Научная статья на тему 'Учебно-научный инновационный комплекс «Механик»: новые цели в современных условиях'

Учебно-научный инновационный комплекс «Механик»: новые цели в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / VOLGA STATE ACADEMY OF WATER TRANSPORT / PERSONNEL TRAINING / INNOVATIVE COMPLEXES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнев А.Б., Яковлев С.Г.

Представлен опыт создания УНИК на базе Волжской государственной академии водного транспорта, позволивший в краткий срок реализовать целый ряд успешных инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and academic innovative Mekhanik complex: new aims in modern conditions

The article presents the experiment in creating education and academic innovative complex on the basis of Volga State Academy of Water Transport which allowed to quickly realize a number of successful innovative projects.

Текст научной работы на тему «Учебно-научный инновационный комплекс «Механик»: новые цели в современных условиях»

Учебно-научный инновационный комплекс «Механик»: новые цели в современных условиях

А. Б. КОРНЕВ, канд. техн. наук, начальник управления научных исследований и инновационной деятельности Волжской государственной академии водного транспорта, С. Г. ЯКОВЛЕВ, канд. техн. наук, доцент, декан электромеханического факультета Волжской государственной академии водного транспорта

Министерство транспорта РФ поставило задачу превратить свои вузы в базовые структуры для развития инноваций. Одним из вариантов ее решения является объединение образовательной, научной и инновационной деятельности в единый процесс с созданием учебно-научных инновационных комплексов (УНИК). Это совокупность образовательных, научных, производственных, инновационных, социальных и иных структур, организационно связанных между собой с целью повышения роли образовательного учреждения в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии региона и страны в целом, создаваемая для расширения сферы деятельности учебно-образовательного комплекса, привлечения инвестиций на основе реализации образовательных, научно-технических, производственных и инновационных проектов.

Приоритетными направлениями, развиваемыми в рамках транспортных УНИК должны стать совершенствование организации перевозок грузов и пассажиров, эксплуатации и технического обслуживания объектов транспорта и транспортного машиностроения, управление деятельностью транспорта, включая ее правовое обеспечение, безопасность транспорта, в том числе экологическая, применение новых информационных технологий с использованием спутниковых навигационных систем, топливо- и энергосбережение.

Проблема повышения эффективности получения и внедрения новых научно-технических знаний не нова для нашей системы образования. Достаточно вспомнить создававшиеся в 80-е годы единые учебно-научные производственные комплексы (ЕУНПК). Идея создания в вузе системы «оболочек» на формах хозрасчета была опробована еще раньше. Реализация этой идеи включала этапы создания проблемных НИЛ и НИИ при вузах с бюджетным финансированием, создания отраслевых НИИ и КБ при технических вузах с самостоятельным отраслевым финансированием, создания при вузах малых экспериментальных и опытных заво-

дов с возможностью выпуска мелкосерийной наукоемкой продукции и, наконец, создания ЕУНПК, которые неплохо работали в условиях централизованной плановой экономики.

Сегодня перед нами, как принято говорить, другие вызовы, другая реальность. Как в условиях нашей рыночной экономики предложить отраслевым предприятиям современные эффективные (инновационные) решения на основе объектов интеллектуальной собственности, созданных в рамках вузовской или иной инфраструктуры с учетом устаревшей лабораторно-исследовательской базы, солидного среднего возраста профессорско-преподавательского состава, продолжающихся структурных изменений в системе образования во время экономического кризиса?

Вряд ли решение столь сложной задачи будет принципиально отличаться от того, что рассматривалось во второй половине XX века. И содержание концепций развития научно-технической и инновационной политики современной России подтверждает это. Триада учеба-наука-производство (комплекс) в условиях современного экономического уклада звучит как учеба-наука-инновации (комплекс), или в наиболее обобщенном варианте — научно-обра-

зовательный (комплекс, центр). Неизменность базовых составляющих развития новых научно-технических знаний приводит к пониманию, что ключ к решению проблемы лежит в области мотивации и управления, иными словами, в области организации процесса. Можно рассматривать разные масштабы организации этой деятельности в рамках УНИК, научно-образовательных центров (НОЦ) или учебно-научных производственных комплексов (УНПК), определяемые уровнем решаемых задач.

