Научная статья на тему 'Учебная научно-исследовательская деятельность учащихся (на базе ГБОУ московская гимназия на юго-западе № 1543)'

Учебная научно-исследовательская деятельность учащихся (на базе ГБОУ московская гимназия на юго-западе № 1543) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЯ ПО АСТРОФИЗИКЕ И ФИЗИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомулина Наталия Николаевна

Автор поднимает проблему учебной научно-исследовательской деятельности учащихся, выделяя три аспекта: соотношение обязательности и инициативности обучающихся; выбор тематики исследования; обеспечение освоения методологии научного исследования каждым обучающимся. Эффективный вариант решения проблемы найден в рамках деятельности инновационной площадки и ресурсного центра на базе московской гимназии на юго-западе № 1543 – это сочетание обязательности и инициативности, тьюторское сопровождение, выбор для тематики учебной исследовательской деятельности области современной астрономии и физики в интегрированной информационно-образовательной среде. Приведены примеры применения ИКТ в научном творчестве молодёжи при подготовке исследовательских работ по астрономической тематике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гомулина Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная научно-исследовательская деятельность учащихся (на базе ГБОУ московская гимназия на юго-западе № 1543)»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Гомулина Наталия Николаевна

зам. директора по инновационной и экспериментальной работе ГБОУ Московская гимназия на Юго-Западе № 1543, доцент МИОО, член-корр. Академии информатизации образования, к.п.н.

г. Москва

E-mail: gomulina@yandex.ru

J ^

УЧЕБНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

(на базе ГБОУ московская гимназия на юго-западе № 1543)

Л___________________________________________________г

Аннотация. Автор поднимает проблему учебной научно-исследовательской деятельности учащихся, выделяя три аспекта: соотношение обязательности и инициативности обучающихся; выбор тематики исследования; обеспечение освоения методологии научного исследования каждым обучающимся. Эффективный вариант решения проблемы найден в рамках деятельности инновационной площадки и ресурсного центра на базе московской гимназии на юго-западе № 1543 - это сочетание обязательности и инициативности, тьюторское сопровождение, выбор для тематики учебной исследовательской деятельности области современной астрономии и физики в интегрированной информационно-образовательной среде. Приведены примеры применения ИКТ в научном творчестве молодёжи при подготовке исследовательских работ по астрономической тематике.

Ключевые слова: учебная научно-исследовательская деятельность, исследовательские компетенции обучающихся, интегрированная информационно-образовательная среда, тьюторское сопровождение, исследования по астрофизике и физике.

В гимназии № 1543 сложились традиции обеспечения высокого уровня учебно-воспитательного процесса на основе достижений в научно-методической работе учителей, внедрения современных эффективных технологий обучения. При создании гимназии были заложены идеи единства универсальности, фундаментальности образования, с одной стороны, и вариативности, дифференцированного подхода в обучении, с другой стороны. Гимназия возникла как аналог университета на уровне общего среднего образования и в настоящее время успешно реализует дифференцированный подход в обучении в такой форме внешней дифференциации, как профильное обучение.

В гимназии реализуется программа повышенного уровня для детей, способных к активному интеллектуальному труду, реализуются как проектные методики обучения, так и исследовательская деятельность обучающихся по индивидуальным учебным планам. При этом формирование исследовательских умений обучающихся в процессе исследовательской деятельности осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время. Ведущими принципами в организации научно-исследовательской деятельности обучающихся выступают принципы единства научности и доступности, добровольности и положительной мотивации, обеспечения познавательной самостоятельности и свободы в творческих проявлениях.

В 2013 году на базе гимназии открыта инновационная площадка второго уровня «Развитие креативной сферы одарённости обучающихся на основе формирования исследовательских компетенций». Работа инновационной площадки поддерживается Ресурсным Центром, который осуществляет следующие задачи:

• формирует инновационного образовательное пространство округа, ориентированное на организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на позитивные изменения в деятельности образовательных учреждений,

• научно-методическое и педагогическое обеспечение креативной сферы учащихся в соответствии с указанной проблемой,

• публикация разработки методик диагностики уровня развития общих и специальных способностей, субъектной позиции учащихся при реализации образовательных программ с элементами учебного исследования.

