ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.051.020.202003.288-301
УДК:167/168
H. И. Изергина1, В. П. Изергина2
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: [email protected]
2Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: [email protected]
Участие Республики Мордовия в финно-угорском движении как фактор формирования российской идентичности
Введение. Актуальность проблематики формирования и укрепления российской идентичности в различных аспектах сегодня не подвергается сомнению. В связи с этим большое значение имеет исследование различных факторов, влияющих на данный процесс. Цель настоящего исследования - проанализировать влияние участия Республики Мордовия (РМ) в финно-угорском движении на процесс формирования российской идентичности. Задачи исследования: охарактеризовать вовлеченность РМ в финно-угорское движение на российском и международном направлениях; показать учет данного участия в реализации государственной национальной политики в республике; выявить возможности и риски дальнейшего участия Мордовии в финно-угорском движении для формирования и укрепления российской идентичности. Материалы и методы. Выбор методологии исследования продиктован стратегическими целями государственной национальной политики современной России, ориентированными на создание гражданского единства, при условии обязательного сохранения и дальнейшего развития этнокультурного многообразия страны. Сочетание гражданской и этнокультурной компонент в формировании и упрочении российской идентичности предполагает органическая методология процесса нациестроительства, отрицающая унификацию этнического многообразия. В исследовании используются материалы сайтов Консультативного комитета финно-угорских народов и Информационного центра финно-угорских народов, а также научные работы российских ученых, содержащие данные, касающиеся различных аспектов участия Республики Мордовия в финно-угорском движении. При решении поставленных в статье задач применялись исторический, феноменологический, институциональный подходы, анализ документов. Результаты и обсуждение. Результаты исследования показали, что финно-угорское движение, нацеленное прежде всего на решение этнокультурных проблем, активно участвует в процессе сохранения и развития этнокультурной специфики народов Российской Федерации, реализуя стратегическую линию государственной национальной политики на современном этапе. Республика Мордовия внесла существенный вклад в организационное и идейное оформление финно-угорского движения. На проведенных в Мордовии IV и V съездах финно-угорских народов России определена стратегия движения - укрепление общероссийского гражданского единства как условия благополучного развития этнической самобытности финно-угорских и других народов России в рамках единого государства. Жизнеспособность идейных и институциональных подходов к выработке и реализации государственной национальной политики РФ в республике, ориентированных на сбережение культурного многообразия,
© Изергина Н. И., Изергина В. П., 2020
1QQ ГумАнитАрий : актуальные проблемы ^ „„ ----
200 - R том 20, № 3, 2020
гуманитарной науки и образования ' '
получили признание во всем финно-угорском мире. В документах Всемирного конгресса финно-угорских народов указано на роль финно-угорского движения в осмыслении этнокультурной специфики как больших возможностей стран и регионов в культурном и социально-экономическом развитии. Вместе с тем в осуществлении задач этнополитики, в том числе через участие в финно-угорском движении, имеются проблемы (недостаточное использование потенциала этнотуризма, молодежного участия в развитии финно-угорских народов, иждивенческая позиция некоторых общественных финно-угорских организаций, преобладание угроз и слабых сторон над сильными сторонами и возможностями развития этнонационального пространства современной России). Заключение. Участие Республики Мордовия в финно-угорском движении, включенное в реализацию государственной национальной политики, является фактором формирования российской идентичности. Признание во всем финно-угорском мире положительного опыта Мордовии в реализации государственной национальной политики сделало республику его «сердцем». Положительный опыт и нерешенные проблемы в сфере этнополитики указывают на возможности и риски дальнейшего участия РМ в финно-угорском движении для формирования российской идентичности. Возможности связаны с использованием разностороннего сотрудничества в рамках финно-угорского движения для повышения этнического самосознания мордвы, а угрозы - с политизацией и зависимостью от антироссийских сил, ослабляющих общероссийское гражданское единство. Усиление возможностей и предотвращение угроз возможно на базе органической методологии нациестроительства, означающей укрепление общероссийского гражданского единства как условия благополучного развития этнической самобытности финно-угорских и других народов России в рамках единого государства. Ключевые слова: российская идентичность, нациестроительство, государственная национальная политика, органическая методология, финно-угорское движение, Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации, Всемирный конгресс финно-угорских народов, Республика Мордовия.
Для цитирования: ИзергинаН. И., ИзергинаВ. п. Участие Республики Мордовия в финно-угорском движении как фактор формирования российской идентичности // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2020. - Т. 20. - № 3. - С. 288-301. DOI: 10.15507/20789823.51.020.202003.288-301.
Благодарность: Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 18-011-00364 А).
