Научная статья на тему 'Подготовка почвоведов в Санкт-Петербургском (Ленинградском) государственном университете (история и современность)'

Подготовка почвоведов в Санкт-Петербургском (Ленинградском) государственном университете (история и современность) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Biological Communications
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апарин Б. Ф., Федорова Н. Н., Счастная Л. С.

В историческом аспекте, начиная с основания в 1836 г. кафедры сельского хозяйства, лесоводства и торгового счетоводства, рассмотрено преподавание знаний о почве в Санкт-Петербургском университете. Первые представления о почвах содержала дисциплина «Сельскохозяйственное домоводство», а более серьезные знания студенты получали, прослушав курс «Агрономия», который в разные годы, начиная с 1843 г., читали: С. М. Усов, А. В. Советов, Н. П. Адамов, С. П. Кравков. С 1882 г. в курсе «Агрономия» выделялся раздел «Почвоведение», но самостоятельной дисциплиной оно стало только в 1920 г. Совершенствование преподавания почвоведения в Санкт-Петербургском (Ленинградском) университете связано с именами П. А. Костычева, В. В. Докучаева, С. П. Кравкова, В. Н. Симакова. Рассмотрено развитие подготовки специалистов почвоведов и почвоведов-агрохимиков за 70-летний период (с 1922 по 1994 г.). Дано представление о двухступенчатой подготовке бакалавров и магистров по направлению «Почвоведение». Предложена схема сквозного обучения в области экологии, начиная от детей дошкольного и младшего школьного возраста и кончая подготовкой специалистов высшей квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апарин Б. Ф., Федорова Н. Н., Счастная Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training soil scientists at St. Petersburg (Leningrad) State University (history and the present)

Teaching soil science at St. Petersburg University is reviewed in the historical perspective beginning with the establishment of agriculture, forestry and trade accountancy department in 1836. The discipline «Agricultural domestic science» contained the first notions about soil, but students got more serious knowledge after listening to the course «Agronomy», which was read by S. M. Usov, F. V. Sovetov, N. P. Adamov, S. P. Kravkov in different years beginning since 1843. In the course «Agronomy» the section «Soil science» was stood out in 1882, but soil science became an independent discipline only in 1920. Improvement of teaching soil science at St. Petersburg University is connected with the names of P. A. Kostichev, V. V. Dokuchaev, S. P. Kravkov V. N. Simakov. The development of training specialists, soil scientists and soil scientists-agrochemistries for a period of 70 years (1922-1994) is considered. Two-stage training bachelors and masters in the major of Soil science is given. End-to-end training scheme in the field of ecology, beginning with children of preschool and younger school age finishing with specialists of higher qualification is suggested.

Текст научной работы на тему «Подготовка почвоведов в Санкт-Петербургском (Ленинградском) государственном университете (история и современность)»

УДК 631.4

Б. Ф. Апарин, Н. Н. Федорова, Л. С. Счастная

Вестник СПбГУ. Сер. 3,2006, вып. 1

ПОДГОТОВКА ПОЧВОВЕДОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ (ЛЕНИНГРАДСКОМ) ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (история и современность)

Началом преподавания знаний о почве в Санкт-Петербургском университете можно считать 1836 г., когда на 2-м отделении философского факультета была открыта кафедра сельского хозяйства, лесоводства и торгового счетоводства. В качестве свободного преподавателя по этой кафедре был назначен С. М. Усов, а первые сведения о почве излагались студентам в курсе Сельскохозяйственное домоводство.

В 1843 г. кафедра сельского хозяйства, лесоводства и торгового счетоводства была переименована в кафедру агрономии. Заведовать ею стал адъюнкт, а с 1846 г. профессор С. М. Усов, который и начал в 1843-1844 учебном году читать курс Агрономия. Кафедра не имела собственного постоянного помещения, что мешало организации экспериментальных работ. Преподавание С. М. Усов вел единолично, без сотрудников, читая курсы: Земледелие, Лесоводство, Скотоводство, Технология и торговое счетоводство. Сама кафедра как коллектив научных работников, объединенный обшей научной проблемой, еще не оформилась, не группировалось вокруг кафедры и студенчество [4].

С 1859 г. курс Агрономия стал читать профессор А. В. Советов, возглавивший после смерти С. М. Усова кафедру агрономии. А. В. Советов - выдающийся ученый, первый в России доктор сельского хозяйства, прекрасный педагог и организатор учебного процесса. В своих лекциях он большое внимание уделял почвам, старался привить студентам интерес к их изучению.

Новое направление в преподавании знаний о почве было получено в связи с переводом кафедры агрономии на естественное отделение физико-математического факультета в 1861 г. В то время обучение было четырехлетним. По решению Ученого совета факультета в 1869 г. курсы были разделены на общие и специальные. Общие курсы были обязательными для всех и читались, по возможности, на двух первых курсах. Специализация происходила на старших курсах и состояла в слушании студентами одного из циклов факультетских предметов: Химия и минералогия, Химия, физиология и анатомия растений, Химия и агрономия, Минералогия и геология, Ботаника и агрономия и др. [3] Положительной стороной такой подготовки являлось широкое естественнонаучное образование, которым выпускники Университета существенно отличались от питомцев высших специальных школ.

