Научная статья на тему 'Учебная программа по Литургике для 1‑го курса'

Учебная программа по Литургике для 1‑го курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

    CC BY
    346
    41
    Читать
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
    Предварительный просмотр
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    Текст научной работы на тему «Учебная программа по Литургике для 1‑го курса»

    Учебная программа по Литургике для 1-го курса1

    _»ЦМ_

    »п«

    В задачу предмета Литургики входят:

    а) ознакомление с храмом, его устройством внешним и внутренним, со священными предметами, употребляемыми в православном богослужении;

    б) изучение богослужебных книг и порядка уставного отправления как отдельных элементов, входящих в богослужение (чтение Священного Писания, Псалтири, пения стихир, канонов и проч.), так и чинопосле-дований в целом (суточный круг богослужения);

    в) изучение уставных особенностей богослужения праздников и постов;

    г) изучение частного богослужения, известного под названием церковных треб.

    1 Программа составлена на основе соответствующей программы по Литургике

    для Московской духовной семинарии. Внесены изменения с учетом особенностей учебного плана Нижегородской духовной семинарии.

    На 1-м курсе дается ознакомление с храмом, его устройством внешним и внутренним, со священными предметами, употребляемыми при богослужении, и их назначением; сообщаются сведения о важнейших христианских праздниках — двунадесятых и великих святых, а также о христианских постах. Затем следует изучение элементов христианского богослужения: чтения Священного Писания, Псалтири, пения стихир, канонов и пр. Изучение этих элементов происходит на основе непосредственного ознакомления учащихся с богослужебными книгами. Изучение последних идет в следующем порядке: Евангелие, Апостол, Псалтирь Следованная, Минеи и Октоих, Ирмологий, Служебник. Каждая из перечисленных книг изучается со стороны ее построения, содержания и назначения. Вместе с тем изучается практически и отправление тех или иных элементов, содержащихся в данной книге. Так, изучение Евангелия имеет в виду дать учащемуся полное представление о его построении, о делении его на главы и зачала, о значении в нем подстрочника и киноварных вставок в тексте. Здесь же устанавливается связь евангельского текста с приложенными в конце книги указателями чтений. Изучение последних одновременно знакомит учащихся с кругом церковных праздников подвижных и с особенностями чтения Евангелия по тому и другому кругу. Конечной целью такого изучения Евангелия должно быть умение студента самостоятельно найти евангельское чтение на данный праздник и прочитать его с теми краткими возгласами, которые предваряют чтение Евангелия за богослужением. Этим заканчивается изучение книги Евангелия.

    В таком же плане изучается и книга Апостол, с той разницей, что здесь сообщаются сведения о прокимне, аллилуарии и их исполнении, а также об антифонах, тропаре, кондаке и причастном стихе.

    Книга Псалтирь Следованная изучается в порядке следования ее составных частей: собственно Псалтири, часослова, месяцеслова, каноника и семиднева. При изучении собственно Псалтири учащиеся знакомятся с уставом о Псалтири, его построением, различными видами расписания чтения кафизм и с порядком, какие кафизмы отправляются на той или иной службе. В итоге учащийся должен уметь найти кафизму для данного дня и службы и показать правильное ее исполнение. Изучение этой части Псалтири заканчивается ознакомлением учащихся с избранными псалмами. Учащийся должен уметь найти

    в Псалтири избранный псалом и величание на данный праздник или память святого.

    Изучение второй части Псалтири Следованной — часослова — идет под знаком ознакомления учащихся с суточным кругом служб и седмичным. Особенное внимание должно быть уделено составу мо-литвословий вечерни, утрени и изобразительных. В результате изучения часослова от учащегося требуется, чтобы он умел найти в Псалтири данное чинопоследование, а в чине вечерни, утрени и изобразительных — данное песнопение, чтобы он знал о значении киноварных пометок при псалмах, на «Господи воззвах», на «Хвалитех» — «на 10», «на 8» и т. п., умел бы отправить положенные на утрене троичны и светильны четыредесятницы, а также ексапостиларий седмичного круга.

    Месяцеслов изучается со стороны его содержания таким образом, чтобы учащийся мог найти тропарь и кондак на данный день месяца, воскресный, или на данную неделю Великого поста, Пятидесятницы и пр. Особое внимание уделяется 27-й главе Псалтири, и учащиеся знакомятся с порядком приложения Богородичных к тропарям на вечерне и на утрене. Одновременно с месяцесловом изучается и предваряющая его статья «О знамениих владычних праздников, Богородичных и великих святых». В результате изучения месяцеслова учащийся должен по знаку в уставе указать особенности богослужения данного дня (бдение, полиелей, Великое славословие).

