Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коурова Светлана Ивановна, Булдакова Надежда Борисовна

Профессиональной компетентности студентов педагогического университета Данная статья посвящена рассмотрению теоретических и методических аспектов проблемы формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета при изучении дисциплины «Возрастная анатомия». На основе проведённого обобщения научных источников рассмотрены подходы к определению понятия «профессиональная компетентность педагога», обозначены компоненты профессиональной компетентности учителя. Описаны формы, методы и приёмы, которые используются преподавателем в процессе организации обучения возрастной анатомии в вузе, определены место и роль данной дисциплины в формировании профессиональных качеств будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коурова Светлана Ивановна, Булдакова Надежда Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL DISCIPLINE “AGE ANATOMY” AS A MEANS OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

This article is devoted to the consideration of the theoretical and methodological aspects of the problem of the formation of professional competence of pedagogical university students in different areas of training for undergraduate programs. On the basis of the generalization of scientific sources, the approaches to the definition of the concept of “professional competence of a teacher” are considered, components of professional competence are indicated. The forms, methods and techniques that are implemented by the teacher in the process of organizing training in the discipline “Age anatomy” at the university are described, the place of this discipline in the professional training of future teachers is determined.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 372.857

Светлана Ивановна Коурова, Надежда Борисовна Булдакова

г. Шадринск

Учебная дисциплина «Возрастная анатомия» как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета

Данная статья посвящена рассмотрению теоретических и методических аспектов проблемы формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета при изучении дисциплины «Возрастная анатомия». На основе проведённого обобщения научных источников рассмотрены подходы к определению понятия «профессиональная компетентность педагога», обозначены компоненты профессиональной компетентности учителя. Описаны формы, методы и приёмы, которые используются преподавателем в процессе организации обучения возрастной анатомии в вузе, определены место и роль данной дисциплины в формировании профессиональных качеств будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, универсальные учебные действия, возрастная анатомия, познавательная деятельность, школьная биология.

Svetlana Ivanovna Kourova, Nadezhda Borisovna Buldakova

Shadrinsk

Educational discipline "Age anatomy" as a means of forming professional competence of

the pedagogical university students

This article is devoted to the consideration of the theoretical and methodological aspects of the problem of the formation of professional competence of pedagogical university students in different areas of training for undergraduate programs. On the basis of the generalization of scientific sources, the approaches to the definition of the concept of "professional competence of a teacher" are considered, components of professional competence are indicated. The forms, methods and techniques that are implemented by the teacher in the process of organizing training in the discipline "Age anatomy" at the university are described, the place of this discipline in the professional training of future teachers is determined.

Keywords: professional competence, universal learning activities, age-related anatomy, cognitive activity, school biology.

В современном педагогическом образовании инновационные процессы указывают на обращение обучающихся к практической деятельности, к умению реализовывать свои знания в конкретной профессиональной деятельности, быть гибкими, уметь самостоятельно добывать знания, обладать коммуникативными навыками и регулировать свой процесс получения знаний. В связи с этим важной является проблема формирования профессиональной компетентности педагога. Учитель школы и преподаватель вуза, непосредственно осуществляя свою профессиональную деятельность, взаимодействуют с учащимися, готовит их к будущей жизни в обществе, к самореализации. Задача педагога в условиях инновационного образования не только организовать процесс передачи предметных и надпредметных знаний ученикам, но и сформировать их личностно значимые качества: самоопределение, установление благополучных межличностных отношений, креативность, оперативность, творчество, понимание ценностно-смысловой направленности деятельности [1]. Данный процесс должен быть организован так, чтобы у учащихся формировались положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, желание узнавать новое, совершенствовать свои знания и приобретать опыт практической деятельности в различных сферах жизни. Для того чтобы

процесс взаимодействия педагога, учителя и обучающихся был эффективным, необходимо, чтобы педагог, осуществляющий учебный процесс, обладал профессиональной компетентностью. В связи с этим актуальной является проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя любой предметной области, в частности такой как биология.

