Научная статья на тему 'Учебная программа по Священному Писанию Ветхого Завета для 4-го курса'

Учебная программа по Священному Писанию Ветхого Завета для 4-го курса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
454
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная программа по Священному Писанию Ветхого Завета для 4-го курса»

Учебная программа по Священному Писанию Ветхого Завета для 4-го курса

Составитель: священник Александр Зуев, кандидат богословия

-+-

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Особенности предмета изучения: учительные книги Св. Писания Ветхого Завета. Тематика. Методология изучения. Отличия учительных ветхозаветных книг от прочих библейских книг Писания. Проблемы метода через призму осмысления различных подходов в изучении (Иудаизм: Талмуд как основной источник иудейских воззрений на содержание Библии: Католицизм: схоластический метод; новые течения, существенно изменившие традиционную экзегезу. Протестантизм: рационалистический метод. Православие: богооткровенный или святоотеческий). Общее обозрение учительных книг с рассмотрением тематики каждой. Знакомство с наследием русской богословской науки (традиции экзегезы, влияние инославных школ; труды отечественных богословов, относящиеся к данному разделу

Св. Писания). Актуальность современного изучения. Перспективы творческого осмысления содержания Учительных книг. Указание возможных ошибок и уклонений (на примерах исследований).

РАЗДЕЛ II. КНИГА ИОВА

1. Исагогика Книги Иова

Книга Иова. Название. Общие исторические сведения. Проблема авторства (различные воззрения). Традиции экзегезы (иудейские традиции, Златоуст, византийские богословы, современные работы). Время и место написания. Историческая достоверность. Проблема перевода. Сложность и особенности языка. Поэтика текста. Своеобразие стиля: диалогизм. Современные попытки перевода (на примере труда акад. Аверинцева). Рассмотрение перевода и концепции М.И. Рижского («Книга Иова»: из истории библейского текста). Обобщение.

2. Основные идеи Книги Иова

Тематика книги: страдания «праведного и непорочного». Основная проблематика а) причина страданий праведника? б) для чего праведным ниспосылаются сугубые скорби? Идейный аспект: мессианский смысл книги. Непреходящий смысл вопросов, содержащихся в Книге Иова. Христианское (православное) осмысление их. Изучение ключевых мест библейского текста (Кн. Иова, гл. 1) на основании трудов А.А. Некрасова, А.С. Хомякова с учетом данных этимологии. Подтверждение святоотеческими примерами (Св. Афанасий Алекс.; Макарий Вел., Антоний Вел. и прочие). Значение имен праведника. Объяснение названия Книги. Образ Иова в различных религиозных культурах. Православная экзегеза об Иове (Блж. Августин; прп. Иоанн Лествичник, прп. Исаак Сирин, Св. Григорий Богослов, Игнатий Брянчанинов). Мессианское значение образа ветхозаветного праведника. Смысл совершавшихся им жертвоприношений.

3. Толкование отдельных мест Книги Иова

Сложные места в тексте (на примере 1, 8-12; 2, 1-7). Появление друзей. Значение эпизода; этимология имен друзей и Елиуя. Обличение

друзей и отчаяние Иова. Причины оправдания праведника и осуждения друзей.

Эпилог и его значение. Исполнение обетований. Число детей (экзегеза Тертуллиана). Проблема зла по Книге Иова.

Образ левиафана и его значение (на примерах теологического, философского и социологического использования образа — труды Г. Раушнинга). Этимология слова.

Иов: пророчество о Христе. Паремии Страстной седмицы. Христологический аспект экзегетического осмысления. Мессианские места книги (особенно на материале 1-й главы). Ключевые стихи 19, 25-27.

Заключение (изучение Книги Иова как осмысление основных вопросов всего цикла Учительных книг Ветхого Завета).

РАЗДЕЛ III. КНИГА ЕККЛЕЗИАСТА

1. Исагогика Книги Екклезиаста

Проблема авторства, времени и места написания. Различие подходов и мотивировка предлагаемых теорий. Смысл названия книги в соотнесении с Соломоном. Значение имени царя Соломона. Опровержение общераспространенного мнения в инославной экзегезе о происхождении книги в послепленный период.

2. Основные идеи Книги Екклезиаста

Понятие о счастье по Книге Екклезиаста. Два понимания: Itron, tob. О «пессимистическом» пафосе Книги Екклезиаста. Учение о суетности.

