УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Журнал ГрГМУ 2006 № 1
УДК 614.8: [378.147-335:654.93]:355
ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ТЭС И МЗ ОТ РХП С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИК И ЭЛЕМЕНТОВ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ ГРОДНЕНСКОГО ГОСМЕДУНИВЕРСИТЕТА В.М.Ивалмн, А.Н. Глебов, В.Н.Корабач УО «Гродненский государственный медицинский университет»
В статье рассматривается роль и значимость информационно-коммуникационных технологий и дистанционного обучения в подготовке офицера медицинской службы.
Ключевые слова: роль, значимость, информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, подготовка, офицер медицинской службы.
The article concerns the significance of information and communication technologies as well as distanœ education in the training of a Medical Service officer.
Key words: significance, information and communication technologies, distance education, training, Medical Service officer.
Внедрение информационно-коммукационных технологий (ИКТ) в нашей стране предусматривает развитие инфраструктуры научно-образовательной сети UNIBEL и предоставления доступа к ней ВУЗам, создание электронного сообщества и интеграции на базе электронных библиотек, разработку и внедрение в практику учреждений образования технологии дистанционного обучения (ДО).[3]
Одним из наиболее эффективных методов внедрения информационно-коммуникационных технологий является использование методик и элементов дистанционного обучения.
Дистанционное обучение - это процесс передачи знаний от преподавателя, процесс получения знаний обучаемым.
Таким образом, дистанционное обучение - это система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных элементов, включающих в себя нормативное, учебно-методическое, программное, техническое и кадровое обеспечение их взаимодействия в информационно-образовательной среде на основе реализации дистанционного обуче-ния.[3]
В системе дистанционного обучения различают кейсовую и сетевую дистанционные технологии.
При обучении студентов на курсе ТЭС и МЗ от РХП военной кафедры УО «ГрГМУ» применяется система дистанционного обучения [1, 2]
- учебные электронные издания;
- компьютерные обучающие системы ;
- учебные аудио и видеоматериалы - около десяти видеофильмов по темам ТЭС и МЗ от РХП;
- обучающие и контролирующие тесты по семи темам;
- тесты промежуточного и итогового контроля знаний.
Все материалы: учебные, методические, электронные программы, вопросы к зачету, билеты на экзамен, ситуационные задачи - сгруппированы в
«Учебно-методический комплекс» по ТЭС и МЗ от РХП, что облегчает работу преподавателю в подборе материалов (учебных, методических) к конкретному занятию.
Элементы дистанционного обучения применяются как во время практических занятий по ТЭС и МЗ от РХП, так и в часы контролируемой самостоятельной работы студентов на кафедре, в библиотеке, дома.
Преподавательский состав кафедры широко использует на лекциях, семинарских и практических занятиях аудио - видео - учебно-информационные материалы, учебно-методические пособия для студентов. Кроме того, на практических и лабораторных занятиях используются у нас тренажеры, проведение экспериментов на лабораторных животных с использованием имитаторов ОВ и СДЯВ [1, 2].
После изучения программы цикловым методом с целью контроля знаний обучающихся мы проводим зачетные занятия, экзамены трехступенчатым методом:
- компьютерное тестирование по всему программному материалу;
- практические навыки (работа на приборах, тренажерах);
- собеседование со студентами по билету. Таким образом, применение новых форм обучения, создание учебно-методических комплексов, трехступенчатая система контроля знаний на зачете или экзамене способствуют более высокой подготовке будущего офицера медицинской службы.
Литература
1. Ивашин, В.М. Обучающие программы по военной токсикологии и медицине катастроф/В.М.Ивашин, В.В.Маршалов, О.А.Бармин//Общие проблемы информатизации здравоохранения. - Минск, 1992 - С.95.
2. Флюрик, С.В. Обучение на воен. каф. студ.-заочн. фак-та мед. сестер с высш. образованием//С.В.Флюрик, В.Н.Корабач, В.М.Ивашин//Мед. образование 21 века: сб.мат-ов межд. конф.
- Витебск, 2004. - С. 698-699.
3. Шварц, Ю.С. Возможность дистанционного обучения в военном образовании/Ю.С.Шварц// Вестник военной академии Республики Беларусь.- 2004. - №2 (3). - С.105-108.