Научная статья на тему 'Участие В.Н. Хитрово в подготовке и публикации материалов для Палестинских чтений'

Участие В.Н. Хитрово в подготовке и публикации материалов для Палестинских чтений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Императорское Православное Палестинское Общество / его региональные отделы / В.Н. Хитрово / В.Д. Юшманов / Палестинские чтения / издательская деятельность / беседы о Святой Земле / «издания для народа». / Imperial Orthodox Palestinian Society / its regional departments / V.N. Khitrovo / V.D. Yushmanov / Palestinian readings / publishing / talks about the Holy Land / «publications for the people».

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цысь Валерий Валентинович, Цысь Ольга Петровна

В статье рассматривается деятельность секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово (1834–1903) по подготовке и издании литературы для Палестинских чтений, организовывавшихся в конце XIX — начале ХХ вв. епархиальными отделами данной общественно-религиозной организации. Отмечено, что потребность в подобного рода изданиях возникла в середине 1890-х гг. после появления и развертывания сети епархиальных отделов Императорского Православного Палестинского Общества. На основе переписки руководства Императорского Православного Палестинского Общества с представителями епархиальных отделов, научного сообщества, выявленной в Архиве востоковедов Института восточных рукописей Российской Академии наук, Архиве внешней политики Российской империи, Отделе рукописей Российской национальной библиотеки показана ключевая роль Василия Николаевича Хитрово в отборе и редактировании всех трех видов палестинских изданий «для народа»: «чтений» (от 20 до 80 страниц), «бесед» (от 8 до 16 страниц) и «листков» (от 1 до 4 страниц). Секретарь Императорского Православного Палестинского Общества определял не только тематику, но и содержание, наличие иллюстраций, формат подобного рода публикаций. После его ухода из жизни объем издательской работы организации существенно снижается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Цысь Валерий Валентинович, Цысь Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation V.N. Khitrovo in the preparation and publication of materials for Palestinian readings

The article deals with the activities of the secretary of the Imperial Orthodox Palestinian Society Vasily Nikolaevich Khitrovo (1834–1903) in preparing and publishing literature for the Palestinian readings organized in the late 19th — early 20th centuries. diocesan departments of this socio-religious organization. It is noted that the need for such publications arose in the mid-1890s. after the emergence and deployment of a network of diocesan departments of the Imperial Orthodox Palestinian Society. Based on the correspondence of the leadership of the Imperial Orthodox Palestine Society with representatives of diocesan departments, the scientific community, identified in the Archive of Orientalists of the Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences, Archive of foreign policy of the Russian Empire, the Department of Manuscripts of the Russian National Library, the key role of Vasily Nikolaevich Khitrovo in the selection and editing of all three types of Palestinian publications “for the people ”: “readings” (from 20 to 80 pages), “conversations” (from 8 to 16 pages) and “leaflets” (from 1 to 4 pages). The secretary of the Imperial Orthodox Palestinian Society determined not only the subject, but also the content, the presence of illustrations, and the format of such publications. After his death, the volume of publishing work of the organization is significantly reduced.

Текст научной работы на тему «Участие В.Н. Хитрово в подготовке и публикации материалов для Палестинских чтений»

Tsys Valery Valentinovich, Chairman of the Khanty-Mansiysk branch of the IPO "IOPS", Professor of the Department of Russian History and Documentary Studies Nizhnevartovsk State University, Doctor of Historical Sciences, Nizhnevartovsk, Russian Federation.

Tsys Olga Petrovna, Secretary of the Khanty-Mansiysk branch of the IPO "IOPS", Associate Professor of the Department of Russian History and Documentary Studies Nizhnevartovsk State University, Candidate of Historical Sciences, Nizhnevartovsk, Russian Federation roshist@mail.ru

Participation v.n. Khitrovo in the preparation and publication of materials for Palestinian readings

Abstract. The article deals with the activities of the secretary of the Imperial Orthodox Palestinian Society Vasily Nikolaevich Khitrovo (1834-1903) in preparing and publishing literature for the Palestinian readings organized in the late 19th — early 20th centuries. diocesan departments of this socio-religious organization. It is noted that the need for such publications arose in the mid-1890s. after the emergence and deployment of a network of diocesan departments of the Imperial Orthodox Palestinian Society. Based on the correspondence of the leadership of the Imperial Orthodox Palestine Society with representatives of diocesan departments, the scientific community, identified in the Archive of Orientalists of the Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences, Archive of foreign policy of the Russian Empire, the Department of Manuscripts of the Russian National Library, the key role of Vasily Nikolaevich Khitrovo in the selection and editing of all three types of Palestinian publications "for the people ": "readings" (from 20 to 80 pages), "conversations" (from 8 to 16 pages) and "leaflets" (from 1 to 4 pages). The secretary of the Imperial Orthodox Palestinian Society determined not only the subject, but also the content, the presence of illustrations, and the format of such publications. After his death, the volume of publishing work of the organization is significantly reduced.

