихся применяйте в обычной «традиционной» лекции элементы (приёмы) «нетрадиционных» лекций - лекции-визуализации, лекции-диалога, лекции с заранее запланированными ошибками. Эти виды лекций относятся к разновидностям методов активного обучения. Их активизирующие элементы-стимулы, несомненно, оживляют «мерно-монотонное» течение «традиционной» лекции, вносят эффект новизны, неожиданности, повышенного интереса к содержанию обучения.

Читать лекцию необходимо, свободно излагая учебный материал темы занятия, используя план и тезисы лекции (например, прибегая изредка к помощи записи на карточках или с краткого конспекта). Ни в коем случае не читайте лекцию с учебника и не сидите все время за столом. Психологи доказали, что человек более доступно и успешно воспринимает разговорную речь, живой рассказ, беседу, нежели академически построенную фразу. Это с одной стороны. А с другой - преподаватель, уткнувшийся

в книгу, не только не может следить за реакцией аудитории на свои слова, но и производит впечатление некомпетентного, незнающего, растерянного человека. Находящийся постоянно за собственным столом, преподаватель, отгораживается этим столом от студентов. Создается и визуальный барьер, и психологический.

Для активизации и привлечения внимания слушателей оптимальным будет перемещение преподавателя по аудитории во время объяснения темы, возможна попутная проверка успешности работы студентов (написание конспекта, зарисовка графиков, рисунков, составление таблиц).

Раскладывая во время объяснения раздаточный, наглядный материал, желательно проходить между рядами, уделяя внимание студентам. При ответе у доски докладчика (в ходе, например, семинара) можно присесть на свободное место за парту, став частью слушающей аудитории.

Огромное мотивирующее и стимулирующее влияние на обучающихся оказывает самостоятельность и оригинальность мысли и действий преподавателя; неравнодушное личное отношение к тому, о чём ведётся речь на занятии. Перед обучающимися оказывается нестандартная, нескучная, увлечённая и заинтересованная личность преподавателя, которая личным заразительным примером показывает обучающимся, как надо мыслить, вести себя и относиться к тому, чем ты занимаешься.

Активное применение вопросно-ответного метода, постановка информационных и активирующих вопросов, приводит к дискуссии, к диалогу, к аргументированию своего мнения и отстаивания своей точки зрения в обсуждаемом вопросе. Этот метод больше подходит для семинара, беседы, для активных методов обучения, чем для обычной «сообщающей», «объяснительно-иллюстративной» лекции. Однако, отдельные приёмы вопросно-ответного метода можно и нужно включать и в обычную лекцию для придания ей большей динамичности, активности и интереса.

Старайтесь даже в «сообщающей» лекции использовать метод создания проблемной ситуации. Конечно, включение этого метода или отдельных его приёмов в такую лекцию требует соответствующего представления учебного материала. Однако ожидаемый эффект того стоит. Американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи, автор «проектного», деятельностного подхода в обучении и образовании совершенно обоснованно утверждал: «Мы думаем только тогда, когда сталкиваемся с проблемой» [4].

Приём повышения информативной (информационной) ёмкости содержания занятия заставляет обучающихся, активизировать мыслительную деятельность. При этом не стоит забывать о приёме разрядки интеллектуального (умственного) напряжения и чередовать интервалы интенсивной мыслительной деятельности с интервалами отдыха головного мозга (смена поз и вида деятельности, юмор, шутка, забавная история, интересный случай из профессиональной практики и т.п.).

Эффективность усвоения учебного материала резко возрастает, если студент чётко осознаёт и понимает значимость и важность того, чему его учит педагог, наставник, преподаватель. Постоянная связь (подчёркивание важности) изучаемого учебного материала и учебной деятельности с практикой, с будущей профессиональной дея-

тельностью, с жизнью; подчёркивание важности, актуальности и необходимости того, что изучается и осваивается для развития личности обучающегося, для его профессиональной и общей компетентности, для становления его как специалиста-профессионала - этот приём мотивации активной УПД весьма полезен и эффективен.

Будет также полезно, если преподаватель, применяя в своей деятельности тот или иной метод (приём, способ) познавательной деятельности, обратит внимание на то, как «работает» этот метод, обучит ему студентов. Такой педагогический приём (подчёркивание методов познавательной деятельности) позволяет обучающимся осваивать не только содержание изучаемой дисциплины, но и позволяет понимать, осознавать с помощью каких «инструментов» происходит процесс познания и учения, «учиться (обучаться) тому, как надо учиться», какие методы и приёмы можно эффективно практиковать в процессе самостоятельной работы, в процессе самообразования, в ходе изучения (познания) явлений и процессов окружающей действительности. Древнегреческий драматург Менандр в своих пьесах не раз подчёркивал жизненное значение умения учиться: «Великое благо тому, кто научился учиться» [4].

