Научная статья на тему 'Учебная программа по Литургике для 1‑го курса'

Учебная программа по Литургике для 1‑го курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная программа по Литургике для 1‑го курса»

Учебная программа по Литургике для 1-го курса1

_»ЦМ_

»п«

В задачу предмета Литургики входят:

а) ознакомление с храмом, его устройством внешним и внутренним, со священными предметами, употребляемыми в православном богослужении;

б) изучение богослужебных книг и порядка уставного отправления как отдельных элементов, входящих в богослужение (чтение Священного Писания, Псалтири, пения стихир, канонов и проч.), так и чинопосле-дований в целом (суточный круг богослужения);

в) изучение уставных особенностей богослужения праздников и постов;

г) изучение частного богослужения, известного под названием церковных треб.

1 Программа составлена на основе соответствующей программы по Литургике

для Московской духовной семинарии. Внесены изменения с учетом особенностей учебного плана Нижегородской духовной семинарии.

На 1-м курсе дается ознакомление с храмом, его устройством внешним и внутренним, со священными предметами, употребляемыми при богослужении, и их назначением; сообщаются сведения о важнейших христианских праздниках — двунадесятых и великих святых, а также о христианских постах. Затем следует изучение элементов христианского богослужения: чтения Священного Писания, Псалтири, пения стихир, канонов и пр. Изучение этих элементов происходит на основе непосредственного ознакомления учащихся с богослужебными книгами. Изучение последних идет в следующем порядке: Евангелие, Апостол, Псалтирь Следованная, Минеи и Октоих, Ирмологий, Служебник. Каждая из перечисленных книг изучается со стороны ее построения, содержания и назначения. Вместе с тем изучается практически и отправление тех или иных элементов, содержащихся в данной книге. Так, изучение Евангелия имеет в виду дать учащемуся полное представление о его построении, о делении его на главы и зачала, о значении в нем подстрочника и киноварных вставок в тексте. Здесь же устанавливается связь евангельского текста с приложенными в конце книги указателями чтений. Изучение последних одновременно знакомит учащихся с кругом церковных праздников подвижных и с особенностями чтения Евангелия по тому и другому кругу. Конечной целью такого изучения Евангелия должно быть умение студента самостоятельно найти евангельское чтение на данный праздник и прочитать его с теми краткими возгласами, которые предваряют чтение Евангелия за богослужением. Этим заканчивается изучение книги Евангелия.

В таком же плане изучается и книга Апостол, с той разницей, что здесь сообщаются сведения о прокимне, аллилуарии и их исполнении, а также об антифонах, тропаре, кондаке и причастном стихе.

Книга Псалтирь Следованная изучается в порядке следования ее составных частей: собственно Псалтири, часослова, месяцеслова, каноника и семиднева. При изучении собственно Псалтири учащиеся знакомятся с уставом о Псалтири, его построением, различными видами расписания чтения кафизм и с порядком, какие кафизмы отправляются на той или иной службе. В итоге учащийся должен уметь найти кафизму для данного дня и службы и показать правильное ее исполнение. Изучение этой части Псалтири заканчивается ознакомлением учащихся с избранными псалмами. Учащийся должен уметь найти

в Псалтири избранный псалом и величание на данный праздник или память святого.

Изучение второй части Псалтири Следованной — часослова — идет под знаком ознакомления учащихся с суточным кругом служб и седмичным. Особенное внимание должно быть уделено составу мо-литвословий вечерни, утрени и изобразительных. В результате изучения часослова от учащегося требуется, чтобы он умел найти в Псалтири данное чинопоследование, а в чине вечерни, утрени и изобразительных — данное песнопение, чтобы он знал о значении киноварных пометок при псалмах, на «Господи воззвах», на «Хвалитех» — «на 10», «на 8» и т. п., умел бы отправить положенные на утрене троичны и светильны четыредесятницы, а также ексапостиларий седмичного круга.

Месяцеслов изучается со стороны его содержания таким образом, чтобы учащийся мог найти тропарь и кондак на данный день месяца, воскресный, или на данную неделю Великого поста, Пятидесятницы и пр. Особое внимание уделяется 27-й главе Псалтири, и учащиеся знакомятся с порядком приложения Богородичных к тропарям на вечерне и на утрене. Одновременно с месяцесловом изучается и предваряющая его статья «О знамениих владычних праздников, Богородичных и великих святых». В результате изучения месяцеслова учащийся должен по знаку в уставе указать особенности богослужения данного дня (бдение, полиелей, Великое славословие).

