Научная статья на тему 'Участие Южно-Уральского государственного университета в болонском процессе'

Участие Южно-Уральского государственного университета в болонском процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие Южно-Уральского государственного университета в болонском процессе»

Информация

УЧАСТИЕ ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) - одно из крупнейших государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в России. Реализация Болонской декларации и интеграция в международное образовательное пространство являются одним из приоритетных направлений его развития. В 2006 г. университет включился в эксперимент по практической апробации положений, провозглашенных в Болонской декларации.

Специфика университета заключается в его сложной организационной структуре, а также в сочетании в его составе факультетов разной направленности - технического, есте-ственно-научного и гуманитарного профилей. В этих условиях сложно осуществить быстрый одноэтапный переход на систему зачетных единиц в масштабах всего вуза. В связи с этим реализация эксперимента по внедрению Болонского формата обучения была начата в рамках одного факультета - коммерции.

Перенимая опыт таких вузов - лидеров образовательного пространства, как Российский университет дружбы народов (Москва) и Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», синтезируя их инновации в сфере внедрения европейской системы обучения, факультет коммерции в декабре 2006 года принял решение о переходе на кредитно-модульную систему обучения студентов. На факультете была проделана большая работа. Внедрение в образовательный процесс системы зачетных единиц потребовало изменения всех существующих учебных планов. Новые учебные планы построены в кредитно-модульном формате, трудоемкость дисциплин исчисляется не в академических часах, а в зачетных единицах. Для преподавателей было проведено много обучающих семинаров.

С сентября 2007 года был осуществлен первый набор абитуриентов на первые курсы всех специальностей и направлений по экспериментальной программе с использованием европейской системы зачетных единиц (балльно-рейтинговой системы).

В настоящее время в формате кредитно-

модульной системы на факультете получают образование студенты первого и второго курсов всех специальностей и направлений факультета. Ими изучаются в основном общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, а также блок общих математических и естественно-научных дисциплин. Преподают данные блоки дисциплин преподаватели других факультетов. Таким образом, в Южно-Уральском государственном университете в экспериментальной программе с использованием европейской системы зачетных единиц задействовано 20 факультетов и 30 кафедр.

С сентября 2009 года на кредитно-модуль-ный формат обучения вслед за факультетом коммерции переходят факультет психологии и автотракторный факультет.

Создано необходимое материально-техническое и методическое обеспечение инновационного процесса: электронные учебники, лицензионные полнотектовые базы, сетевые ресурсы свободного доступа, компьютерные классы, учебный портал.

На этапе подготовки к проведению эксперимента факультет одним их первых в университете прошел сертификацию системы менеджмента качества своей образовательной деятельности в российских органах сертификации ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Необходимо отметить, что разработанная в вузе система организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц согласуется с требованиями международных стандартов менеджмента качества. В целях укрепления конкурентоспособности и узнаваемости своих образовательных программ факультет успешно сертифицировал созданную систему менеджмента качества в международной сертификационной организации TUV Rheiland Group и получил сертификат, который обеспечил ему дополнительное конкурентное преимущество и выход на международный рынок образовательных услуг.

В 2009 г. 16-17 марта впервые на территории России на базе Южно-Уральского государственного университета прошел официальный Болонский семинар «Совместные

Участие Южно-Уральского государственного __________университета в болонском процессе

программы и академическая мобильность». В работе семинара принимали участие представители европейской Наблюдательной группы по Болонскому процессу, зарубежные эксперты из Ирландии, Бельгии, Германии, Австрии. Польши, а также представители российских вузов.

Семинар открыли ректор Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) Александр Леонидович Шестаков и первый заместитель министра Министерства образования и науки Челябинской области Татьяна Григорьевна Калугина.

С докладами выступили: с российской стороны - Александр Петрович Ефремов -первый проректор по учебной работе Российского университета дружбы народов (РУДН), Дарья Владимировна Суслова - главный специалист, координатор проекта «Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе», Каточков Виктор Михайлович - декан факультета «Коммерция» ЮУрГУ, Шумаков Алексей Юрьевич - первый проректор Челябинского государственного университета, Юдин Владимир Владимирович - руководитель лаборатории развития образовательных технологий и сервисов Международной академии бизнеса и новых технологий, Чието-хвалов Виктор Николаевич - начальник учебнометодического управления РУДН, Черная Ирина Петровна - проректор по учебной работе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Шалаев Антон Павлович - заместитель директора TUV International RUS, Валентина Владимировна Баум - начальник учебно-методического отдела РУДН (Москва), Елена Алексеевна Зима -директор научно-методического центра, доцент Новосибирского государственного технического университета; зарубежные гости -Брайан Магуайр - директор по академическим связям Совета высшего образования и обучения (Ирландия); Рольф Петер - глава секции академических реформ в Европе Конференции немецких ректоров (Германия).

