РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК 913(4):314 А.В. Старикова1
МИГРАЦИОННАЯ ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАВАРИИ
Приводится анализ географических направлений внутренней безвозвратной и маятниковой миграции на территории немецкой земли Бавария. На его основе демонстрируется возможность выделения миграционных систем, объединяющих районы выезда и въезда мигрантов. Дана общая сравнительная характеристика этих систем. Приведены возможные сферы применения описанного подхода к изучению пространственной мобильности населения.
Ключевые слова: пространственная мобильность населения, безвозвратная миграция, маятниковая миграция, миграционные системы, Бавария.
Введение. На фоне многочисленных исследований, посвященных глобальным миграционным процессам и международной миграции, потоки которой соединяют страны в мировые миграционные системы, сохраняется необходимость исследовать миграционные процессы на региональном уровне. В современных условиях влияние внутренней пространственной мобильности населения значит для развития провинций, областей, земель и т.д. не меньше, чем влияние внешней миграции. Для определения уровня функциональной связи таких территорий анализ географических направлений внутренней миграции и выявление миграционных систем необходимы так же, как и анализ разных факторов миграционного процесса или структуры миграционных потоков.
Теория миграционных систем впервые предложена известным нигерийским географом А.Л. Мабогунье в 70-х гг. XX в. [10]. Он определял миграционную систему как совокупность мест, связанных потоками людей, товаров, услуг и информации (которая в дальнейшем влияет на развитие миграционного процесса между территориями). А.Л. Мабогунье применил предложенный подход к исследованию сельско-городской миграции в Африке. Позднее его теорию миграционных систем использовали западные исследователи (Дж. Фосетт, М. Криц, Л. Лим, Х. Злотник и др.) при изучении международной миграции. В отечественной литературе существует несколько определений миграционных систем. Так, в рамках концепции миграционной подвижности населения составляющие миграционной системы — это миграционная активность и территориальное перераспределение населения [1]. И.В. Ивахнюк определяет миграционную систему (следуя концепции миграционных систем, получившей распространение на Западе в 1990-х гг.) как группу стран, связанных между собой относительно масштабными и устойчивыми миграционными связями [2].
Автором выделены миграционные системы, сформировавшиеся на территории немецкой федеральной земли Бавария в процессе внутренней (безвозвратной и маятниковой) миграции ее населения, они рассмотрены в качестве зон преимущественного миграционного притяжения городов — центров схождения потоков мигрантов. Эти зоны состоят из районов, связанных между собой разными по мощности потоками внутренних мигрантов.
Постановка проблемы. Причиной успешного развития Баварии, а также залогом ее дальнейшего процветания принято считать не только внешнюю миграцию, но и высокую пространственную мобильность населения внутри границ этой немецкой федеральной земли [6, 12]. Высокая мобильность населения позволяет восполнять недостаток в рабочей силе, перераспределять внутренние миграционные ресурсы. По данным работы [3], общее число внутренних мигрантов (т.е. мигрантов, для которых перемена постоянного места жительства связана с пересечением административных границ внутри земли) только за пятилетний период с 2004 по 2009 г. составило в Баварии почти 2 млн человек, или 1/6 ее населения, и в 1,5 раза превысило миграционный оборот с остальной территорией ФРГ за те же годы.
В работах немецких исследователей в 1970— 1980-х гг. изучение миграции на территории Баварии было связано с проведением комплексного анализа миграционных процессов. Публикации этого периода затрагивали такие вопросы, как структурный состав миграционных потоков, их величина и направление, а также причины и результаты внутренней миграции на территории Баварии. Затем миграционная тематика изменилась: в Германии (как и в других странах) на первый план вышли исследования, рассматривающие миграцию как глобальный процесс и посвященные проблемам международной миграции и адаптации иммигрантов, вопросам трудовой миграции, прогно-
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра социально-экономической географии зарубежных стран, аспирант; e-mail: [email protected]
зированию последствии миграционного перемещения населения и др. Эти же направления характерны для миграционных исследовании, посвященных Баварии, ее городам и раИонам [4, 7, 11, 13].
В настоящее время вопросы внутренней миграции населения вновь приобретают актуальность как для Баварии, так и для других земель ФРГ. В статье этот аспект миграционной подвижности населения автор рассматривает на базе анализа географических направлений внутренней миграции (как формы пространственного выражения социальных и экономических связей) с последующим выделением миграционных систем на территории Баварии. Сопоставление систем маятниковой и безвозвратной миграции позволило получить более полную и достоверную картину миграционного процесса на территории земли и определить роль городов в качестве центров миграционного притяжения.