После получения кафедрой в 1863 г. своего помещения, А. В. Советов организовал агрономический кабинет и лабораторию, где проводились учебные занятия и научные исследования студентов. В 1877 г. была выделена специальность «Агрономия», и с этого времени кафедра стала готовить агрономов. Наступал период бурных событий в естествознании, когда титаническими усилиями выпускника Санкт-Петербургского университета В. В. Докучаева при поддержке А. В. Советова и Д. И. Менделеева буквально на глазах создавалась новая самостоятельная отрасль естествознания - генетическое почвоведение. Она не потеснила традиционные отрасли естествознания, а, напротив, как бы проросла сквозь них, дав мощный импульс для развития новых научных направлений: ландшафтоведения, биогеоценологии, экологии, учения о биосфере и др. [2].

В. В. Докучаев остро понимал необходимость создания единого образовательного пространства в области почвоведения. Анализируя причины крайне низкого уровня земледелия в России по сравнению с Западной Европой, он пришел к выводу, что «...главным ви-

© Б. Ф. Апарин, Н. Н. Федорова, Л. С. Счастная, 2006

новником данного печального положения дела служим мы сами, наше поразительное и, говоря правду, мало приятное мало извинительное незнакомство с Россией относительно ее естественных сил» [1, с. 136]. Понимая, что для передового сельского хозяйства нужны просвещенные люди, В. В. Докучаев разработал целостную систему образования в области почвоведения и приложил максимум усилий для ее осуществления (рис. 1).

Организация школ для нужд мелкого крестьянского землепользования

Создание сети зональных высших с.-х. заведений

Открытие кафедр «чистого» почвоведения при университетах

Устройство местных с.-х. и естественноисторических музеев

Центральный музей почвоведения

Создание мелких культурных хозяйств и опытных полей

Всероссийские и международные выставки

Организация опытных станций

Частные публичные курсы, экспедиции, экскурсии

Рис. 1. Докучаевская система образования в области почвоведения.

Главной целью Докучаевской системы образования было улучшение естественно-исторического образования народа и на его основе повышение эффективности сельского хозяйства России: «Если действительно хотят поднять русское земледелие, еще мало одной науки и техники, еще мало одних пожертвований государства, - для этого необходимы добрая воля, просвещенный взгляд на дело и любовь к земле. А этому... может пособить лишь одна школа - школа низшая, средняя и высшая, университетская» [1, с. 143]. Прежде всего, В. В. Докучаев настаивал на широком развитии специального сельскохозяйственного образования: высшие, средние и низшие сельскохозяйственные учебные заведения должны представлять собой одно тройное целое, одну непрерывную систему-лестницу, которая дополнялась устройством местных естественноисторических и сельскохозяйственных музеев, коллекций, библиотек, опытных станций, организаций частных публичных курсов, сельскохозяйственных выставок, научных съездов и экскурсий. Признавая значение практического образования, В. В. Докучаев выступал и за создание кафедр «чистого почвоведения» при университетах. Этим он подчеркивал фундаментальность науки о почве как связующем звене между науками о живой и неживой материи. Но даже в стенах родного университета, благословившего рождение новой науки, идеи В. В. Докучаева о создании кафедры «чистого почвоведения» в то время не получили поддержки. Тем не менее, благодаря А. В. Со-ветову на кафедре агрономии прочно укрепился взгляд на почву, как на самостоятельное

естественноисторическое тело природы и развернулись экспериментальные исследования по различным разделам почвоведения. В то же время, поскольку почва обладает плодородием, вполне естественно, что на кафедре агрономии она изучалась и как средство производства в сельском хозяйстве. В связи с этим в научной работе кафедры ставились задачи оказания эффективной помощи сельскому хозяйству, а для чтения курса Почвоведение был приглашен в качестве приват-доцента П. А. Костычев - крупный ученый-агропочвовед, заведующий кафедрой почвоведения Лесного института. П. А. Костычев читал также курсы: Удобрение и обработка почв; Научные основы земледелия. Студенты агрономической специальности слушали и ряд приват-доцентских курсов: Химия растительных веществ, Искусственные (водные, песчаные, вегетационные) культуры и полевые опыты, Агрономическая химия - Ш. М. Франкфурт; Самородные луга, Травосеяние - Г. А. Клюсс [4].

После смерти А. В. Советова в 1901 г. на кафедре агрономии не было профессора, поэтому наблюдающим за кафедрой был назначен профессор П. А. Земятченский - заведующий кафедрой минералогии и кристаллографии. Фактическим же руководителем кафедры был приват-доцент Н. П. Адамов - выпускник 1889 г., который с 1901 по 1909 г. читал основной курс Агрономия и его раздел Почвоведение. В состав кафедры входили также приват-доценты Г. А. Клюсс и П. Лященко. В 1907 г. кафедра получает новое помещение на 16-й линии Васильевского острова, д. 29, где оборудуются аудитория, лаборатории и кабинеты для преподавателей и в настоящее время располагаются кафедры почвенного отделения.

