Ii университета 'ЖУРНАЛ водных / I коммуникации
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Е. Н. Андрианов,
канд. техн. наук, проф., СПГУВК
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТЕТА ПОРТОВОЙ ТЕХНИКИ
И ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ
HISTORICAL LANDMARKS OF DEVELOPMENT OF FACULTY PORT HANDLING
EQUIPMENT AND ELECTROMECHANICS
В статье рассматриваются этапы становления и развития факультета портовой техники и электромеханики, приводятся хронологические даты образования ведущих кафедр, их научно-производственная и учебная деятельность, а также указываются основные ученые, определившие развитие факультета.
The article presents the main stages of establishing and developing the faculty «Port handling equipment and Electromechanics», chronological dates of founding the leading departments, their scientific-business and educational activities. The article introduces the main scientists who contributed very much to the development of the faculty.
Ключевые слова: факультет, кафедра, возникновение, развитие, деятельность. Key words: faculty, department, the emergence, development, activities.
Ф
CM ж и
ш
190J
АКУЛЬТЕТ портовой техники и электромеханики (ФПТиЭ) возник в 2001 г. в результате реорганизации двух факультетов: портовой подъемно-транспортной техники и электромеханического. При этом кроме ФПТЭ был организован факультет информационных технологий. У каждого из реорганизованных факультетов своя богатая событиями история.
Факультет портовой подъемно-транспортной техники ведет свою историю от механического факультета, созданного в 1930 г. при организации Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТа). На механизаторском отделении готовились инженеры-механики по механизации трудоемких и тяжелых физических работ в портах, на заводах и в строительных организациях.
В связи с ростом потребности в специалистах-механизаторах в 1938 г. механический факультет был разделен на два факультета: механизаторский и судомеханический. Вскоре механизаторский факультет стал называться факультетом механизации перегрузочных работ. Первым деканом этого факультета был профессор П. С. Козьмин.
В соответствии с учебным планом на факультете началась подготовка инженеров-механиков по двум специальностям: «Подъемно-транспортные машины»; «Строительные машины».
На факультет механизации перегрузочных работ с факультета перешли кафедры: теоретической механики; теории машин и механизмов и деталей машин; графики; электротехники; транспортных и строительных машин и механизации перегрузочных работ.
Последняя из указанных кафедр (специальная кафедра) называлась кафедрой строительных и подъемно-транспортных машин, а в 1940-1942 и в 1944-1954 гг. она называлась кафедрой подъемно-транспортных машин. С 1937 по 1945 г. специальной кафедрой заведовал проф. П. С. Козьмин, а в период 19451958 гг. — проф. А. И. Дукельский.
Факультет в послевоенный период получил название факультета механизации и оборудования портов и вел подготовку инженеров по специальности «Подъемно-транспортные машины и оборудование».
В 1954 г. на основе части дисциплин этой кафедры была создана вторая специаль-
ная кафедра механизации и эксплуатации портов (МЭП), которую возглавил д. т. н., проф. В. Ф. Сиротский. В 1973 г. она была преобразована в кафедру технологии, эксплуатации и автоматизации работы портов (ТЭАРП), существующую в настоящее время. После В. Ф. Сиротского кафедрой заведовал к. т. н., доц. П. П. Артемьев (1974-1985). С 1985 г. по настоящее время кафедру возглавляет к. т. н., проф. П. А. Головачев.
Кафедрой подъемно-транспортных машин после А. И. Дукельского заведовали: д. т. н., проф. А. А. Долголенко (1958-1979); к. т. н., доц. В. А. Евграфов (1979-1984 и 19861997), А. К. Миненко (1984-1986), К. А. Волков (1997-2001). С 2001 г. кафедру возглавляет к. т. н., проф. Е. Н. Андрианов.
С 1966 г. начался прием студентов для обучения по специальности «Механизация портовых перегрузочных работ». Факультет механизации и оборудования портов с 1974 г. стал называться факультетом портовой подъемно-транспортной техники.
Обязанности декана факультета выполняли проф. П. С. Козьмин (1938-1942), доц. Ю. А. Рейнгольдт (1944-1949), проф. А. А. Долголенко (1949-1955), проф. В. Ф. Сиротский (1955-1959), доц. П. А. Самойло-вич (1959-1969), доц. П. П. Артемьев (19691976), доц. А. К. Миненко (1976-1980), проф. Ю. В. Силиков (1980-1994), проф. Е. Н. Андрианов (1994-2001).