Материалы и методы исследования. Для анализа миграционных процессов автором рассчитан коэффициент миграционного притяжения. За его основу взят коэффициент взаимосвязи (АпЫпёи^коеАшеп!), который в работах немецких исследователей используется при определении границ местных рынков труда и рассчитывается как доля от общего числа занятых, проживающих в регионе г и участвующих в маятниковой трудовой миграции в регион у [5, 9]. Значения коэффициента служат для установления связи между территориями с последующим выделением миграционных систем, объединяющих районы выезда и въезда мигрантов. Коэффициенты миграционного притяжения рассчитаны по данным о внутриземельных безвозвратных и маятниковых миграциях2 по следующей формуле:
М.
А.. =-,
] т '
ХМ ,
]=1
где М у — число мигрантов из района г в район у,
т
X М ] — общее число мигрантов из района г.
. =1
На основе расчетов построены карты направлений внутренней безвозвратной (рис. 1) и маятниковой (рис. 2) миграции населения между районами и городами Баварии в 2009 г. Значения коэффициента миграционного притяжения и направления миграционных потоков показаны стрелками (отмечены потоки, для которых значение коэффициента Ау > 0,10). В рамках исследования уровень миграционного притяжения оценивается как слабый при значениях коэффициента миграционного притяжения от 0,10 до 0,25; средний — от 0,25 до 0,40; сильный — от 0,40 до 0,55; очень сильный — >0,55. На этих же картах по значениям коэффициента миграционного притяжения и числу связей между районами выделено 13 систем безвозвратной и 14 систем маятниковой миграции.
Результаты исследований и их обсуждение. Анализ внутриземельной миграции в Баварии с 2004 по 2009 г. показал основные направления и результаты процессов безвозвратной и маятниковой миграций на территории федеральной земли.
Число внутренних мигрантов в Баварии растет, усиливая роль внутренних миграционных перемещений в общем миграционном процессе. Среднее число внутренних безвозвратных миграционных перемещений составило около 320 тыс. человек в год, а в 2006 г. достигло наибольшего значения — 329 тыс. человек. Это связано в том числе с осуществлением крупных строительных проектов на территории земли, способствовавших привлечению дополнительных трудовых ресурсов и образованию новых рабочих мест. Так, в Мюнхене в 2006 г. отмечен пик прибытия внутренних безвозвратных мигрантов (около 49 тыс. человек), при этом миграционный отток в другие районы Баварии был наименьшим (около 34 тыс. человек), что связано с подготовкой к проведению в столице Баварии чемпионата мира по футболу (строительство одного из крупнейших в Германии и Европе футбольных стадионов "Альянс Арена", модернизация и строительство линий метро, автомобильных дорог и др.). Еще один подобный пример — ситуация в земельном районе Фрайзинг, в котором постепенное увеличение числа прибывших внутренних мигрантов на фоне резкого сокращения числа выбывших с начала 2000-х гг. можно связать с проводившейся в этот период реконструкцией и расширением международного аэропорта Мюнхена.
Лидерами по абсолютным значениям показателя внутреннего миграционного оборота за период с 2004 по 2009 г. стали крупнейшие по численности населения города Мюнхен, Нюрнберг и Аугсбург (рис. 3). Суммарное число прибывших и выбывших мигрантов в каждом из этих районов превысило 100 тыс. человек. При этом столица Баварии Мюнхен — абсолютный лидер по этому показателю и превосходит следующий за ним Нюрнберг почти в 2,5 раза (миграционный оборот с 2004 по 2009 г. составил 435,8 и 177,4 тыс. человек соответственно). Земельный район Мюнхен, занимающий 3-е место по показателю миграционного оборота (171,4 тыс. человек), входит в городскую агломерацию столицы Баварии, образуя с ней единое экономическое и социальное пространство.
В Баварии маятниковая миграция не уступает безвозвратной, а по некоторым показателям пространственной мобильности превосходит ее. Необходимо отметить, что процесс маятниковой миграции как масштабное географическое явление современного мира затрагивает все большее число людей, при этом происходит увеличение территорий, на которые он распространяется.
2 Коэффициент рассчитан для земельных районов и городов внерайонного подчинения Баварии (промежуточный уровень административно-территориального деления между землями и общинами ФРГ).