Nina I. Izergina1, Vera P. Izergina2
1 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),
е-mail: [email protected]
2 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),
е-mail: [email protected]
Participation of the Republic of Mordovia in the Finno-ugric Movement as a Factor in the Formation of Russian Identity
Introduction. The relevance of the problem of forming and strengthening the Russian identity in various aspects is not in doubt today. In this regard it is important to study the various factors that affect this process. The purpose of this research is to analyze the influence of the Republic of Mordovia's participation in the Finno-Ugric movement on the process of forming Russian identity. Research objectives: to characterize the involvement of the Republic of Moldova in the Finno-Ugric movement in the Russian and international directions; to show this participation in realization of state national policy in the Republic; to identify opportunities and risks the further participation of Mordovia in Finno-Ugric movement for the formation and strengthening of the Russian identity. Materials and Methods. The choice of research methodology is dictated by
the strategic goals of the state national policy of modern Russia, aimed at creating civil unity under the condition of mandatory preservation and further development of the country's ethnic and cultural diversity. The combination of civil and ethno-cultural components in the formation and consolidation of Russian identity implies an organic methodology of the nation-building process, which denies the unification of ethnic diversity. The research uses materials from the websites of the Advisory Committee of Finno-Ugric peoples and "The information center of Finno-Ugric peoples", as well as scientific works of Russian scientists containing data on various aspects of the participation of the Republic of Mordovia in the Finno-Ugric movement. Historical, phenomenological, institutional approaches, and document analysis were used to solve the tasks set in the article. Results and Discussion. The results of the study showed that the Finno-Ugric movement, aimed primarily at solving ethno-cultural problems, actively participates in the process of preserving and developing the ethno-cultural specificity of the peoples of the Russian Federation, implementing the strategic line of state national policy at the present stage. The Republic of Mordovia has made a significant contribution to the organizational and ideological design of the Finno-Ugric movement. At the IV and V congresses of the Finno-Ugric peoples of Russia held in Mordovia, the strategy of the movement was defined - the strengthening of all-Russian civil unity as a condition for the successful development of the ethnic identity of the Finno-Ugric and other peoples of Russia within the framework of a single state. The viability of ideological and institutional approaches to the development and implementation of the state national policy of the Russian Federation in the Republic, aimed at preserving cultural diversity, has been recognized throughout the Finno-Ugric world. The documents of the world Congress of Finno-Ugric peoples indicate the role of the Finno-Ugric movement in understanding the ethno-cultural specifics as great opportunities for countries and regions in cultural and socio-economic development. However, the implementation of ethnic policy, including through participation in the Finno-Ugric movement, there are the problems (insufficient use of the potential of ethno-tourism, youth participation in the development of Finno-Ugric peoples, the dependent position of some public Finno-Ugric organizations, the prevalence of threats and weaknesses over strengths and development opportunities of ethno-national space of modern Russia). Conclusion. The participation of the Republic of Mordovia in the Finno-Ugric movement, included in the implementation of the state national policy, is a factor in the formation of Russian identity. Recognition throughout the Finno-Ugric world of Mordovia's positive experience in implementing state national policy has made the Republic its "heart". Positive experience and unresolved problems in the field of Ethnopolitics point to the opportunities and risks of further participation of the Republic of Moldova in the Finno-Ugric movement for the formation of Russian identity. Opportunities are associated with the use of diverse cooperation within the Finno-Ugric movement to increase the ethnic identity of the Mordovians, and threats are associated with politicization and dependence on anti-Russian forces that weaken the all-Russian civil unity. Strengthening opportunities and preventing threats is possible on the basis of an organic methodology of nation-building, which means strengthening all-Russian civil unity as a condition for the successful development of the ethnic identity of the Finno-Ugric and other peoples of Russia within a single state.
Keywords: Russian identity, nation-building, state national policy, organic methodology, Finno-Ugric movement, Association of Finno-Ugric peoples of the Russian Federation, world Congress of Finno-Ugric peoples, Republic of Mordovia.
For citation: Izergina N. I., Izergina V. P. Participation of the Republic of Mordovia in the Finno-Ugric Movement as a Factor in the Formation of Russian Identity. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2020; 20(3): 288-301 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.051.020.202003.288-301.
Acknowledgements: The study was supported by the Russian Foundation for basic research (grant № 18-011-00364 a)/
ЮЛ Гуманитарии : актуальные проблемы ^ „„ ----
240 ~ я том 20, № 3, 2020
— ' гуманитарной науки и образования ' '
Введение
Злободневность проблематики формирования и укрепления российской идентичности сегодня не подвергается сомнению. Она обсуждается в научном и общественном дискурсах в самых различных аспектах - ретроспективном, ситуативном, перспективном; локальном, региональном, глобальном; методологическом, методическом и практическом.
Ретроспективный аспект рассмотрения данной темы важен с точки зрения осмысления уникального российского опыта на-циестроительства и его использования в современных практиках, а также критической оценки и разумного заимствования практик других народов в данном процессе.
Ситуативный аспект чрезвычайно актуализируется политикой сдерживания и давления на Россию со стороны так называемого коллективного Запада, в том числе попытками изменения нашего национального самосознания, отказа от собственной идентичности ради вхождения в глобальный мир (глобальную экономику).
Значение перспективного аспекта трудно переоценить. Ведь образ будущей России, привлекательный для всех слоев населения, служит верной целеориентации нынешнего ее развития, определению тех конкретных задач во всех сферах жизнедеятельности, которые необходимо решить сегодня для приближения желаемого будущего. Разделяемый большинством россиян образ будущего страны является фактором объединяющей и мобилизующей силы.
Процесс нациестроительства имеет не только временное, но и пространственное измерение. Современные реалии показывают, что успешное строительство российской нации, формирование и упрочение
гражданской и этнической идентичностей в их взаимосвязи и взаимодополнении возможны при условии согласованных усилий на локальном, региональном и глобальном уровнях. Так, роль России как глобального игрока в пространстве экономики, политики, культуры, информации связана с достижением намеченных показателей внутреннего развития, в частности показателей формирования российской идентичности. В соответствии с госпрограммой «Реализация государственной национальной политики» к 2025 г. доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общей численности граждан России должна вырасти до 83,5 %, а уровень общероссийской гражданской идентичности - до 81,0 %; число участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, - до 5 205,7 тыс. чел., а на этнокультурное развитие народов России -до 3 499 тыс. чел.1
Для достижения отмеченных и других конкретных показателей в реализации государственной национальной политики в современной России необходима адекватная методология. В последнее время в данном вопросе усилился интерес к органической методологии, имеющей глубокие исторические корни в отечественной интеллектуальной традиции, в частности в политико-философской мысли.