Дальнейшее становление почвоведения в Санкт-Петербургском университете связано с именем С. П. Кравкова - ученика А. В. Советова, выпускника кафедры агрономии 1896 г. После обучения в Германии, в лаборатории профессора Раманна, С. П. Кравков в 1906 г. становится хранителем агрономического кабинета и, защитив магистерскую диссертацию, избирается доцентом кафедры агрономии в 1909 г. Вместе с доцентом Н. П. Адамовым он принимает участие в чтении основного курса Агрономия, в котором читает раздел Учение об удобрении и обработке почвы, а Н. П. Адамов оставляет за собой раздел Почвоведение и растениеводство. В 1912 г. после защиты докторской диссертации С. П. Кравков избирается профессором, заведующим кафедрой агрономии. С. П. Кравков, будучи талантливым преподавателем, много внимания уделял педагогическому процессу. В это время он один читает все разделы курса Агрономия [5]. Исключительная эрудиция, блестящее лекторское мастерство привлекают на его занятия большое число слушателей. Помощь в создании коллекции почвенных монолитов оказывает ему А. Г. Трусов - выпускник 1911 г., оставленный при кафедре в магистратуре и, после защиты магистерской диссертации, избранный в 1917 г. доцентом.

В 1920 г. кафедра агрономии была переименована в кафедру агропочвоведения, которая просуществовала до 1922 г. С этого времени геологическое отделение физико-мате-матического факультета стало готовить почвоведов. По инициативе С. П. Кравкова в 1922 г. кафедра агропочвоведения была трансформирована в кафедру экспериментального почвоведения, которую он возглавлял до 1938 г.

В середине 1920-х- начале 1930-х годов на кафедре сложился дружный коллектив единомышленников: профессор Н. И. Прохоров, доцент Е. А. Домрачева, ассистент М. Д. Рыда-левская и младшие ассистенты В. В. Тищенко и В. Н. Симаков - выпускник 1925 г., ученик С. П. Кравкова. Кафедра экспериментального почвоведения находилась сначала на геологическом отделении физико-математического факультета, а затем, пройдя сложный путь реорганизации университета, в 1936 г. вошла в состав геолого-почвенного факультета. Докучаевское представление о почве как продукте взаимодействия литологического, климатического, биологического и других факторов почвообразования стало альфой и омегой подготовки почвоведов. Среди общих курсов много геологических дисциплин: Динамическая геология, Минералогия, Кристаллография, Петрография, Историческая геология. Широкий блок биологических

курсов: Ботаника, Зоология с основами систематики, Физиология растений с основами микробиологии, Геоботаника и географических дисциплин: Топография с черчением, Климатология и метеорология, Картография. В подготовке почвоведов-экспериментаторов важное место отводилось таким общим и специальным курсам, как Экспериментальная физика, Математика, Аначитическая химия, Общая и органическая химия, Физическая и коллоидная химия, Методы почвенно-агрономического аначиза (Е. А. Домрачева, В. Н. Симаков), Приемы и методы почвенных работ (Н. И. Прохоров). Интересен и набор спецкурсов: Спецкурс почвоведение и Основы агрономии (С. П. Кравков), Почвы СССР (Н. И. Прохоров), Мелиорация почв (Е. А. Домрачева), Семинарий по специальности (С. П. Кравков, Е. А. Домрачева), Почвенная съемка (Н. И. Прохоров, В. В. Тищенко). Курс Почвоведение (С. П. Кравков) сначала был специальным, а с 1937 г., став общим, читался уже для всего факультета. Интересно, что такие важные разделы почвоведения, как Химия почв, Физика почв, География почв еще не выделены в отдельные дисциплины, а освещаются в общем и специальном курсах Почвоведение. Учебный план включает также дисциплины, характерные для того времени: Военный предмет, Политический предмет, Новый язык. Подготовка почвоведов невозможна без летних практик, поэтому после 1, 2, 3 и 4-го курсов студенты проходили академическую и производственную практики по геологии и почвоведению. Продолжительность академической практики была небольшой - 5-10 дней.

В эти годы на кафедре специализировалось от 10 до 22 студентов разных курсов. К выполнению дипломной работы студенты могли приступать уже на 3-м курсе. По решению Почвенно-минералогической предметной комиссии под председательством С. П. Кравкова от 3 декабря 1925 г. для получения темы дипломной работы необходимо было выполнить качественный и количественный анализы, а также сдать все предметы за 1-й и 2-й курсы.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов на кафедре экспериментального почвоведения учились: Б. Н. Мичурин, П. А. Керзум, А. Архангельский, Е. П. Бурцева, Е. И. Шилова, А. Ф. Цы-ганенко, П. А. Яцюк, ставшие в последствии известными учеными.

