Научная статья на тему 'Учебно-методическое обеспечение подготовки прикладных бакалавров для сферы образования'

Учебно-методическое обеспечение подготовки прикладных бакалавров для сферы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
747
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH / EDUCATIONAL AND METHODICAL PROVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глубокова Елена Николаевна, Гогоберидзе Александра Гививна

В статье представлена характеристика содержания и структуры учебно-методического обеспечения подготовки прикладных бакалавров для сферы образования в контексте реализации федеральных образовательных стандартов высшего педагогического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational and methodical support for the training of applied bachelors in education

The article presents the characteristics of the contents and structure of educational and methodical support for applied bachelors' preparation for the sphere of education in the context of implementation of the federal educational standards for higher pedagogical education

Текст научной работы на тему «Учебно-методическое обеспечение подготовки прикладных бакалавров для сферы образования»

Е. Н. Глубокова, А. Г. Гогоберидзе

(Санкт-Петербург)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПРИКЛАДНЫХ БАКАЛАВРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена характеристика содержания и структуры учебно-методического обеспечения подготовки прикладных бакалавров для сферы образования в контексте реализации федеральных образовательных стандартов высшего педагогического образования

Реализация новой концепции многоуровневой подготовки педагогических кадров предполагает решение ряда содержательных и организационных задач, одной из которых является создание учебно-методического обеспечения процесса подготовки специалиста. Причем речь здесь идет не столько о методических пособиях к новым курсам, соответствующим Государственному образовательному стандарту, сколько об учебно-методических комплексах, которые студент получает на каждом уровне своего образования

[3].

Проведенный анализ позволяет рассматривать учебно-методическое обеспечение как систему условий для успешной реализации образовательного процесса, определенные ресурсы, обеспечивающие возможность осуществления полноценного взаимодействия, направленного на достижение целей современного профессионального образования.

Введение Федеральных образовательных стандартов высшего педагогического образования (ФГОС ВПО], разработанных на основе компетентностного подхода, предполагает разработку образовательных программ нового типа.

Основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа] - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей] и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Чрезвычайно важно отметить, что высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают основную образовательную программу (ООП] бакалавриата на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки с учетом потребностей рынка труда.

Перед началом разработки основной образовательной программы вуз должен определить главную цель (миссию] программы, учитывающую ее специфику, характеристики групп обучающихся и конечные результаты обучения в виде набора знаний, умений и навыков, доведенных до уровня компетенций, формирующих способность самостоятельно применять их в практических ситуациях профессиональной деятельности.

Высшие учебные заведения дополняют определенные данным ФГОС ВПО цели основной образовательной программы как в области воспитания, так и в области обучения с учетом ее профиля, а также особенностей научной школы, потребностей рынка труда.

При этом вуз имеет право самостоятельно устанавливать наименование дисциплин и модулей (за исключением истории, философии, иностранного языка, безопасности жизнедеятельности и физической культуры].

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы части состава дисциплин (модулей], установленных высшим учебным заведением в учебном плане, содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и со-

циальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества в вузе, заключающихся в следующем:

- разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;

- мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;

- разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;

- обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;

- обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования, в том числе путем опроса обучающихся;

- регулярном проведении самообследова-ния по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии] и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

- информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера]. Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов] в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса] должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знания-

ми, умениями и приобретаемыми компетенциями.

Вуз обеспечивает обучающихся реальными возможностями участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы, знакомит их с правами и обязанностями при формировании ООП, разъясняет, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы] становятся для них обязательными. [1].

Совокупность документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса при реализации компе-тентностно-ориентированного подхода можно условно разделить на две взаимосвязанные группы:

- программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность программы;

- дисциплинарно-модульные программные документы.

Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компе-тентностно-ориентированной программы включают:

1. Карту формирования компетенций.

