Научная статья на тему 'Учебная миграция в Баварии: особенности и роль в формировании миграционной картины региона'

Учебная миграция в Баварии: особенности и роль в формировании миграционной картины региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ / EDUCATIONAL MIGRATION / МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ / COMMUTING / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / SPATIAL MOBILITY OF POPULATION / БАВАРИЯ / ГЕРМАНИЯ / GERMANY / BAVARIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старикова А. В.

Проанализированы показатели учебной миграции как одного из важных видов пространственной мобильности населения в Баварии. Выявлены пространственно-временные особенности этого вида миграционных перемещений внутри Баварии и на фоне других федеральных земель страны. Определены характерные черты территориальной структуры учебной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MIGRATION IN BAVARIA: FEATURES AND ROLE IN THE FORMATION OF THE MIGRATION PATTERNS IN THE REGION

Indicators of educational migration in Bavaria are analyzed. This type of spatial mobility of population includes daily or long term trips from home to places of study and back (within municipalities of Bavaria and across their borders, as well as between Bavaria and other federal states of Germany). Educational migration is an important part of regional migration patterns and is characterized by its own territorial structure. Wide choice of educational institutions, developed transport infrastructure, tax benefits and state support to students in Bavaria is a good base for such migration. Spatiotemporal features of educational migration are revealed both within borders of Bavaria and compared to other federal states of the country. Bavaria in Germany is noted for low cross-border mobility of students and at the same time very high mobility of population in the territory of its “own” federal state. Number of migrants in Bavaria, their traveled distances and time costs grow every year. There are pronounced differences in average radiuses of trips, time costs and preferences of used transport among students and pupils. The proportion of commuters among students in Bavaria is higher than among workers (66.5% and 62.6% in 2005, respectively), the average distance of study trip approximate to the distance of commuting across municipality borders (14.6 km and 16.9 km in 2012, respectively). The longest trips in Bavaria were made by pupils of vocational schools (26.2 km; such figure for pupils is 7.7 km, for students is 23 km). Time costs depend on the category of students, their place of residence and disposition of educational institutions. Only for five years from 2008 to 2012 the proportion of students who spent less than 10 minutes on study trip decreased from 30% to 25%, while for all others the time costs are increased. First of all, for study trips Bavarians use public transport. Over a third of pupils choose buses as main variant of transportation between house and school. Personal motor transport is preferred by pupils of vocational schools, there are no obvious priorities for university students. The article also defines characteristic features of the educational migration territorial structure. The general background of migration process is formed by a relatively uniform network of schools, regularity of pupils trips and small distances limited by the level of one or a few adjacent municipalities. A pronounced “relief” against this background is created by trips of higher educational institutions students and pupils of vocational schools. The main centers of educational migration (in terms of study places number and share of migrants among students) are the largest Bavarian agglomerations and cities (primarily Munich and Nuremberg) with surrounding areas, as well as separate areas with training centers of large companies (for example, the Center for Professional Training of “Wacker Chemie” in Burghausen). Students make a huge contribution to spatial mobility, and higher education institutions in the largest Bavarian cities serve as its focal points. Universities form their own zones of influence in the territory of the federal state: these zones are the areas of residence of the probable participants of educational migration. The average distance of trips to universities (45 km) is almost twice as much the average distance for all higher education institutions. Rated radii of study trips are the broadest for students of the universities of Munich (84 km), Regensburg (56 km) and Augsburg (54 km). The main feature of educational migration bonds in Bavaria remains presence of university educational migration zones, which correspond to Bavarian cultural and historical areas (for example, students from Upper Palatinate and Lower Bavaria come to Regensburg University).

Текст научной работы на тему «Учебная миграция в Баварии: особенности и роль в формировании миграционной картины региона»

УДК 913(430.129):314.15:37

УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ В БАВАРИИ: ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ МИГРАЦИОННОЙ КАРТИНЫ РЕГИОНА

Старикова А. В.

Институт географии РАН, Москва, Российская Федерация

E-mail: aleksandra.starikova@gmail. com

Проанализированы показатели учебной миграции как одного из важных видов пространственной мобильности населения в Баварии. Выявлены пространственно-временные особенности этого вида миграционных перемещений внутри Баварии и на фоне других федеральных земель страны. Определены характерные черты территориальной структуры учебной миграции.