В ходе семинара обсуждались итоги внедрения Болонских принципов в вузах Европы и России, вопросы перехода на 2-этапную систему обучения (бакалавр-магистр), академической мобильности в России и Европе, в том числе проблемы и перспективы развития виртуальной мобильности, вопросы создания и реализации совместных образовательных программ.

Во время семинара прошел телемост

«Москва-Челябинск», в котором принимали участие ректор ЮУрГУ А.Л. Шестаков и ректор Российского университета дружбы народов В.М. Филиппов. Они обсудили проблемы внедрения принципов Болонской декларации и реализации академической мобильности студентов, возникающие у российских вузов.

Участники конференции отметили ее значимость для развития Болонского процесса и высокий уровень проведения. Конференция позволила понять место России в Болонском процессе. Экспертом Министерства науки и высшего образования Польши Евой Аннусе-вич отмечено, что семинар позволил понять, что Россия является частью Европы и своеобразным «мостом» между странами Европы и Азии. О сложности и полезности взаимообо-гащающего влияния разных образовательных систем говорил Дэвид Бальдингер - специалист по связям с общественностью Austrian Bologna Service Point (Австрия). Рольф Петер посчитал наиболее трудным для обсуждения вопрос о взаимодействии российских и европейских университетов в сфере унификации программ и обеспечении принципа мобильности. По мнению Мишеля Жориса - координатора по международному развитию Limburg University College (Бельгия) главная проблема состоит в обеспечении большей прозрачности разных систем образования. Он также выразил надежду, что в процессе внедрения болонских принципов в выигрыше окажутся и вузы, и студенты.

По итогам работы семинара сделаны выводы, выработаны рекомендации и проекты итоговых документов.

18 марта 2009 года в Южно-Уральском государственном университете прошла IV всероссийская научно-практическая конференция по проблемам реализации Болонских соглашений в Европе и России. Тема 2009 года -«Внедрение технологий европейского академического образовательного пространства». Конференция проводилась при поддержке Министерства образования и науки России. Организаторы конференции - ЮУрГУ, РУДН и МУБиНТ.

На конференции проведено Всероссийское совещание представителей вузов - участников эксперимента Министерства образования и науки России по инновационной деятельности вузов по переходу на систему зачетных единиц в учебном процессе (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации РФ № 215 от 29 июля 2005 г.).

Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 4

7

Информация

Целью совещания была координация деятельности университетов по внедрению кредитномодульной системы (зачетных единиц) по типу ЕСТБ, а также разработка и обсуждение проекта Положения о кредитно-модульной системе (зачетных единиц) для дальнейшей его реализации в вузах РФ и других основных позиций Болонского процесса в российских вузах.

В рамках IV конференции обсуждались вопросы: практика использования кредитномодульной системы; коренная реорганизация образовательного процесса, связанная с разработкой учебных планов, учитывающих совместные программы обучения и получение двойных дипломов; практика совершенствования системы менеджмента качества обучения, основанного на болонских принципах.

В работе конференции приняли участие более 120 человек из 30 вузов. По результатам конференции разработан итоговый документ, в котором отражено решение конференции:

1. Поддержать предложение о необходимости модификации существующего Примерного положения с учётом опыта российских вузов и европейской системы образования.

2. Рабочей группе совещания подготовить обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации с обоснованием целесообразности разработки пакета документов, сопровождающих процесс мобильности, и для каждого студента, и для каждого вовлеченного вуза.

3. Предложить РУДН, ЮУрГУ, МУБИНТ, ЧелГУ доработать рассмотренный проект «Рекомендаций по использованию Кредитномодульной системы в рамках Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS)» с учетом высказанных предложений и направить в Министерство образования и науки Российской Федерации.

В итоговом документе указано, что университеты представили целостный собственный опыт внедрения кредитно-модульной системы, основанный на единых позициях, согласованных с европейскими. Общая оценка практического опыта ведущих вузов позволяет судить о необходимости реализации составляющих кредитно-модульной системы в образовательном процессе вуза комплексно. Сдерживающим фактором развития практики инновационной деятельности вузов по переходу на КМС является отсутствие нормативной базы. Исключением является наличие Примерного положения в высшем учебном заведении, рекомендованного Министерством образования в 2004 г., в котором регламентирована лишь организация учебного процесса.

Международные семинар и конференция, проведенные в марте 2009 г. в ЮУрГУ, являются событием международного значения, которое стало очередным шагом включения России в Болонский процесс и определило позицию ЮУрГУ в нем как одну из ведущих в России.

Поступила в редакцию 21 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.