11. Prepared by the author on: SARF. F. R-5677. Inv. 7. File 306. Sh. 15.
12. Ibid. Sh. 3.
13. Ibid. Sh. 10 a.
14. Ibid. Sh. 13.
15. Ibid. Sh. 10 b.
16. NART. F. R-732. Inv. 1. File 982. Sh. 105.
17. SARF. F. R-5677. Inv. 7. File 306.Sh. 19.
18. Ibid. Sh. 26.
19. Ibid. F. R-1235. Inv. 124. File 263. Sh. 16.
20. Coll. of laws RSFSR. 1926. No. 69. Art. 546.
УДК 9.908
С. В. Подкорытова
Участие выпускников общеобразовательных школ и учебных заведений системы трудовых резервов в ударных комсомольских стройках Урала (конец 1950-х - начало 1960-х гг.)
Анализируется связь общеобразовательной школы и системы трудовых резервов со строительной отраслью Урала в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Показаны проблемы получения образования, соответствовавшего требованиям строительства. Охарактеризованы меры, предпринимаемые государством для улучшения связи школы с производством и привлечения выпускников школ на производство. Рассматриваются примеры участия выпускников школ в ударном строительстве в Уральском регионе. Отмечается, что подростки не могли работать на всех стройках из-за природных и иных условий. Государственная политика способствовала связи школы с производством, хотя для этого не всегда имелись возможности. Автор пришел к выводу, что выпускники общеобразовательных школ и учебных заведений системы трудовых резервов являлись одним из источников пополнения рабочей силой ударных комсомольских строек.
The connection of secondary school and the system of labor reserves with the building industry of Ural at the end of 1950s - the beginning of 1960s is analyzed. The author shows the problem of getting the education corresponding the demands of building. The measures which are taking by the state for improvement the connection of school with the industry and bringing the school leavers in industry are characterized. The examples of participation of school leavers in shock building in the Ural region are viewed. It is stressed that teenagers couldn't work on all the buildings because of the nature and others conditions. State politics promoted the connection of school with the industry though the possibilities were not always. The author comes to the conclusion that school leavers of secondary schools and educational establishments of the system of labor reserves were one of the sources of the labor force of shock Komsomol building.
Ключевые слова: ударная комсомольская стройка, выпускники школ и учебных заведений системы трудовых резервов, общественный призыв.
Keywords: shock Komsomol building, school leavers of secondary schools and educational establishments of the system of labor reserves, public call.
Вторая половина 1950-х гг. характеризовалась высокими темпами развития советской индустрии. В значительной мере оно осуществлялось экстенсивными методами - путем строительства крупных промышленных объектов, особенно в восточных районах страны. В мае 1956 г. обращением ЦК КПСС и Совета министров СССР было начато ускоренное развитие этих районов. В обращении было отмечено, что в стране были созданы экономический и технический потенциал для освоения природных богатств Урала и Сибири. Для освоения данных богатств требовалось большое количество людей, прежде всего молодежи [1]. Обращаясь к молодежи, советское правительство исходило из того, она являлась активной, мощной силой, не была чрезмерно обременена семейным бытом.
Целью нашего исследования является определение роли молодежи в обеспечении трудовыми ресурсами строек и степени участия её в строительстве промышленных объектов на Урале.
Одним из источников пополнения кадров строителей Урала являлись выпускники средних школ и учебных заведений системы трудовых резервов. В 1951-1960 гг. в учебных заведениях
© Подкорытова С. В., 2016 38
системы профтехобразования СССР в среднем за год выпускали примерно по 347 тыс. рабочих. Сравнительно небольшое число подготовленных там рабочих было связано с малочисленностью молодежи 1942-1944 годов рождения, которая, начиная со второй половины 1950-х гг., могла быть привлечена в ремесленные училища и школы ФЗО. В числе учащихся и школ ФЗО большинство составляла сельская молодежь. Городская молодежь предпочитала идти после общеобразовательной школы либо в вузы и техникумы, либо непосредственно на производство.