Key words: Imperial Orthodox Palestinian Society, its regional departments, V.N. Khitrovo, V.D. Yushmanov, Palestinian readings, publishing, talks about the Holy Land, «publications for the people».

Цысь Валерий Валентинович, председатель Ханты-Мансийского отделения МОО «ИППО», профессор кафедры истории России и документоведения Нижневартовского государственного университета, доктор исторических наук, Нижневартовск, Российская Федерация.

Цысь Ольга Петровна, секретарь Ханты-Мансийского отделения МОО «ИППО», доцент кафедры истории России и документоведения Нижневартовского государственного университета, кандидат исторических наук, Нижневартовск, Российская Федерация roshist@mаil.ru

участие в.н. хитрово в подготовке и публикации материалов для палестинских чтений*

Аннотация: в статье рассматривается деятельность секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово (1834-1903) по подготовке и издании литературы для Палестинских чтений, организовывавшихся в конце XIX — начале ХХ вв. епархиальными отделами данной общественно-религиозной организации. Отмечено, что потребность в подобного рода изданиях возникла в середине 1890-х гг. после появления и развертывания сети епархиальных отделов Императорского Православного Палестинского Общества. На основе переписки руководства Императорского Православного Палестинского Общества с представителями епархиальных отделов, научного сообщества, выявленной в Архиве востоковедов Института восточных рукописей Российской Академии наук, Архиве внешней политики Российской империи, Отделе рукописей Российской национальной библиотеки показана ключевая роль Василия Николаевича Хитрово в отборе и редактировании всех трех видов палестинских изданий «для народа»: «чтений» (от 20 до 80 страниц), «бесед» (от 8 до 16 страниц) и «листков» (от 1 до 4 страниц). Секретарь Императорского Православного Палестинского Общества определял не только тематику, но и содержание, наличие иллюстраций, формат подобного рода публикаций. После его ухода из жизни объем издательской работы организации существенно снижается.

Ключевые слова: Императорское Православное Палестинское Общество, его региональные отделы, В.Н. Хитрово, В.Д. Юшманов, Палестинские чтения, издательская деятельность, беседы о Святой Земле, «издания для народа». Статья поступила в редакцию 01. 06. 2023 г.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-09-41001

Сложно сказать, в каких сферах не проявились бы таланты В.Н. Хитрово — инициатора создания и фактического руководителя, организованного в 1882 г. Православного Палестинского Общества (в 1889 г. ставшего Императорским, далее — ППО, ИППО): в организационной, финансовой, научной, пропагандистской, дипломатической. Облеченный высоким доверием членов царской семьи, опираясь на круг деятельных помощников, он сумел в короткие сроки превратить созданную им организацию в эффективный инструмент по укреплению российского гуманитарного присутствия на Ближнем Востоке и значимый фактор общественной жизни внутри нашей страны.

Изучаемая нами тема затрагивалась как в работах, посвященных научной и издательской деятельности Императорского Православного Палестинского Общества [См.: 11; 12; 22; 27; 29], так и в рамках сюжетов об одном из его основателей — В.Н. Хитрово [См.: 15, с. 178-180]. Однако внимание авторов, как правило, привлекала публикация результатов исследований прошлого Святой Земли. Роль секретаря ИППО в подготовке литературы «для народа», на наш взгляд, пока еще является недооцененной.

Нужно отметить, что Василий Николаевич мог подать пример любому в деле подготовки правильно логически выстроенного, эмоционально убедительного текста. Достаточно вспомнить вызвавшее огромный резонанс в петербургском обществе прочитанное им в течение двух вечеров 23 и 30 марта 1880 г. в зале Императорского Географического общества сообщение «среднее между докладом и публичной лекцией» «Православие в Святой Земле» [См.: 15, с. 166]. Этот материал широко использовался в ходе просветительской работы по разъяснению целей и задач Православного Палестинского Общества.