Ресурсный центр объединяет образовательные учреждения, реализующие актуальные инновации и обеспечивает их связь с научными, методическими и другими организациями, заинтересованными в обновлении содержания и форм образовательной практики, обеспечивает информационно-аналитическое сопровождение деятельности.

24

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Научно-исследовательская деятельность по астрофизике и физике

Учебно-исследовательская деятельность школьника - это форма организации учебно-воспитательного процесса, содержанием которой является исследование - самостоятельный творческий процесс приобретения новых знаний. Исследовательская работа может проводиться как на уроке, так и вне урока. Организация этой деятельности требует и от директора, и от учителей, и от учеников овладения исследовательскими и проектными методами работы [4,5,13,14]. Эти методы развивают их интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организационные способности, формируют умения и навыки, повышают учебную мотивацию, стимулируют стремление к самосовершенствованию.

Развитие навыков исследовательской деятельности с помощью информационных технологий на примерах компьютерных сред и сложного физического моделирования, использования компьютеризованного эксперимента, позволяет:

• ускорять процесс проведения аналогий и отыскания новых ассоциаций и связей;

• демонстрировать эффективность простых учебных моделей для описания реальных явлений;

• проводить возможность моделирования любых экспериментальных установок;

• создавать необходимые условия для индивидуального и совместного, группового поиска;

• развивать критичность мышления, отражающую способность к анализу, синтезу и рефлексии;

• в учебном процессе реализовывать и развивать навыки научного исследования;

• показать, что современные научно-исследовательские методы немыслимы без применения информационных технологий;

• формировать у обучающихся навыки обработки данных эксперимента с помощью информационных технологий, обобщения данных и подготовки выступлений по итогам моделирования или эксперимента.

Поэтому можно говорить не только о формировании исследовательской компетенции обучающихся, основанной на физическом моделировании, проведении компьютеризованного эксперимента, формировании навыков исследовательской деятельности и организации учебных научных исследований [11], но и о формировании ИКТ-компетенции обучающихся.

Организация образовательного процесса с учетом формирования исследовательских компетенций обучающихся с помощью информационных технологий, прежде всего, должна планироваться, быть многоэтапной, и зависеть от индивидуальных пожеланий и возрастных особенностей обучающихся.

В гимназии № 1543 г. Москвы в начале учебного года планируется индивидуальная научно-исследовательская работа каждого обучающегося по физике, учебная практическая деятельность

обучающихся с компьютеризованным экспериментом (L-микро, лаборатория Архимед). Планируется научно-исследовательская работа обучающихся по получению информации и анализу данных с телескопов, в том числе орбитальных космических обсерваторий. Такая научно-исследовательская деятельность обучающихся фактически реализует реальный эксперимент и последующей компьютерной обработкой данных. Диагностикой успешности учения в данном случае являются творческие отчеты обучающихся.

В течение учебного года используются различные интерактивные модели по физике из мультимедийных курсов и открытых образовательных ресурсов (ЭУМ), моделирующие сложные явления, которые формируют умения и навыки исследовательской деятельности, предоставляют возможность творческого поиска самостоятельного решения проблемы. Они также исключительно важны для формирования готовности обучающихся к осуществлению самостоятельной исследовательской деятельности. Диагностикой успешности учения в данном случае являются записи обучающихся в формах отчета, которые выдаются перед работой, скриншоты полученных результатов при работе в компьютерных средах.

Формируемые в процессе изучения физики исследовательские компетенции обучающихся являются надпредметными [3].

В современной школе в условиях компетентност-ного образования исследовательская деятельность обучающихся выступает необходимым компонентом образовательного процесса. При этом мы сталкиваемся с тремя проблемами:

1. Соотношение обязательности и инициативности обучающихся.

2. Выбор тематики исследования.

3. Обеспечение освоения методологии научного исследования каждым обучающимся.

