Окончание таблицы 9
Ситуации Ответ Пояснение к ответу
3. Укажите причину, которой достаточно (при прочих равных условиях) для снижения реальной рыночной цены мороженого в киоске напротив техникума Жаркая погода Жаркая погода увеличила количество потребителей мороженого, т. е. увеличила спрос на него
4. Укажите, на какой товар или услугу величина спроса увеличится при уменьшении цены на него (спички, хлеб, услуги дантиста, услуги косметолога) На услуги косметолога
5. Кроссовки стали носить как повседневную обувь. Укажите, как на этот факт отреагируют производители кроссовок Производители снизят цены и увеличат производство кроссовок
6. Чем может быть вызвано смещение кривой спроса на мороженое влево и вниз Скорее всего, с наступлением зимы Сдвиг кривой спроса влево и вниз показывает на уменьшение спроса. Это бывает, когда наступает холод
В конце занятия преподаватель выставляет оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в процессе выполнения работы.
Библиографический список
Наш опыт применения подобных заданий позволяет утверждать, что при такой организации практических занятий по экономике более успешно формируется экономическая грамотность студентов, необходимая современному человеку.
1. Гомола, А. И. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» для профессиональных образовательных организаций [Текст] / А. И. Гомола. — М. : Издат. центр «Академия», 2015. — 22 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 034700.03 Делопроизводитель (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 639) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70343144/#1000.
УДК 377 Е. В. Наглер, преподаватель-методист
Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли (ЧГКИПиТ), г. Челябинск, e-mail: [email protected] Е. С. Чистякова, преподаватель ЧГКИПиТ, e-mail: [email protected]
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности» введена в образовательную программу ПОО с 2016/17 учебного года как вариативная часть, поэтому примерной программы по данной дисциплине нет. В помощь преподавателям в статье представлен опыт организации практико-ориентированной работы: даны пояснения по составлению рабочей программы, обозначена нормативная документация, выделены практические занятия, определена форма контроля по дисциплине, представлен план-конспект одного из уроков.
Ключевые слова: исследовательская работа (ИР), учебно-методический комплекс (УМК), учебное занятие, основы исследовательской деятельности, учебная дисциплина (УД).
Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности» введена в образовательную программу профессиональных учебных заведений с 2016/17 уч. г. с целью подготовки обучающихся к написанию исследовательских работ, в том числе профессиональной направленности: дневника по практике, отчета по практике, курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы. Дисциплина является вариативной частью учебного плана, поэтому примерная программа по ней отсутствует. Мы предлагаем свой опыт работы по ее организации.
Рабочая программа по данной дисциплине была разработана на основании требований ФГОС среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012), а также письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России № 06-259 от 17.03.2015. Кроме того, при составлении рабочей программы мы опирались на учебное пособие Бережно-вой Е. В., Краевского В. В. [1].
Изучение дисциплины построено на освоении теоретического материала и закреплении его на практических занятиях. В целом практические занятия направлены:
- на обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие у будущих специалистов интеллектуальных умений: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Наша рабочая программа включает восемь практических занятий по следующим темам:
1) «Практические методы исследования. Технические требования к учебным работам»;
2) «Написание аннотации, рецензии на статью»;
3) «Написание рефератов на выбранные темы»;
4) «Тема, объект и предмет исследования. План работы»;
5) «Введение. Актуальность и гипотеза»;
6) «Основная часть исследования. Как подбирать материал и оформлять список источников»;
7) «Практическая часть исследования. Выводы по работе. Заключение»;
8) «Защита исследовательской работы: доклад, электронная презентация».
Процесс написания исследовательской работы начинается с четвертого практического занятия, представляющего собой групповую работу по основным этапам исследования. Параллельно проходят занятия теоретического обучения, где студенты получают представление о видах исследовательской работы и обсуждают их; изучение построено по принципу от простого к сложному. Преподаватель показывает образцы частей исследовательской работы, анализирует их со студентами, консультирует, как эти элементы должны включаться в исследовательскую работу.
В качестве примера представляем план-кон -спект и раздаточный материал по практическому занятию № 2.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2
Учебная дисциплина: «Основы исследовательской деятельности».
Курс, номер группы, профессия: 1-й курс; группы № 113, № 114; «повар, кондитер».
Тема раздела по программе: «Способы представления результатов исследовательской деятельности».
Тема урока: «Написание аннотации, рецензии на статью из журнала».
Межпредметные связи: кулинария, литература, русский язык.
Внутрипредметные связи: исследования и их роль в практической деятельности человека; практическое занятие № 1 «Составление докладов на выбранные темы».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1) обучающая: систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений по теме «Способы представления результатов исследовательской деятельности»; овладение навыками написания аннотации и рецензии;
2) развивающая: формирование самостоятельности профессионального мышления, способности к связному, аргументированному высказыванию своей точки зрения;
3) воспитательная: воспитание стремления к саморазвитию и самореализации.
