Научная статья на тему 'Участие уполномоченных по защите прав предпринимателей в оценке регулирующего воздействия'

Участие уполномоченных по защите прав предпринимателей в оценке регулирующего воздействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
392
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремов Алексей Александрович

Автор описывает правовое регулирование участия уполномоченных по защите прав предпринимателей в оценке регулирующего воздействия, формы такого участия и его практику в различных регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие уполномоченных по защите прав предпринимателей в оценке регулирующего воздействия»

УЧАСТИЕ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ОЦЕНКЕ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕФРЕМОВ

Кандидат юридических наук, доцент юридического факультета Воронежского государственного университета (Воронеж), эксперт Института оценки программ и политик (Москва),

e-mail: [email protected]

Автор описывает правовое регулирование участия уполномоченных по защите прав предпринимателей в оценке регулирующего воздействия, формы такого участия и его практику в различных регионах России.

Participation of business ombudsmen of Russian regions in regulatory impact assessment is studied. The author describes legal regulation and forms of this participation and its practice in different Russian regions.

Ключевые слова: уполномоченный по защите прав предпринимателей, оценка регулирующего воздействия, правовое регулирование

Key words: business ombudsman, regulatory impact assessment, legal regulation

Актуальность статьи обусловлена объективной потребностью в повышении качества правового регулирования общественных отношений в экономической сфере, в том числе на основе систематизации передовых практик участия уполномоченных по защите прав предпринимателей в нормотворческом процессе.

С 2009 г. в России нормативно сформировались институты оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ), антикоррупционной экспертизы, мониторинга правоприменения, продолжается развитие их правового регулирования и внедрения в нормотворчество1. Наряду с внедрением прогнозной и ретроспективной ОРВ на федеральном, региональном (с 1 января 2014 г.) и муниципальном (с 1 января 2015 г.) уровнях актуальным является обеспечение системной взаимосвязи всех институтов участия различных субъектов в нормотворче-ском процессе.

Статья 6 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» закрепляет ряд прав Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере нормотворчества:

1) направлять Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, в Правительство РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, иные органы государственной власти,

органы местного самоуправления предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного;

2) направлять Президенту РФ мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности до решения этого вопроса соответствующим судом;

3) направлять Президенту РФ мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ;

4) направлять в Правительство РФ мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности;

5) направлять высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) мотивированные предложения об отмене

или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта РФ (если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ);

6) давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являющиеся обязательными для рассмотрения Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. О результатах рассмотрения заключения Уполномоченный должен быть уведомлен в письменной форме в срок, не превышающий 30 дней со дня получения соответствующего заключения;

7) направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд РФ, мотивированные предложения в части, относящейся к компетенции Уполномоченного, об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ.

Аналогичные по содержанию права предусмотрены для уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ (ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 78):

1) обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

2) направлять в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности уполномоченного в субъекте РФ;

3) направлять высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Указанные права уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъекте РФ устанавливаются и в законах субъектов РФ.

Перечисленные нормы не ограничивают участия уполномоченных в проведении оценки регулирующего воздействия. Так, в Архангельской области по итогам реализации научно-исследовательской работы «Организационно-правовые и методические аспекты процесса внедрения оценки регулирующего воздействия в Архангельской области»», выполненной сотрудниками и привлеченными экспертами (среди которых был и автор настоящей статьи) Центра ОРВ Института государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики»2, был принят Закон от 22 ноября 2013 г. № 34-3-ОЗ «О внесении дополнений и изменения в отдельные областные законы по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области и экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области», который предусматривает участие Уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей в оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области и экспертизе нормативных правовых актов Архангельской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Практика участия региональных уполномоченных в проведении ОРВ получила законодательное закрепление и распространение в ряде других регионов РФ.