Из изложенного выше следует, что на процесс формирования российской идентичности влияют разные факторы, учет которых важен для его результата. В контексте темы статьи представляется актуальным учет взаимосвязи всех уровней пространственного фактора в силу происходящих изменений в мире, а под их влия-
1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» (с изменениями на 30 ноября 2019 года) [Электронный ресурс]. -URL: http://docs.cntd.ru/document/420388022.
нием и в отдельных государствах, особенно сложных по национальному составу и территориальному устройству, к каковым относится и Российская Федерация.
Цель данного исследования - проанализировать влияние участия Республики Мордовия в финно-угорском движении на процесс формирования российской идентичности. Задачи исследования: охарактеризовать вовлеченность РМ в финно-угорское движение на российском и международном направлениях; показать учет данного участия в реализации государственной национальной политики в республике; выявить возможности и риски дальнейшего участия Мордовии в финно-угорском движении для формирования и укрепления российской идентичности.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 80-х гг. ХХ в., когда началось становление финно-угорского движения, по настоящее время.
Обзор литературы
Финно-угорское движение и участие в нем Республики Мордовия изучается отечественными и зарубежными исследователями разных областей - филологии, истории, культурологии, политологии и др.
Лингвистические и литературоведческие, исторические и этнографические, культурологические и искусствоведческие проблемы финно-угорских народов освещаются в научном журнале «Финно-угорский мир», учредителем и издателем которого с 2008 г. является Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва.
Политические аспекты финно-угорского мира также находят отражение на страницах данного издания. Среди обобщающих исследований этого плана следует назвать работы И. В. Бахлова, О. В. Бахловой [1], И. Г. Напалковой, А. Н. Чекушкина [10], И. Г. Напалковой, А. С. Солдатовой, К. В. Курочкиной [9], в которых анализируются реализация государственной наци-
292
ональной политики Российской Федерации в финно-угорских республиках; эволюция политико-правового статуса финно-угорских народов в России и этнополитическое пространство современной России.
Вопросы, касающиеся финно-угорского сотрудничества в области молодежной политики, имеют важное значение для будущего финно-угорского движения и потому закономерно привлекают внимание ученых [5; 13; 20].
Интерес представляют работы, анализирующие деятельность институтов гражданского общества финно-угорских стран и регионов в сотрудничестве в разных сферах, а также в Организации Объединенных Наций по правам коренных народов [11; 12].
Достаточно активно в финно-угроведе-нии изучается роль этнического туризма в развитии финно-угорского движения и в сохранении этнокультурного своеобразия финно-угорских народов [3; 15].
В контексте формирования российской идентичности особый интерес представляют исследования этнического самосознания финно-угорских народов России в условиях глобализации [17]; этнических потребностей человека в соотношении с качеством окружающей среды на территориях проживания финно-угорских народов [6]; этнокультурной составляющей в системе образования [8].
Проблемы создания историко-культурного бренда финно-угорских республик и регионов для сохранения культурной самобытности территории рассматриваются О. А. Богатовой, Д. Г. Десяевым и И. Г. Напалковой [2; 4].
Безусловную актуальность имеет изучение динамики численности финно-угорских народов России [7; 14].
Материалы и методы
Выбор методологии исследования продиктован стратегическими целями государственной национальной политики со-
ГумАнитАрий : актуальные проблемы ^ „„
~ й том 20, № 3, 2020
гуманитарной науки и образования ' '
временной России, ориентированными на создание гражданского единства при условии обязательного сохранения и дальнейшего развития этнокультурного многообразия страны.
Сочетание гражданской и этнокультурной компонент в формировании и упрочении российской идентичности предполагает органическая методология процесса нациестроительства. Данная методология противостоит технократическому подходу, характеризующемуся попыткой унификации этнического многообразия, что ослабляет доверие меньшинств к государству и формирует условия для межэтнических конфликтов.
В исследовании используются материалы сайтов Консультативного комитета финно-угорских народов и Информационного центра финно-угорских народов, а также научные работы российских ученых, содержащие данные, касающиеся различных аспектов участия Республики Мордовия в финно-угорском движении. При решении поставленных в статье задач применялись исторический, феноменологический, институциональный подходы, анализ документов.
Результаты исследования
Сохранение и дальнейшее развитие этнокультурной специфики народов Российской Федерации является неотъемлемой частью стратегической линии государственной национальной политики на современном этапе. Финно-угорское движение, нацеленное прежде всего на решение этнокультурных проблем, активно участвует в данном процессе.
Республика Мордовия, где проживает самый крупный среди финно-угорских народов России мордовский (эрзя и мокша) народ, с самого начала, а именно с конца 80-х гг. ХХ в., участвовала в становлении финно-угорского движения. Так, в 1992 г. общество национального возрождения мор-
довского народа «Масторава» стало одним из создателей Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации (АФУН РФ). АФУН РФ занимается осуществлением прав и интересов финно-угорских народов и созданием единого пространства в социально-экономической, культурной и информационной сферах. Координационным центром деятельности движения с 2002 г. является столица Мордовии Саранск.
