Научная статья на тему 'Учебно-педагогический процесс и направления научных исследований кафедры физической географии и ландшафтоведения (к 80-летнему юбилею кафедры)'

Учебно-педагогический процесс и направления научных исследований кафедры физической географии и ландшафтоведения (к 80-летнему юбилею кафедры) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-педагогический процесс и направления научных исследований кафедры физической географии и ландшафтоведения (к 80-летнему юбилею кафедры)»

УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ (к 80-летнему юбилею кафедры)

История. 21 августа 1930 г. приказом директора Московского университета В.Н. Касаткина созданы физико-математический и биологический факультеты. В состав биологического факультета входили три отделения, в том числе почвенно-географическое, на котором была образована кафедра физикогеографии во главе с профессором А.А. Борзовым [5]. В 1939 г. на основании Устава Московского университета она была преобразована в кафедру физической географии СССР на географическом факультете [1]. Отмечу, что в 1988 г. кафедра получила новое название — физической географии СССР и ландшафтоведения. Спустя 4 года решением ученого совета факультета кафедра переименована в кафедру физической географии и ландшафтоведения.

80 лет — солидный срок как для человека, так и для творческого коллектива, тем более в такой противоречивый и эпохальный период, каким был ХХ век в истории нашей страны. История становления кафедры и основных направлений научных исследований, развитие ландшафтно-географической школы достаточно подробно освещены ранее в работах [1—3, 6]. Это обстоятельство позволяет не останавливаться на исторических экскурсах, характерных для юбилейных очерков развития коллективов, а охарактеризовать современное состояние кафедры и перспективы ее развития.

Коллектив. В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры насчитывает 13 человек, в том числе 5 профессоров (К.Н. Дьяконов, В.А. Николаев, А.Ю. Ретеюм, В.А. Сныт-ко, В.В. Сысуев), 7 доцентов (И.А. Авессаломова, А.Н. Иванов, Д.Н. Козлов, М.Н. Петрушина, Г.С. Самойлова, А.В. Хорошев, Л.Н. Щербакова) и старшего преподавателя Т.И. Харитонову. На кафедре работают 12 научных сотрудников, из них 5 ведущих — 3 доктора наук (И.И. Мамай, В.Н. Калуцков, В.А. Есаков) и кандидаты наук Г.М. Алещенко и В.А. Низовцев; 4 старших научных сотрудника (Т.А. Абрамова, И.В. Копыл, М.Н. Хрусталева, В.П. Чижова) и 3 научных сотрудника (Ю.Н. Бондарь, Н.И. Волкова и И.В. Мироненко). Вспомогательный персонал кафедры представлен 12 инженерами.

В составе кафедры две лаборатории — ланд-шафтно-экологического моделирования (научный руководитель И.И. Мамай) и геотехнических систем и прогнозирования (научный руководитель А.Ю. Ретеюм).

За время существования кафедра подготовила более 1600 специалистов, многие из которых стали кандидатами и докторами наук. Руководителями крупнейших научных географических учреждений являются академик РАН В.М. Котляков — директор

Института географии РАН, академик РАН Н.С. Касимов — декан географического факультета МГУ, А.С. Викторов — заместитель директора Института геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН, доктор географических наук А.С. Курбатова — первый заместитель директора научно-исследовательского и проектно-изыскательского Института экологии города (Москва); член-корреспондент РАН В.А. Снытко — длительное время руководил Институтом географии Сибирского отделения РАН. С 1998 г. кафедра осуществляет подготовку бакалавров, специалистов и магистров.

Современный этап развития начался в середине 90-х гг. прошлого века. Произошло неизбежное обновление кадров. Ушли из жизни или вышли на пенсию профессора, доценты и научные сотрудники, с именами которых связана целая эпоха кафедры, — Н.А. Гвоздецкий, Н.И. Михайлов, Н.А. Солнцев, А.Е. Криволуцкий, А.Е. Федина, Т.В. Звонкова, А.А. Макунина, А.А. Видина и др. На смену им пришли выпускники факультета — профессора Ю.Г. Пузаченко, А.Ю. Ретеюм, В.В. Сысуев, член-корреспондент РАН В.А. Снытко, молодые преподаватели А.В. Хорошев, Д.Н. Козлов, Т.И. Харитонова, И.В. Мироненко, Ю.Н. Бондарь, К.А. Мерекалова; математик-программист Г.М. Алещенко, палеогеограф Т.А. Абрамова, дендрохронолог Ю.Н. Бочкарев. Произошли значительные изменения в тематике научных исследований, в конце XX в. был принят новый учебный план.

