Научная статья на тему 'Некоторые педагогические проблемы в тренерской работе по обучению технике соревновательных приёмов в армрестлинге'

Некоторые педагогические проблемы в тренерской работе по обучению технике соревновательных приёмов в армрестлинге Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМРЕСТЛИНГ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ARMWRESTLING / SPORTS TRAINING / INDIVIDUAL STYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Владимир Иванович, Тарасов Виктор Алексеевич, Панина Ольга Васильевна

В статье рассматривается проблема освоения спортсменами атакующих и оборонительных действий в армрестлинге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Владимир Иванович, Тарасов Виктор Алексеевич, Панина Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some pedagogical training problems in technical teaching of armwrestling emulative ways

In this article the problem of training process of attacking and defensive actions in armwrestling is discussing.

Текст научной работы на тему «Некоторые педагогические проблемы в тренерской работе по обучению технике соревновательных приёмов в армрестлинге»

Таблица 4

Классификация и перечень основных методов, средств и форм контроля

Основание классификации Примерный перечень

По временному промежутку изучения дисциплины 1) текущий контроль; 2) итоговый контроль: - по модулю; - по дисциплине

По методу оценивания результатов 3) субъективное оценивание преподавателем или группой преподавателей (комиссией); 4) объективное оценивание (педагогические измерения)

По виду представление результатов 5) письменно; 6) устно; 7) с использованием тестовых бланков

По технологии проведения 8) контрольные работы; 9) написание эссе, в том числе по первоисточникам на иностранных языках; 10) доклады, рефераты, выступления; 11) отчеты по групповым и специальным проектам; 12) тестирование (в том числе компьютерное); 13) собеседование; 14) защита выполненных работ (лабораторных, курсовых и др. работ), 15) экзамен; 16) зачет; 17) комбинированная технология

Таким образом, внедрение УМК по интегрированным дисциплинам, разработанного на основе системного подхода, позволяет эффективно решить проблему повышения качества образования специалистов в области ИП в условиях отсутствия единого образовательного стандарта и специальной образовательной программы по данному направлению подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько, В.П. Методические рекомендации по проектированию процесса обучения. Ч. 1 / В.П. Беспалько. - М. : Изд-во Московского горного ин-та, 1977. - 96 с.

2. Бояшова, С.А. Рационализация предметного обучения в системе профессионального непрерывного образования ВМФ : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бояшова С.А. - СПб., 2004. - 28 с.

3. Николаев, С.В. Интегративный подход к подготовке специалистов в области информационного противоборства : монография / С.В. Николаев ; ВМИРЭ им. А.С. Попова. - Петродворец : [б.и.], 2006. - 260 с.

НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЕ

ПО ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРИЁМОВ В

АРМРЕСТЛИНГЕ

Владимир Иванович Павлов, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный медицинский университет (СГМУ),

Виктор Алексеевич Тарасов, доцент, заслуженный работник физической культуры

РФ,

Ольга Васильевна Панина, старший преподаватель,

Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ),

Саратов

Аннотация

В статье рассматривается проблема освоения спортсменами атакующих и оборонительных действий в армрестлинге.

Ключевые слова: армрестлинг, спортивная тренировка, индивидуальный стиль.

SOME PEDAGOGICAL TRAINING PROBLEMS IN TECHNICAL TEACHING OF ARMWRESTLING EMULATIVE WAYS Vladimir Ivanovich Pavlov, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Saratov state medical university,

Victor Alekseevich Tarasov, the senior lecturer, the deserved worker of physical training of

the Russian Federation,

Olga Vasilevna Panina, the senior teacher,

The Saratov state agrarian university it. N.I. Vavilov,

Saratov

Abstract

In this article the problem of training process of attacking and defensive actions in armwres-tling is discussing.

