Научная статья на тему 'МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ КОМПОНЕНТУ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ КОМПОНЕНТУ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UCHEBNO-COGNITIVE STUDENT ACTIVITY / INFORMATIVE REQUIREMENT / COGNITIVE AND EMOTIONAL COMPONENT OF STUDYING / ACTIVIZATION / METHOD / RECEPTION / WAY / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / КОГНИТИВНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПОНЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ / МЕТОД / ПРИЁМ / СПОСОБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Студеникин Сергей Иванович, Рублёв Александр Иванович

В статье представлена проблема активизации учебно-познавательной деятельности (УПД) обучающихся в образовательном учреждении через воздействие на эмоциональную компоненту УПД или, в другой формулировке, - методы эмоционального и поведенческого управления. Проанализированы различные информационные источники, обобщены, систематизированы и объединены воедино в рамках статьи современные, наиболее эффективные и действенные научные подходы, принципы, методы, приёмы и способы, правила и рекомендации (далее обобщённо - методы) повышения активности УПД обучающихся (студентов вуза). Выработаны практические рекомендации по применению методов активизации УПД на учебных занятиях - методов эмоционального и поведенческого управления обучающимися. Произведено сопоставление (сравнение) современного научного обоснования предлагаемых методов с воззрениями и взглядами на рассматриваемую проблему выдающихся мыслителей, философов, общественных и политических деятелей, учёных, дидактов, психологов, педагогов, начиная от древности и до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Студеникин Сергей Иванович, Рублёв Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF EDUCATION ACTIVIZATION BY MEANS OF PEDAGOGICAL INFLUENCE ON EMOTIONAL COMPONENT OF UCHEBNO- COGNITIVE STUDENT ACTIVITY

The article presents the problem of activization of student uchebno-informative activity in educational institution by means of influence on emotional component of uchebno-cognitive activity or in other words - methods of emotional and behavioural management. Various information sources are analysed, as well as modern, most effective scientific approaches and ways (further - methods) of increase of student activity are generalised, systematised and united together. Practical recommendations about using methods of activization of uchebno-informative activity on studies (methods of emotional and behavioural management) are developed. The article also presents comparison of a modern scientific explanation of offered methods to views of outstanding thinkers, philosophers, politicians, scientists, psychologists, teachers, from ancient time up to now.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ КОМПОНЕНТУ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

тивный результат может быть достигнут комплексно, при компетентном сочетании инновационных методов обучения с традиционными. А эффективность традиционных учебных занятий, в свою очередь, возрастает при условии применения кейс-методов.

В кризисных ситуациях самым дефицитным ресурсом являются знания, и чем их больше, тем богаче возможности у специалиста использовать их в постоянно меняющемся мире. Эти знания формируются в процессе как теоретической подготовки, так и в приобретении и переосмыслении конкретного практического опыта. Наша главная задача сформировать у студентов при изучении любой, в том числе и дисциплины "электротехника и электроника" главную философскую мысль: «чтобы развиваться и быть востребованным на рынке труда, необходимы новые знания».

Список литературы:

1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Источник: http://evolkov. net/case/case. study. html

2. Еремин А.С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, плана и текста кейса / А.С. Еремин //Инновации в образовании. - 2010. -№ 3. - С. 15-36.

3.Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России / И.Козина //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.- С.65-90.

4. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельные технологии обучения: Учебно-методическое пособие. Омск. - 2005г., 96с.

5.Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.

6. Нестеренко В.В. Сущность и задания лич-ностно-ориентированного подхода в образовании // Современные проблемы науки и образования. -2012.№6.

7. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.-М.: ВПО, 2000.

8. Еремин А.С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, плана и текста кейса / А.С. Еремин //Инновации в образовании. - 2010. -№ 3. - С. 15-36.

9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

Studenikin Sergey Ivanovich

Candidate of Technical Science, senior lecturer, senior lecturer of chair physical training and sports Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

(Odintsovo branch) Rublyov Alexander Ivanovich Candidate of pedagogical sciences managing chair Physical training and sports Moscow State Institute of the International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian

Federation (Odintsovo branch) Студеникин Сергей Иванович кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (Одинцовский филиал)

Рублёв Александр Иванович

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (Одинцовский филиал)

METHODS OF EDUCATION ACTIVIZATION BY MEANS OF PEDAGOGICAL INFLUENCE ON EMOTIONAL COMPONENT OF UCHEBNO-COGNITIVE STUDENT ACTIVITY МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ КОМПОНЕНТУ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Summary. The article presents the problem of activization of student uchebno-informative activity in educational institution by means of influence on emotional component of uchebno-cognitive activity or in other words - methods of emotional and behavioural management. Various information sources are analysed, as well as modern, most effective scientific approaches and ways (further - methods) of increase of student activity are generalised, systematised and united together. Practical recommendations about using methods of activization of uchebno-informative activity on studies (methods of emotional and behavioural management) are developed. The article also presents comparison of a modern scientific explanation of offered methods to views of outstanding thinkers, philosophers, politicians, scientists, psychologists, teachers, from ancient time up to now.

Аннотация. В статье представлена проблема активизации учебно-познавательной деятельности (УПД) обучающихся в образовательном учреждении через воздействие на эмоциональную компоненту УПД или, в другой формулировке, - методы эмоционального и поведенческого управления. Проанализи-

LH

RR<5<r Ш

рованы различные информационные источники, обобщены, систематизированы и объединены воедино в рамках статьи современные, наиболее эффективные и действенные научные подходы, принципы, методы, приёмы и способы, правила и рекомендации (далее обобщённо - методы) повышения активности УПД обучающихся (студентов вуза). Выработаны практические рекомендации по применению методов активизации УПД на учебных занятиях - методов эмоционального и поведенческого управления обучающимися. Произведено сопоставление (сравнение) современного научного обоснования предлагаемых методов с воззрениями и взглядами на рассматриваемую проблему выдающихся мыслителей, философов, общественных и политических деятелей, учёных, дидактов, психологов, педагогов, начиная от древности и до наших дней.

Keywords: uchebno-cognitive student activity, informative requirement, cognitive and emotional component of studying, activization, method, reception, way.

Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность обучающихся, познавательная потребность, когнитивная и эмоциональная компоненты обучения, активизация, метод, приём, способ.