В 1925 г., когда в Ленинградский государственный университет влился Географический институт в качестве отдельного факультета, появилась самостоятельная кафедра географии почв, которой до 1928 г. руководил профессор С. С. Неуструев. При нем на кафедре усиливается внимание к экспедиционным работам и полевым исследованиям. С этого момента подготовка почвоведов ведется уже на 2 факультетах - физико-математическом и географическом. Из стен кафедры вышло много известных почвоведов. Учениками С. С. Неу-струева были: И. П. Герасимов, Е. Н. Иванова, Е. В. Лобова, К. П. Горшенин, Н. К. Розов, М. И. Рожанец, Н. Н. Соколов, Н. Л. Благовидов, с именами которых связаны выдающиеся достижения современного почвоведения. В 1929 г. кафедру возглавил профессор Б. Б. По-лынов. В начале 1930-х годов на кафедре преподавали И. П. Герасимов и доцент В. А. Ков-да, проводившие занятия по географии почв. Питомцами кафедры, участвовавшими в ее работе, были в это время М. А. Глазовская, И. Н. Скрынникова, Н. Н. Дзенс-Литовская, С. П. Шустров, Р. С. Мельников-Волцит. В 1935 г., в связи с переездом Б. Б. Полынова в Москву, руководить кафедрой стал доцент М. И. Рожанец. В 1938 г. кафедра географии почв вошла в состав геолого-почвенного факультета. С этого времени в Ленинградском государственном университете на геолого-почвенном факультете подготовка почвоведов проводилась на двух кафедрах по двум специализациям: химия почв (кафедра экспериментального почвоведения) и география и генезис почв (кафедра географии почв) [5].

В конце 1930-х - начале 1940-х годов кафедрой экспериментального почвоведения заведовал профессор Б. Б. Полынов (с 1939 по 1942 г.), а кафедрой географии почв - доцент М. И. Рожанец. Преподавателями в то время были: на кафедре экспериментального почвоведения - доценты: В. Н. Симаков, П. А. Яцюк, В. В. Тищенко, М. Д. Рыдалевская, ассистенты: Т. Л. Симакова, Л. Н. Александрова, Е. И. Шилова; на кафедре географии почв -

ассистент А. Ф. Цыганенко, А. А. Хантулев. На кафедрах специализировалось от 10 до 20 студентов. Выпускники получали диплом по специальности «Почвоведение». В учебном плане особых изменений не наблюдается. Также выделяются блоки дисциплин: геологических: Геология, Кристаллография, Кристаллооптика, Минераюгия, Историческая геология с палеонтологией, Петрография с методами петрографических исследований; биологических: Ботаника, Зоология, Геоботаника, Физиология растений, Дарвинизм; географических: Топография, Землеведение. По-прежнему студенты получают серьезную общую естественнонаучную и, особенно, химическую подготовку: Математика, Физика, Химия, Качественный и количественный анализ, Физическая и коллоидная химия, Органическая химия. Расширяется блок общественно-политических дисциплин: Введение в диалектический ма-териатизм, Политическая экономия, Диалектический материализм, Основы марксизма-ленинизма. Наблюдаются некоторые изменения среди собственно почвенных курсов. География почв становится самостоятельной дисциплиной, появляются курсы: Агропочвоведе-ние и Почвенная микробиология. Специализация выражается в чтении каждой кафедрой своих спецкурсов. Так на кафедре экспериментального почвоведения доцентом В. Н. Симаковым читался новый спецкурс Почвенные коллоиды, в основу которого легли его исследования строения и свойств почвенных коллоидных систем и их поведения в различных типах почв. В учебном плане отводится место для курсовой работы, выполняя которую студенты уже с младших курсов приобщаются к самостоятельным научным исследованиям. К сожалению, сократилось число учебных практик, остались только две - по топографии и геологии, а учебная практика по почвоведению в перечне дисциплин отсутствует. После окончания обучения студенты сдавали 4 госэкзамена: Основы марксизма-ленинизма, Физическая и коллоидная химия, Почвоведение и почвы СССР, Агропочвоведение.

Среди выпускников этих лет были: К. П. Глинская, К. К. Жученков, Е. А. Уварова-Жученкова, Н. П. Поясов.

Во время Великой Отечественной войны с марта 1942 по 1944 г. Университет был эвакуирован в г. Саратов. В этот период работают: на кафедре экспериментального почвоведения доценты М. Д. Рыдалевская и Е. И. Шилова, на кафедре географии почв - доцент

A. Ф. Цыганенко. В осажденном Ленинграде оставалась ассистент А. М. Мясникова. Несмотря на суровые условия военного времени, ни учебная, ни научная жизнь на кафедрах не прекращалась.

Новый этап в развитии почвоведения в Ленинградском государственном университете начался с переводом в 1949 г. почвенных кафедр на биологический факультет и созданием биолого-почвенного факультета. В это время кафедрой экспериментального почвоведения заведовал профессор И. В. Тюрин (с 1945 по 1952 г.), а с 1952 г. - профессор

B. Н. Симаков. На кафедре работали: доценты М. Д. Рыдалевская, П. А. Яцюк; ассистенты В. В. Пономарева, А. М. Мясникова. Кафедрой географии почв руководил профессор А. А. Завалишин (с 1947 по 1958 г.), а с 1960 по 1962 г. - профессор Н. Н. Соколов. На кафедре географии почв работали: доценты А. А. Хантулев, А. Ф. Цыганенко; ассистенты О. А. Грабовская, Н. А. Благовидов. В 1949 г. была создана новая кафедра основ агрономии, которой до 1953 г. заведовал академик ВАСХНИЛ И. И. Самойлов. Таким образом, с 1949 г. подготовка почвоведов осуществлялась уже на 3 кафедрах биолого-почвенного факультета. В течение 5 лет на каждой кафедре обучалось от 6 до 10-12 человек студентов разных курсов.

