Научная статья на тему 'Учебно-методический совет ПГСГА: к вопросу об управлении методической работой в вузе'

Учебно-методический совет ПГСГА: к вопросу об управлении методической работой в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / METHODOLOGICAL WORK / EDUCATION QUALITY / BEST PRACTICE / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мочалов Олег Дмитриевич, Кислова Наталья Николаевна

В статье рассматривается роль учебно-методического совета в организации методической работы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AND METHODOLOGY BOARD OF SAMARA STATE ACADEMY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES: METHODOLOGICAL WORK MANAGEMENT AT THE ACADEMY

The paper deals with the role of Education and Methodology Board in the methodological work implementation at the Academy.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический совет ПГСГА: к вопросу об управлении методической работой в вузе»

УДК 33(07)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПГСГА: К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ВУЗЕ

EDUCATION AND METHODOLOGY BOARD OF SAMARA STATE ACADEMY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES: METHODOLOGICAL WORK MANAGEMENT AT THE ACADEMY

© О.Д. Мочалов, H.H. Кислова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© O.D. Mochalov, N.N. Kislova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье рассматривается роль учебно-методического совета в организации методической работы

в вузе.

The paper deals with the role of Education and Methodology Board in the methodological work implementation at the Academy.

Ключевые слова: методическая работа; качество образования; передовой опыт; управление качеством.

Keywords: methodological work; education quality; best practice; quality management.

Эффективность методической работы - одного из важных направлений деятельности в вузе - обеспечивается грамотным ее управлением на трех уровнях: вузовском, факультетском и кафедральном. Функции управления методической работой на каждом уровне состоят в прогнозировании, планировании, организации, реализации (регулировании и координации) соответствующих мероприятий, учете, контроле и коррекции их.

Руководство методической работой на уровне вуза осуществляет ректор, как правило, через проректора по учебно-методической работе, на факультете - декан через заместителя декана по учебной работе и заведующих кафедрами, на кафедре - заведующий кафедрой.

В ПГСГА для управления методической работой созданы: на вузовском уровне - Учебно-методический совет, на факультетском уровне - учебно-методическая комиссия, на кафедральном уровне -методическая группа. Задачи и функции каждой их этих структур отражены в Положении о методической работе в ПГСГА.

Учебно-методический совет ПГСГА был впервые создан в 2003 году по решению Ученого совета вуза. елью его создания на тот период была координация всех видов учебной и методической работы в вузе, а также контроль учебно-мето-

дической деятельности факультетов, кафедр и иных структурных подразделений. В состав Учебно-методического совета вошли ведущие преподаватели ПГСГА. Основными результами его деятельности в первые два года стали разработка Концепции создания и развития информационно-образовательной среды до 2011 года; открытие хозрасчетной «Лаборатории субъектной самореализации и инновационных технологий»; разработка и утверждение иссии вуза и Политики в области качества; победа в конкурсе инистерства образования оссийской Федерации по проекту «Разработка методик и организационных механизмов проведения годичной педагогической практики» (руководитель Г.В. Стойкович).

Разработка в 2005 году новой концепции развития ПГСГА, внесение изменений в государственые образовательные стандарты высшего профессионального образования повлияли на изменение цели функционирования Учебно-методического совета. Ему было поручено координировать деятельность учебно-методических комиссий всех учебных подразделений вуза, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров, а также формирование единого информационно-образовательного пространства вуза.