Познание начинается с удивления Аристотель Истинное наслаждение - в познании

А.П. Чехов

Постановка проблемы. Анализ последних исследований и публикаций. Тесную связь когнитивной и эмоциональной компонент в процессе познания издавна признавали и подчёркивали многие известные педагоги, дидакты, психологи, прозорливо подмечали выдающиеся мыслители и деятели разных эпох [2,4]. В традиционном (классическом, объяснительно-иллюстративном), где помимо применения обычных методов для повышения эффективности обучения важно и необходимо использование методов активизации учебно-познавательной деятельности (УПД) обучающихся. О таких методах (приёмах, способах, правилах, рекомендациях - обобщённо методах) на учебных занятиях лекционного типа шла речь в нашей статье, опубликованной в ведущем научном журнале Польши (East European Scientific Journal (Wschodnioeuropejskie czasopismo naukowe). -Warsaw: - 2016. - №9(13), part 3. - р. 26-36) [3].

Среди методов подобного назначения в отдельную группу следует отнести методы эмоционального и поведенческого управления обучающимися [5] в процессе обучения (образовательном процессе) или, в иной формулировке, - методы активизации обучения через воздействие на эмоциональную компоненту УПД.

Многие педагоги и психологи (Я.А. Комен-ский, Д. Дьюи, И. Песталоцци, И. Гербарт, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) считали, что развитие познавательных интересов, умственной активности, любви к умственной деятельности (то есть познавательной потребности) неотъемлемо от обучения. Никакое обучение не будет по-настоящему полноценным, если обучающийся не любит умственную деятельность, пассивен в процессе УПД. Высказываемая здесь мысль - одна из самых старых в педагогике.

Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд учеников источником умственного удовлетворения и душевной радости. Л.Н. Толстой считал, что учение должно быть радостью для детей, а В.А. Сухомлинский советовал беречь детский огонек пытливости, любознательности, жажды зна-

ний. Все прогрессивные педагоги считали необходимым, чтобы учение было для ребенка радостью, вдохновением, а не только обязанностью. Учёный, исследователь в области психологии и педагогики Н.С. Лейтес отмечает, что детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей. В своих работах он неоднократно отмечал, что лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства - это искренний интерес к миру, использование любой возможности чему-нибудь научиться на протяжении всей жизни [2].

Уровни и формы познавательной потребности. Первый, начальный уровень этой потребности - это потребность во впечатлениях. Потребность во впечатлениях составляет фундамент познавательной потребности и является исходным уровнем этой потребности. Чувствительность к новизне есть первый этап в общей цепи познавательной потребности. Потребность во впечатлениях тесно связана с любознательностью, которую можно рассматривать как второй уровень развития познавательной потребности. То есть, следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к тем или иным занятиям, к предмету, в склонности к его изучению. На уровне любознательности проявляется интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. Познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и, чаще всего, не имеет социально значимого продукта деятельности. Это уже более социализированная познавательная потребность, развитая воспитанием и связанная с созреванием, развитием организма. Однако и на этом уровне познавательная деятельность носит, скорее, стихийный, чем целенаправленный характер, здесь за эмоциями не просматривается цель деятельности.

На высшем уровне познавательная потребность приобретает устойчивые осознанные стремления к получению знаний, познавательная потребность в виде познавательных интересов имеет характер целенаправленной деятельности, опосредуется социально значимыми целями и приводит к общественно значимым результатам. Познавательная потребность, прежде всего, есть потребность в движении к результату, в самом процессе познания.

Становление познавательной потребности возможно благодаря еще одной важной особенности человеческой психики, отмеченной в ряде специальных работ [1,2 и др.]. Речь идет об эмоциях. Эмоции, как известно, - индикатор наличия потребностей, а также степени их удовлетворения.

Советский психолог, философ, педагог и организатор науки А.Н. Леонтьев писал: «Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности» [2]. Проявления познавательной потребности тесно связаны с действием центра положительных эмоций, расположенном в головном мозге.

Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения. Это качество свойственно и взрослым людям, чей род деятельности носит творческий характер. Об этом писал советский писатель Н.А. Островский, автор романа «Как закалялась сталь»: «Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжёлый и изумительно радостный труд» [4]. Известный немецкий историк философии К. Фишер так описывал свои чувства в процессе интеллектуального (умственного) труда: «Блаженство познания -высшее человеческое удовлетворение, неиссякаемый источник, вода которого навеки утоляет жажду: это то, что я называю абсолютным наслаждением» [4].

Таким образом, одной из важнейших потребностей человека является потребность в положительных эмоциях, в том числе, и в процессе познания, как окружающей действительности, так и самого себя. Психологами установлено, что оптимальный как для эффективной познавательной деятельности, так и для здоровья эмоциональный фон создается, когда большая часть (60%) получаемой человеком информации является эмоционально нейтральной, 35% - вызывающей положительные эмоции и 5% - отрицательные. То есть положительных эмоций должно быть в семь раз больше, нежели отрицательных [6,7].

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Воспитатель великого полководца Александра Македонского, древнегреческий учёный, философ, мыслитель Аристотель утверждал: «Познание начинается с удивления» [4].

Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и от того более эффективными в смысле достигаемых целей.

Как показывают современные исследования в области педагогической психологии, теории обучения (дидактики), в процессе познания окружа-

ющей действительности (в том числе, и в процессе обучения) задействованы как когнитивная составляющая психики человека, так и эмоциональная [1,6].

Когнитивная составляющая (компонента) психики отвечает за способность и состояние нормального протекания всех видов мыслительных (познавательных, когнитивных) процессов, таких как, внимание, восприятие, представление, воображение, память, формирование понятий, решение задач, логическое мышление, способность к принятию решений. Это способность более точно и адекватно отображать окружающий мир (соответствие формируемых у человека субъективных образов объективной реальности), адекватность в восприятии себя, способность концентрировать внимание на предмете и выполнять логические операции над образами, способность к удержанию информации в памяти, критичность мышления.

Эмоциональная составляющая обозначает отношение к познаваемым явлениям и процессам (предметам, окружающим людям, идеям, объектам, информации, событиям, к своей собственной личности), которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку получаемой информации, внешней и внутренней ситуации, результатов своей практической деятельности и поведении с точки зрения их значимости и важности, благоприятности или неблагоприятности для жизнедеятельности данного индивида.