Законодательное закрепление участия уполномоченных по защите прав предпринимателей в проведении ОРВ

В настоящее время, помимо закона Архангельской области, участие уполномоченных

в ОРВ предусматривается еще в ряде законов 16 октября 2014 г. по инициативе Министер-

субъектов РФ, при этом формулировки такого ства экономического развития Пермского края участия могут варьироваться (см. табл.). меморандум о взаимодействии в области ОРВ

подписали заместитель председателя правитель-

Нормы законов субъектов РФ об участии уполномоченных по защите прав предпринимателей в проведении ОРВ

Закон субъекта РФ Нормы

Закон Республики Тыва от 21 июня 2014 г. № 2621 ВХ-1 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Тыва» Уполномоченный имеет право вносить в установленном порядке предложения по проектам нормативных правовых актов Республики Тыва, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, организации и осуществления государственного контроля (надзора) при проведении оценки регулирующего воздействия (п. 4 ч. 1 ст. 9)

Закон Красноярского края от 21 ноября 2013 г. № 5-1830 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Красноярском крае» Одной из основных задач Уполномоченного является участие в осуществлении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов края, проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (п. 7 ст. 2). Также он имеет право при проведении органами государственной власти края, органами местного самоуправления в установленном порядке оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов края, проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, направлять им предложения по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов края, проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (п. «к» ч. 1 ст. 9)

Закон Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. № 127-кз «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае» Уполномоченный вправе в установленном порядке участвовать в проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ставропольского края и экспертизы нормативных правовых актов Ставропольского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (п. 8 ст. 8)

Закон Томской области от 27 декабря 2013 г. № 242-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Томской области» Уполномоченный рассматривает проекты законов Томской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, при проведении оценки регулирующего воздействия и в установленном порядке предоставляет по ним предложения уполномоченному исполнительному органу государственной власти Томской области в области оценки регулирующего воздействия (п. 7 ч. 1 ст. 5)

Заключение соглашений об участии в ОРВ

Наибольшее распространение получила практика заключения соглашений об участии региональных уполномоченных в проведении ОРВ на региональном и муниципальном уровнях.

Так, 21 июля 2014 г. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре заключил первые соглашения о взаимодействии по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов с департаментами и службами округа3.

31 июля 2014 г. Комитет государственной гражданской службы и содействия развитию местного самоуправления Новгородской области и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области подписали Соглашение о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области и экспертизы нормативных правовых актов области4.

ства министр экономического развития Пермского края Л. Ю. Морозов, заместитель председателя Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России» А. М. Ситников, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае В. Белов, а также представители Общероссийской общественной организации «ОПОРА России», НП «Гильдия добросовестных предприятий», Пермского краевого регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Государственного юридического бюро Пермского края5.

31 марта 2015 г. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан и Администрация городского округа Уфы заключили Соглашение о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов6. Предметом соглашения выступает взаимодействие сторон при ОРВ нормативных правовых актов (или их проектов) в целях реализации мер, направленных на повышение качества правового регулирования отношений, участни-

ками которых являются субъекты предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности.

Вместе с тем дальнейшее активное участие уполномоченных по защите прав предпринимателей в проведении ОРВ на муниципальном уровне (за исключением столиц республик и иных административных центров субъектов РФ) в будущем вряд ли возможно. Это связано с тем, что 24 февраля 2015 г. на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения был размещен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 7 и 46 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов"»7. Согласно пояснительной записке проект предусматривает установление инициативного порядка проведения ОРВ и экспертизы органами местного самоуправления (за исключением городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ).

Ранее, 1 сентября 2014 г., на упомянутом портале было размещено уведомление о разработке федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»8. В уведомлении было указано: «Анализ опыта внедрения ОРВ проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах РФ показал, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения и иных муниципальных образований в меньшей степени затрагивают вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, что не позволяет в каждом отдельном случае в полном объеме задействовать потенциал ОРВ и экспертизы. Кроме того, практическая реализация внедрения данных процедур в муниципальных районах, городских округах, внутригородских территориях городов

федерального значения и иных муниципальных образованиях сопряжена со сложностями, обусловленными отсутствием организационно-технических возможностей для полноценного проведения ОРВ и экспертизы (например, использование Интернет-ресурсов), а также со сложностями в получении содержательного отклика со стороны представителей экспертного и предпринимательского сообщества в ходе проведения публичных консультаций в рамках проведения ОРВ и экспертизы».