Учебный план подготовки почвоведов претерпевает ряд изменений. Расширяется круг биологических дисциплин: Введение в биологию, Ботаника, Ботаника с геоботаникой, Физиология растений, Почвенная микробиология, Почвенная зоология, Введение в дарвинизм. Появляются новые общие курсы: Общее земледелие, Агрохимия, Агрохимический анализ, Растениеводство, Луговодство, Основы агромелиорации, История почвоведения, Поч-

венная съемка. Отдельным курсом читается раздел почвоведения Физика почв. Среди других обших курсов больших изменений не наблюдается. Студенты также слушают общественно-политические курсы, получают серьезную подготовку в области химии, геологии и географии. Перечень этих дисциплин практически не изменяется. Спецкурсы отражают специализацию студентов. На кафедре экспериментального почвоведения читаются новые спецкурсы: Биохимия перегнойных веществ (М. Д. Рыдалевская), Методы физико-химических исследований, Спецлаборатория по физике почв. Методы исследования биологических свойств почв. Новые спецкурсы подготовлены и преподавателями кафедры географии почв: Кора выветривания (Б. Б. Полынов), Почвенная картография (А. Ф. Цыганенко), Почвооб-разующие породы. В перечне дисциплин есть курсовая работа, учебная и производственные практики. В 1950 г. базой учебных практик и научных исследований становится учлесхоз «Лес на Ворскле» (в то время Курская область). В конце обучения студенты сдавали 2 госэкзамена.- История КПСС и Почвоведение и защищали дипломную работу.

Выпускниками почвенных кафедр конца 1940-1950-х годов были: И. А. Терешенкова, А. М. Глобус, Л. А. Абросимова, В. П. Цыпленков, О. Г. Растворова, Р. М. Морозова, Г. Е. Ру-билина, И. Я. Крым, Н. А. Крейда, Ю. С. Толчельников, Д. М. Андреева, В. А. Долотов, Л. Л. Дворникова, Л. С. Счастная, Э. И. Гагарина. Т. С. Зверева, Н. Н. Матинян, И. Б. Арчегова.

В 1963 г. кафедра экспериментального почвоведения была объединена с кафедрой географии почв и получила название кафедры почвоведения и географии почв. Ею руководили: профессор В. Н. Симаков (до 1974 г.), Ю. С. Толчельников (с 1975 по 1979 г.), профессор В. П. Цыпленков (с 1980 по 1992 г.) и профессор Б. Ф. Апарин (с 1992 г.). В 1960-1980-е годы на кафедре работали: доценты - М. Д. Рыдалевская (до 1967 г.), М. И. Орлова (до 1963 г.), П. А. Яцюк (до 1962 г.), А. А. Хантулев (до 1978 г.), А. Ф. Цыганенко (до 1981 г.), И. А. Терешенкова (до 1987 г.); ассистент, доцент с 1972 г. О. Г. Растворова; ассистент, доцент с 1972 г. Л. С. Счастная; ассистент, доцент с 1979 г. Э. И. Гагарина; ассистент, доцент с 1987 г. Д. П. Андреев; ассистенты: Г. А. Касаткина (с 1975 г.), А. И. Попов (с 1978 по 1980 г.), Н. Н. Федорова (с 1981 г.). В 1961 г. была создана кафедра агрохимии, которой заведовал академик ВАСХНИЛ А. Г. Трутнев. Почвенные кафедры были объединены в почвенное отделение биолого-почвенного факультета с самостоятельным учебным планом и отдельным приемом студентов: сначала 25 человек, в 1966 г. - 40, а с 1967 г. - 50 человек. Обучение проводилось в течение 5 лет по специальности почвоведение-агрохимия и четырем специализациям: химия почв (биохимия почв с 1972 г.), генезис и география почв, мелиорация и физика почв (с 1967 г.) - на кафедре почвоведения и географии почв и агрохимия - на кафедре агрохимии.

Основу учебного плана подготовки почвоведов-агрохимиков составляли естественные дисциплины: Высшая математика, Физика, Неорганическая и органическая химия, Физическая и коллоидная химия, Качественный и количественный анализ, Электрохимия, а также общественно-политические курсы: История КПСС, Политическая экономия, Диалектический и исторический материализм, Основы научного коммунизма, Основы научного атеизма, Основы теории и практики общественно-политической работы. Далее следовали геологические дисциплины: Геология, Минералогия, Петрография, Гидрогеология и географические курсы: Геодезия и картография, Геоморфология, Климатология с основами метеорологии. Значительную долю составляли биологические курсы: Общая биология, Ботаника, Экология растений с основами геоботаники, Растительность СССР, Почвенная зоология, Микробиология, Физиология и биохимия растений, Основы экологии и охраны природы. Среди собственно профессиональных дисциплин, наряду с Почвоведением, отдельными курсами читались его разделы: Химия почв, Физика почв, География почв, Мелиорация почв. Потребности народного хозяйства в специалистах, занимающихся почвенным обследованием в системе НИИ Гипрозем и Гипроводхоз, отражались во введении в учебный план таких