Следует выделить российский и международный аспекты деятельности республики в организационном и идеологическом оформлении и развитии финно-угорского движения.
Российское направление связано с подготовкой и проведением в Саранске IV (сентябрь 2009 г.) и V (сентябрь 2013 г.) съездов финно-угорских народов России, ставших знаменательными вехами в организационном и идейном становлении и развитии единого финно-угорского мира. В работе съездов принимали участие не только делегаты и наблюдатели из российских регионов, но и представители общественных организаций из Финляндии, Венгрии и Эстонии. Помимо широкой представительности финно-угорских народов в работе данных съездов (на IV съезде участники представляли более 30 регионов, а на V съезде - почти 40 регионов РФ), важным моментом стала выработка стратегической линии в деятельности общественных финно-угорских организаций по развитию этнической культуры и родных языков. В резолюциях съездов получили осуждение стремления политизировать цели и задачи финно-угорского движения, сформулированы рекомендации учитывать полиэтнич-ность России и укреплять общероссийскую гражданскую идентичность представителей финно-угорских народов. Дальнейшее развитие финно-угорского движения было определено в направлении консолидации и
укрепления межнационального мира в РФ на базе защиты этнокультурных прав финно-угорских народов. Также была отмечена потребность усилить внутрироссийское направление деятельности общественных финно-угорских организаций по отстаиванию интересов финно-угорских народов РФ2.
На роли финно-угорского движения России в сохранении стабильности многонационального Российского государства сделали основной акцент участники V съезда Ассоциации финно-угорских народов РФ. П. Н. Тултаев подчеркнул, что своеобразие проблем финно-угорских народов России обусловливается многонациональным составом страны и диктует потребность3 очень внимательно относиться к традициям других живущих рядом народов [7, с. 1213]. Активное участие АФУН РФ, входящая «в состав образованного в 2012 году Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям», принимает «в государственной национальной политике страны», руководствуясь «общей ответственностью за прошлое и будущее страны»4.
Отметив позитивные перемены в осуществлении этнокультурных инициатив финно-угорских народов и упрочения российского гражданского единства с точки зрения правового и финансового обеспечения, V съезд АФУН РФ обозначил направления дальнейшего развития финно-угорского движения исходя из его нерешенных вопросов. Они обусловлены ухудшением ситуации в сферах демографии, востребованности родных языков, функционирова-
2 Резолюция IV съезда финно-угорских народов Российской Федерации // Финно-угорский мир. -
2009. - № 3. - С. 11, 17.
3 Интервью с Председателем Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации Петром
Николаевичем Тултаевым // Финно-угорский мир. - 2013. - № 2. - С. 12-13.
4 V съезд финно-угорских народов России. 2013 г. [Электронный ресурс] // РОО «ООФУКЦ». -
URL: https://finnomsk.ru/novostnaya-magistral/95-v-s-ezd-finno-ugorskikh-narodov-rossii-2013g.html
(Дата обращения: 12.03.2020).
ния традиционной культуры, молодежной политики [18, с. 34]. Особенное внимание делегатов V съезда финно-угорских народов России привлекла проблема участия молодежи в финно-угорском движении. Для ее решения региональным органам государственной власти и Совету АФУН РФ было рекомендовано предоставлять больше возможностей молодежным организациям для работы в области реализации проектов и программ этнокультурной, межнациональной и гражданско-патриотической направленности; сохранения языков, культурных и спортивных традиций финно-угорских народов; научных исследований фин-но-угроведческой проблематики; региональных программ подготовки управленческих кадров [18, с. 36].
Именно определение стратегии развития финно-угорского движения как движения, имеющего прежде всего этнокультурную направленность, но вместе с тем органично связанного с реализацией целей и задач государственной национальной политики РФ, представляет узловой результат работы IV и V съездов финно-угорских народов России, проведенных в Мордовии. Данная стратегия нацелена на укрепление общероссийского гражданского единства как условия благополучного развития этнической самобытности финно-угорских и других народов России в рамках единого государства. В силу этого идеология финно-угорского единства не может сочетаться с отрицанием «позитивных оценок исторической и политической роли Российского государства в отношении народов России» [19, с. 125-126].
ГумАнитАрий : актуальные проблемы
том 20, № 3, 2020
гуманитарной науки и образования ' '
Следует подчеркнуть, что проведение двух масштабных съездов АФУН РФ в Республике Мордовия и выработка стратегии развития финно-угорского движения в рамках органической методологии нациестро-ительства не являются случайными. Они обусловлены многонациональным составом республики и исторически сложившейся традицией межнационального сотрудничества и единения всех народов, проживающих на ее территории.
Немаловажно, что указанные факторы последовательно учитываются органами государственной власти Мордовии в реализации государственной национальной политики. Обстоятельный анализ подходов и практик реализации государственной национальной политики России в финно-угорских республиках в 2000-2018 гг., проведенный И. В. Бахловым и О. В. Бах-ловой, привел к обоснованному выводу о существенном совпадении опыта этих республик «с общероссийским трендом на утверждение патриотически-державни-ческого подхода» [1, с. 301]. Кроме того, в Республике Мордовия созданы соответствующие институциональные и материальные условия для достижения задач финно-угорского движения. Это Поволжский центр культур финно-угорских народов; Национальная библиотека им. А. С. Пушкина РМ, располагающая богатыми фондами, касающимися финно-угорского мира; Театр оперы и балета, развивающий национальное оперное и балетное искусство; Институт национальной культуры МГУ им. Н. П. Огарёва, занимающийся подготовкой национальных кадров для всех
финно-угорских народов; Межрегиональный научный центр финно-угроведения, общероссийская «Финно-угорская газета»; международный научный журнал «Финно-угорский мир»; всероссийские и межрегиональные финно-угорские фестивали5.