Иные формы участия уполномоченных

по защите прав предпринимателей во внедрении практики ОРВ в регионах

Наряду с законодательным закреплением и заключением соглашений об участии в проведении ОРВ в отдельных субъектах РФ уполномоченные по защите прав предпринимателей принимают участие в консультативных и экспертных советах, совещаниях по внедрению и развитию ОРВ на региональном и муниципальном уровнях.

В отдельных субъектах РФ уполномоченные по защите прав предпринимателей принимают участие в консультативных и экспертных советах, совещаниях по внедрению и развитию ОРВ на региональном и муниципальном уровнях

20 июня 2014 г. в рамках VII Чебоксарского экономического форума «Регионы России -устойчивое развитие» были проведены круглый стол «Развитие и перспективность института оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации» и заседание рабочей группы по оценке регулирующего воздействия Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, в котором принял участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике В. Н. Иванов9.

25 июня по инициативе Новосибирского отделения «Деловой России» состоялась встреча предпринимателей с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Новосибирской области В. А. Вязовых. Одним из важнейших тем для обсуждения стало участие предпринимателей в ОРВ проектов нормативных правовых актов, которые разрабатывают органы власти10.

31 октября11 прошло заседание Экспертного совета по оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов Хабаровского края,

в работе которого принимал участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае О. В. Герасимов.

7 ноября Министерство экономического развития Пермского края провело совещание, посвященное внедрению и развитию института ОРВ в муниципальных образованиях. На совещании с докладом на тему «Оценка регулирующего воздействия нормативно-правовых актов как инструмент для учета мнения предпринимательского сообщества и снижения административных барьеров» выступил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае В. А. Белов. По итогам совещания состоялось подписание соглашений о внедрении оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов в пилотном режиме с муниципальными образованиями Пермского края12.

3 декабря в Элисте прошел семинар-совещание «Законодательные новации, принципиально важные для деятельности республиканских и муниципальных юридических служб», на котором помощник бизнес-омбудсмена Калмыкии Э. В. Доржи-Горяева представила доклад об оценке регулирующего воздействия и экспертизе законодательства на республиканском и муниципальном уровнях13.

16 декабря состоялась первая областная конференция общественного актива Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, явившаяся результатом работы по формированию института общественных помощников Уполномоченного. В ходе конференции обсуждались проблемы применения ОРВ в регионе и перспективы развития ОРВ на местном уровне14.

17 декабря было проведено совместное расширенное заседание Общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Белгородской области и областного межведомственного координационного совета при Губернаторе области по защите интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, развитию конкуренции и улучшению инвестиционного климата. С отчетом об итогах внедрения ОРВ в Белгородской области за 2014 г., внесенным на Совет в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного Агентством стратегических инициатив, выступил заместитель начальника департамента, начальник управления инвестиций и инноваций департамента экономического развития области И. Н. Полевой15.

19 декабря в администрации Ульяновска по вопросу внедрения ОРВ прошло совещание

с участием главы города М. П. Беспаловой, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Т. Н. Скопцовой, руководителей структурных подразделений администрации Ульяновска, депутатов Ульяновской городской Думы, представителей администраций муниципальных образований Ульяновской области, представителей Министерства экономического развития Ульяновской области, членов общественного совета по развитию пред-принимательства16.

10 февраля 2015 г. была проведена встреча Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Т. Н. Скопцовой с предпринимателями муниципального образования «Новомалыклинский район». На встрече также присутствовали глава администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» И. Н. Мухутдинов, начальник отдела Управления экономического развития, инвестиций и предпринимательства Л. Синицына, общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» Ф. Абдулвалеева. В рамках встречи затрагивался и вопрос об ОРВ17.