Хорошо зарекомендовал себя в части активизации УПД обучающихся приём переключения внимания на иные предмет (например, стенды учебной аудитории, макет, слайд и т.п.), мысль, метод, состояние, вид деятельности. Применение различных форм организации деятельности студентов, чередование различных форм деятельности имеет научное объяснение. Экспериментальные исследования показывают, что произвольное внимание в таком возрасте аудитория может удерживать в течение 30-40 минут [1]. Потом, в силу напряжённой интеллектуальной работы, длительного сосредоточения произвольного внимания на объекте изучения, эмоциональной и психологической усталости студенты начинают отвлекаться. Задача преподавателя, не дожидаясь момента понижения внимания и наступления усталости от одной и той же учебной деятельности, сменить вид деятельности: предложить задание для самостоятельной работы, попросить студентов высказать свою точку зрения, переключить внимание на наглядно-иллюстративный материал и т.п.

Этот приём помогает разгрузить мозг, снять психоэмоциональное и физическое напряжение, стрессовое состояние от напряжённой мыслительной работы на занятии. Если переключить внимание на тематику смежной учебной дисциплины, то этот приём помогает установлению и систематизации межпредметных связей. При переключении внимания на другой объект или вид деятельности в коре головного мозга происходит перемещение зон возбуждения и торможения с одной области (участка) коры на другую, что позволяет чередовать интенсивную мыслительную деятельность и отдых одних и тех же нервных клеток (нейронов). Такое чередование даёт возможность поддерживать высокую работоспособность обучающихся длительное время.

Приём отступления от темы занятия является разновидностью приёма переключения внимания. В отступлении можно привести конкретные примеры из своей профессиональной деятельности, организации работы конкретных людей и учреждений; исторические факты; примеры поведения и деятельности известных историче-

ских, литературных, научных и других персонажей в обстановке, схожей с рассматриваемой на занятии; связи темы лекции с будущей профессиональной деятельностью и т.п. Помимо достижения уже отмеченных целей, данный приём позволяет достигать также воспитательных целей при использовании в отступлении определённых воспитательных методов (убеждение, пример, создание воспитывающей ситуации и др.).

Используя невербальные средства (голосовая интонация, темп речи), а также вербальные (прямое указание на важность приводимой информации) чётко выделяйте то, что следует записать в конспект лекции. При необходимости надо повторить важные положения (законы, выводы, выдержки, цитаты и т.п.), чтобы облегчить записи; темп чтения лекции должен быть таким, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи в конспектах.

Для привлечения и удержания внимания аудитории в процессе занятия (лекции, а также иного вида занятия) используйте следующие приёмы [1,3]:

- постоянно поддерживайте зрительный (визуальный) контакт со всеми, сидящими в зале;

- время от времени задавайте слушателям вопросы, даже и не требующие ответа;

- делайте паузы в речи, меняйте темп речи и громкость звука голоса;

- не находитесь на одном месте, тем более, сидя за преподавательским столом, перемещайтесь вдоль учебной доски, демонстрационного экрана; жестикулируйте;

- время от времени предлагайте аудитории какое -либо действие (переключить внимание на боковые стенды в аудитории; зарисовать в тетради для конспектов рисунок, схему, диаграмму и др.);

- при длительном выступлении не реже одного раза в 20 минут меняйте характер деятельности аудитории: говорите, отвечайте на вопросы, показывайте слайды, передавайте раздаточный материал по рядам и т.п.;

- время от времени обращайтесь лично к кому-либо из находящихся в аудитории слушателей с вопросом, замечанием, просьбой;

- своевременно делайте перерывы и проветривайте помещение и т.д.

С целью активизации непроизвольного внимания, обучающихся на относительно продолжительный отрезок времени можно задействовать метод создания на заднем плане (за спиной преподавателя, на проекционном экране, в некотором отдалении) медленно изменяющегося визуального фона абстрактного характера. Изменение с небольшой интенсивностью визуальной картинки неопределённой формы и содержания не даёт непроизвольному вниманию обучающихся отвлекаться на посторонние (внутренние и внешние) раздражители, сосредоточивая произвольное внимание на проявлениях учебного процесса. Данный приём активно применяется на учебном телевидении (например, канал «Культура», учебная программа «Академия») при чтении лекций лекторами по совершенно разным учебным дисциплинам.

Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был доступным, логически взаимосвязанным, правильно понятым, актуализированным. В этих целях лучше всего использовать яркие и точные формулировки, схемы, рисунки, примеры, сравнения

с тем, что знакомо. Материал целесообразно излагать в форме рассуждений, доказательств, постановки вопросов, побуждения обучающихся проводить аналитико-синтети-ческую работу в процессе занятий. Используйте приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации и обобщения.