В записке В.Н. Хитрово 1882 г. отмечается значение издательской деятельности ППО. Автор указывает на необходимость обращаться к различным слоям читающей публики, приходит к заключению, что следует удовлетворить разнообразные вкусы путем издания «Вестника Общества» (прообраз будущих «Сообщений ИППО»), а также в виде приложений к нему — «книги для народного чтения... русские путешествия и более значительные ученые сочинения и исследования» [См.: 8, с. 270].

Сам же В.Н. Хитрово, несмотря на то, что являлся своего рода «мотором» деятельности ИППО и был поглощен множеством обязанности по занимаемой им должности секретаря, находил время для публичных выступлений на палестинскую тематику. Так, можно отметить его речь на общем собрании, состоявшемся несколько дней спустя после открытия Полтавского отдела ИППО — первое «чтение», которое должно было не только сообщить присутствующим о предыстории создания и текущих задачах организации, но и показать образец подобного рода выступлений будущим лекторам. Автор умело сочетает различные риторические приемы, чередует перечисление фактов с описанием эмоционально ярко окрашенных событий из жизни

русских паломников и православного населения Палестины [См.: 3]. «То, что говорят книги, мы изучали в течение почти 18 веков, но то, что говорят камни, мы начали изучать едва ли в последние полстолетия», — сообщал В.Н. Хитрово о научных задачах ИППО [3, л. 7 об].

Торжественное открытие Полтавского отдела произошло 16 мая 1899 года. Можно со всей уверенностью сказать, что произнесенное В.Н. Хитрово «чтение» не могло не произвести впечатления на слушателей и стать основой для аналогичных выступлений. Как отмечалось на страницах местного губернского издания, «Общество ставит первою задачею своей деятельности возможно широкое распространение в русском народе сведений, как о прошлых судьбах, так и о современном состоянии Палестины и её обитателей. Собирая же от русского народа материальные пожертвования и распоряжаясь по указанному выше назначению, Общество считает долгом знакомить жертвователей и всех сочувствующих его деятельности как со способами исполнения возложенной на него миссии вообще, так и в частности с употреблением идущих чрез его руки пожертвований. Для достижения той и другой цели устраиваются, между прочим, повсеместно, где существуют Отделы Общества, чтения о Святой Земле и деятельности Палестинского Общества. Полтавский Отдел сего Общества руководствуется теми же соображениями, открывая, по благословению Преосвященнейшего своего Председателя, Владыки Иллариона, такие чтения в Полтаве, Кременчуге, Переяславе, Лубнах и Ромнах» [1].

Талантливый организатор являлся не менее одаренным публицистом. Его перу принадлежит выдержавший за 20 лет 13 изданий [См.: 16, с. 29] «Рассказ старого паломника» — стилизация под речь простого крестьянина, одобренная для использования в учебных заведениях тремя учебными комитетами: при Св. Синоде, при Министерстве просвещения и при Военном министерстве [См.: 26]. В современной отечественной историографии высказывается мнение о «лубочности» языка «Рассказа...» и чуть ли не примитивной «мистификации» [См.: 28, с. 132-133]. С этой оценкой вряд ли можно согласиться, о чем свидетельствуют чрезвычайная популярность названной книги, доступность, простота и ясность ее содержания.

Конечно же, один В.Н. Хитрово не мог закрыть потребность в популярных брошюрах «для простого народа». Объективная необходимость в них возникла почти сразу же после появления в середине 1890-х гг. сети епархиальных отделов ИППО. Развертывание широкой культурно-просветительской работы на местах было требовало наличия небольших по объему текстов, которые лекторы могли бы использовать при подготовке к Палестинским чтениям.

В течение короткого времени было выпущено 74 «палестинских чтения» и еще 30 «бесед». В разное время они переиздавались, иногда сборниками [См., напр.: 7; 23 и др.], а также публиковались в журналах.

При жизни В.Н. Хитрово (до 1903 г.) опубликовано подавляющее большинство «чтений» (70, т. е. 94,6 %). (См.: Таблица 1).

Таблица 1

Выход первых изданий «Палестинских чтений»

Год 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1905 1907 1910

№ чтений 1-8, 9-10, 11-21, 22-30, 42, 43, 66-68 69, 71, 73 74

31-36, 37, 40, 41, 44 48, 49, 70 72

38, 39 45-47 50-52 53-65

Кол-во 16 7 13 13 16 3 2 2 1 1

Как показывают источники личного происхождения, (в частности, переписка членов Совета ИППО с представителями епархиальных отделов, научного сообщества, выявленные в Архиве востоковедов Института восточных рукописей РАН, Отделе рукописей Российской национальной библиотеки), в вопросах подборки авторов, содержания изданий для народа ключевую роль играл именно В.Н. Хитрово. Несколько брошюр подготовил он сам: «чтения» № 38-44 под обобщенным названием «Русские паломники Святой Земли» [См.: 24; 25 и др.].