Рис. 1. Географические направления внутренней безвозвратной миграции между районами Баварии, 2009 г. Системы с центрами в: I — Мюнхене, II — Нюрнберге, III — Вюрцбурге и Швайнфурте, IV — Регенсбурге, V — Кобурге и Бамберге, VI — Хофе и Вайдене, VII — Амберге, VIII — Кауфбойрене, IX — Штраубинге, X — Кемптене, XI — Меммингене, XII — Байройте, XIII — Ашаффенбурге; подсистемы с центрами в: А — Аугсбурге, Б — Ингольштадте, В — Пассау. Рассчитано и построено по [3]
Численность маятниковых мигрантов (место жительства и место работы которых расположены в разных районах Баварии) в 2008 г. достигла 1,6 млн человек, что в 5 раз превысило число безвозвратных мигрантов за этот же год. Доля маятниковых мигрантов в общем числе работающих баварцев постепенно растет: если в 2004 г. трудовые маятниковые мигранты составляли 35,2% занятых, то в 2008 г. — уже 36,4%. По данным за 2009 г., больше всего таких мигрантов ежедневно приезжало в Мюнхен (свыше 300 тыс. человек, а вместе с одноименным земельным районом —
свыше 400 тыс. человек) и Нюрнберг (свыше 100 тыс. человек).
Величина и направление миграционных потоков безвозвратной и маятниковой миграции, существующих на территории Баварии и определяющих связи между одними районами и городами и отсутствие таковых между другими, дают основание для объединения этих территорий в миграционные системы.
Основные миграционные системы, выделенные на территории Баварии по данным как о внутренней безвозвратной (рис. 1), так и о маятниковой мигра-
Рис. 2. Географические направления маятниковой миграции между районами Баварии, 2009 г. Системы с центрами в: I — Мюнхене, II — Нюрнберге, III — Регенсбурге, IV — Вюрцбурге, V — Швайнфурте, VI — Кобурге, VII — Бамберге, VIII — Хофе, IX — Вайдене, X — Ашаффенбурге, XI — Байройте, XII — Пассау, XIII — Меммингене, XIV — Кауфбойрене и Кемптене; подсистемы с центрами в: А — Аугсбурге, Б — Ингольштадте, В — Розенхайме. Рассчитано и построено по [3]
ции (рис. 2), представляют собой зоны преимущественного миграционного притяжения крупных городов федеральной земли — Мюнхена, Нюрнберга, Регенсбурга и др. В обоих случаях основной центр схождения потоков мигрантов внутри Баварии — ее столица г. Мюнхен.
Безвозвратная миграционная система Мюнхена, так же как и его маятниковая миграционная система, сформирована большинством районов и городов юга Баварии, для которых характерна высокая миграционная активность населения. Территорию обеих систем можно определить как зону преимущественного миграционного притяжения Мюнхена.
По данным о безвозвратной миграции за 2004— 2009 гг. здесь отмечены высокие значения показателя интенсивности миграционного оборота (рис. 3). Районы, прилегающие к столице Баварии, в ходе субурбанизации превзошли по темпам экономического роста и роста населения ядро агломерации. Кроме района Мюнхена интенсивный миграционный оборот (свыше 400 человек на 1000 жителей) имеют и соседние с ним районы Эберсберг, Штарнберг, Фрайзинг и др., на них, по существу, распространяются экономические преимущества столицы земли.
Многие мигранты выбирают для жительства пригороды Мюнхена из-за того, что здесь ниже арендная
Рис. 3. Миграционный оборот внутренней безвозвратной миграции районов Баварии, 2004—2009 гг. Площадь кружков пропорциональна величине миграционного оборота. Рассчитано и построено по [3]
плата за жилье и офисные помещения, интенсивнее строится жилье, развивается инфраструктура, ниже уровень налогов [12]. Кроме того, в окрестности земельной столицы перенесены многие вузы и научно-исследовательские институты (Центр генетических исследований Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, Институты биохимии и нейробиоло-гии общества Макса Планка и др.).
Агломерация Мюнхена — бесспорный экономический лидер федеральной земли, по рейтингу Базель-ского института исследований рынка она отнесена к территориям с самыми широкими перспективами развития [12]. Такая оценка влияет на локационные
предпочтения компаний и способствует привлечению маятниковых мигрантов.
Следует отметить и высокую транспортную доступность этой территории, центр миграционного притяжения которой — Мюнхен, а также концентрацию на ней многочисленных предприятий и университетов, что обеспечивает постоянный миграционный обмен (как безвозвратный, так и маятниковый) между ее районами.