Международное направление деятельности финно-угорского движения связано с Всемирным конгрессом финно-угорских народов (ВКФУН) и его координирующим органом - Консультативным комитетом, в состав которого входят и представители мордовского (мокшанского и эрзянского) народа (М. А. Якунчев, Н. Л. Храмов). Усилия ВКФУН сконцентрированы на оказании содействия многостороннему сотрудничеству, формированию этнической идентичности финно-угорских народов, «реализации международных норм в области прав человека, права народов на самоопределение и прав коренных народов»6.
Всего на сегодняшний день проведено семь Всемирных конгрессов финно-угорских народов. В 2012 г. на VI ВКФУН, проходившем в венгерском г. Шиофок, участники высоко оценили опыт Республики Мордовия по поддержке, сохранению и развитию языков и самобытной культуры всех народов, живущих в России. В числе положительных моментов реализации государственной национальной политики в Мордовии было отмечено следующее: развитая система национального образования, этнокультурная инфраструктура, теле- и радиовещание на национальных языках, подготовка квалифицированных специалистов для национальных СМИ местными вузами, интернет-сайты на мордовских
5 Интервью с Председателем Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации Петром Николаевичем Тултаевым.
6 Регламент Всемирного конгресса финно-угорских народов. Принят Консультативным комитетом финно-угорских народов 05.09.2014 г, г Петрозаводск [Электронный ресурс] / Консультативный комитет финно-угорских народов. - URL: http://www.fucongress.org/vii-kongress/gotovimsya-k-vii-vsemirnomu-kongressu/reglament-vsemirnogo-kongressa-finno-ugorskix-narodov/ (Дата обращения: 23.04.2020). _
языках, преподавание языков в тесной связи с культурой, традициями, фольклором. В совокупности все перечисленные моменты позволили сделать вывод о роли Мордовии в финно-угорском движении как «сердце финно-угорского мира»7.
Жизнеспособность идейных и институциональных подходов к выработке и реализации государственной национальной политики РФ в республике, ориентированных на сбережение культурного многообразия, подтвердил состоявшийся в 2016 г. в Финляндии VII ВКФУН. В его документах указано на роль финно-угорского движения в осмыслении этнокультурной специфики как больших возможностей стран и регионов в культурном и социально-экономическом развитии8.
Обсуждение и заключение
Накопленный положительный опыт РМ в области осуществления задач этнополити-ки, в том числе через участие в финно-угорском движении, не означает отсутствия каких бы то ни было проблем. «Многие решения по возрождению культуры финно-угорских народов оказываются неверными в силу того, что не учитывается совокупность воздействия на человека всех составляющих этнической окружающей среды», - пишут А. В. Каверин и Н. А. Каверина [6, с. 118]. В числе составляющих данные авторы выделяют саморегулирующуюся природную (леса и естественные акватории; в РМ составляют 33 %), постепенно разрушающуюся без постоянного регулирующего воздействия человека квазиприродную (сельскохозяйственные угодья; в РМ - 54 %), немедленно начинающую разрушаться созданную человеком искусственную, артеприродную, где концен-
трируется жизнь этноса (урбанизированные территории; в РМ - 12 %), и социальную (социокультурную) среду, разрушение которой ведет к духовной деградации этноса (язык, история, религия, традиции, культурные ценности) [6, с. 115-117].
Процесс сохранения самобытности культур может быть успешным при условии их открытости и направленности в будущее на основе диалога и органического сочетания культурных традиций этноса с современными культурными и цивилизационными достижениями. Убедительной демонстрацией данного тезиса служат этнофутуризм и эко-туризм [6, с. 118]. Исследователи сходятся во мнении, что этнотуризм является «одним из приоритетных видов туризма для развития в Мордовии» [3, с. 74]. Так, этнический маршрут «Зов Торамы» включен в Перечень брендовых маршрутов России. Этнотуризм помогает не только сохранению мордовских традиций и обычаев, но и формированию привлекательного территориального имиджа региона [4, с. 168], привлекательной региональной идентичности.
Туризм и брендинг развиваются как формы двустороннего и многостороннего сотрудничества между институтами гражданского общества финно-угорских стран [12, с. 68]. В связи с этим возникает «проблема развития скансенов (системы музеев под открытым небом) в финно-угорских регионах России, их адекватность культурному потенциалу этноса, репрезентативность экспозиции, туристическая привлекательность» [15, с. 94]. Главные проблемы скансенов заключаются в недостаточности финансирования, отсутствии их объединения в единую музейно-ту-ристическую систему.
7 Делегация из Мордовии приняла участие во Всемирном конгрессе финно-угорских народов [Электронный ресурс] // Новости Мордовии. - URL: https://www.113rus.ru/news/39850 (Дата обращения: 23.04.2020).