Основная тяжесть работы по созданию материальной базы факультета, учебно-методическому обеспечению специальной подготовки студентов легла на плечи проф. П. С. Козьмина, проф. Н. Н. Емцова и проф. А. И. Дукельского. Одновременно ими были развернуты научные исследования, установлены связи с производством, решены вопросы организации и проведения учебных и производственных практик студентов, организовано курсовое и дипломное проектирование, начата работа по подготовке научно-педагогических кадров. Профессром П. С. Козьми-ным были подготовлены базовые учебники по машинам непрерывного транспорта, проф. А. И. Дукельским — фундаментальные учебники по грузоподъемным машинам и механизации портовых перегрузочных работ, проф.
// университета
[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации
Н. Н. Емцовым заложены основы технической эксплуатации и ремонта портовых перегрузочных машин.
Развитием учебно-методического обеспечения специальных дисциплин и научных исследований в 1950-1969-х годах занимались проф. А. А Долголенко и В. Ф. Сиротский, которые активно продолжали развитие базовых дисциплин механизаторской специальности.
После объединения ЛИИВТа и ЦНИИРФа в 1959 г. и создания отраслевого учебно-научного комплекса ЛИВТ на специальных кафедрах факультета появились научные подразделения (лаборатории и секторы), выполняющие исследования, опытно-конструкторские разработки, создающие нормативные и методические документы для речных портов.
Основными направлениями работы были: создание новой высокопроизводительной перегрузочной техники, комплексное решение вопросов механизации и автоматизации перегрузочных работ, повышение надежности портового оборудования.
Учитывая сложность решаемых проблем, большое число участников (научных и проектно-конструкторских организаций, производственных предприятий), приказом Минречфлота на институт и факультет были возложены функции головной организации по созданию и совершенствованию технических средств комплексной механизации и автоматизации перегрузочных работ в портах и создан Координационный совет, который последовательно возглавляли проф. В. Ф. Сиротский и доц. П. П. Артемьев.
Значительное внимание уделялось подготовке специалистов высшей квалификации. При факультете с 1950 г. работал Совет по защите кандидатских диссертаций. В послевоенный период на факультете было подготовлено 85 кандидатов технических наук. Докторские диссертации в период работы на факультете защитили 9 сотрудников.
На кафедре подъемно-транспортных машин в начале 1960-х гг. были созданы научно-исследовательские лаборатории грузоподъемных машин, машин непрерывного транспорта и пневмотранспортных устано-
университета водных коммуникаций
вок. Лаборатория грузоподъемных машин (заведующий — к. т. н. Ю. В. Силиков) проводила натурные испытания, осуществляла статистические наблюдения за отказами портальных кранов, выполняла обоснования проектов их модернизации, создала методику расчетной оценки показателей надежно -сти металлоконструкций и механизмов кранов. Результаты исследований опубликованы в серии монографий научного руководителя работ проф. В. И. Брауде.
В лаборатории машин непрерывного транспорта (заведующий — к. т. н. С. И. Смольский) под научным руководством проф. А. А. Долголенко был выполнен большой цикл исследований по обоснованию параметров скребковых конвейеров сплошного волочения, на базе которого Ленгипрореч-транс создал проект ротерно-конвейерного перегружателя РКП-500 для выгрузки апатита производительностью 500 т/час. Также были проведены исследования по определению путей герметизации и автоматизации процессов погрузки и выгрузки апатита, на основании результатов которых в Медвежьегорском, Пермском и Астраханском портах построены склады силосного типа, позволившие решить эти вопросы.
В лаборатории пневмотранспортных установок (заведующий — к. т. н. В. Ф. Климов) проводились исследования и выполнялись работы по созданию нового типа ленточного конвейера на воздушной подушке. На основании результатов, полученных доц. П. П. Оно-ховым и научным сотрудником Ю. М. Махо-вером, такой конвейер был создан и установлен на причале химических грузов Пермского порта.
Полученные научные результаты были опубликованы в трудах института и использованы при подготовке учебников и учебных пособий для студентов.
и
= На кафедре механизации и эксплуата-
Л
00 ции портов (с 1973 г. — кафедра технологии,
эксплуатации и автоматизации работы портов) были созданы три научно-исследовательских подразделения: лаборатория технической эксплуатации перегрузочных машин; лаборатория гидромеханизации (впоследствии — сектор технологии гидромехани-
зированной перегрузки песчано-гравийных материалов); сектор пылевидных грузов (впоследствии — сектор технологии портовых перегрузочных работ). Общее научное руководство осуществлял проф. В. Ф. Сиротский.
В результате работы были созданы «Правила технической эксплуатации перегрузочных машин речных портов», «Методика оценки уровня технической эксплуатации перегрузочных машин», утвержденные Минречфлотом. Были выполнены циклы работ по автоматизированному управлению портальными кранами, грейферно-бункер-ными и гидроперегружателями, по сокращению пылеобразования в разгрузочных железнодорожных галереях, по разработке системы автоматического управления выгрузки апатитового концентрата из бункеров разгрузочных галерей, по созданию высокопроизводительных гидроперегружателей и эжекторных снарядов для добычи песчано-гравийных материалов с большим содержанием гравия с глубин до 30 м, их обогащение и классификации.