Секретарь ИППО также внимательно отслеживал выпускающиеся по близкой к палестинской тематике работы, если проявлял заинтересованность, то к авторам обращался с соответствующими просьбами, о чем свидетельствует следующее письмо известному филологу, литературоведу, академику Александру Николаевичу Пыпину от 18 сентября 1896 г.:

«Милостивый Государь, Александр Николаевич. В Августовской книге Вестника Европы помещен Ваш труд: Паломничество и путешествия в старой письменности. Императорское Православное Палестинское Общество занято ныне изданием целого ряда чтений о Св. Земле было бы в высшей степени желательно украсить это издание свое Вашим трудом, исключив из него лишь те путешествия, которые относятся до Индии и запада (Стр. 750-756). Ввиду этого я как секретарь общества позволю себе обратиться к Вам... с покорнейшей просьбою разрешить обществу напечатать Ваш труд в чтениях, издаваемых обществом и в случае Вашего на то согласия почтите мое уведомление сообщив одновременно и ... на которые Вам будет право дать свое разрешение» [21, Письмо В.Н. Хитрово от 18.04.1896 г.].

Согласие от А.Н. Пыпина было получено, автор провел необходимую редакторскую правку, получил 5 экземпляров этого труда [См.: 9; 10] и выражение глубокой благодарности «за предоставленное Вами ему [ИППО] право воспользоваться ценным Вашим трудом» [21, Письмо В.Н. Хитрово от 19.01.1897 г.].

Еще одним аналогичным свидетельством напряженного поиска авторов для популярных «чтений» является письмо выдающегося церковного

историка Алексея Петровича Лебедева, выпускника Московских духовной семинарии и духовной академии, профессора Московской духовной академии, Московского университета, автора курса по истории Восточной Церкви. 12 сентября 1899 г. А.П. Лебедев сообщает о своем согласии, вероятно, на ранее поступившую от В.Н. Хитрово просьбу:

«Достоуважаемый Василий Николаевич!

По издании двух томов моих сочинений в августе, я все собирался послать их Вам, но по человеческой слабости отложил исполнение намерения со дня на день.

Не усматриваю препятствий к перепечатке своей статьи: "Паломничества в Св. Землю" в виде ли одного или нескольких выпусков. (Лучше, по-видимому, было бы сделать лишь один выпуск, ток материи статьи находятся в близкой связи между собой). Что касается условий перепечатки, то я буду удовлетворен гонораром в 50 рубл. Никаких оттисков в мою пользу делать нет надобности, тем более, что Общество без сомнения уделит мне экземпляров пять брошюр, по ее отпечатании. Последнюю корректуру я просмотрю очень охотно» [2, л. 150-150 об]. В дальнейшем упомянутые материалы, ранее опубликованные в журнале «Душеполезное чтение», составили выпуски № 53 и 54 «чтений» о Святой Земле [См.: 13; 14].

Более детально характеристика вопросов, связанных с процессом работы секретаря ИППО над текстами чтений, переговоры с авторами отражены в его письмах непосредственно к секретарю канцелярии ИППО В.Д. Юшманову.

29 мая 1899 г.: «Я Вам выслал, добрейший Владимир Дмитриевич, 22 вып. чт. о Св. З.[емле] Соловьева, следом высылаю 23, 24, 25 вып. Их можно с Богом печатать и соответствующие картины заказать. Ветхозаветной истории его остается у меня еще на четыре выпуска 26, 27, 28 и 29 [Речь идет о подготовке изданий для палестинских чтений (были выпущены под № 9-30), подготовленных кафедральным протоиереем из г. Зарайска, Рязанской губернии Владимиром Семеновичем Соловьевым — В.Ц., О.Ц]. Это я пришлю Вам в июне. Кроме Соловьевских чтений я прислал Вам еще два чтения о Синае [Вероятно, упоминаются чтения № 51 и 52 В.Г. Добронравова «Богошественная гора Синайская. Описание ее», изданные в 1899 году — В.Ц., О.Ц] в оригинале.» [6, л. 9].

8 июня 1899 г.: «Хочу поскорее покончить с чтениями Соловьева а затем разберусь во всем том материале, который Вы мне передали» [6, л. 12 об].

22 июня 1899 г.: выслал «прежде всего три чтения 22 и 29, 30 (вместо 49, 50) я их просмотрел и их можно печатать.» [6, л. 14-15 об].