3. Толкование отдельных мест книги Екклезиаста

Подробное истолкование (1,7). Учение о смерти Екклезиаста как изъяснение тайны покаяния Ветхозаветного праведника. Изъяснение эпилога (нравственный, эсхатологический и сотериологический аспекты). Заключение.

РАЗДЕЛ IV. КНИГА ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ

1. Исагогика книги Песнь Песней

Общие сведения. Время, место написания. Проблема авторства. Смысл именования книги (Еврейская, Греческая, Славянская Библии, Пешито, перевод Лютера). Значение Книги в сравнении с прочими библейскими книгами. Особенности стиля (превратное истолкование драматизма книги новейшей инославной богословской наукой). Книга Песнь Песней. Традиции экзегетического толкования (буквальный и аллегорический). Ветхозаветные воззрения. Талмуд. Экзегеза Оригена и блж. Иеронима. Экзегеза свт. Амвросия Медиоланского (ее следы в богослужебной жизни Католической Церкви). Св. отцы о книге Песнь Песней: Св. Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Епифаний Кипрский, Макарий Египетский, Афанасий Александрийский, блж. Феодорит, блж. Августин... Попытки превратного истолкования в иудействе, ранних веках христианства (Феодор Мопсуэстский) и современности (немецкая экзегеза XIX века).

2. Основное содержание и значение книги Песнь Песней

Мессианский смысл книги. Истолкование образов Жениха и Невесты. Изъяснение образов подруг Невесты и друзей Жениха. Тайна домостроительного приуготовления человечества к пришествию Спасителя (по Григорию Нисскому). Заключение.

РАЗДЕЛ V. КНИГА ПРИТЧЕЙ

1. Исагогика Книги Притчей

Общие сведения. Проблема авторства, время и место написания. Традиционные воззрения на книгу (Талмуд, Христианство — свв. Кирилл Иерусалимский, блж. Иероним; ап. Варнава, Климент Римский, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский; Апостольские правила (пр. 85), Канонические соборные исчисления ветхозаветных библейских книг). Обозрение содержания. Состав по разделам. Богослужебное употребление в качестве паримий.

2. Основные идеи и цель Книги Притчей

Отличительные особенности. Понятие о притче (7 этимологических ступеней). Соотнесенность с притчами Христа. О тематике Книги Притчей. Цель Книги Притчей (по Григорию Нисскому). Заключение.

РАЗДЕЛ VI. КНИГА ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА

1. Исагогика Книги Премудрости Соломона

Общие сведения. Проблема авторства, время и место написания. Название книги. Различия учения, изложенного в Книге Премудрости Соломона, от воззрений Филона Александрийского. Композиционное построение книги.

2. Содержание Книги Премудрости Соломона

Содержание. Учение о премудрости: а) нравственный аспект, б) богословский:

о Божественном свойстве и Божественной Премудрости. Рассмотрение I части (1-У гл.). Рассмотрение II части (У1-1Х гл.). Рассмотрение III части (Х—XIX гл.).

РАЗДЕЛ VII. КНИГА ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА

1. Исагогика книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова

Общие сведения. Проблема авторства. Время и место написания. Различие наименований (Александрийский, Синайский, Ефрема Сирина списки; Ватиканский список, Вульгата).

2. Основное содержание книги Премудрости

Иисуса, сына Сирахова

Содержание книги. Значение Пролога. Учение о премудрости. Аспекты осмысления: нравственный, исторический, христологический. Заключение.

РАЗДЕЛ VII. КНИГА ПСАЛТИРЬ

1. Исагогика Псалтири

Общие сведения. Проблема авторства: два подхода. Время, место и цель написания. Свв. отцы о Псалтири. Содержание книги. Богослужебное употребление Псалтири в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви. Надписания псалмов; значение надписаний, различные аспекты богословского осмысления надписаний (примеры). Св. Василий Великий о наименовании книги (христологический смысл).

2. Экзегетика отдельных мест Псалтири

Псалом 1. Истолкование. Мессианский смысл Псалма 1.

Общие сведения о цели и времени написания Псалма 7. Содержание. Проблема исторической соотносимости, противоречий. Значение имен (нравственный, богословский аспект).

Общие сведения о цели и времени написания Псалма 28. Содержание. Разночтения списков. Истолкование Псалма 28: 3-9.

