друзей-приватизаторов (см.: Новая газета. 2002. 28 февраля - 3 марта. С. 7).
5 Цит. по: Парламентская газета. 1998. 21 августа.
6 Цит по: Мирзеханов В. Власть, демократия и «разумное правление» в переходных обществах (на материалах франкоязычной Африки) // Власть. 1999. № 2. С. 67.
7 Цит. по: КлючевскийВ.О. Собр. соч.: В 19 т. М., 1989. Т. 7. С. 385.
8 Цит. по: Булдаков В. Указ. соч. С. 358.
9 Цит. по: Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. С. 207.
10 Цит. по: Аргументы и факты. 2004. № 41. С. 9.
11 См.: Там же. 2004. № 16. С. 2.
12 См.: Там же. 2005. № 4. С. 8.
13 См.: Земское обозрение. 2004. 14 января.
14 Цит. по: Аргументы и факты. 2004. № 28. С. 4.
15 Цит. по: Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр. соч. Т. 1. М. 1993. С. 109.
УДК 323.2
УЧАСТИЕ РОССИЯН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Одним из важнейших направлений современной российской политической науки является анализ факторов, под воздействием которых происходит включение населения в политику в условиях трансформации всех сфер общественной жизни. Процесс этот сложный, многоуровневый и осуществляется прежде всего в рамках политической социализации.
Сам термин «социализация» многозначен, и его интерпретация разными авторами различна. Диапазон этих интерпретаций располагается от понимания его как пассивного усвоения личностью культуры своего народа до выделения в процессе социализации прежде всего собственной активности субъекта, его саморазвития.
В политической психологии процесс социализации описывается «как включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленным в культуре. Этот процесс, с одной стороны, решает проблемы индивида, помогая ему стать полноправным членом своей группы, с другой - обеспечивает жизнедеятельность общества и преемственность самой культурной традиции»1.
В самом общем виде понятие «социализация» традиционно определяют как влияние среды в целом: приобщение индивида к участию в общественной жизни, обучение его пониманию культуры, поведению в коллективах, выполнению различных социальных ролей, утверждения себя2.
Существует и принципиально иная точка зрения, в соответствии с которой суть социализации интерпретируется не как процесс воздействия общества на личность, а прежде всего как развитие индивидуальной структуры личности, обладающей свободой воли 3.
Политическая социализация рассматривается как процесс политического формирования и политического воспитания человека, когда человек усваивает определенные культурные ценности, социальные нормы, правила политического поведения и деятельности. Они становятся для него необходимой опорой, позволяют выполнять конкретные политические роли, определяют его реакцию на те или иные политические события, формируют стиль поведения и деятельности4.
По мнению А. П. Цыганкова, при этом институты власти используют «те психологические характеристики нации, которые сами по себе,
В.А. Зимин,
кандидат исторических наук, докторант
СГУ
ВЕСТНИК. 2005. № 11
без каких либо усилий со стороны правящей элиты способствуют стабилизации режима, укреплению в обществе центростремительных тенденций. Сюда могут быть отнесены определенные культурные традиции, глубинные, исторически сформировавшиеся особенности национального самосознания, система мифов и верований. Эти особенности национального сознания, например склонность к мифологизации действительности, служат правителям своеобразной точкой опоры в воздействии на общество и побуждению его к одобрению собственного поведения и действиям в желательном для режима направлении»5.
Политическая социализация представляет собой процесс выработки у индивидов политических ролей на основе норм, предписанных существующей политической системой. По мнению Г.В. Каменской и А.Н. Родионова, регулятивное воздействие политической системы осуществляется только с помощью норм, действующих в обществе и содержащих в себе правила поведения, социальные ценности и ориентирующую информацию6.
Вместе с тем, на наш взгляд, сформировавшаяся у взрослого человека на основе многих внешних и внутренних факторов воздействия сугубо индивидуальная система норм и ценностей создает потенциальную возможность сохранять самостоятельность личностной позиции при взаимодействии с государственными и иными политическими институтами.
Поэтому главным критерием социализованнос-ти и обобщающим ее показателем служит обретение определенного социального статуса, гражданского и профессионального положения индивида, когда он становится членом общества с определенными функциями и ответственностью. Итогом политической социализации является социально-активная личность, обладающая устойчивой потребностью участия в общественно-политической жизни, способностью разнообразной деятельности по управлению делами общества.
Каждый гражданин Российской Федерации наделен широким кругом политических прав и свобод. Они закреплены в Конституции РФ 1993 г. и других правовых актах. Эти права и свободы обеспечивают россиянам участие в общественно-политической жизни и управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Каждая отдельная личность в той или иной степени реально принимает участие в политической жизни страны. Сознательное участие личности в данной жизни в целом развивает ее социально. В широком смысле даже активность личности в сфере производства есть тоже политическая активность. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдумах,
обращаться в государственные органы, иметь равный доступ к государственной службе, участию в отправлении правосудия.
