Научная статья на тему 'География инновационных кластеров Баварии'

География инновационных кластеров Баварии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / ИННОВАЦИИ / БАВАРИЯ / АВИАРАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / CLUSTERS / INNOVATIONS / BAVARIA / AERO-SPACE INDUSTRIES / ELECTRONIC INDUSTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носова А. Н.

Кластеры представляют собой форму территориальной организации производства, в наибольшей степени благоприятствующую развитию инновационной экономики. В статье на примере Баварии раскрыта специфика географической сущности кластера, разработана методика выявления кластеров в авиаракетно-космической и электронной отраслях Баварии, проведена типология кластеров с учетом механизмов их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geography of innovative clusters in Bavaria

Clusters are a form of the territorial organization of production which is the most favorable for the development of innovative economy. The geographical essence of clusters is discussed using the territory of Bavaria as an example. A technique of identifying clusters for aero-space and electronic industries of Bavaria is elaborated. The typology of clusters with account of the mechanisms of their formation is suggested.

Текст научной работы на тему «География инновационных кластеров Баварии»

УДК 991.3:332.1 (430.1-43.6)

А.Н. Носова1

ГЕОГРАФИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ БАВАРИИ

Кластеры представляют собой форму территориальной организации производства, в наибольшей степени благоприятствующую развитию инновационной экономики. В статье на примере Баварии раскрыта специфика географической сущности кластера, разработана методика выявления кластеров в авиаракетно-космической и электронной отраслях Баварии, проведена типология кластеров с учетом механизмов их формирования.

Ключевые слова: кластеры, инновации, Бавария, авиаракетно-космическая промышленность, электронная промышленность.

Введение. В последнее время понятие "кластер" все чаще используется в разных сферах научной и общественной жизни, а его первичный географический смысл в условиях возрастающего количества неоднозначных и разносторонних его трактовок постепенно утрачивается. Интерес к детальному изучению кластеров обусловлен, во-первых, необходимостью восстановить географичность кластерной концепции и, во-вторых, тем, что кластеры в наибольшей степени благоприятствуют развитию инновационной экономики.

Концепция кластеров М. Портера [9] приобрела большую популярность среди правительств разных стран, так как он определил их в качестве новых объектов проведения государственной политики по увеличению конкурентоспособности стран в глобальном мире. Проблема территориальной организации производства дискутировалась и раньше в работах А. Маршалла [22], А. Вебера [18], Н.Н. Колосовского [3], однако, в отличие от кластерной концепции постиндустриальной стадии развития, все эти попытки предпринимались в индустриальную эпоху и не были ориентированы на инновационную экономику.

Дальнейшее развитие теория кластеров получила в трудах американских и скандинавских ученых М. Эн-райта [6, 12], П. Кругмана [19], А. Изаксена и Б. Ас-хайма [10] и других, а среди отечественных ученых — в работах И.В. Пилипенко [6—8], Ю.Г. Лавриковой [4], С.Ю. Глазьева [1], Л.С. Маркова [5] и др.

Ядро кластерной концепции — географическая близость, в пользу которой выступают одинаково важные "жесткие" и "мягкие" аспекты [5]. Выгоды, извлекаемые фирмами из совместного положения в определенной местности, например, за счет снижения транспортных издержек и совместного пользования инфраструктурой, относятся к числу "жестких" аспектов.

Но существуют и равно важные "мягкие" аспекты. Вследствие географической близости члены кластера могут иметь частые межличностные контакты, которые способствуют неформальному обмену между ними некодируемым, или, как его еще называют,

"неявным" знанием (tacit knowledge). Его значимость неоднократно подчеркнута в зарубежной литературе, например, в работах М. Поланьи [23], П. Маскель и А. Мальмберга [21], К. Лоусона и Э. Лоренца [20]. Возможность межличностного общения, за счет которого человек воспринимает подавляющую долю информации, и аккумуляция перетоков "неявного" знания между участниками кластера повышают их способность быстрее включаться в процесс технологической модернизации. Наиболее успешно инновационные кластеры функционируют в развитых странах, именно в них информационная составляющая кластеризации приобрела наиболее яркое выражение.