2. Состав, основное содержание и структурно-логические связи содержания учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей], практик, НИР, входящих в ООП ВПО. Разработка такого документа целесообразна для составления учебного плана и установления обоснованной последовательности изучаемых учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей].

3. Компетентностно-ориентированный учебный план, который включает две взаимосвязанные составные части: компетентно-стно-формирующую и дисциплинарно-модульную. Компетентностно-формирующая часть учебного плана связывает все обязательные компетенции выпускника с временной последовательностью изучения всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей], практик и др. Данная часть учебного плана представляется матрицей соответствия компетенций учебным дисциплинам (модулям]

Дисциплинарно-модульная часть учебного плана отображает логическую последовательность освоения циклов и разделов ООП

(дисциплин, модулей, практик], обеспечивающих формирование компетенций.

4. Календарный учебный график, в котором указывается последовательность реализации ООП по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.

5. Сквозную программу промежуточных (поэтапных / по курсам обучения] комплексных испытаний (аттестаций] студентов в вузе на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компе-тентностно-ориентированной ООП. Данная сквозная программа отражает содержание и организацию нового вида промежуточных комплексных испытаний по завершении каждого курса обучения при освоении компе-тентностно-ориентированной ООП. Поэтапные (по курсам обучения] ожидаемые результаты образования в компетентностном формате, необходимые для разработки данной сквозной программы, формируются на основе первой части учебного плана. Введение такой сквозной программы промежуточных (поэтапных] комплексных испытаний рассматривается как важный механизм в обеспечении качества компетентностно-ориентиро-ванного образования и гарантии качественной подготовки студентов к итоговой государственной аттестации.

6. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП созданы фонды оценочных средств. Эти фонды включают: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ, проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценивать уровни образовательных достижений и степень сформированности компетенций.

7. Программу итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации] студентов-выпускников вуза.

8. Сквозную программу наддисциплинар-ного учебного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при ос-

воении компетентностно-ориентированной ООП в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Наддисциплинарный учебный курс призван сформировать у студентов базовую структуру знаний о компетентностном подходе и готовность личного участия студента в его реализации при освоении компе-тентностно-ориентированной программы. Потребность во введении подобного учебного курса в вузах (возможно на основе развития традиционного учебного курса «Введение в специальность»] для реализации ком-петентностного подхода диктуется тенденцией принципиального смещения образовательного процесса к большей «студентоцен-трированности». У студента появляется новая роль в образовательном процессе - само-презентация и последовательное формирование компетентностной составляющей в результатах своего образования: от образовательных процессов по отдельным учебным дисциплинам и видам практик через поэтапную комплексную самопрезентацию-защиту сформированности обязательных компетенций по окончании каждого курса обучения до самопрезентации-защиты конечных результатов образования в форме компетенций на итоговой аттестации студента-выпускника перед государственной аттестационной комиссией. Данный наддисциплинарный учебный курс призван помочь студенту освоить свою новую роль в образовательном процессе, а также современную культуру самоорганизации в учебной деятельности.

Дисциплинарно-модульные программные документы компетентностно-ориентирован-ной ООП включают:

• Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей].

• Программы учебных и производственных практик.

• Программы учебных практик.

Проектирование современного учебно-методического обеспечения основной образовательной программы (ООП] на компетентност-ной основе в соответствии с ФГОС ВПО предполагает перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении их достоинств] на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса [2].

Разработка учебно-методического обеспечения ООП в соответствии со стандартами третьего поколения предполагает ряд этапов:

• Формирование команд разработчиков ООП и её учебно-методического обеспечения (возможно создание команд разработки ООП в целом с подразделением на команды по проектированию учебных модулей, программ практики, итоговой государственной аттестации и др.]. Команда в этом случае определяется как группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей, в результате чего создается социально-педагогический продукт в виде основной образовательной программы на основе учета потребностей и интересов различных заинтересованных сторон. Важнейшая задача при этом - обеспечение единого понимания миссии программы, согласование целей и задач программы, ее результатов всеми участниками проектной деятельности. Необходимо также на первом этапе проектирования обучение этих команд под конкретную задачу, в данном случае - проектирование ООП в целом и её составляющих.