Мы хотим предложить вниманию читателя наше мнение по поводу развития УНИК в масштабе факультета Академии водного транспорта. Выбор такого масштаба не случаен, именно в рамках факультета объединены родственные специальности, факультет наделен достаточными административными полномочиями для выработки и принятия необходимых решений, педагогический состав факультета наиболее приближен к студентам и ведет их весь период обучения, в большинстве случаев на факультете ведется разработка одного или нескольких научных направлений, в рамках которых могут существовать научные лаборатории или центры.

В компетенции факультета находится такое направление модернизации отраслевого образования, как разработка и внедрение образовательно-производственных программ обучения, основанных на реализации системы непрерывного многоуровневого профессионального образования и целевой подготовки инженерно-технических кадров по запросам предприятий.

Базовые принципы создания таких программ следующие:

• сопряжение программ высшего профессионального образования с программами начального и среднего профессионального обучения;

Рис. 1. Учебно-научно-инновационный комплекс «Механик»

• внедрение методов непрерывного овладения профессией с интеграцией части учебного процесса в производственную деятельность предприятия и погружение обучаемого в профессиональную среду;

• внедрение индивидуальных форм обучения, предоставляющих возможность составления индивидуальных учебных планов по выбранной студентом специальности при сохранении традиционных академических форм организации учебного процесса с учетом инновационной составляющей;

• организация системы управления учебно-воспитательным и научным и инновационным процессом, ориентированной на цели и задачи подготовки конкурентоспособного и востребованного специалиста;

• обязательное трудоустройство студентов и совмещение учебы с производственной деятельностью по профилю специальности в соответствии с запросами работодателя и знаниями, умениями и навыками обучаемого.

Именно эти положения легли в основу разработки концепции УНИК «Механик» Волжской государственной академии водного транспорта (ВГАВТ). Его появлению предшествовали следующие этапы:

• по решению Совета по образованию Росморречфлота была выполнена

оценка возможности создания УНИК на базе отраслевых учреждений высшего профессионального образования;

• в рамках круглого стола на Международном научно-промышленном форуме «Великие Реки 2009» были обсуждены перспективы отраслевых УНИК и приняты рекомендации, поддерживающие их создание;

• ректорат ВГАВТ организовал рабочую группу по созданию УНИК в академическом комплексе и, с учетом особой важности подготовки современных инженерных кадров, принял решение о первоочередном создании УНИК механических специальностей.

В состав УНИК «Механик» вошли (рис. 1):

1. Учебный блок: выпускающие кафедры электромеханического факультета: технологии конструкционных материалов и машиноремонта (ТКМ и МР), прикладной механики и подъемно-транспортных машин (ПМ и ПТМ), эксплуатации судовых энергетических установок (ЭСЭУ), электротехники и электрооборудования объектов водного транспорта (Э и ЭОВТ).

2. Научно-производственный блок:

• подразделение научно-исследовательского сектора Учебно-научный производственный центр «Судоремонт»;

• сектор трансфера технологий ВГАВТ;

• в качестве базового предприятия — стратегического партнера судоходная компания «Волжское пароходство»;

3. Инновационный блок:

• сектор трансфера технологий ВГАВТ;

• инновационные партнеры в виде структур правительства Нижегородской области — Нижегородские бизнес-инкубатор и технопарк.

Все участники УНИК связаны между собой системой целевых интересов, зафиксированных в виде разноплановых договорных отношений.