Автором принято следующее определение: инновационный кластер — это способная к непрерывной генерации инноваций совокупность географически локализованных фирм и сопутствующих им организаций (НИИ, учебные заведения, инновационно-технологические институты и др.), тесно взаимосвязанных информационными и вещественными потоками, сферы деятельности которых полностью или частично охватывают определенную отрасль промышленности или межотраслевое производство.

Постановка проблемы. Задача работы — разработка методики выявления инновационных кластеров и раскрытие их специфики на примере федеральной земли Бавария (Германия). Интерес к этому региону обусловлен как минимум двумя причинами. Во-первых, Бавария — одна из самых развитых в инновационном плане земель ФРГ. На нее приходится почти 1/3 всех регистрируемых в стране патентов, здесь работают 1/5 всех ученых Германии, занятых в НИОКР [16, 25]. Во-вторых, Бавария за короткий период второй половины XX в. сумела превратиться из отсталого аграрного региона в современный высокотехнологичный регион общеевропейского масштаба. Этому во многом способствовала успешная экономическая политика земельного правительства. Сегодня инновационный потенциал Баварии раскрывается в полную силу благодаря успешному развитию на ее территории региональных инновационных кластеров.

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра социально-экономической географии зарубежных стран, студентка; e-mail: [email protected]

Особенности кластеров рассмотрены на примере наиболее высокотехнологичных отраслей экономики Баварии, для чего выбраны авиаракетно-космическая (АРКП) и электронная промышленность (последняя включает, согласно Статистической службе Германии, производство электронных компонентов и плат, компьютеров и периферийного оборудования, средств связи, контрольно-измерительной аппаратуры, а также оптических инструментов). АРКП и подотрасли электроники по классификации ОЭСР относятся к высокотехнологичным отраслям.

Материалы и методы исследований. Существует множество методов идентификации кластеров. Самый простой — применение коэффициентов локализации, отражающих степень концентрации промышленности в данном регионе по сравнению с общенациональным уровнем, для чего чаще всего анализируются данные о занятости в отраслях. Этот подход в различных модификациях представлен в работах У. Изарда [2], Э. Гувера [15], а также в исследованиях Г. Эллисона и Э. Глезера [11]. Другой метод выявления кластеров — метод "затраты — выпуск", суть которого сводится к анализу межотраслевого баланса страны для выявления групп отраслей, наиболее связанных между собой потоками товаров и услуг: Такого рода исследования проведены Й. Хаукнесом [14], Э. Фезером и Э. Бергманом [13].

При исследовании за основу выявления региональных инновационных кластеров принята авторская методика, базирующаяся на схеме, предложенной М. Портером [9], в основе которой лежит, во-первых, географическая концентрация участников кластера и, во-вторых, наличие всего спектра организаций (фирмы, НИИ, сопутствующие организации), способствующих его функционированию.

Главным источником информации для выявления инновационных кластеров послужила интернет-база данных Министерства экономики Баварии [17], которая содержит сведения о баварских фирмах в разных отраслях, профильных научно-исследовательских институтах, университетах и таких сопутствующих организациях, как технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и др. На ее основе составлен массив данных всех организаций, ключевой сферой деятельности которых является рассматриваемая отрасль. Первоначально суммарное число организаций в базе данных в АРКП составило 372, а в электронной промышленности — 696.

Определяя по карте на интернет-сайте Google географическое положение каждого населенного пункта, в котором расположена организация той или иной отрасли, автор пришла к выводу, что практически все они территориально концентрируются в определенных районах федеральной земли. Ареалы наибольшей концентрации фирм расположены на севере и юге Баварии. Поскольку кластеры образуются чаще всего именно вокруг крупнейших городов, способных генерировать больше инноваций, чем малые города, автор предположила, что в пределах этих ареалов

центрами кластеров станут города с самой большой численностью населения. Для анализа выбраны города с населением более 50 тыс. человек. Эта граница разделяет средние города Германии на две группы: крупные средние и малые средние [24]; все города с населением более 50 тыс. человек считаются в Германии крупными центрами (ОЪегееп^еп). В пределах выявленных ареалов к ним относятся Мюнхен, Нюрнберг, Аугсбург, Регенсбург, Вюрцбург, Ингольштадт, Байройт, Бамберг, Ашаффенбург, Ландсхут, Кемптен, Розенхайм, Ной-Ульм, Швайнфурт и Пассау.

