УДК 37.014.523(470.344)"1860/1917"
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ЧУВАШИИ В 60-Х ГОДАХ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
(ИЗ ОПЫТА СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
TRAINING AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF ORTHODOX
EDUCATION OF STUDENTS IN CHUVASHIA IN THE 60-IES OF THE 19th - BEGINNING OF THE 20th CENTURY (FROM THE EXPERIENCE OF SIMBIRSK CHUVASH TEACHERS' SCHOOL)
А. С. Шорнов
A. S. Shornov
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье проанализировано учебно-методическое обеспечение православного воспитания учащейся молодежи в 60-х годах XIX - начале XX века в Чувашском крае с учетом его общероссийского состояния в указанный период. Раскрыты региональные особенности учебно -методического обеспечения православного воспитания на примере Симбирской чувашской учительской школы. Рассмотрен потенциал основных учебников и учебных пособий, применявшихся в Симбирской чувашской учительской школе на рубеже XIX-XX веков для осуществления православного воспитания учеников.
Abstract. The article analyzes training and methodological support of Orthodox education of students in the 60-ies of the 19th - beginning of 20th century in Chuvashia considering its all-Russian condition in this period. It discloses regional peculiarities of training and methodological support of Orthodox education in Simbirsk Chuvash Teachers' School. The article considers the potential of general textbooks employed in Simbirsk Chuvash Teachers' School at the turn of the 19th-20th centuries for the implementation of Orthodox education of students.
Ключевые слова: православное воспитание, учебно-методическое обеспечение, Симбирская чувашская учительская школа, Чувашия, учебник.
Keywords: Orthodox education, training and methodological support, Simbirsk Chuvash Teachers' School, Chuvashia, textbook.
Актуальность исследуемой проблемы. С конца XX века в Российской Федерации происходят серьезные изменения и сдвиги в направлении развития православного воспитания. На смену 70-летнему периоду запрета православных школ пришло время их появления. Помимо этого, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации, во всех регионах РФ с 1 сентября 2012 года введен учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (в состав которого входит и модуль «Основы православной культуры»). Это указывает на актуальность проблемы православного воспитания уча-
щейся молодежи. В то же время опыт работы школ России в этом направлении (в том числе и Чувашского края) до революции 1917 года недостаточно изучен. В связи с этим появилась необходимость исследовать и обобщить этот опыт для того, чтобы, во-первых, не повторить ошибок и, во-вторых, извлечь полезные наработки, актуальные для православного воспитания молодежи сегодня. Целью данного исследования является изучение состояния учебно-методического обеспечения православного воспитания учащейся молодежи в Чувашском крае в 60-х годах XIX - начале XX века.
Материал и методика исследований. Для достижения поставленной цели были использованы как опубликованные, так и архивные источники, в том числе материалы фонда Симбирской чувашской учительской школы (фонд № 207).
В ходе исследования были применены общенаучные (анализ, синтез, сравнение и систематизация), а также специфические методы историко-педагогического исследования (реконструкция, описание и объяснение).
Результаты исследований и их обсуждение. Вопросы учебно-методического обеспечения преподавания предмета «Закон Божий» в Российской империи рассматривались такими учеными, как С. Ю. Дивногорцева и Т. Л. Назарова [10]. Мы же исследовали учебно-методическое обеспечение православного воспитания учащейся молодежи в Чувашии в 60-х годах XIX - начале XX века.
Изучение архивного материала и научной литературы по проблеме исследования показало, что, несмотря на то, что преподавание основ православной веры началось на Руси с конца X века, первые уроки по предмету «Закон Божий» были введены лишь в 1809 году в гимназии Казанского учебного округа [10]. Не было учебно-методической базы для преподавания данного предмета: учебных планов и программ, учебников, дополнительных руководств и др. Вплоть до середины XIX века практически во всех школах в основном использовался учебник Феофана Прокоповича «Букварь, или Первое учение отроков с Катехизисом», впервые изданный в 1720 году и впоследствии многократно переиздававшийся. Кроме азбуки и главных молитв, он содержал в себе лишь краткий катехизис, который излагал «главнейшие догматы веры и заповеди десятословия», предписанные Духовным регламентом к изучению «детям всех званий» [10].
Важный вклад в учебно-методическое обеспечение преподавания Закона Божьего был внесен митрополитом Филаретом. В 1823 году он издал учебные книги «Начатки христианского учения» (краткая Священная история и краткий катехизис) и «Пространный христианский катехизис». Следует отметить, что вплоть до начала 80-х годов XIX века они являлись единственными учебниками по катехизису.