Слабая материально-техническая база учебных заведений системы профтехобразования, недостаточно высокий профессиональный уровень преподавательского состава затрудняли надлежащую подготовку высококвалифицированных рабочих. Выпускники школ и ремесленных училищ, как правило, доучивались на производстве. С развитием механизации и автоматизации производства положение с квалифицированными кадрами рабочих еще более обострилось. Многие школы и ремесленные училища были укомплектованы устаревшим оборудованием. В связи с этим расширялась подготовка новых рабочих непосредственно на промышленных предприятиях и стройках. Особенностью строительной отрасли являлось то, что она находилась в 1950-е гг. на ранней стадии индустриального развития, где еще был востребован ручной, физически тяжелый труд [2].
В сентябре 1957 г. ЦК КПСС и Советом министров СССР было принято постановление «О вовлечении в промышленное и сельскохозяйственное производство молодежи, окончившей общеобразовательные школы» [3]. 24 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Он устанавливал всеобщее обязательное восьмилетнее образование. В рамках данного закона учащаяся молодежь должна была готовиться к производительному труду. Школы переводились на новые программы политехнического обучения. В старших классах были введены практические занятия по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. Школьники, получая общее образование, осваивали рабочую профессию. Материальная база школ для производственного обучения создавалась в основном предприятиями индустрии. Для проведения учебно-производственной работы с учащимися старших классов выделялись квалифицированные рабочие, инженеры. Хорошая материальная база была далеко не во всех школах. Связь школы с предприятиями часто была формальной. Руководители предприятий негативно относились к освоению школьниками рабочих профессий в процессе общеобразовательной учебы, а школы, не имея необходимой технической базы и кадров, были в роли «бедного просителя» у своих шефов. Тем не менее курс на сближение учебных заведений с жизнью, с потребностями народного хозяйства в рабочих кадрах был оправдан [4]. Если раньше большинство выпускников школ поступало в вузы и техникумы, пополняя ряды интеллигенции, то теперь они шли на производство. Для лиц, имеющих после окончания средней школы двухлетний стаж практической работы на производстве или уволенных из рядов Вооруженных Сил СССР, предоставлялись льготы при поступлении в вузы.
В своей работе по привлечению молодежи на новостройки комсомольские организации особое внимание обращали на прием и трудоустройство выпускников средних школ, на разъяснительную работу среди них. Сразу после обращения партии к молодежи (1956 г.) Московским обкомом ВЛКСМ было проведено собрание выпускников средних школ Подмосковья. 2,5 тысячи молодых москвичей собрались в Кремле, чтобы вместе обсудить главный жизненный вопрос «Кем быть?» и помочь своим сверстникам понять важность их участия в сооружении новостроек. Участники собрания приняли обращение ко всем выпускникам школ страны, в котором призвали следовать их примеру, поехать на новостройки [5].
В Свердловской областной организации ВЛКСМ вопрос о работе комсомольских организаций по вовлечению молодежи, окончившей среднюю школу в промышленное производство, был рассмотрен на бюро областного комитета, выносился на рассмотрение пленумов и хозяйственных активов городов и рабочих поселков [6]. Эта работа способствовала привлечению к активной трудовой жизни тысяч молодых людей, окончивших среднюю школу. В 1957-1958 гг. свыше трех тысяч юношей и девушек Среднего Урала изъявили желание после школьной скамьи трудиться на стройках Урала [7]. В 1958 г. более 60 выпускников школ Нижнего Тагила пошло на производство, в том числе на строительство прокатного стана «650» на Нижнетагильском металлургическом комбинате.
Были случаи, когда на новостройки молодежь выезжала целыми выпускными классами. В летопись каждой стройки вошли рассказы о трудовом росте тех, для которых стройка была первым рабочим университетом. Из с. Черепанова Новосибирской области в 1957 г. приехал строить Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат весь состав выпуска 10 «б», шесть парней и 16 девушек. Вместе они прокладывали железнодорожный путь, расчищали доменную площадку, прокладывали трамвайную линию. Вместе с домной росли и черепановцы. Маша Полянская, бывший комсорг класса, стала строить дома, поступила в вечерний техникум, пять подруг получили специальность крановщиц.