При этом человек испытывает то или иное психоэмоциональное состояние - особую форму психических состояний с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты (доминанта - временно господствующий в данный момент очаг возбуждения в центральной нервной системе (ЦНС), способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров). Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность ЦНС и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоцио-генных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение - условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению [7].

Причём эти составляющие психической сферы человека (когнитивная и эмоциональная) теснейшим образом взаимосвязаны между собой, что обусловлено целостностью психофизиологических процессов, протекающих в организме. Так характеризует эту взаимосвязь итальянский философ Франческо Патрици: «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств» [4].

Всегда имеет место осознанное или неосознанное влияние мыслей на эмоции и поведение человека. Восприятие индивидом информации, жизненных или учебных ситуаций, сопоставление

LH

RR;* mm

их с предыдущими знаниями и опытом определяют его чувства и поведение. Каким образом?

Связь осуществляется по следующей схеме: внешние события, воздействия (информация, раздражители, стрессоры, стимулы) ^ когнитивная система (восприятие, представление, память) ^ интерпретация (мысли, логические операции, появление благоприятной или неблагоприятной оценки) ^ эмоциональная и/или поведенческая реакция (возникновение эмоций определённого знака и/или поведение). Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведет к стрессовой ситуации, а в дальнейшем и, возможно, к психической и физической патологии [6,7].

И обратная связь: эмоции, в свою очередь, в зависимости от знака эмоции, либо усиливают когнитивную составляющую, повышая её эффективность, либо ослабляют её. В наихудшем проявлении негативные эмоции запускают механизм стресса, подавляя или полностью разрушая способность обрабатывать и усваивать информацию, то есть нормальная деятельность когнитивной организации тормозится или подавляется под влиянием негативного развития стресса. Возникают неадекватные суждения, проблемы с мышлением, в том числе, с логическим, нарушается концентрация внимания и пр.

Нежелательными и деструктивными для восприятия и усвоения информации и превращения её в знания (а также и для здоровья) эмоциями и, соответственно, психоэмоциональными состояниями, являются: беспокойство, напряжённость, неуверенность (сомнение) в своих силах и возможностях, недоверие, неприязнь, обида, подавленность, уныние, низкая (заниженная) самооценка, тревожность. Современные западные психологи считают, что самоуважение (самооценка) и степень выраженности тревожности относятся к самым информативным показателям психического здоровья [7]. В самых безобидных случаях эти состояния могут вызвать усталость, утомление, снижение работоспособности, ухудшение настроения и самочувствия.

И, наоборот, удовлетворение от процесса учебного труда и радость от полученных результатов, уверенность в своих силах, воодушевлён-ность, гордость, уважение и самоуважение от успехов в УПД, доверие и симпатия к педагогу, который готов помочь тебе и поддержать в трудную минуту - все эти эмоции и чувства, а также связанные с ними эмоциональные состояния, как нельзя более подходят для сопровождения образовательно-воспитательного процесса и сохранения здоровья обучающихся.

Итак, активность познавательной потребности, стремление к самому процессу познания возможны лишь благодаря такой особенности этой потребности, как получение удовольствия от умственного напряжения, связанному с ней положительному эмоциональному состоянию. Познавательная потребность потому и проявляется, развивается, укрепляется как потребность, что вместе с ней включается механизм положительных

эмоций. Без эмоций нет никакой потребности, в том числе и познавательной. Русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы А.П. Чехов писал о связи познания и чувства: «Истинное наслаждение - в познании» [4].

Радость в момент интеллектуальной деятельности (которую одни люди переживают более, другие менее интенсивно, но которая всем знакома) сейчас можно регистрировать и даже измерять различными приборами и медико-биологическими исследованиями. Целый ряд строго физиологических показателей (электроэнцефалографических, биохимических) свидетельствует о том, что в момент интеллектуального напряжения вместе с участком мозга, занятым умственной работой, возбуждается, как правило, и центр положительных эмоций (участки коры головного мозга). У некоторых людей эта связь настолько прочна и сильна, что лишение интеллектуальной деятельности приводит их к тяжелому психоэмоциональному и физическому состоянию. Журналист, писатель и философ Е. Богат делился мыслями по этому поводу: «Самая большая трагедия для мыслящего человека - остывание страсти к познанию» [4].

Что же именно включает (вызывает) чувство удовольствия при полноценной интеллектуальной деятельности? Здесь есть разные гипотезы [6]. Одни ученые считают, что дело здесь в психическом тонусе, который становится оптимально высоким в момент напряженной умственной деятельности, то есть приятна сама по себе высокая активность. Другие считают, что радость, удовольствие есть результат определенной связи между центром положительных эмоций и деятельностью мозговых отделов, заведующих умственной работой. Третьи считают, что в момент успешной интеллектуальной деятельности происходит как бы разрядка поискового, проблемного напряжения; это и приводит к чувству удовлетворения.

Современные исследования психофизиологов [1,6] показывают, что чувство удовлетворения, удовольствия (в том числе и в УПД) вызывает группа гормонов эндокринной системы, в частности, дофамин. Дофамин - гормон, отвечающий за психоэмоциональное состояние человека. Он поддерживает функционирование сердца и мозга, отвечает за умственную и физическую работоспособность. Пониженный уровень, недостаток этого гормона в организме приводит к негативному психоэмоциональному состоянию (например, к постоянной депрессии), отражается на психическом и физическом здоровье.

Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит важной частью «системы поощрения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения. Дофамин относится к группе нейромедиа-торов и вырабатывается в мозге человека. Дофамин играет немаловажную роль в обеспечении когнитивной деятельности. Он естественным об-

разом вырабатывается в больших количествах во время позитивного, по субъективному представлению человека, опыта - к примеру, успеха в обучении. Нейробиологические эксперименты показали, что даже воспоминания о позитивном поощрении могут увеличить уровень дофамина, поэтому данный нейромедиатор используется мозгом для оценки и мотивации, закрепляя важные для обучения действия.