Проблемы формирования профессиональной компетентности рассмотрены в работах отечественных и зарубежных учёных. Значительный вклад в развитие понимания структуры профессиональной компетентности внесли отечественные педагоги и психологи, такие как: Л.П. Алексеева, В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Н.А. Гришанова, А.А. Деркач, И.А Зимняя, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков. Данные ученые рассматривают в большей степени теоретический аспект формирования профессиональной компетентности (методологические подходы, структурные компоненты, векторы развития). В зарубежных исследованиях на первый план выходит аспект, связанный с практической сферой деятельности педагога (профессиональное самосовершенствование, приобретение практических умений деятельности, умение выстраивать коммуникации с окружающими). Например, А. Шелтон определяет

профессиональную компетентность как совокупность специальной, социальной и методической компетентности, в большой степени уделяя внимание умению устанавливать контакты с другими людьми, формированию положительного отношения к себе, самообразованию и саморазвитию [5].

Профессиональная компетентность педагога, учителя, по мнению ряда учёных, это сложная интегральная характеристика личности. Она включает в себя несколько компонентов. По мнению А.К. Марковой, профессиональная компетентность преподавателя определяется, с одной стороны, анализом, процессом (педагогическая деятельность, педагогическое общение) и результатом (обученность и воспитанность обучаемых) его труда, с другой стороны, соотношением объективно необходимых профессиональных знаний и умений и психологических качеств, которыми он обладает. И.А. Зимняя выделяет три группы компетентностей: компетентности, относящиеся к самому себе, как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех её типах и формах [3]. По мнению учёных А.А. Печёркиной, Э.Э Сыманюк, Е.Л. Умниковой, анализ определений «профессиональная компетентность учителя» показывает, что главными её характеристиками выступают знания и опыт в конкретной области, или профессии. Данной точки зрения придерживаются также Э.Ф. Зеер, А.К. Макова, Л.М Митина, Н.В. Андронова, Н.Е. Костылева. Согласно исследованиям данных учёных эффективность и успешность педагогической деятельности в первую очередь зависит и определяется качеством и уровнем преподаваемых учителем, педагогом знаний [6].

Н.В. Андронова «профессиональную компетентность» учителя рассматривает как профессиональные знания, педагогические умения, профессиональную позицию и психологические качества [2].

Таким образом, исходя из понимания сущности понятия «профессиональная компетентность учителя», в процессе её формирования следует придерживаться комплексного подхода. При этом важным условием выступает методический аспект подготовки учителя: использование технологий, форм, приёмов, которые направлены на формирование профессиональных знаний и личностных качеств обучающегося. Остановимся на рассмотрении вопроса о роли курса «Возрастная анатомия» в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов. Данная дисциплина изучается на первом курсе всех направлений подготовки бакалавриата. Дисциплина занимает важное место в ООП будущих учителей и имеет своей целью формирование у студентов представлений об особенностях развивающегося организма, его взаимоотношениях с окружающей средой, взаимодействии

структур и функций на разных возрастных этапах онтогенеза, современном подходе к сохранению и поддержанию здоровья обучающихся.

Процесс изучения возрастной анатомии идёт одновременно с процессом овладения студентами знаниями и умениями в области педагогики, психологии и других наук общепрофессионального блока, которые направлены на формирование научной картины мира и мировоззрения обучающихся. Дисциплина «Возрастная анатомия» имеет значение в профессиональной подготовке будущих учителей и опирается на гуманитарные науки, такие как: социология, философия, история и дисциплины предметной направленности: физиология человека, биология размножения и развития, генетика, цитология, физика, химия, основы медицинских знаний.

При понимании возрастных особенностей функционирования систем организма значение имеет знание дисциплин психолого-педагогического блока. Так, рассматривая анатомию и физиологию высшей нервной деятельности, студенты не только изучают структурную организацию нервной системы и высших её отделов, рефлекторный характер нервной деятельности, но и объясняют закономерности проявления психических функций у детей разных возрастных групп (младших школьников, подростков). К таким психическим процессам относим память, внимание, мышление и др. Знание особенностей и свойств нервной системы и нервной деятельности учащихся определяет выбор соответствующих педагогических подходов и приёмов обучения, с которыми студенты знакомятся в курсе педагогики. Знания, полученные в процессе изучения возрастной и общей психологии, способствуют более глубокому пониманию вопросов о физиологических процессах и механизмах высшей нервной деятельности обучающихся. Данная совокупность знаний имеет значение для достижения качественных результатов учебных достижений в будущей профессии учителя по формированию познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД школьников согласно требованиям нового ФГОС.