12 июля 1901 г.: «Чтения 67 и 68 не успел просмотреть. Сделал сокращение в статье Грекова [Речь идет о подготовке издания: Места страданий, смерти и воскресения Спасителя Ф.К. Грекова (Палеолога). 67-е чтение. СПб., 1901. 24 с. — В.Ц., О.Ц.]. Я ее прочитал внимательно и затем уже сделал сокращение» [6, л. 35].

2 августа 1901 г.: «Посылаю Вам, добрейший Владимир Дмитриевич. 2-е чтение Елеонского [См.: 18; 19 и др. — В.Ц., О.Ц.]. Как писал Вам в последний раз, второе и последующие его чтения, нужно печатать также как напечатано первое чтение. Нельзя одно чтение печатать в одном виде, а его продолжение в другом» [6, л. 40].

Приведенная выше переписка со всей очевидностью показывает, что В.Н. Хитрово принадлежала ключевая роль в отборе и отчасти подготовке материалов для народных чтений о Святой Земле.

Более объемные «чтения» предназначались, преимущественно, для лекторов, образованной публики. Для продажи по минимальной цене (2-3 коп.) использовались «беседы», в которых опять же по решению В.Н. Хитрово число страниц должно было колебаться от 8 до 16.

Здесь деятельность секретаря ИППО была не менее, а иногда и более интенсивной. Так, ему пришлось серьезно отредактировать все «Беседы о Святой Земле» священника Н. Панова [См.: 6, л. 15-15 об]. Не менее значительной правке подверглась «Беседа о содействии Православным в Святой Земле» епископа Смоленского и Дорогобужского Никанора (Каменского).

Предварительные итоги работы над этим форматом популярных изданий В.Н. Хитрово подвел опять же в одном из писем В.Д. Юшманову от 22 июня 1899 г.: «взяв 2 беседы Никанора и Макария, 7 — Панова, 1 — Дмитревского ... 10 бесед, тем и положим начало их.» [6, л. 15 об. Речь идет о «беседах» № 1, 2, 5, 7-11].

Работа продолжалась в течение нескольких следующих лет. В письме от 26 июля 1901 г. В.Н. Хитрово сообщал В.Д. Юшманову: «Кроме того, еще 4 просмотрены мною чтения или беседы, отметки о них сделал я на каждом отдельном экземпляре» [6, л. 38-38 об].

В ряде случаев В.Н. Хитрово предлагали свои лекции для публикации представители региональных отделов, в основном приходские священники и преподаватели духовных учебных заведений. Так, в письме 10 апреля 1901 г. делопроизводитель Томского отдела ИППО А.М. Курочкин обратился к В.Д. Юшманову:

«Милостивый Государь, Владимир Дмитриевич <.> На общем собрании читал доклад "Святая Земля и значение дела, совершаемого в ней Императ. Правосл. Палест. Общ-вом", составленный на основании изданных Обществом книг и брошюр <.> Доклад имеется у меня в черновике. Если бы вы нашли в сем докладе, что-либо достойное внимания Его Превосходительства Василия Николаевича Хитрово, то я с удовольствием представил бы его переписанным набело» [4, Письмо А.М. Курочкина от 10 апреля 1901 г.] В следующем письме от 30 мая того же года А.М. Курочкин сообщил, что «с любезного разрешения Вашего, высказанного в письме ко мне от 30 апреля, при сем препровождаю на Ваш просмотр составленное мною чтение для общего собрания отдела 25 марта 1901 года. При составлении его я имел ввиду вкратце собрать доводы в пользу

того, что дело общества высокополезно для всего русского народа и для каждого из нас в отдельности. Я полагаю, что в обобщенном изложении таких доводов есть немалая нужда <..> Покорнейше прошу Вас, в случае, если что-либо полезное найдете в этой тетради, пожалуйста, поступайте с нею по своему усмотрению, сокращайте, изменяйте, дополняйте!.. Пусть на первом плане будет польза нашего Общества; с точки зрения ее Вам виднее будет как поступить с посланною тетрадью» [4, Письмо А.М. Курочкина от 10 апреля 1901 г.]