8 Резолюция VII Всемирного конгресса финно-угорских народов [Электронный ресурс] / Консультативный комитет финно-угорских народов. - URL: http://www.fucongress.org/vii-kongress/rezolyuciya/ (Дата обращения: 23.04.2020).
296
ГумАнитАрий : актуальные проблемы
том 20, № 3, 2020
гуманитарной науки и образования
Еще одна не до конца решенная проблема в формировании этнической идентичности личности - недостаточное использование фактора этнокультурного образования как существенного «средства сохранения и развития индивидом человеческой и национальной самобытности» [8, с. 93]. Например, воспитательный и образовательный потенциал мордовского героического эпоса «Ма-сторава», имеющего мировую известность, по мнению некоторых исследователей, остается нереализованным. Поэтому в финно-угорских регионах целесообразно активнее использовать изучение эпических творений населяющих их народов в формировании этнической идентичности личности.
Особую злободневность представляет вопрос этнодемографического и этноязыкового развития финно-угорских народов, численность которых с 1926 по 2010 г. сократилась на 945 тыс. чел., или на 28,9 %. За этот период коми, саамы, удмурты сохранили численность; манси, марийцы и ханты - увеличили, а мордва, финны, эстонцы, коми-пермяки, карелы, ижорцы, бесермяне, вепсы - сократили [7, с. 91].
Несмотря на сохраняющееся значительное признание родным языка своей национальности, особенно среди марийцев, коми-пермяков, удмуртов, а также коми и мордвы, число его носителей тоже уменьшается. Половина манси, согласно итогам последней переписи, указала русский язык как родной [14, с. 152].
Вместе с тем среди современных исследователей имеется мнение о невозможности полной ассимиляции многочисленных этносов: мордвы, удмуртов, коми, мари, - которые смогли сохранить свою культуру на протяжении тысячелетней истории [7, с. 97].
Дальнейших усилий требует работа по обеспечению преемственности идей финно-угорского движения, успех которой во многом связан с активностью молодежных общественных объединений, вовлеченностью молодежи
в культурное, социально-экономическое и политическое развитие финно-угорских народов. В этом контексте следует отметить деятельность Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН), в рамках которой проводятся международные встречи финно-угорской молодежи с целью решения значимых вопросов этнокультурного развития. Однако Т. В. Юзыкайн отмечает потребительскую позицию молодежи в 90-е гг. прошлого столетия, которая выражалась в критике органов власти, отсутствии системного характера работы МАФУН между конгрессами. Возможности конгресса МАФУН должны продуктивнее реализовываться в направлении «развития общественно-политических и дипломатических навыков... межкультурной коммуникации молодежи разных регионов и стран, объединенной общей целью» [20, с. 52].
Иждивенческая позиция ряда этнопо-литических и этнокультурных организаций финно-угров, возлагающих решение всех проблем этнических меньшинств на власти регионального и федерального уровня, сохранилась и в XXI в. Именно данная позиция как сознательный выбор отдельных лидеров обусловила их политическую ангажированность и зависимость от антироссийских сил [16, с. 85]. Она противоречит органическому подходу, предполагающему оптимальное соотношение всех составляющих этнической окружающей среды для возрождения культуры финно-угорских народов.
В действительности необходим комплекс мер политического, экономического, социального и культурного характера для противодействия процессам деэтнизации, формирования российской идентичности как системы, включающей в качестве основных взаимосвязанных компонент гражданскую и этническую идентичности.
Аналогичный вывод следует из проведенного И. Г. Напалковой, А. С. Солдатовой и К. В. Курочкиной анализа этнонациональ-ного пространства современной России как
фактора нациестроительства. Данные авторы пишут о преобладании угроз и слабых сторон над сильными сторонами и возможностями развития этнонационального пространства, ослаблении положительных характеристик отрицательными в одной и той же сфере. Например, положительные характеристики в развитии экономики Мордовии: рост промышленного производства, создание уникального кластера инновационного развития, ведущие позиции по объему валовой продукции сельского хозяйства - ослабляются отрицательными - чрезмерной закре-дитованностью и 63-м местом по валовому региональному продукту. В развитии этнона-циональной сферы усиление роли некоммерческих организаций в инициации и реализации этнонациональной проектной практики снижается отсутствием стабильных источников их финансирования, зависимостью от административных ресурсов; снижение потенциального уровня межнациональной конфликтности и повышение межконфессионального согласия сопровождается сохранением бытовой ксенофобии, мигрантофобии и т. п. [9, с. 744, 746-747].
Подытоживая проведенный анализ, следует заключить.
С момента возникновения и по настоящее время Республика Мордовия активно участвует в организации и развитии этнокультурного финно-угорского движения в России и за ее пределами.
Большой вклад Мордовия внесла в процесс формирования и последовательного практического воплощения идейной стратегии развития финно-угорского движения, нацеленной на возрождение этнической идентичности финно-угорских народов на основе укрепления единства многонационального народа России и общегражданской идентичности.
Участие в финно-угорском движении учитывается в реализации государственной национальной политики в республике, в частно-
298
сти в решении задачи поддержки, сохранения и развития языков и самобытной культуры всех народов, живущих в России. Положительный опыт Мордовии в данном вопросе (развитая система национального образования, этнокультурная инфраструктура, подготовка квалифицированных специалистов для национальных СМИ местными вузами и др.), получив признание во всем финно-угорском мире, сделал республику его «сердцем».