Большой интерес у студентов вызывают темы раздела «Возрастные особенности ВНД», «Физиологические особенности психической деятельности». При изучении данных тем используем проведение самонаблюдений, исследуем особенности высшей нервной деятельности, нервных процессов, памяти, внимания, знакомясь с методиками проведения самонаблюдений, применяя тестирование, анкетирование. Решение ситуационных задач позволяет студентам устанавливать причинно-следственные связи между поведением школьников и возрастными особенностями функционирования систем организма. Ситуационные задачи закрепляют теоретические основы физиологии. Например,

круг задач, в которых представлены связи между уровнем ВНД и учебной деятельностью ребенка. К примеру, зная особенности торможения у младших школьников, необходимо объяснить: почему они выкрикивают ответ с места, не дослушав учителя. Опираясь на теоретические знания, студент приходит к выводу, что причиной этого является способность к запаздывательному торможению. Учитель может способствовать постепенной выработке положительного условного рефлекса. К старшим классам навык дисциплинированного поведения во время урока становится устойчивым благодаря совершенствованию нервных процессов в процессе развития нервной системы и при воздействии учителя. Важную роль имеют задачи на определение типов ВНД детей и педагогических подходов к ним. Например, дифференцированный подход к планированию самостоятельной работы на уроке и при выполнении домашних заданий может способствовать раскрытию возможностей и способностей всех учеников. Будущие учителя закрепляют знания о связи возрастных аспектов учащихся и педагогических техниках и приёмах. К примеру, дети с подвижной нервной системой, такие как сангвиники, достаточно легко и быстро включаются в работу, но, выполняя её, спешат и совершают много ошибок. У них следует воспитывать выдержку, указывая на важность этого свойства для качественного выполнения любой работы. Активно включаются в коллективную работу дети с холе-ричным темпераментом. Будучи лидерами, они могут быстро организовать работу в группе учащихся и взять на себя функции ответственного за общий результат. Дети инертные достаточно с большим трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, их не следует торопить и подгонять, им требуется большее количество времени на выполнение самостоятельной работы, но сделают они её качественно и тщательно. Таким детям можно поручить, к примеру, выполнение индивидуального долгосрочного проекта. Следует обращать внимание на высокую утомляемость детей со слабой нервной системой. Хорошим стимулом для них будет ощущение поддержки учителя, похвала с его стороны. Также важно формировать положительное отношение учащихся к такому ребёнку. Например, учитель может поручить ребёнку-меланхолику работу в живом уголке, ухаживать за растениями, оказывать помощь в учёбе однокласснику. На уроках такие учащиеся не проявляют высокой активности, но самостоятельно выполняют работу достаточно качественно. Их следует включать и в групповые виды деятельности, для того чтобы остальные дети видели сопричастность данного ребёнка к общему результату, для его успешной социализации и развития коммуникативных навыков. Разбор ситуационных задач, решение проблемных заданий, проведение наблюдений способствует пониманию важности теоретических и

практических знаний в области психологии, педагогики и анатомии для будущего учителя как начальной, так средней и старшей школы. На всём этапе обучения возрастной анатомии ведущими являются междисциплинарный и практико-ориентированный подходы. Объяснение анатомических особенностей и физиологических механизмов детского организма проектируется на педагогический процесс, на решение задач организации обучения с целью создания здоровой, комфортной среды для школьников.

Ориентация современного процесса обучения на сохранение здоровья обучающихся требует формирование профессиональной компетентности в области сохранения здоровья учащихся. Так, реализуемые авторские линии УМК по биологии для 8 класса (раздел школьной биологии, в котором изучаются вопросы анатомии и физиологии человека и его здоровья) предусматривают формирование у учащихся знаний в области здорового образа жизни и сохранения здоровья. Можно отметить, что в УМК («Линия жизни» В.В. Пасечника, линия И.Н. Пономарёвой, линия Н.И. Сонина) в области личностных результатов обучения стоит задача формирования понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Целью курса школьной анатомии, помимо формирования познавательных УУД (предметных знаний и умений в области строения и физиологии организма человека), является формирование знаний [4]:

- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

- факторы, разрушающие здоровье человека;

- этические нормы межличностных отношений.

