УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Журнал ГрГМУ 2006 № 3
УДК 614.8:355(07)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТОКСИКОЛОГИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ РАДИАЦИОННОГО И ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ ГрГМУ В.М. Ивашин
УО «Гродненский государственный медицинский университет»
В статье рассматривается значение учебно-методического комплекса в преподавании токсикологии. Ключевые слова: значение, учебно-методический комплекс, преподавание, токсикология. The article concerns the importance of educational complex in teaching Toxicology.
Key words: importance, educational complex, teaching, Toxicology._
Возросшие требования к уровню подготовки врачей для Вооруженных Сил Республики Беларусь требуют новых подходов организации учебного процесса и методических новаций на военных кафедрах медицинских университетов. Если в недавнем прошлом основные усилия в организации учебного процесса и методики преподавания на военной кафедре нашего вуза были направлены на приобретение студентами основ теоретических знаний в области военной медицины, то в настоящее время большее значение придается получению студентами прочных практических навыков и умений в объеме требований Программы.
В преподавании токсикологии экстремальных ситуаций и медицинской защиты от радиационных и химических поражений мы внимательно следим за всеми публикациями в военной периодической печати, посвященными опыту войск и военно-учебных заведений в изучении, разработке и применении прогрессивных методик преподавания. Эти материалы дают нам много полезного. [ 1 ]
Среди факторов, определяющих эффективность учебно-воспитательного процесса, центральное место занимает уровень методики преподавания, ее соответствие современным требованиям, целям и задачам обучения, психофизиологическим особенностям познавательной деятельности студен-тов.[3,4] Достижению высокого уровня методического обучения, как было отмечено комиссией смотра - конкурса военных кафедр в 2005 году, в значительной мере способствуют разработанные на военной кафедре нашего университета учебно - методические комплексы.
Учебно - методические комплексы разработаны с целью повышения качества образовательного процесса, полноты учебно-методического обеспечения по учебным дисциплинам на военной кафедре Гродненского государственного медицинского университета.
Учебно-методические комплексы необходимы и предназначены для обеспечения целостности учебного процесса, повышения роли контролируемой самостоятельной работы студентов.
Учебно-методический комплекс представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретному предмету, создаваемую для наиболее полной реализации целей и задач, изложенных в типовой учебной программе по данной дисциплине. [4]
С целью обмена опытом предлагаем примерную структуру учебно-методического комплекса
по токсикологии экстремальных ситуаций и медицинской защите от радиационных и химических поражений:
- программа дисциплины:
а) типовая;
б) рабочая;
- методические рекомендации для студентов: темы практических занятий, лабораторные работы, темы итоговых занятий, контрольные вопросы и содержание каждого занятия, рекомендуемая обязательная и дополнительная литература к каждому занятию, ситуационные задачи по теме, обучающие и контролирующие электронные программы;
- информационный банк по дисциплине: учебники, курсы лекций, учебно-методические пособия, методические рекомендации, дополнительная литература, перечень наглядных пособий: таблицы, схемы, видео- аудио материалы, кинофильмы и др.;
- обучающие и контролирующие компьютерные программы [2];
- перечень навыков, умений, манипуляций;
- перечень тестов к экзамену;
- перечень экзаменационных вопросов для устного собеседования;
- критерии оценок знаний студентов по устному собеседованию, тестированию, практическим навыкам.
Учебно-методический комплекс может быть издан или представлен совокупностью документов в папке.
Таким образом, учебно-методический комплекс помогает как опытному преподавателю, так и начинающему педагогу в освоении методики преподавания военно-медицинских дисциплин.
Литература
1. Ивашин В.М. Разработка и внедрение передовых методик при проведении занятий со студентами по токсикологии экстремальных ситуаций и медицинской защите. /В.М.Ивашин, В.А.-Шпаковский, А.Н.Глебов
// Проблемы и перспективы высш. мед. образов.: мат-лы межрегион. Учеб.-метод. Конфер.- Витебск, 2000. - С.299-300
2. Оптимизация и совершенствование программированного кон-
?роля по предметам военной подготовки на военной кафедре родненского госмедуниверситета. /В.М.Ивашин и др.//Пробл. и перспективы высш. мед. образов.: мат-лы межрегион. учеб.-метод.конф. - Витебск, 2000.- С.301.
3. Пути повышения профессионального мастерства преподавателей военных кафедр медицинских ВУЗов. /В.М.Ивашин и др.// Проблемы и персп.: мат-лы межрегион. учеб.-метод. конф.-Витебск, 2000. - С.300-301.
4. Ивашин В.М. Значение частных методик преподавания токсикологии в системе военно-медицинской подготовки студентов/ В.М.Ивашин, А.Н.Глебов, И.И.Прохоров//мед.образование 21в: сб. мат-лов 3 межд.науч. конф.- Витебск, 2004. - С. 705-707.
Поступила 23.01.06