Далее для каждой отрасли были отобраны те города, которые соответствовали двум критериям: 1) нахождение в них профильных НИИ, учебных заведений, а также инновационно-технологических организаций; 2) наличие в них хотя бы одной крупной фирмы анализируемой отрасли с численностью занятых более 250 человек (согласно данным Еврокомиссии, это граница подразделения средних и крупных предприятий). В авиаракетно-космической отрасли выбраны Мюнхен, Аугсбург, Нюрнберг и Вюрцбург, а в электронной — Аугсбург, Мюнхен, Бамберг, Пассау, Регенсбург, Кемптен, Нюрнберг, Байройт и Ашаффенбург.

Затем в качестве главной установки был принят тот факт, что участникам кластера должна быть обеспечена возможность частых межличностных контактов, в предположении, что каждая организация, входящая в кластер, должна быть расположена от его центра не дальше чем в часе езды на автомобиле. Поэтому для каждого выделенного на предыдущем этапе города был сформирован перечень организаций, расположенных в одном часе езды от него. Время, затрачиваемое на преодоление расстояния между двумя точками, можно легко определить с помощью системы Google-карты. Кроме того, чтобы кластер успешно функционировал, в нем необходимо достижение некоей критической массы НИИ и фирм, которые будут поддерживать кластер на пике их возможностей генерирования инноваций. Для этого на последнем этапе были выбраны только те города — центры кластеров, в которых сконцентрировано в статистическом распределении наибольшее число фирм.

Результаты исследований и их обсуждение. На основе предложенной методики в авиаракетно-космическом комплексе Баварии выявлены кластеры вокруг Мюнхена, Аугсбурга и Нюрнберга, в электронном секторе — вокруг Мюнхена, Аугсбурга, Регенсбурга, Кемптена, Нюрнберга, Байройта и Ашаффенбурга.

На рис. 1 и 2 показана географическая структура выявленных кластеров. Их основные показатели представлены в таблице.

Все выявленные кластеры имеют свою историю развития и механизмы формирования, что может служить критериями их классификации. Среди этих кластеров можно выделить несколько групп:

1-я группа — кластеры, возникшие в традиционно индустриализованных районах Баварии, где еще до Второй мировой войны развивалось производство, имевшее связь с анализируемой отраслью;

Рис. 1. Кластеры авиаракетостроения Баварии

2-я группа — кластеры, возникшие в традиционно индустриализованных районах Баварии, не специализировавшихся ранее на данной отрасли;

3-я группа — кластеры, расположенные в некогда слабоиндустриализованных районах, но получившие большой импульс к развитию в послевоенное время.

Кластеры в авиаракетно-космической промышленности. Все кластеры АРКП Баварии принадлежат к 1-й группе. Наибольший из них — кластер с центром в Мюнхене, в нем получило развитие самолетостроение, ракетостроение, а также производство устройств для спутниковой навигации.

Возникновение этого кластера связано с экономической политикой премьер-министра Баварии Ф.Й. Штрауса в 80-е гг. XX в., который осуществлял активную поддержку инновационных предприятий этой отрасли в Баварии. В это время возникли такие центры авиаракетостроения кластера, как Оттобрунн, Веслинг, Гилхинг. Оттобрунн сейчас стал немецкой штаб-квартирой Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS). Подразделение EADS фирма "Еигосор1ег" осуществляет здесь разработку структурных элементов для вертолетов, а EADS-"Ast-гшш" ответственно за производство элементов ракет-

Рис. 2. Кластеры электронной промышленности Баварии

ного двигателя для первых двух ступеней ракеты-носителя "Ариан", а также спутниковых систем для навигации и дистанционного зондирования.

Мюнхен — крупный центр по производству отдельных модулей авиадвигателей разного назначения (компания MTU "Aero Engines"). Малые и средние предприятия кластера специализируются в основном на предоставлении технических услуг для авиаракетостроения или на производстве электронных компонентов и структурных элементов для летательных аппаратов.