11 февраля на заседании Экспертного совета по ОРВ действующих нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Республике Тыва при Министерстве экономики Республики Тыва был рассмотрен разработанный Министерством Республики Тыва по делам юстиции проект акта, устанавливающий запрет на розничную продажу алкогольной продукции в административном центре Республики -Кызыле. Участники заседания Экспертного совета выдвинули ряд предложений и поправок в документ; Уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики Тыва А. А. Сат и исполняющий обязанности руководителя Тывинского УФАС России Ф. А. Хаджиев отметили, что законопроект содержит признаки нарушения ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции в определенной местности поставит хозяйствующих субъектов в неравное положение. По итогам обсуждения законопроекта разработчику рекомендовано доработать проект с учетом замечаний и предложений. На заседании также был одобрен план экспертизы действующих актов на 2015 г.18

5 марта состоялось заседание Консультативного совета по оценке регулирующего воздействия при Министерстве экономического развития Пермского края19. Министр экономического развития Пермского края Л. Ю. Морозов

доложил членам совета об изданных указах края «Об Экспертном совете по оценке регулирующего воздействия проектов законов Пермского края и экспертизе законов Пермского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности», «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов Пермского края», приказе «Об утверждении типовых форм документов, используемых при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов Пермского края».

Экспертный совет был сформирован из 15 человек, в его состав вошли пять представителей Правительства Пермского края (в том числе министр экономического развития), пять представителей Законодательного собрания Пермского края (по одному от каждого комитета), четыре представителя от организаций, представляющих интересы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (РОР «Сотрудничество», «ОПОРА России», «Деловая Россия», «Пермская гильдия добросовестных предприятий»). Возглавил Экспертный совет Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае. Члены Консультативного совета рассмотрели план по экспертизе нормативных правовых актов Пермского края на 2015 г., внесли в него изменения и утвердили как основу работы в 2015 г. 23 марта 2015 г. прошло первое заседание Экспертного совета по ОРВ проектов законов Пермского края и экспертизе региональных законов, затрагивающих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности20. Основным результатом работы стал перечень нормативных правовых актов Пермского края, включенных в план проведения экспертизы на 2015 г.

26 марта на площадке Совета народных депутатов Кемеровской области был организован круглый стол «Вопросы развития общественной экспертизы законопроектов»21. В обсуждении участвовали депутаты кузбасского парламента, представители Администрации области, Общественной палаты области, Кемеровского областного отделения «ОПОРА России». Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области Е. П. Латышенко рассказала об оценке регулирующего воздействия, касающейся предпринимательской деятельности в Кемеровской области, оценке нормативных правовых актов и проблемах, которые возникли в процессе ее осуществления. В 2014 г. ею проведено семь экспертиз, по результатам которых подготовлены заключения о проектах нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предприниматель-

ской деятельности. Для включения в план по проведению оценки регулирующего воздействия Уполномоченным было рекомендовано девять нормативных правовых актов, относящихся к предпринимательской и инвестиционной сфере.

Е. П. Латышенко отметила, что в настоящее время нормативные правовые акты (федерального, регионального, местного уровня) предусматривают возможность участия субъектов предпринимательской деятельности в процедуре оценки регулирующего воздействия, но не содержат механизма их вовлечения в данные

Даже при наличии заключенных соглашений о взаимодействии уполномоченного органа и общественных объединений предпринимателей субъекты предпринимательской деятельности не проявляют достаточной активности при проведении ОРВ и экспертизы

процедуры. Как показывает опыт, даже при наличии заключенных соглашений о взаимодействии уполномоченного органа и общественных объединений предпринимателей субъекты предпринимательской деятельности не проявляют достаточной активности при проведении ОРВ и экспертизы.

В целом перспективность участия уполномоченных по защите прав предпринимателей в проведении ОРВ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях очевидна. Вместе с тем активность и эффективность такого участия в настоящее время напрямую зависят от общей активности уполномоченного в конкретном субъекте РФ. В связи с этим определенным стимулом станет повсеместное нормативное закрепление форм такого участия в законодательстве субъектов РФ.

1 См. подробнее: Ефремов А. А. Оценка регулирующего воздействия в системе институтов повышения эффективности нормотворчества // Вопр. государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 121-133.

2 Организационно-правовые и методические аспекты процесса внедрения оценки регулирующего воздействия в Архангельской области // URL: http://www.ipamm.hse.ru/ projects/projects_detaiLphp?ID=4102.

3 Бизнес-омбудсмен Югры заключила Соглашения о взаимодействии с Департаментами автономного округа // URL: http://www.mngz.ru/ugra/616950-biznes-ombudsmen-yu gry-zaklyuchila-soglasheniya-o-vzaimodeystvii-s-depar-tamentami-avtonomnogo-okruga.html.