Общие сведения о цели и времени написания Псалма 32. Содержание. Истолкование Псалма 32:2. Исторический и нравственный аспекты осмысления.

Псалом 44. Общие сведения. Значение надписания. Мессианский смысл Псалма 44: 3-9, бриология Псалма 44: 10-15.

Псалом 45. Общие сведения. Содержание. Значение надписания. Истолковательное прочтение Псалма 45:2. Учение о скорбях. Мессианский смысл Псалма 45: 5-10.

Псалом 48. Общие сведения. Содержание. Истолкование Псалма 48 (4-5; 13-15). О Промысле.

Псалом 59. Общие сведения. Содержание. Проблематика. Трудности истолкования надписания (По св. Василию Великому). Богословское осмысление (традиции) Псалма 59. Св. Максим Исповедник — толкователь Псалма 59.

Псалом 61. Общие сведения. Значение надписания. Особенности композиции. Толкование Псалма 61: 5-8.

Псалом 114. Общие сведения. Содержание. Учение о молитве и Домостроительстве Божием, аскезе по Псалму 114. Истолкование Псалма 114: 5-6.

Заключение (по кн. Псалтирь).

Рекомендуемая литература

1. А.В.П. [Рецензия на:] Псалтирь, последовательное выяснение славянского текста. Тула, 1904 // Странник. 1906, февраль.

2. Аверинцев С.С. Книга Иова (перевод). М., 1973.

3. Амфитеатров (Филарет), митр. Происхождение Книги Иова. Киев, 1872.

4. Амфитеатров Е.В. Общий характер священной поэзии евреев // Прибавление к Творениям Святых Отцов. 1847. № 5.

5. Арсений, митр. Киевский. Введение в Св. книги Ветхого Завета // Труды КДА. 1873. II.

6. Архангельский М., свящ. [Рецензия на:] Глинка Ф. Иов. Свободное подражание священной Книге Иова. СПб., 1859 // Странник. 1860, I, февраль.

7. Он же. [Рецензия на:] Книга Иова в русском переводе, с кратким объяснением. Вятка, 1860 // Странник. 1861, сентябрь.

8. Он же. [Рецензия на:] Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в русском переводе, с кратким объяснением. СПб., 1859, 1860 // Странник. 1860, III, декабрь.

9. Афанасий Великий, свт. Предоведомление и толкование на псалмы // Творения. Т. IV. М., 1994.

10. Богословский Н. Псалтирь как священнохудожественное произведение // Странник. 1904, II, ноябрь.

11. Он же. Сердце и его значение в религиозно-нравственной жизни по учению Священного Писания // Вера и разум. 1910. № 3.

12. Он же. Совесть как голос Верховной Правды // Вера и разум. 1910. № 16-20.

13. Он же. Библейское учение о совести. Ветхий Завет // Православный собеседник. 1901. Т. II, III.

14. Он же. Идея Царства Божия в Ветхом Завете // Православный собеседник. 1887. Т. IV.

15. Василий Великий, свт. Беседы на Псалмы. Т. 5. М., 1845.

16. Вишняков Н., свящ. О происхождении Псалтири. СПб., 1875.

17. Он же. Толкование на Псалтирь // Христианское чтение. 1881, 3-6; 1883, 1-4; 1884, 1-2, 11-12; 1887, 8-12; 1888, 1-6; 1889, 5-8, 11-12; 1890, 11-12; 1891, 1-6; 1892, 7-10; 1893, 3-4; 1894, 2.

18. Воронцов Е. Псалом 2 и пророчество Нафана // Вера и разум. 1907. № 15.

19. Он же. К вопросу о цитации 39 псалма в Послании к Евреям // Христианское чтение. 1906, III.

20. Он же. К изъяснению псалма 103(104):4 «Творяй ангелы Своя Духи и слуги Своя пламень огненный» // Христианское чтение. 1906, II.

21. Он же. Псалом 8-й и его цитация в Послании к Евреям // Христианское чтение. 1907, II.

22. Он же. Учение Библии о душе человеческой // Православный собеседник. 1900. Т. II.

23. Глаголев А. [Рецензия на:] Введенский Д. И. Учение Ветхого Завета о грехе // Труды КДА. 1902. Т. I.

24. Он же. Древнееврейская благотворительность // Труды КДА. 1903. Т. III.

