Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс по интегрированным дисциплинам как средство повышения качества подготовки специалистов в области информационного противоборства'

Учебно-методический комплекс по интегрированным дисциплинам как средство повышения качества подготовки специалистов в области информационного противоборства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TEACHING MATERIALS / CONCEPTUAL FRAMEWORK / AND MULTILAYERED SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Сергей Васильевич, Бояшова Светлана Анатольевна

Описана методика разработки учебно-методического комплекса по интегрированным учебным дисциплинам, входящим в образовательную программу подготовки специалистов в области информационного противоборства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев Сергей Васильевич, Бояшова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX AS MEANS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF PREPARATION OF EXPERTS IN THE FIELD OF AN INFORMATION CONFRONTATION

A method of elaboration of teaching materials for integrated disciplines which are included in the curriculum for coaching of information confrontation experts.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс по интегрированным дисциплинам как средство повышения качества подготовки специалистов в области информационного противоборства»

жающим специфику образования. Следует отметить, что создание системы стандартов, всесторонне регламентирующей деятельность субъектов образования, не является самоцелью. Данные стандарты направлены на совершенствование образовательного процесса и повышение качества подготовки конкурентоспособных специалистов. Главное сегодня заключается в том, что корреспондирование международных образовательных стандартов представляет собой механизм интеграции различных национальных образовательных систем. В данном случае речь не идет о единых международных образовательных программах.

По нашему мнению, национальные системы подготовки должны сохраняться в том виде, в каком конкретная страна считает нужным.

Речь идет о сопоставимости и на этой основе - о взаимном признании результатов обучения. В данном случае, мы говорим о том, что в глобальном образовательном пространстве создается общий для всех стран перечень современных квалификаций и компетенций, а любая национальная система может приводить свою квалификационную систему в соответствии с общим перечнем, а может не приводить. Суть здесь заключается в том, что только та страна, которая занимает лидирующие позиции на глобальном рынке знаний и компетенций, сможет обеспечить конкурентоспособность национального образования. Поэтому сегодня развивать систему национального образования, не учитывая общемировые тенденции, невозможно.

В завершении работы мы остановимся на тех нишах в глобальном образовательном пространстве, которые может занять российское образовательное сообщество.

1. Это - инновационное образование. В данном случае мы имеем в виду как функциональную и научную подготовку, так и подготовку специалистов, которые смогут обеспечить всю инновационную цепочку от идеи до внедрения.

2. Это - управленческое и бизнес образование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российское образование и вступление России в ВТО : возможные последствия // Высшее образование. - 2006. - № 4. - С. 27.

2. Рубин, Ю. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования / Ю. Рубин, А. Емельянов // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. -С. 28.

3. Сенашенко, В. ВТО и проблемы высшего образования // В. Сенашенко, Н. Володина // Высшее образование в России. - 2006. - № 2. - С.10.

4. http://www.kremlin.ru/articles/ConstMain.shtml Раздел первый, глава 2., статья 43. Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература», 2005.

5. http://www.aic.lv/ace/gats/jointdec.html

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ИНТЕГРИРОВАННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО

ПРОТИВОБОРСТВА

Сергей Васильевич Николаев, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Анатольевна Бояшова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский Государственный университет информационных технологий,

механики и оптики (ИТМО),

Санкт-Петербург

Аннотация

Описана методика разработки учебно-методического комплекса по интегрированным учебным дисциплинам, входящим в образовательную программу подготовки специалистов в области информационного противоборства

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, концептуальная модель, иерархическая система.

EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX AS MEANS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF PREPARATION OF EXPERTS IN THE FIELD OF AN

INFORMATION CONFRONTATION

Sergey Vasilevich Nikolaev, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Svetlana Anatolevna Boyashova, the candidate of pedagogical sciences,

The St.-Petersburg state university of information technologies, mechanics and optics,

St.-Petersburg

Abstract

A method of elaboration of teaching materials for integrated disciplines which are included in the curriculum for coaching of information confrontation experts.

Key words: teaching materials, conceptual framework, and multilayered system.

Отсутствие в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования такого направления, как «информационное противоборство», привело к необходимости включать его элементы в различные специальности, относящиеся к разным направлениям профессиональной подготовки. Эта проблема существенно затрудняет разработку целостной образовательной программы, позволяющей обеспечить необходимое качество подготовки специалистов в области информационного противоборства (ИП) [3]. Одним из возможных путей решения обозначенной проблемы является использование как в существующих, так и во вновь выбранных направлениях подготовки целостной системы информационно-методического обеспечения образовательного процесса - учебно-методического комплекса (УМК).

