Научная статья на тему 'Учебник как основное средство дифференцированного обучения русскому языку'

Учебник как основное средство дифференцированного обучения русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / СИСТЕМА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ / DIFFERENTIATED APPROACH IN TEACHING RUSSIAN / TEXTBOOK ON RUSSIAN LANGUAGE / SYSEM OF DIFFERENTIATED PEDAGOGIC SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гостева Юлия Нниколаевна

В статье рассматриваются основные принципы разработки современного учебника по русскому языку. Предлагается, анализируется и обосновывается система дифференцированной педагогической помощи учащимся в процессе овладения коммуникативной компетенцией, рассматривается специфика ее реализации в учебнике нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гостева Юлия Нниколаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Textbook as means of differentiated Russian language teaching

Article considers basic principles of creating of modern textbooks on Russian language. System of differentiated pedagogic support for students learning Russian is suggested, analysed, main principles of its presentation in the modern textbook on Russian language are also under analysis.

Текст научной работы на тему «Учебник как основное средство дифференцированного обучения русскому языку»

УЧЕБНИК КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ю.Н. Гостева

Кафедра русского языка Медицинский факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются основные принципы разработки современного учебника по русскому языку. Предлагается, анализируется и обосновывается система дифференцированной педагогической помощи учащимся в процессе овладения коммуникативной компетенцией, рассматривается специфика ее реализации в учебнике нового поколения.

Ключевые слова: дифференцированный подход при обучении русскому языку, учебник русского языка, учебно-методический комплект по русскому языку, система дифференцированной педагогической помощи учащимся.

Конец XX — начало XXI в. — это новый этап в решении проблемы дифференцированного обучения русскому языку. В учебном процессе предполагается использование различных форм, методов, приемов обучения, позволяющих каждому обучаемому в своем собственном темпе достигать обозначенных в стандарте требований: групповые методы работы, работа в парах, технологии модульного обучения, метод проекта, информационные технологии обучения и т.д. Для проведения текущего оценивания и промежуточного контроля за уровнем учебных достижений разрабатываются разноуровневые проверочные и контрольные работы, а для самоконтроля создается «языковой портфель», где обучающийся сам оценивает уровень собственных достижений на том или ином этапе [1].

Ведущая роль в реализации дифференцированного подхода принадлежит учебнику как основному средству обучения [2]. Дифференциация содержания образования реализуется в материалах учебно-методических комплектов (УМК) по-разному: в системах и подсистемах упражнений, посредством особой организации лингвистической теории, предназначенной для предъявления обучающемуся, разработки и реализации особых принципов отбора дидактического материала, целенаправленной этапности при формировании ведущих навыков, умений, компетенций [3]. Таким образом, не только содержательно обеспечивается продвижение высокомотивированных, одаренных обучаемых в овладении языком, но и менее подготовленным предоставляется возможность развиваться.

В учебнике должна быть выстроена система дифференцированной педагогической помощи слабоуспевающим. Эта система должна включать:

1) типовые упражнения;

2) памятки (для подготовки устного выступления, эссе и т.д.);

3) формулировки-инструкции для выполнения задания;

4) предупреждения о типичных ошибках и ошибкоопасных зонах, неправильных подходах при выполнении задания и т.д.;

5) развернутые или краткие планы устных или письменных высказываний;

6) речевые образцы письменных высказываний различных жанров;

7) правила, схемы, модели, на которые обучающийся может опираться при выполнении заданий;

8) дополнительную помощь в упражнении в виде рисунков, схем, алгоритмов выполнения задания;

9) указания на аналогичные задания, выполненные раньше;

10) ответы (ключи) или результаты выполнения задания;

11) наведение на правильное решение определенной ассоциацией;

12) постановку наводящих вопросов;

13) программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях (вопросы дифференцирующего характера, включаемые в задания);

14) выделение составных частей в сложном задании и т.д.