Научно-исследовательский базис кластера формируют профильные исследовательские учреждения: это Институт физики строительства Общества Фра-унгофера с летно-испытательным комплексом в г. Фал-лей, Институт астрофизики Общества Макса Планка в Гархинге, Немецкий авиаракетно-космический центр с подразделениями в Вайльхайме и Весслинге, а среди университетов — Технический университет Мюнхена в Гархинге и Мюнхене и Университет Минобороны в Нойбиберге. В кластере множество организаций, оказывающих всевозможную поддержку вновь

Основные показатели выявленных кластеров

Город Отрасль Число фирм Численность занятых на фирмах кластера, человек

Мюнхен Авиаракетно-космическая 158 21 000

Аугсбург То же 32 4900

Нюрнберг — и - 36 3500

Ашаффенбург Электронная 26 5160

Аугсбург То же 27 6590

Байройт — '' — 23 5180

Кемптен — '' — 24 5830

Мюнхен — '' — 202 33 740

Нюрнберг — '' — 94 14 940

Регенсбург — '' — 38 7250

созданным предприятиям (пример — бизнес-инкубатор по спутниковой навигации в Гилхинге).

Аугсбург издавна был одним из ведущих в Баварии центров АРКП: еще в конце 30-х гг. прошлого века здесь возникла знаменитая фирма-производитель летательных аппаратов "Messerschmitt", которая в 1960-е гг. в результате слияний образовала фирму "Messerschmitt Boelkow Blohm". Сейчас кластер с центром в Аугсбурге специализируется на производстве компонентов летательных аппаратов, вокруг города концентрируются поставщики отдельных структурных элементов самолетов, механических и гидравлических компонентов для них, технических материалов. Они дополняют специализацию крупнейших фирм Аугсбурга, наиболее значимая из которых — фирма " Premium AEROTEC", на которой заняты около 2500 работников. Она производит фюзеляжи, крылья самолетов, а также композиционные материалы.

Ключевые НИИ кластера — Институт металлообрабатывающей техники и технологий обработки давлением при Обществе Фраунгофера, проектная группа по ресурсосберегающим мехатронным технологиям при этом же институте в Аугсбурге, а также подразделение Немецкого авиаракетно-космического центра по разработке карбоновых волокон для воздушных летательных аппаратов, которое активно взаимодействует с ведущими производителями структурных компонентов самолетов в городе.

Заметную роль играют организации, призванные коммерциализировать научные разработки вузов (пример — центр трансфера технологий в области материаловедения и охраны окружающей среды при Институте физики Аугсбургского университета).

Наряду с Мюнхеном и Аугсбургом к важным центрам авиаракетно-космической промышленности Баварии относится Нюрнберг. В кластер Нюрнберга входят такие крупные научно-исследовательские институты Общества Фраунгофера, как Институт интегральных

схем Эрлангена, Проектная группа по рентгенотехнике в Фюрте, а также местный университет Эрлан-гена—Нюрнберга (в Эрлангене) с профильными кафедрами.

Нюрнберг не обладает законченным производством воздушных летательных аппаратов или ракет, но в нем хорошо развита сеть фирм — стабильных поставщиков отдельных структурных компонентов для авиаракетно-космической отрасли (LEISTRITZ), существующих еще с начала ХХ в. По сравнению с фирмами, производящими продукцию более высоких ступеней цепочки добавленной стоимости, они испытывают большую конкуренцию со стороны других производителей из Израиля и Китая.

Кластеры в электронной промышленности. В электронном секторе Баварии представлены кластеры всех групп. К первой группе принадлежит кластер с центром в Нюрнберге. В нем электронная отрасль развивается уже давно: еще в начале XX в. здесь возникли первые заводы фирмы "Siemens" и сейчас в Эрлангене около Нюрнберга размещается вторая в Баварии штаб-квартира "Siemens" (после Мюнхена) с численностью занятых около 25 000 человек. К середине ХХ в. в районе Нюрнберга стало развиваться производство средств связи и бытовой электроники, тогда возникли фирма "Grundig" в Фюрте и фирма "Metz" в Цирндорфе. До сих пор кластер сохраняет специализацию на производстве телекоммуникационного оборудования.

В настоящее время в кластере большую роль в притяжении фирм электронного сектора играют многочисленные научные и сопутствующие организации. Это Баварский исследовательский союз наноэлектро-ники в Эрлангене, Институт интегрированных систем и структурных компонентов, Институт интегральных схем Общества Фраунгофера в Эрлангене — важнейший НИИ Баварии в электронном секторе, Университет Фридриха-Александра в Эрлангене, Высшая школа Георга Ома в Нюрнберге.