В ответном письме, датированном 15 октября 1901 г. В.Д. Юшманов сообщил: «Ваш доклад, читанный на общем собрании, В.Н. [Хитрово] одобрил и поместил в № 25 издаваемых Обществом бесед о Св. Земле. В чтения нельзя было его поместить, ибо не подберешь подходящих картин, печатать же без картин мы теперь не будем ни одного чтения. Авторские экземпляры и гонорар одновременно с сим препровождаем Вам, как слабое выражение благодарности за выдающееся сочувствие Ваше деятельности Общества и глубокое понимание целей и призвание его. В.Н. был бы искренно обрадован, увидев в печати (в изданиях Общества) и другие труды ваши по Палестине, если бы таковые Вы признали возможным нам доставить» [4, Письмо В.Д. Юшманова от 19 сентября 1901 г.] (Следует отметить, что работы А.М. Курочкина выпускались как форме «чтений», так и «бесед»). Также с разрешения В.Н. Хитрово А.М. Курочкину для дальнейшей работы по подготовке «популярных чтений о Св. Земле» было отправлено несколько номеров «Православных Палестинских сборников (выпуски 13, 22, 43 и 44) [4, Письмо В.Д. Юшманова от 15 октября 1901 г.]

Подобно работе А.М. Курочкина, поступила из провинции, была благосклонно оценена В.Н. Хитрово и впоследствии издана «Беседа о земной жизни Иисуса Христа и Святой Земле Палестине» одесского священника В.И. Бабу-ры. «Просмотрев эту беседу <...> В.Н. признал возможным поместить ее под № 19 издаваемых Обществом бесед о Св. Земле», — писал В.Д. Юшманов уполномоченному ИППО в Одессе М.И. Осипову [5, л. 47-48].

В письме от 29 июля 1901 г. Василий Николаевич вел речь о формате издания работы помощника председателя Училищного совета при Св. Синоде, протоиерея Михаила Ивановича Хитрова, автора очерков из истории древней Церкви, жизнеописаний православных святых, проповедей и поучений: «Чтение Хитрова не лучше ли будет разделить на две беседы, так как туманные картины к ним не подобраны <...>» [6, л. 39-39 об]. Действительно, в дальнейшем под № 23 и 24 вышли «Беседы о благочестивых путешественниках по Святым местам в древности» М.И. Хитрова.

Им же было дано указание на выпуск в формате «бесед» выступления, составленного преосвященным Томским Макарием (Невским). «Простые речи о великих делах божиих напечатайте в Палестинских беседах», указывал В.Н. Хитрово в письме от 20 июля 1902 года [6, л. 47-47 об]. Эта работа вышла под последним, 30-м номером в данной серии популярных изданий.

В.Н. Хитрово определял формат, содержание и третьего вида изданий «для народа»: бесплатно раздававшихся слушателям чтений «Палестинских листков» объемом в 2-4 страницы. Ранее для сходных целей Тро-ице-Сергиевской Лаврой выпускались так называемые «Троицкие листки», посвященные краткому описанию христианских праздников, обрядов, содержавшие поучения религиозно-нравственного содержания и т.п. В.Н. Хитрово посчитал возможным не дублировать, а дополнять новыми темами и сюжетами уже имеющиеся издания. «Их нужно все печатать одинаково, в одном формате, где есть с рисунками, где нет — без рисунков. Как печатать я показал на № 1 Пал. лист. <.> Пал. листки желательны преимущественно описание событий и местностей. Этого Троицкие листки не дадут <...> Но кроме этого нужны поучительные на события слова и беседы и эти последние дадут Троицкие листки», — сообщал 23 июня 1900 г. В.Н. Хитрово В.Д. Юшманову [6, л. 20-20 об]. Он также производил правки, сокращения в текстах «листков», подбирал для них иллюстрации и стихотворения.

«Палестинский листок 33 я сократил сколько возможно <.>, — сообщал В.Н. Хитрово в письме от 25 июля 1902 г., — Листок 39 хорош и его можно печатать только если известно нужно вставить фамилию автора. Листок 40 пусть будет в 2 страницы это взамен тех №№ которые больше 4 стр. <...> Оригинал листков 33, 39 я оставил у себя, дабы не пересылать» [6, л. 48].

Почти до самого конца, находясь под прессом тяжелой болезни, В.Н. Хитрово продолжал вести редакторскую и корректорскую работу. В последнем письме секретарю Канцелярии ИППО от 2 февраля 1903 г. он просил: «если будет корректура присылайте ее, это еще единственное что могу делать» [6, л. 53]. (Почерк В.Н. Хитрово в этом письме меняется, становится менее разборчивым, текст выходит за пределы строк, что, на наш взгляд, отражает состояние его здоровья и, в то же время, говорит о его необычайной целеустремленности, желании быть полезным Палестинскому Обществу до самого конца).