Канонник (четвертая часть) изучается в порядке ознакомления с его составом и назначением. Учащемуся показывается как, с какими припевами следует читать тот или иной канон. Вместе с тем дается и самое понятие канона как особого вида церковного песнопения, возникшего на основе библейских песней, положенных в часослове в чине утрени. В таком же плане изучается семиднев, где учащиеся подкрепляют свои знания о седмичном круге и получают сведения о разного вида стихирах. Конечной целью изучения обеих частей является умение учащегося найти данную службу или канон.

Изучение Псалтири Следованной заканчивается ознакомлением учащихся с Пасхалией, в итоге чего учащиеся должны уметь определить по вруцелетной букве — какой день недели падает на то или иное число года, найти Пасху в данном году, определить, какой глас Октоиха и какое воскресное утреннее Евангелие полагается в ту или иную неделю года.

После изучения Пасхалии учащиеся знакомятся с приложенным в конце Псалтири Следованной «Правилом готовящимся служите и хотящим причаститися» и с указом «О отпустительных тропарях и кондаках». В результате этого ознакомления учащийся должен уметь показать положенные в тот или другой день правила готовящимся ко Св. Причащению и порядок отправления тропарей и кондаков на вечерне, утрене, часах и Литургии на службе данному святому.

При изучении Миней учащиеся ознакомятся с разновидностями этой книги — минеями месячными, общей, праздничной и дополнительной, изучают состав этих книг, построение служб в них в смысле порядка следования разного вида стихир и канонов, а также получают сведения и навыки пользования четырьмя приложениями Богородичнов, приложенных в конце каждой минеи. Здесь же они изучают порядок сложения стихир на «Господи воззвах» и на «Хвалитех» с соответствующими стихами псалмов по Псалтири Следованной. Таким образом изучается порядок отправления стихир тем святым, служба коим полагается без соединения с Октоихом.

После Миней следует изучение Октоиха. Здесь учащимся сообщаются сведения о его построении, о составе служб на каждый день седмицы, и особенное внимание уделяется уставным главам в начале Октоиха, излагающим порядок соединения службы святым различных степеней празднования с воскресной. Точно так же уделяется внимание уставным главам об отправлении службы полиелейному святому или святому со бдением в субботу, а также приложенным в конце Октоиха главам с названием «Указ о службах всея седмицы» и «Указ о службе субботней». Во всех этих уставных главах и указах обращается внимание на указание о количестве стихир и канонов на тот или другой праздник или день седмицы. В результате изучения Октоиха учащийся должен уметь по знаку степени праздника святого найти уставное указание о количестве положенных ему стихир на «Господи воззвах» и др., о порядке пения тропарей и соединения канонов; кроме того, самые стихиры должен уметь отправить в связи с соответствующими стихами Псалтири. Следует также объяснить учащимся назначение при Октоихе столпов евангельских чтений и связь их с воскресными евангельскими стихирами и эксапостилариями.

После изучения Октоиха переходят к Ирмологию.

Последней книгой, изучаемой на 1-м курсе, является Служебник. Учащиеся знакомятся с его назначением, содержанием и, в частности, разновидностями ектений.

Кроме перечисленных книг даются общие сведения о Триодях, Требнике, книге молебных пений, иерейском молитвослове, архиерейском чиновнике и Типиконе. Обстоятельное изучение Типикона относится ко 2-му курсу, Триодей — к 3-му курсу и Требника — к 4-му курсу.

Раздел I. Общие сведения о совершении богослужения в Православной Церкви

Тема 1. Священные места, или места богослужения Православной Церкви

Понятие о храме. Различные наименования храмов. Происхождение христианских храмов. Места богослужения христиан в первые три века.

Тема 2. Наружный вид храмов в древности и в настоящее время

Число составных частей храма: 1) притвор, назначение его в древности и в настоящее время; 2) средняя часть храма, ее назначение и принадлежности; амвон, его назначение; солея и клиросы, их назначение; иконостас, понятие о нем, размещение дверей и икон в иконостасе; 3) алтарь и его принадлежности: а) Св. Престол, понятие о нем, облачение и принадлежности, илитон, антиминс, дарохранительница, Крест и Евангелие, с указанием их назначения и знаменования; б) горнее место, свящ. сопрестолие и знаменование их; в) Жертвенник, назначение и духовное знаменование его, сосуды, в нем хранящиеся. Употребление колоколен при храмах, их происхождение. Кладбища и часовни, их назначение.

