Научная статья на тему 'Учебная деятельность студентов в электронной образовательной среде'

Учебная деятельность студентов в электронной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ МОДУЛЬНЫЕ КУРСЫ ДИСЦИПЛИН / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / E-LEARNING ENVIRONMENT / INFORMATIZATION / ELECTRONIC MODULAR COURSES OF DISCIPLINES / NETWORK TECHNOLOGIES IN REALIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюков Дмитрий Николаевич, Васильева Инна Леонидовна

В ФГОС ВПО особое внимание уделяется организации работы студентов с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения, направленных на формирование и развитие профессиональной компетентности студентов. Изменения законодательства в сфере образования создают дополнительные возможности для внедрения новых технологий в процесс подготовки будущих специалистов. МОУ ВПО «Южно-Уральский профессиональный институт» занимается формированием информационно-образовательной среды, основываясь на новых подходах к организации учебного процесса. Особое внимание уделено формированию электронных модульных комплексов дисциплин (ЭМКД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крюков Дмитрий Николаевич, Васильева Инна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENTS’ LEARNING ACTIVITIES IN E-LEARNING ENVIRONMENT

The Federal State Education Standards pay special attention to the organization of students’ work with use of active and interactive forms and the methods of training aimed at formation and development of students’ professional competences. Changes in the education legislation create additional possibilities of application of the new technologies in the process of training of future specialists. The South-Ural Professional Institute sets a goal to arrange e-education environment based on new the approaches and technologies. The authors focus their attention on electronic modular courses of disciplines.

Текст научной работы на тему «Учебная деятельность студентов в электронной образовательной среде»

156

Высшее образование в России • № 3, 2014

Д.Н. КРЮКОВ, ректор И.Л. ВАСИЛЬЕВА, проректор по учебной работе Южно-Уральский профессиональный институт

Учебная деятельность студентов в электронной образовательной среде

В ФГОС ВПО особое внимание уделяется организации работы студентов с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения, направленных на формирование и развитие профессиональной компетентности студентов. Изменения законодательства в сфере образования создают дополнительные возможности для внедрения новых технологий в процесс подготовки будущих специалистов. МОУ ВПО «Южно-Уральский профессиональный институт» занимается формированием информационно-образовательной среды, основываясь на новых подходах к организации учебного процесса. Особое внимание уделено формированию электронных модульных комплексов дисциплин (ЭМКД ).

Ключевые слова: электронная образовательная среда, информатизация, электронные модульные курсы дисциплин, сетевые технологии в реализации образовательных программ

В основе современной системы высшего профессионального образования лежит компетентностный подход, одной из составляющих которого является создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения задач. Качество образования и научной деятельности позволяет повышать информационная образовательная среда вуза, которая представляет собой комплекс, включающий автоматизированную систему управления, локальные компьютерные сети вуза и электронные модульные комплексы дисциплин [1—3].

В основу формирования модульных курсов дисциплин в МОУ ЮУПИ положена кейсовая технология, позволяющая студентам всех форм обучения и слушателям курсов программ дополнительного профессионального образования получать доступ к электронным учебно-методическим комплексам дисциплин,научным публикациям преподавателей института.

В электронных модульных комплексах дисциплин (ЭМКД) собраны в едином пакете практически все информационные материалы, требуемые для изучения той или иной дисциплины. При этом они обеспечи-

вают необходимые сегодня интерактивность, наглядность, мобильность, компактность, разнообразие компетентностно-ориентированных заданий и тестов и возможность свободного доступа к ним для студентов нашего института. Электронный модульный комплекс дисциплины имеет четкую структуру:

• рабочая программа, в которой определены компетенции, указан перечень нормативно-правовых документов,

• теоретический материал (курсы лекций),

• практические задания,

• лабораторно-интерактивные комплексы, вопросы для самоконтроля и контроля.

В основу их разработки положены мультимедийные, гипертекстовые и другие современные технологии. Мультимедийность как следствие внедрения в образование информатизации влияет на ход образовательного процесса в целом. Мультимедийные технологии позволяют активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности и сочетания логического и образного способов восприятия информации, решить проблемы обучения профессиональному

Факты, комментарии, заметки

157

общению, интенсифицировать учебный процесс за счет индивидуализации обучения. С помощью гиперссылок выстроены связи между разделами программы и теоретическими справочным материалом, тестами и компетентностно-ориентированны-ми заданиями.

Полезной является возможность использования преподавателем подборок учебных материалов на основе предлагаемого ЭМКД контента. Преподаватель может строить траектории обучения в зависимости от подготовленности аудитории и других объективных и субъективных факторов. Объем и последовательность изучения материала могут быть адаптированы к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемого.

