Научная статья на тему 'Советская льготная политика и социально-экономические возможности трудовых мигрантов в середине 1940-1960-х гг. (на материалах Кировской области)'

Советская льготная политика и социально-экономические возможности трудовых мигрантов в середине 1940-1960-х гг. (на материалах Кировской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
245
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЬГОТНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / ОРГАНИЗОВАННЫЙ НАБОР РАБОЧИХ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ / PREFERENTIAL POLICIES / SOCIO-ECONOMIC OPPORTUNITIES / LABOR MIGRANTS / RESETTLEMENT / ORGANIZED SET OF WORKERS / STATE LABOR RESERVES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернышева Наталья Викторовна

В послевоенные годы Кировская область являлась крупным поставщиком рабочей силы в другие регионы страны. Мигрантов направляли в Калининградскую область, на территорию Карельского полуострова, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Основные потоки трудовых мигрантов формировались за счет набора молодежи в систему государственных трудовых резервов и их последующего распределения, организованного набора рабочих на предприятия и стройки, а также переселения граждан. Анализируется система льгот различных категорий трудовых мигрантов и их основные социально-экономические возможности. Автор отмечает, что льготная политика в отношении мигрантов определялась: периодом осуществления миграционной политики, категорией трудовых мигрантов, территорией вселения и прочими условиями. Устанавливались следующие виды льгот: налоговые, транспортные, продовольственные и промтоварные, на покупку жилья и строительство, приобретение скота. Льготы предоставлялись единовременно и на определенный срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet preferential policy and socio-economic opportunities migrants in the middle of 1940-1960-ies (on materials of Kirov region)

In the postwar years, Kirov region is the largest supplier of manpower to other regions of the country. Migrants sent to the Kaliningrad region, the territory of the Karelian Peninsula, the Urals, Siberia and the Far East. The main streams of migrant workers formed by a set of youth in state labor reserves and subsequent distribution of organized recruitment of workers at enterprises and construction sites, as well as the resettlement of citizens. We analyze the system of benefits of different categories of migrant workers and their basic social and economic opportunities. The author notes that the preferential policy towards migrants determined by: the period of the migration policy, the category of migrant workers, the territory of settlement and other conditions. The following types of benefits: tax, transport, food and manufactured goods, for the purchase of housing and construction, the purchase of livestock. Benefits provided at the same time and for a specified period.

Текст научной работы на тему «Советская льготная политика и социально-экономические возможности трудовых мигрантов в середине 1940-1960-х гг. (на материалах Кировской области)»

20. Chernilovsky Z. M. Vozniknovenie rannefeodal'nogo gosudarstva u pribaltijskih slavyan [Emergence of early feudal state in the Baltic Slavs]. M. 1959. P. 101.

21. Gelmol'd. Slavyanskaya hronika [Slavic chronicle] // Vostochnaya literatura - Oriental literature. Available at: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Gelmold/framegel2.htm (accessed: 17.07.2013)

22. Hilferding A. Istoriya baltijskih slavyan [History of the Baltic Slavs]. M. All-Union Scientific-Research Institute of Organization, Management and Economics of Oil and Gas Industry. 1994. Vol. I. P. 125; Chernilovsky Z. M. Op. cit. P. 101.

УДК 930.25"1945/1967"(316.4)

Н. В. Чернышева

Советская льготная политика и социально-экономические возможности трудовых мигрантов в середине 1940-1960-х гг. (на материалах Кировской области)*

В послевоенные годы Кировская область являлась крупным поставщиком рабочей силы в другие регионы страны. Мигрантов направляли в Калининградскую область, на территорию Карельского полуострова, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Основные потоки трудовых мигрантов формировались за счет набора молодежи в систему государственных трудовых резервов и их последующего распределения, организованного набора рабочих на предприятия и стройки, а также переселения граждан. Анализируется система льгот различных категорий трудовых мигрантов и их основные социально-экономические возможности. Автор отмечает, что льготная политика в отношении мигрантов определялась: периодом осуществления миграционной политики, категорией трудовых мигрантов, территорией вселения и прочими условиями. Устанавливались следующие виды льгот: налоговые, транспортные, продовольственные и промтоварные, на покупку жилья и строительство, приобретение скота. Льготы предоставлялись единовременно и на определенный срок.