Keywords: armwrestling, sports training, individual style.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из проблем в обучение армрестлингу является овладение правильной техникой приёмов борьбы на руках. Педагогическая практика преподавательской и тренерской работы (более 20 лет) показывает, что, чем выше техника согласованности движений того или иного элемента соревновательной борьбы на первоначальном этапе овладения им, тем быстрее идёт её совершенствование. Правильность, точность и надёжность освоения техники движений во многом зависит от уровня развития психофизических процессов (психомоторных реакций, восприятия, представлений, мышления и внимания, зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений), которые участвуют в регуляции движений, специфичных для каждого вида спортивной деятельности. В свою очередь, память на движение (моторная память) позволяет спортсмену накопить, сохранить и произвольно воспроизвести через движение определенный объем информации. Данный факт является основой обучения любому движению, позволяя совершенствоваться и повышать мастерство в избранном виде спорта. При подготовке участников к соревнованиям практически по всем силовым видам спорта тренеру необходимо решать ряд проблем, одна из них - обучение специальным приёмам и техническому мастерству. Кроме того, каждый тренер использует «свою» методику тренировок, не всегда грамотно обоснованную. В данной статье мы постарались дать основные представления о мышечно-двигательных ощущениях, согласованности технических действий, и их роли в овладении техникой борьбы на руках. Любое техническое действие армрестлера начинается с тактильных ощущений. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных клеток отмечается на кожной поверхности пальцев рук, ладонях, подошвах ног. Пороги тактильной чувствительности кожи не остаются постоянными, они изменяются в зависимости от растяжения кожи, периферических влияний со стороны возбужденных механорецепторов окружающих участков, а также от влияний симпатической нервной системы. При овладении и выполнении борцами на руках действий в процессе тренировки важную роль играют кине-стезические ощущения, которые с помощью проприорецепторов контролируют движение и положение отдельных частей тела. Рецепторы мышечно'-двигательных ощущений расположены в мышцах и сухожилия. Раздражение в этих рецепторах возникает под влиянием растяжение и сокращение мышц во время смены различных положений тела. Через них армрестлер получает информацию о сопернике (положении тела в пространстве, силе, скорости, траектории движений частей тела), что позволяет ему координировать свои атакующие и защитные действия. По-существу, чтобы успешно выступать на соревнованиях, спортсмен должен владеть рациональной техникой выполнения упражнения, понимая его медико-физическую сущность, должен быть оснащен современной экипировкой, спортинвентарем, хорошо подготовлен функционально и здоров [1]. Цель исследования - разработать педагогическую модель обуче-

ния технике соревновательных движений в борьбе на руках. Задачи исследования -определить наиболее значимые требования к согласованности двигательных действий рук, ног и туловища во время схватки.

МЕТОДИКА

Исследования включали в себя педагогический эксперимент продолжительностью более шести лет с использованием экспериментальной модели обучения согласованному взаимодействию частей тела борца на руках. Учебно-тренировочные занятия и соревнования по армрестлингу проходили в условиях спортивного зала. В исследовании участвовали члены сборных команд Саратовского медицинского университета (СГМУ) и Саратовского аграрного университета (СГАУ), 58 студентов и аспирантов (30 юношей и 28 девушек). При анализе учебных и соревновательных поединков (всего более 3000 схваток) были выявлены следующие наиболее значимые факторы и требования к технике согласованности соревновательных движений в борьбе на руках. Во-первых, успех тренировочного процесса в армрестлинге зависит от наличия объективных и субъективных факторов. Объективным фактором являются условия, в которых проходит учебно-тренировочный процесс (спортивная база, инвентарь, постановка психолого-педагогической работы и др.). Субъективный фактор - это согласованность двигательных навыков, и чем лучше она сформирована у спортсмена, тем выше его индивидуальное мастерство. Во-вторых, в процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык [2].