4 Исполнительная власть области и новгородский биз-нес-омбудсмен подписали соглашение о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области и экспертизы документов // URL: http://region.adm.nov.ru/press/news/ press/58532.

5 «Мы делаем шаг, который направлен на улучшение делового климата». Власть и бизнес договорились о взаимодействии на площадке Сбербанка // URL: http://newsko.ru/ artides/nk-1952200.html.

6 Бизнес-омбудсмен и Администрация городского округа г. Уфа заключили Соглашение о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов // URL: http:// upprb.bashkortostan.ru/news/press_news/2476.

7 URL: http://regulation.gov.ru/project/18024.html?point= view_project&stage=2&stage_id=16594.

8 URL: http://regulation.gov.ru/project/18024.html?point= view_project&stage=1&stage_id=6440.

9 Проведен круглый стол «Развитие и перспективность института оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации» // URL: http://www.cap.ru/info. aspx?gov_id=49&type=news&id=2804389.

10 Новосибирское отделение «Деловой России» обсудило с областным бизнес-омбудсменом, как улучшить деловой и инвестиционный климат Новосибирска // URL: http:// www.sibmodern.com/posts/825.

11 URL: http://www.khabkrai.ru/news/newsfull.html?id= 28264.

12 Семинар по внедрению оценки регулирующего воздействия // URL: http://ombudsmanbiz59.ru/seminar-po-vned-reniyu-otsenki-reguliruyushhego-vozdejstviya.

13 Законодательные новации, принципиально важные для деятельности республиканских и муниципальных юридических служб // URL: http://upprk.ru/announcements/244-zakonodatelnye-novacii-principialno-vazhnye-dlya-deyatel-nostirespublikanskih-i-municipalnyh-yuridicheskih-sluzhb. html.

Савицкий П. И.

Избранные труды. - Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2015. - 296 с. - (Библиотечка «Российского юридического журнала»).

В статьях, включенных в данный сборник, исследуются вопросы конституционно-правового положения органов государственной власти Франции и Бельгии, развития конституционного законодательства Бельгии, проблемные аспекты конституционно-правового регулирования внутригосударственных и международных отношений в странах Европейского союза и Латинской Америки. Ученым-правоведам, аспирантам и студентам

14 Защищать бизнес в районах области призван общественный актив бизнес-уполномоченного // URL: http:// www.ombudsmanbiz.nso.ru/news/81.

15 URL: http://www.derbo.ru/h/news/2014/12/25/otchet-vnedren-procedur-orv-za-2014-god.

16 В Администрации Ульяновска состоялось совещание по вопросу внедрения института оценки регулирующего воздействия // URL: http://biznespravo73.ru/page/v-administracii-uljanovska-sostojalos-soveshhanie-po-voprosu-vnedrenija-instituta-ocenki-regulirujushhego-vozdejstvija.

17 Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области встретилась с предпринимателями муниципального образования «Новомалыклинский район» // URL: http://ombudsmanbiz.ru/2015/02/upolnomochennyj-poza-shhite-prav-predprinimatelej-v-ulyanovskoj-oblasti-vstretilas-s-predprinimatelyami-municipalnogo-obrazovaniya-novo-malyklinskij-rajon.

18 Состоялось заседание Экспертного совета по ОРВ // URL: http://mert.tuva.ru/directions/entrepreneurship/news/293. html.

19 Заседание Консультативного совета по ОРВ // URL: http://www.gildia.perm.ru/?page=181&News=544.

20 Первое заседание Экспертного совета // URL: http:// www.zsperm.ru/s1/archive/news/detail.php?ID=9513; http:// ombudsmanbiz59.ru/otsenke-reguliruyushhego-vozdejstviya-v-pri-kam-e-dan-start.

21 На площадке Совета народных депутатов Кемеровской области состоялся круглый стол «Вопросы развития общественной экспертизы законопроектов» // URL: http:// www.ombudsmanbiz42.ru/116-sovet-narod-deputatov-krugl-stol.

Б1/1БЛИОТЕЧКА

ЮРИДИЧЕСКОГО

ЖУРНАЛА

П. U. САВиЦККЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.