Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ФАРМАКОКИНЕТИКЕ И ФАРМАКОДИНАМИКЕ В СТОМАТОЛОГИИ'

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ФАРМАКОКИНЕТИКЕ И ФАРМАКОДИНАМИКЕ В СТОМАТОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПСИХОЛОГИЯ / ФАРМАКОЛОГИЯ / ФАРМАКОКИНЕТИКА / ФАРМАКОДИНАМИКА / СТОМАТОЛОГИЯ / ПРАКТИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / МЕТОДОЛОГИЯ / PEDAGOGY / EDUCATIONAL PROGRAMS / PSYCHOLOGY / PHARMACOLOGY / PHARMACOKINETICS / PHARMACODYNAMICS / DENTISTRY / PRACTICE / HIGHER EDUCATION / STUDENTS / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

Для врача стоматолога, как и для врачей других специальностей важно знание фармакологии,а именно процессов фармакокинетике и фармакодинамики. Цель данного исследования - анализ эффективности учебной программы в области общей фармакологии и её значимости в стоматологической практике. В ходе исследования мы разработали специальную программу, которую включили в перечень практических заданий для студентов выпускного курса стоматологического факультета. Проведено анкетирование 60 студентов выпускного курса стоматологического факультета. В реализации учебной программы были включены специальные ситуационные задачи по фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных средств в практике врача стоматолога. Мы использовали сочетание лекций, практических занятий для передачи знаний студентам, чтобы они могли получить достаточные знания и понимание для решения реальных фармакологических задач. По результатам исследования до и после внедрения специальной программы по общей фармакологии. В начале курса только 45% студентов справились на «отлично» с практическими задачами, а после обучения 87% студентов сдали задачи по фармакокинетике и фармакодинамике на «отлично», 11% студентов имели «удовлетворительный» результат. Полученные данные в ходе исследования свидетельствуют о необходимости внедрения данной программы, которая улучшает практические навыки студентов, опираясь на данных фармакокинете и фармакодинамике врача стоматолога при лечении пациентов, проведение анестезии и аппликации лекарственных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRICULUM ON PHARMACOKINETICS AND PHARMACODYNAMICS IN DENTISTRY

For a dentist, as for doctors of other specialties, it is important to know pharmacology, namely the processes of pharmacokinetics and pharmacodynamics. The purpose of this study is to analyze the effectiveness of the curriculum in the field of General pharmacology and its significance in dental practice. During the research, we developed a special program that was included in the list of practical tasks for graduate students of the faculty of dentistry. A survey of 60 graduate students of the faculty of dentistry was conducted. The training program included special situational tasks on pharmacokinetics and pharmacodynamics of medicines in the practice of a dentist. We used a combination of lectures and practical classes to transfer knowledge to students so that they could gain sufficient knowledge and understanding to solve real pharmacological problems. Based on the results of the study before and after the introduction of a special program in General pharmacology. At the beginning of the course, only 45% of students coped perfectly with practical tasks, and after training, 87% of students passed the tasks on pharmacokinetics and pharmacodynamics with "excellent", 11% of students had a "satisfactory" result. The data obtained during the study indicate the need to implement this program, which improves the practical skills of students, based on the pharmacokinetics and pharmacodynamics of the dentist in the treatment of patients, anesthesia and application of drugs.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ФАРМАКОКИНЕТИКЕ И ФАРМАКОДИНАМИКЕ В СТОМАТОЛОГИИ»

Serikov Vadim Sergeevich

CURRICULUM ON PHARMACOKINETICS .

pedagogical sciences

УДК 37.037

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0037

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ФАРМАКОКИНЕТИКЕ И ФАРМАКОДИНАМИКЕ

В СТОМАТОЛОГИИ

© 2020

SPIN: 8707-9340

AuthorlD: 776180

Сериков Вадим Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Стоматология детского возраста» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail: [email protected])