дисциплин, как Почвы СССР, Почвенное картирование, Бонитировка почв и экономическая оценка земель. Наличие в учебном плане общих курсов: Агрохимия, Агрохимический анализ, Общее земледелие, Растениеводство позволяли готовить специалистов для учреждений Агрохимслужбы. Новые направления почвенной науки, появление новых методов исследований способствовали разработке новых учебных дисциплин: Биологические основы почвообразования и эволюция биосферы (Е. И. Шилова), Математические методы в почвоведении и агрохимии опытного дела, Изотопные методы в почвоведении и агрохимии. Расширяется и набор спецкурсов: по специализации химия (биохимия почв): Спецглавы по химии и биохимии почв, Физико-химические прог1ессы в почвах и методы их исследования, Химия перегнойных веществ, Биохимия гумусообразователей, Методы изучения органического вещества почв, Физика твердой фазы, Микроморфологический метод исследования почв', по специализации генезис и география почв: Почвообразующие породы, Биогеохимия, Микроморфология почв, Дистанционные методы исследования почв, Генетические свойства засоленных почв, Почвы мира, Генетический анализ почвенного профиля, Современные проблемы систематики и кчассификации почв; по специализации мелиорация и физика почв: Основы гидрологии и гидравлики, Энергетика почвенной влаги, Инженерная геология с основами механики грунтов, Основы мелиоративной гидротехники, Спецпрактикум по мелиорации засоленных почв, Мелиорация почв гумидных ландшафтов, Методы почвенно-мелиоративных изысканий; по специализации агрохимия: Корневое питание растений, Почвенные растворы и лизиметрические воды, Основы химической защиты растений, Анализ удобрений, Зольный и биохимический аначиз, Система удобрений в севооборотах, Химизация сельского хозяйства, Методика опытного дела. На 3-м и 4-м курсах студенты выполняли экспериментальные курсовые работы, темы которых соответствовали направлениям научных исследований кафедры. После 1-го и 2-го курсов студенты проходили учебные практики по геодезии, геологии, геоморфологии и с 1962 г. - комплексную зональную практику по почвоведению, геоботанике, агрохимии - знаменитую «зоналку». Программа и маршрут зональной практики были разработаны А. Ф. Цыганенко, который был ее первым руководителем. Для прохождения учебно-производственной практики по почвенному картированию после 3-го курса студенты направлялись либо в экспедиции Гипрозема, либо включались в состав почвенной хоздоговорной экспедиции Биологического НИИ Ленинградского госуниверситета. Производственную практику после 4-го курса студенты проходили в НИИ Ленинграда или на стационарах Биологического НИИ и Университета, поскольку одной из задач этой практики был сбор полевого материала для последующей дипломной работы. В конце обучения студенты сдавали госэкзамен Основы научного коммунизма и защищали дипломную работу.

В 1990-е годы, в связи с переходом на двухступенчатое образование (бакалавриат -магистратура), начался новый этап в истории преподавания почвоведения в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете. В 1991 г. ежегодный прием студентов на почвенное отделение был сокращен до 20 человек. В 1994 г. был утвержден учебный план подготовки бакалавров и магистров по направлению Почвоведение. Угрожающие масштабы деградации почв в России и в мире, нарушение баланса всех экологических функций почв и почвенного покрова на первое место выдвинули экологические проблемы и необходимость фундаментального экологического образования. В связи с этим в 1998 г. кафедра почвоведения и географии почв была переименована в кафедру почвоведения и экологии почв по инициативе заведующего кафедрой профессора Б. Ф. Апарина.

Подготовка бакалавров и магистров почвоведения производится на двух кафедрах (Почвоведения и экологии почв и Агрохимии) почвенного отделения биолого-почвенного факультета.

гсэ

> Иностранный язык

> Отечественная история

> Экономика

• Философия

> Правоведение

• Психология и педагогика

• Русский язык и культура речи

> Социология

дв

сд

3-й курс

4-й курс

ЕН

■ Математика

> Информатика

> Общая

и неорганическая химия

■ Аналитическая химия

> Органическая химия >Физическая

и коллоидная химия | Физика

>Лаборатория физики « Ботаника

> Геология

> Минералогия

> Экология

> Геодезия

> Климатология

> Геоморфология

> Геоботаника

ДВ

Экологические функции почв

Спецпрактикум Физико-химические методы в почвоведении

' Геоинформационные системы | Биологические методы исследования почв | Систематика и классификация почв ■ Диагностике! почвенных процессов

> Физические методы исследования почв

> Методы изучения органического вещества почв

• Дистанционные методы в почвоведении

> Генетический анализ почвенного профиля

Общее почвоведение

Биогеохимия

Общее земледелие

Почвенная микробиология

Агрохимия

Физика почв

1 Химический анализ почв Химия почв География почв Растениеводство

1 Мелиорация почв

' Эрозия и охрана почв

>Почвенная зоология

1 Почвообразующие породы

■ Почвенное картирование

> Агрохимический анализ

> Физиология и биохимия растений

> Эколого-физиологические основы питания растений

> Бонитировка почв

> Учение о биосфере

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> Основы землеустройства и землепользования