Ключевые слова: учебная миграция, маятниковая миграция, пространственная мобильность населения, Бавария, Германия.

ВВЕДЕНИЕ

Общая, географически дифференцированная картина мобильности населения формируется под влиянием совокупности всех перемещений, совершаемых населением на рассматриваемой территории. Бавария как один из наиболее высокоразвитых регионов Германии отличается мощным экономическим и научным потенциалом, на её территории размещаются многочисленные предприятия, научно-исследовательские и учебные заведения, что вместе с развитой транспортной инфраструктурой мобилизует внутренние миграционные ресурсы. Баварцы наряду со сменой мест жительства, регулярными трудовыми, рекреационно-туристическими и другими поездками активно участвуют в учебной миграции, которая включает ежедневные или на длительные сроки поездки к местам учёбы, являясь важной составной частью маятниковой миграции.

Среди факторов, способствующих учебной миграции в Баварии, необходимо отметить широту выбора учебных заведений и видов обучения в них. Это служит важным стимулом к перемещению населения, так как даёт молодым людям (которым, как правило, присуща тяга к смене мест и новым впечатлениям) шансы на реализацию всех своих талантов и возможностей, продвижение по социальной и карьерной лестнице. При этом сдерживающие факторы, такие как достаток семьи, возрастные ограничения на получение водительских прав, уровень доступности общественного транспорта, не могут всерьёз противостоять преимуществам учебной миграции, которые получают её участники на территории Баварии.

Целью данной статьи является выявление особенностей учебной миграции населения на территории Баварии и роли этого вида мобильности в формировании миграционной картины региона.

174

1. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для анализа учебной миграции в работе применяются сравнительно-географический, картографический, математико-статистический и

графоаналитический методы исследования.

Основными источниками данных о затратах времени, дистанциях и видах транспорта, который используют учащиеся-мигранты на территории Баварии, стали результаты микропереписей населения 2008 и 2012 гг. [1, 2]. К учащимся-мигрантам в микропереписях относят школьников, учеников профессионально-технических училищ и студентов вузов, совершающих поездки от основного места жительства к месту учёбы и обратно внутри общин в пределах Баварии, через границы общин внутри федеральной земли, а также между Баварией и другими землями ФРГ (при этом периодичность пересечения границ единиц административно-территориального деления не уточняется). В других публикациях [3] к учащимся также относят стажёров, учеников на производстве, волонтёров.

В отличие от информации по переселениям и трудовой маятниковой миграции, набор доступных данных по учебным поездкам в немецких источниках ограничен, но несмотря на это имеющаяся информация всё же даёт представление об основных пространственно-временных характеристиках учебной миграции на территории исследования.

Точные данные о географической структуре потоков учащихся-мигрантов встречаются крайне редко (лишь для отдельных административно-территориальных единиц), поэтому для установления территориальной структуры учебной миграции использовались косвенные данные. С учётом мест, откуда на учёбу в вузы приехали баварские студенты (т. е. по данным о том, где они получили свои школьные аттестаты), были выявлены основные центры внутренней учебной миграции, разграничены ареалы проживания её вероятных участников.

2. БАВАРИЯ НА ФОНЕ ОБЩЕНЕМЕЦКОЙ УЧЕБНОЙ МИГРАЦИИ

В Германии созданы благоприятные условия для получения образования разного уровня. Этому способствуют политика «пожизненного обучения», поддерживающая стремление к образованию в любом возрасте, а также многочисленные налоговые льготы. Так, практикуются вычет из налогов родителей части затрат на обучение детей и списание из подлежащих налогообложению средств расходов (до 4 тыс. евро в год) на получение и повышение квалификации работающими гражданами (включая проезд к месту учёбы, проживание, учебные материалы).

Большое влияние на учебную миграцию оказывают региональные особенности этого процесса. В стране свыше трети школьников (35 % в 2012 г.) выбирают для продолжения обучения вуз в другой федеральной земле, при этом наблюдается явная асимметрия миграционных потоков между старыми и новыми землями Германии: если из западных земель в восточные уезжает всего 4 % абитуриентов, то

175

встречный поток достигает уже 31 % [4]. Это связано с тем, что престиж учебных заведений на западе страны и государственная поддержка студентов оказываются сильнее таких преимуществ восточных вузов, как более низкий уровень расходов на обучение и проживание.