В гимназии осуществляются как обязательные формы исследовательской деятельности (курсовые работы физико-химического профиля, профильная практика), так и исследовательская деятельность обучающихся по индивидуальным учебным планам. Большой вклад в формирование исследовательских умений обучающихся 8-11 классов вносят профильные курсы технологии [7], в частности, физические и химические практикумы. Так, например, в гимназии созданы авторские физические практикумы, основанные на компьютеризированном эксперименте с использованием лаборатории L-микро. На занятиях этого практикума обучающиеся классов математического профиля проводят экспериментальные исследования физических явлений, изучаемых в соответствии с учебной программой.

Исследовательская деятельность обучающихся по индивидуальным учебным планам, как правило, с 8 по 11 класс, сочетает как инициативную форму, так и обязательную форму исследовательской деятель-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

25

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ности. Исследовательские работы проводятся с 8 по 11 класса по физике и астрономии по желанию обучающихся, но при этом в 9 классе есть обязательная курсовая работа и в 10 классе есть обязательная курсовая практика.

Безусловно, для образовательного учреждения такие формы исследовательской деятельности обучающихся (обязательная и инициативная) должны сочетаться. Ведь нельзя считать эффективной организацию исследовательской деятельности обучающихся, если в ней принимают участие всего несколько человек - только по своей инициативе. В то же время ситуация, когда в обязательном порядке все обучающиеся ведут исследовательскую работу при неизменно низком её качестве, на наш взгляд, недопустима. Это не должно быть для образовательного учреждения полностью обязательным или полностью инициативным.

Основная проблема учебной научно-исследовательской деятельности - это тематика ученического исследования [8,9]. Насколько новыми должны быть результаты? Какими признаками новизны должна обладать исследовательская работа обучающихся: объективностью или субъективностью?

Именно в данном вопросе и может помочь и направить тьютор.

Может ли обучающийся проводить исследование в области современной физики? Рассмотрим тематику исследований с двух позиций: насколько объективно новыми должны быть результаты исследования? Можно ли включать вопросы современной физики в темы ученических исследовательских работ?

Данный вопрос возник в связи с Положением о Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, в котором предлагается по физике рассматривать только «экспериментальные работы в области актуальных проблем современной физики».

Давайте рассмотрим, что такое современная физика? Классическая физика изучает способы взаимодействия и строение макроскопических тел, законы классической механики описывают процессы макромира, это физика Ньютона, Максвелла. Что мы относим к современной физике? Существуют два смысла в понимании этих слов. Во-первых, это неклассическая физика XX века: появление квантовых идей, идей релятивизма и вероятности. С другой стороны современной называют физику конца ХХ - начала XXI века. Она рассматривает три качественно различающиеся структурные уровня материи: мегамира - мира космических объектов, Метагалактики; макромира - мира макроскопических тел, привычного мира нашего эмпирического опыта; микромира - мира микрообъектов, молекул, атомов, элементарных частиц. В известных статях Нобелевского лауреата Л. В. Гинзбурга неоднократно описывались 30 разделов современной физики XXI века: управляемый ядерный синтез, сверхпроводимость, металлический водород, электронная жидкость,

вопросы физики твердого тела, фазовые переходы второго рода, кластеры, фуллерены, сверхсильные магнитные поля, нелинейная физика, сверхмощные лазеры, сверхтяжёлые элементы, спектр масс, кварки и глюоны, единая теория слабого и электромагнитного взаимодействия, проблемы элементарных частиц, нелинейные явления в вакууме, проблемы астрофизики нейтронных звёзд, чёрных дыр, скрытой массы, космологические проблемы, нейтринная физика.

Условно в современной физике XXI века можно выделить 3 группы проблем - синергетические проблемы, нанотехнологию, физику элементарных частиц и физику Вселенной (космологические проблемы) в единстве.

Если представить себе возможную тематику ученических исследовательских работ, посвященных современной физике в широком смысле слова (т.е. физике и XX, и XXI века), то мы придём к выводу, что обучающимся доступно лишь изучение этих вопросов по литературе и при существенной помощи учителя и научного руководителя.