На каждой стройке были свои черепановцы. Во второй книге «День мира», в основе которой лежит горьковская идея сохранить для истории дыхание одного дня - 27 сентября 1960 г., - есть краткий рассказ о выпускниках Абаканской средней школы. На строительство Дивногорска и Красноярской ГЭС вместе с учителем М. М. Тательбаумом приехали выпускники Абаканской средней школы. В 1959 г. они написали повесть «Геройская быль не забыта, жива...» [8].
В 1958 г. выпускницы Бердской средней школы № 14 Новосибирской области прибыли на строительство Орско-Халиловского металлургического комбината. Здесь они строили комсомольскую домну и прокатный стан [9]. В 1959 г. на строительство Гайского горно-обогатительного комбината прибыло 700 выпускников из школы № 24 г. Оренбурга, № 30 г. Орска и других школ области [10]. В 1962 г. Совет министров СССР в связи с неудовлетворительной работой на строительстве объектов Орско-Халиловского металлургического комбината обязал Главное управление трудовых резервов направить на работу в трест «Новотроицкметаллургстрой» 500 выпускников строительных училищ из разных городов СССР [11]. В том же году на ударные комсомольские стройки Челябинской области - Еманжелинский завод. Челябинский трубопрокатный завод - из строительных училищ было направлено 94 человека [12]. В декабре 1963 г. Совет министров СССР принял постановление «Об улучшении трудоустройства подростков», который устанавливал бронь в 3-5% от среднегодовой численности промышленного персонала для принятия на работу юношей и девушек [13]. Подростки работали не на всех ударных комсомольских стройках. Из воспоминаний В. Ф. Матусяк (председатель комсомольского штаба стройки газопровода «Бухара - Урал»): «На нашу стройку не брали подростков, так как условия труда были очень трудными, местность, по которой проходил газопровод, была разнообразной - пустыни, горы, поэтому у нас трудились, как правило, молодые люди, отслужившие в армии» [14].
Характеризуя участие молодежи в строительстве промышленных объектов, необходимо отметить, что поступая на работу после окончания общеобразовательной школы или учебного заведения системы трудовых резервов в строительные тресты, она сталкивалась с рядом проблем: отсутствие профессии, нужной квалификации, трудные условия работы и быта. Но при поддержке государства и хозяйственных руководителей строительных трестов и строек эти проблемы решались своевременно.
Примечания
1. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 17 мая 1956 г. № 648 «О мерах по обеспечению рабочей силой важнейших строек и предприятий, расположенных в восточных и северных районах страны и в Донбассе». URL: http://expert-nii-kpu.ru/
2. Клопов Э. В. Рабочий класс СССР (Тенденции развития в 60-70-е годы). М., 1985. С. 113.
3. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.09.1957 № 1112 «О вовлечении в промышленное и сельскохозяйственное производство молодежи, окончившей средние общеобразовательные школы». URL: http://lawru.info/dok/1957/09/12/n1193031.htm
4. Пыжиков А. В. Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953-1964 г.) // Вопросы истории. 2004. № 9. С. 95-104.
5. Московский комсомолец. 1956. 27 мая.
6. Центр документации общественных организаций Свердловской области (далее ЦДООСО). Ф. 61. Оп. 14. Д. 387. Л. 175.
7. ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 16. Д. 30. Л. 7.
8. День мира. М.: Изд-во «Известие», 1962. С. 73.
9. Гвардеец труда. 1960. 2 февр.
10. Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф. 1697. Оп. 10. Д. 6. Л. 15.
11. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 556. Оп. 21. Д. 300. Л. 107.
12. Объединенный государственный архив Челябинской области. 485. Оп. 1. Д. 3180. Л. 75.
13. Постановление от 14 декабря 1963 г. № 1411 «Об улучшении трудоустройства подростков». URL: http://base.consultant.ru
14. Устные воспоминания В. Ф. Матусяк, записанные автором в 2015 г.
Notes
1. The resolution of the CPSU Central Committee and USSR Council of Ministers of may 17, 1956 N 648 "About measures on ensuring labour force the most important buildings and businesses located in the Eastern and Northern parts of the country and in Donbas"// http://expert-nii-kpu.ru/
2. Klopov E. V. Rabochiy klass SSSR (Tendentsii razvitiya v 60-70-e godyi). [The working class of the USSR (Trends in 60-70-ies)] M. 1985. P. 113.