Тема 3. Священно- и церковнослужители Православной Церкви

Епископ, иерей, диакон, чтец, иподиакон, свещеносец (пономарь). Различные именования епископа: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ и викарий; именования пресвитера: протопресвитер, протоиерей, иерей, священноархимандрит, иеромонах; наименования диакона: архидиакон, протодиакон, диакон. Священные одежды, употребляющиеся в Православной Церкви в настоящее время.

Тема 4. Важнейшие христианские праздники Пасха, праздники двунадесятые и великих святых. Годичный круг подвижных и неподвижных праздников. Седмичный и суточный круги богослужения. Посты.

Раздел II. Богослужебные книги

Тема 1. Богослужебное Евангелие Построение богослужебного Евангелия: главы, зачала, киноварные вставки в тексте и подстрочник. Указатели содержания в начале Евангелия и указатели чтения в конце Евангелия.

Тема 2. Апостол

Построение книги Апостол: порядок зачал, дублирующие зачала, киноварные вставки в тексте и подстрочник. Указатели содержания книг и указатели чтений. Аллилуарии, антифоны, тропари, кондаки и причастны.

Тема 3. Псалтирь Следованная Составные части: Псалтирь, часослов, месяцеслов, канонник, се-миднев. Содержание первой части: символ и устав о Псалтири, кафизмы, псалмы избранные и келейное правило. Порядок отправления кафизм на вечерне, утрене и часах. Порядок отправления избранных псалмов.

Тема 4. Часослов Содержание и порядок следования в нем служб суточного круга. Неподвижные молитвословия, песни и псалмы из чина вечерни и утрени, входящие в часослов. Порядок отправления троичных, светильное и ек-запостилариев. Уставная статья «О знамениях владычных праздников, богородичных и великих святых».

Тема 5. Месяцеслов и приложение к нему из Триоди и Октоиха. Глава 27-я о богородичных, поемых на отпустительных тропарях, ее построение

Тема 6. Канонник и семиднев Назначение и состав. Канон, его построение на основе библейских песен. Ирмос, тропарь, трипеснец и четверопеснец. Последование по исходе души.

Тема 7. Пасхалия Построение. Великий индиктион и его рубрики — вруцелето и ключ границ. Пасхалия зрячая. Определение дня Пасхи, дней седмицы на данное число месяца, воскресного утреннего Евангелия и гласа Октоиха на данное воскресение.

Тема 8. «Правило готовящимся служити и хотящим причаститися»

Тема 9. Указ «Об отпустительных тропарях и кондаках» в конце Псалтири

Тема 10. Минея Минеи месячная, праздничная (анфологион), общая и дополнительная. Их построение и назначение. Приложение в конце миней, их назначение. Разновидности стихир и связь их со стихами Псалтири на «Господи воззвах», на стиховне и на «Хвалитех».

Тема 11. Октоих

Построение применительно к церковному осмогласию и седмич-ному кругу богослужения, основное содержание. Уставная часть в начале октоиха и пред субботней службой I гласа, а также указы о службах всея седмицы и о службе субботней в конце октоиха.

Тема 12. Приложения к Октоиху из других богослужебных книг

Столпы евангельские и евангельские стихиры. Их назначение. Определение евангельской стихиры по данному столпу и гласу.

Тема 13. Ирмологий, основное содержание и назначение

Тема 14. Служебник Назначение, состав и содержание (ектений, молитвы, прокимны). Разновидности ектений.

Тема 15. Общие сведения о Триоди постной, Триоди цветной, Требнике, книге молебных пений, иерейском молитвослове, архиерейском чиновнике и Типиконе

Рекомендуемая литература

1. Вениамин (Румовский), архиеп. Новая скрижаль, или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1912.

2. Гавриил (Голосов), еп. Руководство по Литургике, или наука о православном богослужении. Тверь, 1886.

3. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995.

4. Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее Таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994.

5. Дмитриевский И. Историческое, догматическое таинственное изъяснение Божественной Литургии. М., 1993.

6. Муравьев А. Н. Письма о богослужении. Т. 1. М., 1993.

7. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1977.

8. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983.

9. Нестеровский Е. Литургика, или наука о богослужении Православной Церкви. Курск, 1895.

10. Никольский К. Т. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907.

11. Он же. Обозрение богослужебных книг Православной Российской Церкви по отношению их к церковному Уставу. СПб., 1858.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.