Никакой эксперимент фактически здесь невозможен (если не считать экспериментов по каким-то квантовым явлениям с простейшими фотоэлементами).

Следовательно, в таких работах будет только субъективная новизна. Причем происходит выхолащивание исследовательского характера работы, так как мы ограничиваемся изучением явления - только начальным этапом любого научного исследования, либо ученик наблюдает явление на заранее подготовленных для него экспериментальных установках, не понимая глубоко происходящее.

Естественно, изучать самостоятельно для обучающегося новые проблемы - важно. Если ребенок самостоятельно узнает новое, то, что ему не рассказывают на уроке, это можно считать элементом исследовательской работы. Но этого не достаточно. И если мы таким образом ограничиваем тематику, то мы не погружаем ученика в методологию научного исследования, не даём возможности почувствовать себя исследователем. Это особая роль, особое состояние человека, необходима научная коммуникация, общение в научном сообществе, ощущение признания и личных достижений [15].

Если мы это учитываем, то от такой тематики, как «современная физика», нам надо отказываться.

Освоение методологии научного исследования каждым обучающимся: позиция исследователя, научная коммуникация, достижение результатов - третья проблема организации научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях.

В исследовательских работах обучающихся должны быть все компоненты исследовательской деятельности: от выявления проблем, до оценки полученного результата [6,12]. Нельзя сводить просто к изучению чего-либо. Именно поэтому от формулировки «экспериментальные работы в области актуальных

26

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

проблем современной физики» мы рекомендуем отказаться.

Современная астрономия - это единственный фронт современной физики, в котором возможно участие обучающихся не только на уровне ознакомления. В современной астрофизике возможно получение принципиально новой информации о космических объектах в разных областях электромагнитного излучения с помощью изучения данных с космических аппаратов и обсерваторий, открытие спутников, комет и т.п.

Если мы посмотрим на эту тематику современной физики XXI века, и задумаемся, что доступно для обучающихся, то будет ясно, для обучающихся доступно только изучение данных проблем.

Реализация тьюторского сопровождения

учебной исследовательской деятельности по астрономии и физике

Реализация тьюторского сопровождения учебной исследовательской деятельности по астрономии и физике в интегрированной информационно-образовательной среде предполагает создание индивидуального образовательного маршрута.

3. Использовать оптимальный тип (способ) обучения, формы организации учебных занятий.

4. Активизация познавательной деятельности обучающихся.

5. Раскрытие творческого потенциала обучающихся.

Можно добавить существенные именно для обучения астрономии особенности:

1. Организация работы в Интернет (работа с информацией, поступающей от космических обсерваторий, современных наземных обсерваторий).

2. Создание условий работы в научно-исследовательских институтах.

Бендова рассмотрела процесс педагогической деятельности тьютора, состоящий из четырех этапов: проектировочный, организационно-деятельностный, диагностический, поддерживающий и определила содержание педагогической деятельности тьютора на каждом этапе. Она представила это в виде описания целей и последовательности действий тьютора [2].

Мы также представим содержание педагогической деятельности тьютора при сопровождении учебной исследовательской деятельности по астрономии и физике (табл. 1).

Таблица 1

Процесс и содержание педагогической деятельности тьютора

Этапы/фазы Цели этапов

Проектировочный этап Создание педагогических условий для успешного организации проектных методик обучения

Организационно-деятельностный этап Ориентировочная фаза Создание условий для построения обучающимися полной ориентировочной основы образовательной деятельности. Организация исследовательской деятельности одарённых детей по индивидуальным учебным планам.

Организационно-деятельностный этап Фаза развития Создание условий для становления обучающихся как субъектов учебной деятельности. Формирование методологических знаний о процессе познания и закономерностях научных исследований на всех этапах учебной деятельности, как в урочном, так и во внеурочном.

Организационно-деятельностный этап Интегрирующая фаза Создание условий для становления обучающихся как субъектов социально-профессиональной деятельности и деятельности по развитию личностно-профессиональной компетентности. Развитие у одарённых детей навыков научно-исследовательской работы.