    Канонник (четвертая часть) изучается в порядке ознакомления с его составом и назначением. Учащемуся показывается как, с какими припевами следует читать тот или иной канон. Вместе с тем дается и самое понятие канона как особого вида церковного песнопения, возникшего на основе библейских песней, положенных в часослове в чине утрени. В таком же плане изучается семиднев, где учащиеся подкрепляют свои знания о седмичном круге и получают сведения о разного вида стихирах. Конечной целью изучения обеих частей является умение учащегося найти данную службу или канон.

    Изучение Псалтири Следованной заканчивается ознакомлением учащихся с Пасхалией, в итоге чего учащиеся должны уметь определить по вруцелетной букве — какой день недели падает на то или иное число года, найти Пасху в данном году, определить, какой глас Октоиха и какое воскресное утреннее Евангелие полагается в ту или иную неделю года.

    После изучения Пасхалии учащиеся знакомятся с приложенным в конце Псалтири Следованной «Правилом готовящимся служите и хотящим причаститися» и с указом «О отпустительных тропарях и кондаках». В результате этого ознакомления учащийся должен уметь показать положенные в тот или другой день правила готовящимся ко Св. Причащению и порядок отправления тропарей и кондаков на вечерне, утрене, часах и Литургии на службе данному святому.

    При изучении Миней учащиеся ознакомятся с разновидностями этой книги — минеями месячными, общей, праздничной и дополнительной, изучают состав этих книг, построение служб в них в смысле порядка следования разного вида стихир и канонов, а также получают сведения и навыки пользования четырьмя приложениями Богородичнов, приложенных в конце каждой минеи. Здесь же они изучают порядок сложения стихир на «Господи воззвах» и на «Хвалитех» с соответствующими стихами псалмов по Псалтири Следованной. Таким образом изучается порядок отправления стихир тем святым, служба коим полагается без соединения с Октоихом.

    После Миней следует изучение Октоиха. Здесь учащимся сообщаются сведения о его построении, о составе служб на каждый день седмицы, и особенное внимание уделяется уставным главам в начале Октоиха, излагающим порядок соединения службы святым различных степеней празднования с воскресной. Точно так же уделяется внимание уставным главам об отправлении службы полиелейному святому или святому со бдением в субботу, а также приложенным в конце Октоиха главам с названием «Указ о службах всея седмицы» и «Указ о службе субботней». Во всех этих уставных главах и указах обращается внимание на указание о количестве стихир и канонов на тот или другой праздник или день седмицы. В результате изучения Октоиха учащийся должен уметь по знаку степени праздника святого найти уставное указание о количестве положенных ему стихир на «Господи воззвах» и др., о порядке пения тропарей и соединения канонов; кроме того, самые стихиры должен уметь отправить в связи с соответствующими стихами Псалтири. Следует также объяснить учащимся назначение при Октоихе столпов евангельских чтений и связь их с воскресными евангельскими стихирами и эксапостилариями.

    После изучения Октоиха переходят к Ирмологию.

    Последней книгой, изучаемой на 1-м курсе, является Служебник. Учащиеся знакомятся с его назначением, содержанием и, в частности, разновидностями ектений.

    Кроме перечисленных книг даются общие сведения о Триодях, Требнике, книге молебных пений, иерейском молитвослове, архиерейском чиновнике и Типиконе. Обстоятельное изучение Типикона относится ко 2-му курсу, Триодей — к 3-му курсу и Требника — к 4-му курсу.

    Раздел I. Общие сведения о совершении богослужения в Православной Церкви

    Тема 1. Священные места, или места богослужения Православной Церкви

    Понятие о храме. Различные наименования храмов. Происхождение христианских храмов. Места богослужения христиан в первые три века.

    Тема 2. Наружный вид храмов в древности и в настоящее время

    Число составных частей храма: 1) притвор, назначение его в древности и в настоящее время; 2) средняя часть храма, ее назначение и принадлежности; амвон, его назначение; солея и клиросы, их назначение; иконостас, понятие о нем, размещение дверей и икон в иконостасе; 3) алтарь и его принадлежности: а) Св. Престол, понятие о нем, облачение и принадлежности, илитон, антиминс, дарохранительница, Крест и Евангелие, с указанием их назначения и знаменования; б) горнее место, свящ. сопрестолие и знаменование их; в) Жертвенник, назначение и духовное знаменование его, сосуды, в нем хранящиеся. Употребление колоколен при храмах, их происхождение. Кладбища и часовни, их назначение.