Проблема состоит в том, что быстрый переход от оборонительных действий к атакующим приёмам и наоборот приводит к тому, что мышечно-суставные двигательные действия у спортсмена теряют согласованность. Для решения данной проблемы на кафедре физического воспитания Саратовского медицинского университета была разработана многоступенчатая система совершенствования техники согласованности соревновательных приёмов. Техника борьбы разделяется на базовую и дополнительную, образуя «ступени» освоения согласованности соревновательных приёмов. На первой ступени складывается образ завершенного действия, служащий для спортсмена эталоном в управлении движением. На второй ступени, активизируя моторную память, тренер с помощью объяснения и показа знакомит спортсмена с новым дополнительным техническим приёмом (пронация кисти, изменение угла между плечом и предплечьем, перемещение локтя по столу и др.). При этом учитываются основные принципы обучения: последовательность, постепенность, от простого к сложному и т.д. Изучаемый материал за одну тренировку состоит из двух-трех технических приёмов (индивидуальный выбор биомеханических действий для атакующих и оборонительных приёмов). Обязательным остается то, что спортсмена необходимо заинтересовать и увлечь тренировочным процессом. Положительный фон на тренировке просто необходим, иначе активизируется процесс «затухания» и произойдет уход из секции. Тренировки мы предлагаем проводить от трех до пяти раз в неделю.

В спаррингах упор делался на создание и использование преимущества положения углов плеча, предплечья, кисти, ног и всего тела, что позволяло спортсмену совершенствовать взаимодействие всех частей тела для борьбы. При этом тренер в процессе спаррингов на тренировке, а рефери - на соревнованиях должны очень внимательно следить за использованием тех опасных положений (визуальный контроль над действиями соперника, правильное выполнение требований тренера и рефери), которые могут повлечь за собой травму рук и других частей тела спортсменов, а также запрещать провоцирование такой ситуации. Они обязаны в таких случаях дать команду «Стоп!» и объявить нарушителю предупреждение. Спортсмену, получившему два предупреждение, засчитывается поражение [3].

Важно учитывать, что порог чувствительности у различных спортсменов в за-

висимости от готовности существенно отличается. Тренируя и адаптируя организм к борьбе на руках, у армрестлеров нередко возникают боли в мышцах, суставах и костях, они на волевых усилиях терпят эту боль и, как следствие, снижают болевую чувствительность к раздражителю. Но, в то же время, чрезмерная адаптация к болевым ощущениям имеет и отрицательные моменты, так как это может привести к тяжелым травматическим повреждениям в суставах, мышцах и костях (растяжения, разрыв мышц и связок, трещины и переломы костей). В то же время необходим четкий контроль за своим «боевым весом тела» в течение всего многолетнего учебнотренировочного процесса и соревнований. Спортсмен, который не следит за своим весом, дорого за это расплачивается. Стрессовая ситуация может возникнуть непосредственно и на взвешивании за 2 часа перед соревнованиями когда обнаруживается лишний вес (0,5-2 кг). Здесь, не считаясь со своим здоровьем, спортсмен начинает «сгонять» лишние граммы, а нередко и килограммы, в ход идут и фармакологические средства. Такое «вхождение» в свою весовую категорию оказывает сильное отрицательное воздействие на психическое состояние спортсмена, его работоспособность, общее функциональное состояние организма и в конечном итоге, как правило, негативно сказывается на результате выступления в соревнованиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Подводя итоги работы, позволим высказать мнение о том, что каждому спортсмену необходимо развивать индивидуальную технику борьбы. Её совершенствование в процессе тренировки во многом зависит от правильного сочетания специальной психофизической подготовки и моторной памяти армрестлера. При формировании соревновательных действий у борцов на руках важно выделять и тренировать два основных вида запоминания (механическое и смысловое). Механическое запоминание характеризуется тем, что спортсмен усваивает пространственно-временные параметры действий визуально по показу. Смысловое запоминание характеризуется анализом техники и тактики борьбы. Спортсмены-новички, механически осваивающие один из способов борьбы, как правило, плохо реагируют на быстро изменяющиеся ситуации, созданные соперником. Смысловое восприятие и согласованность соревновательных приёмов к спортсмену приходит позже, с накоплением практического багажа в борьбе с соперниками различного уровня и ранга.

ВЫВОДЫ

1. С опытом соревновательной борьбы армрестлер начинает задумываться о рациональности и согласованности в своих действиях (тактика и стратегия), анализирует их и пытается создать что-то свое новое - прием атаки или способ защиты.

