Научная статья на тему 'Учебно-методическое объединение вузов РФ и его роль в подготовке кадров для сельского хозяйства'

Учебно-методическое объединение вузов РФ и его роль в подготовке кадров для сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонов А. Ф., Черевко Л. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методическое объединение вузов РФ и его роль в подготовке кадров для сельского хозяйства»

Известия ТСХА, выпуск 1, 2006 год

УДК 378.2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РФ И ЕГО РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

А.Ф. САФОНОВ, Л.Д. ЧЕРЕВКО

Академия, созданная во второй половине XIX в., со дня основания готовила кадры для сельского хозяйства, способные самостоятельно принимать управленческие решения. Выпускник Тимирязевки всегда отличался способностью аналитически мыслить, адекватно реагировать на происходящие общественные процессы, был носителем культуры и представителем сельской интеллигенции.

По мере развития аграрной науки постоянно изменялись и совершенствовались учебные планы и программы. Петровская (далее Тимирязевская) академия являлась первым с.-х. учебным заведением России, была ведущим вузом, самостоятельным в формировании образовательных программ, готовила преподавательские кадры для других вузов. В связи с этим, когда в конце 80-х гг. XX в. в стране была развернута кампания по улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве, академия вошла в число вузов России, на базе которых сформировались Учебно-методические объединения (УМО).

Учебно-методическое объединение по агрономическим и экономическим специальностям было создано на базе Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева согласно приказу № 451 Государственного агропромышлен-160

ного комитета СССР от 30 июня 1988 г., подписанного заместителем председателя Госагропрома СССР Ю.Баландиным, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта 1987 г. № 325 «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве» и по согласованию с Государственным комитетом СССР по народному образованию.

В 1992 г. приказом № 711 от 25.11.92 г. Комитет по высшей школе Российской Федерации подтвердил создание УМО по агрономическому и агроэкономическому образованию на базе МСХА имени К.А.Тимирязева.

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации (УМО) является государственно-общественным объединением в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

Цель создания объединений состояла в том, чтобы координировать действия научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций по обеспечению качества и развития содержания высшего профессионального образования, прогнозирования перспективных направлений и научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов для различных сфер деятель-

ности, в частности, и для аграрной науки и производства.

Основными задачами учебно-методического объединения являются: участие в разработке проектов государственных образовательных

стандартов и примерных учебных планов; координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержания высшего и послевузовского профессионального образования; разработка предложений по структуре высшего и послевузовского профессионального образования и содержанию основных образовательных программ.

Государственный комитет РФ по высшему образованию приказом № 352 от 28.04.94 г. закрепил за УМО:

— направления подготовки бакалавров и магистров: агрохимия и агропочвоведение, агрономия, аграрная экономика (агроэкономика);

— специальности: экономика и управление аграрным производством, технология хранения и переработки растениеводческой продукции, агрохимия и агропочвоведение, агрономия, плодоовощеводство и виноградарство, защита растений, шелководство, селекция и генетика сельскохозяйственных культур, технология сельскохозяйственного производства, агроэкология.

В 2000 г. Министерством образования Российской Федерации из Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования были исключены специальности шелководство и технология хранения и переработки растениеводческой продукции, а технология сельскохозяйственного производства трансформирована в специальность тех-

нология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

С 2000 г. УМО стало называться «Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по агрономическому образованию», в состав которого входят 50 с.-х. вузов, 21 государственный университет, Приднестровский государственный

университет, Белорусская сельскохозяйственная академия.

Руководящим органом УМО является совет. Структура его представлена на схеме 1.

Министерство образования РФ приказом № 3120 от 30.10 2000 г. закрепило за УМО два направления подготовки бакалавров и магистров: агрохимия и агропочвоведе-ние, агрономия и аналогичные направления подготовки специалистов. В направление агрохимия и агро-почвоведение входят специальности агрохимия и агропочвоведение и агроэкология. В направление агрономия включены следующие специальности: агрономия, плодоово-щеводство и виноградарство, защита растений, селекция и генетика сельскохозяйственных культур. Кроме того, за УМО закреплена специальность технология производства и переработки сельскохозяйственной

продукций, входящая в направление агроинженерия.

Структура многоуровневой подготовки представлена на схеме 2.