Преждевременная кончина секретаря ИППО 5 мая 1903 г. оставила нереализованными ряд его замыслов, связанных, в частности, с подготовкой протоиереем В.С. Соловьевым популярного изложения «Нового Завета» для очередных выпусков «чтений».

Осознание, какой огромный объём работы выполнял В.Н. Хитрово, пришло только после его смерти. «Никогда при последнем неутомимом умном труженике [т.е. В.Н. Хитрово — В.Ц., О.Ц.] мне не приходилось писать для Общества столько, как после него, когда его не стало», — отмечал член Совета ИППО, член Государственного Совета Н.М. Аничков в письме товарищу Председателя ИППО, генерал-лейтенанту М.П. Степанову летом 1905 года [20, л. 52].

В другом письме Н.М. Аничков назвал секретаря ИППО «главным маховым колесом, которым приводится в движении вся машина <...> Со стороны может казаться, что все идет по старому, но мы сами сознаем, что души в деле нет, и нам никогда не дорасти до силы духа, оживлявшего наше дело при Вас.[илии] Ник.[олаевиче] <...> мы не погубим нам вверенного, даже не умалим, но оно у нас едва ли процветет, усилится и разовьется» [20, л. Б. н. Письмо от 17 марта 1903 г.].

Эти пессимистические высказывания сбылись не в полной мере. Хотя прежней интенсивности в публикации изданий «для народа» не наблюдалось, но в этом, вероятно, и не было острой необходимости, т.к. созданный В.Н. Хитрово задел был очень значительным и по объему, и по качеству выпущенной литературы.

Сказывалось в определенной степени и исчерпание тематики, которую можно было бы осветить в «палестинских изданиях» для народа, что сознавалось уже и самим В.Н. Хитрово: «Боюсь, что у нас окажется по нескольку однородных сюжетов по чтениям, напр. О деятельности Палестинского общ., о инославных и т. п. Это не значит, что не нужно печатать новых, наоборот возобновлять состав чтений необходимо, но нужно издавать вторые издания подобно или о том же <...> прежних чтений. Нужно чтобы об одном и том же предмете было бы не более 2-х чтений. Одно более подробное, другое более краткое, конечно лучшие из имеющихся п содержанию», указывалось в письме от 26 июля 1901 года [6, л. 38-38 об].

То, с чем справлялся секретарь ИППО один, теперь легло на плечи нескольких: профессора Киевской Духовой академии В.П. Рыбинского, нового секретаря ИППО А.А. Дмитриевского, секретаря Канцелярии ИППО В.Д. Юшманова.

Можно привести следующий пример, отражающий произошедшие со смертью В.Н. Хитрово изменения в подходах к подготовке и изданию литературы «для народа». Ранее упомянутый кафедральный протоиерей из г. Зарайска В.С. Соловьев, подготовил серию «чтений» по материалам Ветхого Завета (выпущены под № 9-30). Вероятно, представленные им тексты были не идеальны, но В.Н. Хитрово не жалел времени и сил на их редактирование. 22 книжки объемом по 30 страниц, а то и более, каждая, были выпущены в кратчайший срок и рассылались в дальнейшем по епархиальным отделам. Уже после смерти Василия Николаевича возник вопрос о необходимости подготовки и издания аналогичных новозаветных чтений тем же автором. Конечно, сам В.С. Соловьев затянул подготовку текста. Но этому мешали, в том числе и объективные обстоятельства. Текст популярных чтений по Новому Завету получил А.А. Дмитриевский и направил на рецензирование своему давнему знакомому, коллеге, В.П. Рыбинскому, который дал отрицательный отзыв, сделав вывод, что все нужно переделать. Было сделано заключение, что не можем же мы публиковать под именем Соловьева фактически работу Рыбинского, если

ему это дело поручить. Так вопрос и остался нерешенным и новозаветные чтения не вышли в свет. Если бы этот вопрос решался бы В.Н. Хитрово, то, можно предположить, ситуация разрешилась бы совсем иначе.

Поэтому заслуги В.Н. Хитрово как редактора и издателя палестинских «чтений», «бесед» и «листков» не могут быть не оценены очень высоко. Пожалуй, он даже брал на себя слишком много разнообразной работы, что не только подрывало его силы, но и в какой-то степени сковывало инициативу подчиненных, привыкших во всем полагаться на компетенцию секретаря Императорского Православного Палестинского Общества.

Библиография

1. А.В. К открытию чтений о Святой Земле и о деятельности Императорского Православного Палестинского Общества // Полтавские губернские ведомости. 1900. № 45. С. 2.

2. Архив внешней политики Российской империи. Ф. 337/2. Оп. 13. Д. 48.