In the postwar years, Kirov region is the largest supplier of manpower to other regions of the country. Migrants sent to the Kaliningrad region, the territory of the Karelian Peninsula, the Urals, Siberia and the Far East. The main streams of migrant workers formed by a set of youth in state labor reserves and subsequent distribution of organized recruitment of workers at enterprises and construction sites, as well as the resettlement of citizens. We analyze the system of benefits of different categories of migrant workers and their basic social and economic opportunities. The author notes that the preferential policy towards migrants determined by: the period of the migration policy, the category of migrant workers, the territory of settlement and other conditions. The following types of benefits: tax, transport, food and manufactured goods, for the purchase of housing and construction, the purchase of livestock. Benefits provided at the same time and for a specified period.

Ключевые слова: льготная политика, социально-экономические возможности, трудовые мигранты, переселение, организованный набор рабочих, государственные трудовые резервы.

Keywords: preferential policies, socio-economic opportunities, labor migrants, resettlement, organized set of workers, state labor reserves.

В последние десятилетия наблюдается устойчивый интерес среди исследователей к изучению миграций в послевоенное время [1]. Как отмечают историки, одной из основных причин трудовых миграций были предоставляемые гражданам льготы и стремление улучшить социально-экономическое положение. В первые послевоенные десятилетия в Кировской области отмечалось отрицательное сальдо миграции. Причиной тому - отток трудоспособного населения в рамках переселения, оргнабора и набора в систему трудовых резервов. Тысячи жителей региона покинули свою малую родину. Для реализации миграционной политики государство использовало комплекс мер, направленных на стимулирование данных процессов. Льготная политика определялась: периодом осуществления миграционной политики, категорией трудовых мигрантов, территорией вселения и прочими условиями.

© Чернышева Н. В., 2016

*Публикация подготовлена в рамках выполнения гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук, номер проекта МК-6607.2016.6.

Включение мигрантов в категорию «плановых переселенцев» гарантировало им получение государственной помощи. Переселенческий билет являлся документом, подтверждающим получение льгот. Переселенцам предоставлялись следующие виды льгот и помощи.

1. Налоговые льготы предоставлялись для переселенцев (освобождались от сельхозналога, в совхозах - от подоходного налога), а для колхозов, принимающих новоселов: подоходного налога, страховых платежей, обязательных поставок зерна (10 лет) и обязательных поставок государству контрактации сои, овощей и льна (5 лет). Также колхозам разрешалось расходовать часть денежных средств и продуктов питания, оставшихся в их распоряжении, на обеспечение хозяйственного устройства и оказание помощи особо нуждающимся переселенцам. С 1959 г. образовывались фонды хозяйственного устройства и поддержки переселенцев.

Проанализировав расходные данные, С. А. Пискунов делает вывод, что лишь незначительная часть средств, полученных колхозами в качестве льгот за прием семей новоселов, использовалась на оказание помощи прибывшим [2].

Исполнительным комитетам на местах предоставлялось право списывать по представлению райисполкомов с переселенцев числящиеся за ними недоимки по сельскохозяйственному налогу, а с переселяющихся колхозов и с колхозов, из которых переселяются колхозники, - недоимки по подоходному налогу [3].

2. Выплата единого денежного пособия (ЕДП). С 1 января 1951 г. вводилась «Инструкция о порядке финансирования и кредитования мероприятий по сельскохозяйственному переселению».