УМК по интегрированной учебной дисциплине включает в себя [2]: 1) цели обучения; 2) план учебной дисциплины; 3) описание содержания учебной дисциплины (или модуля); 4) учебные и учебно-методические пособия; 5) описание технологии образования; 6) описание методов и средств контроля (рис. 1).

Учебный план дисциплины ■*-

„ . ЦЕЛИ

Содержание дисциплины

Технология образования Учебно-методические пособия

Методы и средства контроля •*-*

Рис. 1. Структурированное содержание УМК

Цели обучения следует определять через результаты обучения (компетентност-ный подход к профессиональной подготовке). Они могут быть выражены в действиях, которые необходимо выполнять будущему специалисту. Одно из основных требований к формулировкам целей обучения заключается в определении индикаторов их достижения (рис. 2).

Обобщенные образовательные цели, определяющие направление подготовки специалистов

I

Уточненные обобщенные цели, определяющие направление подготовки специалистов по соответствующей специальности

1

Конкретизированные цели, определяющие направление предметной подготовки специалистов (цели изучения учебных дисциплин)

Рис. 2. Технологическая схема построения иерархической системы целей подготовки

специалистов

Учебный план дисциплины отражает содержательную и временную последовательность ее изучения. Основными критериями отбора содержания дисциплины являются: 1) научность; 2) полнота; 3) доступность.

Научность содержания [1] определяется как отношение фактической степени абстракции, на которой ведется преподавание, к степени абстракции, порождающей данный предмет:

кр = г, (0 - кв -4),

Т

где к в - коэффициент научности; вф - фактическая степень абстракции, на которой ведется преподавание; рт - степень абстракции, достигнутая в отрасли науки,

порождающей данный предмет.

Полнота содержания определяется как отношение числа элементов в структуре предмета к числу объектов в структуре науки:

N

к = -пр, к = Г0,7 - 0,81, п N п ь -1

где кп - коэффициент полноты; N - число элементов в структуре предмета; - число объектов в структуре науки.

Доступность содержания определяется уровнем обучаемости специалиста, т. е. исходным уровнем знаний, умений и навыков, приобретенных на более ранней ступени обучения, уровнем развития интеллекта, социальной активности и другими показателями.

В соответствие с современными требованиями все содержание интегрированной дисциплины следует разбить на модули, представляющие собой совокупность, охватывающую логически завершенный материал, реализующий достижение определенных результатов обучения. Для каждого модуля определяется объем всех видов учебных занятий, цели и задачи их проведения с учетом технологий обучения и оценивания учебных результатов. Структура модуля представлено в табл. 1.

Таблица 1

Цели обучения 1) обобщенные 2) уточненные 3) конкретизированные - определяется место среди др. дисциплин учебного плана, описывается, знаниями каких дисциплин должны овладеть обучающиеся для изучения данной дисциплины; - указывается назначение дисциплины, соотнесенное с общими целями образовательной программы, в т.ч. имеющими междисциплинарный характер.

Решаемые задачи 1) информативные 2) развивающие 3) организационные - описываются задачи для достижения целей дисциплины, например: «изучить материалы...» «сформировать у обучаемого систему понятий и представлений.», «выработать навыки применения.» и т.п., характеризующие знания, умения и навыки, которые необходимо приобрести.

Тема 1 Содержание темы (дидактические единицы, подлежащие усвоению обучающимися) - для дисциплины, включенной в федеральный компонент ГОС ВПО по специальности или направлению, описание темы должно быть составлено таким образом, чтобы в нее вошли соответствующие дидактические единицы, присутствующие в ГОС ВПО.

Тема 2 и т. д.

Образовательный процесс (ОП) в вузе обеспечивается учебно-методическими пособиями для обучающихся и преподавателей, классификация которых представлена в табл. 2.

В качестве дополнительной учебной и учебно-методической литературы рекомендуется использовать научные монографии, отчеты по научно-исследовательским работам (НИР), диссертации, дипломные работы, материалы научных конференций различных уровней, что стимулирует интерес к обучению, поддерживает и усиливает значение полученной информации из основных источников.

Технология обучения отражает совокупность методов и средств учебного про-

цесса, направленных на достижение запланированного результата.