Методологические основы и структура учебного плана. Основные принципы подготовки специалистов на кафедре были заложены А.А. Борзовым, Н.А. Солнцевым, Н.А. Гвоздецким, Н.И. Михайловым, Т.В. Звонковой. Кафедра готовит физико-географов широкого профиля (ландшафтоведов-геоэкологов) на базе разностороннего спектра естественно-научных, общегеографических и специальных дисциплин с фундаментальной учебной и производственной полевой практикой.

Комплексная подготовка дает специалистам широкие возможности для профессиональной деятельности в различных научно-исследовательских, проектных, производственных учреждениях, в административных органах различных ведомств, коммерческих фирмах по экологическому проектированию, геоэкологическому мониторингу, комплексной оценке природных ресурсов, составлению ОВОСов и работе в высших и средних учебных заведениях. Теоретическую и методологическую основу специальной подготовки составляют базовые, основополагающие концепции ландшафтоведения [2]:

— структурно-генетическая концепция, основы которой были разработаны Н.А. Солнцевым. Пода-

вляющее большинство сотрудников кафедры понимают под географическим ландшафтом географический индивид — однородную по происхождению (генезису) и истории развития территорию, состоящую из соподчиненных морфологических единиц;

— концепция структурно-математического ланд-шафтоведения — современное выражение предыдущей. Ее становление и развитие связано с именами А.С. Викторова, Ю.Г. Пузаченко и В.В. Сысуева;

— концепция региональной физикогеографиче-ской дифференциации — комплексного физикогео-графического районирования и мелкомасштабного ландшафтного картографирования. Значительный вклад в развитие этого направления внесли Н.А. Гвоз-децкий, Н.И. Михайлов, В.А. Николаев;

— концепция полиструктурности, полисистемности и полигенетичности, в концентрированном виде завершенная в теории нуклеарных геосистем

A.Ю. Ретеюма;

— концепция функционально-динамического направления, относящаяся прежде всего к относительно самостоятельным разделам ландшафтоведения — геохимии и геофизике ландшафтов, — А.И. Перельман, М.А. Глазовская, Н.С. Касимов, К.Н. Дьяконов,

B.В. Сысуев;

— эволюционно-динамическая концепция, разработанная И.И. Мамай, лежит в основе дисциплины «Динамика и функционирование ландшафта»;

— геоэкологическая концепция культурного ландшафта, агроландшафта В.А. Николаева и пастбищного ландшафта И.В. Копыл;

— концепция этнокультурного ландшафтоведе-ния, предложенная В.Н. Калуцковым.

Общие положения, учебный план, программы дисциплин федерального компонента и требования к образовательной программе были приняты 1 октября 1999 г. Советом по географии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию РФ. Государственный стандарт утвержден Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. [2].

Структура учебного плана подготовки ландшаф-товедов выглядит следующим образом:

— гуманитарные и социально-экономические дисциплины — 860 часов;

— общие математические и естественно-научные — около 600 часов;

— общегеографические (профессиональные дисциплины) — 1120 часов;

— ландшафтоведение — более 900 часов;

— методы исследования — около 500 часов;

— геоэкология и природопользование — около 600 часов.

Приведенная структура учебного плана отличается от требований и структуры государственного стандарта по направлению и специальности «География — 012500». В частности, дисциплина «Ландшафтоведение», место которой в ГОСТе находится в

блоке общепрофессиональных дисциплин, отнесена в ландшафтный блок. «Экология» выведена из раздела «Математические и общие естественно-научные дисциплины» и включена в блок «Геоэкология и природопользование». Лекционная часть курса «Геохимия ландшафта» отнесена в блок «Ландшафтоведение», а практические занятия — в раздел «Методы исследований». Ряд дисциплин занимает пограничное положение между блоками («Экологическая оценка ландшафтов», «Основы этнокультурного ландшафтоведения», «Математическая морфология ландшафта» и др.).