- Познавательные УУД также включают необходимость:

- понимать влияние физического труда и спорта на организм;

- выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

- оказывать первую помощь при несчастных случаях;

- соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Для формирования знаний по здоровьесбе-режению в процессе преподавания возрастной анатомии мы уделяем значение разделу «Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса». Выполняя практические работы «Гигиеническая оценка класса и его

оборудования», «Гигиеническая оценка расписания», «Гигиеническая оценка организации урока и перемены», студенты приобретают профессиональные умения будущей педагогической деятельности в области организации труда учителя. Также, исходя из требований ФГОС к знаниям и умениям в области анатомии и гигиены учащихся, в процессе овладения дисциплиной уделяем внимание рассмотрению вопросов здоровья и гигиены висцеральных и регулятивных систем организма. Этому способствуют такие виды работ как: подготовка сообщений, рефератов, презентаций по следующим темам «Влияние алкоголя и ПАВ на здоровье нервной системы учащихся», «Организация рационального питания школьников», «Влияние физической активности на здоровье учащихся», «Профилактика и причины нарушения осанки» и другие. Ежегодно в рамках недели науки кафедрой биологии и географии с методикой преподавания ШГПУ проводятся круглые столы и дискуссионные площадки, на которых обсуждаются актуальные проблемы школьного обучения и здорового образа жизни, а именно: «Влияние факторов среды на ребёнка в разные периоды онтогенеза» (апрель, 2018 г.), «Здоровьесбережение в студенческой среде» (апрель, 2020 г.), «Актуальные проблемы сохранения здоровья школьников» (ноябрь, 2020 г). Организация такой формы работы способствует формированию профессиональных компетенций в области её информационной и коммуникативной составляющей. Ежегодно проводятся внутриуниверситетские олимпиады по возрастной анатомии, основам медицинских знаний, которые направлены не только на закрепление и система-

тизацию знаний студентов в области данных дисциплин, но и повышение мотивации к изучению психолого-педагогических, санитарно-

гигиенических, валеологических аспектов дисциплины ОП. Как правило, участие в олимпиаде предусматривает выполнение творческого проекта, решение ситуационных задач, выполнение практических заданий междисциплинарного характера. На кафедре работает проблемная группа «Формирование профессиональной компетентности будущих учителей биологии, географии и химии» в рамках работы которой студенты участвуют в конкурсах, семинарах, публикуют тезисы и статьи, организуют и проводят мероприятия для школьников разных возрастных групп: квесты, викторины, игры, мастер-классы.

Таким образом, вопрос формирования профессиональной компетентности будущего педагога - это актуальная проблема, она требует изучения теоретических аспектов и обращения к практической стороне вопроса. Использование преподавателем различных технологий, форм и методов обучения в совокупности с совершенствованием теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине, работа над формированием личностных качеств будущих педагогов, умение оценивать и прогнозировать свою деятельность и деятельность обучаемых - это важная составляющая в работе учителя в условиях инновационных процессов в сфере образования. Обобщение знаний и умений профессиональной деятельности при изучении дисциплин общепрофессиональной подготовки способствует формированию навыков профессиональной компетентности будущего специалиста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Актуальные проблемы личностно-ориентированного образования: психолого-педагогические и технологические аспекты : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 21 апр. 2004 г. / Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2004. - 223 с. - Текст : непосредственный.

2. Андронова, Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя : дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2000. - 300 с. - Текст : непосредственный.

3. Дьячкова, Л.Г. Вуз и работодатель: практика компетентностного подхода к становлению молодого специалиста / Л.Г. Дьячкова. - Текст : непосредственный // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 46-50.

4. Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В.) / сост. И.Г. Савенкова. - Текст : электронный // nsportal.ru : образоват. соц. сеть. - URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/03/25/rabochaya-programma-po-biologii-pasechnik-v-v (дата обращения: 25.11.2020).

5. Печеркина, А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика : монография / А.А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 233 с. - Текст : непосредственный.

6. Сыманюк, Э.Э. Противодействие профессиональным деформациям / Э. Э. Сыманюк, А.А. Печеркина. - Текст : непосредственный // Народное образование. - 2010. - № 9. - С. 265-269.