Таблица 2

____________________Учебные и учебно-методические пособия________________________

Для обучающихся Для преподавателей

Базовый учебник Нормативно-правовые документы по управлению ОП в вузе

Основная литература по дисциплине Специальная научная литература, отражающая современные направления исследований в области базовой науки

Дополнительная литература по дисциплине Методические пособия по организации ОП и контролю качества его результатов

Интернет-ресурсы и др. электронные информационные источники по дисциплине Психологическая и педагогическая литература для преподавателей вузов

Справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные системы, программы, используемые при изучении дисциплины

Любая технология обучения базируется на научно-обоснованных концептуальных положениях педагогики, психологии и социологии, синтезирует практический опыт реализации образовательного процесса.

Примерный перечень основных педагогических технологий обучения и форм организации занятий отражен в табл. 3.

Таблица 3

Перечень педагогических технологий обучения и форм занятий_______________

Технологии обучения Форма обучения

• лекции; • практические занятия; • лабораторные работы; • семинары, • деловые игры; • круглые столы и др. • очная; • заочная; • дистанционная; • индивидуальные консультации; • групповые занятия; • самостоятельная работа и др.

Классификация и примерный перечень основных методов, средств и форм контроля по учебным дисциплинам представлены в табл. 4.

Результаты оценивания с применением различных методов и средств контроля могут быть представлены в различных шкалах, вместе с тем, итоговая оценка выставляется по четырехбалльной шкале с отметками: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Учебная программа, технологии и методики преподавания, учебные пособия, средства и методы контроля результатов должны иметь единую дидактическую и психологическую концепцию, чтобы в полной мере соответствовать психологическим закономерностям усвоения необходимых знаний, умений и навыков специалистом.

Полученная таким образом концептуальная модель УМК по интегрированной учебной дисциплине представляет собой результат эвристического моделирования. Этот метод исследования задач и выбора решения основан на интуитивном мышлении, логике, здравом смысле и педагогическом опыте. В процессе апробации происходит переход от эвристической к экономической модели УМК, которая используется в реальном учебном процессе.

Применение УМК, разработанного в соответствии с вышеизложенной методикой, обеспечивает эффективную и рациональную передачу научно-обобщенного опыта обучающимся, а его применение в педагогических системах позволяет перейти к научно-обоснованному управлению учением человека в условиях организованного обучения.

Таблица 4

Классификация и перечень основных методов, средств и форм контроля

Основание классификации Примерный перечень

По временному промежутку изучения дисциплины 1) текущий контроль; 2) итоговый контроль: - по модулю; - по дисциплине

По методу оценивания результатов 3) субъективное оценивание преподавателем или группой преподавателей (комиссией); 4) объективное оценивание (педагогические измерения)

По виду представление результатов 5) письменно; 6) устно; 7) с использованием тестовых бланков

По технологии проведения 8) контрольные работы; 9) написание эссе, в том числе по первоисточникам на иностранных языках; 10) доклады, рефераты, выступления; 11) отчеты по групповым и специальным проектам; 12) тестирование (в том числе компьютерное); 13) собеседование; 14) защита выполненных работ (лабораторных, курсовых и др. работ), 15) экзамен; 16) зачет; 17) комбинированная технология

Таким образом, внедрение УМК по интегрированным дисциплинам, разработанного на основе системного подхода, позволяет эффективно решить проблему повышения качества образования специалистов в области ИП в условиях отсутствия единого образовательного стандарта и специальной образовательной программы по данному направлению подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько, В.П. Методические рекомендации по проектированию процесса обучения. Ч. 1 / В.П. Беспалько. - М. : Изд-во Московского горного ин-та, 1977. - 96 с.

2. Бояшова, С.А. Рационализация предметного обучения в системе профессионального непрерывного образования ВМФ : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бояшова С.А. - СПб., 2004. - 28 с.

3. Николаев, С.В. Интегративный подход к подготовке специалистов в области информационного противоборства : монография / С.В. Николаев ; ВМИРЭ им. А.С. Попова. - Петродворец : [б.и.], 2006. - 260 с.

НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЕ

ПО ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРИЁМОВ В

АРМРЕСТЛИНГЕ

Владимир Иванович Павлов, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный медицинский университет (СГМУ),

Виктор Алексеевич Тарасов, доцент, заслуженный работник физической культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РФ,

Ольга Васильевна Панина, старший преподаватель,

Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ),

Саратов

Аннотация

В статье рассматривается проблема освоения спортсменами атакующих и оборонительных действий в армрестлинге.

Ключевые слова: армрестлинг, спортивная тренировка, индивидуальный стиль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.