Реализация концепции УНИК осуществляется через хорошо известные в вузе формы интеграции студентов, преподавателей и ученых: учебно-исследовательские работы студентов, прохождение практики, работа студенческих КБ, выполнение НИР. В качестве базовой задачи ставилось максимальное погружение способных и заинтересованных студентов электромеханического факультета в учебную, научно-производственную и инновационную среду, связанную с 10 дисциплинами: «Технология судоремонта», «Сварочное производство», «Сварочные и газотермические процессы», «Технология восстановления и упрочнения деталей», «Технология резания, оснастка и инструмент», «Механизация и автоматизация судостроительного и судоре-

Рис. 2. Учебно-научно-инновационный комплекс «Механик»

монтного производства» и др. Отбор наиболее одаренных и любознательных студентов для вовлечения их в работу УНИК осуществляется руководителями научных направлений академии на основе результатов работы Совета молодых ученых, ответственных на кафедрах за УИРС, при поддержке института кураторов.

Уровень погружения в профессиональную среду выражается степенью вовлеченности студентов в прохождение определенных этапов подготовки. Базовый этап включает несколько уровней: первый уровень — обучение по рабочим программам базовых кафедр; второй — получение начального профессионального образования в виде выбранных рабочих специальностей; третий — научно-исследовательская работа в рамках подпрограмм УИРС, студенческое КБ, хоздоговорная НИР, изобретатель; четвертый — участие в инновационной деятельности по подпрограммам «Инновационный проект», «Инновационное предприятие».

Выпускающими кафедрами электромеханического факультета разработаны календарные планы реализации каждого из названного блоков. Производственная база учебно-научного производственного центра «Судоремонт» позволяет вести учебный про-

цесс на новом, более качественном уровне. Так, например, предполагается, что прохождение учебной и производственной практики должно сопровождаться профессиональным ростом студентов с документальным подтверждением. Кафедрами были разработаны и утверждены программы рабочих специальностей, которые можно получить на вновь созданной базе. К ним относятся: электрогазосварщик, слесарь-судоремонтник, металлизатор, слесарь по ремонту подъемно-транспортных машин (ПТМ), крановый электрик.

Следующей важной частью учебного блока УНИК «Механик» является включение в учебный процесс ряда лабораторных работ, отражающих современный уровень развития технологии в ма-шиноремонте, которые невозможно проводить без соответствующего оборудования. Для студентов пятого курса (специальность 180403-04) по дисциплине «Технология упрочнения и восстановления деталей» к таким нововведениям относятся следующие лабораторные работы:

• восстановление деталей наплавкой (под слоем флюса, в среде защитного газа, порошковыми самофлюсующимися проволоками);

• защита деталей от коррозии электродуговой металлизацией;

• газопламенное напыление износостойких покрытий;

• плазменное напыление и наплавка порошковыми материалами со сложной структурой;

• ремонт ответственных деталей из чугуна.

Лабораторные занятия по дисциплине «Технология судоремонта» для студентов пятого курса (специальность 180403-04) представлены следующим перечнем:

• восстановление втулок цилиндров судовых двигателей;

• ремонт крышек цилиндров судовых двигателей с помощью установки VSL;

• дефектоскопия ответственных деталей судовых двигателей (коленчатый вал, шатун, палец шатуна, детали остова) при проведении ремонтов;

• дефектоскопия деталей двигателя проникающими веществами;

• магнитопорошковая дефектоскопия;

• ультразвуковая дефектоскопия.

Следует отметить, что перечисленные работы выполняются на современном технологическом оборудовании с применением материалов ведущих фирм-производителей: «Мессер-Кастолин», «Фрониус», «Ми-гатроник», «Крис-Марин», «Сабарос», «Метко».

В настоящее время кафедрой ТКМ и МР подготавливаются к изданию методические указания для новых лабораторных работ.

Созданный УНИК «Механик», его производственные мощности станут хорошей базой для выполнения студентами дипломных проектов, научно-исследовательских работ. Подготовку кадров высшей квалификации, прежде всего по научным направлениям кафедры ТКМ и МР, также можно проводить в УНИК «Механик».

На рис. 2 отражен принцип взаимодействия разных структур в подготовке современных квалифицированных кадров со специализацией на судоремонте и ряде смежных специальностей с учетом интересов науки и производства.

Базовой опытно-экспериментальной производственной площадкой служит находящееся в составе УНИК подразделение ВГАВТ «Учебно-научный производственный центр "Судоремонт"», располагающееся на площади около 700 кв. м и имеющее более 30 единиц станочного и технологического оборудования с возможностью реального выполнения большинства операций по ремонту судовых машин и механизмов с использованием металлорежущих, сварочных и газотермических технологий.