25. Он же. [Рецензия на:] Комментарии на книгу Песнь Песней // Труды КДА. 1909. Т. II.

26. Он же. [Рецензия на:] Никанор, еп. Изображение Мессии в Псалтири. Экзегетико-критическое исследование мессианских псалмов, с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида // Труды КДА. 1901. Т. III.

27. Глубоковский Н. Н. Учение апостола Павла о предопределении по сравнению с воззрениями книги Премудрости Соломоновой // Христианское чтение. 1904, III.

28. Он же. Учение книги Премудрости Соломона о божественной Премудрости или Духа по сравнению с апостольским // Христианское чтение. 1904, II.

29. Он же. Учение святого апостола Павла и книги Премудрости Соломоновой о происхождении и характере язычества // Христианское чтение. 1905, III.

30. Голованов В. Историко-экзегетическое исследование. Загорск, 1979. Машинопись.

31. Григорий Нисский, свт. Творения. Ч. I-II. Точное истолкование Екклезиаста Соломона. М., 1861. О надписании псалмов; Ч. III. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. М., 1862.

32. Григорович В. О воспитании еврейского юношества в Ветхом Завете // Вера и разум. 1898. № 10-12, 15.

33. Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою (Пс. 140:2) // Христианское чтение. 1821, I.

34. Дух Премудрости (Прем. Сол. 7:22-23) // Христианское чтение. 1830, 39.

35. Дылевский Е. [Рецензия на:] Ловягин Е., проф. Об отношении писателей классических к библейским по воззрению христианских апологетов. Историко-критическое исследование. СПб., 1872// Странник. 1872, IV.

36. Е.А.Л. Бог и природа в книге Псалмов // Странник. 1903, I.

37. Елеонский Н. О времени происхождения Книги Иова // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1872, январь.

38. Зигабен Е. Толковая Псалтирь. Киев, 1907.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Зорин С. Недавно открытый апокрифический памятник «Песнь Соломона» и попытка привлечь его к вопросу о происхождении четвертого Евангелия // Христианское чтение. 1912, II, май.

40. Иваницкий В. О происхождении иудейского эллинизма Александрии // Труды КДА. 1912. Т. I.

41. Изъяснение Песни Песней (3:6 и 4:16) // Воскресное чтение. Ч. V (1841). Ч. VII (1847).

42. Иоанн Златоуст, свт. Отрывки на книгу блаженного Иова // Творения. СПб. Т. 12.

43. Иосиф, архим. [Рецензия на:] Афанасьев Д. Книги учительные Священного Писания Ветхого Завета. Выпуск 1. Тифлис, 1876 // Странник. 1876, IV.

44. Карпелес Г. История еврейской литературы / Рус. пер. под ред. Гаркавы. Т. II. СПб., 1896.

45. К-н Н. Основная идея книги Екклесиаст // Вера и разум. 1912. № 1-2.

46. Макарий (Глухарев), архим. Перевод Песни Песней // Христианское чтение. 1871. Ч. I.

47. Макарий (Глухарев), свт. Книга Иова // Православное обозрение. 1861.

48. Маккавейский. Воспитание у ветхозаветных евреев // Труды КДА. 1901. Т. II.

49. Он же. Древнееврейская школа // Труды КДА. 1903. Т. III.

50. Молитвенные чувствования обращающегося грешника при чтении III и IV псалмов // Христианское чтение. 1822, V.

51. Муретов М. К толкованию текста «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» (Пс. 103:4 и Евр. 1:7) // Богословский вестник. 1902. Т. III.

52. Он же. Новозаветная песнь любви в сравнении с «Пиром» Платона и Песней Песен // Богословский вестник. 1903. Т. III.

53. Н.Г. [Рецензия на:] Назарьевский И. Т. Опыт изъяснения шестопсалмия. СПб., 1902 // Странник. 1903, II.

54. Некрасов А. Предсказание о Мессии в псалмах царя Давида // Православный собеседник. 1900. Т. III.

55. Он же. О едином Боге в трех лицах по книге Псалмов // Православный собеседник. 1903. Т. III.

56. Нечто о книге Иова // Христианское чтение. 1833, III.

57. Никитин П. Воспитание и образование у древних евреев // Странник.

1879, I-II.

58. Никонов А. Психология кающегося грешника по Псалтири // Вера и разум. 1911. №13.