Аннотация. Для врача стоматолога, как и для врачей других специальностей важно знание фармакологии,а именно процессов фармакокинетике и фармакодинамики. Цель данного исследования - анализ эффективности учебной программы в области общей фармакологии и её значимости в стоматологической практике. В ходе исследования мы разработали специальную программу, которую включили в перечень практических заданий для студентов выпускного курса стоматологического факультета. Проведено анкетирование 60 студентов выпускного курса стоматологического факультета. В реализации учебной программы были включены специальные ситуационные задачи по фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных средств в практике врача стоматолога. Мы использовали сочетание лекций, практических занятий для передачи знаний студентам, чтобы они могли получить достаточные знания и понимание для решения реальных фармакологических задач. По результатам исследования до и после внедрения специальной программы по общей фармакологии. В начале курса только 45% студентов справились на «отлично» с практическими задачами, а после обучения 87% студентов сдали задачи по фармакокинетике и фармакодинамике на «отлично», 11% студентов имели «удовлетворительный» результат. Полученные данные в ходе исследования свидетельствуют о необходимости внедрения данной программы, которая улучшает практические навыки студентов, опираясь на данных фармакокинете и фармакодинамике врача стоматолога при лечении пациентов, проведение анестезии и аппликации лекарственных средств.

Ключевые слова: педагогика, учебные программы, психология, фармакология, фармакокинетика, фармакоди-намика, стоматология, практика, высшее образование, студенты, методология.

CURRICULUM ON PHARMACOKINETICS AND PHARMACODYNAMICS

IN DENTISTRY

© 2020

Serikov Vadim Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor of the Department "Stomatology of children's age» Kursk State Medical University (305041, Russia , Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: [email protected])

Abstract. For a dentist, as for doctors of other specialties, it is important to know pharmacology, namely the processes of pharmacokinetics and pharmacodynamics. The purpose of this study is to analyze the effectiveness of the curriculum in the field of General pharmacology and its significance in dental practice. During the research, we developed a special program that was included in the list of practical tasks for graduate students of the faculty of dentistry. A survey of 60 graduate students of the faculty of dentistry was conducted. The training program included special situational tasks on pharmacokinetics and pharmacodynamics of medicines in the practice of a dentist. We used a combination of lectures and practical classes to transfer knowledge to students so that they could gain sufficient knowledge and understanding to solve real pharmacological problems. Based on the results of the study before and after the introduction of a special program in General pharmacology. At the beginning of the course, only 45% of students coped perfectly with practical tasks, and after training, 87% of students passed the tasks on pharmacokinetics and pharmacodynamics with "excellent", 11% of students had a "satisfactory" result. The data obtained during the study indicate the need to implement this program, which improves the practical skills of students, based on the pharmacokinetics and pharmacodynamics of the dentist in the treatment of patients, anesthesia and application of drugs.

Keywords: pedagogy, educational programs, psychology, pharmacology, pharmacokinetics, pharmacodynamics, dentistry, practice, higher education, students, methodology.

ВВЕДЕНИЕ.

Преподавание фармакологии объединяет знания и знания по таким дисциплинам, как биология, физиология и химия. Общая фармакология исторически подразделяется на две основные области: 1) фармакокинетика (ФК), определяемая как измерение и формальная интерпретация изменений во времени концентраций лекарственного средства в одной или нескольких различных областях организма в зависимости от дозировки, и 2) фармакодинамика (PD), определяемый как события, возникающие в результате взаимодействия препарата с его рецептором или другим основным сайтом действия. Влияние лекарств на живые организмы и особенно на людей в целом и на то, как лекарства действуют на разных уровнях организации организма, может быть охвачено термином «медицинская фармакология» и включает такие темы, как воздействие лекарств на вегетативную нервную систему, причины побочных эффектов и токсикология [1-5]. Для целей, подробно описанных ниже, для других тем в рамках преподавания фармакологии, таких как дизайн клинического испытания, этика и 6 этапов фармакотерапии, мы здесь используем тер-

мин «клиническая фармакология». Все эти различные области фармакологии содержат информацию, которая требует понимания, т.е. более высокие когнитивные процессы, чтобы (полностью) понять его значение и перевести его для использования в другом, но связанном и значимом контексте [6-9].

Начиная с 2015-2016 учебного года, основываясь на нашем многолетнем опыте преподавания фармакологии в других (био) медицинских программах, нас попросили разработать новый курс по фармакологии для студентов второго курса в области здравоохранения и наук о жизни в Университете Врие в Амстердаме. , Нидерланды. Общая цель этого курса состояла в том, чтобы познакомить студентов с основами вышеописанных областей фармакологии и научить их использовать эти знания в решении реальных фармакологических проблем. Для этой цели мы решили использовать «классические» лекции для передачи знаний, в то время как проблемное обучение и практические занятия предназначены для активного вовлечения студентов в учебный процесс и предоставления студентам инструментов для улучшения их понимания посредством глубокого обучения [10-13].