3. The resolution of the CPSU Central Committee, USSR Council of Ministers from 12.09.1957 N 1112 "on involvement in the Industrial and agricultural production of high school graduates. Available at: http://lawru.info/ dok/1957/09/12/n1193031.htm
4. Pyizhikov A. V. Reformirovanie sistemyi obrazovaniya v SSSR v period "ottepeli" (1953-1964 g.) [Reform of the education system in the USSR during the "thaw" (1953-1964)]// Voprosyi istorii - Questions of history. 2004, № 9, pp. 95-104.
5. Moskovskiy komsomolets. 1956. 27 May.
6. The center of documentation of public organizations of Sverdlovsk region (CDPOSR). F. 61. Inv. 14. File. 387. Sh. 175.
7. CDPOSR. F. 61. Inv. 16.File. 30. L. 7.
8. Den mira - Day of peace. Publishment "Izvestie". M. 1962. P. 73.
9. Gvardeets truda - Guardman of labor. 1960. 2 fevralya.
10. The documentation center of the newest history of the Orenburg region. F. 1697. Inv. 10. File. 6. Sh. 15.
11. The Russian archive of socio-political history. F. 556. Inv. 21. File. 300. Sh. 107.
12. United archive of Chelyabinsk region. F. 485. Inv. 1. File. 3180. Sh. 75.
13. [The decree of December 14, 1963 N 1411 "about improving the employment of teenagers". Available at: http://base. consultant.ru
14. Oral memories of V. F. Matusiak, written by the author in 2015.
УДК 314.117(=512.1):39(477.75)
Г. И. Макаренко
Формирование этноса крымчаков как отражение исторически сложившегося полиэтничного пространства Крымского полуострова
Среди малочисленных народов России одним из самых уникальных является исчезающий этнос Крыма - крымчаки. Феномен исторического развития и выживания этого этноса в условиях перманентного нахождения в подавляющем меньшинстве среди других народов, представляющих совершенно различные социально-культурные общества и цивилизации, является предметом изучения историков, социологов, политологов многие годы, но до конца так и не обобщен.
В материале проводится исторический анализ появления и формирования в Крыму одного из коренных народов - специфической и исчезающей малой этнической группы крымчаков. На основе исторических фактов высказываются предположения о причинах абсолютно нетипичного сочетания у крымчаков религиозного учения иудаизма с социальными, культурными и этногенетическими элементами тюркоязычных народов. Кроме того, исследуются особенности интеграции еврейского населения в многонациональную и многоконфессиональную среду Крыма.
Among the indigenous peoples of Russia one of the most unique is the endangered ethnic group of the Crimea -the Krymchaks. The phenomenon of the historical development and survival of this ethnic group in conditions of permanent stay in the vast minority among other peoples of very different socio-cultural society and civilization, is the subject of study of historians, sociologists, and political scientists for many years, but until the end and not generalized.
The material presents a historical analysis of the emergence and formation in the Crimea, one of the indigenous peoples - specific and small disappearing ethnic groups of Krymchaks. On the basis of historical facts the assumptions about the causes is an atypical combination of Krymchaks religious teachings of Judaism with social, cultural and ethno-genetic elements of the Turkic-speaking peoples. In addition, examines the features of integration of the Jewish population in a multicultural and multireligious environment of the Crimea.
Ключевые слова: Крым; крымчаки; еврейская миграция на Крымский полуостров; иудаизм; формирование этноса.
Keywords: Crimea; Krymchaks; Jewish migration to the Crimean Peninsula; Judaism; the formation of the ethnic group.
Согласно последней переписи населения Крыма, проведенной в 2014 г., едва ли не самым малочисленным оказался один из коренных народов полуострова - крымчаки, которых официальная статистика выявила всего 228 человек [1]. Если же учесть, что таковым он является и в рамках всей России, то общественный интерес видится к нему вполне естественным. Более того, повышенное внимание к этой этнической группе имеет и сугубо научное обоснование, поскольку включает в себя множество факторов, которые отражают важнейшие исторические этапы заселения Крыма и характеризуют существенные стороны социально-культурных контактов народов региона - их межэтнические и межконфессиональные отношения.
© Макаренко Г. И., 2016