ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
УДК 378.4:001.891 (571.16)
УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИМПЕРАТОРСКОГО ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
С.А. Некрылов, А.Н. Кузьмин, С.Ф. Фоминых
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский
Томский государственный университет" E-mail: [email protected]
PARTICIPATION OF STUDENTS OF THE FACULTY OF MEDICINE OF IMPERIAL TOMSK UNIVERSITY IN RESEARCH AND PRACTICAL WORK
S.A. Nekrylov, A.N. Kuzmin, S.F. Fominykh
National Research Tomsk State University
На основе архивного материала и периодической печати дан краткий обзор научно-исследовательской и практической работы студентов медицинского факультета Императорского Томского университета. Ключевые слова: медицинский факультет Императорского Томского университета, студенты, научно-исследовательская и практическая работа.
On the basis of archival material and periodicals the short review of research and practical work of students of the faculty of medicine of Imperial Tomsk University is given.
Key words: Medical Faculty of the Tomsk Imperial University, students, research and practical work.
Одним из малоизученных вопросов является система привлечения студентов дореволюционного Томского университета к научной работе и связанная с ней подготовка научных кадров (рис. 1).
Уже в период обучения студенты Императорского Томского университета имели возможность заниматься научно-исследовательской работой под руководством профессоров. "Почти все профессора, за неимением кадра подготовленных помощников, производили всякие опыты и вели все практические занятия со студентами самолично, - вспоминал студент первого набора, а впоследствии профессор Томского университета С.М. Тима-шев. - Благодаря этому студенческие работы отличались особенной успешностью, продуктивностью. Постоянное общение с профессорами, близость к ним как-то животворили работу, поддерживали энергию и разви-
Рис. 1. Н.Н. Бурденко, бывший студент медицинского факультета Императорского Томского университета (18971899), в дальнейшем выдающийся организатор здравоохранения, академик и первый президент АМН СССР (19441946)
вали особый интерес к научным занятиям. Немудрено поэтому, что студенты одинаково охотно, усердно и с любовью занимались как анатомией, физиологией, гистологией, так и минералогией, ботаникой и зоологией. Для нас тогда не существовало деления наук на более и менее важные..."
[1] (рис. 2).
На основании Устава 1884 г. с целью приобщения студентов к занятиям наукой и поощрения их за это факультетские собрания ежегодно предлагали темы сочинений. В конце учебного года написанные студентами сочинения подавались на конкурс под девизом. Для их рассмотрения факультетом назначалась комиссия из профессоров. Победители награждались золотыми и серебряными медалями и почетными отзывами. Число медалей определялось советом университета: одна золотая и две серебряные. В исключительных случаях,
при выдающихся достоинствах нескольких из представленных на соискание работ, число медалей по постановлению совета могло быть увеличено [2, с. 121].
Самое первое награждение на медицинском факультете состоялось в 1892 г., когда студент Ф.Ф. Яновский был награжден серебряной медалью за сочинение на тему "К иннервации панкреатической железы". Отзывы о его работе написали профессора АС. Догель, А.В. Реп-рев и В.Н. Великий. Торжественное вручение медали состоялось на университетском акте 22 октября [3, с. 138, 141-143].
Медицинский факультет в заседании 4 октября 1902 г. присудил золотую медаль
студенту 3-го курса Н. Павловскому за сочинение на тему "Влияние чая, кофе и некоторых спиртных напитков на количественное действие пепсина" [4, л. 76]. В том же заседании студент 3-го курса М. Козьмин был удостоен серебряной медали за сочинение на тему "Подробное описание аномалий артериальной системы, наблюдаемых в течение учебного года в секционном зале анатомического театра Томского университета, с указанием на их морфологическое и практическое значение" [4, л. 75]. В 1911 г. золотую медаль по итогам конкурса студенческих работ получил студент 5-го курса А.Д. Тимофеевский, который представил сочинение на тему "Морфология костного мозга при анемиях". Отзыв на его работу составили профессора М.Г. Курлов, П.П. Авроров и М.М. Покровский [5, л. 1].