Размер пособия зависел от территории вселения и устанавливался Советом Министров СССР. Пособие определялось средним размером на главу семьи и каждого члена семьи в зависимости от 4 территориальных групп (на 1 января 1961 г.):

1) районы целинных и залежных земель РСФСР и Казахской ССР, а также Калининградская область (60 руб. и 20 руб. соответственно);

2) районы орошаемых земель (Узбекская, Туркменская, Азербайджанская, Грузинская, Армянская, Киргизская, Казахская ССР), а также Херсонская, Николаевская, Крымская области (50 руб. и 15 руб. соответственно);

3) районы Читинской области, Дальнего Востока и Крайнего Севера и приравненных к нему (150 руб. и 30 руб. соответственно);

4) остальные районы (20 руб. и 10 руб. соответственно).

При переселении внутри края или области ЕДП выплачивались в размере: 20 руб. - на главу семьи, 10 руб. - на члена семьи [4]. Пособие выдавалось в местах их выхода. А с 1958 г. в данный порядок были внесены изменения, предусматривающие выплату пособия в 2 этапа: 50% - при выезде семьи и 50% - при истечении 3 месяцев непрерывной работы в колхозе или совхозе. В начале 1960-х гг. изменилась процедура получения ЕДП: выплаты производились только по именным чекам на имя главы семьи [5].

3. Возмещение имущества и неиспользованных затрат при переселении колхозов в полном составе. Закрепленные за колхозом земли и имущество, которое не могло быть перевезено, передавалось другим колхозам. Колхозы возмещали переселяющимся стоимость имущества и затрат, вложенных в передаваемую землю. Стоимость строений возмещалась по ценам, действующим в момент передачи, с учетом износа [6].

4. Предоставлялись дополнительные возможности для проезда следующим категориям:

- право на бесплатный проезд «туда-обратно» для представителей колхозов (ходоков);

- льготы главам или трудоспособным членам семей, направляемым в места вселения для участия в строительстве домов, устройства хозяйства: бесплатный проезд «туда-обратно»; суточные в размере 1 руб. на время пути в один конец и 50% ЕДП;

- льготы всем переселенцам: бесплатный проезд до места вселения, провоз имущества до 2 тонн на семью, а также провоз скота по установленным нормам.

На республиканском уровне - внутри союзной республики в безлесные районы оплачивалась стоимость провоза лесоматериалов и срубов домов за счет ассигнований.

В 1953 г. были упорядочены льготы для плановых переселенцев. Колхозам и бригадам -провоз общественного имущества, а также в отдельных случаях - семенных и фуражных фондов, лесоматериалов, срубов домов и пр.

5. Льготы на приобретение скота и покупку продовольствия. Переселенцам, переселяемым колхозам и бригадам предоставлялось право сдавать заготовительным организациям скот, зерно и картофель. Выдаваемые квитанции гарантировали им обмен. Вводилась продовольственная помощь переселенцам в местах вселения в размерах: зерно или мука - 0,5 ц на главу семьи и 0,5 ц на каждого члена семьи. Скот не перевозился в Сахалинскую и Камчатскую области. Скот можно 64

было приобрести двумя путями: по обменным квитанциям и получению ссуды (до 2 тыс. руб. на 5 лет).

6. Льготы на строительство и жилье. Планы строительства жилья ежегодно утверждались постановлениями Советов Министров республик. Строительство домов осуществлялось хозяйственным или подрядным способами. Сумма кредита варьировалась от 1000 от 2200 руб. (по данным на 1959 г.). Размеры определялись территориальным принципом:

1) районы освоения целинных и залежных земель РСФСР и Казахской ССР, а также Калининградская область;

2) районы орошаемых земель Узбекской, Туркменской, Азербайджанской, Грузинской, Армянской, Киргизской, Таджикской, Казахской ССР, а также при переселении в Херсонскую, Николаевскую и Крымскую области;

3) районы Читинской области, Дальнего Востока, Крайнего Севера и районы, приравненные к нему;

4) остальные районы.

