Научная статья на тему 'Учебная деловая игра как средство гуманизации образования'

Учебная деловая игра как средство гуманизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА / TRAINING BUSINESS GAME / СРЕДСТВО ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / INSTRUMENT OF EDUCATION HUMANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оболдина Татьяна Александровна

В статье рассматривается учебная деловая игра как одно из эффективных средств гуманизации образования в условиях реализации ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оболдина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training business game as an instrument of education humanization

The article considers the training business game as one of the effective instruments of education humanization in the conditions of realization of Federal State Educational Standards.

Текст научной работы на тему «Учебная деловая игра как средство гуманизации образования»

работе. При отрицательных итогах необходимо пройти повторную проверку. При повторном получении неудовлетворительной оценке решается вопрос о соответствии занимаемой должности.

Проверка знаний требований охраны труда может проводиться в плановом порядке (для руководителей и специалистов один раз в три года, а для работников рабочих профессий один раз в год) или по мере необходимости. Правила подготовки и оформление результатов проверки аналогичны правилам подготовки при приеме на работу.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ осуществляется при проведении целевого инструктажа, индивидуальной стажировки на рабочем месте, обучения профессии, обучения в виде специального курса. При слабой учебно-материальной базе или при ее отсутствии обучение может проводиться на рабочих местах. Если к работе предъявляются повышенные требования безопасности, то такое обучение должно заканчиваться экзаменом.

Обучение приемам оказания первой помощи может проводиться при проведении инструктажей или в виде специального курсового обучения. Для лиц работающих в опасных и (или) вредных условиях труда обучение должно быть в виде курсового обучения.

Специалисты по охране труда проходят обучение в течение 6 месяцев после поступления на работу в форме отдельного курса обучения в организациях профессионального образования. Лица, работающие в сфере охраны труда на общественных началах (члены комиссий и т. д.) могут проходить обучение в самой организации, а вот высшее руководство и основные специалисты только в обучающих организациях. Программу обучения в виде специального курса разрабатывает сама организация проводящая обучение.

Обучение может быть организовано с полным отрывом от работы, без отрыва, а также с частичным отрывом от работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций [Электронный ресурс] : утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29. - Доступ с сайта информ.-прав. портала «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/185522/#text#ixzz4WwLPV0AZ. - 27.01.2017.

2. ГОСТ 12.0.004-2015. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения [Электронный ресурс] // Российский архив государственных стандартов : [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.rags.ru/gosts/gost/62067/. - 01.02.2017.

УДК 371.382

Т. А. Оболдина г. Шадринск

Учебная деловая игра как средство гуманизации образования

В статье рассматривается учебная деловая игра как одно из эффективных средств гуманизации образования в условиях реализации ФГОС.

Учебная деловая игра, средство гуманизации образования.

T. A. Oboldina Shadrinsk

Training business game as an instrument of education humanization

The article considers the training business game as one of the effective instruments of education humanization in the conditions of realization of Federal State Educational Standards.

Keywords: Training business game, instrument of education humanization.

На сегодняшний день можно предложить достаточно много современных образовательных средств гуманизации образования. Одним из наиболее эффективных в условиях реализации ФГОС ОО, по нашему мнению, является учебная деловая игра учащихся на уроках.

Четверть столетия назад Закон «Об образовании в Российской Федерации» дал новый импульс для развития новых идей в образовании. Гуманизацию образования провозгласили ведущей тенденцией развития образования.

Гуманистические идеи не были чем-то новым, их истоки присутствуют уже в учениях древних и античных философов Конфуция, Сократа и других.

Теоретические основания гуманизации образования исторически складывались в XVI-XVIII столетиях под плодотворным влиянием эпохи Возрождения (В. да Фельтре, Э. Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Кампанелла и др.).

Теоретические и практические аспекты гуманистической педагогики представлены в работах Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Канта, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега и других. Особое значение в развитии идей гуманизации имеют работы американских ученых Дж. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерса.

В отечественной педагогике гуманистическая традиция имеет глубокие корни, о чем свидетельствуют, например, древнерусская рукопись XII века «Поучение» Владимира Мономаха, философские и педагогические воззрения Симеона Полоцкого.