Среди тех, кто в последующие годы награждался медалями, были будущие профессора Томского университета П.В. Бутягин (1893), ИЛ. Вакуленко (1904), Б.К. Шишкин (1908), И.Р. Ломакин (1909), АД Тимофеевский (1911) и другие (рис. 3). Б.К. Шишкин был избран членом-корреспондентом АН СССР. Всего за дореволюционный период студентам медицинского факультета было вручено 24 медали [6, с. 201-203].
Важным фактором приобщения студентов к занятиям наукой было их участие в работе научных кружков. Они в Томском университете стали создаваться в начале XX в.
Совет Томского университета в заседании, состоявшемся 18 сентября 1899 г., создал комиссию в составе профессоров И.Г. Табашникова, Е.С. Образцова, И.А. База-нова, Н.Ф. Кащенко и М.Н. Соболева. Ей было поручено разработать проект правил, регулирующих организацию и порядок работы студенческих кружков на основании циркулярного предложения министра народного просвещения от 21 июня 1899 г. за № 17287.
Проектом предусматривались различные научные кружки: естественно-исторический, теоретической меди-
Рис. 2. На занятиях в башенной аудитории факультетских клиник
цины, клинической медицины, публичного права, циви-листический и статистико-экономический. Во главе каждого кружка предполагалось иметь председателя из числа профессоров. Заседания кружков, членами которых могли быть все студенты университета по их желанию, должны были проходить в помещении университета. Председатели кружков, согласно проекту, руководили занятиями и избирали из числа членов кружка секретаря для ведения протоколов заседаний. В заседаниях кружков могли принимать участие профессора и служащие университета по учебной части. Студенты, не вступившие в кружок, допускались на его занятия с разрешения председателя.
Доклады и рефераты делались на темы, выбираемые самими студентами или рекомендованные им профессорами. Написанный текст рефератов или подробный конспект представлялся председателю, который после ознакомления решал вопрос о допуске к заслушиванию на заседании кружка. Доклады, имевшие, по мнению соответствующего факультета, научную ценность, могли быть напечатаны в "Известиях Томского университета" [7, л. 15].
Однако этот проект не был утвержден министерством народного просвещения, так как кружки эти, "не имея характера публичности, должны образовываться на том или другом факультете по определенным предметам той или другой положенной по университетскому уставу кафедре и под руководством профессора" [8, с. 66]. Из министерства был прислан также экземпляр примерных правил студенческих кружков, одобренных самим министерством.
Если мы обратимся к истории открытия научных студенческих кружков в Томском университете, то самыми первыми были философский и экономический кружки, организованные по инициативе профессоров юридического факультета В.Г. Камбурова и М.Н. Соболева в 1904 г
Большую роль в приобщении студентов медицинско-
го факультета к научно-исследовательской работе играло Пироговское студенческое медицинское общество, созданное в Томском университете в ноябре 1908 г. [9, л. 3; с. 95; с. 154-157]. Одним из инициаторов организации этого общества стал профессор А.Е. Смирнов. Он же был и первым его председателем. Товарищем председателя был избран студент Д.А Глебов, секретарем общества -студент 3-го курса АА. Пономарев, которого в январе 1910 г. сменил студент 3-го курса Н.Н. Приоров [10, с. 591], будущий академик АМН СССР, основатель Лечебного протезного института (с 1940 г - Центральный институт травматологии и ортопедии). В правление общества были избраны студенты Н.И. Охлопков, Н.В. Юновидов и В.Я. Викилинский. Кроме того, в состав правления входили председатели комиссий [10].
В 1910 г. общество насчитывало 196 действительных членов, в том числе 7 профессоров и 5 младших преподавателей [10].
Задачей этого общества было объединение студентов и преподавателей университета на почве научной и практической медицины и соприкасающихся с ней наук. В основу своей деятельности общество положило выработку в студенчестве прочных общественных идеалов, с которыми будущие врачи могли бы вступить в жизнь.