Постепенно стало определяться место предмета «Закон Божий» в учебном процессе и были сделаны первые попытки создать учебно-методическую базу. В 1851 году Синод утвердил программу и рекомендации к преподаванию Закона Божьего, предложенные протоиереем Райковским. Впоследствии по распоряжению министра народного просвещения предмет был принят во всех гимназиях Российской империи. В тот исторический период в «Закон Божий» входили следующие разделы: Священная история, молитвы, катехизис, краткие учения о богослужении и истории церкви (отечественной и вселенской). Можно считать, что именно к середине XIX века «Закон Божий» официально утвердился как предмет.
Ценный вклад в дальнейшее развитие методики преподавания Закона Божьего внес протоиерей Димитрий Соколов. В 1872 году он издал учебник по Закону Божьему, а также разработал руководства по всем отделам данного курса: «Священная история Ветхого
и Нового Завета», «О способе первоначального преподавания Закона Божия», «Беседы с детьми о вере и нравственности христианской в рассказах из священной истории Ветхого и Нового Завета», «Начальное наставление в православной христианской вере», «Учение о богослужении православной церкви», «Краткое учение о богослужении», «Читальня народной школы», «Святая земля и священно-исторические события Нового Завета», «Искупление рода человеческого И. Христом», «Назначение женщины по учению слова Божия» и др. Эти руководства быстро разошлись по всей Российской империи.
Изучение архивного материала показало, что учебно-методическое обеспечение православного воспитания в Чувашии имело свои региональные особенности, которые особенно ярко были выражены в Симбирской чувашской учительской школе [11]. Так, в начале этого исторического периода чувашскими священниками В. И. Сквороцовым, В. С. Зайковым и Я. В. Турханом были составлены книги на чувашском языке, что являлось частью реализации системы просвещения нерусских народов Н. И. Ильминского. Среди архивных материалов Симбирской чувашской учительской школы имеется ряд дел, указывающих на то, какими учебными пособиями пользовались учащиеся и учителя. Так, за 1872 год в деле по снабжению библиотеки вышеназванной школы книгами упоминаются следующие печатные издания: «Дары Божии», «Житие преподобного Антония и Феодосия» [1]. В списке книг за 1877 год имеются такие пособия: «Евангелие от Матфея на чувашском языке» (80 экз.), «Священная история Ветхого и Нового Завета» (25 экз.), «Начальное учение православной христианской веры» (40 экз.), «Евангелия от Марка и Луки» (20 экз.), «Ветхий Завет» (5 экз.), «Новый Завет» (5 экз.), «Главные церковные праздники» (10 экз.) [2]. В этом же году были закуплены «Доказательства христианской веры» (автор А. Кейт), «Уроки по катехизису» (автор Г. И. Титов), «Закон Божий», «Иисус Христос - чудо истории», «Рождественская история» [3]. Итак, мы можем сделать вывод о том, что православное воспитание в Симбирской чувашской учительской школе осуществлялось с использованием учебных и учебно-методических пособий как на русском, так и чувашском языках. В школе также имелись книги по апологетике (защите христианского вероучения путем рациональных доказательств). На занятиях учащимися рассматривалось не только непосредственно библейское учение, но и наставления конфессионального характера, отдельные уроки были посвящены изучению православных традиций, а также имели место уроки по катехизису. Так, например, в списке учебников Симбирской чувашской учительской школы за 1905/06 учебный год была книга М. Барсова «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению четвероевангелия», что говорит о применении толкований в изучении библейских текстов [8].
В 1895 году в Симбирской чувашской учительской школе существовала программа уроков Закона Божьего, которая включала в себя разделы по Священной истории Ветхого и Нового Завета, православному христианскому катехизису, учению о богослужении православной христианской веры, общей истории православной христианской веры, истории русской церкви [5].
Программа уроков Закона Божьего, преподаваемая ученикам старшего отделения Симбирской чувашской учительской школы, была разделена на три смысловые части: катехизис, учение о богослужении христианской православной веры, историю христианской православной церкви [4].
Кроме того, в программе указывался весь учебный материал, разделенный по классам, причем в некоторых случаях приблизительно намечалось, что и в каком объеме можно пройти в первый и второй годы обучения в том или ином классе. Там же отмеча-
ется, что «такое размещение по годам не всегда бывает одинаково для каждого курса воспитанников: иногда больше, иногда меньше... Подобное неодинаковое размещение по годам выделяется учебно-педагогическими условиями того или другого курса» [5]. Здесь следует отметить, что программа курса «Закон Божий» имела рекомендательный характер для законоучителя. Так, в том или ином классе программа незначительно могла быть изменена учителем с учетом индивидуальных особенностей учеников конкретного класса. В переписке И. Я. Яковлева с епископом Симбирским в сентябре 1907 года содержится информация о том, как из-за ненадлежащего развития воспитанников и плохого владения ими русской речью из курса «Священная история Ветхого Завета» (по учебнику протоиерея Дмитрия Соколова) были исключены наиболее сложные темы: Божий завет с Авраамом, смерть Иакова и его пророчество о судьбе сыновей, раскол, произведенный Иеровоамом, истории царствования Ровоама, Иорама, Ииуя, Ахаза, Манассии, Ахава, Охозии и преемников Иосафата [12].