Информационные источники 1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

2. Мотивация активности учебно-познавательной деятельности студентов. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.И. Студеникина. Т.2 - Одинцово: АНОО ВПО «ОГИ», 2013. - 280 с.: ил.

3. Студеникин С.И. Дидактика. Современные методы и средства обучения. Учебно-методическое пособие. - М.: Спутник+, 2011. - 463 с.

4. Хоруженко К.М. Педагогика: Словарь афоризмов и изречений. - М.: «Социальный проект», 2009. - 320 с.

5. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-pozn.html; сайт группы психологии развития познавательных процессов ПИ РАО.

ОБРАЗ МИРА ПОДРОСТКА

Таньчева Ирина Владимировна

Канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и ювенального права РГСУ, г. Саратов

Исследование образа мира выходит за свои традиционные дисциплинарные границы, образуя новые системы научного познания, при этом в науке особое внимание уделяется ценностно-смысловой направленности развития и становления личности субъекта.

Общеизвестно, в процессе восприятия мира у ребенка формируется собственный образ мира, что является основой мотивации конкретных действий к организации жизнедеятельности его самоопределения. Так в процессе видения мира реализуется возможность осмысления себя в нем через познание его целостности. Причем, обобщенное восприятие мира позволяет увидеть объекты в их реальном бытии, в определенной особой взаимосвязи, обусловленной способностью мышления и формирования особого социального пространства, и выстроить систему отношений. Система выстраивания отношений подростка как субъекта с окружающим миром еще мало изучена, однако значение этой связи точно фиксируются в психологии, педагогике, так же как и ее роль в познании мира в целом.

Значительный вклад в разработку научно-теоретических и методологических основ по проблеме изучения как такового образа мира внесли ученые А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д. Смирнов, Ф.Е. Василюк, В.В. Петухов, А.В. Нарыжкин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, К. Юнг и мн. др. Анализ трудов авторов, показал, что под образом понимается форма существования человека и его ценностного отношения к окружающей действительности, а также возможность реального регулирования в процессе деятельности. Вместе с тем образ мира способствует осмысленному видению мира посредством выхода за его пределы.

Проблема образа мира связана с изучением особенностей восприятия человека для лучшего понимания себя и своих возможностей посредством объективной оценки себя в качестве субъекта развивающихся отношений в мире, что особо значимо для подросткового возраста. Ведь, в этом возрасте наблюдаются качественно новые преобразования в жизни человека, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, на основе самосознания он выстраивает отношения со взрослыми и сверстниками, т.е. происходит его самоопределение в сфере общечеловеческих ценностей и общения между

людьми [5]. Так, с одной стороны ребенок, с другой еще не совсем взрослый приобретает навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, стремится к более независимым отношениям с родителями. Тем самым упорядочивается система ценностей, а формирование отношения к себе, другим людям, обществу в целом зависит от того образа, который он создал внутри себя (его идеалы, представления, понятия, идеи, фантазии и т.п.).

Образ мира выстраивается не столько из субъективной оценки, а сколько из значений реальности в процессе познания связи предметного мира, что ведет к определению восприятия мира (А.Н. Леонтьев). Открывая для себя свой внутренний мир, свое «Я», выстраиваются его мировоззренческие взгляды с окружающими, происходит осознание своей индивидуальности в процессе рефлексии [3]. Зачастую подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания, которые кажутся ему уникальными, неповторимыми, свойственные, только ему одному. Поэтому он тщательно стремится охранять свой внутренний мир от посягательств других, первостепенно от взрослых. Сталкиваясь с реальностью он разрешает различные противоречия, посредством принятия себя как социальной так и индивидуальной функции, опираясь на свое внутреннее видение и мировоззрение.

Тождественными у вышеназванного ученого явлениями выступают понятие «образ мира» и понятие «картина мира», практически не разграничивая их. Исследователь утверждает, что картина мира, образ мира возникает тогда, когда мир воспринимается в целостности своих проявлений («когда свойства «завязываются узлом»), и восприятие пространства мира возникает с разных точек обзора, видения, т.е. с различных ракурсов одновременно.

У каждого субъектное видение того или иного образа мира зависит от культурно-исторической обусловленности его формирования (культура, язык, национальность, социум) и различия индивидуальных образов жизни (субъектно-ценностных, возрастных, бытовых и пр.). Не стоит забывать, перед подростком в переходный период его жизни стоит проблема выбора, которая зависит от идентичности, следуя Э. Эриксону. Здесь заново встают все пройденные критические моменты развития. И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.