Задания повышенной сложности ориентированы не только на обучающихся, которых нельзя «потерять», «растворить» в процессе обучения, так как они проявляют особый интерес и к предмету, и к учению в целом, одарены творческими способностями, обладают языковой интуицией, умением разумно организовывать свою работу и выполнять ее в довольно быстром темпе. Эти задания можно также предлагать обучающимся с низким уровнем языковой подготовки. Некоторые из них выполнят это упражнение самостоятельно, другим потребуется незначительная помощь со стороны преподавателя, кто-то справится только вместе с преподавателем, но главное состоит в том, что эти задания развивают речемысли-тельные способности, дают возможность преподавателю поддерживать интерес к урокам русского языка у сильных, а для слабых — создать ситуацию успеха, поскольку они тоже выполняют некоторые части сложных упражнений, пусть при поддержке преподавателя или товарищей, если организована работа в группе.

Система дифференцированной педагогической поддержки должна также включать упражнения, нацеленные на совершенствование метапредметных умений, к примеру, формирующих информационную компетенцию — умения получать информацию из различных источников: текстов учебников по другим предметам, дополнительной литературы, интернет-ресурсов и др.

Например, используя этимологический словарик, обучающийся должен дополнить список слов, которые исторически связаны с данным латинским корнем, и на основе этой информации записать два предложении, соответствующих модели. При выполнении этого упражнения от обучаемого потребуются умения работать со словарями разного типа, получать необходимую информацию, сравнивать ее, применять лингвистическую теорию при создании небольшого письменного высказывания. Развитию рефлексивных умений и навыков способствует работа с типичными ошибками. Как показывает опыт, такая деятельность неизменно вызывает интерес у обучающихся с разным уровнем подготовки, но особенно она привлекает сильных учеников, способных к выполнению кропотливой и многоаспектной работы.

Вместе с тем в учебнике должны быть заложены очень серьезные, перспективные направления работы со слабоуспевающими. В методике обучения русско-

му языку накоплен немалый опыт в решении этого вопроса. Определены условия, которые следует обеспечить в работе с такими обучающимися: повышение интереса к учебе, сочетание новизны и доступности изучаемого материала, ощущение учебных успехов. Но главное — решать эту проблему необходимо не за счет уменьшения объема выполняемой работы, упрощения поставленных перед слабыми обучающимися задач, снижения требований, а за счет их активного вовлечения в разнообразную речевую деятельность, развития речемыслительных способностей, формирования метапредметных и социокультурных умений и навыков. Учебник создает такое образовательное пространство, которое поддерживает даже у слабо подготовленного обучающегося интерес к учению, уверенность в посиль-ности заданий, чувство комфорта и успешности в пошаговом усвоении русского языка.

Обстановимся более подробно на составляющих системы дифференцированной педагогической помощи. Разнообразные памятки, представлнные в учебнике, могут охватывать все сферы речевой деятельности и помогать обучающемуся создавать письменные высказывания, готовить устные выступления, рецензировать ответы товарища, редактировать и оценивать собственную работу, находить свои ошибки.

Кроме этого, целесообразно в приложениях к учебнику представить словарики — толковый, синонимов, фразеологический, этимологический, словарик сочетаемости слов, эпитетов, жестов и мимики, идеографический словарик, орфоэпический («Говорите правильно») и др.

При систематическом обращении к памяткам обучающиеся запоминают алгоритмы действий, модели, снимается излишнее напряжение при выполнении различных заданий.

Справочные материалы играют важную роль и при формировании рефлексивных умений учащихся. К важнейшим опорам следует отнести систему схем и таблиц, которую целесообразно представить в учебнике.

1. Схемы позволяют в обобщенном виде представить русский язык как систему.

2. Разнообразное выделение отдельных блоков схемы позволяет установить родовидовые соотношения внутри системы понятий, что позволяет наглядно представить внутриязыковые системные отношения, установить причинно-следственные связи между отдельными частями схемы. Все это помогает развивать логическое мышление обучаемого, его речемыслительные способности.