Хорошо выполненная работа, успешно освоенное двигательное действие, красиво оформленное учебное задание, блестяще решённая задача, со знанием дела разрешённая проблемная ситуация - все эти содержательно-процес-суальные действия и полученный результат сопровождаются чувством радости, удовлетворения (удовольствия), наслаждения. Эти позитивные, положительно окрашенные эмоции вызываются как раз получением организмом дополнительной порции дофамина. В головном мозге происходит соотнесение (взаимоувязывание) произведённых действий (достигнутого результата) с достижением соответствующего психоэмоционального состояния. Соответственно происходит подкрепление (закрепление) осуществлённых действий как позитивных, желательных, и это закрепляется в оперативной и долговременной памяти. В более широком смысле эта схема работает не только в отношении познавательных действий, но и деятельности и поведения человека в целом. Дофамин необходим также при процессах переключения внимания человека с одного этапа когнитивной деятельности на другой. Повышение уровня дофамина в крови улучшает настроение, самочувствие, психофизиологический статус.

Факт остается фактом: полноценная умственная деятельность вызывает чувство радости, удовольствия, причем это чувство в процессе интеллектуальной деятельности усиливается, укрепляется.

Итак, познавательная потребность выражается в а) поисковой активности; б) потребности в самом процессе умственной деятельности; в) удовольствии от умственного труда [1,2,6]. В процессе обучения преподавателю важно поддерживать и формировать возникновение и развитие познавательных потребностей обучающихся: от потребности во впечатлениях, через любознательность до потребности в творческой деятельности.

Таким образом, познавательная потребность, если она сформирована и развита до высшего своего проявления - потребности в творческой деятельности - неизбежно сопровождается гаммой положительных эмоций. На высшем уровне познавательной потребности находятся все, у кого увлечение делом стало призванием, целью жизни. Человек в процессе познания, в процессе активной поисковой деятельности нового знания получает радость интеллектуального поиска. Но для того, чтобы познавательная потребность достигла такого уровня развития в образовательном процессе, необходима целенаправленная деятель-

ность педагога по её формированию и развитию. И вот здесь для организации соответствующей деятельности должен быть задействован подход (принцип), основанный на обратной связи между эмоцией, сопровождающей процесс познания и самим познанием. А именно: создавая условия проявления позитивных (положительно окрашенных) эмоций в процессе УПД обучающихся, формировать и развивать потребность в познании и, соответственно, активной УПД, а также соответствующим этой деятельности поведением.

Выделение нерешённых ранее частей общей проблемы. Относительно нерешённых ранее частей исследуемой проблемы активизации УПД обучающихся на аудиторных учебных занятиях через воздействие на эмоциональную компоненту УПД или, в другой формулировке, - посредством методов эмоционального и поведенческого управления, то необходимо отметить, что подобные методы активизации УПД представлены в разрозненных источниках. При этом многие методы классифицированы (типизированы) вне группы методов активизации УПД. Авторами статьи была предпринята попытка представить в статье методы разнообразной направленности и объединить их в рамках одного признака классификации - признака повышения активности УПД через воздействие на её эмоциональную компоненту. То есть перед авторами была поставлена задача выделить из многообразия общедидактических, общепедагогических методов такие, которые бы специально были направлены и выполняли функцию активизации УПД через воздействие на её эмоциональную компоненту.

В разных источниках и у различных авторов приводятся отдельные различные методы активизации УПД, при этом, авторы работ не претендуют на широкий охват, систематизацию и объединение их в рамках отдельной работы. Такая попытка (попытка проанализировать, упорядочить и систематизировать существующие методы (способы, приёмы, правила, рекомендации и т.д.) из богатейшего арсенала методов обучения, воспитания, активизации УПД) также была предпринята в рамках единой тематической работы и представлена в данной статье.

Помимо объединения методов и выделения из них максимально эффективных и наиболее действенных, рекомендованные (предлагаемые) методы были апробированы авторами статьи в своей педагогической практике при проведении учебных занятий, обогащены опытом практического применения в педагогической деятельности, и подтвердили (доказали) свою действенность и эффективность.

Цель статьи (цель исследований). 1. Изучение и анализ информационных источников по исследуемой проблеме. 2. Обобщение, систематизация и объединение в рамках единой статьи сведений по проблеме активизации УПД обучающихся (студентов вуза) на учебных занятиях через воздействие на эмоциональную компоненту УПД. 3.

LH

RR;* mm

Сопоставление (соотнесение, сравнение) современных научных подходов к проблеме активизации УПД с воззрениями выдающихся мыслителей, философов, общественных и политических деятелей, учёных, дидактов, психологов, педагогов, начиная от древности, и до наших дней. 4. Выработка практических рекомендаций по применению методов активизации УПД на учебных занятиях через воздействие на эмоциональную компоненту УПД с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Изложение основного материала. Для возникновения положительных эмоций в процессе обучения, регуляции деятельности и поведения обучающихся можно применять следующие подходы, методы, приёмы, способы, правила и рекомендации.

В первую очередь для достижения обозначенных целей необходим целый комплекс методов и приёмов создания благоприятных психологических условий на учебном занятии. Психологический комфорт занимающихся является важнейшим условием успешности и эффективности обучения и, в то же время, всемерно активизирует их УПД.

Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание обучающегося выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместная шутка, небольшое отступление от темы занятия - это те методы и приёмы, которые позволяют создать благоприятные психологические условия, благотворную атмосферу для ведения эффективного процесса обучения.

Необходимо создание педагогом в учебной группе положительного, доброжелательного, спокойного микроклимата, рабочего настроя. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в своих силах, спокойствием, «релаксационной концентрацией», по образному выражению Х. Линдемана [2].

Задача преподавателя не просто организовать учебный процесс, но и регулировать, упорядочивать и направлять возникающие коммуникации в этом сложном процессе. Важно создать (обеспечить) благоприятную морально-психологическую атмосферу в ходе выполнения тех или иных учебных заданий на занятии, чтобы обучающиеся получали удовольствие от самого процесса УПД. Целью педагога является также создание свободной, непринуждённой деловой, спокойной и доброжелательной обстановки на учебных занятиях, обстановки доверия, уважения, уверенности в успехе, здорового оптимизма. Для этого очень хорошо подходят шутка, юмор, улыбка.

Интерес студента к изучаемой дисциплине обусловлен не только содержанием учебной дисциплины, профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личностными качествами педагога. Многочисленные исследования в

этой области [1,6] доказывают, что характер и индивидуальные особенности личности преподавателя, модель его деятельности и поведения в равной мере принимаются во внимание при формировании у обучающихся отношения к предмету и УПД в целом. Уверенность педагога в своих силах; целеустремлённость, установка, настроенность на успех; эмоциональная устойчивость и упорство в достижении цели при временных неудачах создают психоэмоциональную и физическую привлекательность во внешнем и внутреннем облике педагога. Все эти качества и черты личности могут демонстрироваться и проявляться в одежде, осанке, манере держаться и говорить, в искренней улыбке, простоте, доброжелательности и в доступности общения.