Учебно-методическая деятельность. Начиная с 2000 г. сотрудниками кафедры издано около 20 учебников и учебных пособий, основные из них: учебник К.Н. Дьяконова и А.В. Дончевой «Экологическое проектирование и экспертиза» (2002, 2005); учебные пособия И.А. Авессаломовой, М.Н. Петрушиной и А.В. Хорошева «Горные ландшафты: структура и динамика» (2002), М.Н. Петрушиной, Г.С. Самойловой и Л.Н. Щербаковой «Физическая география России и сопредельных территорий» (2002), В.В. Сысуева «Физико-математические основы ландшафтоведения» (2003), А.Н. Иванова и В.П. Чижовой «Охраняемые природные территории» (2003), В.К. Жучковой и Э.М. Раковской «Методы комплексных физико-географических исследований (2004), Ю.Г. Пузаченко «Математические методы в экологических и географических исследованиях» (2004), В.А. Николаева «Ландшафтоведение» (2006), И.А. Авессаломовой «Биогеохимия ландшафтов» (2007), В.А. Николаева, И.В. Копыл и В.В. Сысуева «Природно-антропогенные ландшафты» (2008) и др.

С 2002/03 учебного года на географическом факультете открыта образовательная программа «Ландшафтное планирование» по специальности «Природопользование». В 2006—2007 гг. в рамках Национальных проектов Российской Федерации выполнялся проект «Формирование системы инновационного образования в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова». Были разработаны образовательные магистерские программы «Ландшафтное планирование» и «Экологическое проектирование и экспертиза» по направлению «География» (куратор К.Н. Дьяконов).

Благодаря деятельности В.А. Низовцева и Н.А. Марченко идеи и положения ландшафтоведения внедрены в базовое и профильное школьное образование. В.А. Низовцев и А.И. Алексеев (кафедра социальной и экономической географии России) — соавторы базового федерального учебника «География России. 8 и 9 классы» (1997), выдержавшего 12 изданий.

Проблемы учебного плана и подготовки специалистов. Учебный план географического факультета отличается от Государственного образовательного стандарта по направлению и специальности «География». И эти различия с позиций подготовки физикогеографа и ландшафтоведа ухудшают ее. Так,

отсутствует дисциплина «Землеведение», а именно она (наряду с «Ландшафтоведением» — теоретической основой региональной геоэкологии) вводит будущего географа в сложный целостный профессиональный мир географии, закладывает основы географического мировоззрения и мышления. «Землеведение» служит теоретической базой глобальной экологии, опирающейся на взаимодействие физических, химических и биологических процессов, которые определяют всю систему Земля [7, с. 81]. В небольшой степени этот пробел компенсируется 12 лекционными часами в дисциплине «Введение в географию». Но слишком мала в целом физико-географическая часть этой дисциплины, всего 24 часа. Объем аудиторных занятий по дисциплине «Ландшафтоведение» на факультете составляет 52 часа, в то время как в Государственном стандарте ему отведено 70 часов.

Серьезный методический и дидактический просчет нынешнего учебного плана — спрессованность естественно-научных и фундаментальных географических дисциплин. В течение 1-го курса студенту приходится овладеть основами биологии, общей физической и социально-экономической географии (в рамках дисциплины «Введение в географию»), топографии, геологии, геоморфологии, метеорологии и климатологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с почвоведением и ландшафтоведения. Овладеть основами науки — значит прежде всего овладеть ее терминами и понятиями. Такими, например, как авлакоген, карр, солифлюкция, эрратический валун, фронт окклюзии, гало, геострофический ветер, изо-тахи, Т-, ^-анализ водных масс, хионосфера, элювиальные ландшафты, аллитная кора выветривания, синлитогенное почвообразование, сукцессия, биом, мангры, денитрофикация, системная иерархичность, трансляционная информация, плакор и т.д., а их число превосходит 500—600 наименований.

Не поэтому ли число неудовлетворительных оценок по дисциплине «Физическая географии России» в последние годы превышает 25%, а к концу 3-го курса багаж «накопленных» знаний по фундаментальным географическим дисциплинам становится весьма облегченным?