педагогические науки

Сериков Вадим Сергеевич УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ...

Хотя наш курс, как правило, оценивается выше среднего по университету в оценках студентов и в оценках программного комитета, эти оценки и личный опыт преподавателей с курсом с 2015 по 2016 год показывают, что студенты борются с компонентами, которые требуют более детального изучения и понимание часто абстрактных понятий фармакологии [14-18]. Тем не менее, нам не хватало объективной и структурированной информации о том, с какими областями фармакологии участвуют студенты и имеют ли они более высокие результаты тестов по вопросам более низкого порядка (студент «знает») по сравнению с вопросами, требующими понимания, то есть вопросами более высокого порядка студент «знает как». Поскольку важно получить структурированное представление о фармакологическом образовании в (био) медицинских учебных программах, чтобы должным образом сбалансировать учебные усилия и стратегию. Мы поставили перед собой задачу проверить, успешно ли мы согласовали цели нашего курса с нашей стратегией обучения и оценкой, проанализировав результаты тестов для различных областей фармакологии, а также вопросы низкого и высшего порядка. Кроме того, мы хотели бы использовать результаты оценки для определения тем в нашем курсе, которые могли бы извлечь выгоду из корректировки (ов) в стратегии обучения и / или усилий по обучению [19-23].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Цель данного исследования - анализ эффективности учебной программы в области общей фармакологии и её значимости в стоматологической практике. В ходе исследования мы разработали специальную программу, которую включили в перечень практических заданий для студентов выпускного курса стоматологического факультета. Проведено анкетирование 60 студентов выпускного курса стоматологического факультета. В реализации учебной программы были включены специальные ситуационные задачи по фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных средств в практике врача стоматолога. Мы использовали сочетание лекций, практических занятий для передачи знаний студентам, чтобы они могли получить достаточные знания и понимание для решения реальных фармакологических задач. Курс проводится каждый год в течение 8 недель в апреле и мае, его нагрузка составляет 20 часов в неделю, то есть 50% учебного времени, и сосредоточена вокруг тем, в частности общей фармакологии и медицинской фармакологии, что отражено в цели обучения курса. Курс состоит из комбинации лекций (всего 23 лекции по 45 минут каждый), перевернутых аудиторных занятий (5 занятий по 2,5 часа каждый) и 2 практических занятий (4,5 часа каждый). Два практических занятия посвящены молекулярному и клеточному уровням в зависимости от функции вегетативной нервной системы. Это делается путем изучения физиологических эффектов и взаимодействия лекарств. Цель данной программы: студент понимает, что подразумевается под рабочим механизмом, показаниями, противопоказаниями, плацебо, лекарственным соответствием, фармакокинетикой и фармако-динамикой; студент понимает и может объяснить механизмы, лежащие в основе действия и побочной реакции лекарств, и может объяснить и использовать (в том числе математически) общие понятия в фармакодинамике, такие как лиганд-управляемый ионный канал, рецептор, связанный с G-белком, аффинность, активность, внутренняя активность, эффективность, специфичность, селективность, агонист, частичный агонист, обратный агонист (обратимый / конкурентный и необратимый) антагонист, десенсибилизация (и механизмы) для решения проблем; учащийся может описать процессы, определяющие поглощение, распределение, распад и выведение фармацевтических соединений (фармакокинетика), а также роль этих процессов в объяснении действия лекарств и их токсичности; студент может применять соответствующие математические расчеты для получения

и объяснения основных параметров фармакокинетики (биодоступность, объем распределения, период полувыведения из плазмы, клиренс) и взаимосвязи между этими параметрами и графиком дозирования фармацевтических соединений; студент может использовать вышеописанные фармакологические принципы, концепции и определения в «простых» медицинских случаях (например, гиперплазия десен, пародонтоз, сахарный диабет, гипертоническая болезнь), и рассмотреть влияние индивидуальных вариаций в отношении возраста, пола, лечение и заболеваемость в контексте, а также использование надежных источников информации о действиях и безопасности лекарств; студент понимает такие термины, как исследование фазы 1-4, фармаконадзор, (рандомизированное и перекрестное) клиническое исследование, фармакоэпидемиология, случай-контроль и когортное исследование, количество, необходимое для лечения / вреда, хорошая клиническая практика и способен определить различия между различными фазами и формами клинических испытаний; студент приобретает практический опыт в подготовке, оформлении и отчетности по экспериментальным (фармакологическим) исследованиям в лабораторных условиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

