Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
жители принялись самостоятельно восстанавливать разрушения.
Тот факт, что ни один человек, несмотря на серьезные повреждения в городе, не пострадал, заставляет задуматься многих исследователей и философов. Летело 30 атомных бомб Хиросимы, но не один человек не погиб, в день взрыва с порезами и ушибами в городские больницы обратилось 1600 человек, но всё могло закончиться куда трагичнее, ведь в Челябинске и его окрестностях находятся десятки стратегических предприятий, в частности, крупнейший в стране завод по производству оружейного плутония [2]. К сожалению, современная наука не может ответить на вопрос отчего откололся этот метеорит, как вышел на траекторию Земли и сколько лет приближался к нашей планете, ведь знаний человечества о космосе на данный момент недостаточно. К примеру, 10 марта также внезапно, как и Чебаркульский, в окрестностях Земли появился астероид 170 метров в диаметре, ученые обнаружили его незадолго до такого как он пролетел мимо нашей планеты.
Такого рода катастрофы приковывают к себе внимание людей по всей стране и миру и, соответственно, не нуждаются в пиаре, именно поэтому для некоторых людей это является отличным способом заработать. Помимо учёных за осколками метеорита отправлялись и обычные люди. Обломки представляют большую ценность и неслучайно на следующий день в интернете за один осколок Уральского небесного камня просили по 2000 долларов [3]. Регион был буквально охвачен «метеоритной лихорадкой», а полицейские постоянно задерживали торговцев осколками. По словам посредника, который помогал встретиться продавцам камней и покупателям, в ближайшее время рынок мог быть захлестнут волной фальшивых метеоритов. Помимо своего рода «источника дохода», Чебаркульский метеорит здорово повлиял на имидж России заграницей. Очень популярным в интернете был ролик американского «Daily Show», где в совершенно комическом виде были показаны записи падения метеорита с авторе-
гистраторов машин, и высмеивалась реакция русских на происходящие. Таким образом метеорит стал не только способом заработать на актуальности проблемы, но и отличным инструментом для формирования имиджа страны(не обязательно позитивном), и Челябинска в частности (теперь этот город может быть более интересен для туристов), тем более, что тема конца света сейчас является одной из самых будоражащих и популярных в мире.
Суммируя всё вышесказанное, следует сделать вывод, что космическая угроза лишь подчёркивает хрупкость человеческой жизни, но гибель от метеорита нам, скорее, не грозит. У человечества много других поводов для тревоги - сейчас мы наблюдаем наше самоуничтожение. Что может навредить сильнее: падение метеорита или изобретённое нами ядерное оружие? Любые последствия падения метеорита не сравняться с последствиями загрязнения окружающеё среды, высыханием водоёмов и выбросами углекислых газов, цивилизации гробят себя сами, не дожидаясь, неприятностей из космоса. Может мы должны лучше сделать мир вокруг, а главное начать с себя? Может не стоит пользоваться ежеминутной выгодой и актуальностью, по сути, серьёзной проблемы, возможно тогда космос перестанет посылать нам тайные знаки.
Библиографические ссылки
1. Падение метеорита в районе Челябинска [Электронный ресурс] // Gazeta.ru. URL: http://www.gazeta.ru/news/seealso/2756085.shtml.
2. Челябинский метеорит назовут Чебаркуль [Электронный ресурс] // Onliner. URL: http://tech.onliner.by/2013/02/18/chebarkul/.
3. Метеорит над Челябинском не связан с астероидом 2012 DA14 [Электронный ресурс]: Большая Вселенная. URL: http://www.biguniverse.ru/posts/ meteorit-nad-chelyabinskom/.
© Пак М. В., 2013
УДК 60.000.3
Е. Б. Пацук Научный руководитель - Н. В. Фомина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
УЧЕБА - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
В желании охватить и учебную, и общественную жизнь заключается конфликт личности, так как физически не получается на должном уровне реализоваться в этих сферах. К данному конфликту приводит отражение действительности, окружающей студента.
Юность - чрезвычайно значимый этап жизни любого человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует своё место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В пери-
од юности обостряется потребность к обособлению: стремление оградить свой уникальный мир от вторжения посторонних и близких людей для того, чтобы через самоанализ укрепить чувство личности, сохранить свою индивидуальность - самореализоваться. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому чело-
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
веку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения.