Бавария на немецком фоне отличается, с одной стороны, низкой трансграничной мобильностью учащихся, а с другой - весьма высокой мобильностью населения на территории «своей» федеральной земли. Это обусловлено, в первую очередь, наличием здесь большого выбора направлений обучения, широкого спектра подходящих школ и вузов, а также их транспортной доступностью. Среди баварских студентов лишь 23,5 % из 58 тыс. человек (по данным за зимний семестр 2009-10 учебного года) получали образование в вузах других федеральных земель, при этом около 15,8 тыс. из них предпочли соседний Баден-Вюртемберг [5], близкий как географически, так и по своим социально-экономическим показателям. Большинство абитуриентов, поступивших в зимнем семестре 2009-10 года в вузы Баварии (свыше 23 тыс. человек, т. е. почти 3/4), были выпускниками местных гимназий [6]. При этом доля баварских учащихся, которые выезжают на учёбу за пределы своей общины проживания, оказывается даже выше, чем среди баварских трудовых маятниковых мигрантов (в начале 2000-х гг. 66,5 % и 62,6 % соответственно) [3].

3. ДИНАМИКА РАССТОЯНИЙ, ВРЕМЕНИ И ВЫБОР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ УЧАЩИМИСЯ-МИГРАНТАМИ

Наблюдающийся в Баварии рост общей мобильности населения сопровождается увеличением средних дистанций поездок, в том числе учебных (Табл. 1). Если путь до учебного заведения в 2008 г. в среднем составлял около 13,9 км, то в 2012 г. - уже 14,6 км (дистанции рассчитаны как средневзвешенные величины по данным табл. 1), приближаясь к соответствующим показателям расстояний межобщинной трудовой маятниковой миграции (16,9 км в начале 2010-х гг.). Этот процесс обусловлен снижением доли учащихся, чей дом отделяют от образовательного учреждения менее 25 км, и одновременным ростом доли тех, кто получает образование более чем в 50 км от дома.

Таблица 1.

Дистанции учебных поездок и затраты времени на них для всех категорий, учащихся в Баварии в 2008 и 2012 гг. Рассчитано по: [1, 2]

Год Расстояние, км Затраты времени, мин.

> 50 25-50 10-25 < 10 > 60 1 30-60 10-30 < 10

Доля учащихся, %

2008 4,1 8,1 22,9 64,9 5,0 19,0 46,0 30,0

2012 5,2 8,5 22,0 64,3 6,0 22,5 46,5 25,0

176

При этом дистанции поездок различаются по категориям учащихся (Табл. 2). У школьников расстояние до образовательного учреждения в среднем составляет 7,7 км. Это не так мало само по себе, однако радиусы этих учебных поездок обычно не пересекают границ районов или городов, в которых живут школьники. Большинство родителей выбирают для детей школы в 5 км от дома и ближе. Увеличение средней дистанции происходит, в первую очередь, из-за учеников в небольших сельских общинах: здесь школьники, путь которых насчитывает менее 5 км, составляют всего около 28 %, одновременно в сельских районах высоки доли детей, которых родителям приходится отвозить гораздо дальше: около 32 % - на 10-25 км, 22 % -на 5-10 км. В 2012 г. статистика не зарегистрировала учеников общеобразовательных школ, которые учились дальше, чем в 50 км от своего дома, но в Германии присутствуют и такие школы, в которых предусмотрено проживание учеников во время обучения, а значит, дети из таких учебных заведений по существу являются мигрантами на дальние расстояния и длительные сроки (что не всегда отражается в статистике) и выезжают, скорее всего, не только за пределы общины проживания, но и за границу федеральной земли.

Таблица 2.

Дистанции учебных поездок и затраты времени на них у учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и вузов Баварии в 2012 г. Рассчитано по: [2]

Типы учебных заведений Расстояние, км Затраты времени, мин.

< 5 5-10 10-25 25-50 > 50 < 10 10-30 30-60 > 60

Доля учащихся, %

Школы 57,0 21,0 19,0 3,0 0,0 32,0 50,0 16,0 1,0

Училища 15,0 14,0 34,0 24,0 13,0 8,0 38,0 39,0 15,0

Вузы 33,0 18,0 20,0 12,0 17,0 15,0 42,0 27,0 16,0

Иначе распределяются дистанции у студентов вузов. Если школы как в городах, так и в сельской местности находятся в относительной близости от дома, то вузы чаще всего - в больших городах. Такое размещение ставит студентов перед выбором между дальними ежедневными поездками и проживанием на съёмных квартирах и в студенческих городках, что наглядно иллюстрирует представленное в табл. 2 долевое распределение учащихся вузов.