По результатам исследования до и после внедрения специальной программы по общей фармакологии. В начале курса только 45% студентов справились на «отлично» с практическими задачами, а после обучения 87% студентов сдали задачи по фармакокинетике и фармако-динамике на «отлично», 11% студентов имели «удовлетворительный» результат. Поскольку вопросы в объединенной области фармакокинетике и фармакодинамике продемонстрировали самый низкий уровень успеха, мы дополнительно проанализировали, как сложность, так и дискриминацию вопросов. В то время как каждой группе студентов (п = 3) был предоставлен отдельный экзамен, был проведен анализ трех экзаменов в отдельности, чтобы определить, сопоставимы ли вопросы каждого экзамена в отношении сложности и дискриминации. Для этого был определен, как индекс сложности, так и дискриминации. Два основных домена в общей фармакологии, то есть фармакокинетика и фармакодинамика, сами разделены на субдомены. Общая фармакология в стоматологии требует знания и понимания химии и физиологии, чтобы понять основные механизмы поглощения, распределения, метаболизма и выведения лекарств при проведении местной анестезии. Знание фармакологии в практике врача стоматолога требует знания и понимания молекулярной и клеточной биологии и (пато) физиологии. Несмотря на то, что мы обнаружили значительное снижение показателя успешности между общими вопросами фармакологии и комбинированными вопросами медицинской и клинической областей фармакологии, следует признать, что разница в показателях успеха между этими областями была небольшой (приблизительно 3 процента). Интересно, что распределение области медицинской и клинической фармакологии оказалось больше по сравнению с доменом фармакокинети-ке и фармакодинамике. Особенно вопросы с более высоким процентом неправильных ответов, по-видимому, были более заметными в области медицинской и клинической фармакологии.

ВЫВОДЫ.

Полученные данные в ходе исследования свидетельствуют о необходимости внедрения данной программы, которая улучшает практические навыки студентов, опираясь на данных фармакокинете и фармакодинамике врача стоматолога при лечении пациентов, проведение анестезии и аппликации лекарственных средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тишков Д.С. Влияние отношений преподаватель-студент и студент-студент на социальную вовлеченность учащихся // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 37-39.

2. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: эко-

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)

163

Serikov Vadim Sergeevich

CURRICULUM ON PHARMACOKINETICS .

pedagogical sciences

номика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

3. Соловьёва К.О., Москаленко И.С. Непрерывное образование: перспективы подготовки научных кадров //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 50-2. С. 127-132.

4. Penman J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of University Teaching & Learning Practice, 2017, Р.60—73.

5. Афонин И.Д. Психология и педагогика высшей школы. М.: Русайнс, 2018. - 226 c.

6. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики. М.: Феникс,

2016. - 256 c.

7. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4.;

8. Vygotsky L.S. Mind and society: The development of higher mental processes. 2008. р.341

9. Whitman NA.Peer teaching: To teach is to learn twice. 2016, р.54

10. Yasinsac A., Erbacher, R.F., Marks, D.G., Pollitt, M.M., & Sommer, P.M.Computer forensics education // IEEE Security & Privacy Magazine. 2003. р.15-23

11. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. М.: Дашков и Ко, 2013. - 298 c.

12. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика. М.: Альфа-М, 2018. - 448 c

13. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493.

14. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический проект, 2016. - 260 c.

15. Кравченко А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2019. -400 c.

16. Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика. М.: Academia,

2017. - 312 c.

17. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. М.: Сфера, 2015. -327 c.

18. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики. Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

19. Тишков Д.С., Брусенцова А.Е., Перетягина И.Н., Макарова М.В. Использование активных форм обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 12-8. — С. 15191521

20. Иманова А.Ф. особенности психологического механизма защиты у больных артритом в пожилом возрасте // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 51-53.

21. Ронжина Н.А. саморазвитие студентов-медиков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 375-3 77.

22. Фирсов М.В. Социальная педагогика. М.: КноРус, 2017. - 397 c.

23. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания. М.: Инфра-М, 2017. - 56 c.

Статья поступила в редакцию 02.04.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.