Идеи гуманизации образования развивались русскими педагогами ( П. Ф. Каптеревым, Н. И. Новиковым, Н. И. Пироговым, Д. И. Писаревым, Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским и др.), советскими исследователями проблем образования (Н. К. Крупской, А. В. Луначарским, А. С. Макаренко, А. П. Пинкевич, С. Т. Шатским, Л. И. Божович, В. А Сухомлинским, Д. .Е. Элькониным, Ш. А. Амонашвили, М. А. Вейт и

др. )•

В настоящее время вопросами гуманизации ( в том или ином направлении) занимаются К. Ш. Ахияров, Г. А. Балл, Н. Н. Берулова, А. А. Бодалев, Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, Н. В. Звяглова, С. В. Иванова, В. П. Лежников, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Н. Д. Соколова, В. Д. Шадриков, Е. Н. Шиянов и др. ). Проведен ряд исследований в кандидатских диссертациях (Б. К. Адырхаева, О. Ф. Аникина, Л. Ф. Губарева, В. В. Гура, М. А. Дьячкова, А. Л. Черницкая и др.).

Анализ исследований по рассматриваемой проблеме позволяет сделать вывод, что среди актуальных проблем современного образования гуманизация занимает особое приоритетное место по своему значению и роли. В настоящее время российское образование характеризуется реализацией федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, где прописаны его основные функции, среди которых одна из важнейших - гуманизация образования и всей школьной деятельности.

Обратимся к понятию «гуманизация образования».

Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом - средой [5].

М. Н. Берулава определяет «гуманизацию образования», как организацию учебного процесса, направленную на развитие личности и формирующую у нее механизмы самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала; в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стратегиями [2].

А. И. Мищенко определяет «гуманизацию образования» «как многоплановое понятие, которое возникает на точке пересечения различных смысловых координат. С одной стороны, - это непрерывный процесс развития личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения, а с другой, - она является важнейшей характеристикой образа жизни» [8, с. 58].

По мнению М. Н. Берулава современное понимание понятия «гуманизация образования» во многом связано с эволюцией современных философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира в настоящее время выдвигается человек. Автор считает, что гуманистический подход в обучении нельзя свети к каким-то конкретным технологиям или методам обучения, это ценностная ориентация, в основе которой - перестройка личностных установок педагога и воспитанника.

Гуманизация образования и всей школьной деятельности - как одна из основных функций федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, при реализации которой и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности. Основным смыслом педагогического процесса в этом случае становится развитие личности, качества, мера которого является показателем работы учебных заведений, учителей, всей системы образования.

Каждый учебный предмет в независимости от его содержания и способов организации образовательной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности гуманизации образования.

На сегодняшний день можно предложить достаточно много современных образовательных средств гуманизации образования. Одним из наиболее эффективных в условиях реализации ФГОС, по нашему мнению, является учебная деловая игра учащихся на уроках.

Современный учебный процесс с использованием учебной деловой игры реализует формирование и развитие УУД, при этом создает условия для гуманизации образования, где ученик сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен за свое поведение и результаты работы, а также за успех всей группы. Наиболее действенным средством решения этой задачи является использование в учебном процессе деловых игр.

При рассмотрении сущности данного вопроса, прежде всего, следует остановиться на том, что же понимается под деловой игрой.

Вклад в теорию и практику использования учебной деловой игры в учебный процесс внесли исследователи М. М. Бирштейн, В. Я. Платов, В. П. Пугачев,

А. М. Смолкин, В. А. Трайнев и др.

На основании изученной литературы следует сделать вывод, что в настоящее время не существует универсального определения деловой игры. Так, в педагогическом словаре деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессию или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей [10 , с.34].

Представим и другие определения «деловой игры»:

- форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики [9, с.183].

- модель процесса принятия решения [3, с.21].

- модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторых целей экономического, политического или престижного характера [4, с.11].

- метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, выполняемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности [1, с.15].

Анализ различных трактовок определений показывает, что все исследователи данной проблемы, так или иначе, отмечают главную особенность деловой игры - наличие деловой ситуации или имитационной модели, которая представляет идеальное отображение реальной ситуации из жизни организации или же искусственно созданная ситуация, воссоздающая типичные проблемы.

Деловые игры выгодно отличаются от других методов обучения тем, что позволяют обучающимся быть причастными к функционированию систем, дают возможность им как бы «пожить» некоторое время в изучаемой в лабораторных условиях организационно-производственной системе. При этом следует подчеркнуть, что использование учебных деловых игр не подменяют традиционные методы обучения, а рационально их дополняют [11, с.22].

Учебная деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления его, развития творческих способностей, формирования учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с другими методами и средствами. Кроме выше перечисленного, использование учебных деловых игр в учебном процессе имеет огромный гуманистический потенциал.