В среднем дистанция студенческих поездок в Баварии превышает 23 км, однако самые длинные маршруты принадлежат всё-таки не студентам, а ученикам профессионально-технических училищ - в среднем 26,2 км. В 2014-2015 гг. в Баварии в учебных заведениях такого типа общее число учащихся превысило 254 тыс. чел. [5], при этом территориальное распределение училищ характеризуется высокой неравномерностью (они есть менее чем в 5 % баварских общин, в основном - в городах, но если в Мюнхене 36 училищ, а в Нюрнберге - 11, то в

177

большинстве остальных центров - по одному), что сказывается на длине дистанций, преодолеваемых учащимися.

С ростом расстояний закономерно увеличиваются затраты времени на поездки к местам обучения. Только за пять лет доля учащихся, тративших на дорогу менее 10 минут, снизилась с 30 % до 25 %, при этом у всех остальных временные затраты только возросли (Табл. 1). Затраты времени на поездки к местам обучения по категориям учащихся повторяют их распределение по дальности поездок (Табл. 2).

Для совершения учебных поездок баварцы пользуются, в первую очередь, общественным транспортом. Свыше трети обучающихся (в первую очередь, школьники) в качестве основного средства передвижения между домом и учебным заведением выбирают автобусы (включая специально организованные маршруты) [2]. Личный автотранспорт, занимающий второе место, предпочитают ученики профессионально-технических училищ, что логично, учитывая высокую дальность их поездок. У студентов явных приоритетов нет: всё зависит от доступности конкретного вида транспорта, взаимоположения дома и учебного заведения. Это могут быть автомобили, поезда и рельсовый транспорт в городах, а также велосипеды. Значительный рост числа пассажиров на железных дорогах среди учащихся подтверждает тенденцию роста дальности поездок.

4. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ МИГРАЦИИ

Положительное сальдо учебной миграции характерно для городов Баварии, а также для некоторых земельных районов (в том числе Альтёттинг, Мюнхен, Деггендорф, Дингольфинг-Ландау), где расположены учебные центры мощных компаний и предприятий, часто предлагающие уникальные и поэтому привлекательные учебные программы, например: крупный Центр профессиональной подготовки химического концерна Wacker Chemie в г. Бургхаузен (район Альтёттинг).

Высокая доля мигрантов среди учащихся (более 50 % в 2005 г.) соответствует всем городам внерайонного подчинения (в т. ч. в Швайнфурте - почти 80 %, в Кобурге - свыше 76 %, в Бамберге свыше - 75 %), району Мюнхен (почти 72 %), соседствующему со столицей федеральной земли, а также некоторым районам около основных центров учебной миграции (Штарнбергу, Фрайзингу и Эберсбергу близ Мюнхена, Фюрту и Эрлангену-Хёхштадту близ Нюрнберга). Удалённые территории, особенно приграничные районы на востоке и юге федеральной земли, малопривлекательны для учащихся-мигрантов (здесь их доля оказывается наименьшей: 10 % - в Хаме, свыше 11 % - в районах Реген, Берхтесгаденер-Ланд, Фреунг-Графенау) [3].

Основными центрами учебной миграции (как по числу учебных мест, так и по доле мигрантов среди учащихся) являются агломерации Мюнхена и Нюрнберга, их дополняют города Аугсбург, Регенсбург и Вюрцбург с большим числом разноуровневых учебных заведений, широким набором направлений и специальностей (Табл. 3). В этих центрах учатся баварцы как из близлежащих, так и

178

из отдалённых регионов; при этом местные власти выделяют материальную помощь тем, кто готов совершать дальние поездки к местам обучения, существуют стипендии различных фондов и государственные кредиты на учёбу. Баварцы выбирают отдалённые университеты и в том случае, если там есть оригинальные программы (как в Высшей школе прикладных наук Вюрцбурга-Швайнфурта - на английском языке).