С созданием УНИК «Механик» появляется возможность:

• коллективного использования учеными, преподавателями, аспирантами и студентами ФГОУ ВПО «ВГАВТ» уникального дорогостоящего технологического и производственного оборудования для обеспечения фундаментальных и прикладных исследований;

• отраслевого тиражирования научно-технических решений в области судоремонта, оборудования защиты окружающей среды и водоподготовки, методик диагностики и продления ресурса машин;

• выполнения НИР с применением современных технологий сварки, наплавки и напыления;

• создания моделей и образцов с использованием металлорежущего оборудования и сварочных технологий;

• целевой подготовки кадров для отраслевых предприятий.

Налицо реальный прецедент создания вузовского центра коллективного пользования оборудованием.

В целом организацию деятельности УНИК «Механик» осуществляют электромеханический факультет и Управление научных исследований и иннова-

ционной деятельности ФГОУ ВПО «ВГАВТ» (рис. 3).

Функционирование каждого блока обеспечивает его руководитель (декан, руководитель научного направления, руководитель инновационного направления). Основная задача руководителя блока состоит в реализации плана учебно-научной инновационной работы, утверждаемого Советом УНИК «Механик».

Совет УНИК «Механик» осуществляет методическое обеспечение его деятельности. В состав Совета УНИК входят декан факультета, заведующие кафедрами и руководители научных и инновационных структурных подразделений УНИК. Председателем Совета УНИК является первый проректор ВГАВТ.

Наконец, о том, что по логике вещей должно быть результатом работы системы УНИК. Погружение в учебную и научно-производственную среду молодых одаренных людей в составе сложившихся коллективов ученых и преподавателей при условии тесного и заинтересованного взаимодействия с базовыми отраслевыми предприятиями должно привести к созданию инновационной среды, т. е. к появлению системы новых идей в рамках обозначенных специальностей, экономически эффективных и готовых к внедрению. Носители этих идей — обученные, научно и профессионально подготовленные люди, способные к работе в отраслевых коллективах.

Для отбора наиболее коммерчески состоятельных идей и кадров УНИК взаимодействует с инновационными структурами академии — Центром трансфера технологий, и уполномоченными городскими и областными структурами — Нижегородским биз-

нес-инкубатором и Технопарком. По новому законодательству академия имеет возможность создавать самостоятельные инновационные предприятия или участвовать в их создании с партнерами.

Мы считаем, что транспортные вузы сегодня имеют все возможности для качественного обучения студентов с освоением ряда производственных специальностей, связанных с использованием передовых технологий. Очень важно, чтобы наши возможности и интересы работодателей согласовывались и совпадали в понимании пути инновационного развития отрасли. Ни для кого не секрет, что возможности вузов производить малые серии наукоемкой продукции в виде промышленных технологий, машин, приборов и материалов сегодня весьма ограничены вследствие старения и утери инфраструктуры — опытно-экспериментальных производств и лабораторного оборудования. Эта же проблема неизбежно появится и в процессе создания малых инновационных предприятий с участием вузов. В ближайшее время не приходится ждать венчурного финансирования разработок от предприятий.

Вопрос целевого переоснащения перспективных точек роста в рамках создающихся учебно-научных инновационных комплексов вузов — вопрос важнейший. Безусловно, это должно быть сделано на основе результатов мониторинга с учетом перспектив и потребностей отраслевого развития, но от того, каким образом и насколько быстро это будет сделано, зависит жизнеспособность таких форм взаимодействия, как УНИК, определяющих инновационное лицо вуза.

Студенты ЗМФ учебный процесс

т

Практики, лабораторные работы

Начальное профессиональное \ Ч. образование/

цтт

им октр >

УНИК "Механик" (опьггко-экс^еримет-альмо«производство) |

|

Внешние ресурсы

специалист специалист исследователь предприниматель с рабочей профессией

Рис. 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.