Лучше, если вы будете чаще улыбаться, чаще шутить - улыбка при общении с обучающимися говорит, что вы рады им, а добрая шутка сближает, повышает эффективность совместного труда или отдыха. Оптимизм вселяет в обучающихся убежденность в успехе самого трудного дела. Такие качества вызывают симпатию и доверие к педагогу, готовность к сотрудничеству.

Использование приёмов формирования у обучающихся положительного отношения к выбранной профессии, подчёркивание важности и значимости выполняемого учебного труда для будущей профессиональной деятельности - неотъемлемая часть деятельности педагога по формированию образа привлекательности профессионального выбора. Ведущей деятельностью периода юности является выбор своего места в жизни и профессионального предназначения, поэтому необходимо поддерживать и одобрять выбор студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных сторонах, компетенциях и приобретаемых профессиональных качествах обучающихся.

Благоприятный эмоциональный фон учебного занятия получается при создании атмосферы увлеченности учением, радости самостоятельного поиска и открытия нового знания. В этом хорошо зарекомендовал себя приём предоставления максимальной инициативы и самостоятельности студентам в возможности выбора метода решения задачи, анализа конкретной ситуации, вида текущего оценивания знаний, формы выполнения индивидуальной самостоятельной работы, темы доклада или варианта задания. Вполне возможно, что преподаватель позже покажет другой вариант выполнения учебного задания, объясняя по ходу занятия, что именно он будет наиболее эффективным и красивым, но студенты должны почувствовать свое участие, свою сопричастность к организации и осуществлению учебной деятельности.

Еще Д. Мак-Клелланд в своей теории мотивации (середина ХХ века) утверждал, что у человека существуют три главных потребности: успеха, власти, причастности [2]. Каждый человек желает чувствовать свою сопричастность к какому-то процессу, осознавать, что его точку зрения прини-

мают во внимание - это повышает мотивацию (в нашем случае - это мотивация УПД и её активность).

Теория личности, она же теория мотивации А. Маслоу, также утверждает, что причастность относится к важнейшей человеческой потребности [2]. При применении такого приёма необходимо проявлять терпимость к ошибкам обучающихся, допускаемых ими при попытках найти собственное решение, а также к неумению сформулировать, обосновать и/или защитить свою позицию. При этом важно не допускать формирования конформного мышления, то есть ориентации на мнение большинства, поощрять к рискованному мышлению и проявлению интуиции обучающимися, стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения проблем в сочетании с ответственностью за принятые решения.

Важно, чтобы у обучающегося вырабатывалось убеждение, что он самостоятельно нашёл решение задачи. Желательно подвести обучающегося к некоторому решению, но сделать так, чтобы последний шаг он совершил самостоятельно. В этом случае он решает не только данную задачу, но и повышает уверенность в своей способности самостоятельно решать другие.

К созданию атмосферы доверия и устранению напряжённости во взаимоотношениях приводит

демонстрация неподдельного интереса педагога к личному опыту и успехам студентов в учебно-профессиональной деятельности, к их мнению по каким-либо вопросам. Интерес преподавателя к студентам может быть взаимным. Обсуждение каких-либо вопросов, совместное решение возникающих проблем, организация дискуссий и рассмотрение ситуационных задач - важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживания качественных коммуникаций между преподавателем и студентом.

При этом очень важны искренние желание и готовность преподавателя оказать помощь обучающимся. Для того, чтобы обучающийся поверил в это и снял защитные механизмы, отгораживающие его от преподавателя, чтобы исчезла настороженность и возникли доверие и симпатия к преподавателю, появился нужный контакт, необходимо открытое, искреннее, заинтересованное отношение, непоказное, неотстранённое участие преподавателя в различного рода коммуникациях с обучающимся. Даже несмотря на то, что этот обучающийся, в силу тех или иных причин, может быть вам несимпатичен.

Подчёркивание положительных личностных качеств обучающихся, культивирование и подчеркивание значимости обучающихся в собственных глазах, формирование у них веры в себя, уверенности в своих силах, повышение их самооценки - не менее важно, чем научить их профессии. Американский писатель Марк Твен придавал исключительно важное значение такому качеству, как уверенность в себе: «Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Великий

человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим» [4]. Зачем нужно повышать самооценку обучающихся?

Во-первых, современные западные психологи считают, что самоуважение и степень выраженности тревожности относятся к самым информативным показателям психического здоровья, что весьма важно для успешного овладения будущей профессией и нормального личностного развития и роста каждого обучающегося. Во-вторых, в соответствии с теорией личности А.Маслоу, потребность личности в высокой самооценке и высокой оценке и уважении окружающих является одной из высших потребностей личности, способствующей её реализации. И, в-третьих, продвижение по лестнице потребностей в сторону её высшей иерархии является мощным мотивом саморазвития и самореализации личности.

Здесь уместно также привести слова американского педагога, психолога, писателя Дейла Карнеги: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то, и что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но, примените противоположный метод: будьте щедры в своём поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутьё, - и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха» [2].

И тот же Д. Карнеги, подводя итоги своей богатейшей педагогической практики в книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей», изрекает такие простые и такие важные истины: «Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне» [2].

Установлению доверительных, доброжелательных отношений между педагогом и обучающимся способствует обращение к обучающемуся по имени. «Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке», - абсолютно верно утверждает Д. Карнеги [2].

К приёмам создания эмоциональной приподнятости относится приём создания ситуации успеха, который, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к УПД и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Метод создания ситуации успеха (в учении) - помещение обучающегося в такие условия, в которых у него в значительной степени повышается эффективность деятельности, в результате чего он повышает свой статус, самооценку, самоуважение и т.д. Создание ситуации успеха, пусть небольшого, незначительного, но успеха -важнейшее условие эффективности УПД. Успех -это реальное достижение каких-либо целей различного ранга и уровня (промежуточных, отдалённых, конечных, легко-, средне- и труднодости-

жимых и т.п.). Достижение цели - это опредмечивание идеально желаемого.