Ко второму типу относятся кластеры вокруг Мюнхена, Ашаффенбурга, Кемптена, Байройта и Аугсбурга.

Возникновение Мюнхенского кластера во многом обязано политике Ф.Й. Штрауса в 1980-е гг., когда здесь появились первые предприятия микроэлектроники. Тогда этот район по аналогии с Силиконовой долиной называли Изар Вэлли (по наименованию реки, на которой стоит Мюнхен). В настоящее время крупнейшие производители электронного сектора в кластере — американские фирмы "Microsoft" (г. Ун-тершляйсхайм), "Intel" (в Кирхзеоне) и "Texas Instruments" (во Фрайзинге, европейской штаб-квартире компании). Важнейшие научные учреждения в кластере представлены Высшей школой Розенхайма и Мюнхена, Университетом Минообороны в Нойбибер-ге и Техническим университетом Мюнхена, а также Институтом систем электронной безопасности и микроинтеграции в Весслинге.

Специализация кластера вокруг Аугсбурга заключается главным образом в производстве компьютерного оборудования и периферийных устройств (фирма "Fujitsu"). Кроме того, в городе развито производство точных приборов и роботов. Фирма KUKA — основной производитель промышленных роботов в Баварии. В соответствии со специализацией основных фирм кластера действуют и сопутствующие, и научно-исследовательские учреждения. В кластер входит Высшая школа Аугсбурга (лаборатории по робототехнике и центр мехатронных технологий), Университет Аугсбурга (прикладная физика), а также Баварский мехатронный центр.

Кластер вокруг Байройта специализируется в основном на производстве точных приборов, основное научное учреждение — местный университет. Крупнейшая фирма кластера "Siemens", в Байройте и Кемнате она производит приборы для медицинских целей. На востоке Верхней Франконии, где расположен кластер, сосредоточено множество малых и средних узкопрофильных предприятий, производящих высококачественную продукцию и являющихся мировыми лидерами в своей сфере. Одним из многочисленных примеров может служить фирма "BD Sensors" в Тир-штайне, производящая датчики давления. Кластер получил значительный стимул к развитию после объединения Германии: пользуясь близостью к новым федеральным землям, многие инновационные фирмы разместились именно в районе Байройта.

Кластеры вокруг Кемптена и Ашаффенбурга находятся в традиционно индустриализированных районах

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010.

2. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.

3. Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. М.: Госполитиздат, 1958.

4. Лаврикова Ю.Г. Кластеры как рыночный институт пространственного развития экономики региона: Автореф. докт. дисс. Екатеринбург, 2008.

Баварии. В обоих названных центральных городах кластеров размещены высшие школы с многочисленными профильными лабораториями оптоэлектроники и сенсорики, микрокомпьютерной техники и электронных компонентов.

К третьей группе принадлежит кластер вокруг Ре-генсбурга. Он начал формироваться во второй половине ХХ в. После войны сюда из Берлина переместилась фирма "Osram", одно из подразделений которой до сих пор осуществляет производство электронных компонентов. Инновационный потенциал кластера увеличился после строительства в 1960-х гг. Университета и Высшей школы в Регенсбурге. Город стал привлекателен и для фирмы "Siemens", так, в настоящее время на ее предприятии в Регенсбурге занято около 9000 сотрудников.

Выводы. Автором разработана методика, позволившая выявить кластеры в высокотехнологичных отраслях Баварии — электронной и авиаракетно-космической. В основе методики лежит, во-первых, географическая концентрация участников кластера и, во-вторых, наличие всего спектра организаций (фирмы, НИИ, сопутствующие организации), способствующих функционированию кластера. Выявленные кластеры имеют разные историю развития и механизмы формирования, что позволило провести их классификацию. По этим двум признакам они разделены на три группы:

— 1-я группа — кластеры, возникшие в традиционно индустриализованных районах Баварии, где еще до Второй мировой войны развивались производства, имевшие связь с анализируемой отраслью. В авиаракетно-космической отрасли к ним относятся все выявленные кластеры (вокруг Мюнхена, Аугсбурга, Нюрнберга), а в электронной отрасли — только с центром в Нюрнберге;

— 2-я группа — кластеры, возникшие в традиционно индустриализированных районах Баварии, ранее не специализировавшихся в изучаемой отрасли. В эту группу входят кластеры электроники вокруг Мюнхена, Ашаффенбурга, Кемптена, Байройта и Аугс-бурга;

— 3-я группа — кластеры, расположенные в некогда слабоиндустриализированных районах, но получившие большой импульс к развитию в послевоенное время, сюда относится кластер вокруг Регенсбурга в электронном секторе.