Накопленный положительный опыт РМ в области осуществления задач этнополи-тики, в том числе через участие в финно-угорском движении, не означает отсутствия каких бы то ни было проблем. Среди них недостаточное использование потенциала этнотуризма, этнокультурного образования, молодежного участия в развитии финно-угорских народов, иждивенческая позиция некоторых общественных финно-угорских организаций, преобладание угроз и слабых сторон над сильными сторонами и возможностями развития этнонационального пространства современной России.
Положительный опыт и нерешенные проблемы в сфере этнополитики указывают на возможности и риски дальнейшего участия РМ в финно-угорском движении для формирования и укрепления российской идентичности. В целом возможности связаны с использованием разностороннего сотрудничества в рамках финно-угорского движения для повышения этнического самосознания мордвы, а угрозы - с политизацией и зависимостью от антироссийских сил, ослабляющих общероссийское гражданское единство.
Усиление возможностей и предотвращение угроз возможно на базе органической методологии нациестроительства, означающей укрепление общероссийского гражданского единства как условия благополучного развития этнической самобытности финно-угорских и других народов России в рамках единого государства.
ГумАнитАрий : актуальные проблемы
Библиографический список
1. Бахлов И. В., Бахлова О. В. Реализация государственной национальной политики Российской Федерации в финно-угорских республиках - субъектах РФ: эволюция подходов и практик (2000-2018) // Финно-угорский мир. - 2019. - Т. 11. - № 2. - С. 301-324.
2. Богатова О. А. Формирование социокультурных образов финно-угорских республик в медиадискурсе федеральных средств массовой информации // Финно-угорский мир. -2013. - № 4. - С. 97-103.
3. Гавина Е. М., Жулина М. А., Сотова Л. В., Фирстов М. И. Туристский маршрут «Зов Тора-мы» как инструмент развития этнического туризма в Республике Мордовия // Финно-угорский мир. - 2018. - № 4. - С. 74-87.
4. Десяев Д. Г., Напалкова И. Г. Республика Мордовия: историческая дескрипция имиджевого бэкграунда // Финно-угорский мир. - 2019. - Т. 11. - № 2. - С. 168-182.
5. Изергина Н. И. Сотрудничество Республики Мордовия со странами финно-угорского мира // Гуманитарий. - 2013. - № 4. - С. 62-68.
6. Каверин А. В., Каверина Н. А. Этническая окружающая среда финно-угорских народов: проблемы и задачи воссоздания и охраны // Финно-угорский мир. - 2015. - № 2. - С. 114-118.
7. Логинова Н. Н., Реброва Т. П. Динамика численности финно-угорских народов // Финно-угорский мир. - 2013. - № 3. - С. 89-97.
8. Миничкина В. П., Руськина Е. С. Эпос как фактор формирования этнической идентичности личности (на примере Республики Мордовия) // Финно-угорский мир. - 2019. - Т. 11. -№ 1. - С. 93-106.
9. Напалкова И. Г., Солдатова А. С., Курочкина К. В. Специфика развития этнонационального пространства современной России как фактор нациестроительства: стратегический ситуационный анализ // Регионология. - 2019. - Т. 27. - № 4. - С. 734-755.
10. Напалкова И. Г., Чекушкин А. Н. Эволюция политико-правового статуса финно-угорских народов в России // Финно-угорский мир. - 2013. - № 4. - С. 85-91.
11. Немечкин В. Н. Механизмы Организации Объединенных наций в сфере защиты прав коренных народов Российской Федерации (на примере финно-угорских народов) // Финно-угорский мир. - 2015. - № 1 (32). - С. 82-89.
12. Немечкин В. Н. Финно-угорская общественная дипломатия: теоретико-правовые и практические аспекты // Финно-угорский мир. - 2017. - № 3 (32). - С. 68-78.
13. Помелова Н. А., Комаров К. В. История развития финно-угорского сотрудничества в области молодежной политики // Вестник Мордовского университета. - 2012. - № 3-4. - С. 68-70.
14. Сафин Ф. Г., Мухтасарова Э. А., Халиулина А. И. Этнодемографическое и этноязыковое развитие финно-угорских народов в Урало-Поволжье // Финно-угорский мир. - 2019. -Т. 11. - № 2. - С. 152-167.
15. Уморина В. М. Финно-угорский скансен в России: культурный потенциал и туристический ресурс // Финно-угорский мир. - 2018. - Т. 10. - № 1. - С. 94-109.
16. Шабаев Ю. П., Шилов Н. В., Садохин А. П. «Финно-угорский мир»: идеология и реальность // Свободная мысль. - 2008. - № 12. - С. 79-94.
17. Школкина И. Н. Влияние глобализации на самосознание мордвы // Финно-угорский мир. -2017. - № 4 (33). - С. 107-124.
18. Шубин Л. Л., Шубина З. В., Рябина Е. П. V съезд Ассоциации финно-угорских народов России // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. - 2013. - № 4. - С. 32-36.
19. Щербакова Т. Ассоциация финно-угорских народов и перспективы развития этноориенти-рованных организаций в XXI веке [Электронный ресурс] // Рубеж (альманах социальных исследований). - 2003.- № 18. - С. 111-126. - URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16849294/ (Дата обращения: 26.03.2020).
20 Юзыкайн Т. В. Международные встречи молодежи финно-угорских народов в 90-е гг. ХХ в. // Финно-угорский мир. - 2013. - № 3.- С. 49-52.