Электронные модульные комплексы ориентированы прежде всего на самостоятельную работу и самообразование студентов. Для этого структура ЭМКД включает материал различного уровня сложности, тестовые задания для самоконтроля, комплекс задач и компетентностно-ориентиро-ванных заданий для самостоятельного выполнения. Пользуясь ЭМКД, студенты имеют возможность самостоятельно организовывать изучениедисциплины, определять свой рейтинг, экономить время для творческой работы. Деятельность преподавателя при этом сводится к информацион-но-контролирующей, консультирующей и координирующей.

Идеальным представляется сетевой вариант ЭМКД, с которым пользователь работает в режиме on-line через Интернет. Так, лабораторно-интерактивный комплекс в рамках ЭМКД «Операционные системы, архитектура компьютерных систем » обеспечивает процесс проведения удаленных лабораторных и практических занятий с применением аппаратно-программной коммутации. Синтез аппаратной и программной частей сетевого варианта ЭМКД позволяет использовать его для множества практических и лабораторных работ, а также

для последующего его внедрения на любом сетевом оборудовании (Cisco и D-Link).

Несомненным преимуществом наших разработок является то, что осуществлять работу на оборудовании с помощью предложенного решения можно в любое время суток и нет необходимости подстраиваться под расписание какого-то учебного кабинета. Преподаватель сам формирует группы и назначает время занятия. При этом он может находиться вне стен учебного заведения. Кроме того, он может организовать работу нескольких студентов непосредственно на занятии. Связь с ним осуществляется как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с преподавателем с помощью электронной почты зачастую эффективнее и быстрее, чем при личной встрече. В процессе работы студенты могут общаться с помощью видеочата и обмениваться результатами непосредственно в процессе лабораторной работы. Преподаватель отслеживает и контролирует все стадии выполнения студенческих работ. В рамках развития учебно-методической базы были разработаны специальные интерактивные лабораторные комплексы, с помощью которых можно осваивать теоретический материал, проходить необходимые контрольные точки, выполнять творческие задания, общаться с преподавателем и, что особенно важно, удаленно работать на реальном сетевом коммутационном оборудовании.

В заключение отметим, что сетевые технологии обеспечивают решение студентами образовательных задач не только в рамках института, но и на уровне филиалов и, что особенно важно, позволяют выйти на уровень области и региона. Наши решения дают учебным организациям возможность отказаться от покупки оборудования для проведения лабораторных работ по компьютерным дисциплинам. Сегодня ряд учебных заведений уже воспользовались данным предложением и заключили договора на подготовку специалистов с использованием сетевых технологий.

158 Высшее образование в России • № 3, 2014

Литература

1. Крюков Д., Васильева И. Автоматизированная система управления учебным процессом вуза // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 72-77.

2. Крюков Д.Н., Васильева И.Л. Информа-

ционная инфраструктура вуза // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 117120.

3. Крюков Д.Н. Электронный вуз: визуализа-

ция эффекта присутствия // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 80-84.

Авторы:

КРЮКОВ Дмитрий Николаевич - д-р юрид. н., профессор, ректор, Южно-Уральский профессиональный институт, Dnk2005@mail.ru

ВАСИЛЬЕВА Инна Леонидовна - канд. пед. н., доцент, проректор по учебной работе, Южно-Уральский профессиональный институт, Vil-74@mail.ru

KRYUKOVD.N, VASILYEVA I.L. ORGANIZATION OF STUDENTS’ LEARNING ACTIVITIES IN E-LEARNING ENVIRONMENT

Abstract. The Federal State Education Standards pay special attention to the organization of students’ work with use of active and interactive forms and the methods of training aimed at formation and development of students’ professional competences. Changes in the education legislation create additional possibilities of application of the new technologies in the process of training of future specialists. The South-Ural Professional Institute sets a goal to arrange e-education environment based on new the approaches and technologies. The authors focus their attention on electronic modular courses of disciplines.

Keywords: e-learning environment, informatization, electronic modular courses of disciplines, network technologies in realization of educational programs

References

1. Kryukov D., Vasilyeva I. (2008) [The automated

control system for education process of higher education institution]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. No 12, pp. 72-77.

2. Kryukov D.N., Vasilyeva I.L. (2012) [Informa-

tion infrastructure of university]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 6, pp. 117-120.

3. Kryukov D.N. (2009) Elektronnyjvuz: vizuali-zacija effekta prisutstvija [Automated Electronic higher education institution: visualization of presence effect]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 11, pp. 80-84.

Authors:

KRYUKOV Dmitry N. - Dr. Sci. (Juridical), Prof., Rector of South-Ural Professional Institute, Dnk2005@mail.ru

VASILYEVA Inna L. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Vice Rector for Academic Affairs, South-Ural Professional Institute, Vil-74@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.