REFERENCES

1. Aktual'nye problemy lichnostno-orientirovannogo obrazovanija: psihologo-pedagogicheskie i tehnologicheskie aspek-ty: materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf., 21 apr. 2004 g. [Urgent problems of personality-oriented education: psychological, pedagogical and technological aspects]. Shadrinsk: ShGPI, 2004. 223 p.

2. Andronova N.V. Umenie razrabatyvat' psihologo-pedagogicheskie rekomendacii kak komponent psihologicheskoj kompetentnosti uchitelja: dis. ... kand. psihol. nauk [Ability to develop psychological and pedagogical recommendations as a component of a teacher's psychological competence. Ph. D. (Psychology) diss.]. Kazan', 2000. 300 p.

3. D'jachkova L.G. Vuz i rabotodatel': praktika kompetentnostnogo podhoda k stanovleniju molodogo specialista [University and employer: the practice of a competence-based approach to the formation of a young specialist]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and monitoring in education], 2006, no. 5, pp. 46-50.

4. Savenkova I.G. (ed.) Rabochaja programma po biologii (Pasechnik V.V.) [Elektronnyi resurs] [Working program in biology (Pasechnik V.V.)]. nsportal.ru: obrazovat. soc. set'. URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/03/25/rabochaya-programma-po-biologii-pasechnik-v-v (Accessed 25.11.2020).

5. Pecherkina A.A., Symanjuk Je. Je., Umnikova E. L. Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagoga: teorija i praktika: monografija [Development of the teacher's professional competence: theory and practice]. Ekaterinburg, 2011. 233 p.

6. Symanjuk Je.Je., Pecherkina A.A. Protivodejstvie professional'nym deformacijam [Counteraction to professional deformations]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2010, no. 9, pp. 265-269.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

С.И. Коурова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: svetlanakourova76@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9394-4446.

Н.Б. Булдакова, кандидат географических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: cunami1976@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9614-7944. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

S.I. Kourova, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Biology and Geography with Teaching Methods, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: svetlanakourova76@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9394-4446.

N.B. Buldakova, Ph.D. in Geography, Associate Professor of the Department of Biology and Geography with Teaching Methods, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: cunami1976@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9614-7944.

УДК 37.016:57

Наталья Владимировна Павлова, Надежда Владимировна Шарыпова

г. Шадринск

Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий в курсе общей биологии основной школы

В данной статье авторы приводят психолого-педагогические особенности формирования универсальных учебных действий у старшеклассников в процессе изучения школьного курса общей биологии. Акцент сделан на формирование и развитие познавательной сферы школьников, призванной обеспечить активный процесс обучения от осознания цели изучения того или иного общебиологического вопроса, до принятия решения в выборе необходимой области знания, конструирования ответа или теоретического вывода. Согласно требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам обучения, представлены содержательные блоки. Авторами обосновывается место познавательных универсальных учебных действий в блоке мета-предметных достижений, дается характеристика основным видам познавательных УУД. Описаны этапы, способствующие качественному формированию познавательных УУД, а также специфика процесса, рассматриваемого с позиции ученика и учителя.

Ключевые слова: школьный курс биологии, общая биология, универсальные учебные действия, познавательные УУД, биологическое образование.

Natalia Vladimirovna Pavlova, Nadezhda Vladimirovna Sharypova

Shadrinsk

Theoretical aspects of the formation of cognitive universal educational actions in the course of general biology of secondary school

The authors view psycho-pedagogical features of development of universal educational actions of pupils in the process of learning school course of biology. The emphasis is placed on the formation and development of the cognitive sphere of schoolchildren, designed to ensure an active learning process from understanding the purpose of studying a general biological question, to making a decision in choosing the necessary field of knowledge, constructing an answer or a theoretical conclusion. According to the requirements of the federal state standard of basic general education, applied to the results of training, the content blocks are presented. The authors substantiate the place of cognitive universal educational actions in the block of metasubject achievements, and characterize the main types of cognitive universal learning activities. The stages that contribute to the qualitative formation of cognitive universal learning activities, as well as the specifics of the process, considered from the perspective of the student and teacher, are described.

Keywords: school biology course, general biology, universal learning activities, cognitive universal learning activities, biological education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.