5. Марков Л.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. С. 102—123.

6. Пилипенко И.В. Новая геоэкономическая модель страны: повышение конкурентоспособности с помощью развития кластеров и промышленных районов // Безопасность Евразии. 2003. № 3. С. 584—585.

7. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность и способы организации производства в постиндустриальных условиях // Шестые сократические чтения. Постиндустриальная трансформация социального пространства России. М.: Эслан, 2006. С. 126—129.

8. Пилипенко И.В. Кластеры и территориально-производственные комплексы в региональном развитии // Региональное развитие и региональная политика России в переходный период. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. С. 199—201.

9. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. С. 258—259.

10. Asheim B., Isaksen A. Regional innovation systems: the integration of local "sticky" and global "ubiquitous" knowledge // J. of Techology Transfer. Heidelberg. 2002. Vol. 27. P. 77—86.

11. Ellison G, Glaeser E. What causes industry agglomeration? Evidence from coagglomeration patterns // Harvard Business School Working Papers. Massachusetts, 2007. P. 3—4.

12. Enright M.J. Survey on the characterization of regional clusters: initial results. Hong Kong, 2000.

13. Feser E., Bergman E. National industry cluster templates: A framework for applied regional cluster analysis // Regional Studies. 2000. Vol. 34, N 1. P. 4—6.

14. Hauknes J. Norwegian input-output clusters and innovation patterns // STEP Group. Oslo. 1998. P. 5—7.

15. Hoover E.M., Giarratani F. An introduction to regional economics / Ed. by Scott Loveridge. Morgantown, WV Regional Research Institute, West Virginia University, 1999.

16. Innovationsstandort Bayern. Strukturen und Trends zu Forschung und Entwicklung in der Wirtschaft sowie im oeffent-lichen Sektor // Industrie- und Handelskammern in Bayern. Müenchen, 2011. S. 11.

17. Key technologies in Bavaria — Die bayerische Firmendatenbank. URL: http://www.bayern-international.de/aktiv-in-bayern/key-technologies-in-bavaria.html (дата обращения: 09.03.2012).

18. Kiesewetter H. Region und Industrie in Europa 1815— 1995. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2000. S. 65.

19. Krugman P. Geography and Trade. Cambridge (Mass): The MIT Press, 1991. P. 35—69.

20. Lawson C., Lorenz, E. Collective learning, tacit knowledge and regional innovative capacity // Regional Studies. 1999. Vol. 33, N 4. P. 305—317.

21. Maskell P., Malmberg A. Localized learning and industrial competitiveness // BRIE Working. Papl. 80. Göthenburg, 1995. P. 6—7.

22. Martin R, Sunley P. Deconstructing clusters: Chaotic concept or policy panacea? // J. of Economic Geography. L., 2001. P. 6.

23. PolanyiM. The tacit dimension. N.Y., 1966. P. 4—5.

24. Stadt- und Gemeindetypen in Deutschland // Das Bundesinstitut für Bau-, Stadt- und Raumforschung (BBSR). http://www.bbsr.bund.de/ (дата обращения: 15.07.2012).

25. Zahlen und Fakten aus der Wissenschaftsstatistik // Stifterverband fuer die deutsche Wissenschaft. Essen, September 2011. S. 1.

Поступила в редакцию 16.07.2012

A.N. Nosova

GEOGRAPHY OF INNOVATIVE CLUSTERS IN BAVARIA

Clusters are a form of the territorial organization of production which is the most favorable for the development of innovative economy. The geographical essence of clusters is discussed using the territory of Bavaria as an example. A technique of identifying clusters for aero-space and electronic industries of Bavaria is elaborated. The typology of clusters with account of the mechanisms of their formation is suggested.

Key words: clusters, innovations, Bavaria, aero-space industries, electronic industries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.