3. Работа со схемой вовлекает обучаемого в речевую деятельность, если схемы в учебном комплекте включены в упражнения, то есть авторы целенаправленно и систематично планируют работу со схемой в связи с выполнением каких-либо заданий, как правило, речевой направленности. Формулировки заданий могут быть разнообразными, например: На основе данной схемы составьте сложный план и подготовьте устное высказывание и т.д.

4. Учитывая разную степень сложности содержания той или иной схемы, целесообразно использовать систему наводящих вопросов, которые помогут обучающемуся сориентироваться в содержании схемы.

5. На основе работы со схемой как свернутым текстом можно вести целенаправленную работу по обучению информационно-смысловой обработке текста. Анализируя схему, обучаемые ищут в ней ответы на поставленные наводящие вопросы, составляют план, структурируя таким образом основное содержание текста, составляют устное или письменное высказывание, отражая в нем основное содержание схемы.

6. Работа по повторению также может строиться на основе схем. Типичным заданием в данном случае будет: Вспомните...

Очень важную роль в системе оказания дифференцированной педагогической помощи играют инструкции к выполнению заданий. Чаще всего они содержатся, конечно, в формулировках упражнений и представляют собой образец выполнения задания, подсказывают через систему наводящих вопросов способ его выполнения, предлагают материалы, которые могут помочь в выполнении задания (словарики, памятки, схемы), называют аналогичное упражнение, содержащее в формулировке алгоритм выполнения похожего задания. Обучающийся должен научиться работать с таким специфическим текстом, как формулировка задания: он должен уметь читать и понимать текст-инструкцию, находить главную и второстепенную информацию, определять этапы работы с упражнением, знать круг справочных материалов. Именно на формирование таких важнейших универсальных умений ориентирует система текстов-формулировок упражнений.

Опора на визуальное восприятие информации, представленной с помощью фотографии, картины, рисунка, является одним из ведущих способов формирования у обучаемого интереса к изучению русского языка, активизации воображения, эмоциональной сферы, ассоциативных связей, логического мышления, а также инструментом для вовлечения в активную речевую деятельность. Общим для заданий, основанных на зрительном восприятии образа, является ориентир на узнавание или познавание современных реалий окружающей обучаемого жизни, вовлечение в круг искусства, культуры, то есть общекультурное развитие. Ведь нередко речевые затруднения у обучающихся обусловлены невовлеченностью в социокультурный контекст, что, в свою очередь, тормозит развитие их познавательных и речемыслительных способностей при изучении русского языка.

В заключение хотелось бы отметить, что главная цель системы дифференцированной педагогической поддержки, представленной в учебнике по русскому языку, заключается в стремлении помочь как одаренным, так и слабо подготовленным обучающимся развить свои способности, сформировать умения и навыки, которые помогут им осознанно пользоваться ресурсами русского языка в различных жизненных ситуациях, ощутить красоту и богатство русской речи.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гостева Ю.Н. Языковой портфель как технология самооценки школьников в условиях профильного обучения // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: Сб. научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: Изд-во «ИОСО РАО», 2005. — С. 10—12.

[2] Гостева Ю.Н. «Языковой портфель» как технология самооценки: в аспекте развития рефлексивных навыков учащихся // Национальные экзамены в мировой системе образования. — М.: Изд-во «ФИПИ МО РФ», 2006. — С. 12—14.

[3] Гостева Ю.Н. Дифференцированный подход в обучении русскому языку // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». — 2008. — № 1. — С. 61—67.

[4] Львова С.И. Современный учебник русского языка как основа формирования метапред-метных умений и навыков. URL: http://www.russian.sfpgu.ru/files/lvova.pdf

TEXTBOOK AS NEANS OF DIFFERENTIATED RUSSIAN LANGUAGE TEACHING

Ju.N. Gosteva

Russian Language chair Medical Faculty Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Article considers basic principles of creating of modern textbooks on Russian language. System of differentiated pedagogic support for students learning Russian is suggested, analysed, main principles of its presentation in the modern textbook on Russian language are also under analysis.

Key words: differentiated approach in teaching Russian, textbook on Russian language, sysem of differentiated pedagogic support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.