Создание ситуации успеха у обучающихся -это переживания радости достигнутого результата, успеха в учебной деятельности, без которых невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных трудностей. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. В процессе обучения преподаватель должен стараться увлечь обучающихся проблемой и процессом ее исследования, используя мотивы самореализации, соревнования, создавая максимум положительных эмоций (радость, удивление, симпатия, успех).

Поддержанию оптимальной мотивации способствует постепенное наращивание сложности задач, посильных для данного человека. Двигаясь от успеха к успеху, он укрепляет уверенность в себе и способность преодолевать всё большие препятствия. Работа без результатов может убить в человеке желание работать, малейший успех окрыляет человека, придаёт дополнительный приток энергии, активности и желание вести поиск.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффект успеха действует воодушевляюще, человек гордится собой и готов к большим свершениям. Наоборот, принижение успехов действует угнетающе и многих, особенно не окрепших душой обучающихся, может сломить.

Весьма эффективным для управления психоэмоциональным состоянием обучающихся является умелое владение педагогом воспитательными методами (например, поощрения, одобрения, похвалы, примера и др.). Применение воспитательного метода поощрения успехов обучающихся (поощрение успешности) логически происходит из предыдущего метода. Поощрение -способ выражения положительной оценки поведения и деятельности отдельного обучающегося или коллектива. Помимо одобрения поведения, деятельности, может и должна быть похвала обучающихся за их усилия и достижения. Стимулирующая роль метода определяется тем, что в нем содержится признание того образа действия, который избран и проводится обучающимся в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, обучающийся испытывает подъём бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед. Формы (разновидности) метода поощрения: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение и др.

Как и кого надо поощрять? Поощрение должно оценивать не столько результат, сколько мотив и способ деятельности. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Особенно нуждаются в поощрении несмелые, неуверенные обучающиеся,

а также те, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Педагог должен заботиться о том, чтобы не было «захваленных» обучающихся и обучающихся, обойденных вниманием. Прямое назначение мер поощрения состоит в том, чтобы подействовать на чувства обучающихся и тем самым вызвать у них состояние удовлетворенности своими поступками и действиями, уверенность в своих силах, чувство радости и гордости.

Поощрить - значит вызвать у человека желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. Поощрение закрепляет положительные привычки и навыки поведения, возбуждает позитивные эмоции, вселяет уверенность в собственных силах. При этом огорчения от неудач стираются радостью от успеха. Неуспех в овладении какими-либо знаниями, умениями и навыками, либо учебным предметом в целом оказывает резко негативное воздействие на эмоционально-волевую и познавательную сферы обучающихся, проявляющееся в появлении отрицательных эмоций (психоэмоциональных состояний) и нежелании учиться. Наоборот, благоприятной ситуацией является ситуация успеха, которая обеспечивает эмоциональное благополучие.

Отмечать успехи студентов и хвалить их, демонстрировать достижения студентов следует, по возможности, публично. Современная психология отмечает тот факт, что преподаватели почти перестали хвалить студентов. Похвала, особенно публичная, с описанием достоинств и отличительных особенностей выполненной работы прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата, со временем его повышая. Исследователи и создатели мотивационных учений в один голос утверждают: чтобы деятельность была высокомотивированной, она должна быть результативной.

Для регуляции поведения и деятельности обучающихся в желательном направлении нужны умелые, своевременные воспитательные отступления (отступления именно воспитательного характера - не нотации, не морализаторство) педагога по ходу занятия, а также создание воспитывающих ситуаций [1].

Педагогическими приёмами, которые позволяют решать задачи формирования и развития личности, стимулировать и мотивировать деятельность и поведение, управлять эмоциональным состоянием обучающихся являются [1,2,6]:

- проявление сочувствия, внимания, доброты - этот прием ориентирован, прежде всего, на сокращение дистанции педагогического взаимодействия;

- просьба - этот приём играет роль нравственного тренинга, делает педагогические отношения обучающего с обучающимся доверительными, более теплыми, усиливает взаимопонимание;

- одобрение, похвала - эти прием является частью метода поощрения;

- прием проявления доверия имеет вид поручения, то есть наделения полномочием обучающегося, который по своим качествам не во всем соответствует предъявляемым требованиям. Этот приём заключается в стремлении педагога опереться на положительное в личности обучающегося. Доверие оказывает сильное моральное воздействие. Доверие, оказанное человеку, умножает его силы, порождает стремление непременно оправдать надежды педагога;

- авансирование личности (термин А.С. Макаренко) - предполагает некоторое завышение оценки достоинств обучающегося. Суть названного приема в том, что педагог предоставляет обучающемуся определенные блага, то есть преимущества по сравнению с его настоящим положением, как бы предвосхищая будущий уровень его поведения, действий, развития. Это вдохновляет, вызывает прилив сил и энергии, желание соответствовать обозначенному статусу;

- прощение - педагогический прием, когда в воспитательных целях не прибегают к наказанию, несмотря на совершенный проступок;

- проявление огорчения - свое отношение к обнаруженному недостатку педагог выражает мимикой, интонацией, взглядом, жестом, словами;

- ситуация свободного выбора - обучающийся ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор того или иного поступка, вида деятельности и пр.;

- ситуация соотнесения предполагает оценку, принятие решения и поступка на основе уже имеющегося опыта. Педагог создает подобную ситуацию тогда, когда необходимо побудить обучающегося к самовоспитанию;

- ситуация успеха создается в том случае, когда нужно поддержать обучающегося, закрепить положительное в его развитии, преодолеть неуверенность в своих силах и т.п. Необходимым условием при этом является желание личности или группы достигнуть успеха и приложить к этому усилия;

- ситуация творчества заключается в создании условий для развития творческих способностей обучающихся, их воображения, фантазии, способности к импровизации, умения выйти из нестандартной ситуации и др.;

- ситуация соревнования вызывает желание быть лучшим, соответствующее ему волевое усилие и, как результат, достижение лучших показателей;

- психологическая поддержка - создание педагогом таких условий в коллективе, при которых обучающийся чувствует себя комфортно.