59. Он же. Психология нераскаянного грешника по Псалтири // Вера и разум. 1911. №12.

60. Объяснение псалма 44 // Православный собеседник. 1866. Т. III.

61. Олесницкий А. А. Книга Песнь Песней и ее новейшие критики // Труды КДА. 1881. Т. I. С. 367-452; Т. II. С. 45-77, 255-323; Т. III. С. 405-465; Т. I. С. 1-44, 171-201; Т. II. C. 190-207; Т. III. С. 3-51.

62. Он же. Книга Притчей Соломоновых и ее новейшие критики // Труды КДА. 1883. Т. III.

63. Он же. Ритм и метр ветхозаветной поэзии // Труды КДА. 1872. Т. III.

64. Он же. Слово о Псалтири // Труды КДА. 1899. Т. I.

65. Опатович С., свящ. [Рецензия на:] Бухарев А. Печаль и радость по слову Божию. Очерки священных книг Плача Иеремии и Песнь Песней. С прибавлением соображений об Апокалипсисе и 3 книге Ездры. М., 1864 // Странник. 1866, февраль.

66. Он же. [Рецензия на:] Бухарев А. Святой Иов многострадальный. Обозрение его времени и искушения, по его книге. М., 1864 // Странник. 1866, февраль.

67. Орда (еп. Ириней). Руководство к последовательному чтению Учительных книг Ветхого Завета.

68. Очерк содержания книги Екклесиаста // Вера и разум. 1894. №11.

69. П.З. Объяснение псалма 15 // Православный собеседник. 1866. Т. I.

70. П. Основная идея книги Екклесиаст // Вера и разум. 1912. №17.

71. Павлович А. Вопрос о счастье при свете Библейской мудрости // Странник. 1900, I.

72. Павский Г.П. Иов, или судьбы Божии. СПб., 1839-1841.

73. Петровский А. [Рецензия на:] Книга Иова со стороны своего содержания, художественной формы и религиозного значения. Д-р Юлий Лей. С предисловием проф. Галльского университета Каутча Галле. 1803 // Странник.

1903, I.

74. Петровский А., прот. Книга Иова и Вавилонская песнь страждущего праведника // Христианское чтение. 1916, I, апрель.

75. Платонов В., свящ. Лукреций Кар и Соломон // Вера и разум. 1909. № 2-3.

76. Полканов И. Состояние болезни по учению Священного Писания. Библейско-психологический очерк // Странник. 1873, IV.

77. Попович Г. Положение женщины в библейской семье и обществе // Труды КДА. 1916. Т. I, январь.

78. Поспелов И. О русском переводе книги Екклесиаста // Прибавление к Творениям Святых Отцов. 1863. № 22.

79. Он же. О книги Премудрости Соломоновой // Труды КДА. 1862. Т. I, II.

80. Преображенский Ф., свящ. К вопросу о счастье. Мнимый пессимизм ветхозаветного «суета сует». Тип. А. Муратова, 1898.

81. Рассуждение о том, в каком смысле должно разуметь книгу Песнь и что она содержит? // Христианское чтение. 1821, III.

82. Рождественский А.П. Вновь открытый еврейский текст книги Иисуса, сына Сирахова, и его значение для библейской науки // Христианское чтение. 1903, I.

83. Он же. Новое приобретение библейской науки // Христианское чтение.

1903, I.

84. Он же. Отрывок оригинального текста книги Иисуса, сына Сирахова, изданный А. Е. Коулеем и Ад. Нейбауером. Оксфорд, 1897 // Христианское чтение. 1897, II.

85. Рождественский А., прот. О времени написания книги Иисуса, сына Сирахова // Христианское чтение. 1911, I, март.

86. Рождественский А., прот. О книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и ее писателе // Христианское чтение. 1911, I, март.

87. Рыбинский В. К изъяснению Псалтири // Труды КДА. 1901. Т. III.

88. Он же. Религиозное влияние иудеев на языческий мир в конце ветхозаветной и начале новозаветной истории и прозелиты иудейства // Труды КДА. 1898. Т. III.

89. Сиделин А. Историко-экзегетический анализ книги Песнь Песней. Загорск, 1975.

90. Смирнов. Псалтирь Соломона // Православный собеседник. 1895. Т. I. С. 64-73, 396-388; 1896. Т. II. C. 1-43. Т. III, прил. C. 49-84.