Обе миграционные системы Мюнхена самые крупные на территории Баварии по числу формирующих их основных потоков и числу мигрантов (таблица), они включают подсистемы с центрами схождения
миграционных потоков в городах: в безвозвратной миграционной системе: Аугсбург, Ингольштадт, Пас-сау; в маятниковой миграционной системе: Аугсбург, Ингольштадт, Розенхайм. Значимые миграционные потоки направлены из них к Мюнхену и не позволяют считать их отдельными системами.
Безвозвратные миграционные перемещения внутри миграционных систем на территории Баварии, 2009 г.*
Безвозвратная и маятниковая миграционные системы Нюрнберга формируются территориями, которые в обоих случаях практически полностью совпадают с территорией административного округа Средняя Франкония. Такие четкость и компактность этих систем объясняются ролью Нюрнберга, который расположен в центре исторической области Франкония и обладает негласным статусом ее культурной и хозяйственной столицы. Жителям Франконии присущи яркие проявления региональной идентичности. Фран-концы часто вообще не считают себя баварцами, подчеркивая это собственной символикой в украшении городов, что создает в Нюрнберге особую "небаварскую" атмосферу, а также в одежде и аксессуарах (красно-белые шарфы, значки и т.д.). Это отражается и на миграционных предпочтениях населения. Тесные миграционные связи между районами во многом обусловлены наличием развитой транспортной инфраструктуры. Жители Средней Франконии вливаются в
ряды маятниковых мигрантов, находя в Нюрнберге (который вместе с городами Швабах, Фюрт и Эрлан-ген образует единое функциональное пространство) работу на предприятиях компаний "Сименс", "МАН" и др. Свой вклад в этот процесс вносят и те, кто выбрал город для учебы.
Безвозвратная миграционная система Регенсбур-га, как и его маятниковая миграционная система, по охвату территории меньше, чем предыдущие системы. В зону преимущественного миграционного притяжения Регенсбурга входит окружающий его земельный район, а также район Кельхайм и слаборазвитые приграничные с Чехией районы. Эта баварская периферия до сих пор страдает от относительной изоляции, слабости транспортной инфраструктуры. Несмотря на начавшийся экономический подъем и активное развитие туристической отрасли, часть здешних жителей выбирает переезд на новое место жительства, в первую очередь в Регенсбург, чтобы улучшить условия жизни. Одной из причин миграционной привлекательности этого города можно назвать его исторический статус "центра всей Восточной Баварии" [8]. Маятниковые мигранты стремятся не только в центр системы, но и перемещаются между соседними районами, что является следствием проведения региональной политики экономического развития отсталых приграничных районов Баварии (например, маятниковых мигрантов из соседних районов привлек новый центр экономической активности — инновационный парк на территории Швандорфа).
Остальную территорию Баварии можно условно поделить между небольшими периферийными миграционными системами, которые как в случае безвозвратной, так и в случае маятниковой миграции по особенностям внутренней структуры делятся на две группы. В первую группу входят системы, состоящие лишь из города-ядра и окружающего его района (рис. 1, "УП—К; 2, IV—XIV). Вторую группу составляют миграционные системы, подобные системам первой группы, но с большим числом миграционных связей (рис. 1, X—XIII), они формируются из северных и юго-западных приграничных районов федеральной земли.
В маятниковых миграционных системах выделяются земельные районы с локальными центрами притяжения маятниковых мигрантов (рис. 2) — Швандорф, Дингольфинг-Ландау, Вайльхайм-Шонгау, Альтотинг и Траунштайн. Здесь сходятся небольшие по значениям коэффициента миграционного притяжения потоки маятниковых мигрантов из нескольких районов. Это объясняется размещением на их территории предприятий, способных обеспечить рабочими местами не только местное население, но и жителей других районов. Интересно, что стратегия развития некоторых компаний изначально предусматривает привлечение маятниковых мигрантов. А создание выгодных условий труда своим сотрудникам (например, предоставление корпоративного транспорта для проезда к месту работы и др.) дополнительно стимулирует раз-
Система Перемещения, тыс. Доля от общего числа перемещений, %
Мюнхен 148,2 45,8
Аугсбург 15,6 4,8
Ингольштадт 5,7 1,7
Пассау 5,0 1,5
Нюрнберг 38,4 11,9
Вюрцбург—Швайнфурт 14,9 4,6
Регенсбург 9,2 2,9
Кобург—Бамберг 7,5 2,3
Хоф—Вайден 5,2 1,6
Ашаффенбург 4,9 1,5
Байройт 2,8 0,9
Кемптен 2,7 0,8
Мемминген 2,0 0,6
Штраубинг 1,8 0,6
Амберг 1,6 0,5
Кауфбойрен 1,2 0,4
Всего 240,3 74,3
* Рассчитано автором по [3].