Изменение функций Учебно-методического совета усилило его влияние не только на внутреннюю среду вуза, но и на внешнюю:

- совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса было осуществлено через разработку и внедрение в практику вуза Положения об учебно-методическом комплексе дисциплины;

- обсуждение технологий взаимодействия вуза с образовательными учреждениями Самарской области послужило причиной разработки, утверждения и внедрения Положения о присвоении образовательному учреждению статуса экспериментальной площадки ПГСГА;

- обобщение опыта ведущих вузов оссии по переходу на уровневое образование способствовало разработке и внедрению балльно-рейтинговой системы оценивания индивидуальных результатов обучения студентов ПГСГА, которая позже была автоматизирована и легла в основу модульно-рейтинговой системы подготовки студентов ПГСГА в условиях уровне-вой системы образования;

- обсуждение содержания, организации и контроля самостоятельной работы студентов различных факультетов вуза дало материалы для разработки Положения о самостоятельной работе студентов ПГСГА, внедренного в практику работы кафедр;

- анализ процедуры подготовки к итоговой государственной аттестации и оценивания результатов обучения выпускников привел к утверждению единых требований к оформлению дипломных работ по педагогике, к внедрению портфолио по педагогической практике и к содержательному пересмотру вузовского Положения об итоговой государственной аттестации;

- рассмотрение возможностей участия вуза в приоритетном национальном проекте «Образование» и в реализации

ациональной образовательной инициативы «Наша новая школа» формировало представление о месте вуза в регионе и стране, определяло направления взаимодействия с образовательными учреждениями Самарской области.

С 2011 года работа Учебно-методического совета была вписана в об-

щую стратегию развития вуза и стала кор-релироваться с теми приоритетными направлениями деятельности, которые вошли в Концепцию развития ПГСГА до 2017 года. Учебно-методический совет стал рабочим органом, обеспечивающим организацию, координацию, контроль и анализ всех форм учебно-методической деятельности структурных подразделений вуза. Изменение требований извне к подготовке специалистов, безусловно, повлияло на изменение задач и функций Учебно-методического совета, что сказалось не только на вопросах, выносимых в повестку его заседаний, но и на структуру. Необходимость более детального обсуждения вопросов практической подготовки студентов на уровне вуза привела к созданию секции руководителей практики (председатель - руководитель производственной практики); внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, потребовавших разработки единых учебных программ по дисциплинам базовой части на тех направлениях подготовки, которые стали многопрофильными (при наличии нескольких кафедр, отвечающих за реализацию одной или схожих дисциплин), послужило причиной создания секции заведующих кафедрами педагогики и психологии (руководитель - заведующий кафедрой). еше-ние руководства вуза о сертификации системы менеджмента качества и совершенствовании системы качества подготовки выпускников привело к организации секции менеджмента качества образования (руководитель - преподаватель кафедры управления и сервисных технологий). е-тодическое обеспечение содержания и организации образовательного процесса в вузе стало целью методической секции (руководитель - начальник учебно-методического управления). Обобщение опыта работы кафедр в области педагогики и методики послужило основой для выделения методической и педагогической школ ПГСГА, чья деятельность была регламентирована соответствующими положениями.

Каждая секция выполняет в составе Учебно-методического совета свои функции, а приоритетные в области методической работы задачи решаются совместно.

О.Д. Мочалов, Н.Н. Кислова

Например, изучение и распространение положительного опыта по внедрению инновационных образовательных технологий в учебный процесс коснулось деятельности всех секций Учебно-методического совета:

- на заседаниях методической секции - обсуждение вопроса об образовательном блоге как способе интерактивного взаимодействия со студентами в ходе образовательного процесса; о тенденциях развития дистанционных образовательных технологий на заочной форме обучения; о внедрении педагогических технологий в процесс обучения студентам основам медицинских знаний и концепций современного естествознания и др.;

- на заседании секции руководителей практики - обсуждение балльно-рейтинговой системы оценки результатов деятельности студентов в процессе прохождения учебной практики по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, а также рассмотрение инновационной модели практической подготовки будущих логопедов;

- на заседаниях секции заведующих кафедрами педагогики и психологии -презентация курса «Основы самоорганизации личности» на программах бакалавриата и обмен опытом по реализации современных образовательных технологий на занятиях по педагогике и психологии и инновационных технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов-бакалавров;

- на заседании секции системы менеджмента качества образования - рассмотрение вопроса об управлении самостоятельной работой студентов факультета физической культуры и спорта с позиции компетентностного подхода.