Общество устраивало общие собрания с докладами своих членов. Было создано несколько комиссий: исследование гигиенических условий жизни студентов (председатель - П.В. Бутягин); комиссия по половой переписи (председатель - студент Я.Х. Фалевич); комиссия по приисканию практических занятий для студентов-медиков в летнее время (председатель - студент И.И. Соколов); комиссия по организации экскурсий (председатель - студент Хоммер); комиссия по исследованию вопроса о поликлиниках (председатель - студент ХА Дризин); ревизионная комиссия (председатель - студент И.Г. Раевский) [10].
Комиссия по половой переписи разработала анкету, включавшую вопросы, охватывающие самые разные стороны студенческой жизни. Анкета распространялась среди студентов университета и технологического института. Весь полученный материал был систематизирован и представлен в виде сводки цифр. На одном из общих собраний студент Я.Х. Фалевич сделал доклад "Итоги томской студенческой переписи" [11, с. 196]. Этот доклад вызвал повышенный интерес, аудитория, в которой проходило обсуждение этого доклада, не смогла вместить всех желающих. Материал по психологии и физиологии был предложен студентам для дальнейшей разработки.
Комиссия по исследованию гигиенических условий жизни студентов для выполнения намеченного плана работы заказала бланки обследования, выписала психрометр и другие приборы [12, с. 588].
Активную деятельность развила комиссия по изданию лекций и книг. Были изданы программы по неорганической, органической и аналитической химии и программа по фармации с фармакогнозией. Комиссия установила связи с книжными магазинами и авторами изданий с целью приобретения их студентами по льготной цене [13].
При обществе имелась своя библиотека, насчитывавшая к концу 1909 г. 246 книг по разным отраслям знания. Этой библиотекой могли пользоваться члены общества. Выписывалось 6 периодических изданий [13].
Рис. 3. Студенты первого набора Императорского Томского университета. В центре П.В. Бутягин (1892)
Пироговское студенческое общество провело совместное заседание с Обществом естествоиспытателей и врачей при Томском университете, посвященное юбилею Ч. Дарвина. Студент медицинского факультета И.П. Ласточкин выступил с докладом "О жизни рабочих на постройке второй колеи Сибирской железной дороги близ станции Заозерной". Этот же студент побывал на IX Пироговском съезде хирургов (1910) и поделился своими впечатлениями о его работе на одном из общих собраний [13, с. 119-120, 131-132].
Приват-доцент П.В. Бутягин 16 февраля 1909 г выступил на общем собрании этого студенческого общества с докладом "Влияние низких температур на жизнеспособность бактерий" [14, с. 117]. Доклад "О местоположении нервных узлов в желудочках сердца млекопитающих и человека" сделал и приват-доцент И.А Валединский. Всего в 1909/10 учебном году состоялось 6 собраний, на которых было прочитано 8 докладов, в основном подготовленных студентами.
На одном из первых общих собраний почетным членом Пироговского студенческого общества был избран профессор Казанского университета А.А. Милославский. Помимо него почетными членами этого общества были томский врач А.И. Макушин, первый председатель общества, профессор А.Е. Смирнов [14].
Пироговское студенческое медицинское общество продолжало функционировать и в последующие годы. После смерти А.Е. Смирнова его возглавил профессор В.Н. Саввин [15, л. 67, 88].
Помимо этого студенты привлекались для борьбы с разного рода эпидемиями. Так, в 1892 г. они приняли участие в борьбе с холерной эпидемией в Томске. На протяжении ряда лет студенты медицинского факультета выезжали летом в Барнаульский, Бийский, Кузнецкий и другие уезды Томской губернии в составе глазных отрядов для изучения распространения глазных болезней и состояния окулистической помощи. В летнее время студенты-медики работали фельдшерами на переселенческих пунктах. В годы Первой мировой войны они выезжали на фронт в составе передовых питательно-лечебных отрядов.