Возникновение положительных эмоций по отношению к УПД, к ее содержанию, средствам, формам и методам осуществления возможно применением приёма эмоционального стимулирования учения или приема создания на занятии ситуаций занимательности (повышения занимательности обучения) посредством введения в учебный процесс занимательных примеров, парадоксальных фактов, увлекательных экспериментов,

показа занимательных опытов, приведения занимательных аналогий, живописание потрясающей воображение, захватывающей, приковывающей внимание словесной наглядности и др.).

Применение приёмов художественного, образного, яркого, наглядного словесного описания

изучаемых объектов, явлений и процессов вызывает глубокие эмоциональные переживания (удивления, потрясения, негодования, восхищения, гордости, восторга и др.) и неотразимо действует на воображение, представление и эмоциональную сферу. Словесная наглядность, представленная выразительными словами, ясными и яркими образами, вызывает нужные представления. Ведь слова - хорошие возбудители, стимулирующие наше воображение. Прекрасно раскрыл суть ассоциации К.С. Станиславский: «Если я вас спрошу о самой простой вещи: «Холодно сегодня или нет?» - вы, прежде чем ответить «холодно», или «тепло», или «не заметил», мысленно побываете на улице, вспомните, как вы шли или ехали, проверите свои ощущения, вспомните, как кутались и поднимали воротники встречные прохожие, как хрустел под ногами снег, и только тогда скажете это одно, нужное вам слово. При этом все эти картины, может быть, промелькнут перед вами мгновенно, и со стороны будет казаться, что вы ответили, почти не думая, но картины были, ощущения ваши были, проверка их тоже была, и только в результате этой сложной работы вашего воображения вы и ответили» [2].

Как видим, одно слово холодно вызвало огромное количество ассоциаций, а с ними - представлений, чувств, мыслей, идей, картин. Такова сила слова. Словесная наглядность имеет силу выразительности не меньшую, если не большую, чем наглядность визуальная - наивыразительнейшая из всех видов наглядности: яркая, образная, захватывающая, увлекающая, приковывающая внимание, рисующая образ, захватывающий тебя целиком и полностью. Для достижения такого эффекта полезен анализ отрывков или примеров из художественной, научной, научно-популярной, публицистической, периодической литературы, живописующих красоту и величие природы и человека, самобытные характеры художественных и реальных персонажей, глубину, силу и психологизм внутренних переживаний и исканий личности; посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей, в которых отражена настойчивость, целеустремлённость, упорство, нацеленность главных героев на получение знания и личностный рост, жажда всё открывать и всё познавать вокруг себя.

Повышенный интерес и появление положительно окрашенных эмоций вызывает доведение информации и анализ актуальных событий современности, увязывание с ними важных исторических фактов, связь этого материала с тематикой учебной дисциплины, а также сопоставление отдельных научных и житейских явлений, фактов (например, предложение сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, законов

падения и пр.). Активизация мыслительной деятельности, усиление концентрации внимания связано также с интерпретацией и толкованием природных и социальных явлений и процессов с разных точек зрения; различных концептуальных подходов и гипотез; с приведением разных мнений и обоснований; с сопоставлением точек зрения экспертов, придерживающихся диаметрально противоположных точек зрения.

Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие интереса к УПД, и, в то же время, - важное условие психологически комфортной, позитивно окрашенной деятельности и здоровьесберегающего её протекания. Включение обучающегося в творческий процесс служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие личности обучающегося. Обучение без творчества - неинтересно. Исследования показывают, что индивид, занимающийся деятельностью с интересом, проявляет меньше беспокойства, тревожности и чувствует себя более комфортно в процессе этой деятельности [2,6,7].

В целях формирования желательного и полезного для активного обучения психоэмоционального состояния обучающихся владение педагогом

методами психологического педагогического влияния так же необходимо, как и воспитательными методами. Под методами влияния понимается деятельность педагога, приводящая к изменению каких-либо качеств и свойств личности обучающегося, его поведения, сознания и психоэмоционального состояния. Традиционно в педагогическом влиянии выделяются четыре основных вида влияния: убеждение, внушение, заражение, подражание (пробуждение импульса к подражанию) [1,2].

Приёмы убеждения и внушения. Убеждение - это сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. Педагогу важно убедить обучающегося в значимости, важности, актуальности учения для самого обучающегося, для всей его дальнейшей жизни, карьерного роста, материального и духовного благополучия, благополучия и взаимоотношений в семье, построения и поддержания отношений с друзьями, сослуживцами, родными и близкими, для саморазвития (интеллектуального, психологического, нравственно-социального, физического, эстетического и др.).

В.А. Сухомлинский напрямую связывал метод убеждения с деятельностью человека: «Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности» [4]. Убеждение следует отличать от морализаторства, которое безапелляционно декларирует то или иное положение в форме: «должен», «обязан», «как вам не стыдно» и т.д. Обычно все, о чем говорят в этом случае, хорошо известно обучающемуся, а само нравоучение воспринимается им как проявление формальной обязанности.

Внушение - это сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. Убеждение и внушение должны быть направлены на формирование и развитие у обучающихся уверенности в своих силах, повышение их самооценки, на осознание и ощущение успешности осуществляемой УПД. При применении методов психологического влияния (хотя метод убеждения является также и воспитательным методом) убеждение обычно дополняется внушением.

Внушение - метод воздействия на эмоциональную составляющую сознания, то есть на чувства, а через них - на ум и волю обучающихся. Внушение осуществляется как вербальными (словесными), так и невербальными средствами (интонация, мимика, жесты и т.п.). В основе внушения лежит доверие и снижение критичного отношения человека к поступающей информации. Процесс внушения сопровождается или может иметь результатом самовнушение: обучающийся внушает сам себе ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, то или иное психоэмоциональное состояние. Внушение также может быть направлено на пробуждение интереса и увлечённости выбранной учебно-познавательной и профессиональной деятельностью, доверия и готовности взаимодействовать с педагогом на совместно выбранном поле деятельности.

Приём заражения эмоциональным состоянием (эмоциональное воздействие). Под заражением (эмоциональным воздействием) понимается передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться - также непроизвольно или произвольно. В процессе образовательно -воспитательного общения преподавателя с обучающимся может либо передаваться учебная информация, либо организовываться взаимодействие, но также может и должно быть оказано психологическое влияние посредством передачи обучающимся своего психоэмоционального состояния (состояние увлечённости, эмоциональной приподнятости, интереса, радости от процесса осуществляемой УПД и получаемых при этом результатов). Приподнятое, радостное, энергичное, улыбчивое, позитивное эмоциональное состояние преподавателя передаётся обучающимся.