Поставщиками учащихся-мигрантов служат, в первую очередь, районы, окружающие города внерайонного подчинения или граничащие с ними (особенно высоки доли учащихся, направляющихся в учебные заведения за пределами своего места жительства, в районах Швайнфурт - 70 %, Фюрт - свыше 69 %, Вюрцбург -более 68 %). Доля выезжающих на учёбу закономерно понижена в крупных центрах (включая Мюнхен и Нюрнберг), где разнообразие и количество учебных заведений в состоянии обеспечить потребности местных жителей. Также доля учащихся-мигрантов невелика в приграничных районах федеральной земли (так, из Берхтесгаденер-Ланда уезжали всего 15 % учащихся, из Хама около - 17 %, из Донау-Риса - почти 19 %) [3].

Таблица 3.

Ведущие центры учебной маятниковой миграции в Баварии в 2005 г.

Рассчитано по [3]

Центр Учебные места, тыс. Учащиеся, тыс. чел.: Сальдо миграции, тыс. чел. Доля учащихся-мигрантов (%) среди:

жители приезжающие выезжающие учащихся жителей

Мюнхен* 37, 9 22, 4 21, 6 6,1 15,5 57,0 27,2

Нюрнберг** 22, 0 13, 3 13, 1 4,3 8,8 59,3 32,5

Регенсбург 5,2 2,2 3,8 0,7 3,1 71,5 30,3

Вюрцбург 4,8 2,0 3,5 0,6 2,9 72,0 31,7

Аугсбург 7,6 4,8 4,4 1,6 2,8 57,6 32,7

Примечания: к учащимся отнесены стажёры, волонтёры, ученики на производстве; * агломерация включает Мюнхен и одноимённый земельный район; ** агломерация включает Нюрнберг и города Фюрт, Эрланген и Швабах.

179

Причины низкой мобильности здесь кроются не только в удалённости и относительно низкой транспортной доступности этих районов, но и в учебных приоритетах жителей. Так, в Берхтесгаденер-Ланде и Гармиш-Партенкирхене расположены крупные (свыше 1000 студентов) профессиональные училища, удовлетворяющие местный образовательный спрос. Обучение в них ориентировано на выпуск работников для туристического, ресторанного и гостиничного бизнеса, сельского и лесного хозяйства, т. е. специалистов, востребованных на здешнем рынке труда.

Территориальная структура учебной миграции зависит от численности и состава участников, характерных дистанций и временных затрат. Ровный общий фон миграционного процесса формируют относительно равномерная сеть общеобразовательных учреждений, регулярность совершаемых школьниками поездок и малые дистанции, ограниченные уровнем одной или немногих смежных общин. Ярко выраженный «рельеф» на этом фоне создают поездки студентов и учеников профессионально-технических училищ.

Важнейшими фокусами учебной миграции служат университеты. Их сеть в Баварии быстро развивалась во второй половине 20 в. в рамках государственной программы, целью которой было снятие излишней нагрузки со старых университетов и придание импульсов развития отстающим территориям на севере и востоке. Благодаря этому возникли занявшие теперь ведущие позиции в немецкой науке и образовании университеты в Регенсбурге, Аугсбурге, Байройте, Пассау и Бамберге. В начале 2010-х гг. 65 % из 356 тыс. обучающихся во всех вузах федеральной земли получали образование в 12 баварских университетах [5], при этом значительная часть этих студентов может быть отнесена к реальным или потенциальным участникам учебной миграции. Точные данные о потоках таких маятниковых мигрантов получить трудно, а в каждом случае необходимость учебных поездок зависит от места жительства и учёбы, финансовых и временных возможностей, личного выбора и т. д. Тем не менее центры учебной миграции и ареалы проживания её потенциальных участников (Рис. 1) выявляются при анализе мест, откуда приехали на учёбу первокурсники.

При таком подходе южные территории баварских округов - Швабия, Верхняя и Нижняя Бавария подпадают под влияние университетов Мюнхена. Именно сюда направляется треть всех студентов, зачисленных на первый курс в вузы федеральной земли [7]. Роль Мюнхена как главного учебного центра Баварии подчёркивает значительная доля среди учащихся именно баварских студентов. При этом университеты Людвига-Максимилиана и вооружённых сил - это скорее вузы национального масштаба: здесь доля баварцев оказывается понижена. Округ Средняя Франкония - это ареал учебной миграции в Университет Нюрнберга-Эрлангена - крупнейший по числу студентов после Мюнхенского, но с заметно более высокой долей учащихся из Баварии (84 %). Обширный миграционный ареал имеет Регенсбургский университет, в котором учатся по большей части жители востока Баварии, выбирая этот вуз даже при возможности учиться в более близких

180

городах - Пассау или Байройте. Регенсбургский университет по-своему уникален: там больше всего баварских студентов, доля которых в 2009-10 учебном году достигала 90 % [6]. Вюрцбургский университет (один из старейших в стране) популярен у абитуриентов из других земель Западной Германии, чему способствует территориальная приближённость к ним, положение Вюрцбурга на «перекрёстке» между Баварией, Баден-Вюртембергом и Гессеном. Доля небаварских студентов здесь превышает 40 % [6].