Диагностический этап Оценка результатов предоставления обучающимся образовательной услуги и диагностика достижения целей в виде: освоения обучающимися модели профессиональной компетентности в соответствии с сетевыми стандартами; освоения обучающимися индивидуальной программы развития собственной компетентности. Развитие познавательной самостоятельности обучающихся при использовании новых современных информационных технологий при научно-исследовательских работах.

Поддерживающий этап Создание условий для дальнейшего самоопределения обучающихся, поддержка мотивации на дальнейшее профессиональное и личностное развитие.

Образовательный маршрут - это интегрированная модель образовательного пространства, создаваемого в образовательном учреждении учителями-пред-метниками, педагогами дополнительного образования, тьюторами с целью реализации индивидуальных особенностей одаренного ребенка на протяжении определенного времени.

В. С. Пьянин определяет задачи тьютора при организации образовательных маршрутов [10]:

1. Создать условия для существенной дифференциации обучения обучающихся.

2. Обеспечить индивидуальные склонности и потребности.

Информационная деятельность Ресурсного центра

Ресурсный центр имеет собственный сайт (www.1543rc.ru) и объединяет научно-исследовательскую деятельность по астрономии образовательных учреждений города и некоторых школ других областей.

Информационную работу, связанную с распространением инновационного опыта (оповещение ОУ экспериментальной сети школ о мероприятиях, проводимых в РЦ, отражение содержания мероприятий на сайте РЦ, обработка данных при анкетировании школ сети, прием и передача заявок на проведение веби-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

27

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

наров) курирует специалист по информационно-аналитическому сопровождению инновационной деятельности. В рамках работы РЦ организуются совместные проекты образовательных учреждений, например, по регистрации солнечно-земных связей с орбитальных солнечных обсерваторий. Информация поступает on-line в свободном режиме.

Приведем два конкретных примера применения ИКТ в научном творчестве молодёжи при подготовке исследовательских работ по астрономической тематике [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первым примером является межшкольный проект по исследованию солнечно-земных связей и мониторингу солнечной активности. Результатами постоянного мониторинга являются открытие кометы в январе 2011 года и опубликование на научном сайте Астро-нет, исследование орбиты кометы в декабре 2012 г., изучение влияния Солнца на человека во время солнечных вспышек класса Х и т.п. Данная работа проводится в рамках работы РЦ и выполняется школьниками 4 школ. Обучающимися были созданы интернет-ресурсы «Измерение сопротивления тела в зависимости от солнечной активности» и «Солнечная активность».

Конкретные данные о совместной работе (из ученических работ):

получены данные о плотности потока электронов солнечного ветра за 2011 год. Всего изучено 600 графиков.

Получены данные о плотности потока протонов солнечного ветра. Всего изучено 1000 графиков.

Получены данные о характеристиках рентгеновского излучения за период сентябрь 2011 - декабрь 2011 г. Всего изучено 1700 графиков данных о характеристиках рентгеновского излучения на 4 А и 8 А за период 2011 г. Были созданы видеофрагменты (более 20).

Каждым ОУ проведены сотни измерений сопротивления кожи, проведены десятки опросов о состоянии самочувствия. При учете субъективных измерений было выявлено следующее:

• 100% взрослых людей с возрастом более 45 лет через 2-3 дня после вспышки, когда повышенные потоки протонов, электронов достигли Земли, жаловались на ухудшение самочувствия.

• У 50% взрослых людей было выявлено повышении давления в среднем на 40 единиц.

• Школьники в возрасте 13-14 лет в 33% пожаловались на ухудшение самочувствия (головная боль, кровотечение из носа и т.п.)

Вторым примером формирования информационного пространства может являться работа учащихся 10 класса Казакова Д. А. и Мишина П. А. «Непосредственные исследования объектов Солнечной системы с помощью космических аппаратов», выполненная под научным руководством канд. пед. наук Н. Н. Гомулиной В работе учащиеся определили, что относится к непосредственным физико-химическим космическим исследованиям; уточнили хронологию

непосредственных исследований с помощью космических аппаратов объектов Солнечной системы; выяснили, какие научные задачи стояли перед миссиями, какие методы научных исследований использовались. В результате работы был создан сайт «Непосредственные исследования объектов Солнечной системы с помощью космических аппаратов», в котором впервые были систематизированы названные вопросы. Данный сайт посвящен непосредственным космическим исследованиям (insitu) в Солнечной системе.