91. Смысл надписания пятидесятого псалма // Христианское чтение. 1826, 24.

92. Соколов Д. Ветхозаветная мудрость по притчам Соломона // Странник. 1895, I, март-апрель.

93. Соломин В. Жестокость Соломона и ее мотивы // Христианское чтение. 1911, I, апрель.

94. Соломон, его жизнь и время. Из книги английского писателя Фарара / Пер. А. Лопухина // Странник. 1888, I, январь-февраль; III, октябрь-ноябрь.

95. Терновский Г., прот. Изъяснение темных изречений в Псалтири (по руководству свв. отцов). М., 1891.

96. Титлинов Б. Отличие учения Екклесиаста о суете жизни от современных пессимистических воззрений на жизнь // Вера и разум. 1901. № 19.

97. Тихомиров П. К переводу и истолкованию псалма 14:4 // Богословский вестник. 1904. Т. III.

98. Толковая Библия / Под ред. А.П. Лопухина. Т. IV-V. СПб., 1907; 1914.

99. Феодор, иером. О втором псалме // Прибавление к Творениям Святых Отцов. 1849. № 8.

100. Феодорит Киррский, блж. Толкование на Песнь Песней. СПб., 1840.

101. Филарет (Дроздов), митр. Происхождение книги Екклесиаста // Труды КДА. 1874. Т. IV. С. 1-101; 1875. Т. II. С. 3-38, 255-299.

102. Он же. Происхождение книги Иова // Труды КДА. 1872. Т. I. С. 401-582; Т. II. C. 193-271, 671-704; Т. III. C. 1-73.

103. Филарет (Дроздов), свт. Начертание Церковно-Библейской истории. М., 1866.

104. Филарет (Филаретов), еп. Происхождение книги Екклезиаста. Киев, 1885.

105. Фотий, архиеп. Праведный Иов, невинный многострадалец и образец терпения // Странник. 1863, II, май.

106. Юнгеров П.А. [Рецензия на:] Словарь к Псалтири. Отзыв о сочинении Петра Гильдебрандта «Справочный и объяснительный словарь к Псалтири» // Христианское чтение. 1900, II.

107. Он же. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения // Православный собеседник. 1895. Т. I. С. 13-36, 92-122; Т. II. С. 478-513; 1896. Т. I. С. 470-496, 274-287; 1897. Т. I.

С. 323-343.

108. Он же. Книга Иова в греко-славянском и русском переводах // Православный собеседник. 1914. Т. I, февраль-май.

109. Он же. Книги Екклесиаст и Песнь Песней в греко-славянском и русском переводах // Православный собеседник. 1916. Т. I, январь-февраль, май.

110. Он же. Происхождение книги Екклесиаст // Православный собеседник. 1906. Т. III.

111. Он же. Происхождение книги Иова // Православный собеседник. 1906. Т. I.

112. Он же. Происхождение книги Песнь Песней // Православный собеседник. 1906. Т. III.

113. Он же. Происхождение книги Притчей // Православный собеседник. 1906. Т. III.

114. Он же. Происхождение Псалтири // Православный собеседник. 1906. Т. II.

115. Он же. Псалтирь в греко-славянском и русских переводах // Православный собеседник. 1915. Т. I-II, январь-сентябрь.

116. Он же. Псалтирь и ее значение в связи с заключающемся в ней вероучением // Православный собеседник. 1894. Т. III.

117. Он же. Пятокнижие Моисеево в греко-славянском и русском переводе // Православный собеседник. 1917. Т. I-II, январь-декабрь.

118. Он же. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни // Православный собеседник. 1883. Т. I.

119. Он же. Книга Иова. Русский перевод с греческого текста LXX с введением и примечаниями. Казань, 1914.

120. Он же. Общее историко-критическое введение в священные книги Ветхого Завета // Православный собеседник. 1906, март.

121. Яворский В. Ветхозаветный мудрец перед жизненной проблемой // Христианское чтение. 1901, II.

122. ЯкимовИ.С. О происхождении книги Притчей Соломоновых // Христианское чтение. 1887, I.

123. Он же. О происхождении книги Екклесиаст // Христианское чтение. 1887, I.

124. Он же. О происхождении книги Песнь Песней // Христианское чтение. 1887, ^П.

125. Он же. О происхождении книги Премудрости Соломоновой // Христианское чтение. 1887, II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.