Примечания: условные средние радиусы поездок были рассчитаны как среднее расстояние между университетом - центром миграции и районами, откуда преимущественно едут студенты.

Рис. 1. Центры учебной миграции и ареалы проживания её потенциальных участников в Баварии в 2010 г. (по данным о студентах первого курса ведущих университетов). Рассчитано по [5, 6].

181

Средняя дистанция учебных поездок у университетов - главных центров учебной миграции - ожидаемо выше, чем тот же показатель для всей совокупности баварских вузов. Условный радиус студенческих поездок здесь составляет 45 км, что почти вдвое больше рассчитанного для всех вузов. Следует отметить, что на расстояние миграции часто влияет субъективное представление человека о дистанции или целенаправленное формирование такого представления. Часто региональные власти преподносят размещение вуза на конкретной территории как преимущество жизни, хотя его близость только условна. Примером такого подхода может быть презентация приграничного Альтёттинга в Торгово-промышленной палате Баварии, когда район оказывается рядом сразу к нескольким баварским университетам, хотя расстояние до них в разы превосходит средние миграционные радиусы (около 100 км - до Мюнхена, 120 км - до Регенсбурга, 80 км - до Пассау) (см. Рис. 2). Наибольшим миграционным радиусом (84 км) закономерно выделяются университеты Мюнхена как самые престижные в Баварии.

Рис. 2. Условный средний радиус учебной миграции и число районов-поставщиков первокурсников в крупнейшие университеты Баварии в 2010 г.

Рассмотрим территориальную структуру потоков учебной миграции на примере одного из баварских университетов. Аугсбург ближе других расположен к главному центру притяжения студентов из Баварии - Мюнхену, однако не все пользуются этой возможностью. В 2013-14 учебном году только 20 % зачисленных в университеты выбрали их в Мюнхене, а 63 % остались учиться в родном городе [8]. Наиболее развитые миграционные учебные связи сформировались у университета Аугсбурга с районами и городами Швабии, а также с Верхней

182

Баварией, что во многом обусловлено их территориальной близостью и транспортной доступностью. Общий рост студенческого потока в университет (14,2 тыс. чел. в 2003-04 и 19,0 тыс. чел. в 2013-14 учебных годах) среди прочего вызван резким увеличением их прибытия не только из соседних Средней Франконии и Верхней Баварии, но даже из Верхнего Пфальца (исходящий поток вырос на 65 %), Нижней и Верхней Франконии. Это одно из конкретных слагаемых тенденции к удлинению дистанций студенческой мобильности. На примере Аугсбурга можно наблюдать постепенный выход университетских связей за рамки Швабии и соседних с ней районов, но в целом региональность, по крайней мере на земельном уровне, сохраняется и остаётся на территории Баварии главной чертой учебных миграционных связей. Ареалы тяготения при этом примерно соответствуют баварским культурно-историческим областям.

ВЫВОДЫ

Учебная миграция жителей Баварии и её гостей в пределах федеральной земли не просто дополняет общую миграционную картину, а является её важной составляющей с собственной территориальной структурой. Число учащихся-мигрантов, дистанции их поездок и затрачиваемое на них время в Баварии ежегодно растут, при этом существуют выраженные различия в средних радиусах поездок, затратах времени и выборе транспорта по категориям учащихся. Доля учащихся-мигрантов в Баварии выше, чем среди трудовых маятниковых мигрантов, а по средней дистанции учебные поездки приближаются к межобщинной трудовой миграции. Самые дальние маршруты в Баварии совершают ученики профессионально-технических училищ. Временные затраты зависят от категории учащихся, места их жительства и рассредоточенности учебных заведений.