7. Кредиты на покупку коров или другого КРС для семей, переселяющихся в колхозы. Размер кредита составлял 300 руб. (для переселяющихся в Читинскую область, районы Дальнего Востока и Крайнего Севера, а также районы, приравненные к нему), в остальных районах -150 руб. [7]

С 10 января 1961 г. колхозам предоставлялся кредит на строительство построек культурно-бытового назначения, дорог и мостов, устройство переправ и плотин.

Законодательно определялся перечень лиц, не имеющих права на предоставление льгот (ранее переселявшимся, лицам, не связанным родственными отношениями, одиночкам и пр.).

С началом освоения целинных и залежных земель обострилась проблема сверхпланового вселения. В мае 1954 г. Совет Министров СССР принял Постановление «О мерах помощи гражданам, изъявившим желание переселиться в колхозы районов освоения целинных и залежных земель». Для семей, изъявившим желание переехать в эти районы, определялись льготы, предусмотренные Постановлением Совета Министров от 19 февраля 1953 г. В 1956 г. молодежь, прибывшая на целину по комсомольским путевкам, была приравнена в получении льгот к плановым переселенцам.

В ходе массового освоения целины использовались прямые и косвенные методы, направленные на стимулирование миграции трудовых ресурсов. Добровольцам предусматривались выплаты в размере стоимости расходов по проезду и единовременное пособие в размере двухмесячного оклада по месту прежней работы, но не менее 500 руб. в месяц.

К началу 1960-х гг. была упорядочена система льгот для переселенцев, расширился перечень лиц, имеющих право на переселение, выделен ряд приоритетных направлений вселения. Несмотря на принятые меры, часть льгот уже не удовлетворяла реальных нужд переселенцев.

Льготы и иные меры социальной помощи для рабочих, участвовавших в оргнаборе, устанавливались Постановлением Совета Министров СССР от 21 мая 1947 г. [8] С 1 июля 1947 г. орг-набор рабочих для угольной и нефтяной промышленности, черной и цветной металлургии, строительства электростанций, строительства предприятий тяжелой индустрии, строительства топливных предприятий, строительства военных и военно-морских предприятий, а также лесной, цементной и асбестовой промышленности, погрузочно-разгрузочных работ на речном и морском транспорте проводило МТР (Министерство трудовых резервов) по договорам, заключенным с соответствующими министерствами. Индивидуальный трудовой договор заключался с рабочими от имени контор МТР и соответствующего предприятия (треста) министерства, для которого проводился набор рабочих на срок не менее 1 года, а для работы на предприятиях и стройках Дальнего Востока - на срок не менее 2 лет.

Руководство предприятий (строительных организаций) было обязано к моменту прибытия набранных рабочих подготовить оборудованные общежития, предоставить транспорт для перевозки рабочих от станции назначения и организовать для них питание.

Постановлением устанавливались следующие виды льгот.

1. Рабочим, заключившим трудовые договоры для работы в другой местности на срок не менее 1 года, выплачивалось единовременное пособие в размере 300 руб., а рабочим, направленным на предприятия (строительства) Урала, Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, -500 руб. на самого рабочего и соответственно по 125 и 200 руб. на каждого переезжающего с ним члена семьи.

В 1948 г. были снижены размеры единовременного пособия рабочим, заключившим трудовой договор для работы в другой местности, с 300 до 150 руб., а рабочим, направляемым на пред-

приятия (строительство) Урала, Сибири и Дальнего Востока, - с 500 до 300 руб., отменены выплаты единовременного пособия на членов семьи.

2. Суточные рабочим за время нахождения в пути - 10 руб., а для направляемых на Урал, Дальний Восток, Сибирь и Крайний Север - 15 руб.

3. Устанавливались нормы оплаты стоимости проезда рабочих и членов их семей, а также провоза багажа [9].

Для семей колхозников, заключающих договор для работы в угольных шахтах, также сохранялись льготы, установленные еще в 1938, 1942 и 1946 гг. Набираемые рабочие обеспечивались также в пунктах сбора и на время следования питанием по продовольственным нормам и медицинским обслуживанием.