    Тема 3. Священно- и церковнослужители Православной Церкви

    Епископ, иерей, диакон, чтец, иподиакон, свещеносец (пономарь). Различные именования епископа: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ и викарий; именования пресвитера: протопресвитер, протоиерей, иерей, священноархимандрит, иеромонах; наименования диакона: архидиакон, протодиакон, диакон. Священные одежды, употребляющиеся в Православной Церкви в настоящее время.

    Тема 4. Важнейшие христианские праздники Пасха, праздники двунадесятые и великих святых. Годичный круг подвижных и неподвижных праздников. Седмичный и суточный круги богослужения. Посты.

    Раздел II. Богослужебные книги

    Тема 1. Богослужебное Евангелие Построение богослужебного Евангелия: главы, зачала, киноварные вставки в тексте и подстрочник. Указатели содержания в начале Евангелия и указатели чтения в конце Евангелия.

    Тема 2. Апостол

    Построение книги Апостол: порядок зачал, дублирующие зачала, киноварные вставки в тексте и подстрочник. Указатели содержания книг и указатели чтений. Аллилуарии, антифоны, тропари, кондаки и причастны.

    Тема 3. Псалтирь Следованная Составные части: Псалтирь, часослов, месяцеслов, канонник, се-миднев. Содержание первой части: символ и устав о Псалтири, кафизмы, псалмы избранные и келейное правило. Порядок отправления кафизм на вечерне, утрене и часах. Порядок отправления избранных псалмов.

    Тема 4. Часослов Содержание и порядок следования в нем служб суточного круга. Неподвижные молитвословия, песни и псалмы из чина вечерни и утрени, входящие в часослов. Порядок отправления троичных, светильное и ек-запостилариев. Уставная статья «О знамениях владычных праздников, богородичных и великих святых».

    Тема 5. Месяцеслов и приложение к нему из Триоди и Октоиха. Глава 27-я о богородичных, поемых на отпустительных тропарях, ее построение

    Тема 6. Канонник и семиднев Назначение и состав. Канон, его построение на основе библейских песен. Ирмос, тропарь, трипеснец и четверопеснец. Последование по исходе души.

    Тема 7. Пасхалия Построение. Великий индиктион и его рубрики — вруцелето и ключ границ. Пасхалия зрячая. Определение дня Пасхи, дней седмицы на данное число месяца, воскресного утреннего Евангелия и гласа Октоиха на данное воскресение.

    Тема 8. «Правило готовящимся служити и хотящим причаститися»

    Тема 9. Указ «Об отпустительных тропарях и кондаках» в конце Псалтири

    Тема 10. Минея Минеи месячная, праздничная (анфологион), общая и дополнительная. Их построение и назначение. Приложение в конце миней, их назначение. Разновидности стихир и связь их со стихами Псалтири на «Господи воззвах», на стиховне и на «Хвалитех».

    Тема 11. Октоих

    Построение применительно к церковному осмогласию и седмич-ному кругу богослужения, основное содержание. Уставная часть в начале октоиха и пред субботней службой I гласа, а также указы о службах всея седмицы и о службе субботней в конце октоиха.

    Тема 12. Приложения к Октоиху из других богослужебных книг

    Столпы евангельские и евангельские стихиры. Их назначение. Определение евангельской стихиры по данному столпу и гласу.

    Тема 13. Ирмологий, основное содержание и назначение

    Тема 14. Служебник Назначение, состав и содержание (ектений, молитвы, прокимны). Разновидности ектений.

    Тема 15. Общие сведения о Триоди постной, Триоди цветной, Требнике, книге молебных пений, иерейском молитвослове, архиерейском чиновнике и Типиконе

    Рекомендуемая литература

    1. Вениамин (Румовский), архиеп. Новая скрижаль, или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1912.

    2. Гавриил (Голосов), еп. Руководство по Литургике, или наука о православном богослужении. Тверь, 1886.

    3. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995.

    4. Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее Таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994.

    5. Дмитриевский И. Историческое, догматическое таинственное изъяснение Божественной Литургии. М., 1993.

    6. Муравьев А. Н. Письма о богослужении. Т. 1. М., 1993.

    7. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1977.

    8. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983.

    9. Нестеровский Е. Литургика, или наука о богослужении Православной Церкви. Курск, 1895.

    10. Никольский К. Т. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907.

    11. Он же. Обозрение богослужебных книг Православной Российской Церкви по отношению их к церковному Уставу. СПб., 1858.

    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.