2. Внедрение многоступенчатой методики обучения техническим приёмам в борьбе на руках позволило спортсменам Саратовского медицинского университета и Саратовского аграрного университета, участвуя в областных зональных и всероссийских соревнованиях по армрестлингу, становиться победителями и призерами. В Спартакиаде вузов Саратовской области команда СГМУ семь раз занимала 1 место (1998, 1999, 2002, 2004, 2005, 2006, 2007 г.г.), два раза 2 место (2000, 2001 г.г.), два раза 3 место (2003, 2008 г.г.). Команда девушек СГАУ пять раз подряд становилась чемпионом среди вузов Саратовской области (2003-2008 г.г.). В 2007 году сборные команды юношей и девушек СГАУ стала чемпионом 3-х зональных студенческих игр вузов Приволжского Федерального округа Минсельхоза России, а сборная команда СГМУ стала бронзовым призером по армрестлингу на спортивном фестивале вузов Приволжского Федерального округа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бельский, И.В. Системы эффективной тренировки : Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг / И.В. Бельский. - Минск : ООО «Вида-Н», 2003. - 352

с.

2. Дубровский, В. И. Биомеханика і учеб. для сред. и высш. учеб. заведений I В.И. Дубровский, В.Н. Федеорова. - М. : Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. - 669 с. : ил. - (Учебник для вузов).

3. Правила проведения соревнований. Армспорт. 8-я Конференция Российской ассоциации армспорта. - М. : [б.и.], 1998. - 10 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ГИДРОРЕАБИЛИТИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ ПОЯСНИЧНО-КРЕСТЦОВЫМ ОСТЕОХОНДРОЗОМ

Андрей Александрович Петров, кандидат педагогических наук, доцент,

Мария Сергеевна Чаруйская, аспирант,

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК),

г. Великие Луки

Аннотация

В работе раскрыты вопросы организации и проведения занятий с женщинами, страдающих пояснично-крестцовым остеохондрозом. Представлена краткая характеристика используемых средств и методических особенностей программы каждого этапа, учитывающей преимущественное поражение эфферентных или афферентных волокон смешанных периферических нервов, выявленное по данным электронейромиографического исследования.

Ключевые слова: гидрореабилитирующая программа, пояснично-крестцовый остеохондроз, поражение смешанных периферических нервов.

METHODICAL FEATURES OF HYDROREHABILITATION PROGRAM MAKING FOR THE WOMEN OF MATURE AGE, SUFFERING FROM THE LIMBO-SACRAL OSTEOCHONDROSIS

Andrey Aleksandrovich Petrov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Maria Sergeevna Charujskaja, the post-graduate student,

Velikie Luki state academy of physical training and sports,

Velikie Luki

Abstract

The technology of organization and conducting of the lessons with the female, suffering from the limbo-sacral osteochondrosis are opened. The short characteristic of used methods and methodical features of the program of each stage considering the preference of affection of efferent or afferent fibres mixed peripheral nerves revealed by data of EMG is presented.

Keywords: hydro-rehabilitation program, limbo-sacral osteochondrosis, mixed peripheral nerves affection.

ВВЕДЕНИЕ

В основе остеохондроза позвоночника лежат раздражение или компрессия спинномозговых нервові эфферентных и афферентных, исходящих из поясничного и крестцового сегментов спинного мозга. Следствием этого являются болевые ощущения, снижение чувствительности, а также двигательные и чувствительные нарушения, при которых наблюдаются атрофия мышц нижних конечностей. Поэтому представляется перспективной задача целенаправленного воздействия на пораженные нервные волокна смешанных периферических нервов посредством использования специальных комплексов упражнений в воде с целью восстановления поврежденных функций у женщин зрелого возраста, страдающих пояснично-крестцовым остеохондрозом, и профилактики обострений данного заболевания.

Несмотря на все многообразие восстановительных мероприятий с использованием средств физической реабилитации в водной среде, вопрос дифференцированного подхода в профилактике остеохондроза с учетом преимущественного поражения афферентных или эфферентных нервных волокон смешанных периферических нервов до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.