« Рациональное природопользование

• Глобальные проблемы почвоведения и агрохимии

• Палеогеографические исследования в почвоведении

• Почвы и биоразнообразие

• Ландшафтный дизайн

• Почва на экране компьютера

• Почвы и почвенные условия в жизни растений

• Биогеохимические эндемии

Рис.2. Схема учебного плана подготовки бакалавров почвоведения

В 2001 г. был разработан новый учебный план сквозной подготовки бакалавров и магистров по направлению Почвоведение, который включает: бакалавриат (4 года обучения) с присвоением после окончания квалификации бакалавр почвоведения и магистратуру (2,5 года обучения - всего 6,5 лет) с присвоением академической степени магистр почвоведения. Учебный план состоит из блоков обязательных дисциплин: Гуманитарных (ГСЭ), Естественнонаучных (ЕН), Общепрофессиональных (ОПД) и Специальных (СД). Каждый из этих блоков включает и дисциплины по выбору студентов (ДВ). Перечень курсов представлен на рис. 2. В бакалавриате учебную практику студенты проходят после 1, 2 и 3-го курсов (рис. 3). Обучение в бакалавриате завершается сдачей госэкзамена по специальности Почвоведение и защитой выпускной квалификационной работы, которая по решению Ученого совета факультета может быть как реферативной, так и экспериментальной.

Рис. 3. Перечень учебных практик (бакалавриат).

Индивидуальные планы магистрантов по магистерским программам (СДМ)

Автор: проф. Э. И. Гагарина

География и картография почв Авторы: доц. Л. С. Счастная, доц. Г. А. Касаткина

Физика почв Авторы: доц. О. Г. Растворова доц. А. И. Попов

Земельный кадастр и сертификация почв Автор: проф. Б. Ф. Апарин

Биология почв (совместно с кафедрой Агрохимии) Авторы: доц. Т. А. Банкина, доц. А. И. Попов

Химия почв Автор: проф. С. Н. Чуков

Экология почв Автор: проф. Б. Ф. Апарин

Рис. 4. Перечень авторских магистерских программ кафедры Почвоведения и экологии почв по направлению «Почвоведение».

После прохождения вступительных испытаний студенты поступают в магистратуру на одну из выбранных магистерских программ (рис. 4). Обучение происходит по индивидуальным учебным планам. Подготовка магистров включает дисциплины направления (ДНМ) (рис. 5), обязательные для всех магистрантов, и специальные дисциплины (СД), выбираемые студентами из утвержденных на кафедре авторских магистерских программ. В период обучения магистранты проходят научно-производственную, научно-исследовательскую и педагогическую практики. Завершается обучение в магистратуре защитой экспериментальной выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

• Иностранный язык

• Методология современного почвоведения

• Компьютерные технологии в науке и образовании

• Математические модели в почвоведении и агрохимии

• Теория почвообразовательного процесса

Дисциплины по выбору (ДВМ)

Рис. 5. Схема учебного плана

На кафедре работают: профессоры - Э. И. Гагарина, С. Н. Чуков, Н. Н. Матинян; доценты - Д. П. Андреев (до 2005 г.), Г. А. Касаткина, Н. Н. Федорова, А. И. Попов, А. В. Русаков (с 2005 г.); старшие преподаватели: О. Г. Растворова, Л. С. Счастная, С. Н. Лесовая, Е. В. Абакумов (с 2005 г.). В подготовке бакалавров и магистров почвоведения участвуют также научные сотрудники лабораторий биохимии почв и географии и генезиса почв отдела «Почвоведения» Биологического НИИ СПбГУ и докторанты М. А. Надпорожская и К. А. Бахматова.

В соответствии с традициями классического университета студенты еще на этапе подготовки выпускных квалификационных работ включаются в научные исследования кафедры. В рамках научной работы студенты участвуют в конкурсах грантов различных уровней. Лауреатами конкурсов грантов Мэрии Санкт-Петербурга стали: М. Коркка, Н. Иванова, К. Иванова. Грант «Соросовский студент» получил в 2001 г. Е. Абакумов. Победителями конкурса выпускных квалификационных работ Общества естествоиспытателей стали Е. Абакумов и К. Иванова. Именные стипендии Общества естествоиспытателей имени В. В. Докучаева имели М. Коркка, Н. Иванова, Е. Иванова. Студент М. Голубков в 2004 г. получил диплом первой степени на конференции молодых ученых в Московском государственном университете. Аспирант Е. Абакумов в 2003 г. получил грант Министерства образования РФ, а в 2004 г. - стипендию Президента РФ.