Программа предмета «Закон Божий» имела следующее содержание: 1) в первом классе изучение Священной истории Ветхого и Нового Завета осуществлялось по учебнику М. Богословского, дополнительными «пособиями служили переводы Священных книг на чувашский язык Иова, Товита, переводы Евангелий, Деяний Апостолов и Священной истории Афинского» [5]; 2) во втором классе (4 урока в неделю) православный христианский катехизис изучался по катехизису митрополита Филарета [7], богослужение православной христианской церкви - по учебнику А. Рудакова «до повременных служб»; 3) в третьем классе (4 урока в неделю) богослужение православной христианской церкви проходили по тому же учебнику, также продолжалось изучение общей и русской истории церкви по учебнику А. Рудакова [5].
По предмету «Православный катехизис» учебником служил «Пространный христианский катехизис» Филарета Московского [9]. На уроках учителями использовались карты Палестины времен Ветхого и Нового Завета. Данные наглядные пособия являлись хорошим «инструментом» в обучении учащихся.
Особый интерес представляет вопрос об обеспечении учебного процесса учебными пособиями в Симбирской чувашской учительской школе. В архивных материалах представлен длинный список выписанных в 1900 году книг для женского училища при школе. В этом списке упоминаются и книги по библейской истории и учению («Второе пришествие Спасителя и последний суд над родом человеческим», Москва, 1898; «Загробная жизнь»; «Краткое описание Палестины, святой земли, в связи с событиями из земной жизни Спасителя»); по святыням православной церкви («Киев и его святыни», Москва, 1896); по истории ранней церкви («Камо грядеши», роман о времени Нерона Г. Сенкевича; «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»; «Повесть из римской жизни первых времен христианства» Е. А. Бекетовой); по катехизису («Священные катехизические поучения» Г. Дьяченко, Москва, 1898) [6]. Приобретение, а впоследствии и изучение учащимися этих книг значительно способствовало улучшению состояния православного воспитания учащейся молодежи в тот исторический период. Например, в книге Г. Дьяченко «Священные катехизические поучения» доступно для учащихся разъяснялось учение православной церкви о христианской вере, надежде, любви. Данная книга имела библейские церковно-исторические приложения, «приспособленные к живому церковному слову внебогослужебных собеседований с народом и семейному чтению христиан» [6].
Резюме. Анализ учебно-методического обеспечения православного воспитания учащейся молодежи в Чувашском крае в 60-х годах XIX - начале XX века показал, что дореволюционная школа внесла важный вклад в формирование методики преподавания Закона Божьего. В процессе обучения и воспитания использовались самые лучшие для того времени учебные и учебно-методические пособия, изданные как на русском, так и на чувашском языках. Учебники и пособия, применяемые законоучителями Чувашии, были разнообразными по своей сути и глубокими по содержанию. Среди них были книги по апологетике, истории Церкви, библейской истории, катехизису, библейскому учению и учению православной Церкви. На наш взгляд, современным ученым-методистам будет полезно подробное изучение и дидактическое осмысление опыта православного воспитания учащейся молодежи в Чувашии в 60-х годах XIX - начале XX века.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). - Ф. 207. - Оп. 1. -Д. 17. - Л. 1.
2. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 17. - Л. 6.
3. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 17. - Л. 14-20.
4. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 43. - Л. 79-80.
5. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 172. - Л. 5-6.
6. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 298. - Л. 15-17.
7. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 311. - Л. 37-39.
8. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 529. - Л. 4.
9. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 3. - Д. 1. - Л. 8-10.
10. Дивногорцева, С. Ю. Методическое обеспечение преподавания предмета «Закон Божий» в современных православных школах [Электронный ресурс] / С. Ю. Дивногорцева, Т. Л. Назарова // Вера и время. - 2012. - Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1531
11. Романова, Т. В. Симбирская чувашская учительская школа и ее роль в просвещении чувашского народа / Т. В. Романова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2008. - № 1 (57). - С. 131-135.
12. Шорнов, А. С. Факторы эффективного развития духовно-нравственного (православного) воспитания учащейся молодежи в Чувашском крае в 60-х годах XIX - начале XX века / А. С. Шорнов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 1 (81). - С. 180-186.