ИСТОРИя
References
1. Bakhlov I. V., Bakhlova O. V. Implementation of the state ethnic policy of the Russian Federation in the Finno-Ugric republics - subjects of the Russian Federation: the evolution of approaches and practices (2000-2018). Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2019; Vol. 11, 2: 301-324. (In Russ.).
2. Bogatova O. A. Formation of socio-cultural images of the Finno-Ugric republics in the media discourse of the federal mass media. Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2013; 4: 97-103. (In Russ.).
3. GavinaE. M., ZhulinaM. A., Sotova L. V., FirstovM. I. Tourist route "Call of the Torama" as a tool for the development of ethnic tourism in the Republic of Mordovia. Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2018; 4: 74-87. (In Russ.).
4. Desyayev D. G., Napalkova I. G. The Republic of Mordovia: a historical description of the image background. Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2019; Vol. 11, 2: 168-182. (In Russ.).
5. Izergina N. I. Cooperation of the Republic of Mordovia with the countries of the Finno-Ugric world. Gumanitarian : aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2013; 4: 62-68. (In Russ.).
6. Kaverin A. V., Kaverina N. A. Ethnic environment of the Finno-Ugric peoples: problems and tasks of recreation and protection. Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 201S; 2: 114-118. (In Russ.).
7. Loginova N. N., Rebrova T. P. Dynamics of the number of Finno-Ugric peoples. Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2013; 3: 89-97. (In Russ.)
8. Minichkina V. P., Ruskina E. S. Epos as a factor in the formation of the ethnic identity of a person (on the example of the Republic of Mordovia). Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2019; Vol. 11, 1: 93-106. (In Russ.).
9. Napalkova I. G., Soldatova A. S., Kurochkina K. V. Specificity of the development of the ethno-national space of modern Russia as a factor of nation-building: strategic situational analysis. Regionologiya = Regionology. 2019; Vol. Vol. 27, 4: 734-7SS. (In Russ.).
10. Napalkova I. G., Chekushkin A. N. Evolution of the political and legal status of the Finno-Ugric peoples in Russia. Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2013; 4: 85-91. (In Russ.).
11. Nemechkin V. N. Mechanisms of the United Nations Organization in the field of protection of the rights of the indigenous peoples of the Russian Federation (on the example of the Finno-Ugric peoples). Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2015; 1(32): 82-89. (In Russ.).
12. Nemechkin V. N. Finno-Ugric public diplomacy: theoretical, legal and practical aspects. Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2017; 3(32): 68-78. (In Russ.).
13. Pomelova N. A., Komarov K. V. History of development of Finno-Ugric cooperation in the field of youth policy. VestnikMordovskogo Universiteta = Bulletin of Mordovia University. 2012; 3-4: 68-70. (In Russ.).
14. Safin F. G., Mukhtasarova E. A., Khaliulina A. I. Ethno-demographic and ethno-linguistic development of the Finno-Ugric peoples in the Ural-Volga region. Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2019; Vol. 11, 2: 152-167. (In Russ.).
15. Umorina V. M. Finno-Ugric Scansen in Russia: Cultural Potential and Tourism Resource. Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2018; Vol. 10, 1: 94-109. (In Russ.).
16. Shabaev Yu. P., Shilov N. V., Sadokhin A. P. "The Finno-Ugric world": ideology and reality. Svobodnaya Mysl' = Free thought. 2008; 12: 79-94. (In Russ.).
17. Shkolkina I. N. The influence of globalization on the self-awareness of the Mordovians. Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2017; 4(33): 107-124. (In Russ.).
18. Shubin L. L., Shubina Z. V., RyabinaE. P. V Congress of the Association of the Finno-Ugric peoples of Russia. Zdorov'e, demografiya, ekologiya finno-ugorskih narodov = Health, demography, ecology of the Finno-Ugric peoples. 2013; 4: 32-36. (In Russ.).
19. Shcherbakova T. Association of Finno-Ugric Peoples and Prospects for the Development of Ethno-Oriented Organizations in the XXI Century [Electronic resource]. Rubezh (al'manah
ГумАнитАрий : актуальные проблемы зии " я том 20, № 3, 2020
гуманитарной науки и образования
social'nyh issledovanij) = Rubezh (Almanac of Social Research). 2003; 18: 111-126. Available at: http://ecsocman.hse.ru/text/16849294/ (Accessed 26 March 2020). (In Russ.).
20. Yuzykain T. V. International meetings of the youth of the Finno-Ugric peoples in the 90s of XX century. Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2013; 3: 49-52. (In Russ.).
Поступила 19.02.2020.
Сведения об авторах
Изергина Нина Ивановна - доктор политических наук, профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: теория и философия политики, история и методология политической науки. Автор более 150 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7133-8469.
E-mail: [email protected]
Изергина Вера Павловна - кандидат политических наук, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: теория и философия политики, история и методология политической науки. Автор 46 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5142-7018.
E-mail: [email protected]
Submitted 19.02.2020.
About the authors
Nina I. Izergina - Doctor of Political Sciences, Professor, Department of General History, Political Science and Region Studies, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: theory and philosophy of politics, history and methodology of political science. The author of 150 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7133-8469.
E-mail: [email protected]
Vera P. Izergina - Candidate of Political Science, Assistant Professor, Department of General History, Political Science and Region Studies, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: theory and philosophy of politics, history and methodology of political science. The author of 46 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5142-7018.
E-mail: [email protected]