Основными направлениями деятельности УМО по агрономическому образованию являются:

— разработка проектов государственных образовательных стандартов, требований к уровню подготовки выпускников, к содержанию основных и дополнительных образовательных программ;

— формирование перечня аннотированных программ специали-

Схема 1. Структура совета УМО по агрономическому образованию

зированной подготовки магистров, специализаций в рамках специальностей, учебно-методической литературы и материально-технического обеспечения учебного процесса;

— разработка проектов примерных учебных планов и образовательных программ высшего профессионального образования;

— организация обеспечения высших учебных заведений норматив-

С9Т

О

X ф

г

В)

го

I

о —>

о •<

ТЭ

0 ш

1

ш ш ш

XI

о

0)

2 0)

ш

£

о Е со

—I

о

0) —1 "о

0

1

о

г ^

х п> о

т: о

"3

о

0 СП "о

01 и

о ш 0)

X ф

#13

ш 3 "§ 2

I ф

1 -

■ ш 11

2 *

ф

4 СЛ

"О 0)

о *

* а;

0 ^

5 ш

1 ш ь> тз

О 3

§ 2

.-I 0) £ 5

г з

§7

о Ш

О т;

•| 0)

х £> ф

3 I ф

ы п

я *

О ш

$ 10

3 5

Ш ф

^ о ф

о

I

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о 2

•О

о го О) x X

т

о

э ф

л г ш 3

го ш

г

■а

т:

ш

с ф

в>

О ш

э Д ш

он3 X 9 "5

В» £

- тз

x в)

11 5 ф

х ф

5

ф

а 1

ш щ I

1111 Ч Н

Год обучения

о!

Магистр сельского хозяйства

3

Агрохимия и агропочвоведе-ние

В

Агроэкология

13

о

ш ш

1« I §

I 2

ф

1

ш г

х» О §

2 ф 5 X

5 х ф

Магистр сельского хозяйства

8

В

Агрономия

Б

Плодоовощеводство и виноградарство

О

Защита растений

Б

Селекция и генетика с.-х. культур

Б

>

о

3 £ тз ш х

4

><

тз

в)

X ф

1 ? О

5 й □

2 5 ф

о" (г

Технология производства и переработки с.-х. продукции

Трудоемкость, ч

13

о

но-методической документацией по подготовке специалистов всех ступеней высшего профессионального образования;

— разработка перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования;

— подготовка и экспертиза проектов документов по вопросам развития высшего профессионального образования;

— проведение по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием экспертизы аттестационных дел по присвоению ученых званий профессора и доцента преподавателям высших учебных заведений;

— внесение в государственные органы управления образованием предложений о реализации государственной политики в области образования;

— участие в разработке государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования с целью их согласованности с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;

— участие в разработке примерных программ экзаменов кандидатского минимума по соответствующим специальностям;

— формирование перспективных планов издания учебников и учебных пособий с грифом федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, ведомств, учебно-методических объединений;

— участие в организации и проведении конкурсов по созданию учебной и методической литературы, аудиовизуальных средств;

— проведение по поручению федерального (центрального) органа

управления высшим профессиональным образованием рецензирования подготовленных к изданию рукописей учебников и учебных пособий, а также учебной и методической литературы соответствующего дополнительного профессионального образования;

— внесение в государственные органы управления образованием предложений о совершенствовании учебного процесса, организации кадрового, методического и материально-технического обеспечения учебного процесса в вузах;

— проведение конференций, семинаров и совещаний по проблемам высшего профессионального образования.

За период деятельности УМО по агрономическому образованию было разработано два поколения Государственных образовательных стандартов (ГОС ВПО) по закрепленным за ним направлениям и специальностям. Согласно ГОС ВПО разработаны примерные учебные планы и примерные программы дисциплин. Для этой работы привлекался в основном профессорско-преподавательский состав академии.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра является базовой для дальнейшего обучения в магистратуре и при получении соответствующей квалификации специалиста. При моноуров-невой подготовке дипломированного специалиста студенты изучают те же дисциплины, что и при двухуровневой подготовке специалиста.

Преимущество моноуровневой

подготовки состоит в прохождении студентами производственной практики после 8-го семестра, в то время когда бакалавры уже проходят итоговую аттестацию.

Подготовка магистров на базе бакалавриата включает существенную научно-исследовательскую ра-

боту. Аудиторные занятия составляют четвертую часть времени от общей трудоемкости. В этом случае большее внимание уделяется самостоятельной работе студента.

Государственными образовательными стандартами подготовки бакалавров и специалистов около 20% учебного времени отводится на дисциплины национально-регионального компонента и по выбору студентов, которые предлагаются вузом. Специализации и их дисциплины определяют сами вузы с последующей регистрацией в УМО.