Методы: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый.
Средства: персональный компьютер, проектор, экран; электронная презентация, раздаточный материал в виде книг, опорных схем и др.
Ход занятия (см. табл. 1).
Таблица 1
Элементы внешней структуры урока Элементы внутренней структуры урока Задачи этапа Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
Вводная часть Организационный момент Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание теплой и доверительной атмосферы в группе Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку Приветствуют преподавателя, проверяют наличие необходимых принадлежностей для выполнения практических заданий
Целевая установка Определение целей и задач урока, создание мотивации к учебно-познавательной деятельности Сообщает цели и задачи урока: обобщение теоретических сведений по теме «Способы представления результатов исследовательской деятельности»; обучение самостоятельному написанию аннотации и рецензии Осмысливают поставленные преподавателем цели и задачи. Записывают тему занятия в тетрадь
Актуализация опорных знаний Повторение изученного ранее материала Дает задание вспомнить определение аннотации и рецензии. Задает вопросы: 1) Что общего и различного в этих работах? 2) Зачем нужны такие виды работ? Дают определение аннотации и рецензии. 1. Аннотация — краткая характеристика работы (книги, статьи, рукописи), которая раскрывает его содержание, фиксирует основные темы, указывает целевую аудиторию. 2. Рецензия — критический отзыв о работе с детальным анализом. Отвечают на вопросы: 1) общее: раскрывают содержание работы; различия: рецензия включает критический анализ работы; 2) аннотация позволяет быстро составить свое мнение о работе, рецензия дает более подробные представления, в том числе о «+» и «-»
Основная часть Выполнение практического задания Объяснение практического задания Работа по группам с учебниками. Задание: найти аннотации и рецензии, обосновать свой ответ Кратко записывают свои выводы
Выполнение практического задания по образцу Совместное с обучающимися составление аннотации и рецензии на пословицу «Хлеб-соль ешь, а правду режь» В устной форме коллективно составляют аннотацию с опорой на план (см. Приложение). Один человек записывает высказывания на доске, чтобы по
Окончание таблицы 1
Элементы внешней структуры урока Элементы внутренней структуры урока Задачи этапа Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
завершении работы можно было прочитать и сделать выводы
Самостоятельное выполнение практического задания Дает задание самостоятельно написать аннотацию и рецензию на предложенный текст В тетрадях самостоятельно пишут аннотацию и рецензию
Выдача домашнего задания Объяснение содержания и способов выполнения домашнего задания Сообщает и поясняет домашнее задание: написать рецензию на любимое художественное произведение или фильм Записывают домашнее задание
Заключительная часть Подведение итогов урока Анализ и оценка успешности достижения цели и задач занятия студентами Подведение итогов, выставление оценок за урок
Рефлексия Формирование устойчивой обратной связи, атмосферы сотрудничества Уточняет мнение об уроке Высказывают свое мнение, пожелания
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется путем проведения дифференцированного зачета, который проходит в форме защиты студентами исследовательской работы (индивидуального проекта). Темы индивидуальных проектов в нашем колледже составляются по результатам анкетирования обучающихся; далее темы согласовываются и закрепляются за студентами в первом семестре.
Библиографический список
Таким образом, практические занятия при освоении учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» играют важную роль, так как позволяют развивать интеллектуальные способности студентов среднего профессионального образования через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта выполнения исследовательского задания.
1. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности [Текст] : учебник / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. — М. : Академия, 2012.
2. Анфимова, Н. А. Кулинария [Текст] : учебник для нач. проф. Образования / Н. А. Анфи-мова. — М. : Академия, 2012.
3. Ермакова, В. И. Основы кулинарии [Текст] : учеб. пособие для учащихся 8-11 кл. сред. школы / В. И. Ермакова. — М. : Просвещение, 1997.
4. Качурина, Т. А. Контрольные материалы по профессии «Повар» [Текст] : учеб. пособие для нач. проф. Образования / Т. А. Качурина. — М. : Академия, 2011.
5. Крик, М. Суп Кафки : Полная история мировой литературы в 14 рецептах [Текст] / М. Крик. — СПб. : Издат. дом «Азбука-классика», 2007.
6. Орлова, Ж. И. Все об овощах [Текст] / Ж. И. Орлова. — М. : Агропромиздат, 1987.
7. Основы исследовательской деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/user/768919/page/osnovy-issledovatelskoy-deyatelnosti.
8. Харрис, Дж. Шоколад [Текст] / Джоанн Харрис ; пер. с англ. И. Новоселецкой. — М. : «Эксмо», 2005.
9. Харченко, Н. Э. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий [Текст] : учеб. пособие / Н. Э. Харченко. — М. : Академия, 2016.
10. Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/01/20/tablitsa_tipichnykh_ rechevykh_konstruktsiy.doc.