Результаты исследования: для образовательных целей был создан сайт https://sites.google.com/ site/kosmoissled/home, который впервые обобщает вопросы прямых физико-химических исследований объектов Солнечной системы. Появление такого сайта является актуальным и носит элементы новизны, а также полезным для тех, кто интересуется проблемами астрофизических исследований, в значительной степени облегчающий поиск информации по данным проблемам. Научно-практическая значимость несомненна. Сайт облегчает поиск научной информации по данным вопросам и может быть использован для образовательных целей. Сайт зарегистрирован в проекте «Астротоп 100 России» http://www.astrotop.ru.

Как показывает многолетний практический опыт Московской гимназии на Юго-Западе № 1543 работы с одарёнными детьми, формирование информационного пространства является одним из необходимых аспектов в организации научного творчества учащихся. Формы и методы формирования информационного пространства многочисленны и напрямую связаны со сложившейся инновационной корпоративной культурой, направленной на создание творческой обстановки в гимназии.

Почему мы считаем, что в большей части учитель в школе выполняет в данном случае функции тьютора, а не научного руководителя? Тьюторское сопровождение - это особая педагогическая позиция, основанная на личностном взаимодействии учителя, выполняющего роль тьютора и обучающегося, выполняющего проект или осуществляющего учебную научно-исследовательскую деятельность. Чаще всего, научным руководителем одарённых школьников становится ученый из научно-исследовательских институтов, а учитель только направляет эту деятельность и заинтересовывает школьников.

Несколько образовательных учреждений в течение 4 лет работают сообща, по единой тематике «Мониторинг солнечной активности», обмениваясь научными руководителями, школьники самостоятельно поддерживают сайты:

1. «Непосредственные исследования с помощью космических аппаратов объектов Солнечной системы» https://sites.google.com/site/kosmoissled/ (рис.1)

2. «Измерение сопротивления тела в зависимости от солнечной активности» https://sites.google.com/site/ izmersopr/ (рис.2)

28

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

О Т ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Рис.1. Сайт «Непосредственные исследования с помощью космических аппаратов объектов Солнечной системы»

Рис.2. Сайт «Измерение сопротивления тела в зависимости от солнечной активности

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

29

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

t •. Реэуль~ м , Результ х •, Купить ■ м'У ф Физика х ■ ф Ведутся » >нс,йты, » а Ь'Тсс/тед1. х 1 а С-олнеч:

• О S https://sites.google.com/site/sunactiv/home

□ 1543 □ МИОО КУРСЫ □ ОБРАЗОВАНИЕ ЭОР □ОБРАЗОВАНИЕ М Gmail gjMail.Ru □ Тзффи □ Фото □ web Переводчик оила1

Солнечная активность

Рис.3. Сайт «Солнечная активность»

Резуль * ^ Резуль » Kyii/ . * ' <j> Физик " ф Е-шуи. к V [~] Свить

■; g нс.

1S. Измер * '■вСоли. «Уд Венере Ж ^ Д Экспер и ^ |

> х Q Экспе|

□ 1543 □ МИОО КУРСЫ □ ОБРАЗОВАНИЕ ЭОР □ ОБРАЗОВАНИЕ М Gmail @ Mail.Ru □ Тэффи □ Фото □ web ^ Переводчик онлай... □ GOOGLE □ МОИ САЙТЫ [J) Яндекс □ АСТРОНОМИЯ

Транзит Венеры по диску Солнца с космических обсерваторий

ШЕШ

■» Новости

Начало работы сайта

Теория транзита Венеры по диску Солнца

Транзит Венеры по диску Солнца

Б 2012 г. состоялось прохождение Венеры по диску Солнца. Следующее прохождение Венеры состоится только в 2117 году. Поэтому очень важно сохранить наблюдения

Теория прохождений Меркурия и Венеры прохождения Венеры, которые были зарегистрированы с космических обсерваторий

по диску Солнца

Исторические наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца

Кто первым наблюдал прохождение Венеры?