В последнее десятилетие в рамках Докучаевской школы генетического почвоведения сотрудниками кафедры почвоведения и экологии почв и Центрального музея почвоведения имени В. В. Докучаева разработана образовательная технология, направленная на создание оптимальной системы сквозного экологического образования, начиная с детей дошкольного возраста, с использованием традиционных и современных методов обучения. Технология включает в себя все элементы экологической образовательной программы по почвоведению (рис. 6) и взаимодействие между партнерами (рис. 7). Для реализации образовательной программы используются следующие средства и методы:

• создание специальных образовательных музейных экспозиций и выставок с использованием традиционных художественных средств и новых компьютерных технологий обучения;

I уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

Дошкольное образование

Красочные буклеты, книги

Видеофильм «Почва»

Дедуктивные средства

Экскурсии в Центральном музее почвоведения

Компьютерные игры

Среднее образование

Экскурсии в Центральном музее почвоведения

Видеофильм «Четвертое царство природы»

Учебник по почвоведению

Полевая тропа «Почвы - зеркало ландшафта»

Лекции, лабораторные занятия и спецкурс

Олимпиады. Конкурсы

Компьютерные игры

Повышение квалификации учителей

Высшее образование

Учебные курсы (бакалавриат, магистратура)

Работа с почвенными коллекциями

Почвенные экспедиции и полевые практики

Обучающие компьютерные программы

Видеофильмы «Почва - зеркало ландшафта», «В. В. Докучаев - к 150-летию...», «SOS - Спасите наши почвы»

Стандарты, программы, методики, учебники

Ежегодные Докучаевские молодежные чтения

Послевузовское образование

Аспирантура

Докторантура

Защита диссертаций на Ученом совете

Повышение квалификации преподавателей высшей школы

Рис. 6. Элементы образовательной программы по почвоведению.

• включение обучающихся в технологический процесс и их активное участие в развитии технологии обучения;

• создание автоматизированного банка данных фонда почвенных монолитов в Музее для информационно-аналитического обеспечения учебного процесса;

• аудиовизуальные средства;

• моделирование и макетирование.

Рис. 7. Партнеры по реализации образовательной программы в области почвоведения.

В технологии образования в области почвоведения особое место отводится аудиовизуальным средствам. В 1996-2004 гг. создана серия научно-популярных видеофильмов по почвоведению (научный консультант Б. Ф. Апарин): «В. В. Докучаев - к 150-летию со дня рождения», «Четвертое царство природы», «Почва» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста), «Почва - зеркало ландшафта», «SOS - спасите наши почвы», «Неизвестная земля предков». Фильмы используются при проведении экскурсий в Музее, а также на лекциях студентам вузов.

Важным элементом программы сквозного образования являются ежегодные Докуча-евские молодежные чтения - международные студенческие научные конференции. В организации и проведении Чтений непосредственное участие принимают сами студенты. Инициатива кафедры почвоведения и экологии почв и Центрального музея почвоведения имени В. В. Докучаева по проведению Чтений была поддержана Федеральной целевой программой «Интеграция». Первая из таких конференций «Кризис почвенных ресурсов» в ранге международной прошла в декабре 1997 г. Кроме докладчиков - студентов и аспирантов из 40 вузов и НИИ России, Белоруссии, Украины и Эстонии - на ней присутствовали приехавшие из Франции члены постоянной Комиссии по образованию при Международном союзе почвоведов - профессор Мирей Доссо и доктор Рабах Лахмар. В резолюции этой конференции отмечено, что подобные мероприятия весьма важны для формирования навыков научного мышления, апробации полученных начинающими исследователями материалов, научного общения студентов и аспирантов из разных регионов.

Создание на почвенном отделении и кафедре почвоведения и экологии почв системы сквозного образования по направлению Почвоведение, соответствующей международным образовательным стандартам в области подготовки специалистов высшей квалификации, обеспечивает возможность вхождения в единое образовательное пространство Европы согласно декларации Болонского процесса.

Summary

Aparin В. F., FedorovaN. N.. Schastnayci L. S. Training soil scientists at St. Petersburg (Leningrad) State University (history and the present).

Teaching soil science at St. Petersburg University is reviewed in the historical perspective beginning with the establishment of agriculture, forestry and trade accountancy department in 1836. The discipline «Agricultural domestic science» contained the first notions about soil, but students got more serious knowledge after listening to the course «Agronomy», which was read by S. M. Usov, F. V. Sovetov, N. P. Adamov, S. P. Kravkov in different years beginning since 1843. In the course «Agronomy» the section «Soil science» was stood out in 1882, but soil science became an independent discipline only in 1920. Improvement of teaching soil science at St. Petersburg University is connected with the names of P. A. Kostichev, V. V. Dokuchaev, S. P. Kravkov, V. N. Simakov.

The development of training specialists, soil scientists and soil scientists-agrochemistries for a period of70 years (1922-1994) is considered. Two-stage training bachelors and masters in the major of Soil science is given. End-to-end training scheme in the field of ecology, beginning with children of preschool and younger school age finishing with specialists of higher qualification is suggested.

Литература

1 .Докучаев В. В. Сочинения: В 8 т. Т. 7. М., 1953. 2. Полынов Б. Б. Роль Ленинградского университета в развитии науки о почве как отрасли естествознания // Избранные труды. М., 1956. С. 641-652. 3. Протоколы заседаний Совета императорского Санкт-Петербургского университета. СПб., 1870. 4. Симаков В. II., Трутнев А. Г., Хантулев А. А. Почвоведение и агрономия в университете // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 3. 1969. Вып. 1. С. 120-139. 5. Цыпленков В. П. История почвоведения в Санкт-Петербургском университете // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 3. 1996. Вып. 1 (№ 3). С. 11-23.

Статья поступила в редакцию 24 ноября 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.