Некоторые авторы справедливо говорят о такой форме политического участия личности, как «согласование своей жизни и деятельности, своих отношений с органами власти на основе конституционных принципов. Знать и соблюдать Конституцию - это первое политическое достоинство, исходный принцип ее политической социализации и политической деятельности»7.
Важнейшим политическим правом и формой политического участия гражданина в России является его право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Однако реализуется это право далеко не в полной мере. По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в 2003 г., россияне ответили, что участие в выборах - это право (69%), обязанность (26%), затруднились ответить (5%)8.
По данным ЦИК РФ 76,7% граждан России принимали участие в выборах президента страны 1991 г., а в президентских выборах 2000 г. - только 68,7%9. По данным Фонда «Общественное мнение» 48% россиян участвуют в выборах всегда, 21% - редко, 20% - часто, 9% - никогда, 2% - затруднились с ответом.
На вопрос «Надо ли штрафовать людей, которые не приходят на выборы?» они ответили, что не надо - 80%, надо - 14% и затруднились ответить 6%10.
7 декабря 2003 г. явка избирателей Самарской области на выборах в Государственную Думу была низкой - 51%. Во всем Приволжском федеральном округе она составила 62%, а в целом по России - 56%1.
Эти и многие другие данные свидетельствуют о том, что значительная часть избирателей не реализуют свое право выбора. Во многом это объясняется тем, что программы политических партий, блоков, кандидатов в депутаты не совсем конкретны, носят расплывчатый характер, значительное число избирателей не верят им. Часть граждан сомневаются в честности выборов и в целом недовольны формой демократии в сегодняшней России.
Многие политики, политологи и юристы предлагают законодательно отказаться от «протестного голосования». Говорят, что так дешевле и проще управлять демократией. В Ульяновске, например, выборы в Государственную Думу по одномандатному округу 2 раза были признаны несостоявшимися, так как количество голосов «против всех» было больше, чем число голосов, поданных за самого удачливого кандидата. В 2003 г. на выборах в
Госдуму кандидат «против всех» впервые в избирательной истории нашей страны преодолел 5%-ный барьер, который не смогли преодолеть многие политические партии12. По мнению руководителя аналитической группы «Меркатор» Д. Орешкина, «эта функциональная, действующая графа - не декоративная. Эта графа, соответствующая настроению значительной части избирателей (10% от го -лосующих). Значит, эти настроения должны быть отображены»13. Эту позицию поддерживает и автор данной статьи. По разным причинам часть граждан Российской Федерации не участвуют в политической жизни.
Заинтересованность населения в политике в определенной степени начинается с просмотра политических программ и прослушивания их по радио, чтения политических материалов, статей и др. В октябре - декабре 2003 г. нами были проведены социологические исследования на промышленных предприятиях Саратовской области (подшипниковом, авиационном заводах, Трансмаше и др.) по теме «Политическая культура». Всего был опрошен 321 респондент.
На вопрос «Когда вы принимаете решение о том, за кого будете голосовать, на чье мнение обычно полагаетесь в большей степени?» респонденты ответили так (в %):
- на мнение политических и иных обозревателей в передачах радио и телевидения - 14,17;
- на информацию материалов газет и журналов - 14,17;
- на мнение родственников и близких мне людей - 3,14;
- на мнение коллег по работе - 3,93;
- на мнение друзей и товарищей - 3,93;
- на агитационную информацию, которая появляется во время предвыборных кампаний, - 8,66;
- на мнение самого кандидата - 3,93;
- на слухи, которые распространяются по городу, - 0,78;
- на свое собственное мнение - 73,22;
- на другое - 0,78;
- затрудняюсь ответить - 0,78.
На вопрос «В какой мере изменился ваш интерес к политической жизни страны за последние 10 лет?» их ответы были следующими (в %):
- он существенно возрос - 28,34;
- остался без изменения - 45,66;
- политикой не интересуюсь совсем - 9,44;
- другой ответ - 3,93;
- затрудняюсь ответить - 8,66.
Можно согласиться с мнением исследователей о том, что в российском обществе политические ориентации граждан «отличаются крайней противоречивостью, сегментацией, пестротой... Характерны различные проявления и тенденции, однако можно
выделить две из них, которые являются основными: стремление к наведению порядка в обществе и стремление переложить ответственность за происходящее в стране на государство, самоустранение от участия в политической жизни, социальную апатию»14.
Важной формой участия россиян в политической деятельности является их работа в политических партиях, движениях, объединениях и др. Здесь они могут наиболее полно реализовать свои политические интересы.
В то же время при опросе граждан РФ в апреле 1993 г. 60% респондентов не доверяли партиям и движениям, а в ноябре этого же года эта группа снизилась до 43%15.