Главными центрами учебной миграции являются крупнейшие баварские агломерации, города внерайонного подчинения с окружающими районами, а также отдельные районы с учебными центрами крупных компаний. Мощный вклад в пространственную мобильность вносят студенты, а вузы в крупнейших баварских городах служат её фокусами. Университеты образуют свои зоны влияния на территории земли - ареалы проживания вероятных участников учебной миграции. Средняя дистанция поездок в университеты почти вдвое больше средней для всех вузов. Расчётные радиусы учебной миграции шире всего у студентов университетов Мюнхена, Регенсбурга и Аугсбурга. Главной чертой таких связей в Баварии остаётся их региональность. При этом ареалы тяготения к вузам часто соответствуют баварским культурно-историческим областям.

Работа выполнена в Институте географии РАН за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-00083 «География возвратной мобильности населения в сельско-городском континууме»).

183

Список литературы

1. Erwerbstätige sowie Schüler und Studierende nach Pendlereigenschaften in Bayern 2008. Statistische Berichte. Ergebnisse der 1%-Mikrozensuserhebung 2008. Bayerisches Landesamt für Statistik und Datenverarbeitung, München, 2009. [Electronic resource]. URL:www. statistik.bayern. de/veroeffentlichungen/webshop

2. Erwerbstätige sowie Schüler und Studierende nach Pendlereigenschaften in Bayern 2012. Statistische Berichte. Ergebnisse der 1%-Mikrozensuserhebung 2012. Bayerisches Landesamt für Statistik und Datenverarbeitung, München, 2013. [Electronic resource]. URL: www.statistik.bayern.de/veroeffentlichungen/webshop

3. Böhme М. Ausbildungsmarkt und Ausbildungsmobilität in Bayern. IAB regional. IAB Bayern. Nr. 01/2007.

4. Middendorf! E. , Apolinarski B., Poskowsky J., Kandulla M., Netz N. Die wirtschaftliche und soziale Lage der Studierenden in Deutschland 2012. 20. Sozialerhebung des Deutschen Studentenwerks, durchgeführt durch das HIS-Institut für Hochschulforschung. Bonn/Berlin. 2013.

5. Bayerische Landesamt für Statistik. [Electronic resource]. URL: www.statistik.bayern.de.

6. Rödel R. Zugereiste oder Einheimische? Die Herkunft von Erstsemestern an bayerischen Hochschulen // Bayern in Zahlen. 2010. no. 12. С. 561-567.

7. Kriele A. Krug W. Münchner Bildungsbericht 2013. Landeshauptstadt München Referat für Bildung und Sport // München. 2013.

8. Statistisches Jahrbuch der Stadt Augsburg 2015 // Amt für Statistik und Stadtforschung. 2015.

EDUCATIONAL MIGRATION IN BAVARIA: FEATURES AND ROLE IN THE FORMATION OF THE MIGRATION PATTERNS IN THE REGION

Starikova A. V.

Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation E-mail: aleksandra.starikova@gmail. com

Indicators of educational migration in Bavaria are analyzed. This type of spatial mobility of population includes daily or long term trips from home to places of study and back (within municipalities of Bavaria and across their borders, as well as between Bavaria and other federal states of Germany). Educational migration is an important part of regional migration patterns and is characterized by its own territorial structure. Wide choice of educational institutions, developed transport infrastructure, tax benefits and state support to students in Bavaria is a good base for such migration. Spatiotemporal features of educational migration are revealed both within borders of Bavaria and compared to other federal states of the country. Bavaria in Germany is noted for low cross-border mobility of students and at the same time very high mobility of population in the territory of its "own" federal state. Number of migrants in Bavaria, their traveled distances and time costs grow every year. There are pronounced differences in average radiuses of trips, time costs and preferences of used transport among students and pupils. The proportion of commuters among students in Bavaria is higher than among workers (66.5% and 62.6% in 2005, respectively), the average distance of study trip approximate to the distance of commuting across municipality borders (14.6 km and 16.9 km in 2012, respectively). The longest trips in Bavaria were made by pupils of vocational schools (26.2 km; such figure for pupils is