За последние 10 лет произошла существенная модернизация программы учебной ландшафтной практики, которая состоит из двух этапов — равнинной (Центрально-Лесной государственный биосферный заповедник, Государственный заповедник Кологрив-ский лес, Архангельская на учебно-научной станции) и горной (традиционно на учебно-научной станции МГУ «Азау»). Основное направление модернизации программы практики связано с использованием непосредственно в поле математических методов обработки данных, высоким уровнем компьютерного обеспечения. И здесь велика заслуга Ю.Г. Пузаченко, Д.Н. Козлова, А.В. Хорошева. Но до сих пор остается проблемой обеспечение практики современной измерительной аппаратурой.

Научные исследования. Особенностью современного этапа комплексной физической географии на кафедре является одновременное развитие структурно-генетического, функционально-динамического, геохимического, геофизического, эволюционного, антропогенно-геоэкологического, математического и регионального направлений. Важнейшая фундаментальная тема последних 15 лет — изучение пространственно-временной организации природных и антропогенно-природных геосистем.

Расширение тематики научных исследований связано с развитием ландшафтной дендрохронологии для решения задач функционально-динамического направления (А.И. Беляков, К.Н. Дьяконов, Ю.Н. Боч-карев, Е.П. Кузнецова), постановкой палеоланд-шафтных исследований в Мещерской низменности и на юге Архангельской области (Т.А. Абрамова, К.Н. Дьяконов).

В этот же период наблюдалась гуманитаризация ландшафтной тематики, что отразилось в разработке новых направлений и учебных дисциплин: В.А. Николаев — эстетика и дизайн ландшафта, В.А. Низов-цев — антропогенный ландашафтогенез и В.Н. Ка-луцков — этнокультурное ландшафтоведение.

Характерная черта научных исследований на кафедре — проведение крупномасштабных многолетних работ на мещерских стационарах и базах (И.И. Мамай, К.Н. Дьяконов), на Архангельской учебно-научной станции (К.Н. Дьяконов, А.В.Хорошев). Ю.Г. Пузаченко поставил комплексные исследования в Государственном Центрально-Лесном биосферном заповеднике, В.В. Сысуев — на Валдае, М.Н. Петру-шина — в Приэльбрусье. Научно-исследовательская работа на стационарах, базах и в заповедниках позволила полностью обеспечить учебную и производственную практику студентов.

Структурно-генетическое направление. Ю.Г. Пузаченко и Д.Н. Козлов поставили задачу — разработать принципиально новую компьютерную технологию составления ландшафтных карт: принципы целостности ПТК, их иерархии, характер дискретности или континуальность границ должны быть выявлены на основе объективного математического анализа космического снимка территории, где элементарным носителем информации выступает пиксель.

Разработаны основы теории измерения сложности структуры ландшафта, в том числе методами фрактального и многомерного анализа топографических карт, аэрофотоснимков для объективного выделения иерархических уровней его пространственной структуры (Ю.Г. Пузаченко, Г.М. Алещенко). Опубликовано учебное пособие «Разнообразие ландшафта и методы его измерения» (Ю.Г. Пузаченко, К.Н. Дьяконов, Г.М. Алещенко, 2002). А.В. Хорошев и Г.М. Алещенко изучили межкомпонентные отношения в ПТК с помощью информационных мер и линейных регрессионных уравнений.

Произошло становление математического и физико-математического направлений в ландшаф-товедении. Оно выразилось в обосновании В.В. Сысуевым методов морфометрического анализа геофизической дифференциации геосистем и в построении вещественно-энергетических моделей этой дифференциации. Другая ветвь этого направления разработана А.С. Викторовым и представлена в монографии «Основные проблемы математической морфологи и ландшафта» (2006). И.И. Мамай обобщены результаты многолетних исследований по ландшафтному картографированию равнинных ландшафтов Восточно-Европейской равнины и выявлены типы их структур.

Динамика и функционирование ландшафта. Сформулировано понятие об эволюционно-динамических рядах ландшафтов. Создана генетико-динамическая классификация ландшафтов (И.И. Мамай), учитывающая тип смены одних ПТК другими. Эта классификация дополняет классификацию ландшафтов В.А. Николаева.