Профессора Томского университета, общаясь со сту-
дентами в ходе занятий, в лабораториях и клиниках, примечали среди них наиболее заинтересованных в занятиях наукой и приобщали их под своим руководством к научно-исследовательской работе. Д.И. Конаржевский, один из первых выпускников Томского университета, вспоминал спустя десять лет: "Надо отдать вполне заслуженную справедливость и честь гг. профессорам первого выпуска Томского университета, из которых большая значительно часть, к положительному несчастью томских студентов, в настоящее время составляет гордость Императорской военно-медицинской академии и других университетов, за то, что сумели вести дело преподавания так, что у нас не было, не существовало de facto преподавателей или безмолвных слушателей, а были, действительно, искренне любящие науку профессора и студенты, часто взаимно обменивавшиеся друг с другом своими мыслями; мы не боялись своих профессоров, а откровенно высказывали им волновавшие наши умы и непонятные нам вопросы, на которые всегда находили у них сердечное, толковое, чисто товарищеское, но авторитетное разъяснение. В кабинетах и клиниках у нас не чувствовалось начальников и их подчиненных; здесь нередко между директором той или другой клиники по поводу встречавшихся болезненных форм происходили целые дебаты, во время которых иногда нами высказывалось много и смешных, ни чем не обоснованных, предположений, но никто из нас не был строго осужден, не был зло осмеян; зато, напротив, путем целого ряда научных доводов, ссылок на соответственные литературные источники старались наши профессора разубедить в заблуждениях, ошибках, не так понимаемых у кровати больного наличных явлений, доказать путем надлежащего освещения фактов истину. Да! Тут-то всегда чувствовалась искренность, сердечность, правдивость, ибо мы не видели, повторяю, в своих профессорах начальников, а только желавших нам добра, если хотите, даже искренно нас любивших более опытных, знавших товарищей, с которыми мы имели возможность беседовать в какое угодно было время; у нас не было особо установленных часов для совещаний, для нас всегда были открыты двери их кабинетов в свободное от лекций время..." [16; 17, с. 359-367].
В первые годы существования университета профессора старались обходиться без помощников, привлекая для этого способных студентов. Так, профессор К.Н. Виноградов в январе 1891 г. обратился в совет с просьбой назначить студентам Голубеву и Коровину, которых он за неимением прозектора при кафедре патологической анатомии пригласил с разрешения попечителя исполнять некоторые прозекторские обязанности, заключавшиеся в приготовлении препаратов для лекций и практических занятий, в участии во вскрытии трупов и в микроскопических исследованиях, вознаграждение за их труд в размере 20 руб. в месяц каждому в течение учебного полугодия. С такой же просьбой в совет обратился и профессор А.И. Судаков, который привлек в качестве помощника студента 3-го курса П.В. Бутягина [18, с. 12]. В дальнейшем студенты нередко привлекались в качестве учебно-вспомогательного персонала.
Тем не менее, наиболее талантливые выпускники медицинского факультета, занимая в течение нескольких лет
Рис. 4. Студенты на занятиях профессора И.М. Левашева
должности лаборантов, помощников прозекторов и ординаторов, успешно сдавали экзамены на степень доктора медицины и защищали диссертации. Так, ученик профессора М.Г. Курлова И.М. Левашев, будучи студентом 5-го курса, исполнял обязанности ординатора факультетской терапевтической клиники (рис. 4). Известно, что будущий президент Академии медицинских наук СССР, будучи студентом Императорского Томского университета, был назначен помощником прозектора кафедры нормальной анатомии.
Одним из примеров активного привлечения к научным исследованиям является активное участие в работе анатомического музея А.П. Азбукина. Его ближайшим наставником был проф. Г.М. Иосифов, под руководством которого А.П. Азбукин работал на кафедре нормальной анатомии в качестве препаратора и активно участвовал в изготовлении новых и приведении в порядок старых музейных анатомических препаратов. Почти все препараты кровеносной системы и часть костей черепа, хранящиеся в настоящее время в музее анатомии СибГМУ, были раскрашены А.П. Азбукиным, когда он был еще студентом. Кроме этого, он копировал рисунки с анатомических атласов в увеличенном виде для демонстрации в аудитории [19, с. 44].