В 1995 г. работники указанных выше предприятий Саратовской области доверяли таким политическим партиям (в %):
- Коммунистической партии РФ (КПРФ) - 23,62;
- Либерально-демократической партии РФ - 6,29;
- партии «Яблоко» - 2,36;
- партии «Демократический выбор России» - 1,57;
- другим партиям - 8,64.
В 2003 г. их предпочтения были отданы следую -щим партиям (в %):
- Партии «Единая Россия» - 19,68;
- Коммунистической партии РФ (КПРФ) - 15,74;
- Либерально-демократической партии РФ - 7,87;
- Аграрной партии России - 4,72;
- другим партиям - 7,28.
На вопрос «Чем они вас привлекают?» (допускалось отметить в анкете среди ответов не более трех) ответы респондентов были такие (в %):
- нравится своей программой наведения порядка - 33,85;
- своей идеологией - 5,51;
- своими политическими лидерами - 12,59;
- тем, что партия не отрывается от народа, знает его проблемы, - 18,89;
- тем, что партия отстаивает интересы народа в парламенте и других властных структурах,- 15,74;
- другим - 10,23.
Численный состав партии определяет уровень политизации населения, готовность поддержать те или иные политические позиции и вести активную борьбу за них. В 1988 г. показатель политизации в стране был около 9% (в КПСС состояло более 19 млн человек), сегодня этот показатель ниже 1% (так, на исследованных нами промышленных предприятиях Саратовской области в работе политических партий в 2003 г. принимали участие 0,78% работников).
Сегодня в России большинство политических партий малочисленны. Многие из них ориентированы на отдельные личности самих руководителей. Они недостаточно организованны, социальная база
размыта. Политические программы не обладают необходимой четкостью. Ряд партий был создан, на наш взгляд, искусственно, иногда специально для участия в проходивших федеральных выборах. Они не пользуются в обществе должным авторитетом, поэтому значительное их число прекратило свою деятельность, а некоторые партии медленно «умирают».
К началу сентября 2004 г. в России осталось 45 партий (до принятия закона «О политических партиях » было 184 общероссийских объединения)16. Наиболее крупные политические партии в стране сегодня : «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина», СПС, «Яблоко». На вопрос «Сколько политических партий должно быть в России?» опрошенные граждане ответили так (в %)17:
- 1 - 19;
- 2 - 17;
- 3 и более - 23;
- партии не нужны - 14;
- затрудняюсь ответить - 27.
Из этих опросов видно, что значительная часть населения оценивает роль партий в политической жизни как «незначительную», а 27% не может дать никакой оценки.
По мнению большинства ученых из самых крупных в России социологических центров, сегодня партии в основном являются «верхушечными» и потому рядовых граждан РФ они не интересуют: у них нет общих интересов. Даже деятельность «Единой России» не интересует 57% проголосовавших за нее граждан18. Негативно воздействует на партийное строительство в России такой важнейший фактор, как относительная неразвитость демократической политической культуры и гражданского общества.
Партии - важный инструмент выявления и сближения интересов разных социальных групп, выработки общественного консенсуса. Переход к пропорциональным выборам Государственной Думы заставит политические партии повернуться лицом к рядовым гражданам России. Они будут обязаны предложить избирателям конкретные и обоснованные программы, станут нести большую ответственность за их выполнение, а также за работу своих представителей во всех органах власти. Президент РФ В.В. Путин сказал, что «политические партии должны учиться приходить к власти и расставаться с ней по воле народа»19.
Одна из форм участия граждан в политическом процессе - это участие в деятельности политизированных средств массовой информации (СМИ).
Граждане России имеют права, обеспечивающие свободу выражения мнений. Сюда относятся свобода слова, мысли, печати. Они также имеют право свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять необходимую информацию законным способом. Однако нельзя злоупотреблять свободой массовой информации, часто свобода выражения мнений не всегда рассматривается как абсолютное право. Можно наказать за злоупотребление ими, например за подстрекательство к совершению правонарушения или преступления, непристойность, оскорбление, клевету и др.
К сожалению, сегодня часть массовой информации в разной степени представляет интересы отдельных бизнес-структур, не дает объективной информации гражданам России. В стране существует огромный рынок СМИ. У нас выпускается больше 40 тыс. газет, работают 1453 радиостанции и 2240 телевизионных компаний. Выступая на Первом Всемирном конгрессе информационных агентств, В.В. Путин сказал, что «...свобода прессы - это одна из опор нашего демократического фундамента, гарантия необратимости демократического развития страны»20.
В качестве другой формы политического участия необходимо назвать направление различных предложений и проектов по принятию законов и нормативных актов в органы законодательной и исполнительной властей. Для этого гражданам нужны знания и навыки законотворческой деятельности. Политическое участие граждан РФ проявляется и в обращениях их в органы государственной власти и властные структуры с целью удовлетворения своих потребностей.
