Научная статья на тему 'Формы и методы преподавания медицины экстремальных ситуаций на военной кафедре'

Формы и методы преподавания медицины экстремальных ситуаций на военной кафедре Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
123
13
Поделиться
Ключевые слова
ВОЕННАЯ КАФЕДРА / МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ / ТОКСИКОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Ивашин В. М., Флюрик С. В.

В статье рассмотрена методика преподавания медицины экстремальных ситуаций на военной кафедре и пути решения проблем, возникающих при этом.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Ивашин В.М., Флюрик С.В.,

FORMS AND METHODS OF EMERGENCY MEDICINE TEACHING AT THE RESERVE-OFFICER TRAINING DEPARTMENT

The article concerns methods of emergency medicine teaching at the Military Department and ways of solving the problems arising in it.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формы и методы преподавания медицины экстремальных ситуаций на военной кафедре»

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Журнал ГГМУ 2004 № 3

УДК 61:355/.359:378.147):(614.88+615.9

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ

В.М. Ивашин, С.В. Флюрик

УО «Гродненский государственный медицинский университет»

ИВАШИН Василий Михайлович - доцент военной кафедры, полковник мед. службы, к.м.н.

ФЛЮРИК Сергей Владимирович - преподаватель военной кафедры, майор мед. службы

В статье рассмотрена методика преподавания медицины экстремальных ситуаций на военной кафедре и пути решения проблем, возникающих при этом.

Ключевые слова: военная кафедра, медицина катастроф, токсикология экстремальных ситуаций. The article concerns methods of emergency medicine teaching at the Military Department and ways of solving the problems arising in it.

Key words: Military Department, disaster medicine, emergency toxicology.

Преподавание «Медицины экстремальных ситуаций», включающей в себя «Медицину катастроф» и «Токсикологию экстремальных ситуаций и медицинскую защиту от радиационных и химических поражений», имеет особое значение в настоящее время. ООН объявила о Международном десятилетии борьбы со стихийными бедствиями и катастрофами, так как на последние 20 лет столетия приходится до 40% различных чрезвычайных ситуаций. В связи с этим Советом Министров Республики Беларусь принято Постановление № 495 от 10.04.2001 года «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Согласно этому постановлению, в систему ГС ЧС включены организации и подразделения экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения. Поэтому на 3 курсе обучения в медицинских вузах республики введен предмет «Медицина катастроф», а на 4 курсе «Токсикология экстремальных ситуаций и медицинская защи-

та от радиационных и химических поражений». Однако мы считаем преподавание «Медицины катастроф» на 3 курсе медицинского вуза преждевременным. Эту дисциплину целесообразно было бы изучать на 5-6 курсах, когда у студентов накопится определенный фундамент клинических знаний по «Организации и тактике медицинской службы», «Токсикологии экстремальных ситуаций и медицинской защите от радиационных и химических поражений», «Военно-полевой хирургии», «Военно-полевой терапии» и «Военной эпидемиологии».

Студенты после 2 курса ещё не знакомы с организацией здравоохранения, основами клинических и большинства теоретических дисциплин; объемом и содержанием различных видов помощи (1 -ой врачебной, квалифицированной и специализированной); медицинской сортировкой; организацией санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Они испытывают затруднения, в силу общей неподготовленности, грамотно оценивать

Журнал ГГМУ 2004 № 3

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

сложную медико-тактическую обстановку, складывающуюся при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях, и принимать правильные решения в роли командно-начальствующего состава различного уровня. Поэтому преподавательскому составу нужно приложить немало усилий, чтобы устранить данный пробел, постоянно искать и совершенствовать формы и методы проведения занятий, активизировать учебный процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно Постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 39 от 25.06.2002 г. «Об утверждении перечня медицинских работников, привлекаемых к оказанию медицинской помощи в экстремальных ситуациях», медицинским работникам всех уровней придется проводить сложные и ответственные мероприятия по оказанию всех видов медицинской помощи пострадавшему населению, участвовать в эвакуационных и других мероприятиях. При изучении темы «Защита населения в ЧС», кроме теоретического рассмотрения принципов и способов защиты населения, обязательно с каждой учебной группой проводим занятия в убежищах предприятий, где студенты практически знакомятся с организацией защиты рабочих и служащих, объектов народного хозяйства, содержанием и использованием защитных средств в условиях повседневной жизни, хранением и порядком выдачи средств индивидуальной защиты.

Один из способов защиты населения - эвакуацию в загородную зону - разбираем на макете местности, установленном в классе, применительно к реально планируемой эвакуации сотрудников и студентов университета. Кроме того, для контроля усвоения знаний по данной теме используем компьютерный контроль. На занятиях по общему разделу демонстрируем цветные диафильмы и 12 видеофильмов, среди них такие как : «Природные катастрофы», «Аварии на химических и радиационных предприятиях», «Радиометрический и дозиметрический контроль» и др. При изучении тем медицинского профиля широко используем такую форму обучения как реферирование научной литературы по наиболее важным проблемным вопросам с последующим заслушиванием и обсужде-

нием. С частью рефератов (лучших) студенты в последующем выступают на студенческих научных конференциях.

При проведении семинарских занятий главной целью считаем выработку студентами на основе анализа изученного материала собственных взглядов на проблему и путей её решения.

В результате размышлений и рассуждений совместно с товарищами и преподавателем происходит не усвоение готовой истины, а, в некотором смысле, её открытие.

Кроме реферативных сообщений используем и другие приемы и методы работы на семинаре: обсуждение проблемы в микрогруппах (3-4 человека) и дискуссии между этими группами; игровые и состязательные (группа против группы, кто ответил лучше на поставленный вопрос или взаимная постановка вопросов студентами по изучаемой теме). Все это оживляет и активизирует работу студентов, развивает мышление и творчество. При проведении лабораторных занятий по «Токсикологии экстремальных ситуаций и медицинской защите от радиационных и химических поражений», т.т № 5 и 6 («Отравление ОВ общеядовитого и удушающего действия»), проводится экспериментальная студенческая работа затравки лабораторных животных с наблюдением клиники и оказания реанимационных мероприятий и антидотного лечения.

Кроме того, при изучении темы «Оценка обстановки при возникновении ЧС» рассматриваем ситуацию, которая может возникнуть при аварии на Гродненском ПО «Азот», где может находиться до 20 000 тонн сжиженного аммиака. Рассматриваем сигналы и схему оповещения населения города Гродно и маршруты выхода населения в безопасные места. В ходе этих занятий студенты оценивают медицинскую обстановку, принимают и докладывают свои решения.

Таким образом, принятая методика преподавания, знания, показываемые студентами на зачете, позволяют сделать вывод, что студенты в основной своей массе усваивают теоретический материал и приобретают необходимые практические навыки, предусмотренные программой.