184

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.7 km, for students is 23 km). Time costs depend on the category of students, their place of residence and disposition of educational institutions. Only for five years from 2008 to 2012 the proportion of students who spent less than 10 minutes on study trip decreased from 30% to 25%, while for all others the time costs are increased. First of all, for study trips Bavarians use public transport. Over a third of pupils choose buses as main variant of transportation between house and school. Personal motor transport is preferred by pupils of vocational schools, there are no obvious priorities for university students. The article also defines characteristic features of the educational migration territorial structure. The general background of migration process is formed by a relatively uniform network of schools, regularity of pupils trips and small distances limited by the level of one or a few adjacent municipalities. A pronounced "relief' against this background is created by trips of higher educational institutions students and pupils of vocational schools. The main centers of educational migration (in terms of study places number and share of migrants among students) are the largest Bavarian agglomerations and cities (primarily Munich and Nuremberg) with surrounding areas, as well as separate areas with training centers of large companies (for example, the Center for Professional Training of "Wacker Chemie" in Burghausen). Students make a huge contribution to spatial mobility, and higher education institutions in the largest Bavarian cities serve as its focal points. Universities form their own zones of influence in the territory of the federal state: these zones are the areas of residence of the probable participants of educational migration. The average distance of trips to universities (45 km) is almost twice as much the average distance for all higher education institutions. Rated radii of study trips are the broadest for students of the universities of Munich (84 km), Regensburg (56 km) and Augsburg (54 km). The main feature of educational migration bonds in Bavaria remains presence of university educational migration zones, which correspond to Bavarian cultural and historical areas (for example, students from Upper Palatinate and Lower Bavaria come to Regensburg University).

Keyworlds: educational migration, commuting, spatial mobility of population, Bavaria, Germany.

References

1. Rabotayushchiye litsa i shkol'nikov i studentov v prigorodnoy zony nedvizhimosti v Bavarii 2008 Statisticheskiye otchety (Erwerbstätige sowie Schüler und Studierende nach Pendlereigenschaften in Bayern 2008. Statistische Berichte). Ergebnisse der 1%-Mikrozensuserhebung 2008. Bayerisches Landesamt für Statistik und Datenverarbeitung, München, 2009. [Electronic resource]. URL: www.statistik.bayern.de/veroeffentlichungen/webshop (In German).

2. Zanyatost' i shkol'nikov i studentov v prigorodnoy zony nedvizhimosti v Bavarii 2012. Statisticheskiye otchety (Erwerbstätige sowie Schüler und Studierende nach Pendlereigenschaften in Bayern 2012. Statistische Berichte). Ergebnisse der 1%-Mikrozensuserhebung 2012. Bayerisches Landesamt für Statistik und Datenverarbeitung, München, 2013. [Electronic resource]. URL: www.statistik.bayern.de/veroeffentlichungen/webshop (In German).

1. Böhme M. Rynok Obucheniye i podgotovka mobil'nosti v Bavarii (Ausbildungsmarkt und Ausbildungsmobilität in Bayern). IAB regional. IAB Bayern. Nr. 01/2007.(In German).

185

2. Middendorf! E.,Apolinarski B., Poskowsky J., Kandulla M., Netz N. Ekonomicheskoye i sotsial'noye polozheniye studentov v Germanii 2012 dvadtsatykh sotsial'noye polozheniya nemetskogo studencheskogo soyuza, provodimykh HIS-Institut vysshego obrazovaniya issledovaniy ( Die wirtschaftliche und soziale Lage der Studierenden in Deutschland 2012. 20. Sozialerhebung des Deutschen Studentenwerks, durchgeführt durch das HIS-Institut für Hochschulforschung). Bonn/Berlin. 2013.(In German).

3. Gosudarstvennoye upravleniye bavarskogo statistiki (Bayerische Landesamt für Statistik). [Electronic resource]. URL: www.statistik.bayern.de.(In German).

4. Rödel R. Novichki ili mestnyye zhiteli? Proiskhozhdeniye pervokursnikov v bavarskikh universitetakh (Zugereiste oder Einheimische? Die Herkunft von Erstsemestern an bayerischen Hochschulen). Bayern in Zahlen, 2010, no.12, pp. 561-567 .(In German).

5. Kriele A. Krug W. Myunkhen Obrazovaniye otchet 2013 Gorod Myunkhen Departament obrazovaniya i sporta (Münchner Bildungsbericht 2013. Landeshauptstadt München Referat für Bildung und Sport). München, 2013.(In German).

6. Statisticheskiy yezhegodnik Augsburge 2014 (Statistisches Jahrbuch der Stadt Augsburg 2014). Amt für Statistik und Stadtforschung, Augsburg, 2015.(In German).

Поступила в редакцию 15.06.2017

186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.