Таким образом, в дореволюционном Томском университете сложились разные формы привлечения студентов медицинского факультета к научно-исследовательской работе, и многие из них продолжили свою научную карьеру, защитив докторские диссертации.
Статья выполнена в рамках Программы повышения конкурентоспособности ТГУ и при поддержке гранта Правительства РФ П 220 в рамках проекта Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности№ 14. В25.31.0009.
Литература
1. Утро Сибири. - 1913. - 25 апр.
2. Журналы заседаний совета Императорского Томского университета (ЖЗС ИТУ). 28 сентября 1891 г. // Известия Томского университета (ИТУ). - 1892. - Кн. 4, отд. 1.
3. ЖЗС ИТУ. 19 октября 1892 г. // ИТУ. - 1894. - Кн. 6, отд. 1 [пагин. 2-я].
4. Государственный архив Томской области (ГАТО). - Ф. 102. - Оп. 1. - Д. 245.
5. ГАТО. - Ф. 102. - Оп. 1. - Д. 510.
6. Краткий исторический очерк Томского университета за первые 25 лет его существования (1888-1913 гг.). - Томск : Типо-литография Сибирск. Т-ва Печати. дела, 1917. - 544 с.
7. ГАТО. - Ф. 102. - Оп. 1. - Д. 196.
8. ЖЗС ИТУ. 21 сентября 1900 г. // ИТУ. - 1902. - Кн. 22 [па-гин. 9-я].
9. С.А. Некрылов, С.Ф. Фоминых, С.В. Лонгвинов и др. Алексей Ефимович Смирнов (1859-190 гг.): из истории формирования школы морфологов в Томске // Сибирский медицинский журнал (Томск) - 2010. - Т. 25. - № 4, вып. 1.
10. Сибирская врачебная газета. - 1910. - № 49.
11. Сибирская врачебная газета. - 1910. - № 16.
12. Сибирская врачебная газета. - 1909. - № 49.
13. Сибирская врачебная газета. - 1910. - № 10, № 11.
14. Сибирская врачебная газета. - 1909. - № 10.
15. ГАТО. - Ф. 102. - Оп. 1. - Д. 625.
16. Сибирский вестник. - 1899. - 26 авг.
17. Императорский Томский университет в воспоминаниях современников / сост. С.Ф. Фоминых (отв. редактор), С.А. Некрылов, М.В. Грибовский и др. - Томск : Изд-во Том. унта, 2014.
18. ЖЗС ИТУ. 26 января 1891 г. // ИТУ. - 1892. - Кн. 4, отд. 1.
19. Профессора медицинского факультета Императорского (государственного) Томского университета - Томского медицинского института - Сибирского государственного медицинского университета (1878-2013): биографический словарь / С.Ф. Фоминых, С.А. Некрылов, М.В. Грибовский и др. - 2-е изд., испр. и доп. - Томск : Изд-во Том. Ун-та, 2013. - Т. 1.
Поступила 24-04-2016
Сведения об авторах
Некрылов Сергей Александрович, докт. истор. наук, профессор кафедры современной отечественной истории исторического факультета Национального исследовательского Томского государственного университета.
Адрес: 634050, г Томск, пр. Ленина, 36. E-mail: [email protected]. КузьминАндрей Николаевич, аспирант кафедры современной отечественной истории исторического факультета Национального исследовательского Томского государственного университета. Адрес: 634050, г Томск, пр. Ленина, 36. E-mail: [email protected]. Фоминых Сергей Федорович, докт. истор. наук, профессор, заведующий кафедрой современной отечественной истории исторического факультета Национального исследовательского Томского государственного университета.
Адрес: 634050, г Томск, пр. Ленина, 36. E-mail: [email protected].