Основная образовательная программа подготовки магистра включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик, а также программы индивидуальной научно-исследовательской работы. Обязательный минимум содержания специализированной подготовки определяется конкретными магистерскими программами, которые выбирает вуз с учетом наличия соответствующих кадров и материально-технического обеспечения, научно-исследовательской работы. Учебно-методическое объединение оценивает соответствие учебных планов кадровому и материальному обеспечению учебного процесса вуза и регистрирует магистерские программы.

За последние 5 лет по агрономическому образованию были разработаны по всем специальностям диагностические средства для итоговой аттестации выпускников. Кроме того вузами, входящими в УМО, подготовлено и издано более 50 учебников и 500 учебных пособий с грифами Минобрнауки РФ, Минсельхоза России и УМО.

В настоящее время УМО разрабатывает и обсуждает проекты третьего поколения. Кроме того, ведет-

ся работа по формированию внут-ривузовской системы качества подготовки специалистов с учетом требований европейских стандартов ИСО-2000.

Сектор УМО по образованию в области аграрной экономики до 2000 г. координировал работу вузов по внедрению основных образовательных программ по подготовке бакалавров, специалистов и магистров по направлению аграрная экономика. Бакалавров в системе аграрных вузов в порядке эксперимента подготавливали 5 аграрных университетов (С-Петербургский, Башкирский, Алтайский, Горский, Воронежский) и МСХА им. К.А.Тимирязева, магистров — только МСХА.

В 2000 г. Министерством образования Российской Федерации из Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования было исключено направление аграрная экономика. Специальность экономика и управление аграрным производством трансформирована в специальность экономика и управление на предприятии (по отраслям) и закреплена за УМО по образованию в области производственного менеджмента. При МСХА им. К.А. Тимирязева был организован Учебно-методический совет по отрасли АПК для координации деятельности аграрных вузов по вопросам учебно-методической работы.

В состав совета входят 53 с.-х. вуза и 16 вузов системы Минобр-науки России (без филиалов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебно-методический совет по специальности экономика и управление на предприятии АПК выполняет следующие функции:

— разрабатывает проекты отраслевого компонента государственного образовательного стандарта по специальности, примерные учебные планы;

— разрабатывает и готовит к утверждению примерные программы по дисциплинам ОПД и СД циклов;

— разрабатывает квалификационные характеристики выпускника;

— готовит предложения в перечень направлений и специальностей ВПО;

— готовит предложения по перечню аннотированных программ специализированной подготовки магистров;

— готовит предложения по перечню специализаций;

— готовит предложения по формированию перспективных планов изданий учебников и учебных пособий с грифом УМО и министерств (ведомств);

— проводит экспертизу заявляемых вузами новых образовательных программ;

— готовит предложения о совершенствовании учебного процесса, организации кадрового, методического и материально-технического обеспечения учебного процесса;

— готовит предложения о содержании примерных программ экзаменов кандидатского минимума;

—участвует в разработке государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования с целью их согласованности и преемственности со стандартами ВПО;

— участвует по поручению органов управления высшим профессиональным образованием в работе комиссий по лицензированию, аттестации и аккредитации учебных заведений;

—участвует в проведении конференций, студенческих олимпиад и конкурсов;

—разрабатывает контрольные

тестовые задания по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации, используемые при аттестации вуза и проверке качества ВПО.

За последние 5 лет основное внимание в работе УМС по специальности экономика и управление на предприятии АПК уделялось подготовке примерных учебных программ по дисциплинам, которые, кроме выполнения требований ГОС ВПО, должны иметь отраслевую составляющую. Разрабатывались

рекомендации по перечню специализаций и их содержанию. Большое внимание уделялось вопросам формы и содержания итоговой аттестации, разработке тестовых заданий по дисциплинам, изучению возможностей применения блочно-модульной системы обучения и рейтинговой формы контроля знаний студентов в учебном процессе при подготовке экономиста-менеджера,

качеству подготовки специалистов.

Особое место в организации учебно-методической работы каждого вуза уделяется обеспеченности учебно-методической литературой. За 2000-2005 гг. вузами, входящими в состав УМС, подготовлено и издано применительно к курируемой специальности 27 учебников, 6 практикумов и около 200 учебно-методических пособий с грифом МСХ РФ и УМО по образованию в области производственного менеджмента.

Кроме того, УМС рассматривает и дает рекомендации для подготовки и издания учебной литературы по учетно-финансовым и экономическим дисциплинам для агрономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.