Феномен заражения чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Однако в отличие от внушения, при котором человек, оказывающий влияние, не обязательно чувствует то же, что и окружающие, заражение основывается на общем переживании группой людей одних и тех же эмоций. Различие между внушением и заражением заключается также в том, что зара-

жение носит спонтанный характер, а внушение почти всегда - акт преднамеренный. Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие, в то время как заражение предполагает использование невербальных средств (жестов, мимики, телодвижений с использованием музыки, зрительного контакта, интонации и т.п.).

Приём пробуждения импульса к подражанию. Подражание - это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Это способность вызывать стремление быть подобным себе, демонстрируя при этом личным примером определённые модели поведения, деятельности, культивирования определённых ценностей, отношения к событиям, явлениям, процессам, людям, группам людей. Эта способность может, как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным. Сенека утверждал: «Самый простой пример убедительнее самой красноречивой проповеди» [4]. И там же: «Долог путь научный, короток и успешен путь примеров». Психологической основой примера является склонность людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других. Подражание может носить сознательный характер или приобретать форму слепого, механического копирования образца. Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример близких, авторитетных для воспитуемого людей. Важным условием для подражания является личное отношение воспитуемого к тому лицу, которое ставится в пример. Для воспитания на положительном примере необходимы следующие условия:

- чем глубже человек осознает социальную и личностную ценность примера, чем он ближе и доступнее, чем больше сходства между ним и примером, тем сильнее влияние положительного примера;

- воспитатель должен быть примером во всем, от самого элементарного - внешнего вида, манер и до моральных ценностей.

И.В. Гёте так сравнивал силу личного положительного примера с другими методами и средствами воспитания: «Немало можно добиться строгостью, многого - любовью, но всего больше - знанием дела и справедливостью, несмотря на лица» [4].

Хороший эффект появления и устойчиво длительного удержания целой гаммы положительных эмоций гарантирует использование игрового и соревновательного методов. Игра и соревнование в силу присущих им психологических особенностей - занимательности, престижности, увлекательности, желания быть лучшим и др. -вызывают сильный эмоциональный отклик у обучающихся. Соревнование опирается на естественные склонности человека к лидерству, соперничеству и способствует формированию качеств кон-

курентоспособной личности. Не исключено, что возникающее у обучающихся в процессе соревнования эмоциональное возбуждение, будет препятствовать концентрации внимания на теме занятия. Преподавателю необходимо таким образом управлять процессом игры и соревнования, чтобы эмоции не выходили на первый план и не были помехой в достижении учебных целей занятия. Игра -это не только развлечение, это способ выполнения определенных социальных ролей в конкретной ситуации, средство развития психических и физических качеств и способностей, средство формирования коммуникативных умений.

Выводы и предложения. Таким образом, в процессе реализации концепции объяснительно-иллюстративного (традиционного, классического) обучения для повышения качества и эффективности образовательного процесса важно применение методов повышения активности УПД обучающихся. К одной из таких групп активизации УПД принадлежат методы эмоционального и поведенческого управления обучающимися.

Для нормального и эффективного протекания когнитивных процессов важно и необходимо, чтобы они сопровождались положительно окрашенными эмоциями. Появление этих эмоций может быть связано как с содержанием обучения и методикой его преподавания, так и с особенностями личности педагога, его профессиональной, коммуникативной и иными компетентностями [2]. В процессе обучения важно воспитание обучающихся, формирование их потребностей, целей и мотивов, интересов и идеалов, а не просто управления их поведением.

Отсутствие таких воспитательных (не назидательных) действий приводит к угасанию познавательного интереса, разрушению мотивации учения. А разрушение мотивации учения - уже серьёзный стрессогенный фактор для обучающихся [1,2]. В связи с этим, задачей и обязанностью каждого педагога является не только знание механизмов стрессообразования, но и владение методами, способами их недопущения, технологиями управления стрессовыми ситуациями и состояниями, минимизацией их проявлений, ликвидацией их последствий. Методы эмоционального и поведенческого управления выполняют не только функцию активизации и мотивации УПД, но являются методами педагогического воздействия, способствующими оздоровлению обучающихся, носят здоровьеформирующий и здоро-вьесберегающий характер.

В соответствии с этим в статье выработана и предложена система правил, требований, условий, методов (способов, приёмов), рекомендаций организационного, методического, теоретического, практического характера, которые могли бы помочь, при соответствующих усилиях, решить рассматриваемые проблемы.

Произведено соотнесение (сравнение) существующих современных научных подходов к проблеме активизации УПД обучающихся в образовательном процессе с воззрениями и взглядами на

эту проблему выдающихся мыслителей и деятелей своего времени.

Методы эмоционального и поведенческого управления обучающимися с целью активизации УПД можно применять на занятиях любого типа (вида).

Информационные источники

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / - 3-е издание, Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 448 с.

2. Студеникин С.И. Мотивация активности учебно-познавательной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие. - В 2-х т. - Т.2. -Одинцово: АНОО ВПО «ОГИ», 2013. - 280 с.: ил.

3. Учебно-познавательная деятельность обучающихся в образовательном учреждении: научные подходы повышения её активности на учебных занятиях лекционного типа / С.И. Студени-

кин, А.И. Рублёв, Л.А. Лядова, О.А. Медведева // East European Scientific Journal (Wschodnioeuropejskie czasopismo naukowe). - Warsaw: - 2016. -№9(13), part 3. - р. 26-36.

4. Хоруженко К.М. Педагогика: Словарь афоризмов и изречений. - М.: «Социальный проект», 2009. - 320 с.

5. Эмоциональное и поведенческое управление обучающимися на учебных занятиях / С.И. Студеникин, А.И. Рублёв, О.А. Медведева // Международный научно-практический журнал Евразийского Союза Учёных. - М.: - 2015. -№3(12), ч. 1. - с. 151-159.

6. [Электронный ресурс]. Сайт группы психологии развития познавательных процессов ПИ РАО. URL: http://www.pirao.ru/strukt/lab gr/g-pozn.html; (дата обращения: 18-20.01.2017).

7. [Электронный ресурс]. Сайт «Здоровье и образование». URL: http://www.valeo.edu.ru; (дата обращения: 25-27.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.