Учебно-методический совет вуза взял на себя разработку и внедрение нормативно-методических документов, касающихся различных направлений деятельности вуза в целом: это регулирование вопросов академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников ПГСГА; внедрение процедуры проверки на плагиат письменных работ обучающихся и научно-педагогических работников; установление требований к условиям создания социо-культурной

среды вуза; развитие и поддержание корпоративной культуры; соблюдение политики в сфере интеллектуальной собственности; определение положений кадровой политики и рейтинговой оценки деятельности кафедр и преподавателей вуза.

а Учебно-методический совет возлагается подготовка материалов для принятия членами Ученого совета решения по вопросам учебной и методической работы. Одним из таких важных поручений является проведение экспертизы готовности выпускающей кафедры и факультета к реализации нового направления подготовки (специальности) или нового профиля (специализации), с ходатайством об открытии которого кафедра выступает перед Ученым советом вуза.

ешения Учебно-методического совета нередко становятся основой для организации и проведения научно-методических конференций по вопросам совершенствования образовательного процесса в вузе. В частности, вопрос взаимодействия с работодателями по подготовке выпускников-учителей начал системно рассматриваться с 2009 года в рамках круглого стола «Вуз - школе». езультатом работы подобных круглых столов становится план мероприятий по совершенствованию практической готовности студентов к различным видам будущей профессиональной деятельности.

Обсуждение учебно- и научно-методических проблем на заседаниях Учебно-методического совета иногда является отправной точкой для формирования заказа на внутривузовские курсы повышения квалификации. Так, дискуссии вокруг внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения и модульно-рейтинговой системы подготовки студентов-бакалавров в вузе вызвали необходимость внести корректировки в программу повышения квалификации «Формирующая оценка как средство повышения качества подготовки студентов в условиях компе-тентностного подхода» (руководитель -доктор педагогических наук, доктор экономических наук, профессор Л.И. Фиш-ман). В частности, были выделены часы на формирование умения преподавателей соотносить образовательные результаты по дисциплине с заданиями по их формирова-

нию, разрабатывать критерии оценки этих результатов, и переводить все это в балль-но-рейтинговую систему.

Учебно-методический совет позволяет детальнее и глубже рассмотреть вопросы взаимосвязи науки и практики: регулярно на его заседаниях обсуждается внедрение результатов интеллектуальной деятельности преподавателей вуза в учебный процесс не только ПГСГА, но и образовательных учреждений города и региона.

Силами членов Учебно-методического совета и привлеченных специалистов осуществляется проведение внутривузов-ского конкурса на лучшее учебно-методическое издание года, нацеленного на развитие единого информационно-методического пространства вуза. Конкурс существует с 2010 года, в нем приняли участие более 40 изданий с различных кафедр вуза, победители конкурса получают поддержку для участия в процедуре получения реко-

мендации к внедрению от учебно-методических объединений вузов России.

Со временем меняется и формат проведения заседаний Учебно-методического совета: от подготовки и представления докладов - к обсуждению проблем в рамках круглого стола. Общая тема позволяет организовать обмен опытом разных кафедр вуза, а привлечение сторонних специалистов в конкретной области помогает прогнозировать влияние результатов методической деятельности кафедр на удовлетворенность подготовкой выпускников вуза.

Таким образом, деятельность Учебно-методического совета ПГСГА нацелена на поддержание качества подготовки выпускников вуза в соответствии с современными требованиями и потребностями заинтересованных сторон, а также на изучение межкафедрального опыта и опыта других вузов в решении вопросов учебной и методической работы.

Сведения об авторах

Олег Дмитриевич Мочалов, доктор исторических наук, доцент, ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: [email protected].

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 65/67.

Телефон: (846) 269-64-44.

Наталья Николаевна Кислова, кандидат филологических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе и качеству образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: [email protected].

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 65/67.

Телефон: (846) 269-60-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.