3. Архив востоковедов Института восточных рукописей РАН (далее — АВ ИВР). Ф. 120. Оп. 1. Д. 185.

4. АВ ИВР. Ф. 120. Оп. 2. Д. 32.

5. АВ ИВР. Ф. 120. Оп. 2. Д. 44.

6. АВ ИВР. Ф. 120. Оп. 2. Д. 75.

7. Девять бесед на Святой Земле. Архимандрит о. Иоанна Верюжского. СПб.: тип. В. Киршбаума, 1898. [2]. — 78 с.

8. Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882-1907 гг.) Вступ. ст. и послесл. Н.Н. Лисо-вого. М.: Императорское Православное Палестинское Общество; СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. — 448 с.

9. Древне-русское паломничество А.Н. Пыпина. 36-е чтение (I). СПб.: тип. В. Киршбаума,

1896. — 80 с.

10. Древнерусское паломничество А.Н. Пыпина. 37-е чтение (II). СПб.: тип. В. Киршбаума,

1897. — 68 с.

11. Зимина О.Г. Издательская деятельность Православного Палестинского Общества в 1882-1917 годах (Фонды библиотеки Эрмитажа) // Пилигримы: Историко-культурная роль паломничества: Сб. науч. трудов: К ХХ Международному конгрессу византинистов. Париж, 19-25 августа 2001 года. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. С. 178-183.

12. Капустина В.И. Издательская деятельность Императорского Православного Палестинского общества в XIX — начале XX века // Книга в современном мире: проблемы чтения и чтение как проблема: материалы международной научной конференции, 25-27 февраля 2014 года. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. С. 86-91.

13. Лебедев А.П. Паломничество в Святую Землю во времена древней церкви (I). 53-е чтение. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1900. — 31 с.

14. Лебедев А.П. Паломничество в Святую Землю во времена древней церкви (II). 54-е чтение. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1900. — 32 с.

15. Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале ХХ в. М.: «Индрик», 2006. — 512 с.

16. Лисовой Н.Н. В.Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества // Хитрово В.Н. Собрание сочинений и писем. СПб.: изд-во О. Абыш-ко, 2011. Т. 1. С. 5-48.

17. Места страданий, смерти и воскресения Спасителя. Ф.К. Грекова (Палеолога). 67-е чтение. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1901. — 24 с.

18. Описание Святой Земли по протоиерею Н.А. Елеонскому. Общее понятие о Святой Земле. 1-е чтение. 3-е изд. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1901. — 32 с.

19. Описание Святой Земли по протоиерею Н.А. Елеонскому. Горы Святой Земли (I). 2-е чтение. 3-е изд. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1901. — 58 с.

20. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (далее — ОР РНБ). Ф. 253. Оп. 1. Д. 43.

21. ОР РНБ. Ф. 621. Оп. 1. Д. 948.

22. Пумпян Г.З. Издательская деятельность и публикации Императорского Православного Палестинского Общества (1881-2007) // Указатель трудов Императорского Православного Палестинского общества, 1881-2007. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: БАН; Аль-фарет, 2009. С. 360-438.

23. Пять бесед о Святой Земле. СПб.: тип. В. Киршбаума, 1910. — 46 с.

24. Русские паломники Святой Земли В.Н. Хитрово. 38-е чтение. Путь до Иерусалима. СПб.: тип. В. Киршбаума, 1896. — 36 с.

25. Русские паломники Святой Земли В.Н. Хитрово. 39-е чтение. Иерусалим и его ближайшие окрестности (I). СПб.: тип. В. Киршбаума, 1896. — 46 с.

26. Хитрово В.Н. К Животворящему Гробу Господню. Рассказ старого паломника. СПб.: Издание Православ. Палест. о-ва, 1884. — 121 с.

27. Цысь В.В., Цысь О.П. Подготовка и выпуск изданий для Палестинских чтений Императорским Православным Палестинским Обществом в конце XIX — начале ХХ вв. // Православный Палестинский сборник. Юбилейный выпуск 120. 140-летию Императорского Православного Палестинского Общества посвящается. М.: Индрик, 2022. С. 126-144.

28. Чач Е.А. Христианский Восток в изданиях для народа в России конца XIX — начала ХХ в.: к постановке проблемы // Вестник Омского университета. 2012. № 1. С. 129-135.

29. Чернышова Н.К. Императорское Православное Палестинское Общество: издательская и культурно-просветительская деятельность сибирских отделов // Традиции и современность. 2002. № 1. С. 77-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.