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включённый в общественное производство, в трудовую деятельность, поэтому поиск профессии - важнейшая проблема данного жизненного периода [1]. В этот важный момент человеческого существования, на нас, студентов, обрушивается мощный поток информации, который является совокупностью знаний по отдельным предметам. Приходится одновременно изучать в среднем 10 дисциплин. Кроме учёбы есть замечательная социальная жизнь студента, которая тоже отнимает много сил и времени. Естественно, молодые люди стремятся в порыве самореализации раскрыть себя в различных аспектах своего проявления.
Отражение представляет собой процесс, который показывает взаимодействие вещей друг с другом. Отражение связано со способностью всех вещей реагировать на различные раздражения (взаимовлияние вещей). Благодаря взаимному реагированию вещей, а далее изменению одной из связей с другими, создаётся динамическая функциональная связь между явлениями, то есть происходит эволюция жизни [2]. Всё это отражение напрямую связано с сознанием человека, так как именно сознание является высшей формой отражения, свойственной человеку и возникает оно в обществе на базе трудовой деятельности, изменяющей окружающую действительность в интересах человека.
Для того, чтобы разобраться каким образом сознание отражает действительность, следует выявить различия между ним и материей, которая является первопричиной, независимой от сознания, сознание же вторично, зависимо от материи и обусловливаемо ею. Это происходит потому, что оно представляет собой отражение внешнего мира, снимок с объективно существующих предметов, их свойств и отношений. Будучи отражением тех или иных предметов внешнего мира, сознание не может существовать независимо от них, ибо отражающее не может существовать независимо от отражаемого, последнее же существует независимо от отражающего.
Само по себе отражение есть всеобщий способ или процесс того, каким образом вещи действуют друг на друга и отвечают на эти действия, причём в этом взаимодействии свойства отраженного предмета определённым образом выражаются и воспроизводятся в отражающем и отражённое имеет приоритет перед отражающим. Отражённое основано на способности всех вещей отвечать (реагировать) на раздражения или влияния других вещей своими внутренними изменениями и внешними ответами. В связи с этим, отражение - специфический способ внутреннего и внешнего реагирования одних предметов на действия других сообразно их специфической структуре и свойствам. Отражение представляет собой всеобщий процесс природы, посредством которого осуществляется всеобщая связь и взаимодействие явлений в при-
роде. Лишь взаимное реагирование вещей и при этом изменение одних в связи с другими создаёт динамическую функциональную связь между явлениями, движение, развитие и жизнь в природе.
С учетом вышесказанного, можно отметить, что сознание есть осознанное отражение действительности, однако отражать можно по-разному даже одно и то же действие [3]. Происходит это от того, что люди разные, одни легко могут сочетать учёбу и социальную жизнь, а другие распыляются, если берут слишком много, в итоге не добиваются желаемого результата. Конечно, это зависит от характера, генетической наследственности, воспитания и других психологических параметров. Тогда, учитывая эти параметры, можно сформулировать определение сознания студента - совокупность отражённых действий окружающих человека людей, которая сочетает многообразие всех сфер общества (в большей степени - духовной, социальной, учебной) и множество вариантов поведения в соответствии с конкретной жизненной ситуацией. То есть, студент находится в определенном конфликте с собой, потому что приходится делать выбор между тем, что ему хочется (здесь уместно рассмотреть предметные предпочтения и склонности студента) и тем, что ему надо (домашние задания).
Особенность сознания студента заключается в том, что он всё время находится в состоянии, в котором твердит: «Я должен всё успеть». Из-за этого молодой человек находится в состоянии лёгкого невроза, который может приводить к вспышкам агрессии. Студент воспринимает информацию, не успевает усвоить, поэтому отторгает её. Если происходит отторжение, то появляется негатив к изучаемой дисциплине, преподавателю, что приводит к тому, что студент перестаёт в полной мере усваивать предмет. Так же он может укрыться от учебной деятельности в общественной жизни, однако за неудовлетворительную учёбу ему грозит отчисление из вуза. Получается, что жизнь студента находится на грани с психическим расстройством, так как мозгу приходится ежедневно анализировать внушительный объем информации.
Таким образом, юность напрямую связана с поиском профессии, получением образования, раскрытием своих способностей. Отражение действительности является фундаментальным свойством сознания, обусловливающим существование других его свойств. Потеря способности отражать действительность неизбежно ведёт к потере всех других свойств сознания.
Библиографические ссылки
1. Мухина В. С. Возрастная психология. М. : Академия. 1997. 432 с.
2. Живкович Л. Теория социального отражения. М. : Прогресс. 1997. 457 с.
3. Шептулин А. П. Диалектический метод познания. М. : Политиздат. 1983. 320 с.
© Пацук Е. Б., 2013