Учебная деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В этих условиях усвоение нового знания накладывается на канву будущей профессиональной деятельности; обучение приобретает совместный, коллективный характер; развитие личности специалиста осуществляется в результате подчинения двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам социальных отношений коллектива. В таком контекстном обучении достижение дидактических и воспитательных целей слито в одном потоке социальной по своей природе активности обучающихся, реализуемой в форме игровой деятельности. Мотивация, интерес и эмоциональный статус участников деловой игры обусловливаются широкими

возможностями для целеполагания, диалогического общения на материале проблемно представленного содержания деловой игры.

Учебные деловые игры могут использоваться и как средство диагностики и прогноза поведения личности в различных реальных ситуациях. Все участники игры выступают в определённых ролях и принимают решения, сообразуясь с интересами своей роли. Игрокам приходится принимать решения и в конфликтной ситуации. Очень важно, что решения в деловых играх вырабатываются коллективно, у учащихся формируются навыки работы «в команде». В деловой игре создается особый эмоциональный настрой игроков, который способствует активизации процесса обучения. Процесс обучения становится творческим, увлекательным и продуктивным.

Рассмотрим отличительные свойства учебной деловой игры [7, с.42]:

• моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

• поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

• наличие конфликтных ситуаций;

• обязательная совместная деятельность участников игры;

• применение описания объекта игрового имитационного моделирования;

• контроль итогового времени;

• элементы состязательности;

• правила, системы оценок хода и результатов игры.

Популярность учебных деловых игр можно объяснить объективно существующей совокупностью обстоятельств или возможностей. Назовем лишь некоторые из них [6, с.4]:

1) приобретение школьниками предметно-профессионального и социального опыта, принятие индивидуальных и совместных решений;

2) формирование познавательной и выявление профессиональной мотивации;

3) закрепление знаний учащимися, применение их в нестандартной обстановке;

4) формирование профессионально значимых умений и навыков;

5) развитие теоретического и практического мышления;

6) выработка умений самостоятельного приобретения знаний и навыков получения информации.

В результате проведения деловой игры происходит формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов, воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом, а также происходит передача целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия.

Заложенные в ФГОС второго поколения основные функции подчеркивают ценность современного образования ориентированного на гуманизацию. Овладение учащимися основами учебной деловой игры способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бельчиков, Я. М. Деловые игры / Я. М. Бельчиков, М. М. Бирштейн. - Рига : Авотс, 1989. - 304 с.

2. Берулава, М. Н. Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации / М. Н. Берулава // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 2 (195).

3. Гидрович, С. Р. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры) / С. Р. Гидрович. -М. : Экономика, 1976. - 116 с.

4. Емельянов, С. В. Метод деловых игр / под ред. С. В. Емельянова, В. Н. Буркова, А. Г. Ивановского. -М., 1976. - 58 с.

5. Иванова, С. В. Образование в организационно-гуманистическом измерении / С. В Иванова. - М. : РУДН, 2007. - 240 с.

6. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики / авт.-сост. В. М. Симонов. - Волгоград, 2005. - 114 с.

7. Качалова, Л. П. Педагогические технологии : учеб. пособие / Л. П. Качалова, Е. В. Телеева. -Шадринск : ШГПИ, 2001. - 220 с.

8. Мищенко, А. И. Гуманистический кризис образования и пути его преодоления / А. И. Мищенко // Оптимизация и интенсификация педагогического процесса в вузе и школе. - Ишим, 1994. - С. 58 - 60.

9. Педагогика : большая соврем. энцикл. / сост. Е. С. Рапацевич - Минск : Соврем. слово, 2005. - 720 с.

10. Педагогический словарь / под ред. Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова. - М., 2000. - 176 с.

11. Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр : учеб. - метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений / Е. А Хруцкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 320 с.

УДК 371.7

Л.И. Пономарева, Е.В. Варавина, г. Шадринск

Эколого-валеологическая аттракция современного образования

В статье рассматривается проблема эколого-валеологической аттракции в рамках модернизации образования, обозначена необходимость включения в структуру готовности к профессиональной деятельности эколого-валеологического компонента.

Эколого-валеологическое образование, эколого-валеологическая готовность, аттракция

L.I. Ponomareva, E.V. Varavina, Shadrinsk

Ecological-valeological attraction of modern education

The article deals with the problem of eco-valeological attraction in the framework of modernization of education, the necessity of including the eco-valeological component in the structure of readiness for professional activity is indicated.

Keywords: Ecological-valeological education, eco-valeological readiness, attraction

Комплексная проблема разработки теоретических основ формирования эколого-валеологического образования проявляется, прежде всего, в методологии такой разработки, которая определяется следующими принципами:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.