Электротехнический факультет получил свое название в 1974 г. в результате переименования электромеханического факультета, созданного в 1955 г. на базе кафедры электротехники факультета механизации и оборудования портов. Необходимость его создания была связана с резким возрастанием потребности в инженерах-электромеханиках широкого профиля на предприятиях и в организациях водного транспорта. Это вызывалось: пополнением транспортного и технического флота новыми типами судов с дизельными и дизель-электрическими энергетическими установками, укомплектованными электроприводными механизмами; развитием механизации перегрузочных работ в портах; строительством и эксплуатацией судоходных гидротехнических сооружений; электрификацией судоходной обстановки на водных путях; повышением уровня механизации судостроительных и судоремонтных заводов; необходимостью квалифицированного решения вопросов электроснабжения развивающихся объектов водного транспорта.
Первым деканом электромеханического факультета и его организатором был доц. Ю. А. Рейнгольдт. Подготовка инженеров-электромехаников в первые годы велась по специальности «Электрификация промышленных предприятий и установок». Для ведения учебного процесса кафедра электротехники была преобразована в кафедру электротехники и электрооборудования. В 1958 г. произведено ее разделением на две: общеинженерную кафедру теоретической и общей электротехники (ТОЭ) и специальную кафедру электрооборудования предприятий и установок водного транспорта.
Кафедрой ТОЭ заведовали доц. В. А. Эрслер (1958-1971), проф. Ю. А. Светли-ков (1971-1978). С 1978 г. кафедру возглавляет проф. В. В. Сахаров.
В 1970 г. на базе судовых дисциплин возникла самостоятельная кафедра, которая в 2003 г. была передана на судомеханический факультет. Вопросы электрооборудования портов, гидротехнических сооружений и промышленных предприятий стала вести кафедра электропривода и электрооборудования береговых установок. Специальной кафедрой заведовали проф. Ю. А. Рейнгольдт (1958-1971), проф. В. П. Шорин (1971-1985). С 1985 г. возглавляет кафедру проф. В. А. Шошмин, под руководством которого значительная научно-исследовательская работа была проведена по модернизации и повышению надежности электрооборудования шлюзов Волго-Балтийского водного пути.
Деканами электромеханического и электротехнического факультетов были проф. Ю. А. Рейнгольдт (1955-1963) и проф. В. П. Шорин (1963-1968 и 1981-1986), доц. П. И. Гриценко (1968-1973), проф. В. В. Тихонов (1973-1978), доц. К. Т. Витюк (1978-1981), проф. А. А. Иши-микли (1986-1995) и Ю. М. Кулибанов (19952001).
После создания в 1959 г. ЛИВТа как учебно-научного отраслевого комплекса на кафедрах факультета возникли научные подразделения, осуществлявшие работу на основе хозяйственных договоров с управлениями Минречфлота, его линейными организациями, а также с организациями смежных отраслей.
// университета
[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации
В этом же году факультет перешел на подготовку инженеров по специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок», которая в 1988 г. трансформировалась в специальность «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов». Такая специальность в большей степени отвечала характеру должностей, занимаемых выпускниками факультета.
Большую помощь в постановке преподавания специальных дисциплин оказали профессора ведущих вузов Ленинграда, которые работали по совместительству (А. Е. Алексеев, А. С. Каплянский, П. Л. Сиверс, Б. И. Нор-невский и др.).
Факультет портовой техники и электромеханики в настоящее время осуществляет подготовку специалистов по двум специальностям: «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов»; «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов».
Деканом с момента создания факультета является проф. Е. Н. Андрианов.
В составе факультета две общеинженерные и три специальные кафедры. Общеинженерную подготовку ведут кафедры: основ инженерного проектирования, заведующий — проф. С. О. Барышников; теоретической и общей электротехники, заведующий — проф. В. В. Сахаров. Специальную подготовку осуществляют кафедры: подъемно-транспортных машин, заведующий — проф. Е. Н. Андрианов; технологии, эксплуатации и автоматизации работы портов, заведующий — проф. П. А. Головачев; электропривода и электрооборудования береговых установок, заведующий — проф. В. А. Шошмин.
За время подготовки инженеров-механиков портов и инженеров-электриков береговых объектов водного транспорта выпущено около 8 тыс. специалистов, в числе которых участник Великой Отечественной войны Ге -рой Советского Союза М. Н. Тургель и Герой Социалистического Труда К. Ф. Реквава, член Союза писателей, автор романов и повестей Н. Е. Дементьев.