Вводились дополнительные нормы снабжения, которые реализовывались за наличный счет (рабочим, заключившим трудовой договор на срок не менее 1 года, не позднее 6 месяцев после прибытия их к месту работы).

Нормы снабжения, предоставляемые рабочим, участвующих в оргнаборе

Отраслевые министерства Нормы снабжения на 1 рабочего/ 1 члена семьи Нормы снабжения для рабочих, направленных на Урал, в Сибирь и Дальний Восток

Угольной промышленности западных и восточных районов Нефтяной промышленности южных и западных районов Нефтяной промышленности восточных районов Черной металлургии Цветной металлургии Строительства предприятий тяжелой индустрии (по металлургии) Строительства топливных предприятий Лесной промышленности 1 пальто, 1 костюм, 1 пара обуви, 2 пары белья, 10 м мануфактуры, по 5 м мануфактуры на каждого переехавшего с рабочим члена семьи 1 пальто, 1 костюм, 1 пара обуви, 2 пары белья, по 15 и 7 м мануфактуры соответственно

Строительства предприятий тяжелой индустрии (кроме строек металлургии) Строительства военных и военно-морских предприятий, электростанций Морского и речного флота Промышленности строительных материалов 1 пальто, 1 костюм, 1 пара обуви, 2 пары белья, 5 м мануфактуры, по 3 м мануфактуры на каждого переехавшего с ним члена семьи 1 пальто, 1 костюм, 1 пара обуви, 2 пары белья, по 8 и 5 м мануфактуры соответственно

Рабочим, заключившим трудовой договор для работы в лесозаготовительной промышленности, отводился приусадебный участок, выдавалась ссуда на постройку дома, отпускались строительные материалы. В районах Севера рабочие освобождались от обложения сельхозналогом, им предоставлялась скидка по поставкам государству мяса и молока и ряд других льгот. По истечении срока трудового договора рабочий по своему желанию мог остаться на работе, перезаключить трудовой договор на новый срок или возвратиться к постоянному месту жительства (оплачивалась стоимость обратного проезда). Организованный набор рабочих проводился отдельно для предприятий с постоянными кадрами и для отраслей с сезонным характером производства.

Рабочим, проработавшим сезон и заключившим трудовой договор на следующий сезон, выплачивалось единовременное денежное вознаграждение в размере месячной тарифной ставки. Работающим в хозяйствах колхозникам, в торфяной промышленности предоставлялись льготы по обязательным поставкам государству молока, а при распределении урожая в колхозах они обеспечивались хлебом и кормами для скота по государственным закупочным ценам. Рабочим, заключившим трудовой договор на сезон лесозаготовок, предоставлялись те же льготы, а вместо единовременного пособия выплачивались подъемные.

28 ноября 1951 г. Постановлением Совета Министров СССР «Об упорядочении проведения организованного набора рабочих» устанавливались новые правила проведения оргнабора [10]. С 1 января 1952 г. оргнабор рабочих для постоянной работы на предприятиях и стройках всех министерств и ведомств проводило МТР. Набор рабочих из числа городского неработающего насе-

ления по месту нахождения предприятий и строек проводили сами предприятия и стройки. Орг-набор из сельского населения для сезонных работ проводили те министерства и ведомства, которым набор рабочих был предусмотрен народнохозяйственным планом или отдельными решениями правительства. Все расходы по оргнабору с этого времени возлагались на бюджеты предприятий и строек министерств и ведомств. Единовременное пособие для рабочих, заключивших договор на срок 2 года и более увеличилось в 2 раза. Рабочему предписывалось выплачивать аванс в размере 50% от единовременного пособия и суточные, а также деньги на проезд.