К числу политических прав и свобод граждан России относятся свобода собраний, митингов, манифестаций, шествий и пикетирования. В постсоветский период эти права и свободы широко используются россиянами.
Директор Института политических исследований С. Марков считает, что «постепенно в нашем обществе созидательное начало берет верх над разрушительным. Россияне не желают больше потрясений: ни политических, которые олицетворяет Октябрьская революция, ни экономических типа дефолта»21 . Например, в 2003 г. большинство граждан России не участвовали в демонстрациях и митингах, организуемых политическими силами страны в честь Октябрьской революции. Народ поверил, что государство начнет решать его проблемы и без напоминаний.
На вышеназванных нами промышленных предприятиях Саратовской области участниками манифестаций, демонстраций, митингов были 11,81% работников. Социологические исследования и сама практика показывают, что в политических акциях, митингах и демонстрациях молодежь нашей страны не проявляет большой активности. В них участвуют в основном люди старшего возраста.
Проведенное исследование позволило сделать ряд обобщений об особенностях политического участия российских граждан на региональ -ном уровне.
Политическое поведение жителей провинциальных городов России отличается от поведения жителей городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также от политического поведения жителей сель -ской местности. Значительная часть опрошенных отметили, что занимаются политической деятельностью эпизодически или в силу обострения ситуации. Более того, многие из них не хотят принимать участия в общественной и политической жизни.
Одна из основных причин заключается в том, что значительная часть респондентов заняты решением своих личных проблем самостоятельно, без надежды на государство. Думается, что этот факт свидетельствует о противоречивости характера современной политической культуры россиян. С одной стороны, он демонстрирует достаточно низкий уровень политической активности и невысокий уровень доверия существующим институтам власти. Многие россияне уверены, что их участие все равно ничего изменить не сможет. С другой - состояние политической культуры свидетельствует об определенных ментальных сдвигах в сознании россиян от традиционалистского и патерналистского понимания роли государства и его ин -ститутов в общественной жизни и в жизни каждого отдельного человека. Это свидетельствует о том, что в стране, хотя и с большими трудностями, постепенно происходит формирование активной гражданской культуры, которая в последующем сможет стать фундаментом политической культуры участия.
Мощными стимуляторами данной активности могли бы стать демократизация общественной жизни, плюрализм, гласность и др. Однако процессы текущего партийного строительства, общая ситуация во взаимоотношениях между властью и СМИ, существующими в России институтами гражданского общества, отстранение граждан от прямого участия в выборах глав субъектов Российской Федерации вряд ли можно оценить как факторы, способствующие становлению такой культуры участия. Очевидно, что этот процесс длительный, но объективно необходимый для стабилизации политической системы и общественных отношений в целом.
1 Цит. по: Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х гг. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000. С. 176.
2 См.: Щепаньский Я. Элементарные понятия о социологии. М., 1959. С. 51.
3 См.: Галеев З.Г. Теоретико-методологические аспекты социализации личности: очерки по социальной антропологии. Казань, 1998. С. 61.
4 См.: Броцкий Г.О. Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2000; Елехин А.В. Особенности политической социализации современной российской молодежи: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1998; Журавлев Н.Н. Проблема социализации: политический аспект: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Екатеринбург, 1999; Разуваев С.В. Политическая социализация студенческой молодежи в современных условиях (опыт социологического анализа): Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Волгоград, 1999; Васильев И.В. Условия и пути политической социализации личности: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 1998.
5 Цит. по: Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. С. 124.
6 См.: Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994. С. 22.
7 Цит. по: Политическая социология / Отв. ред. ГП. Сопов. Ростов н/Д., 2001. С. 313.
8 См.: Аргументы и факты. 2003. № 6. С. 1.
9 См.: Там же. № 4. С. 1.
10 См.: Там же. № 1. С. 2; № 7. С. 1.
11 См.: Там же. № 47. С. 4.
12 См.: Российская газета. 2004. 7 окт.
13 Цит. по: Известия. 2004. 7 окт.
14 Цит. по: Вилков А.А., Бобылев Б.В. Социокультурные основания политических конфликтов в России. Саратов, 2002. С. 116.
15 См.: Реформирование России: мифы и реальность. М., 1996. С. 286.
16 См.: Российская газета. 2004. 1 сент.
17 См.: Аргументы и факты. 2004. № 27. С. 4. (Опрос проводил Фонд «Общественное мнение».)
18 См.: Известия. 2004. 2 сент.
19 Цит. по: Путин В.В. Послание Федеральному собранию РФ. 26 мая 2004 // Труд. 2004. 27 мая.
20 Цит. по: Труд. 2004. 25 сент.
21 Цит. по: Труд. 2003. 11 нояб.