• Создание концептуальной модели новой программы. При этом первой проблемой, которая требует решения, является определение цели программы, или конечного результата образовательной деятельности. Если раньше создание учебного плана - главного компонента образовательной программы -могло быть сведено к набору дисциплин, то теперь вопрос состава дисциплин образовательной программы оказывается вторичен по отношению к целеполаганию образовательного процесса. Создать образовательную программу - значит определить сферу и особенности деятельности будущего специалиста, очертить необходимые навыки и умения, его компетенции и только затем подобрать необходимые и достаточные для их формирования дисциплины и, что не менее важно, технологии их преподавания. Итак, важнейшей является формулировка основной образовательной цели с четким обозначением сферы и вида профессиональной деятельности выпускника, объектов и задач этой деятельности.

• Определение и уточнение компетенций (за основу берут компетенции, представленные в ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки], формируемых и развиваемых в ходе освоения предполагаемой основной образовательной программы и необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности.

• Составление карты формирования определенных и уточненных компетенций. Определение форм текущего, промежуточного и итогового контроля качества подготовки сту-дента-выпускника, направленного на проверку выработанных профессиональных компетенций. Для контроля качества формирования компетенций, проектируемые диагностические средства должны отвечать не только требованию структурированности включенного в них учебного материала, но и его связности, или интегративности.

• Составление матрицы соответствия этих компетенций учебным дисциплинам будущего учебного плана ООП. Формирование соответствующих компетенций, заданных в новой образовательной программе, должно обеспечиваться модулями (блоками] курсов и практик, имеющих единую направленность и цель, причем, учебные модули (блоки] по своему содержанию и форме должны быть подготовлены таким образом, чтобы каждый из них решал определенную задачу с акцентом на конкретную компетенцию выпускника.

• Проектирование блочно-модульного учебного плана должно быть в логике последовательности и взаимосвязи курсов, а также должно учитывать последовательность формирования компетенций от общекультурных до общепрофессиональных и профессиональных. Важно понять, что за формирование большинства компетенций не могут отвечать лишь отдельно взятые учебные дисциплины. Компоненты компетенций формируются при изучении различных дисциплин, а также в немалой степени в процессе практической и самостоятельной работы студента. Предметно-деятельностный подход позволяет преодолеть эту сложность. Деление содержания образовательной программы по дисциплинам соответствует его предметному структурированию. Деление содержания образовательной программы по компетенциям соответствует его деятельностному структурированию. При оценке качества последовательного или параллельного изучения дисциплин, лежащих в основе тех или иных компетенций, должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками и т.п. Именно такие интегральные оценки позволяют установить качество сформированных у студента компетенций по видам деятельности и степень об-

щей готовности выпускника к трудовой деятельности.

Таким образом, проектирование современного учебно-методического обеспечения основной образовательной программы (ООП] на компетентностной основе в соответствии

с ФГОС ВПО предполагает перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении их достоинств] на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса.

Литература

1. Афанасьева Т. П., Караваева Е. В., Лазарев В. С., Немова Т. В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

2. Азарова Р. Н., Борисова Н. В., Кузов В. Б. Технология проектирования основной образовательной программы вуза, реализующего ГОС ВПО нового поколения на основе компетентностного подхода (Учебная программа для разработчиков примерных ООП в УМО вузов и базовых вузах УМО). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.

3. Тряпицына А. П., Акулова О. В., Мосина А. В., Писарева С. А. Модель учебно-методического комплекса бакалавра педагогики / / Образование: исследовано в мире : международ. науч. педагогич. ж. с библиотекой-депозитарием / Рос. акад. образования ; НПБ им. К. Д. Ушинского [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oim.ru/ reader@wЫchpage=23&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=98.asp (дата обращения 29.09.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.