витие такой миграции. Так, компания БМВ, один из ведущих немецких автопроизводителей, разместила свой крупнейший завод в г. Дингольфинг, где общее число постоянных жителей (18 тыс. человек) равно числу созданных на заводе рабочих мест; чтобы заполнить их, компания организовала собственную сеть автобусных маршрутов с низкими тарифами для сотрудников, приезжающих сюда из разных частей Нижней Баварии.
На примере Баварии отчетливо видно, что миграционные системы, выделенные по данным о различных миграционных перемещениях, сопоставимы не только по числу участников миграции, но и по охвату территории. Дистанции, на которые люди готовы перемещаться каждый день, добираясь до работы или учебы и обратно, увеличиваются, при этом территория маятниковых миграционных систем расширяется, приближаясь к той, которую занимают миграционные системы, формируемые потоками безвозвратных мигрантов.
Выводы:
— анализ миграционных систем, понимаемых как зоны преимущественного миграционного притяже-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. Миграцио-логия. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1989. 96 с.
2. Ивахнюк И.В. Евразийская миграционная система // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. № 3. С. 37—56.
3. Официальный сайт Ведомства по статистике и обработке данных федеральной земли Бавария. URL: http:// www.statistik.bayern.de (дата обращения: 20.02.2013).
4. Acker K. Vorausberechnung der Bevölkerung mit Migrationshintergrund in Bayern bis 2022 // Bayern in Zahlen. 2011. Bd 65. Ht. 11. S. 611—625.
5. Eckey H.F., Kosfeld R, Türck M. Abgrenzungen deutscher Arbeitsmarktregionen // Raumordnung und Raumforschung. 2006. Bd 64. S. 299—309.
6. Fachkräftesicherung in Bayern: Migration und Binnenwanderung als Chance // Vereinigung der Bayerischen Wirtschaft. 2011. Bd 65.
7. Ficklscherer S. Einbürgerungen 2010 in Bayern // Bayern in Zahlen. 2011. Bd 65. Ht. 12. S. 689—692.
ния городов, показал, что эти системы отражают би-полярность пространственного устройства Баварии с доминированием двух центров — Мюнхена и Нюрнберга;
— общий рост миграционной подвижности баварцев за последние годы происходит в большей степени за счет маятниковой миграции, чем за счет безвозвратных миграционных перемещений (численность маятниковых мигрантов в 2008 г. в 5 раз превысила численность безвозвратных, составив 1,6 млн человек, т.е. охватив почти 1/6 всех жителей Баварии);
— территориальные размеры маятниковых миграционных систем, выделенных в статье на основе предложенной автором методики, уже не уступают размерам систем безвозвратной внутренней миграции, что отражает новые тенденции в развитии современных миграционных процессов;
— изучение "полной" пространственной мобильности населения требует учета многих других ее видов (в частности туристических потоков), но может быть проведено с помощью методов, апробированных в статье на примере внутренней маятниковой и безвозвратной миграции.
8. Klein K.E. Regensburg. Neue Dynamik in einer alten Stadt // Geograph. Rundschau. 1998. Bd 50. N 9. S. 486—492.
9. Kropp P, Schwengler B. Abgrenzung von Wirtschaftsräumen auf der Grundlage von Pendlerverflechtungen. Ein Methodenvergleich // IAB-Discussion Pap. 2008. N 41.
10. Mabogunje A.L. Systems approach to a theory of rural-urban migration // Geograph. Analysis. 1970. Vol. 2. P. 1—18.
11. Migration und Integration in Deutschland // Bayreuther Kontaktstudium Geographie. 2011. Bd 6. 232 S.
12. Popp M. München. Boomende Stadtregion mit "Schönheitsfehlern" // Geographische Rundschau. 2006. Bd 58. N 06. S. 14—21.
13. Roncandor T.A. Die Wanderungen in Bayern in langfristiger Betrachtung // Bayern in Zahlen, Zeitschrift des Bayerischen Landesamts für Statistik und Datenverarbeitung. 2004. Jg. 58. H. 10. S. 373—378.
Поступила в редакцию 14.06.2012
A.V. Starikova
MIGRATION MOBILITY OF POPULATION IN BAVARIA
Geography of internal migration and commuting in the German state of Bavaria are analyzed. The results demonstrate the possibility to identify migration systems which unite the regions of emigration and immigration. General comparative description of these systems is presented. Possible spheres of the application of suggested approach for studying the spatial mobility of population are discussed.
Key words: spatial mobility of population, migration, commuting, migration systems, Bavaria.