Наблюдение прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносовым в 1761 г

Транзит Венеры с МКС

Sinode. SOHO и SDO.

Актуальность данного сайта заключается в том. что информация из базы данных космических обсерваторий SOHO и SDO архивируется и по прохождении года ее очень трудно получить Поскольку космическая обсерватория SDO функционирует только с 2009 года, то ранее 2012 г не могла быть получена информация о прохождении внутренней планеты по диску Солнца.

Поэтому очень важно собрать воедино и сохранить данную информацию.

Наблюдения транзита Венеры из МКС а 2012 году

Астуальные вопросы:

М^ЛИИДиД>.лд^'|»^уДДудДffxaiB^|is|yfe....'я

I Громкоговорители и п

i: без звука I

Я

Я

я.

Рис.4.Сайт«ТранзитВенерыподискуСолнца скосмических обсерваторий»

30

Муниципальное образ ование: инновации и эксперимент

№4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

3. «Солнечная активность» https://sites.google.com/site/ sunactiv/home (рис.3)

4. «Транзит Венеры по диску Солнца с космических обсерваторий» https://sites.google.com/site/tranzitvenera2012/ (рис.4)

На этих сайтах можно найти полные тексты проектных и научно-исследовательских работ. Роль ИКТ в организации исследовательской деятельности по астрофизике не просто велика. Такую деятельность невозможно организовать без ИКТ, так как вся научная информация поступает только через Интернет.

Открытость

научно-исследовательских работ

Все научно-исследовательские работы доступны для гимназистов и школьников из других ОУ.

При этом школьники самостоятельно размещают собственные работы на сайтах. Работы имеют высокий уровень самостоятельности и не содержат плагиата.

Литература

1. Андреева Е. И., Гомулина Н. Н., Тимакина Е. С. Исследовательская работа обучающихся школ по мониторингу солнечной активности (в рамках совместной работы в окружном ресурсном центре «Развитие креативной сферы одарённости учащихся на основе формирования исследовательских компетенций») / Материалы XII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития».- М., 2012.

2. Бендова Л. В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования. Автореф. диссер. ... канд.пед.наук. М., 2006. 24 с.

3. Бордовская Н. Современные образовательные технологии. Кнорус., 2013.

4. Бухтенкова И. С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 3.

5. Губогло З. И. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2008.- № 3.

6. Завельский Ю. В., Шаронова Н. В., Гомулина Н. Н. Развитие креативной сферы одарённости на основе формирования у учащихся исследовательских компетенций // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.-№ 3.

7. Каримова Е. Н. Эффективность тьюторского сопровождения учащихся при подготовке к олимпиаде по технологии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009.- № 6.

8. Лебедева О. В., Харитонова О. А. Проектирование исследовательской деятельности в системе уроков физики // Эксперимент и инновации в школе. - 2012.-№ 2.

9. Попова О. А. О выборе тем исследовательских работ учащихся // Эксперимент и инновации в школе.-2009.- № 2.

10. 1Пьянин В. С. Теория и технология сопровождения обучающихся педагогом-наставником (тьютором) в образовательном учреждении. М., 2009.- 65 с.

11. Самсонова О. Б., Ткаченко Т. А. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в учреждении повышенного статуса // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 2.

12. Тимофеева О. Ю., Тимофеев А. П. Исследовательская деятельность старшеклассников при изучении элективных курсов естественнонаучного цикла // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2008.- № 2.

13. Харитонова О. А. Организация исследовательской деятельности и развитие учебно-исследовательских умений учащихся на уроке физики // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 4.

14. Якушева Н. М. Поисково-исследовательская деятельность в школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2010.- № 2.

15. Ясвин В.А. Школа как развивающая среда. М.: ИНИМ РАО, 2010.- 360 с.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.