При изучении функционирования ландшафтов Центральной Мещеры (К.Н. Дьяконов, И.А. Авесса-ломова, А.Н. Иванов) и среднетаежного ландшафта на юге Архангельской области установлено несколько эмпирических закономерностей, на базе которых сформулированы принципы функционирования геосистем внутриландшафтного уровня.

Геофизические и биогеофизические исследования ландшафтов развивались по двум направлениям: 1) для ландшафтов Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин рассчитаны геофизические и биогеофизические характеристики — показатели структуры теплового и водного балансов, КПД фотосинтеза растительного покрова и т.д.; 2) К.Н. Дьяконовым, О.А. Шиловцевой, Т.И. Харитоновой создана карта распределения суммарной фотосинтетически активной радиации на территории Восточно-Европейской равнины. Для этой же территории предложены два варианта карты распределения КПД фотосинтеза по ФАР за вегетационный период. И.А. Авессаломовой и А.В. Хоро-шевым (2004) подытожены многолетние исследования по функционированию горных ландшафтов.

Эволюционное направление. Разработана методика палеоландшафтных исследований заболоченных ландшафтов. Установлена региональная специфика развития ландшафтов. Получены количественные характеристики эволюции геосистем ранга сложных и простых урочищ и установлены ведущие факторы, определяющие этот процесс.

Другое актуальное направление в эволюционном ландшафтоведении, тесно связанное с антропогенным, — антропогенный ландшафтогенез (В.А. Ни-зовцев), или ландшафтно-историческое. Эти работы были начаты еще на предыдущем этапе в содружестве с археологами на территории Московской области, а позднее продолжены в Калужской, Владимирской, Смоленской и других областях.

Геоэкологическое направление. Важнейший методологический принцип направления — необходимо рассматривать человека и результаты его хозяйственной деятельности не только как внешний фактор, нарушающий ландшафт, но и как равноправный компонент ПТК или природно-антропогенного ландшафта. Деятельность человека через вещественные, энергетические и информационные потоки (благодаря управлению) преобразовывает и по-новому организует ландшафтную сферу Земли, т.е. формирует ее структуру, активно влияет на функционирование и динамику.

Методологическая основа направления разработана В.А. Николаевым (концепция агроландшафта и природно-хозяйственных систем), И.В. Копыл (концепция пастбищного ландшафта), К.Н. Дьяконовым, А.Ю. Ретеюмом, А.В. Дончевой (концепция геотехнических систем). Концепция культурного ландшафта предложена В.А. Николаевым, этнокультурного — В.Н. Калуцковым. Культурный ландшафт имеет три составляющие подсистемы — природную, производственную и социальную. Эстетика ландшафта — частный, но важный элемент культурного ландшафта. Этой теме посвящено учебное пособие В.А. Николаева «Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн ландшафта» (2004). Он показал глубокую преемственность между начальным этапом развития антропогенного ландшафтоведения и современной ландшафтной экологией (в свете проблем перехода к устойчивому развитию).

На условиях хозяйственного договора с Всероссийским НИИ строительства трубопроводов в 2005 г. под руководством К.Н. Дьяконова и А.В. Дончевой выполнена разработка методических рекомендаций для оценки воздействия трасс нефтепроводов на окружающую природную среду с учетом специфики ландшафтных условий и неблагоприятных природных процессов, а также в связи с требованиями по обоснованию геоэкологического мониторинга их функционирования. А.В. Хорошевым разработаны ландшафтно-географические принципы сети охраняемых территорий Костромской области.

Обобщение накопленных материалов отражено в монографии «Функционирование и современное состояние ландшафтов» (т. 2, серия «География, общество, окружающая среда», главный редактор Н.С. Касимов, 2004), в которой подведены итоги ландшафтных и геоэкологических исследований коллектива за последние 15 лет.

Коллектив кафедры в соответствии со статусом самого крупного коллектива ландшафтоведов в России организовал и провел в 2006 г. Х1 Международную ландшафтную конференцию «Ландшафтоведение — теория, методы, региональные исследования, практика». Среди 240 участников конференции было 28 иностранных участников из 10 стран, в том числе из Польши, Словакии, Германии, Болгарии, Великобритании и др. Тематика конференции охватывала все направления ландшафтоведения [4].

