Научная статья на тему 'Обучение студентов на кафедре экстремальной и военной медицины'

Обучение студентов на кафедре экстремальной и военной медицины Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов на кафедре экстремальной и военной медицины»

Т. 14, № 3, 2009

Вестник Ивановской медицинской академии

51

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ И ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ

Колесниченко П.П., кандидат медицинских наук,

Степович С.А.*, кандидат медицинских наук

Кафедра экстремальной и военной медицины ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава», 153012, Иваново, Ф. Энгельса, 8

* Ответственный за переписку (corresponding author): тел.: (4932) 32-64-76.

Ключевые слова: медицина катастроф, гражданская оборона, обучение, профессиональная подготовка.

Конец XX века ознаменовался целой серией крупнейших в истории человечества техногенных (антропогенных) и природных катастроф, повлекших за собой многочисленные жертвы и разрушения. Непродуманные экономические и политические реформы конца 90-х годов, утрата обществом социально-нравственных ориентиров привели к резкому снижению уровня жизни. Общество столкнулось с такими уродливыми явлениями, как терроризм, бандитизм.

Вместе с тем, анализ работы службы медицины катастроф со всей очевидностью свидетельствует о том, что особенности возникновения меди-ко-санитарных последствий различных чрезвычайных ситуаций и организация ликвидации этих последствий требуют серьезной специальной подготовки медицинских кадров по проблемам лечебного, эвакуационного, санитарно-противо-эпидемического обеспечения, защиты спасателей и населения от воздействия неблагоприятных радиационных, химических, биологических, физических и психоэмоциональных факторов. Медицинские специалисты должны обладать знаниями и умениями по организации и проведению работ в экстремальных ситуациях - при выявлении большого числа пораженных в предельно короткий временной промежуток на фоне резкого ухудшения санитарно-эпидемической обстановки, дефицита сил и средств медицинской службы. Кроме того, особенностью работы медицинского персонала в чрезвычайных ситуациях является то, что очень часто приходится иметь дело с патологией, которая почти не встречается в штатных ситуациях мирного времени (радиационные поражения, поражения боевыми химическими

или аварийными опасными химическими веществами, особо опасными инфекциями).

Вот почему в нашей стране в последнее время стало уделяться большое внимание вопросам подготовки специалистов по медицине катастроф и гражданской обороне здравоохранения.

В 2008 году Министерством обороны РФ принято решение о ликвидации военных кафедр в медицинских вузах и прекращении подготовки врачей-офицеров запаса. Не будем оценивать целесообразность этого шага и его отдаленные последствия. Важно то, что в ИвГМА на базе бывшей военной кафедры создана новая - кафедра экстремальной и военной медицины. На этой кафедре с 2008 г. осуществляется обучение студентов следующим дисциплинам: организационные вопросы медицины катастроф (цикл «Медицина катастроф»), гражданская оборона здравоохранения (цикл «Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны»), организация оказания медицинской помощи при воздействии на человека химических и радиологических поражающих факторов (цикл «Токсикология и медицинская защита»).

Кроме перечисленных, в соответствии с приказами Минздрава России от 15.08.2001 г. № 330 «О мерах по совершенствованию подготовки студентов высших профессиональных образовательных медицинских учреждений по вопросам гражданской обороны» и от 20.08.2001 г. № 341 «О целевом усовершенствовании мобилизационных работников...», введен новый предмет - «Мобилизационная подготовка здравоохранения» - на

Kolesnichenko P.L., Stepovich S.A.

STUDENTS’ EDUCATION IN THE DEPARTMENT OF EMERGENCY AND WAR MEDICINE Kev words: catastrophe medicine, civil defense, education, professional training

52

Краткие сообщения

5 и 6 курсах. Не меньше внимания уделяется последипломной подготовке врачей-курсантов, ординаторов и интернов по вышеперечисленным предметам.

Высокое качество подготовки студентов по медицине катастроф и гражданской обороне здравоохранения обеспечивается имеющейся учеб-но-материальной базой: специальные учебные классы, макеты местности и защитных сооружений, электрифицированные стенды по темам программы, средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки, различные технические средства обучения и контроля знаний и т.д. На соответствующих смежных кафедрах студенты изучают хирургию катастроф (военно-полевую хирургию), терапию катастроф (военно-полевую терапию), гигиену и эпидемиологию катастроф.

Преподавание указанных дисциплин позволяет дать знания и привить навыки, позволяющие эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; обучить основам оказания медицинской помощи пораженным в условиях дефицита времени, ограниченных

диагностических и лечебных возможностей этапа медицинской эвакуации; повысить квалификацию врачебного персонала, приписанного для укомплектования тыловых госпиталей здравоохранения, обсервационных пунктов и прочих формирований медицинской службы гражданской обороны.

В ходе обучения слушатели готовятся к выполнению функциональных обязанностей в составе нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны здравоохранения, службы медицины катастроф, специальных формирований здравоохранения, развернутых при объявлении мобилизации.

Все это позволяет повысить уровень подготовки студентов ИвГМА, врачей-курсантов, ординаторов и интернов в соответствии с требованиями времени - подготовить высококвалифицированные кадры для работы в формированиях службы медицины катастроф, гражданской обороны здравоохранения, способных оперативно и грамотно решать вопросы мобилизационной подготовки лечебно-профилактических учреждений Ивановской области.

Поступила 15.09.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.