Определенные возможности имелись и у призывавшихся через систему трудовых резервов и профтехобразования. В период обучения учащиеся обеспечивались стипендией, обмундированием и питанием. После обучения они направлялись на работу по специальности в МТС и совхозы Кировской области, а также в районы, нуждающиеся в притоке рабочей силы. Воспитанники детских домов, сироты, дети погибших воинов и дети инвалидов Великой Отечественной войны при представлении документа от райсобеса обеспечивались бесплатным питанием, а также обмундированием и обувью за 50% стоимости. В зависимости от успеваемости все учащиеся получали стипендию. Лицам, получавшим бесплатное питание, выдавалась стипендия от 80 до 120 руб. Лицам, не обеспеченным бесплатным питанием, - от 190 до 230 руб. в месяц.

Осенью 1946 г. Постановлением Совета Министров СССР устанавливались меры по улучшению подготовки трудовых резервов и увеличению количества рабочих, подготавливаемых через систему трудовых резервов [11]. В частности, совершенно неудовлетворительно была поставлена работа на предприятиях и стройках по закреплению молодых специалистов (плохие жилищные условия, использование выпускников не по специальности или не в соответствии с квалификацией). Меры предусматривали: запрет для руководителей снижать квалификационные разряды; предоставление работы в соответствии с разрядом; предоставление благоустроенных и оборудованных помещений; выдача возвратной ссуды на хозяйственное обзаведение в размере 2 тыс. руб. с погашением в течение 2 лет. Запрещалось направлять рабочих на предприятия и стройки, не подготовившие общежития для размещения молодых рабочих. С 1953 г. на Госплан СССР возлагались обязанности по проверке готовности предприятий и строек к приему рабочих [12]. Государственные трудовые резервы с 1959 г. были заменены системой профтехобразования с сохранением льгот и социально-экономической помощи для учащихся.

Подводя итог, стоит отметить, что имеющиеся у трудовых мигрантов льготы и иные социально-экономические возможности предоставлялись государством с целью стимулирования рабочих, колхозников и неквалифицированной молодежи к миграции, а также их дальнейшего закрепления на производстве и в местах вселения. Данные социально-экономические мероприятия служили подспорьем для трудовых мигрантов, но не способствовали полному решению их социально-экономических проблем. Имеющиеся архивные документы и документы личного происхождения позволяют говорить о ряде сложностей с получением льгот и реализацией социально-экономических возможностей.

Примечания

1. Большакова Г. И. Переселенческая политика Советского государства и ее реальное воплощение на Карельском перешейке в 1940-1960-е гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2010. 44 с.; Горбачев О. В. Миграция сельского населения Центрального Нечерноземья, 1945-1985 гг.: дис. ... д-ра ист. наук. М., 2003. 472 с.; Он же. Экономические факторы миграции сельского населения Центрального Нечерноземья (19461970 гг.). Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та им. И. Г. Петровского, 1999. 96 с.; Занданова Л. В. Переселение крестьянства в азиатскую Россию (конец 40-х - сер. 60-х гг. XX в.). Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1997. 158 с.; Пискунов С. А. Правовой статус планового переселенца в РСФСР, 1946-1991 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 7-1(33). С. 148-151; Он же. Эволюция государственной помощи переселенцам российской деревни (вторая половина 40-х - 80-е гг. XX в.) // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2015. № 2(46). С. 187-192.

2. Пискунов С. А. Государственная политика переселения в земледельческие районы Дальнего Востока (сер. 1940-1960-х гг. XX века). Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. С. 95.

3. Твердов А. А. Льготы для переселенцев. М.: Госюриздат, 1961. С. 17.

4. Там же. С. 12-13.

5. Чернышева Н. В., Бровцин А. В. Трудовые миграции населения Кировской области в 1945-1967 годы. Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2015. С. 146.

6. Твердов А. А. Льготы для переселенцев. М.: Госюриздат, 1961. С. 18.

7. Там же. С. 33.

8. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: в 5 т. Т. 3. 1941-1952 гг. / сост. К. У. Черненко, М. С. Смирнов. М.: Изд-во полит. лит., 1968. С. 428-432.

9. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. Р-2169. Оп. 25. Д. 1348. Л. 398.

10. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. С. 674-677.

11. Там же. С. 341-349.

12. Там же. С. 14-17.

Notes

1. Bolshakova G. I. Pereselencheskaya politika Sovetskogo gosudarstva i ee real'noe voploshchenie na Ka-rel'skom pereshejke v 1940-1960-egg.: avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk [Resettlement policy of the Soviet state and its actual implementation on the Karelian isthmus in 1940-1960-ies: abstract dis. ... Dr Hist. Sciences]. SPb. 2010. 44 p.; Gorbachev O. V. Migraciya sel'skogo naseleniya Central'nogo Nechernozem'ya, 1945-1985gg.: dis. ... d-ra ist. nauk [Migration of the rural population of Central Nechernozemie, 1945-1985: dis. ... Dr Hist. Sciences]. M. 2003. 472 p. EHkonomicheskie faktory migracii sel'skogo naseleniya Central'nogo Nechernozem'ya (1946-1970gg.) - Economic factors of migration of rural population of the Central Nechernozemie region (1946-1970). Bryansk. Publishing house of Bryansk State Ped. Un. n.a. I. G. Petrovskiy. 1999. 96 p.; Zandanova L. V. Pereselenie krest'yanstva v aziats-kuyu Rossiyu (konec 40-h - ser. 60-h gg. XX v.) [Resettlement of the peasantry in Asian Russia (late 40's - mid. 60-ies of XX century)]. Irkutsk. Publishing house of Irkut. State Ped. University. 1997. 158 p.; Piskunov S. A. Pravovoj status planovogo pereselenca v RSFSR, 1946-1991 gg. [Legal status of the planned migrant in the USSR, 1946-1991] / / Istoricheskie, filosofskie, politicheskie iyuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki -Historical, philosophical, political and law sciences, culturology and study of art. Issues of theory and practice. 2013, No. 7-1(33), pp. 148-151. Also him. EHvolyuciya gosudarstvennoj pomoshchi pereselencam rossijskoj derevni (vtoraya polovina 40-h - 80-e gg. XX v.) [The evolution of state aid to displaced persons of the Russian village (second half of 40's - 80-ies of XX century)] // Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke - Social and humanitarian sciences in the Far East. 2015, No. 2(46), pp. 187-192.

2. Piskunov S. A. Gosudarstvennaya politika pereseleniya v zemledel'cheskie rajony Dal'nego Vostoka (ser. 1940-1960-h gg. XX veka) [Government policy of resettlement in agricultural areas of the Far East (ser. 1940-1960-ies of XX century)]. Blagoveshchensk. Publishing house of BSPU. 2011. P. 95.

3. Tverdov A. L'goty dlya pereselencev [Benefits for migrants]. M. Gosyurizdat. 1961. P. 17.

4. Ibid. Pp. 12-13.

5. Chernysheva N. V., A. V. Brovtsyn Trudovye migracii naseleniya Kirovskoj oblasti v 1945-1967gody [Labour migration of the population of the Kirov region in the years 1945-1967]. Kirov. Publ. "Raduga-PRESS" LTD. 2015. P. 146.

6. Tverdov A. L'goty dlya pereselencev [Benefits for migrants]. M. Gosyurizdat. 1961. P. 18.

7. Ibid. P. 33.

8. Resheniya partii i pravitel'stva po hozyajstvennym voprosam: v 5 t. T. 3. 1941-1952 gg.- The decision of the party and government on economic matters: in 5 vol. Vol. 3. 1941-1952 / comp. K.U. Chernenko, M. S. Smirnov. M. Publ. of polit. lit. 1968. Pp. 428-432.

9. State archive of the Kirov region (GAKO). F. P-2169. Sh. 25. File 1348. Sh. 398.

10. Resheniya partii i pravitel'stva po hozyajstvennym voprosam - The decisions of the party and government on economic issues. Pp. 674-677.

11. Ibid. Pp. 341-349.

12. Ibid. Pp. 14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.