Не менее важно участие ландшафтоведов географического факультета в региональных конференциях по ландшафтной экологии (К.Н. Дьяконов, Н.С. Касимов, А.В. Хорошев, Д.Н. Козлов, К.А. Мерекалова, Т.И. Харитонова и др.) и в Международном конгрессе по ландшафтной экологии (Нидерланды, 2007). Специально к конгрессу был издан на английском языке сборник, отражающий современное состояние российского ландшафтоведения, сформированный по итогам XI Международной конференции в Москве (Landscape Analysis..., 2007).

Фундаментальные и прикладные проблемы, стоящие перед ландшафтоведением в первой четверти XIX в., могут быть сведены к трем положениям. Во-первых, главнейшая стратегическая цель — встраивание ландшафтоведения в единую систему наук о Земле, здесь наибольший прогресс достигнут в структурно-генетическом и геохимическом направлениях; во-вторых, выполнение интегративных функций ландшаф-товедения в общей географии; в-третьих, обеспечение теоретической основы ландшафтной (региональной) экологии: ландшафтное планирование, геоэкологическое проектирование (оценка воздействия на окружающую среду), экологическая экспертиза. Только в этом случае ландшафтоведение станет частью региональной политики государства. Ландшафтную политику мы понимаем как деятельность органов государственной власти и управления, научных и проектных учреждений, учебных заведений и общественных организаций, которая направлена на решение региональных, локальных геоэкологических и социально-экономических проблем конструктивного и адаптивного природопользования в самых разнообразных формах его пространственно-временной организации.

Подводя итоги, следует отметить, что представителями ландшафтно-географической школы

Московского государственного университета внесен значительный вклад в изучение ландшафтов России, их структуры, в разработку методов ландшафтного картографирования, познание динамики и функционирования и эволюции ландшафтов, а также в становление и развитие прикладного ландшафтове-дения. Особенности ландшафтной школы связаны с региональным пониманием ландшафта, что не исключает их типологии. Широко применяются генетический, пространственно-временной, структурно-морфологический и структурно-динамический подходы. Используется разнообразный арсенал методов — от простого наблюдения до картографических, дистанционных, геохимических, геофизических, палеоландшафтных, ландшафтно-исторических, математических методов, а также применения компьютерных технологий. Существует тесная связь между фундаментальными и прикладными ландшафтными исследованиями, которые взаимообогащаются идеями и фактами для теоретических обобщений. Школе ландшафтоведения Московского университета присуща тесная связь науки и образования. Кафедра представлена в Учебно-методических объединениях по классическому университетскому образованию, в Советах по географии и экологическому образованию. Подготовка специалистов-ландшафтоведов осуществляется путем участия студентов в научных исследованиях кафедры и деятельности НСО, а ее выпускники, хорошо владеющие современными методами исследования, пополняют ряды сотрудников школы, что приводит к закономерной смене поколений. Вместе с тем проблема пополнения коллектива профессиональных ландшафтоведов на начало ХХ1 в. остается весьма актуальной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гвоздецкий Н.А. Кафедре ландшафтоведения и физической географии СССР — 50 лет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1990. № 1.

2. Дьяконов К.Н. Ландшафтно-географическая школа. Базовые концепции ландшафтоведения // Географические научные школы Московского университета. М.: Издательский дом «Городец», 2008.

3. Дьяконов К.Н., Мамай И.И. Ландшафтно-географи-ческая школа. История развития // Там же.

4. Дьяконов К.Н., Низовцев В.А., Хорошев А.В. XI ландшафтная конференция «Ландшафтоведение — теория, методы, региональные исследования, практика» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2007. № 2.

5. Летопись Московского университета / Под ред. В.А. Садовничего. Т. I. 1755-1952. М.: Изд-во Моск. унта, 2004. С. 4.

6. Макунина А.А. К 60-летию кафедры физической географии и ландшафтоведения в Московском университете // Ландшафтная школа Московского университета: традиции, достижения, перспективы. М.: Русаки, 1999.

7. Селиверстов Ю.П. Программа дисциплины «Землеведение» // География. Учебно-методические материалы. М.: Изд. геогр. фак. Моск. ун-та, 2002.

К.Н. Дьяконов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.